Как молиться за умершего: необходимые молитвы, сроки, правила чтения и тексты


Общая информация

В случае, когда умер человек, как молиться, может рассказать опытный священник. Вознесение молитвы делает персону активным участником спасения души, отошедшей от бренного тела. Человек, взывая к высшим сущностям, создает повод относиться к умершему лучше, милостивее. Необходимость этой молитвы объясняется тем фактом, что душа, оторвавшись от бренного тела, лишается возможности самостоятельно сделать что-то, что могло бы умилостивить высшую божественную сущность. И тут на помощь приходят те, кто еще жив. Их прошения меняют дальнейшую судьбу в мире ином.

Не менее важно знать, как правильно молиться за умерших, и с точки зрения будущего спасения души того, кто пока еще обитает в нашем бренном мире. Всякая молитва – это попытка живущего на нашей планете спастись после смерти. Священные тексты, взывания и моления, которые человек возносит, настраивают его духовную сущность в такт с небом.

Человек уходит от бренного и суетного, оставляет все кратковременное за порогом своего внимания. При молении персона погружается в ощущение и воспоминание о смерти, а значит, спасается от любого зла. Регулярно вознося молитвы, человек получает достаточно силы, дабы исключить из своей реальности произвольные грехи. Кроме того, они помогают скорбящему приобрести терпение, стать великодушнее, познать радость. Молитва – то, благодаря чему период скорби переносится легче, поскольку дает надежду на светлое будущее вне нашего бренного мира.

Литургия

Любая молитва за того, кто почил, дает живому человеку возможность исполнить озвученную Христом заповедь, а именно начать готовиться к отходу в иной мир в любой момент жизни. Вознося ее слова, человек одновременно помнит, что скончавшиеся с той стороны бытия так же молятся, но уже за будущее тех, кто пока остается в бренном теле. Особенная помощь исходит от молитв скончавшихся, ежели они блаженны в вечности. Популярный вариант – это церковная записка. О здравии можно просить, если персоне дано христианское имя. Возносить прошения об упокоении можно лишь в случае если человек прошел крещение в церкви.

Итак, как нужно молиться за умершего? При проведении литургии можно подать записку. Можно сделать это во время первой части мероприятия. На проскомидию подают записки с именами. За всякое упомянутое в такой бумаге имя положена частичка из просфоры, предназначенной специально для этого. Затем эти частицы обмакивают в кровь Христа, одновременно вознося молитвенные речи, в которых умоляют об отпущении грехов, просят божественную сущность простить персону.

Конец жизни человека. Как молиться за умирающего человека.

Как молиться за умирающего человека.

При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило». В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой). Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

Как читать канон над умирающим человеком.

Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» – мирянами не читаются. Канон начинаем читать с предначинательных молитв, иногда кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. По Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному порядку. В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).

Для чего читается отходная?

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их. Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.

На что рассчитывать?

В общем случае священник, объясняя, можно ли молиться за некрещеного умершего, ограничивает скорбящих родственников: в церкви допускается молиться только о тех, кто прошел крещение в ее лоне. Если персона в жизни была беспутной, это отлучает ее от церкви даже в том случае, если человек прошел крещение и официально его никто не отлучал. Рассчитывать на спасение в такой ситуации непросто.

Церковные молитвы не дадут спасения тому, кто, будучи живым, никаких усилий не прикладывал. Чтобы рассчитывать на светлую загробную жизнь, нужно в период бренного существования своими силами делать все то, что хотелось бы получить от близких после смерти. На эту тему в свое время высказался святитель Григорий. Он сказал, что исход гораздо лучше для того, кто свободен, особенно в сравнении с теми, кто, будучи закованный цепями, пытается найти свободу.

Спрашивая у святого отца, как молиться за душу умершего, можно узнать, что наилучшими и результативными будут моления, вознесенные за того, кто в бренности был добрым христианином. Такая персона почила в мире со святыми силами, несмотря на грех (ведь его нет лишь только у Бога). Церковная молитва, совершенные в память о почившем, добрые дела – все это позволяет склонить божественные сущности в пользу умершего, дабы душа очистилась от грехов.

Обращение к Творцу, вознесения со стороны простых людей – это итог жизни персоны. Например, ежели человек при жизни вел себя плохо, его родственники читают молитвы лишь в строго оговоренные дни, следуя обычаям и не более того, и после 40-го дня практически никто в своих молитвах об усопшем более не вспоминает. Персона, совершившая в бренном теле много хорошего, долго еще упоминается в молениях. Соответственно, такая душа будет спасена с большей вероятностью.

Вопрос и ответ

Где приведены молитвы об усопшем?
Их можно найти в православном молитвослове.

Какую молитвенную помощь душам усопших оказывает католическая церковь?

Во время октавы Поминовения усопших, которая приходится на период с 1 по 8 ноября, верующие католики, исповедавшись, причастившись, помолившись за Святейшего Отца и посетив кладбище, могут получить индульгенцию, то есть, полное прощение кары за грехи. Эту индульгенцию обычно жертвуют за душу умершего. Кроме того, в католическом храме можно заказать Святую Мессу об упокоении усопшего.

Молятся ли протестанты за души умерших?

Нет, в этой ветви христианства подобные молитвы не приняты. Считается, что человек, принявший Святое Крещение при жизни, тем самым уже спасён и после смерти.

Неусыпаемая псалтирь

Исходя из описанного выше представления о том, почему молятся за умерших, можно понять, как важно делать это не только вовремя, но и правильно. Один из вариантов – Неусыпаемая Псалтирь. Эту молитву возносят, чтобы человек был здоровым, а если он скончался, чтобы душа упокоилась. С давних пор заказ именно такой молитвы – один из наилучших способов добиться истинной милости для скончавшегося.

Можно заказать такую молитву за себя самого. Как заверяют святые отцы, человек наверняка будет ощущать, что его поддерживают, его благие намерения одобрены высшими сущностями. В церквях практикуют вечное поминовение. Это достаточно дорогостоящая услуга, но многие твердо убеждены, что итоги такого вознесения молитв намного значимее, нежели обычных. Если нет возможности заказать вечное поминовение, молитву запрашивают на короткие сроки или возносят своими силами.

Иногда обыватели приходят к священнику, чтобы узнать, как молиться за умерших родственников, которые не были отпеты в соответствии с обрядами православия. Святой отец объяснит важность заказа отпевания. Не играет роли, когда именно персона скончалась, лучше заказать этот обряд позже, чем не сделать этого вообще. Правда, предварительно нужно убедиться в отсутствии камней преткновения. Священник не сможет провести полноценный и действенный обряд, если человек скончался по своей воле (суицид) или не был крещен в лоне церкви.

Известно немало случаев, когда родственники, желая возносить молитвы за почившего, обращались за оформлением отпевания через несколько месяцев после смерти персоны или даже через год. Если нужно запросить отпевание через несколько лет, лучше воспользоваться помощью монастыря. Есть огромное разнообразие свидетельств, подтверждающих, насколько важен этот обряд.

Супругам посвящается

О том, как молиться за умерших родственников, знают святые отцы. Придя впервые в церковь, следует обратиться к священнику за помощью. Тексты молитв приведены ниже. Они возносятся Вседержителю.

При молении человек обращается к Христу. Персона просит упокоить душу скончавшегося супруга или супруги, позволить усопшему соединиться с другими верными рабами Господа. Обязательно упоминают имя умершего. Следует просить упокоения для умершего, если брачный союз был освящен церковью. Этот факт также обязательно упоминают в тексте молитвы.

Не менее важно указать на то, насколько хорошим в бренной жизни был усопший. Возносящий молитвы заверяет, что он полностью подчиняется воле Вседержителя и преклоняется перед ним. В молитвенных текстах обращающийся к высшим силам просит простить усопшему (усопшей) то, что человек при жизни пользовался бренным и земным, и даже любил это, поскольку отошедший в мир иной при этом было человеколюбивым, вел себя всем во благо. Задача возносящего молитву – упросить божественные силы помиловать почившего, пощадить его и не подвергать вечным мучениям, но взять к себе, в свое Царство, где душа будет в окружении вечной божественной славы.

Что делать, если умер близкий вам человек

В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.

Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.

После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.

В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении. В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.

После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.

Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными. Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим. Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».

Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «…Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами… просто думай об умерших, это поможет и им и тебе…».

Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.

Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.

Какие существуют виды молитв о умерших?

Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.

Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.

Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида

— небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)

Главное же моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор вынимаются частицы о упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Часто за усопшего заказывают сорокоуст.

Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.

Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.

Как молиться за человека, если он был не крещен?

О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Длительность ношения траура?

В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

что делать с вещами умершего?

Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи. Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством. Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.

Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.

(316184)

Поделиться:

  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Click to share on Tumblr (Opens in new window)
  • Click to share on Telegram (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Елицы (Opens in new window)
  • Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)

Традиция и вера

С древних пор люди практикуют различные поминальные обряды. Корни современной молитвы – в древних привычках, старинных правилах почитания. Известно, что в древности человек, погибший при охоте на мамонта, мог рассчитывать на могилу, украшенную цветами и костями добычи.

В античности предки считались покровителями, китайцы возносили усопшим молитвы, прося их даровать мудрость тем, кто живет в бренном мире. Славяне приносили жертвы на алтари предков. Сегодня в нашей стране основная религия – православие. Она запрещает поклоняться человеческому духу, но допускает вознесение молитвы за душу усопшего. Если спросить священника о том, можно молиться за умерших некрещеных или нет, он ответит отрицательно. После упокоения душа более не может просить у высших сил за себя. За некрещеного в церкви не может просить и тот, кто еще живет в бренном мире.

Стоит отметить, что ограничения по испрашиванию милости – это фундамент появления многочисленных обрядов. Именно из-за невозможности просить за себя еще до упокоения человек должен покаяться, подготовиться к отходу в другой мир. Душа, чье тело умерло, более не может говорить. Ей остается лишь в смирении ожидать решения. Родственники, родители, дети, супруги, оставшиеся в бренном мире, могут вознести моление божественным силам, тем самым обрадовав упокоившегося, облегчив свою ношу и улучшив будущее вечной сущности. С давних пор говорят о том, что персона жива лишь до тех пор, пока она есть в чьей-то памяти.

Православная Жизнь

Об этом наш разговор с епископом Боярским Феодосием (Снегиревым), викарием Киевской епархии.

– Ваше Преосвященство, в Вашем ведении находится кладбищенское благочиние Киева, Вы наставляете, ведете беседы с духовенством, которое несет послушание на кладбищах столицы. Ежедневно из этой жизни уходят люди, это огромное испытание не минует ни одного человека. Христиане верят в Жизнь Вечную и чают воскресения мертвых. Но многие люди не умеют справляться с утратой близких людей– родителей, братьев, сестер, а иногда и детей. Впадают в депрессию, скорбят безутешно, теряют смысл жизни. Что Вы посоветуете им как пастырь Церкви Христовой?

– Действительно, многие люди, потерявшие своих близких, не могут перенести эту жизненную трагедию, очень тяжело ее переживают. Христианам в этом отношении намного легче. Мы верим в то, что жизнь не заканчивается смертью, ведь «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). А наши близкие, переступившие порог вечности, могут водвориться там, где нет уже ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная, жизнь с Богом.

Тем не менее шаблонные рассуждения священника на тему «ему там сейчас лучше, чем было здесь, ваш родственник теперь на Небесах» не могут принести скорбящему утешения, если он не религиозен, хотя и считает себя верующим. Хуже того, такая «поддержка» может лишь ещё больше расстроить и даже раздражить маловерующего человека, который переживает потерю близкого. А кроме этого, часто в такой поддержке ясно слышится фальшь. Неискренне звучит утешение, если пастырь сам не сопереживает скорбящему, если сам не верит своим словам, а говорит их для галочки.

Поэтому дело пастыря – со всей силой веры, с силой слова и собственного молитвенного опыта общения с Богом убедить скорбящих родственников в реальности загробного мира. Убедить их в яви того, что умерший и сейчас существует, осознает себя, все помнит и понимает. Более того, в первые дни по смерти видит тех, кого он знал и любил. И при этом очень нуждается сейчас в их любви и соучастии. Это – чистая правда. Не нужно обманывать горюющих, что якобы у умершего «там» уже всё хорошо. Как правило, для большинства – не очень хорошо. Но и унывать и отчаиваться нет причин, ведь всё поправимо. Пока родные живы – всё поправимо! И если они действительно любят покойного, если хотят с ним ещё встретиться, то надо будет потрудиться для ушедшего любимого… Не только памятник на могиле поставить, но главное – потрудиться в молитве, милостыне, исправлении своей собственной жизни. В этом труде родственники найдут великое утешение и укрепление для себя, а главное – помогут покойному. И в сердце затеплится молитвенный огонек надежды, что когда-то мы вновь обязательно встретимся.

Момент смерти близкого – переломный для любого человека. И ответственность пастыря Церкви на этом переломе – зажечь огонь веры в сердцах людей, помочь им пережить утрату и самим стать христианами.

– А как быть с самоубийцами? Можно ли молиться о самоубийцах и как?

– Самоубийство – это действительно страшный поступок. Господь наделил нас разными дарами и талантами, которыми человек волен распоряжаться сам. Но распорядителем главного дара – жизни, люди не являются. Жизнь наша и время ее окончания должны находиться только в руках Божиих. Потому самоубийство – тяжелый и непоправимый грех. По церковным правилам, покончивший жизнь самоубийством погребается вне церковной ограды. О нем не возносится молитва в храме, ведь он более не участник спасения, не член Церкви. Но тем не менее последний суд над душой человека принадлежит Богу.

Чем помочь самоубийце? Прп. Феодор Студит говорил, что за находящихся вне Церкви (например, еретиков) можно совершать милостыню. Приведу обширную цитату на эту тему из переписки преподобного оптинского старца Леонида. Он так утешал своего ученика, отец которого покончил жизнь самоубийством: «Вручай как себя, так и участь родителя, воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай судеб Вышнего. Старайся смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей. Да будет святая воля Твоя”. Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышнего. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу, и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет, и возвышает, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшей благостию – ничто. Для этого ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “Я люблю моего родителя, поэтому и скорблю неутешно”. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Другой оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

– А если снятся умершие, что это значит и как к этому относиться?

– Святые Православной Церкви вполне определенно и однозначно учат тому, что снам верить и тем более доверять нельзя. Наши сновидения, как правило, своим источником имеют либо наше человеческое естество (фантазии дремлющего сознания), либо рождаются под воздействием злых духов, со злыми же намерениями. Конечно, в каких-то редчайших случаях и Ангел Хранитель может по указанию Божию воздействовать на область человеческого сна. Но способны ли мы со стопроцентной уверенностью определить источник наших грез? Поэтому, в соответствии со святоотеческим учением, лучше и вовсе не обращать внимания на приснившийся образ, и не вспоминать его. Если же человеку настойчиво снится кто-либо из умерших родных, и это смущает его душу, то, думаю, такие сновидения можно расценивать как хороший повод, чтобы усугубить молитву об упокоении близкого. Надо подать записку на Литургию, заказать сорокоуст, панихиду, самому внимательно помолиться о покойном, а ещё лучше – подготовиться к Исповеди и Причастию. Каков бы ни был источник таких снов: наша скорбящая и неспокойная память либо побуждение Ангела Хранителя к молитве о покойнике, – наши покаянные молитвенные труды смогут принести пользу и умершему, и нашей душе.

– Наступают Рождественские дни. Можно ли на Святках молиться об усопших?

– Господь Своим Рождеством принес на землю Жизнь, и Жизнь с избытком. Так Он Сам сказал. Его благодатная Жизнь особенно ощущается верующими людьми в дни празднования Рождества Христова. И хотя в период Святок, праздничных Рождественских дней, по церковному Уставу поминовение умерших в храмах не совершается, но в домашней молитве, конечно же, можно делиться радостью об этой Жизни и с умершими. Кто-то из них там, за гробом, уже вкусил этой Жизни в полной мере и делится ею с нами своими молитвами Богу о нас. Кто-то, наоборот, ждет, что наша молитва к Богу прольет в их мир луч Жизни. В любом случае, если мы помним и любим наших родных, если хотим с ними встретиться вновь, наша память о них в дни праздничной радости не должна огорчать нас, но вселять надежду на милость Божию ко всем – и живым, и умершим.

Беседовал Сергей Герук

Обратиться за помощью

Если спросить у протестанта, нужно ли молиться за умерших, человек ответит отрицательно. В этой религии считается, что сразу после смерти сущность судится в соответствии с делами и попадает в лоно божественной милости. В православии мнения на счет загробной жизни немного иные. У нас принято думать, что близкие почившего должны просить Господа, а также обращаться к божьим ангелам. Это позволяет несколько смягчить участь ушедшего в мир иной. Чем горячее возносится моление, тем оно сильнее, тем выше у новопреставленного шансы получить милость божественной сущности, а значит, будущее души будет светлым и счастливым.

Молитвослов содержит огромное разнообразие текстов. Они применимы в разных случаях. Есть специальные для тех, кто скончался внезапно и непредсказуемо. Есть мотивы, которые возносятся за скончавшихся из-за трагического случая. Есть тексты, посвященные тем, кто нашел свою гибель на войне.

Из молитвослова можно узнать, как молиться за умершего младенца, какие тексты необходимо читать, если ребенок родился мертвым. Полный перечень разнообразных вариантов просто невозможно привести, столь много молитв существует. Задача родственников – изучить молитвослов, дабы определить, какие именно моления подходят к текущей ситуации, и именно ими пользоваться, обращаясь к высшим силам.

О самовольно умерших

До недавнего времени человек, умерший от своей руки, отвергался христианством. Совсем недавно появился новый канон. Его назвали «О самовольне живот свой скончавших». Как можно видеть из наименования, он посвящен тем, кто совершил суицид. Раньше не допускалось молений за таких персон. Никакие обстоятельства не могли быть причиной вознесения просьб божественным силам. Святые отцы в церкви и сегодня не станут просить божьей милости тому, кто сам стал причиной своей гибели, кто скончался от собственной руки. Церковь, однако, допускает келейное моление, то есть вознесение просьб за усопшего дома. Самоубийство – великий грех в понимании любой церкви. Отмолить его просто невозможно, столь он большой. И все же родственники почившего могут возносить свои мольбы высшим силам, чтобы хоть немного смягчить их участь в загробном мире.

Родители и дети

О том, как молиться за умерших родителей, должны спрашивать дети. Религией именно на них возлагается обязательство моления за почившее старшее поколение. Есть довольно много молитв. Некоторые предназначены специально для детей, возносящих просьбу за своих преставившихся родителей.

Есть и те, в которых молящий просит обо всех христианах, умерших в православии. В текстах просят помянуть того, кто отошел от жизни, того, кто всю свою жизнь служил Господу. Во время вознесения обращения необходимо кланяться божественной сущности.

Родителей обязательно упоминают по именам в местах молитвенного текста, предназначенных для их вставления. Здесь же просят помнить обо всех «сродниках во плоти». Вознося такую молитву, молят высшие силы дать почившему наслаждение, даровать бесконечную жизнь. Прося за почивших родителей, дети умоляют помиловать их, взывая к Богу как Человеколюбцу. Трижды просят Господа отпустить грехи ушедшему в мир иной и дать ему надежду на воскрешение. Трижды просят о вечной памяти всем тем, кто скончался в православной вере.

Упрашивая Господа даровать вечную жизнь и наслаждение почившим родителям, дети одновременно молят об утолении их скорбей. Священник, объясняя, как молиться за умерших родителей, обязательно скажет о необходимости правильного обращения к божественным силам.

Молитву возносят Иисусу, который утешает плачущих, покровительствует сирым, дарует убежище тем, кто погружен в скорбь. Вознося молитвы, взывают к милосердию божественному, указывая на добродетели детей как повод помиловать их родителей. Упрашивая божественные силы даровать счастье и спокойствие в загробной жизни, дети обязательно говорят о том, что Бог есть Отец для всех, и все люди – это его дети, а значит, он должен особенно хорошо понимать, почему потомство так молит о светлом будущем своих матери и отца. При молении обращаются к высшим силам как «Милостиве Господи». Обязательно включают в текст слова о том, что Бог – единственный, на кого просители могут уповать, рассчитывая вымолить счастье для почившего.

Здоровый и больной

Нужно ли молиться за умерших, при жизни перенесших продолжительную болезнь, из-за которой скончались? Православная религия допускает такие моления, более того, одобряет их. Если обратиться к молитвослову, можно найти специальные тексты для таких случаев. Есть два варианта молений. Оба они посвящены тем, кто скончался из-за длительной болезни. В своих молениях родственники обязательно должны упоминать имя того, кто почил. Молящийся обращается к Господу, говоря о том, что именно его волей умерший служил высшим силам своими страданиями, болезнями, став частью Страстей Христа. Родичи, обращаясь к высшим силам, просят их удостоить почившего участия в славе Христа.

При вознесении молитвы просят принять мольбу о том, кто почил. Обращаясь к высшим силам, умоляют простить грехи того, кто молится, и помочь почившему родственнику молящегося. Кроме того, взывают о содействии в борьбе с дьявольскими кознями, просят избавить от бед и болезней, а также иного зла.

Молящийся обещает жить праведно, несмотря на тот факт, что любые бренные люди недостойны. Он возносит мольбу за почившего, прося быть милостивым к нему и самому молящемуся, который будет всей своей жизнью славить Единого Господа.

Как читать молитвы об усопшем

Действие молитвы сравнивают с открытием двери, через которую в душу входит благодать Христова. Поэтому моление, совершаемое со вниманием и благоговением, очищает самого молящегося и оказывает целительное действие на душу усопшего.

Действенность молитвы за умершего прямо зависит от того, живёт ли сам молящийся по заповедям Христовым, готов ли он к «утруждению тела и скорби сердечной», без которых, как писали святые отцы, не будет иметь души всякое молитвословие.

Святитель Феофан прямо высказывался о том, что одно лишь церковное поминовение без молитв родных и близких не имеет должной силы: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

О воспитателях

Святые отцы могут помочь тем, у кого умерла мама. Как молиться в такой ситуации, священники объясняют, используя молитвослов. Сходными способами можно возносить молитвы и за наставников.

Если эти люди были важны для обращающейся к божественным силам персоны, тогда воспитатели в некоторой степени приравниваются к родителям в восприятии иного мира. Соответственно, упрашивая высшие силы даровать им счастье и избавить от наказаний, человек пользуется теми же текстами, которые созданы для обращения во имя родителей. Правда, таким образом можно просить лишь за тех, кто был действительно важным для человека, кто воспитывал его. Можно воспользоваться отдельной молитвой. Молитвослов содержит специальный текст обращения к высшим силам, используемый, если нужно упросить Господа быть милостивым с наставником.

О правилах

Можно узнать, как молиться за умершего, обратившись к рекомендациям и советам святых отцов. Известны общие правила вознесения прошений к божественным силам. В общем случае молитвы возносят находясь дома либо посещая кладбище. В домашних условиях можно умолять Господа ежедневно вечером, когда приходит время поминовения почивших в соответствии с православными обрядами. Если человек скончался не более 40 суток тому назад, можно возносить посвященные ему молитвы ежедневно днем, когда произносятся иные тексты. Ежели человек располагает свободным временем и у него есть такая возможность, нужно читать Канон, созданный специально для поминовения почивших.

Принято возносить Господу молитвы при каждом посещении кладбища. Некоторые просто лишь делают крестное знамение, кратко приветствуют. Церковными властями ограничены специальные родительские дни. В эти моменты необходимо обязательно посетить кладбище, каждую могилку украсив праздничными реликвиями, а также вспомнив, как молиться за умершего.

К атрибутам относятся крашенки, вербные ветви, пасха. Нельзя посещать участки захоронения в Христово Воскресение. В этот день умершие божественными силами подняты из своего места вечного почивания. Они приходят в гости к семье, дабы отведать трапезу в честь Пасхи. Допускается заочно христосоваться, заранее поздравить с приближающимся светлым днем. Удачным моментом для посещения мест захоронения считается вторник недели, которая начинается после Пасхи. В православии она названа Светлой Седмицей.

Наука и искусство облегчения страдания больного в последние дни жизни

Еще в древние времена люди пытались помочь и поддержать друг друга во время болезни и в преддверии надвигающейся смерти. Умирающего человека окружала обстановка таинственности и торжественности. Болезнь и смерть есть и всегда будут неизбежной частью человеческого опыта. По тому, как общество заботится о детях, престарелых и умирающих, судят о зрелости этого общества. C целью облегчения страданий инкурабельного больного, в том числе умирающего, зарождается паллиативная помощь (и хосписная как ее компонент для оказания помощи в конце жизни).

Паллиативная помощь — всесторонняя медико-социальная помощь больным с диагнозом активного (при наличии симптомов, требующих активного медицинского вмешательства) неизлечимого прогрессирующего заболевания на стадии, когда исчерпаны все возможности специального/радикального лечения. Основной целью такой помощи является улучшение качества жизни больного и членов его семьи, что достигается благодаря активному выявлению, тщательной оценке и симптоматической терапии боли и других проявлений болезни, а также оказанию психологической, социальной и духовной поддержки как самому пациенту, так и его близким. Принципы паллиативной помощи могут быть реализованы на более ранних стадиях заболевания в сочетании с другими методами лечения [1–7].

Решающим условием для развития паллиативной помощи является создание условий, необходимых для признания важности самой идеи холистической помощи инкурабельным больным и умирающим. Совершенно необходимо, чтобы общество, в том числе и сами пациенты и их семьи, осознавали важность паллиативной помощи и знали о ее возможностях.

Необходимо отметить, что в новом Федеральном законе Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые в истории отечественного здравоохранения признается необходимость развития в стране паллиативной помощи. «Паллиативная медицинская помощь, — говорится в законе, — представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан» (статья 36) [8]. Паллиативная медицинская помощь в соответствии с законом впервые признана одним из видов медицинской помощи, оказываемой населению. В законе говорится о том, что паллиативная помощь «… оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи» (статья 36), а также о (статья 80). С принятием нового закона открываются новые возможности для развития паллиативной помощи в регионах страны.

Являясь инициатором зарождения нового направления, ВОЗ провозглашает основные принципы, в соответствии с которыми паллиативная помощь:

  • утверждает жизнь и считает смерть естественным закономерным процессом;
  • не имеет намерений продления или сокращения срока жизни;
  • старается насколько возможно долго обеспечить условия для того, чтобы больной мог вести активный образ жизни;
  • предлагает помощь семье пациента во время его тяжелой болезни и психологическую поддержку в период переживания тяжелой утраты;
  • использует межпрофессиональный подход с целью удовлетворения всех потребностей пациента и его семьи, в том числе и организацию ритуальных услуг, если это требуется;
  • улучшает качество жизни пациента и может также положительно влиять на течение болезни;
  • при достаточно своевременном проведении мероприятий в совокупности с другими методами лечения может продлить жизнь больного [2].

Паллиативная помощь складывается из двух больших компонентов — это облегчение страданий больного на протяжении всего периода болезни (параллельно с радикальным лечением) и помощь (медицинская, психологическая, социальная, духовная) в последние месяцы, дни и часы жизни. Именно помощи больному в конце жизни в России уделялось и до сих пор уделяется очень мало внимания. Неправильным было бы считать, что умирающий больной нуждается только в уходе. На самом деле существуют профессиональные тонкости искусства облегчения страдания больного, которые могут решить только подготовленный врач и медицинская сестра.

В настоящее время в ряде стран «помощь (больному) в конце жизни», или хосписная помощь (end-of-life care), выделена как самостоятельное направление паллиативной помощи. Ведущим компонентом в этом направлении является формирование особой философии, организация психологической поддержки больного и его семьи. Поэтому часто говорят, что паллиативная помощь и хоспис как одна из форм паллиативной помощи — это не просто лечебное учреждение, это — философия.

К сожалению, врачей и медицинских сестер не учат искусству оказания помощи умирающим. До сих пор сохраняется игнорирование умирающих больных, им остается недоступной медицинская помощь, весь уход ложится на плечи родственников и близких.

Однако надо помнить, что некоторые симптомы причиняют умирающим больным значительные страдания. Владение основными методами купирования симптомов у пациентов в последние дни жизни — одно из основных профессиональных требований для врача любой специальности. Однако простого владения навыками купирования симптомов недостаточно. Для оказания умирающим больным действенной помощи врач должен иметь хорошее представление об этой сфере деятельности, а также обладать умением общаться, принимать решения и строить взаимоотношения с людьми.

Выбор тактики для облегчения страданий умирающего начинается, как и в любом разделе клинической практики, с всесторонней оценки состояния больного. Необходимо активно выявлять проблемы, которые могут причинять страдания больному. Такая оценка формирует основу не столько для поиска решения отдельных проблем, сколько для определения целей лечения. Процесс оценки может сам по себе быть терапевтическим средством. Он дает пациенту возможность осознать, что его воспринимают как личность и относятся к нему с сочувствием.

Поскольку симптомы по сути своей носят субъективный характер, «золотым стандартом» для оценки является описание самим пациентом ощущений и переживаний. Существуют проверенные методики оценки симптомов, которые могут помочь врачу представить себе, как пациент воспринимает тот или иной симптом (например, степень его тяжести и др.). Решая вопрос о проведении диагностических тестов, следует оценить их целесообразность с точки зрения возможности облегчить страдания больного. Не стоит проводить сложную диагностику лишь ради того, чтобы выполнить стандарт обследования.

У большинства людей в терминальной стадии жизни наблюдаются патологические изменения аффективной и когнитивной функций, при этом возникает целый спектр эмоций и страхов. Страх потерять контроль над собой, быть брошенным, стать обузой, страх боли и других физических страданий нередко бывает настолько сильным, что у больного возникает желание ускорить приближение смерти. Поэтому при разговоре с больным необходимо провести оценку его эмоционального статуса, уловить признаки депрессии, тревожного состояния и нарушения когнитивной функции, поскольку эти проблемы можно и нужно корректировать [9, 10].

Необходимо помнить о том, что в последние дни жизни больного следует отменить некоторые медикаменты, прием которых не имеет никакого смысла и лишь нарушает комфорт пациента и даже может усугубить его состояние. Могут быть отменены в последние 48 часов жизни такие препараты, как антибиотики, витамины, препараты железа, гормоны, кардиотоники, слабительные, сахароснижающие, диуретики, гипотензивные средства. Можно продолжать при необходимости введение обезболивающих средств, противосудорожных, антихолинергических и противорвотных средств, транквилизаторов. То есть следует обеспечить больному максимальный покой, отсутствие боли и симптоматическое купирование других тягостных симптомов.

В жизни каждого человека присутствует духовная сторона. Как показывают исследования, независимо от того, что вкладывается в понятие духовности — религиозный смысл или индивидуальное представление о смысле и тайне жизни, сущности бытия, больные охотно идут на разговор об их духовных проблемах. Хотя помощь такого рода обычно оказывает священник, врач должен учитывать, что часто духовные проблемы могут проявляться в виде страданий физического, душевного или социального характера.

Врач должен уметь проводить предварительную оценку социальных и практических потребностей пациента. Нерешенные проблемы взаимоотношений, неулаженные финансовые, юридические и практические дела могут быть источником душевных страданий больного. Поскольку многие семьи тратят на лечение и уход за больным часто все свои сбережения, иногда теряя при этом источник дохода, важно знать, каково финансовое положение пациента. Необходимо подумать об организации практической помощи: даже самый безупречный план лечения может не дать желаемых результатов, если не позаботиться о сугубо бытовых проблемах повседневной жизни.

В последние дни и часы жизни в организме происходит ряд физиологических изменений. Каждое из них, если не понимать его сути, может стать поводом для тревоги и производить угнетающее впечатление на родственников.

Слабость и утомляемость. По мере угасания функций организма у больного нарастают слабость и утомляемость. Больной может отказываться от привычной двигательной активности, в этом случае его не следует насильно заставлять двигаться. На этой стадии большинство препаратов для борьбы со слабостью можно отменить. При ограничении движений в суставах могут возникнуть тугоподвижность или боли. Продолжительное надавливание на один и тот же участок кожи, особенно над костными выступами, повышает риск ишемии кожи и появления болезненных ощущений. Больному необходимо устроить удобно постель, подложив подушки, чтобы реже возникала потребность поворачиваться.

Прекращение приема пищи и жидкости. В последние дни жизни больные, как правило, полностью теряют аппетит и перестают пить [11, 12]. Родственников это очень беспокоит. Однако специалисты считают, что обезвоживание в последние часы жизни не причиняет страданий и может стимулировать выделение эндорфинов и анестезирующих веществ, которые улучшают самочувствие больного [13–16]. В данном случае часто низкое артериальное давление и слабый пульс связаны с процессом умирания, а не с обезвоживанием. Пациент, который не может принимать вертикальное положение, не испытывает головокружения. При тщательном гигиеническом уходе за ротовой полостью, полостью носа и слизистой глаз можно не опасаться, что больной испытывает жажду.

При наличии периферических отеков или асците у больного в организме скапливается избыток воды и солей, по­этому обезвоживания не происходит, хотя внутрисосудистый объем жидкости может сократиться вследствие гипоальбуминемии. Иногда назначают парентеральное введение растворов — внутривенно или подкожно, особенно если необходимо лечение делирия.

Следует обратить внимание, что парентеральное введение жидкости в последние дни жизни может оказать неблагоприятное действие, что очень часто недооценивается врачами. Парентеральное введение чрезмерного количества жидкости, особенно при значительной гипоальбуминемии, может привести к перегрузке системы кровообращения с развитием периферических отеков и/или отека легких, вызвать усиление одышки, кашля и увеличение секреции желез ротовой полости и трахеобронхиального дерева. Кроме того, внутривенные капельницы причиняют неудобство больному, особенно если он истощен и у него плохо определяются вены.

Потеря способности глотать. Если пациент не может глотать, следует прекратить давать ему пищу и препараты внутрь. Предупредите членов семьи и ухаживающих за больным медперсонал об опасности аспирации. Для уменьшения выделения слюны и других продуктов секреции можно назначить скополамин или гиосцина бутилбромид [17]. Эти препараты сведут к минимуму или устранят шумное «клокотание» при дыхании из-за скопления слизи в глотке и трахее. Отсасывание жидкости из ротоглотки чаще всего неэффективно, поскольку выделения обычно находятся за пределами досягаемости катетера. Длительные попытки отсосать слизь могут лишь потревожить до этого спокойного больного и взволновать находящихся рядом членов семьи.


Неврологические изменения. Неврологи­ческие изменения, связанные с процессом умирания, обусловлены рядом одновременно происходящих необратимых процессов. Наличие или отсутствие таких изменений обуславливает тяжесть процесса умирания и некоторыми авторами называется «дорогой» к смерти (рис.). Большинство больных следуют по «обычной дороге», для которой характерно постепенное угасание сознания, после чего наступает кома, а затем смерть [18].

Агональный делирий. Первым сигналом, возвещающим о том, что больному предстоит пройти по «трудной дороге» к смерти, может служить появление делирия с ажитацией. У таких больных часто появляется спутанность сознания (дезориентация), беспокойство, возбуждение; иногда возникает инверсия цикла сна и бодрствования. Для семьи и ухаживающего медперсонала, которые не понимают сути происходящего, зрелище агонального делирия с ажитацией может быть очень тяжелым.

Если делирий нераспознан или не приняты меры для его устранения, то членам семьи скорее всего запомнится страшная смерть «в ужасных мучениях», что возможно, по их мнению, было спровоцировано назначением лекарств. Это произведет тяжелое впечатление на родственников, даже если вся предыдущая медицинская помощь была организована безупречно.

Необходимо попытаться определить причины делирия и купировать их. Однако если больной доживает последние часы и отмечаются другие признаки процесса умирания, лечение следует направить на купирование симптомов, связанных с агональным делирием, чтобы успокоить пациента и его близких.

Когда возбуждение и беспокойное поведение больного сопровождаются стонами и гримасами, это часто истолковывают как свидетельство физической боли [19]. Однако нужно иметь в виду, что в последние часы жизни неконтролируемая боль развивается или усиливается редко. Признаком наличия боли может быть напряженный лоб, в частности появление на нем глубоких морщин. Терминальное беспокойство мучительно для пациентов, находящихся в сознании и, вероятно, также для пациентов в полубессознательном состоянии.

Если трудно оценить состояние пациента, который находится без сознания, и врач думает, что его беспокоит боль, можно попробовать назначить опиоиды. Но необходимо помнить, что при низком почечном клиренсе опиоиды могут аккумулироваться и усугублять делирий. Если пробное введение дозы опиоидов не снимает возбуждения или усугубляет делирий, усиливая возбуждение или провоцируя миоклонические судороги, следует назначить лечение для купирования симптомов, связанных с делирием.

Для лечения агонального делирия широко применяются бензодиазепины, поскольку они обладают анксиолитическими, амнестическими и противоэпилептическими свойствами и расслабляют скелетные мышцы [19].

Предварительно растворенный лоразепам для приема внутрь можно наносить на слизистую оболочку щеки, увеличивая дозу до получения нужного эффекта. Необходимо помнить, что на некоторых больных бензодиазепины оказывают парадоксальное действие, вызывая возбуждение. По мнению некоторых авторов анти­психотические средства, галоперидол и хлорпромазин, не обеспечивают адекватную седацию и могут приводить к усилению тонуса мышц и появлению конвульсий [20].

Диазепам 5–10 мг можно назначать перорально, ректально (в суппозиториях или инъекционно через ректальный зонд) или внутривенно (если венозый катетер установлен по другим причинам), поскольку этот препарат плохо всасывается после внутримышечных или подкожных инъекций. Его следует назначать через 6–12 ч, и доза титруется по эффекту.

Мидазолам имеет преимущество в том, что его можно назначать непрерывной подкожной инфузией и его также можно смешивать в одном шприце с морфином. Обычная начальная доза мидазолама составляет 2,5–10 мг подкожно через 2 ч или 10–20 мг в сутки.

Тазепам может вводиться в домашних условиях ректально (в виде капсул темазепама для приема внутрь). Для достижения эффекта в капсулах рекомендуется предварительно иголкой проделать отверстие [21].

Если лечение бензодиазепинами не дает желаемого результата, следует назначить фенобарбитал. Начинают с 60–120 мг, подкожно каждые 4–8 ч, постепенно повышая дозу. После достижения эффективной дозы препарат можно назначать в виде непрерывной подкожной инфузии, но не следует смешивать его с морфином или другими препаратами.

Терминальное тахипноэ. Терминальное тахипноэ производит угнетающее впечатление на родственников и других пациентов, хотя сам человек находится уже без сознания. У особенно ослабленных пациентов возможно появление на фоне дыхательных движений предсмертных хрипов, обусловленных перемещением секрета в глотке, трахее и крупных бронхах. Считается, что предсмертные хрипы не доставляют беспокойства больному, находящемуся без сознания.

При появлении терминального тахипноэ необходимо придать больному положение лежа на боку и объяснить суть происходящего родственникам, успокоить их. В качестве медикаментозной терапии чаще всего используются препараты, подавляющие секрецию слизи. Препаратом выбора считается гиосцина бутилбромид (20 мг однократно, затем 20 мг/24 часа подкожно).

Ослабление сфинктеров в последние часы жизни может привести к недержанию мочи и кала. Отвод мочи катетером и использование абсорбирующих пеленок помогают свести к минимуму смену белья и проведение гигиенических процедур. Однако при минимальном выделении мочи в этом не всегда есть необходимость, достаточно бывает использовать подгузники. Очень важно содержать кожу больного в чистоте, следует регулярно проводить гигиенические процедуры.

Использование абсорбирующего белья (подгузники, урологические прокладки и впитывающие пеленки) помогут свести к минимуму травмирование тканей и необходимость частой смены белья, что поможет обеспечить покой пациенту и значительно облегчить труд ухаживающих за ним людей.

Развитие олиго- или анурии в последние дни жизни не требует обследования или терапии, если это не сопряжено с болью или нарастающей одышкой.

Если окружающие не понимают, что происходит, каково состояние больного, на них могут угнетающе действовать то, что глаза больного постоянно открыты. При тяжелом истощении уменьшается объем ретробульбарной клетчатки, и глазное яблоко западает в глазницу иногда настолько глубоко, что длины век не хватает на то, чтобы сомкнуться и закрыть конъюнктиву полностью. В таком случае необходимо поддерживать влажность конъюнктивы с помощью глазных мазей или физиологического раствора.

Если больной умирает дома, то родственникам больного необходимо объяснить, что процесс умирания так же индивидуален, как и процесс рождения. Невозможно предугадать точное время смерти и как именно все будет происходить. Расскажите близким, что люди, которые стоят на пороге смерти, испытывают ряд похожих симптомов, независимо от типа заболевания.

С приближением смерти появляются определенные физические и эмоциональные симптомы: возникает и прогрессирует день ото дня сонливость и выраженная слабость, периоды бодрствования уменьшаются, угасает энергия; изменяется характер дыхания: периоды частого дыхания сменяются остановками; ухудшается аппетит, человек пьет и ест меньше, чем обычно, потом совсем отказывается от пищи и воды. Моча становится темно-коричневой или темно-красной, кишечник перестает опорожняться или наоборот бывает непроизвольный стул. Изменяются слух и зрение — они не просто ухудшаются, а наоборот, человек может слышать и видеть вещи, которые другие не замечают. Меняется температура тела, она может быть повышенной или наоборот очень низкой.

По мере приближения ухода из жизни человек перестает проявлять интерес к внешнему миру и отдельным деталям повседневной жизни.

Если умирающий человек, о котором вы заботитесь, видит или слышит что-то или кого-то, чего не видите вы, с ним следует согласиться — признайте то, что он видит или слышит. Отрицание этих переживаний может расстроить умирающего человека. Поговорите с человеком, даже если он в коме, подер­жите его за руку. Известно, что умирающие люди могут слышать, даже когда они находятся в глубокой коме. Есть пример того, что люди, которые выходили из комы, говорили, что они могли слышать все происходящее, находясь без сознания.

Принципы общения с умирающим человеком. Облегчить состояние умирающего только с помощью лекарственных средств невозможно. Не менее важно, а может быть и наиболее важно общение с больным, отношение к нему, как к живому человеку, который слышит и чувствует, нуждается в вашем присутствии и участии до самого конца. Поэтому при общении с умирающим человеком:

  • будьте всегда готовы оказать помощь;
  • проявляйте терпение;
  • дайте возможность ему выговориться, умейте активно слушать;
  • произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны;
  • спокойно относитесь к его гневу и недовольству;
  • избегайте неуместного оптимизма.

Умирающему больному необходимо чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что вы не можете сделать его снова здоровым.

Необходимо спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной, помочь ему доделать земные дела, обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно знать, что для него делается все возможное. Он не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы.

Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его земной жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Он должен знать, что в момент смерти не останется один и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе наше присутствие у постели тяжелого больного и умирающего может иметь успокаивающее действие.

Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боль и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т. п.

Для того чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо уметь слушать; понимать невербальный язык; уметь оказать эмоциональную поддержку; общаться с больным открыто, доверительно; относиться к нему с сочувствием и уважением; честно отвечать на вопросы; не внушать несбыточных надежд; давать возможность задавать вопросы; понимать потребности больного; принимать во внимание и стараться удовлетворить его психические, социальные и духовные потребности; предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

В заключение хочется процитировать слова митрополита Антония Сурожского: «Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последним, что он воспримет и унесет в вечность — как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!.. Опыт показывает, что перед лицом смерти стирается всякая обида, горечь, взаимное отвержение. Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни» [22].

Литература

  1. Doyle D., Hanks G., MacDonald N. Introduction. Oxford textbook of Palliative Medicine. 1993. P. 3.
  2. WHO Definition of Palliative Care. WHO, 2007. URL: https://www.who.int/cancer/palliative/definition/en/.
  3. Введенская Е. С., Соколова Е. Г., Петрушов П. К. Паллиативная помощь: содержание, определяющее подходы к формированию службы и контингентов больных // Росмедпортал.ком, электронный научно-практический журнал. 2012, т. 3, с. 136–144.
  4. Введенская Е. С. Паллиативная помощь: быть рядом с больным до конца. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2011.
  5. Введенская Е. С. Паллиативная помощь — инновационное направление современного здравоохранения. В кн.: Актуальные проблемы химии, биологии и медицины. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. Кн. 3. С. 5–26.
  6. Эккерт Н. В., Новиков Г. А., Хетагурова А. К., Шарафутдинов М. Г. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи. М.: ММА им. И. М. Сеченова. 2008. 58 с.
  7. Рекомендации Rec. (2003) 24 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по организации паллиативной помощи. М.: Медицина за качество жизни. 2005. 30 с. URL: https://pallcare.ru/ru/images/user/Ryskversion3.pdf (Дата обращения 01.10.2011).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» URL: https://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104 (Дата обращения: 09.02.2012).
  9. Singer P. A., Martin D. K., Kelner M. Quality end-of-life care: patient’s perspectives // JAMA. 1999, 281: 163–168.
  10. Vachon M. L., Kristjanson L., Higginson I. Psychosocial issues in palliative care: the patient, the family, and the process and outcome of care // J Pain Symptom Management. 1995, 10: 142–150.
  11. Bruera E., Fainsinger R. L. Clinical management of cachexia and anorexia. In: Oxford Textbook of Palliative Medicine 2 Edition Oxford University Press, Oxford, England 1998, 548.
  12. Billings J. A. Comfort measures for the terminally ill: Is dehydration painful? // J Am Geriatr Soc. 1985, 33: 808–810.
  13. Ellershaw J. E., Sutcliffe J. M., Saunders C. M. Dehydration and the dying patient // J Pain Sympt Manage. 1995, 10: 192–197.
  14. Musgrave C. F., Bartal N., Opstad J. The sensation of thirst in dying patients receiving IV hydration // J Pall Care. 1995, 11: 17–21.
  15. Musgrave D. R. Terminal dehydration: to give or not to give intravenous fluids? // Cancer Nursing. 1990, 13: 62–66.
  16. Twycross R. B., Lack S. A. Therapeutics in terminal cancer, Churchill Livingstone3 Edition. 1990, 134–136.
  17. Frank D. Ferris, Charles F. von Gunten, Linda L. Emanuel. Ensuring competency in end-of-life care: controlling symptoms // BMC Palliative Care. 2002, 1: 5.
  18. Ferris F. D., von Gunten C. F., Emanuel L. L. Competency in end of life care: The last hours of living // J Palliat Med. 2003; 6: 605–613.
  19. Shuster J. L. Delirium, confusion, and agitation at the end of life // J Pall Med. 1998, 1: 177–186.
  20. Twycross R., Lichter I. The terminal phase. In: Oxford Textbook of Palliative Medicine. 2 Edition (Edited by: Doyle D., Hanks G. W. C., MacDonald N.). Oxford University Press, Oxford, England, 1998, 987–988.
  21. Паллиативная помощи онкологическим больным. Учебное пособие под редакцией профессора Г. А. Новикова и академика РАМН, профессора В. И. Чиссова, М.: ООД «Медицина за качество жизни», 2006.
  22. Сурожский А. Жизнь. Болезнь. Смерть, Издательство: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010, 96 с.

Е. С. Введенская, кандидат медицинских наук

ГБУЗНО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Нижний Новгород

Контактная информация об авторе для переписки

Важность молитвы

Нельзя недооценивать важность знаний о том, как молиться за усопшего. Конечно, когда человек умирает, его память можно увековечить роскошным памятником, специально выделенным местом на кладбище. Можно устроить многочисленные и пышные поминки. Однако это все – материальное, а значит, не важно душе, отлетевшей в иной мир. Единственное, что может повлиять на духовные аспекты – это вознесение молений божественным силам.

Спасая душу умершего, человек тем самым дарует спасение и семье. Только прошение живого может стать источником милости для скончавшегося. Молясь за новопреставленного, персона настраивает себя в лад с высшими силами, становится ближе к небесному и духовному, отвлекается от суеты и временности, от преходящего, окружающего нас в этом мире. Молитвословие – это один из путей обеспечить себе будущее вне бренного мира и сохранить себя самого от произвольного греха.

Если знать, как молиться дома за умершего (выше описаны общие правила), если регулярно возносить такие слова за своего почившего близкого, можно тем самым расположить свою душу к исходу. Одна из ключевых христианских заповедей – готовность к отходу в непредсказуемый момент времени. Регулярно молясь об усопших, тем самым человек делает для себя такой переход более предсказуемым, привычным, а значит, может с ним смириться заранее. Если ушедший человек обрел вечное блаженство и в том мире возносит молитвы за еще живущего с нами, такие обращения ценятся особенно высоко, поскольку помогают сильнее всех прочих.

Какую пользу приносят душе умершего молитвы живых?

Согласно учению Церкви, исключительно важно молиться за недавно скончавшегося православного именно в первые сорок дней со времени смерти, так как за этот срок определяется место временного, до Страшного суда, пребывания его души в раю или аду.

После смерти христианин уже никак не может самостоятельно облегчить свою участь. Она может быть изменена только молитвами родных и близких, поминовением на литургии, раздачей милостыни с просьбой помянуть человека.

Отпевание — особый обряд, который, согласно христианскому вероучению, освобождает покойного от земных прегрешений и направляет его душу к жизни вечной.

Отпевание

Передаётся история о том, как в Киево-Печерском монастыре похоронили умершего монаха, имевшего многие грехи не исповеданные. Спустя время игумен и насельники монастыря во снах своих увидели, как мучается в аду нерадивый их собрат. Иноки стали молиться за грешника, и лицо его в новых видениях, приходивших им, светлело и умиротворялось. Молитвами братии грехи усопшего были прощены, и он попал в райскую обитель.

Должен и может

Православные каноны, правила, посвященные тому, как молиться за умершего, указывают на поминание скончавшегося в молитвах как долг и обязательство всякого человека, принявшего православие. Церковные каноны требуют особенно ответственно и тщательно, регулярно и рьяно возносить молитвы в первые 40 дней после преставления персоны.

Вдова должна молиться о своем почившем супруге, дети обязаны возносить прошения во имя своих родителей. Если скончался близкий, настоящий православный христианин ежедневно будет поминать умершего в своих обращениях к божественным силам. Чтение имен осуществляют, пользуясь помянником, созданным специально для этой цели. Так называют маленькую книжицу, в которой приведены имена всех почивших и еще живущих в бренных телах родственников. Есть такой благочестивый православный обычай, согласно которому ведут помянник семьи. Человек, обращаясь к божественным силам, должен прочесть имена всех своих родичей, даже если они жили несколько поколений тому назад. Благодаря таким книжицам люди могут помнить даже тех своих родных, кто скончался долгие годы, десятилетия, века тому назад.

Если спросить святого отца, как молиться за умершего до 40 дня, священник посоветует возносить молитвы дома. Именно они считаются самыми действенными. А вот после этого момента в домашних условиях моления божественных сил практически не имеют результата и нужно обращаться в церковь.

Дома до 40 дня можно возносить прошения и за тех, за которого разрешено молиться в церкви, и за тех, кого в ней не принимают (как, например, самоубийц). Не всякий текст можно читать в стенах православного учреждения, но любую молитву возможно вознести, будучи дома. Если человек не был окрещен и скончался, за него можно помолиться дома. Официальная церковь отказывает в просьбах за такого погибшего. Чтобы моление дало результат, нужно концентрироваться на обряде и максимально следить за своими намерениями. Не менее важно воспроизводить точный текст моления. Нельзя отвлекаться или вносить изменения по своему вкусу. Нельзя корректировать ни время обряда, ни текстовку обращения, ни нюансы проведения.

Домашние молитвы об усопшем и записки, подаваемые в храме

Если подготовка тела усопшего к православным похоронам проводится дома, то при омовении читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Затем покойного облачают в чистые, по возможности новые одежды, возжигают лампаду или свечу, которая будет гореть всё то время, пока тело находится в доме, и читают каноническое «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтирь по усопшему с усиленными молитвами о новопреставленном.

Если человек скончался вне дома и тело перевезено в морг, то «Последование по исходе души от тела» читают в красном углу перед иконами, а затем переходят к Псалтири по усопшему.

В самый день смерти надо позаботиться также о церковном поминовении покойного. Лучше всего заказать Сорокоуст. Для этого в храме, на листочке «О упокоении» вверху пишется «Сорокоуст», а строчкой ниже — имя покойного в родительном падеже. По этой записке умершего будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней.

После отпевания в третий день родные и близкие читают Канон об усопшем. Также традиционно читается Псалтирь по усопшим. Правила чтения есть внутри самой Псалтири, там написано, что читать, как и когда поминать покойного.

Важные правила

О том, как молиться за умершего после 40 дня, знают священники. Религиозными правилами рекомендовано возносить молитвы за почившего после этого дня так часто, как это представляется возможным. Обязательно обращаться сюда в дни, которые религиозными обрядами установлены как предназначенные для поминовения. Не будет лишним пользоваться помощью священников и в любые другие моменты, когда есть возможности прийти в церковь, дабы помолиться за ушедшего.

Существует специальное вечернее правило. Обращения к божественным силам незадолго до отхода ко сну нужны, чтобы каждый человек регулярно думал о смерти. Так сложилось, что обычные люди, заблудившись в повседневности, вовсе не вспоминают о моменте отхода в иной мир. Зная, как молиться за умершего до 40 дня дома, умея возносить вечерние молитвы ежедневно и после этого срока, персона смиряется с мыслью о предстоящей смерти. Никто из наших современников не знает, что будет завтра или через день, никому не ведомо, когда придет время покинуть бренный мир. Соблюдая ежевечерний молитвенный обряд, можно подготовиться к моменту исхода, на какой бы день он ни пришелся.

Конец жизни человека

Как молиться за умирающего человека?

Как читать канон над умирающим человеком?

Для чего читается отходная?

Как молиться за умирающего человека? При конце жизни человека, при отходе его из этого мира над ним читается особый канон – собрание песен-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».

В «Православном молитвослове» этот канон называется так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Этот канон читается «от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» (говорить), обыкновенно он называется отходною (молитвою).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык.

«Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает: потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6).

«Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного к долгому страшному пути: да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7).

«Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безуместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

Как читать канон над умирающим человеком? Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «Молитва, от иерея глаголемая» или «Посем начинает иерей», – мирянами не читаются.

Канон предваряется чтением предначинательных молитв, кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш… Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному в молитвослове порядку. В каноне девять песен. Песнь вторая не читается. В каждой из песен есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев (см. песнь 1). Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава:», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне:» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В конце канона читают молитвы: Достойно есть…, Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш… Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды).

Для чего читается отходная? В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.

Канон читается родными или близкими над умирающим человеком, чтобы облегчить душе выход из тела.

Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, дабы, попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой облегчить не столько телесные, сколько душевные его страдания.

О самом важном и не только

Узнавая у священника, как молиться за умершего до 40 дней, можно услышать о важности божественной литургии. Процесс сопровождается принесением божественным силам жертвы без крови. Когда завершается литургия, начинается панихида. Обряд проводят у кануна – стол с подсвечниками, на котором изображено распятие. Проведение обряда нужно для поминания почивших. Придя в церковь, человек оставляет приношение, которое направляется на церковные нужды.

Разбираясь, как молиться за умершего до 40 дней, не стоит забывать о сорокоусте. Это служение необходимо заказать, обратившись в православную церковь. Оно считается одним из самых важных для усопшего. Сорокоуст представляет собой литургический православный обряд, который начинается, когда человек покидает бренный мир, и завершается к 40-му дню. Когда сорокоуст заканчивается, можно заказать новое проведение этого обряда. Продолжительные поминальные сроки можно заказать сразу на шесть месяцев или даже на целый год.

Наиболее простой вариант поминовения почившего – свечка, поставленная за упокоение.

О детях

Иногда родители вынуждены обращаться за помощью к священникам, чтобы узнать, как молиться за умершего ребенка, которого не успели крестить. Традиционно обряд крещения проводят через 40 суток после появления на свет. Весь этот период считается, что мать и ее чадо оберегает один Ангел. Обряд крещения позволяет ребенку получить собственного хранителя. Если так сложилось, что чадо почило, не успев пережить обряд крещения, необходимо молиться за него особенно искренне, сильно, рьяно. Любой истинный христианин ощущает тяжесть в душе, осознавая, что кто-то умер вне церковного лона. Чтобы загробная жизнь такой души была по возможности спокойной, возносят сердечные моления.

В церквях передавать просьбы, указывая в ней имя усопшего некрещеным, строго запрещено. Священники, рассказывая, как молиться за некрещеных умерших, указывают возможность вознесения прошений божественным силам только дома или на кладбище. Ежели персона не вошла в церковное лоно, она не может упоминаться святыми отцами. Тем значимее душе становится человек, который упоминает ее в молитве дома.

Ежели спросить, как молиться за некрещеных умерших, знающий человек наверняка порекомендует возносить просьбы святому Уару. Есть специальный канон. Святой посвятил себя мольбам о несчастных, не сумевших войти в лоно православной церкви. Искренне обращаясь к этому мученику, можно облегчить загробную жизнь души.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]