История написания
Второй псалом считается мессианским, то есть содержащим в себе пророчества о Христе. В еврейской, греческой и латинской библиях этот псалом не имеет в написании имени Давида, но в славянской традиции оно существует. Однако в книге «Деяний апостолов» приведены слова Петра, цитирующего псалом в ответ на гонения верующих христиан священниками, которым управляли Ирод и Понтия Пилат. При этом апостол Петр отмечал, что так утверждает раб Божий, отец Давид.
Внимание! Рекомендуем вам прочитать молитву о деньгах Спиридону Тримифунтскому, что можно сделать на этой странице.
Отталкиваясь от обетования псалма 2, Петр рассказывает о покровительстве Иисуса Христа тем, у кого сильная вера. Ученые подразумевают, что написание этого псалма относится к тому времени, когда Божий ковчег уже перенесли на Сион.
В первых стихах псалма 2 царь Давид недоумевает, как князья и цари могут восстать против Создателя.
С 1 по 4 стих Давид, сражающийся в бесконечных войнах, знает, что Господь находится рядом с ним, называет все войны против Всевышнего бессмысленными. Они спровоцируют гнев и смех Господний. То есть все попытки свергнуть Помазанника Господнего завершатся их поруганием и посмеянием. Никому не удалось свергнуть Давида, который заручился поддержкой самого Господа.
В 7 стихе говорится о том, что Господь Бог родил Сына Своего. Царь Давид считает себя им. Также в стихе мы находим строки о том, что Мессия изначально был с Богом, еще от самого сотворения мира.
В 8-9 стихах звучит сильное обетование от Создателя. Христиане могут просить у него все, главное на добро и с чистой верой. Все враги и проблемы будут уничтожены жезлом и пропадут как осколки глиняного сосуда.
Господь дает право царю Давиду властвовать на земле, держа в руках железный жезл, а все его враги станут словно глиняные сосуды, которые он легко поразит.
10-11 стих – это обращение к царям, имеющим власть. Они со страхом и трепетом служат Творцу.
Использует [ редактировать ]
Иудаизм [ править ]
Стих 1 читается во время Селихот . [14]
Этот псалом также читается, чтобы облегчить головную боль и при попадании в морской шторм. [15]
Новый Завет [ править ]
Некоторые стихи Псалма 2 упоминаются в Новом Завете :
- Стихи 1-2: в Деяниях 4: 25-26 . [16]
- Стих 7: в Деяниях 13:33 ; Евреям 1: 5 ; Евреям 5: 5 . [16]
- Стихи 8-9: в Откровении 2: 26,27 ; 12: 5 ; 19:15 . [16]
Католическая церковь [ править ]
Согласно правилу св. Бенедикта (530 г. н.э. ), Псалом с 1 по 20 были в основном зарезервированы для должности Первого . Этот псалом был выбран св. Бенедиктом Нурсийским на понедельник должности премьер-министра; в правиле св. Бенедикта 530 г. он читался или пелся между Псалом 1 и Псалом 6 . [17]
В Часовой литургии Псалом 2 поется или читается в Часовне Часов первой недели [18] вместе с Псалмом 1 и Псалом 3 . Каждый вторник верующие Opus Dei после призыва своего ангела-хранителя и поцелуя четок читают Псалом 2 на латыни . [19]
Книга общей молитвы [ править ]
В Книге общих молитв
Англиканской церкви псалом 2 назначено читать утром первого дня месяца. [20]
Для чего читается псалом 2?
Строгих правил по чтению псалма 2 нет. Хотя некоторые считают, что его нужно читать людям высокого ранга, например, премьер-министрам, депутатам, директорам, президенту. То есть тем, кто наделен некими полномочиями, властью и несет ответственность за людей. Тогда это относилось к царям, сегодня к президентам и всем людям, которые имеют высокое положение и определенную власть.
Как бы там ни было, привычка читать псалмы царя Давида меняет мышление человека, наполняя его:
- сильной верой;
- желанием посылать молитвы Господу;
- желанием творить добро людям;
- чувством защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
Толкование псалма 8
- Стихи 1-2: Все свое восхищение Богом Давид передает в песне. Господь видит все, и не укрыт от его глаза ни один кусочек земли. Именно он наделяет человека жизненной энергией и силой. Божья слава поднимается выше гор и морей.
- Стихи 3-4: Для Божьей славы не нужны ученые, историки, правители. Всего лишь нужно доверять создателю и помощь придет. Под защитой Творца даже младенец силен. Разумом невозможно понять всю чудодейственную силу Господа. Хвала Создателю! Давид благодарит его за великие деяния и помощь.
- Стихи 5-9: Автор проводит параллель между людьми и Господом. Только благодарность и смирение будут в благодать. Завершает текст Давид словами благодарности Всевышнему.
Псалом 2: толкование и объяснение
Как Вы уже поняли, псалмы бывают разными. Есть псалмы покаянные, радостные, благодарственные, а есть особый раздел псалмов – «мессианские». Мессия – это одно из ключевых понятий священного писания и священной истории. В переводе с еврейского оно означает «помазание» и по-гречески звучит как «Христос». Кстати, по-еврейски слово «мессия» звучит как «машиах». Дело в том, что у греков нет в словаре буквы «Ш», и там где еврей говорил «Ш», грек произносил «С». Так «Моше» превратился в «Моисея», а «Шломо» в «Соломона».
Впервые о Мессии писание говорит тогда, когда рассказывает о грехопадении. Господь Бог положил между змеем, вовлекшим жену и ее мужа в грехопадение, и между женой. От семени жены Господь пообещал пришествие в мир искупителя, который сотрет главу змея.
До сегодняшнего дня главным различием между иудеями и христианами является то, что мы веруем в Мессию, уже пришедшего, а иудеи все еще ждут его. Это главная тема всей еврейской истории. Страстное ожидание пришествия искупителя и страстное желание приблизить этот час.
Псалом 2 говорит о Мессии как уже пришедшем. Псалом говорит о том, что князья земли и цари, славные люди, собрались вместе, чтобы свергнуть с себя божественный закон.
Христос называет свои заповеди и учения благим игом. Именно это иго пытается сбросить с себя уже несколько столетий разгородившиеся от своих знаний люди. Так, больной горячкой срывает с себя бинты и пластыри. Ситуация эта понятна изнутри нашей жизни, которую мы проживаем. Люди уже несколько столетий пытаются стереть с себя последние знаки принадлежности к вере. Человеку свойственно гордиться тем, что выше его. Так, индус гордиться ведами, а мусульманин – Хараном. Только бывшие христиане, цивилизованные и образованные, гордятся не Христом и его Евангелием, а актрисами и спортсменами, путешественниками и учеными. На трапезе мира Господу отвели последнее место, как последнему нищему.
В псалме Господь Бог изображается как смеющийся, и ему прекрасно известно, что враждующие против него враждуют сами против себя. У Ивана Андреевича Крылова есть прекрасная басня о том, как люди начали враждовать с небом. Они набрали кучу смертоносного металла, камней, дротиков, стрел и стали ожесточенно и яростно метать все это вверх. Финал предсказуем. Оружие обрушилось на голову безумцев. Так бывает со всяким, кто враждует против Бога.
Псалом обещает гневное возмездие. Причем гневаться и наказывать будет Сын – Помазанный, Мессия. В псалме втором Христос выступает не в том образе, в котором мы привыкли на него смотреть в Евангелии. Если там он кроток и милостив, то в псалме 2 он больше похож на себя самого из апокалипсиса. Он грозен и велик, а в его руках жезл, которым он сокрушает народы, как глиняные горшки.
«Прославьте сына, чтобы он не прогневался, почтите сына», – говорит псалом. И эти слова одинаково касаются как евреев, не верующих во Христа, так и в бывших христиан, образом жизни отвернувшихся от солнца.
Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь
ПОИСК | ФОРУМ |
Псалом 2
Псалом Давида
В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний (IV:25), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего».
В 1-4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру (5-9), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом (6) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидам на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.
Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг (2 Цар VII:12-16), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.
В первой части псалма (1-9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1-5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6-9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10-12).
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
1-2. «Мятутся» — волнуются, «замышляют тщетное» — замышляют не осуществимое; «цари» — высшие правители государства, «князья» — военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
3. «Расторгнуть узы» и «свергнуть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6).
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
4-5. «Живущий на небесах» — по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
6. Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помазан» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
8-9. Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» — посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
10-12. Враги Давида «судьи земли» — высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться («вразумитесь и научитесь»), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред ним с благоговейным «трепетом», со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.
Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.
Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9-10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.
Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян XIII:38 и по посл. к Евр I:5; V:5 относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян IV:27-28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом — пророчески-мессианский.
Псалом 2: текст с ударениями и переводом на русский язык
Текст на церковнославянском языке с ударениями:
Текст на русском языке:
Читая начало этого псалма, мы понимаем, что назревает какой-то глобальный конфликт, в который втянуты народы и племена. То есть речь идет не о противостоянии еврейского народа с филистимлянами, а нечто более глобальное, нечто более значительное. Но любое восстание против Бога никогда не увенчается успехом. Во время этого глобального восстания люди пытались свергнуть с себя ига Божьих заповедей. Их цель – снять все табу, чтобы исполнить свои какие-то гедонистические устремления. Но все их попытки изначально представляются суетными, не имеющими смысла, все они бессмысленные.
Цари и князья устроили некий заговор против Господа и его Помазанника, держат совет друг с другом. Они задумали свернуть заповеди синайского откровения и отказаться от ига евангельских заповедей.
Но чем может увенчаться их восстание, когда все цари и князья единодушны против Бога? Чем завершится их столь глобальный проект? Конечно же, они не могут одержать победу над Создателем.
Пока мы будем сохранять верность главе церкви – Господу Богу, враг не сможет нас одолеть. Почему Христос говорит: «Будьте мудры, как змеи!». Все потому, что змея всегда защищает свою голову, так как при нападении все пытаются угодить именно в нее.
Но если цари и князья вразумятся и будут дальше служить Господу со страхом и радостью, у них есть шанс на спасение.
Далее идет речь о почтении Сына Божьего. А почему здесь не говорится о почтении Отца? Дело в том, что мы не можем прийти к Отцу, минуя сына. Получается, что верующий в Сына, верит и в Отца. Поэтому почтение к Сыну – это почтение и к Отцу, и к Духу Святому.
Почему считают, что 1 и 2 псалмы были единым произведением? Потому что первый псалом начинается словом «блажен», а второй заканчивается «блаженные все уповающие на него». На этом основании древние христиане и иудеи считали, что это один псалом, который был разделен на два, чтобы подчеркнуть особенности мессианского смысла 2 псалма по отношению к первому, который является общей конституцией, квинтэссенцией всего содержания Псалтыри.
Ссылки в еврейской литературе Второго Храма [ править ]
Свитки Мертвого моря [ править ]
- 4Q174: Этот текст, также называемый 4QFlorilegium, представляет собой объяснение ( pesher
) нескольких мессианских текстов. В нем говорится: «Почему народы сговариваются, а народы сговариваются напрасно? Становятся цари земные, и правители совещаются вместе против Господа и Его помазанника »[Пс. 2: 1]. Смысл в том, что народы восстанут и будут тщетно сговариваться против избранных Израиля в Последние дни » [21]. - 1QSA : Эта ссылка обсуждается, и либо говорится: «Когда Бог породил [יולד] Мессию среди них», либо «Когда Бог заставил Мессию явиться [יולך] среди них». Если первое, то, скорее всего, это ссылка на Пс. 2: 7. [22]
1 Енох [ править ]
Есть 1 четкая ссылка на Псалом 2 в 1 Еноха , найденная в 1 Эн.
48: 8-10. В этом тексте говорится, что «будут подавлены лица царей земных», которые «отреклись от Господа Духов и Его Помазанника». [23] Выражения «цари земные» и «Господь … и Его помазанник» указывают на Пс. 2: 2. [22]
Псалмы Соломона [ править ]
Псалом 17 Соломона содержит ряд общих тем и вероятных намеков на Псалом 2, включая одну четкую ссылку на Псалом 2: 9 , найденную в Пс. Sol.
17: 23-24. [24] В этих стихах говорится: «Чтобы сокрушить высокомерие грешника, как горшечный сосуд, сокрушить все его имущество железным прутом». [25] Кроме того, фраза «народы других народов будут подчиняться ему под его игом» может быть отсылает к Псалму 2: 2 . [24]
Псалтирь. Псалом 2. Слушать.
Как уже мы отмечали выше, в древнейших рукописях этот псалом не надписан. Однако уже в первом веке существовала традиция отождествления авторства с Давидом.
Псалом 2 – царский. Можно предположить, что изначально он исполнялся при торжественном праздновании восхождения царя на иерусалимский трон в допленный период. Возможно, что этот псалом ежегодно повторялся в храме в день коронации царя.
Если следовать еврейской версии текста, то стихи 1-6 и 10-12 звучат как бы от предстоятеля богослужения, в то время как 7-9 стихи звучат как ответные стихи самого царя.
Если следовать греческой версии псалма, в нем весь текст идет как бы от лица псалмопевца, то есть царя.
Послушайте, насколько красиво звучит 2 псалом, ведь традиция песнопения сформировалась еще в период Ветхого Завета, поэтому большинство псалмов предназначались для пения. Отмечается, что православные во время псалмопения испытывают особую близость к Богу.
Фон и темы [ править ]
Согласно Талмуду ( Берахот
10б), Псалом 2 является продолжением Псалма 1 . [3] Саадия Гаон в своем комментарии к псалмам отмечает, что Псалом 1 начинается со слова «Счастливый», а последний стих 2 псалма заканчивается словом «Счастливый», объединяя их тематически. [4]
Согласно Талмуду и таким комментаторам, как Саадия Гаон, Авраам ибн Эзра и караим Йефет бен Али , этот псалом является мессианским и относится к пришествию еврейского Мессии, которому будут предшествовать войны Гога и Магога . [4] В этом ключе «царь» Псалма 2 интерпретируется не как Давид, а как будущий Царь Мессия из рода Давидов , который восстановит Израиль в его былой славе и принесет мир во всем мире . Талмуд учит ( Сукка
52а):
Наши раввины учили: Святой, да будет Он благословен, скажет Мессии, сыну Давида (пусть он скоро откроется в наши дни!): «Просите у меня чего угодно, и я дам вам», как сказано: «Я скажу о постановлении … в этот день Я родил тебя. Проси меня, и я дам народы в наследие тебе» (Псалтирь 2: 7–8). [5]
Точно так же Мидраш Техиллим учит:
Р. Ионафан сказал: «Трем людям велено:« Спроси »- Соломону , Ахазу и Царю Мессии. Соломон:« Проси, что я дам тебе »(3-я Царств 3: 5). Ахаз:« Спроси у тебя знамения ». (Исайя 7:11). Царь Мессия: «Просите Меня» и т. Д. (Псалтирь 2: ». [6] [7]
Раши и Радак , однако, идентифицируют предмет этого псалма как Давида после его победы над филистимлянами. [4] Аренда предполагает, что на точку зрения Раши повлияли взгляды ранних христианских комментаторов, истолковавших стих 7 как относящийся ко Христу. [4]
Христианские писатели, такие как Герман Гункель [8] и Ханс Иоахин Крас [9], рассматривают псалом как песню самого иудейского царя на празднике его восшествия на престол, в
то время как Хоссфельд считает, что псалом просто находится под влиянием египетской и эллинистической королевской идеологии. . [10]
Большинство христианских ученых интерпретируют псалом как Иисуса Христа и его роль как Мессию . Мэтью Генри интерпретирует стихи 1–6 как угрозу царству Христа, стихи 7–9 — как обещание Христу быть главой этого царства, а стихи 10–12 — как совет всем служить Христу. [11] Чарльз Сперджен и Адам Кларк одинаково истолковывают псалом как указание на противодействие правлению Христа, избрание Христа Богом как «своего собственного сына» и возможную победу и правление Христа над своими врагами. [12] [13]