С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божия Матерь считается покровительницей нашей страны. От ее святых образов наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей.
Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери. Фото: ozon.ru
Троекратное празднование
Русская православная церковь установила три праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери. Каждый из этих дней связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками после обращения ко Пресвятой Богородице:
- 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году;
- 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году;
- 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
Что самое главное в этот день
Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека в жизни происходит его сретение – его собственная встреча с Божьим чудом, когда его горячая молитва бывает услышана и то, что казалось невероятным, все же происходит. Когда человек явственно чувствует, что находится под защитой Бога и Царицы Небесной.
Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. «Рассказывая о празднике своим детям, очень важно перебросить мостик и в сегодняшний день, – говорит православный педагог Анастасия Абрамова
. – А как эта встреча произошла у папы? А у мамы? Разговор об опыте встречи с Богом, о ее ожидании, о том, что и почему нам так часто мешает, чтобы эта встреча состоялась. О том, как мы готовимся к встрече со Христом в церковных таинствах: в таинстве исповеди, в таинстве причастия. И о том, что Христос – посреди нас».
История праздника
Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божию.
Во Владимир было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю). Фото: stefmon.ru
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Tue, 07 Sep 2022 15:24:45 +0300
Голаева Ирина
Помощь Божией Матери
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда.
Владимирскую икону Божией Матери поместили в построенном в ее честь Успенском соборе Московского Кремля. Фото: i.pinimg.com
Владимирской иконе Божьей Матери молятся:
- О мире и благоденствии на земле российской.
- О защите от нападения врагов, пусть это даже и не военные, а политические нападки.
- О помощи тем, кто служит в армии, или иным способом защищает Родину.
- О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
- О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
- О духовном прозрении, в том числе о поиске правильного пути в жизни, о помощи в выборе верного решения в сложной ситуации.
- О мире и согласии в семье. Она помогает семейным парам наладить их отношения, внести в них гармонию и благополучие.
- Об излечении любых телесных болезней.
Дважды спасенная
Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.
В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.
С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на церковь.
Сейчас Владимирская икона Божией Матери хранится в Николаевской церкви на Толмачах. Фото: roslavl-dhsh.ru
В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9). Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…
Что это за икона
Владимирская икона Божьей Матери – это самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон русской церкви. Судя по историческим документам, икону написал сам евангелист Лука – первый иконописец, авторству которого приписывается около десяти икон Богородицы.
Из Иерусалима эта икона в V веке попала в Константинополь. А затем в 1130 году греческий митрополит Михаил, прибывший из Константинополя в Киев, привез чудотворную икону в качестве драгоценного дара киевскому князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. Через 25 лет после этого Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого перенес чудотворную икону Богородицы сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже – во Владимир, где поместил ее в Успенском соборе города. После этого и вплоть до наших дней за чудотворной иконой закрепилось название «Владимирская». Сейчас она находится в Москве, храме-музее Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее.
Народное толкование и традиции празднования
Как и в других народных праздниках, древние традиции переплелись с христианством.
Так, этнографы описывают символический обряд продажи ребенка на Руси. Родители через окошко избы передают ребенка пожилой женщине. Она платит им символическую сумму и возвращает малыша обратно со словами «живи на мое счастье». На обрядовые деньги мать покупала свечи. Хранила их за иконами и зажигала, когда ребенок болеет, а также для очищения дома от болезни или неудач.
Действия, которые совершают участники обряда, по смыслу похожи на иудейский обряд посвящения младенца. Только посвящают его не Богу, а «вводят» в жизнь.
Вода на Сретение считалась целебной. На Руси ее набирали из колодца ночью, хранили в темном месте. Поили младенцев или заболевших родственников. По силе сретенскую воду приравнивали к крещенской.
Блины – блюдо, по форме и цвету напоминающие солнце. Поэтому на Сретение хозяйки обязательно готовили блины.
У восточных славян празднование встречи весны и зимы называется Громницы. Предположительно, день посвящался богу-громовержцу, чьи стрелы-громы уничтожали нечисть.
Для праздника белорусские крестьяне готовили большие свечи. Освящали их в церкви, использовали в защитных заговорах. Громничную свечку давали в руки умирающему для того, чтобы отогнать злых духов. Ее же зажигали в доме умершего, чтобы облегчить душе переход в мир иной, или жгли в сильную грозу, чтобы защитить дом от стрел громовержца. Перед Сретением белорусы поминали предков. Поминальный день называется Сретенские деды.
Приметы
По астрономическому солнечному календарю 15 февраля – это половина пути между зимним и летним солнцестоянием. Время, когда холода сменяются теплой погодой. В народном календаре славян Сретение тоже встреча. Только встречаются два времени года – весна и зима.
Богини устраивают спор. Победит весна – станет таять снег и начнутся весенне-полевые работы. А если зима – то морозы еще продлятся. Поэтому на Сретение люди наблюдали за погодой и делали предсказания.
Народные приметы:
- оттепель – к дождливой весне и плохому урожаю;
- крупные сосульки – к урожаю кукурузы;
- капель означала, что сначала будут сеять пшеницу, а затем просо;
- солнце – это весна победила и сильных морозов больше не будет; солнце также означает урожай льна;
- облака или мороз означали, что зима победила и следует ждать похолодания;
- ветреный день – к обилию плодов на фруктовых деревьях;
- небольшой снежок с утра – к урожаю ранних хлебов;
- вечерний снег – к неурожаю хлеба;
- звездное небо – зима продолжит править, а весна будет поздней.
Последние зимние морозы назывались сретенскими. После 15 февраля крестьяне приступали к весенним работам. Готовили семена к посеву. Чинили сельскохозяйственный инвентарь. Скот перегоняли из хлева в загон.
С праздником связаны и другие правила. Например, щедро кормили домашнюю птицу. Зимой куры несутся в 2 раза меньше, чем летом. Предлагая птицам обильную еду, хозяйка стимулирована несушек к возобновлению яйцекладки.
Запрещалось:
- скучать, ибо встреча весны – это праздник, ссориться или ругаться в такой день невежливо;
- планировать или отправляться в дальнее путешествие, иначе возвращение не будет скорым;
- делать работу, цель которой – удовлетворение собственных интересов, но можно делать ту, которая приносит пользу другим;
- мыться в бане.
Последний запрет связан с тем, что для растопки бани требовалось наколоть дров – выполнить работу для себя. Современный человек, принимая душ, меньше рискует навлечь гнев богов, чем его далекие предки.
Сретение у католиков
В римско-католической и англиканской церквях праздничное богослужение завершается освящением свечей. Они символизируют Христа, несущего в мир свет истины. Освященные свечи приносят домой и зажигают в плохую погоду. По церемонии освящения свечей праздник получил название Candlemass в английском языке, что означает «свечная месса». Во французском – Fête de la Chandeleur, в испанском – Día de la Candelaria.
У французов есть и народный праздник. Называется Jour des Crêpes, что означает «День блинов», родственный Масленице. В этот день готовят блины. Когда хозяйка делает первый блин, его следует подбросить на сковородке, зажав в другой руке монету. Если блин будет идеально пойман, то семью ждет счастливый год.