Значение молитвы
Третья неделя Великого Поста, когда празднуется праздник Креста Господня, является половиной подготовительного пути к Пасхе. Тут прослеживается определенный символизм — несение Креста Господня предваряет грядущую смерть Христа и последующее Светлое Воскресение.
Икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Этот праздник изначально появился в великой православной империи — Византии. Существует версия, что поклоняться Кресту Господнему начали во время эпидемий, который в 9 веке постоянно бушевали в империи. Люди стали молиться Богу и просить у Него защиты от недуг. Для этого приняли решение обходить со святыней Креста Господня город, с молитвами и песнопениями.
О Кресте в православии:
- Беседы с детьми о православном кресте
- Что означает православный крест
- Православный крест на могилу
Сегодня в каждом храме Крест для поклонения выносится на середину храма под торжественное пение:
Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Честное Воскресение Твое поем и славим.
Такое поклонение означает, что мы благоговейно почитаем пришедшего в наш мир Христа, который умер на Кресте за каждого из нас, тем самым даровав спасение для всего человечества. Из орудия позорной иудейской казни Крест стал настоящим символом спасения для души.
Вторая часть молитвы, где славится Воскресение Христово, показывает нам, что за страданиями и смертью идет несоизмеримо большее благо — Воскресение и жизнь вечная. В середине поста это особенно актуально, когда постящиеся люди уже немного устали, а до Пасхи еще довольно далеко.
Торжественный праздник Креста Господня вселяет надежду на грядущее Воскресение, поддерживает духовные силы, подкрепляет на пути. Своей крестной смертью Христос победил эту же самую смерть, дав возможность каждому из нас наследовать жизнь вечную.
Крест Господень является символом спасения для души христианина
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»
Христианский православный мир совершает ныне торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто повторяемой покаянной молитвы Господи, помилуй по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего. На четыре стороны совершается это воздвижение в знак того, что Господь Крестом Своим искупил весь четверочинный мир: восток, запад, север и юг; и потом еще на восток — в знак искупления человека пятичувственного, непрестанно согрешающего своими пятью (пятою) чувствами.
Что было началом это торжественного обряда? Началом его было обретение царицей Еленой, матерью царя Константина, первоначального Креста Господня, от которого по обретении совершилось чудо воскрешения мертвеца и который хотел видеть весь народ, собравшийся во множестве из Иерусалима и окрестных мест, чтобы воздать ему благоговейное поклонение. Тогда народ, видя его на возвышенном месте в руках патриарха Макария, воздвигавшего его на все четыре стороны, поклонялся и многократно в умилении и ужасе восклицал: Господи, помилуй! Вот начало праздника Воздвижения Креста. При этом воспоминаются и чудесные явления креста на небе: одно царю Константину и воинству его с надписанием кругом его: Сим победиши — и другое при императоре Констанции и святом епископе Кирилле Иерусалимском в лучезарном сиянии, виденное всеми жителями Иерусалима.
Еще Церковь воспоминает торжественное освобождение в VII веке Креста из плена персидского и торжественное несение его в Иерусалим императором Ираклием, босыми ногами и в смиренном одеянии, без багряницы и венца царского. Такова всемирная слава Креста после его трехвекового пребывания в глубине земли и под капищем языческим. Таким образом само небо засвидетельствовало о славе распятого на Кресте, о святости и величии Церкви Его, бывшей три века под крестом гонений, и о святом нашем долге почитания Креста и поклонении ему в духе и истине, как и святой царь — пророк повелевает поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98, 5).
Не напрасно мы почитаем Крест Господень, изображаем его на себе и поклоняемся ему, ибо он есть Божественная сила, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающихся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах с неверными. Крест есть Божественная слава Христа, искупившего в нем мир, падший в глубину погибели, разрушившего проклятие человечества и исходатайствовавшего ему благословение Отца Небесного, победившего смерть нашу и даровавшего всем воскресение из мертвых. Кто поведает все чудеса и силы Креста, бывшие и в древних и в новейших родах и все благотворные действия его в мире?
Знамением и силой Креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами; крест носим на персях и через него сохраняемся от многих искушений и коварств вражиих; крестом знаменует нас святая Церковь и по смерти, когда совершает над нами надгробные песнопения; крест ставится и на могилах умерших в союзе с Церковью и не ставится только на могилах явных отступников и самоубийц, сознательно и по своей воле наложивших на себя руку. И это потому, что в кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть живота и смерти, что Он есть воскресение и живот и Бог всех (Ин. 11, 25).
В нынешнее неверное время, время брожения умов и развращения сердец и нравов, многими крест пренебрегается, как и Сам пострадавший и умерший на нем вольной жертвой за нас Господь; и, как в древнее время Он был иудеям соблазном и еллинам безумием (1 Кор. 1, 23), так и ныне объюродившим мудрецам века сего Он служит соблазном и безумием. Таков воистину юрод, слывущий недоброй всемирной славой, — лев, рыкающий на Церковь Божию со всеми своими последователями. Он восстал и против Бога, против Его премудрого, всеблагого, спасительного Промысла, против Евангелия вечного, против здравого смысла, против убеждений всего верующего человечества, против истории и против всех фактов, преданных нам самыми верными свидетелями, большей частью очевидцами. Вольных слепцов, ослепивших самих себя безмерной гордостью, убеждать бесполезно; они покаяться не могут, ибо видеть истины не хотят, — они и погибнут в своей гордыне и упорстве, как Корей, Дафан и Авирон при Моисее (Чис. 16, 31). Но для человека верующего крест есть всегдашнее спасение, защищение, избавление, победа и мир.
Ежедневно согрешая волей и неволей, подвергаясь различным острым искушениям от невидимых и видимых врагов и собственных страстей, где — в ком и в чем — мы найдем помощь и спасение? Только во Христе и в кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте; только крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений демонов и от всякой бури страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем к Христу; крест — наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше примирение с правосудием Божиим, праведно разящим всех бессмысленно дерзновенных и упорных грешников.
Крест — хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкве; Крест — царей держава; Крест — верных утверждение; Крест — ангелов слава и демонов язва (Светилен праздника).
Без креста нет никому спасения. Будем же усердно чтить Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей, памятуя вечный завет Его нам с Креста: Любите друг друга. Аминь.
Молитвы в бесовских напастях и искушениях
- Псалом 90
- Молитва Честному Кресту (Да воскреснет Бог)
- Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
- Молитвы священномученику Киприану и мученице Иустине
Псалом 90
Аудио:
1:21
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща {от нападе́ния} и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ {селе́нию твоему́}: я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Перевод: Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Толкования 90-го псалма.
* * *
Молитва Честному Кресту (Да воскреснет Бог)
Да воскреснет Бог…
* * *
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
Аудио:
2:07
О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия. О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя. Го́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.
* * *
Молитвы священномученику Киприану и мученице Иустине
Молитва 1‑я, священномученику Киприану
Аудио:
1:24
Святы́й уго́дниче Бо́жий, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о всех к тебе́ прибега́ющих! Приими́ от нас, недосто́йных, хвале́ние сие́; испроси́ у Го́спода Бо́га в не́мощех укрепле́ние, в печа́лех утеше́ние и всем вся поле́зная в жи́зни на́шей; вознеси́ ко Го́споду благомо́щную твою́ моли́тву, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных, да научи́т нас и́стинному покая́нию, да изба́вит нас от плене́ния диа́вольскаго и вся́каго де́йства духо́в нечи́стых и укроти́т оби́дящих нас. Бу́ди нам кре́пкий побо́рник на вся враги́ ви́димыя и неви́димыя; пода́ждь нам терпе́ние в искуше́ниих и в час кончи́ны на́шея яви́ нам заступле́ние от истяза́телей на возду́шных мыта́рствех; да води́мии тобо́ю, дости́гнем Го́рняго Иерусали́ма и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии со все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Святой угодник Божий, священномученик Киприан, скорый помощник и молитвенник о всех к тебе прибегающих! Прими от нас, недостойных, хвалу; испроси у Господа Бога в немощах укрепление, в печалях утешение и всем всё полезное в жизни нашей; вознеси ко Господу сильную твою молитву, да оградит нас от падений греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диавольского и всякого воздействия духов нечистых и укротит обидящих нас. Будь нам крепким поборником на врагов видимых и невидимых; подай нам терпение в искушениях и в час кончины нашей яви нам заступление от обличителей на воздушных мытарствах; да направляемые тобою, достигнем Небесного Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славить и воспевать пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Молитва 2‑я, священномученику Киприану и мученице Иустине
Аудио:
1:04
О, святи́и священному́чениче Киприа́не и му́ченице Иусти́но! Внемли́те смире́нному моле́нию на́шему. А́ще бо вре́менное житие́ ва́ше му́ченически за Христа́ сконча́ли есте́, но ду́хом от нас не отступа́ете есте́, при́сно по за́поведем Госпо́дним ше́ствовати нас науча́юще и крест свой терпели́во нести́ нам посо́бствующе. Се, дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери стяжа́ли есте́. Те́мже и ны́не бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас недосто́йных (имена). Бу́дите нам засту́пницы креп́ции, да заступле́нием ва́шим сохраня́еми, невреди́мы от бесо́в, волхво́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: Канонник. Канон священномученику Киприану и мученице Иустине
Перевод: О святые священномученик Киприан и мученица Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Хотя временную жизнь вашу мученически за Христа окончили, но духом от нас не отступили, всегда заповедям Господним следовать нас научая и крест свой терпеливо нести нам помогая. Вот, дерзновение ко Христу Богу и Пречистой Его Матери обрели. Поэтому и сейчас будьте молитвенниками и просителями за нас недостойных (имена). Будьте нам заступниками сильными, да заступничеством вашим охраняемые, невредимыми от бесов, чародеев и от людей злых останемся, прославляя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Молитвы на сон грядущим с толкованием.
Синодальный перевод.
Из акафиста Честному и Животворящему Кресту Господню.
См. также: БЕСЫ, ИСКУШЕНИЕ
«Воскресение Христово видевшее» входит во многие богослужения
«Воскресение Христово видевшее» — часть многих православных богослужений. Его исполняют в следующие даты:
- В праздник Воздвижения Креста Господня;
- В утреню Лазаревой Субботы;
- В Воскресную утреню;
- Всю неделю от Пасхи до Вознесения.
Никогда не исполняют песнопение «Воскресение Христово видевшее» на утрене Вербного Воскресения.
Также иногда «Воскресение Христово видевшее» нужно исполнять трижды:
- На Пасху;
- В Пасхальную седмицу;
- Всю неделю от Пасхи до Вознесения.
К тому же «Воскресение Христово видевшее» включено в чинопоследование пасхального отпевания.
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось в церковном уставе почти 14 веков назад. Согласно преданию, в 7 веке Иерусалим был осажден персами и Древо Животворящего креста, найденное равноапостольной царицей Еленой, было захвачено язычниками. В ходе 26-летней войны византийскому императору удалось освободить и древний город, и святыню, которая вернулась в Иерусалим. В честь этого события и было установлено празднование Животворящему Кресту, которое со временем закрепилось за третьим воскресеньем великого поста.
Великий пост, как известно, соблюдался христианами практически с первых веков, но строгость и продолжительность его долгое время были ненормированы. Также и порядок церковных великопостных богослужений в это время только формировался, и Отцы Церкви обычно переносили значимые праздники, выпадавшие на дни Четыредесятницы, на ближайшее за ними воскресение, когда строгость поста немного снижалась. Так же получилось и с празднованием в честь Возвращения Древа Животворящего Креста. Оно было перенесено на следующее за торжеством воскресение — а это и было третье воскресенье Великого поста.
Со временем историческое событие, в честь которого было установлено великопостное празднование кресту, отошло на второй план. И сейчас крест выносится в середине поста, чтобы укрепить всех верующих в их подвиге и придать сил поститься дальше, а также напоминая людям о тех страданиях, которые претерпел Христос ради спасения человечества.
«Здесь есть два основных момента, — поясняет священник Павел Коньков, настоятель Никольского храма при больнице им.Семашко в г.Рязани. — Позади уже почти половина поста, среди постящихся остались лишь те, кто действительно готов дойти в своем подвиге воздержания до конца, до светлого Христова Воскресения. Но и им требуется поддержание сил духовных — ведь все мы слабы, и без помощи Божией нам трудно. Вынесенный Крест воодушевляет, укрепляет, дает нам силы идти дальше. Это торжество приносит радость в наши сердца, ту радость, которая кому-то поможет не сдаться, не бросить все, а идти дальше. С другой стороны, мы часто забываем о самом подвиге Спасителя — о том, какими тяжелыми и мучительными были Его страдания ради всех нас. И Животворящий Крест как символ этих страданий напоминает нам о важности Жертвы Христа и о том, насколько малозначительна и тщетна наша суета о земных благах».
В субботу накануне Крестопоклонного воскресенья во всех храмах совершается особое богослужение, во время которого из алтаря выносится крест для поклонения верующих. При этом поются особые песнопения, посвященные Животворящему Кресту Господню, и совершаются коленопреклоненные молитвы.
Крест остается в центре храма на протяжении всей четвертой недели Великого поста. Изображение распятия напоминает верующим о том, сколько еще несовершенного в душе нужно успеть исправить за оставшуюся половину поста.
Во времена Христа смерть на кресте считалась позором, этой казни подвергались рабы, разбойники. Сам крест как символ существовал давно, но в различных цивилизациях он имел различное значение. С приходом Спасителя Крест стал олицетворением возможности нашего возвращения к Богу, воссоединения с Создателем, обещанием утерянного Царствия Небесного и Рая. Поклоняясь Кресту с изображенным на нем распятым Господом, мы просим Бога дать нам сил не поддаться земным искушениям, не забыть об этом обещании Рая, и продолжать идти трудным и тернистым путем спасения.
У епископа Афанасия Великого есть такие слова: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Каждый верующий может приложить все усилия для того, чтобы изменить свою душу, стать лучше и таким образом приблизиться к Царствию Небесному. И время Великого поста как нельзя лучше подходит для такого духовного самосовершенствования.
Светлана Исаева
по материалам газеты «Панорама города»
Поклонение Кресту и воскресение наших душ
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Сегодня, посередине Великого Поста, мы особым образом вновь поклоняемся орудию нашего спасения – Честному и Животворящему Кресту Господню. Выносим его на середину храма, во всех церквях, по всему миру, кланяемся ему, лобызаем его, вспоминаем страдания Господа нашего Иисуса Христа и предвкушаем Воскресение Господне.
Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь
Сейчас Крест Христов нередко, и в тех странах и среди тех народов, которые явили когда-то миру много мучеников за веру Христову, сейчас, к сожалению, бывает попираем и гоним. Его стараются убирать, не показывать, под предлогом того, чтобы не оскорбить людей, которые не верят в Христа и в Крест Господень. И делают это люди, которые когда-то сами шли за Христом.
Почему так происходит? Потому что люди больше захотели каких-то временных наслаждений и захотели уже здесь, в этой жизни, жить как в раю. Они не пошли за Христом и отверглись Его Креста, как сегодня говорит нам Господь: «Кто не возьмет Крест свой и не следует за Мною». Люди следовали за Христом, а потом, в какой-то момент, им это надоело, они отказались от Него. И уже дошло до того, что они со злобой и раздражением не могут терпеть Креста Господня. Но тот, кто не почитает Крест Господень, не верует в спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, тот не верит и в Воскресение. Человек, который не хочет нести свой крест, отвергается его, ‒ он таким образом отвергается и своего Воскресения, своего спасения.
Церковь много столетий назад установила этот праздник в Великий пост, Крестопоклонную неделю целую установила для того, чтобы еще раз пробудить нашу память и наше сознание и подготовить нас к празднику Пасхи. Почитая Крест, мы таким образом уже начинаем праздновать воскресение, Пасху. Начинаем праздновать и наше воскресение, и воскресение наших душ, и нашу встречу со Спасителем в Царствии Небесном. Какой выкуп даст человек за душу свою? Нет ничего дороже души, и нет ничего дороже пребывания души христианина со Христом, его единения с Богом. И никакие временные наслаждения этого мира не стоят этого, и люди, которые отвергаются Христа, совершают страшную, глупую, чудовищную ошибку.
Но наша совместная молитва может и таких людей пробудить, привести их ко Кресту Господню и привести их к воскресению, так что сегодня мы, по слову апостола, снова приступаем с дерзновением ко престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать, для благовременной помощи, для тог, чтобы сердца и души наши исполнялись Божественной благодати, для того, чтобы мы несли с радостью и благодарностью этот крест Господень и были наследниками воскресения Христова. Аминь.
(MP3 файл. Продолжительность 5:07 мин. Размер 3.7 Mb)
«Воскресение Христово видевшее» по-своему обрабатывали композиторы Рахманинов и Чесноков
Мотив песнопения «Воскресение Христово видевшее» обыгрывали в своих произведениях некоторые русские композиторы.
Сергей Рахманинов в духовном хоровом цикле «Всенощное бдение» использует немало древних церковных распевов. Среди них есть и «Воскресение Христово видевшее».
Композитору удалось добиться выразительного архаичного звучания. Особенно интересен и силён финал, когда звучит «Смертию смерть разруши». Это и напоминание о страданиях Христа, и обещание православным спасения, выраженное в музыкальной кульминации.
Павел Чесноков тоже обработал «Воскресение Христово видевшее». Но его вариант основан на киевском распеве этой молитвы.