Частые дуа пророка ﷺ
Одна из молитв выражает просьбу Посланника ﷺ к Творцу укрепить его сердце «на Его религии», в этой мольбе Мухаммад ﷺ называет Всевышнего «О, изменяющий состояние сердец». Муслим в своем «Сахихе» в хадисе указывает, что однажды Мухаммад ﷺ сказал о том, что Аллах держит сердце человека «меж двух пальцев», «которым Он распоряжается, как пожелает». После этих слов Мухаммад ﷺ обратился к Творцу с мольбой о том, чтобы Он сделал так, «чтобы сердце мое повиновалось Тебе!». Текст дуа на арабском, в транскрипции и и в переводе на русский:
يا مقلب القلوب ثابت قلبي علي الدينك
«Йа мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби *аля диника» «О изменяющий состояние сердец,укрепи моё сердце на твоей религии» (хадис от Тирмизи).
Анас бин Малик передал в своем хадисе, что Посланник Аллаха ﷺ часто к Всевышнему обращался с мольбой о том, чтобы Всевышний защитил его от лени и слабости, печали и тревоги, от малодушия и трусости, а также от бремени долгов и скупости и от любых притеснений со стороны окружающих его людей. Эта молитва начинается со слов «Аллахумма инни а‘уҙу бика мина-ль‘аджзи…»:
Абу Муса аль-Аш‘ари свидетельствовал, что наиболее часто Мухаммад ﷺ обращался к Творцу с мольбой, в которой просил простить ему незнание и его грехи, допущенные в личной жизни излишества, а также за все то, о чем Творец знает лучше о Мухаммаде ﷺ, чем он сам о себе знает. Он просил в этой молитве простить ему все те ошибки, которые он совершал продуманно или не подумав, по легкомыслию или по незнанию, намеренно или ненамеренно. Он обращался к Богу с мольбой простить ему все то, что от него исходит и неугодно Господу.
В своих словах Посланник ﷺ обращается к Творцу в поисках защиты и помощи. Просит он Господа указать ему путь и поддержать его в борьбе против его врагов. Он также обращается к Богу с мольбой наставить его, научить правильному поклонению Господу. Мухаммад ﷺ упоминает в своей мольбе и собственные прегрешения и просит Творца принять свое покаяние и очистить его от грехов.
Дуа Пророка Мухаммада ﷺ можно читать в разных ситуациях. Хорошо прочитать их для защиты от всевозможных бед и несчастий.
Салават Пророку Мухаммаду ﷺ
اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد
Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!
Транслит: Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!
Обращение с мольбой после намаза
По словам Посланника ﷺ, дуа является поклонением Всевышнему. После фард намазов следует прочитать:
- истигфар три раза, прося у Господа прощения;
- После этого следует произнести восславление Творца как того, от кого исходит безопасность и мир и у кого нет недостатков, кто обладает Щедростью и Величием;
- Далее следует обратиться к Господу с просьбой о помощи упоминать Его и благодарить Его достойно, поклоняясь ему наилучшим образом;
- Можно прочитать салават и после фарда, и после сунны-намазов. Это будет означать мольбу к Творцу даровать Пророку Мухаммаду ﷺ и всему Его роду еще больше величия. Салават начинается словами «Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин…»;
- После этого следует читать «Аяту-ль-Курсий». Как было сказано Посланником Мухаммадом ﷺ, не будет преград для вхождения в Рай тому, кто читает Аяту-ль-Курсий после фард намаза. Также Пророк Мухаммад ﷺ упоминал, что тот, кто скажет тридцать три раза после каждого намаза «Субхана-Ллах» и тридцать три раза «Альхамдулил-Ллях» и тридцать три раза «Аллаху Акбар» и скажет на сотый раз «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир», будет прощен Аллахом и прощены все его грехи, даже если их настолько много, как много в море пены;
- После этого следует прочитать десять раз: «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа aля кулли шайин кадир», после чего руки можно поднять на уровне груди, держа вверх ладонями, и прочитать дуа Пророка Мухаммада ﷺ или другие любые, если они не противоречат шариату;
- Далее человек может обратиться к Всевышнему с любым дуа, с теми нуждами и просьбами в которых он нуждается.
Дуа является формой поклонения Всевышнему, и когда человек к Творцу обращается с просьбой, он подтверждает этим своим действием, собственную веру в то, что Всевышний – единственный, кто может человеку даровать все то, в чем человек нуждается, и что только на Него следует полагаться человеку, и только к Нему следует человеку обращаться с мольбой. Всевышний любит, когда к нему обращаются с мольбами часто, если просьбы эти не противоречат и разрешены шариатом.
Для мусульманина дуа – это оружие, дарованное ему Господом. Пророк ﷺ спросил однажды верующих, научить ли их таком средству, что поможет преодолеть им любые беды и несчастья. И сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ сказали, что желают этого. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что им следует читать дуа «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин», и если читать эту молитву, то Всевышний услышит и ответит. Согласно словам Пророка ﷺ, ангелы стоят рядом с читающим молитву, и когда они говорят: «Аминь», просьба, читаемая в молитве, исполняется.
Дуа и зикры после намаза по сунне
Шейх аль-Ислам Яхья ибн Шараф ан-Навави сказал в своей книге «Аль-Азкар» (стр. 70):
«Все ученые сходились во мнении о желательности произнесения слов поминания (зикр) после молитвы. Известно множество достоверных хадисов, в которых приводятся примеры того, какие слова произносил в таких случаях Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)».
Азкары, которые читал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), после намаза
1. Астагфиру-Ллах, Астагфиру-Ллах, Астагфиру-Ллах. Аллахумма анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!
اللَّهُمَّ أنْتَ السَّلاَمُ ، وَمِنْكَ السَّلاَمُ ، تَبَارَكْتَ يَاذَا الجَلاَلِ وَالإكْرَامِ
Перевод: «Прошу Аллаха о прощении. Прошу Аллаха о прощении. Прошу Аллаха о прощении. О Аллах, Ты – Мир и от Тебя – мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!».
Сообщается, что Саубан (радыяллаху ‘анху), сказал: «Закончив молиться, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «Аллахумма анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!» (О Аллах, Ты – Мир и от Тебя – мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!)». Аль-Ауза’и, который являлся одним из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как [следует] просить Аллаха о прощении?», – [на что] он ответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении” (Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах)». (Муслим)
2. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд.
لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شئ قَدِيرٌ، اللَّهُمَّ لا مانِعَ لِمَا أعْطَيْتَ، وَلاَ معطي لما مَنَعْتَ، وَلا يَنْفَعُ ذا الجد مِنْكَ الجَدُّ
Перевод: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством».
Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба (радыяллаху ‘анху), сказал: «После каждой обязательной молитвы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обычно говорил: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд». (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством)». (Аль-Бухари, Муслим)
3. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях, ля иляха илля-Ллаху ва ля на‘буду илля иййа-ху. Ля-ху-н-ни‘мату ва ля-ху-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кариха-ль кафирун!
لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحدَهُ لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شئ قَدِيرٌ، لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ، لا إِلهَ إِلاَّ الله وَلاَ نَعْبُدُ إِلاَّ إيَّاهُ لَهُ النِّعْمَةُ ولَهُ الفَضْلُ، وَلَهُ الثَّناءُ الحَسَنُ، لا إلهَ إِلاَّ الله مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الكافِرُونَ
Перевод: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него. Он оказывает благодеяния и милости, и Ему (следует воздавать) достойную хвалу. Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренни в исповедании религии пред Ним, даже если это ненавистно неверующим!».
Сообщается, что после каждой молитвы ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях, ля иляха илля-Ллаху ва ля на‘буду илля иййа-ху. Ля-ху-н-ни‘мату ва ля-ху-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кариха-ль кафирун!» (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него. Он оказывает благодеяния и милости, и Ему (следует воздавать) достойную хвалу. Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренни в исповедании религии пред Ним, даже если это ненавистно неверующим!). Сообщается, что Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), произносил эти слова после каждой молитвы» (Муслим).
4. Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя.
اللَّهُمَّ أعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ ، وَشُكْرِكَ ، وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ
Перевод: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе».
Передают со слов Му‘аза (радыяллаху ‘анху), что (однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), взял его за руку и сказал: «О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и наказываю тебе, о Му‘аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: «Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя» (О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе)». (Абу Дауд, ан-Насаи)
5. «Субханаллах» (Преславен Аллах) – 33 раз, «Альхамдулиллях» (Хвала Аллаху) – 33 раз, «Аллаху акбар» (Аллах велик) – 33 раз.
Затем сказать: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!».
Передают со слов Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Тому, кто после каждой молитвы будет по тридцать три раза произносить слова “Субханаллах” (Преславен Аллах), и слова “Альхамдулиллях” (Хвала Аллаху), и слова “Аллаху акбар” (Аллах велик), на сотый раз говоря: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!» (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему – хвала, и Он всё может!) − простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской. (Муслим)
6. Суры «Аль-Ихляс» (112-я сура), «Аль-Фаляк» (113-я сура), «Ан-Нас» (114-я сура) – по 1 разу.
‘Укба бин ‘Амир (радыяллаху ‘анху), сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), велел мне после каждой молитвы читать суры “Фаляк” (Рассвет) и “Нас” (Люди)». В той версии этого хадиса, которую приводит только Абу Дауд, сообщается, что следует читать суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”. (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи)
7. Аятуль-Курси (255-й аят суры аль-Бакара) – 1 раз.
Передают со слов Абу Умамы о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Тому, кто будет читать «Аят аль-Курсий» после завершения каждой обязательной молитвы, ничто не помешает войти в Рай за исключением того, что [он должен сначала] умереть». (Ибн Хиббан, ат-Табарани)
8. Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд. Йухйи ва йумиту ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир.
لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ يُحْيي وَيُمِيتُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
Перевод: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему − хвала! Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может».
10 раз после утреннего намаза и 10 раз после вечернего намаза. При этом желательно, согласно хадису, оставаться на своем месте и не говорить ни с кем.
Передают со слов Абу Зарра (радыяллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Тому, кто, оставаясь коленопреклонённым и (ни с кем) не заговорив после утренней молитвы, десять раз скажет: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд! Йухйи ва йумиту ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир» (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему − хвала! Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может), будет записано десять благих дел, записи о десяти его дурных делах будут стёрты, и будет он возвышен на десять ступеней. (Кроме того,) в этот день (такой человек) будет защищён от всего дурного и не запишется ему ни один грех, кроме греха многобожия». (Ахмад, ат-Тирмизи)
‘Умара бин Шубайб сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «К тому, кто после закатной молитвы десять раз скажет: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду! Йухйи ва йумиту ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир» (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему − хвала! Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может), Аллах Всевышний направит стражей, которые станут оберегать его от шайтана до самого утра, и за это Аллах запишет ему совершение десяти добрых дел, (за каждое из которых он непременно будет введён в рай), и сотрёт записи о десяти его тяжких грехах, и для (того, кто произнесёт такие слова,) это будет равнозначно освобождению из рабства десяти верующих». (Ат-Тирмизи, ан-Насаи)
9. Аллахумма, аджир-ни мина-н-нар! – 7 раз после утреннего и 7 раз после вечернего намаза.
اللَّهُمَّ أجِرْنِي مِنَ النَّارِ
Перевод: «О Аллах, защити меня от огня».
Передают со слов Муслима б. аль-Хариса ат-Тамими, что (однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), по секрету сказал ему: «Когда закончишь совершать закатную молитву, скажи семь раз: «Аллахумма, аджир-ни мина-н-нар!» (О Аллах, защити меня от огня) − и, поистине, если ты скажешь это и умрёшь в эту ночь, будет записано, что ты защищён от огня. И когда закончишь совершать утреннюю молитву, произнеси те же слова, и, поистине, если ты скажешь это и умрёшь в этот день, будет записано, что ты защищён от огня». (Абу Дауд)
10. Чтение салавата Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).
Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад.
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ
Перевод: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада.
Это наиболее короткая форма салавата Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям),. Существуют и более расширенные формы салавата.
Сообщается, что Фадаля ибн ‘Убайдуллах (радыяллаху ‘анху), сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Пусть каждый из вас по завершении молитвы начинает воздавать хвалу Аллаху Всевышнему и прославлять Его, потом − призовёт благословения на пророка, а потом − обратится к Аллаху с мольбами о том, чего он желает». (Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Этот хадис в общем виде побуждает восхвалять и прославлять Аллаха, а также читать салават на Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), после чего сделать дуа.
Дуа, которые читал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).
После обязательного намаза Сунной является обратиться к Аллаху с мольбой (дуа).
Сообщается, что Абу Умама (радыяллаху ‘анху), сказал: «[Однажды] посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), спросили: «Какие мольбы скорее всего будет услышаны?» − на что он ответил: «Те, с которыми обращаются в конце ночи и после обязательных молитв». (Ат-Тирмизи).
Дуа следует начинать со слов восхваления Всевышнего Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин», затем произнести салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин ва саллим» и далее читать дуа. Завершать дуа также следует восхвалением Аллаха и чтение салавата Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).
Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыяллаху ‘анху), сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха Всевышнего и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Этот (человек) поспешил!», — после чего подозвал его к себе и сказал ему (или: … кому-то другому): «Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», — да благословит его Аллах и да приветствует, — «а уже потом просит, чего пожелает». (Абу Дауд, ат-Тирмизи)
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Поистине, мольба останавливается между небом и землей, и не вознесёт её ничего, кроме мольбы за твоего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)!» (Ат-Тирмизи).
Имам ан-Навави сказал в «аль-Азкар»: «Ученые единогласны в желательности начинать мольбу с восхваления Всевышнего Аллаха и мольбы за Его пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и также завершать этим мольбу. И хадисов относительно этого передается множество!».
Далее приводятся дуа, которые Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), читал непосредственно после намаза и дуа, которые он (саллаллаху алейхи ва саллям), читал в любое другое время чаще всего.
1. Аллахумма, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар.
اللَّهُمَّ آتنا في الدُّنْيا حَسَنَةً وفي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
Перевод: О Аллах, даруй нам в этом мире добро и в мире вечном добро и упаси нас от мук огня!
Сообщается, что Анас (радыяллаху ‘анху), сказал: «Чаще всего Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обращался к Аллаху с такой мольбой: «Аллахумма, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!» (О Аллах, даруй нам в этом мире добро и в мире вечном добро и упаси нас от мук огня!). (Аль-Бухари)
В другой версии этого хадиса, приводимой только Муслимом, передатчик добавил к этому (следующее): «И когда Анас хотел обратиться к Аллаху с мольбой, он произносил (эти слова), когда же он обращался к Нему с (какой-нибудь другой) мольбой, то произносил и (эту мольбу)».
2. Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!
لا إِلهَ إِلاَّ أنْتَ سُبْحانَكَ إنِّي كُنْتُ مِنَ الظالِمِينَ
Перевод: Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых.
Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса (радыяллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Находясь во чреве кита, Зу-н-Нун воззвал к Аллаху: «Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!» (Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых!) – и, поистине, с какой бы мольбой ни обратился к Аллаху мусульманин, который произнесёт эти слова, ему непременно будет дан ответ». (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)
3. Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ль-куфри, ва-ль-факри, ва ‘азаби-ль-кабр!
اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنَ الكُفْرِ وَالفَقْرِ وَعَذَابِ القَبْرِ
Перевод: О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от неверия, бедности и мучений могилы!
Сообщается, что Абу Бакр (радыяллаху ‘анху), сказал: «В конце молитвы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил: «Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ль-куфри, ва-ль-факри, ва ‘азаби-ль-кабр!» (О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от неверия, бедности и мучений могилы!) (Ахмад, ан-Насаи).
4. Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-худа, ва-т-тука, ва-ль-‘афафа ва-ль-гына!
اللَّهُمَّ إنِّي أسْألُكَ الهُدَى، والتُّقَى، والعَفَافَ، والغِنَى
Перевод: О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержании и богатстве!
Передают со слов Ибн Мас‘уда (радыяллаху ‘анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), часто обращался к Аллаху со следующей мольбой: «Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-худа, ва-т-тука, ва-ль-‘афафа ва-ль-гына!» (О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержании1 и богатстве!) (Муслим).
5. Йа мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби ‘аля дини-кя!
يا مُقَلِّبَ القُلُوبِ ثَبِّت قَلْبي على دِينكَ
Перевод: О направляющий сердца, укрепи сердце моё в твоей религии!
Сообщается, что Шахр бин Хаушаб сказал: «(Однажды) я спросил Умм Саляму, да будет доволен ею Аллах: «О мать правоверных, с какими мольбами чаще всего обращался к Аллаху Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда находился у тебя?» Она сказала: «Чаще всего он обращался с (такой) мольбой: «Йа мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби ‘аля дини-кя!» (О направляющий сердца, укрепи сердце моё в твоей религии!)». (Ат-Тирмизи, Ахмад).
6. Аллахумма, инни ас’алю-кя ‘ильман нафи‘ан, ва ‘амалян мутакаббалян, ва ризкан Таййибан.
اللَّهُمَّ إني أسألُكَ عِلْماً نافِعاً، وعَمَلاً مُتَقَبَّلاً، وَرِزْقاً طَيِّباً
Перевод: О Аллах, поистине, я прошу у Тебя полезного знания, такого дела, которое будет принято, и благого удела.
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Закончив утреннюю молитву, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обычно говорил: «Аллахумма, инни ас’алю-кя ‘ильман нафи‘ан, ва ‘амалян мутакаббалян, ва ризкан Таййибан» (О Аллах, поистине, я прошу у Тебя полезного знания, такого дела, которое будет принято, и благого удела)». (Ахмад, Ибн Маджах, ан-Насаи)
7. Аллахумма,-кфи-ни би-халяли-кя ‘ан харами-кя ва-гни-ни би-фадликя ‘амман сива-кя.
اللَّهُمَّ اكْفِني بِحَلالِكَ عَنْ حَرَامِكَ، وَأغْنِني بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِواكَ
Перевод: О Аллах, избавь меня от запрещённого Тобой посредством дозволенного Тобой и по милости Твоей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя.
Передают со слов ‘Али (радыяллаху ‘анху), что (как-то раз) к нему пришёл раб, заключивший со своим хозяином договор о самовыкупе, и сказал: «Я не могу (выполнить условия) моего договора, помоги же мне!» (‘Али (радыяллаху ‘анху)) сказал: «Так не научить ли тебя словам, которым научил меня посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям),. (Они таковы, что) будь на тебе долг, подобный горе, Аллах (и тогда) отдаст его за тебя! Говори: «Аллахумма,-кфи-ни би-халяли-кя ‘ан харами-кя ва-гни-ни би-фадликя ‘амман сива-кя!» (О Аллах, избавь меня от запрещённого Тобой посредством дозволенного Тобой и по милости Твоей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя!)» (Ахмад, ат-Тирмизи)
8. Аллахумма, инни а’узу бика миналь-хамми валь-хазани, валь-‘аджзи валь-касали, валь-джубни валь-бухли, ва даля’и-д-дайни ва гъалябати-р-риджаль.
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْهَمِّ وَالْحَزَنِ وَالْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَضَلَعِ الدَّيْنِ وَغَلَبَةِ الرِّجَالِ
Перевод: О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от беспокойства и грусти, от слабости и нерадения, от малодушия и скупости, от бремени долга и притеснения людей.
Сообщается, что Анас сказал: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), часто говорил: «Аллахумма, инни а’узу бика миналь-хамми валь-хазани, валь-‘аджзи валь-касали, валь-джубни валь-бухли, ва даля’и-д-дайни ва гъалябати-р-риджали» (О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от беспокойства и грусти, от слабости и нерадения, от скупости и малодушия, от бремени долга и притеснения людей)». (Аль-Бухари)
9. Аллахумма инни асъалюка миналь-хайри куллихи ‘аджилихи ва аджилихи ма ‘алимту минху ва ма лям а’лям! Ва а’узу бика мина-ш-шарри куллихи ‘аджилихи ва аджилихи ма ‘алимту минху ва ма лям а’лям! Аллахумма инни асъалюка мин хайри ма са-аляка бихи ‘абдука ва набийюка, ва а’узу бика мин шарри ма ‘аза бихи ‘абдука ва набийюк! Аллахумма инни асъалюкаль-джанната ва ма къарраба иляйха мин къаулин ва ‘амалин, ва а’узу бика мина-н-нари ва ма къарраба иляйха мин къаулин ва ‘амалин, ва асъалюка ан тадж’аля кулля къадаин къадайтаху ли хайран.
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنَ الْخَيْرِ كُلِّهِ , عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ , مَا عَلِمْتُ مِنْهُ وَمَا لَمْ أَعْلَمْ , وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الشَّرِّ كُلِّهِ , عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ , مَا عَلِمْتُ مِنْهُ وَمَا لَمْ أَعْلَمْ , اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِ مَا سَأَلَكَ عَبْدُكَ وَنَبِيُّكَ , وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا عَاذَ بِهِ عَبْدُكَ وَنَبِيُّكَ , اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ , وَمَا قَرَّبَ إِلَيْهَا مِنْ قَوْلٍ أَوْ عَمَلٍ , وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ , وَمَا قَرَّبَ إِلَيْهَا مِنْ قَوْلٍ أَوْ عَمَلٍ , وَأَسْأَلُكَ أَنْ تَجْعَلَ كُلَّ قَضَاءٍ قَضَيْتَهُ لِي خَيْرًا
Перевод: О Аллах, поистине, я прошу Тебя о всяком благе, что может произойти рано или поздно из того, что мне известно и неизвестно! И я прибегаю к Твоей защите от всякого зла, что может произойти рано или поздно, о котором мне известно и неизвестно! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой раб и пророк, и прибегаю к Тебе от зла того, от чего прибегал к Тебе Твой раб и пророк! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Рае, а также о словах и делах, которые приближают к нему! И я прибегаю к Твоей защите от Ада, а также от слов и деяний, которые приближают к нему! И я прошу Тебя о том, чтобы Ты сделал все, что Ты предопределил для меня, благим.
От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ее обучил этой мольбе: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о всяком благе, что может произойти рано или поздно из того, что мне известно и неизвестно! И я прибегаю к Твоей защите от всякого зла, что может произойти рано или поздно, о котором мне известно и неизвестно! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой раб и пророк, и прибегаю к Тебе от зла того, от чего прибегал к Тебе Твой раб и пророк! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Рае, а также о словах и делах, которые приближают к нему! И я прибегаю к Твоей защите от Ада, а также от слов и деяний, которые приближают к нему! И я прошу Тебя о том, чтобы Ты сделал все, что Ты предопределил для меня, благим!» (Аллахумма инни асъалюка миналь-хайри куллихи ‘аджилихи ва аджилихи ма ‘алимту минху ва ма лям а’лям! Ва а’узу бика мина-ш-шарри куллихи ‘аджилихи ва аджилихи ма ‘алимту минху ва ма лям а’лям! Аллахумма инни асъалюка мин хайри ма са-аляка бихи ‘абдука ва набийюка, ва а’узу бика мин шарри ма ‘аза бихи ‘абдука ва набийюк! Аллахумма инни асъалюкаль-джанната ва ма къарраба иляйха мин къаулин ва ‘амалин, ва а’узу бика мина-н-нари ва ма къарраба иляйха мин къаулин ва ‘амалин, ва асъалюка ан тадж’аля кулля къадаин къадайтаху ли хайран). (Ибн Маджах, Ахмад, Ибн Хиббан, аль-Хаким).
Это лишь малая часть тех дуа и зикров, которым обучал и которые читал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям),.
Инфографика: Образ жизни Пророка ﷺ
Дела (оцениваются) только по намерениям
Положение слабых хадисов в Шариате
7 вещей являющихся «Садака аль-Джария»
Хорошее время и действия для принятия мольбы
Существует время, в которое каждое дуа молящихся не может быть не услышанным – в третью, последнюю часть ночи (читается дуа после намаза), в пятницу каждое дуа, произнесённое после намаза принесёт милость Аллаха, а также принимаются дуа, совершённые между азаном и икаматом. Сакральное значение имеют дуа, что надо говорить после намаза, совершённого в Ночь Могущества и Предопределения (Ляйлят-уль-Кадр), а также совершаемые после намаза в священный месяц Рамадан.
Рекомендуем к прочтению → Как делать намаз в самолете?
Аллах милостиво примет дуа, совершённые после чтения Священной книги мусульман, прочтённые перед употреблением воды «зам-зам», во время дождей, после поминовения Всевышнего (зикр), а также дуа, произнесённые во время земного поклона саджда. Также принимаются дуа пророка Мухаммада после намаза, совершённые перед тем, как выйти из дома.
Для мусульманина нет лучше мест, где совершать дуа в конце намаза, чем:
- гора Арафат, на которой пророк Мухаммад (с.а.в) произнёс свою последнюю проповедь, прежде чем умереть;
- долины Мина и Муздалифа, где происходят ключевые для мусульман этапы хаджа – в долине Муздалифа паломники набирают камни, чтобы в долине Мина участвовать в ритуале побития шайтана;
- местность близ Каабы.
Примечательно, что все эти места представляют огромную важность для каждого мусульманина, чьё сердце наполнено Верой – эти локации представляют собой обязательные к посещению во время хаджа места.
Как правильно совершить молитву по сунне пророка
Посланник Всевышнего завещал своим ученикам, что нужно говорить после намаза – молить Аллаха о приобщении к безграничной милости его, высоко поднимая руки. Согласно словам Пророка, приведённым в хадисах ат-Термизи, Аллах являет собой средоточие щедрот и стыдливости, именно поэтому он не позволит мусульманину опустить руки, оставшиеся пустыми. Данный хадис объясняет нам, что Всевышний никогда не допустит того, что дуа благочестивого мусульманина остались без отклика. То есть, если молящий Аллаха о помощи соблюдает заповеди, ниспосланные Всевышним, живёт по правилам Шариата и не оставляет молитв, то этот мусульманин обязательно получит то, что ему необходимо.
Также сообщается, что посланник Всевышнего начинал дуа после фаджр со слов «Субхана раббиал аалиййн лаалал ваххаб», радуясь, что этими словами он обращает к себе и своим ученикам милость Аллаха и частицу щедрот его. После этого Пророк научил как правильно делать дуа – завершать его обтиранием лица ладонями.
О чем можно просить
Всевышний сказал: «Просите меня обо всём, чего не сможете достичь без меня, даже если это шнурки для сандалий» – следует удалить из сердца все сомнения, когда обращаешься к Аллаху с просьбой. Разрешается просить всё, чего можно достичь, но нельзя просить дать плодов, если не посажено дерево, нет смысла просить ребёнка, если нет близости между мужем и женой и так далее. Хоть для Всевышнего и нет никаких ограничений, и в его милости не существует слова «нет», важно помнить, что только мольба истинно верующего мусульманина, соблюдающего все заповеди, ниспосланные нам Всевышним, будет услышана и удовлетворена. Человек, читающий дуа, но при этом не выполняющий хотя бы одно из указаний Аллаха, не получит ничего, ни в этой жизни, ни в загробной. Дуа после намаза на арабском коротки, и лего запоминаются, а саму просьбу можно выражать на удобном языке.
Как правильно читать дуа
Молитвы, которые возносят Всевышнему, создавались разными пророками: от Адама, Муса, Юнуса, Мухаммада до Аюба. Главным аспектом является чистота помыслов, искренность, с которой верующий просит у Аллаха поддержки. Чтобы текст был принят Богом, соблюдают правила:
- Человек не приступает к молитве с корыстными намерениями.
- Дуа произносится при безусловном принятии воли Аллаха.
- Перед произнесением строк, принадлежащих великому пророку, проводят обряд частичного омовения.
- Текст читается с почтением, смирением, индивид признает совершенные грехи, кается в содеянном.
- Произносят мольбу в сторону священной Каабы в Мекке. Каждая просьба, сказанная по направлению к Кибле, повторяется 3 раза.
- Воспроизведение дуа от великого пророка осуществляется негромким, спокойным тоном.
- После молитвы приносят подаяние нуждающимся.
- Зачитывать тексты можно утром, перед сном, выбрав тихое, чистое место.
- Во время мольбы возносят руки над головой, совершая поклоны к земле.
- Дуа от пророков включают восхваление имен Творца. Приветствие Господа Его упоминанием увеличивает шансы принятия молитвы.
- Одеяние, в которое облачен молящийся, соответствует нормам Шариата.
В сердце произносящего священный текст пребывает искренняя вера, любовь к Господу, пророкам, всему живому на земле.
Если впасть в уныние, печаль, можно разгневать Аллаха: это противоречит его воле, Всевышний дает испытания, посильные для личности. Дуа поможет отвлечься от лукавых мыслей, придерживаться праведного пути, убрать сомнения, печаль.
Как делать дуа женщине за другого человека
Дуа, совершённое по велению сердца для другого человека, с большой вероятностью будет принята Всевышним – ведь это подлинное проявление целостности мусульманского братства, знак благодарности за совершённое благое дело. Ведь нет на свете лучшей благодарности, идущей от сердца, чем милость, ниспосланная Аллахом.
Женщина также может делать дуа за любого другого человека, причём в отличии от намазов или чтения Корана, она может читать дуа даже в периоды менструации или послеродового кровотечения. Дуа может быть с пожеланиями здравствования (неважно больной человек или здоровый), удачи в делах или работе, прошение о ниспослании милости кому-либо. Нередко девушки совершают дуа, где умудряются попросить скорейшего выхода замуж. Аллах может помочь в этом, но лишь через родителей невесты, внушив им, что пора бы и поискать жениха.
Рекомендуем к прочтению → Сунна утреннего намаза для мусульман — правила ритуала
Самым главным фактором, когда вы молитесь за другого человека, вне зависимости от вашего пола, является искренность и чистота желания совершить дуа. Лишь в этом случае мольба будет принята Всевышним, и он не оставит её невыполненной.