9 фактов, которые вам нужно знать о молитве в Библии

Мир Вам!

Я уже писал об этом в своей книге «Возвращаясь к итокам христианского вероучения». Но постараюсь еще раз ответить на данный вопрос.

Сегодня христианство – самая крупная в мире религия. Лидирует она как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,3 миллиардов человек, так и по географической распространенности. Все христианство объединено верой в Иисуса из Назарета, как в Мессию (в переводе Христа), Спасителя и Сына Божьего. Но при этом христианство сильно раздробленно. Самые крупные течения в христианстве это католицизм (1,2 млрд. последователей), протестантизм (800 млн.) и православие (220 млн.). Внутри этих течений много разветвлений.

В разных течениях существенно отличается вероучение и обряды. В частности у христиан различны молитвенные правила. В то время, как католики и православные, считают возможным и даже необходимым обращаться с молитвами к умершим людям, христиане протестанты молятся непосредственно напрямую Богу.

Сейчас мы попробуем рассмотреть библейскую аргументацию обоих традиций: так кому нужно молиться?

Начать хочется с того, чтобы вспомнить, откуда возникло христианство. Для всех историков и богословов нет сомнения в том, что христианство имеет корни в иудаизме. Первая книга Библии, именуемая обычно Ветхий Завет, содержит наставления Бога, данные людям начиная с Эдемского сада, и описание жизни народа Божьего – евреев, до прихода Иисуса Христа.

Иудеи не приняли Иисуса из Назарета за Мессию и поэтому до сих пор живут согласно Танаху, который практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Иудеи не находят в Танахе повеления молится Богу через посредников поэтому молятся Ему напрямую.

Ислам возник позже христианства. Мусульмане, иудеи и христиане верят в одного Бога, Которого именуют также Господом и Аллахом. В Коране упоминаются многие герои и события Библии. Мусульмане, согласно Корану, как и иудеи в соответствии с Танахом, до сих пор в богослужении и при богопочитании обращаются напрямую к Создателю. Только в православном христианстве и у католиков, имеющих античное греко-римское наследие, повсеместно применяются посреднические молитвы к Богу через умерших героев веры. Христиане протестанты, отколовшиеся от господствующих в то время течений христианства – католицизма и православия – стали искать чистоту учения Библии, поэтому исследовав этот момент, молятся Богу напрямую. Теперь мы рассмотрим на каких стихах Библии основаны диаметрально противоположные верования.

Обычно в подтверждение возможности молится к Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ и Бог услышал его молитву (см. Исх. 32:11). Также заступнической молитвой молился за евреев пророк Даниил (Дан. 9:3). Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Иов молился за свой друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1; 18:41). Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молится друг за друга (Иак. 5:16). Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что значит, одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Кончено такой вывод сделать можно. Действительно Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей ходатайственной молитвой. Но на эти же факты можно посмотреть с другой стороны.

Безусловно, Моисей и Даниил, молились за свой народ, и христиане молились за христиан, но в то время они были живы. В Библии – как в Ветхом, так и в Новом Заветах – нет примеров, когда за живых людей молятся умершие на тот момент верующие. Также в Библии мы не видим, что к Моисею, Даниилу, или к другим духовным лидерам, или священникам, или христианским служителям, верующие по одному или группами ходили бы с просьбами помолиться за них Господу. То есть Библия не описывает примеры посреднических молитв, в том виде, в котором они распространены сегодня в некоторых популярных христианских церквях.

Зачастую к отношениям с Богом люди применяют человеческие стереотипы. Им кажется, что достаточно близкого знакомства с тем, у кого имеется власть, чтобы решать частные проблемы. Но библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие – послушно внимающим гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил

, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15:1).

«Помилование зависит

не от желающего и
не от подвизающегося
, но
от Бога милующего
» (Рим. 9:16).

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых

обратишься ты?
Но я к Богу обратился бы
, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:1,8).

Из этих текстов видно, что посредническая молитва «святых», далеко не гарантирует положительного разбирательства вопроса.

Молитва, что это, и что она означает?

Самое главное понятие «Молитвы» – это разговор с Богом, это общение человека с Ним.

Статья по теме: Молитва для начала дня. 5 примеров

Человек привык общаться с себе подобными и он желает диалога с людьми. Даже если он замкнут, одинок, нелюдим, то всё равно тянется к общению. Мы может даже находить альтернативные виды общения такие как: интернет, телевизор, домашние животные, музыка, хобби…

Тоже самое можно сказать и об общении человека с Богом.

Как же мы, живущие на земле люди, можем общаться с Богом? Только через молитву. Есть конечно же ещё и дела, и хождение во свете, но это немного другая тема.

1

Если христианин

Если человек является Христианином, то он должен всегда молиться и не унывать:

5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. 8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11 Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. (Лук.11:5-13)

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук.18:1-8)

2

Смеренное сердце

Человек должен молиться со смеренным сердцем, в искреннем раскаянии:

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:9-14)

3

Впечатление на окружающих

Христианин не должен молится, чтобы произвести впечатления на окружающих его людей:

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; (Матф.6:5-7)

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Матф.23:14)

4

С верой и прощением

Молитва должна быть с верой и прощением всех, кто поступил плохо против «Вас»:

24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. 25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. (Мар.11:24,25)

5

Привилегия христиан

Молитва является привилегией христиан. Бог не услышит молитвы грешников, которые не являются верующими христианами, людей, которые не ищут Бога и не соблюдают Его волю.

Например, сравните места из Библии:

4 Цар 5:1-18; Чис 22:1-35; 4 Цар 20:1-6; 3 Цар 21:1-29; Иез 14:1-8; Иез 18:1-32; 2 Пет 2:15-16; Иуд 1:11; Деян 10:1-48

Приведённые отрывки наглядно показывают честность и обман человека перед Богом, с кем у Бога есть общение и тех, кто далек от Истины.

Статья по теме: Молитва с детьми 4 примера

В этих отрывках нигде нет человека, который бы молился → был услышан Богом → получил положительный ответ на свою молитву → потом начал грешить, то есть, жить по прежнему → потом опять начал молиться → был услышан Богом → потом опять получил положительный ответ на свою молитву → потом опять сознательно начинает грешить и так замкнутый круг.

Подобные люди встречаются в нашей жизни очень часто, да и сами «мы» (настоящие христиане) не совершенны. Но отличие молитвы христианина от не христианина в том, что настоящий христианин принял крещение → изменил свой образ мыслей и действий → стал жить по вере, борясь с грехом в своей жизни.

В этом и заключается отличие молитвы христианина от не христианина.

Молится, нужно правильно, а иначе наша молитва не даст нам ничего хорошего и будет бесполезна:

8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. (Прит.15:8)

29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. (Прит.15:29)

9 Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость. (Прит.28:9)

6

За кого молиться?

За кого нужно молиться? За всех и за всё! Молитва – это такой «инструмент», который даёт возможность говорить с Богом на разные темы. С Богом можно говорить и просить Его о разном, лишь бы это не было вульгарным, ненужным, греховным. Пример молитвы Иисус привёл в Евангелии от Матфея.

Пример молитвы:

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13)

Здесь мы видим, как бы образец того, о чём человеку следует говорить в молитве.

Начало, середина и конец молитвы: восхваление Бога, прошение к Нему, заключительная часть молитвы – Аминь, что означает: да будет так.

Это простой пример, который лишь даёт базу для «построения» своей молитвы, о своих нуждах и потребностях.

В Библии множество примеров молитв, где люди просили Бога, о различном и нужном:

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Лук.23:34)

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. (Деян.12:5)

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. (Деян.8:14,15)

60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. (Деян.7:60)

и Быт 18:23-32; Исх 32:11-13; 1 Цар 7:4-5; 3 Цар 8:12-61

7

Молится нужно своими словами

Молится нужно своими словами, так как современные книжки под названием «Молитвослов», «Молитвы на каждый день», «Молитвы разным святым», «Молитвы на определённый праздничный день» и т.д., не имеют ничего общего с настоящей молитвой.

Подобного рода книжки помогают лишь «бубнить» одни и те же слова каждый раз, когда приходит определённый день или праздник. Они заставляют человека механически повторять текст, но подобного рода вещи не стыкуются с Библией.

Если молитва — это общение и разговор с Богом, то и молиться нужно «умом и сердцем»:

1 Кор 14 глава – здесь также говорится о даре истолкования, но в контексте можно увидеть то, что молитва имеет под собой разумную составляющую в устах молящигося (христианина)

Люди не разговариваем шаблонными фразами друг с другом. Да, мы каждый раз говорим «привет, пока», но суть наших речей всегда различна. Мы используем в общении разные слова и выражения, в соответствии с обстановкой, здравым смыслом, нашим настроением, нашими желаниями….

У человека всегда разные чувства, желания, настроения и интересы. Всё вокруг меняется — обстановка, вопросы и ответы. Нужно понимать, что Бог — Личность, и Личность более Разумная чем мы. Так почему мы можем допускать шаблоны из книг при обращении к Отцу, ведь молитва — сокровенный диалог, ни никак заученная фраза.

Примеры молитв в Библии:

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:15,16)

14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. (Деян.1:14)

24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! 25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? 26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. 27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. 29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. 31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. (Деян.4:24-31)

44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лук.22:44)

Полезны будут и эти места:

3 Цар 8:12-61; 4 Цар 20:2-3; 2 Пар 30:19; Неем 1:4-11; Дан 6:13; Дан 9:3-21;

8

Поза в молитве

Статья по теме: Поза в молитве

Неважно в какой позе мы молимся, главное, чтобы это не было «ритуально» — по каким либо человеческим традициям.

В Библии нет определенных правил в отношении поз в молитве.

22 И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, (3Цар.8:22)

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; (Пс.94:6)

14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? (Иис.Нав.5:14)

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (Ис.1:15)

2 И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: 3 «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным [Тебе] сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. (4Цар.20:2,3)

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, (Лук.22:41)

Эти и многие другие примеры из Библии показывают, как надо правильно молиться, как не быть в заблуждении относительно различных веяний «моды».

Деяния 12:1-16

Начнем изучение этого отрывка со стихов 12:1-5а:

Деяния 12:1-5a «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу».

Царь Ирод, о котором говорится здесь, был внуком того царя Ирода, что желал смерти младенца Иисуса (Матфея 2) и «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Матфея 2:16). Он же был и племянником Ирода, называемого «четверовластником», который обезглавил Иоанна Крестителя и с Иисусом перед распятием поступил так: «уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду [чтобы еще больше унизить Его – прим. авт.]» (Луки 23:11). Похоже, Ирод из нашей истории в полной мере унаследовал жестокость своих деда и дяди, ведь это он убил Иакова, одного из двенадцати, и, видя, как это понравилось иудеям, схватил Петра, намереваясь вывести его к народу, вероятно, чтобы убить и его. Однако Ирод просчитался, потому что в 5-ом стихе сказано:

Деяния 12:5 «Итак Петра стерегли в темнице, МЕЖДУ ТЕМ церковь прилежно молилась о нем Богу».

Царь поставил целый отряд вооруженных охранников стеречь Петра. Он думал, что тем самым сможет предотвратить любую попытку его освобождения. Однако он не учел того, что, хотя Петр и находился в темнице, все это время церковь прилежно молилась о нем Богу. Этому Ирод никак не мог препятствовать, а значит, не мог препятствовать и вмешательству Бога в ответ на эту молитву. Посмотрим, что произошло дальше:

Деяния 12:6-7а «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу […]».

Ирод предпринял достаточно мер, чтобы воспрепятствовать побегу Петра из темницы. Справа и слева от Петра было по стражнику, к которым он был прикован цепями. Если бы он решил убежать, ему бы сначала пришлось разбираться с ними! Кроме того, как будто этого было мало, у двери его стерегли еще двое стражей! И хотя Ирод на славу постарался окружить Петра вооруженной охраной, все его усилия были ничем по сравнению с Богом и ЕГО силой. Смотрите, что сделал Господь:

Деяния 12:7-11 «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский».

Многие считают, что для того, чтобы такой побег удался, стражники должны были спать глубоким сном. Что ж, говорится ли об этом в Библии? Ни разу! Наоборот, сказано, что Петр спал между двумя воинами, а другие стражи у дверей «стерегли темницу». Что касается этих стражей, разве было бы в Слове сказано «стерегли», если они на самом деле спали? Я так не думаю, ведь это противоречило бы самому смыслу слова «стеречь». Так или иначе, я не знаю точно, как именно Бог устроил побег, но я знаю точно, что Он его устроил и спас Петра «из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский». И все же не будем забывать, что изначально привело к этому чудесному освобождению. Об этом сказано в 5-ом стихе:

Деяния 12:5 «Итак Петра стерегли в темнице, МЕЖДУ ТЕМ церковь прилежно молилась о нем Богу».

Обратите внимание на частицу противопоставления «между тем» в этом предложении. Она указывает на то, что заключению Петра в темнице было противопоставлено оружие, и этим оружием была молитва. Церковь молилась неустанно, и Бог ответил на их молитву, совершив невозможное, повергнув Ирода и его власть и избавив Петра от беды, в которую он попал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]