Значение и текст молитвы псалом 50 на русском языке

Что такое псалмы

Псалмы – это духовные песнопения, из которых состоит одна из книг Ветхого Завета, Псалтирь. Составлены псалмы преимущественно царём и пророком Давидом, жившим за тысячу лет до рождения Христа. Известны и другие авторы: Моисей, главный псалмопевец Давида Асаф, сыновья Корея, которые были храмовыми привратниками. Всего в Псалтири 150 псалмов, а псалом 50 является одним из самых известных.


Царь и пророк Давид — автор псалма 50 (православная икона)

Новости

Пс.50:1. В конец, псалом песни Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку,

Пс.50:2. егда вниде к Виpсавии.

   Давид воспевает этот псалом, содержащий в себе исповедь в двух преступлениях: в убийстве Урии и в прелюбодеянии с Вирсавиею. Он указывает и всем людям спасительный путь покаяния, как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом. Ибо всегда заботящийся о покаянии и совершающий его оказывается победителем непрестанно нападающего (врага). Вводит в псалом и пророчество о будущем общем избавлении от грехов в святом крещении, говоря: «окропиши мя», и учение о служении духом. Наконец показывает, что сохранен у него дар пророчества, потому что не просит даровать ему оный, как лишенный уже дара, а умоляет только не отнимать дара, говоря:«не отыми от мене»*****.

Пс.50:3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

   Поелику грех велик, то просит у Бога и великой милости.

И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

   Божии только щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством. Но, чтобы еще более уяснить сказанное, говорит:

Пс.50:4. наипаче омый мя.

   И здесь просит о полноте очищения, чтобы из всего была видна важность прегрешения. Или: поелику Нафан сказал уже ему о прощении греха, и различные бедствия много уменьшили оный, то говорит теперь: имею нужду в очищениях и омовениях, чтобы совершенно была истреблена и глубоко внедрившаяся скверна.     «Наипаче омый мя от беззакония моего», т. е. от беззакония убийства, «и от греха моего очисти мя», т. е. от греха прелюбодеяния. Должно же знать, что грех есть отпадение от добра, а беззаконие — погрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы — жить по разуму, избегая неразумия. Но и беззаконный также, живя невоздержно, погрешает против закона, какой дан ему в естестве. А посему и ученик Христов, Апостол Иоанн, справедливо сводит во едино и грех, и беззаконие, сказав: «всяк творяй грех, и беззаконие творит» (1 Ин.3:4). Иначе сказать: грех сходен с беззаконием, потому что всякий, поступающий беззаконно, грешит.

Пс.50:5. Яко беззаконие мое аз знаю.

   И это сказал об убийстве. «И грех мой предо мною есть выну». Всюду обносит с собою памятование о грехе прелюбодеяния, потому что не оставляет его грех сей и не отступает от него, но всегда пребывает с ним и мучит его.

Пс.50:6. Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих.

   То есть, от очей всякого человека скрывшись в беззаконии, не укрылся от Твоих только очей. Потому и говорит: «и лукавое пред Тобою сотворих». Воспользовавшись от Тебя многим, воздал за сие противоположным тому. Впрочем, не то разумеет, будто бы не сделал несправедливости Урии: ибо можно ли было сказать сие? Но говорит, что дерзнул на величайшее беззаконие пред Богом, Который избрал его и из пастуха соделал Царем, или, поелику, укрывшись от очей всякого, не укрылся от очей Божиих, а напротив того, обличен пророком, или, поелику, как Царь, не подлежал закону человеческому, но, как богочестивый, был повинен единому Богу, или, поелику не обличил его никто из людей, вразумил же единый Бог, то говорит: «Тебе, единому согреших».

яко да оправдишися во словесех Твоих.

   Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен, Ты всегда избавлял меня от врагов, Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я — мерзок и убийца.

И победиши внегда судити Ти.

   Это — признание, или исповедание в грехах.

Пс.50:7. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

   Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное:

и во гресех роди мя мати моя

   означает, что общая всем нам матерь — Ева — первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.

Пс.50:8. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

   Смысл речи таков: Ты, Господи, Ты, Который — истина, любишь истину, и хочешь, чтобы мы пребывали в истине, очистишь нас от древнего греха, и очистишь иссопом, так что убелимся паче снега. Иссопу же уподобляет действенность Святого Духа, как возгревающую нас и очищающую всякую в нас скверну. А очищение совершится иссопом, т. е. Святым Духом; потому что иссоп есть растение очищающее. Наконец, словами: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси», дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все, что будет, и что положил Он в Своей премудрости.

Пс.50:9. Окропиши мя иссопом и очищуся.

   Сказав: Ты дал божественные законы и уставы, присовокупляет еще большее: Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты — тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги (Исх. 12:22), а мы искуплены наиболее «честною кровию» (1Пет.1:19). Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: «окропиши мя иссопом», прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега.

Пс.50:10. Слуху моему даси радость и веселие.

   Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена. Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав:

возрадуются кости смиренныя?

   Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, «кости наши яко трава прозябнут» (Ис. 66:14)?

Возрадуются кости смиренныя.

   Возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала она под грехами.

Пс.50:11. Отврати лице Твое от грех моих.

   Снова обращается к исповеданию.

Пс.50:12. Сердце чисто созижди во мне, Боже.

   Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом.

И дух прав обнови, то есть, утверди, во утробе моей.

   Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех.

Пс.50:13. Не отвержи мене от лица Твоего.

   Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.

Пс.50:14. Воздаждь ми радость спасения Твоего.

   Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: «яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2:30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного.

И Духом владычним утверди мя.

   Духа, Которого прежде назвал «правым», здесь именует «владычним».

Пс.50:15. Научу беззаконныя путем Твоим.

   Как скоро избавишь меня от греха, и потом даруешь мне Духа Твоего Святого, — снова буду учить законо-преступных, чтобы ходили путями Твоими.

Пс.50:16. Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего.

   Снова возносит моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться «от кровей», то есть, от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма, в которых сказано:

Пс.50:18. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, и так далее.

Пс.50:16. Возрадуется язык мой правде Твоей.

   Симмах перевел это так: «возглаголет язык мой милостыню Твою». Получив отпущение грехов, не буду молчать, но не престану воспевать Тебя и поведаю милости Твои. Поелику отменил Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это — жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным.

Пс.50:20. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона.

   «Сионом» называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил«возглавити всяческая» о Сыне Своем (Еф. 1:10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои.

И да созиждутся стены Иерусалимския.

   Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.

Пс.50:21. Тогда благоволиши жертву правды.

   Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иеpyсалимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы.

Возношение и всесожегаемая,

   и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы.

Тогда возложат на олтарь Твой тельцы,
   то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды.

История создания псалма

Создание псалма 50 связано с важным эпизодом из жизни царя Давида. Однажды он поддался похоти и вступил в блудную связь с замужней женщиной Вирсавией, после чего она забеременела. Но на этом греховное падение Давида не закончилось. Чтобы избавиться от её мужа по имени Урия, Давид послал его на верную смерть во время боя. Так царь взял на душу ещё один тяжкий грех – убийство.

Неизвестно, сколько спала совесть Давида, пока ее не пробудил пророк Нафан. Он рассказал царю притчу о бессердечном богатом человеке. Тот отнял у бедняка его последнюю овцу, чтобы приготовить угощение для своего гостя. У богача при этом было множество своих овец.

Давид разгневался и выразил готовность наказать героя притчи. Тогда пророк сказал царю, что он и есть этот бессердечный богач. Только сейчас Давид узнал в нём себя и осознал, насколько провинился перед Богом. Царь излил Богу свои слёзы покаяния в составленном им псалме. Поэтому псалом 50 также называют покаянным.

Толкование

Толкование псалма 50 основывается на освещение покаяния царя Давида за содеянный им грех. Священники рекомендуют произносить его как можно чаще, так как все мы грешны и порой совершаем грехи, даже не обращая на это внимание. Данный псалом направлен на то, чтобы вымолить прощение у Господа Его особенной милости. Также смысл данного псалма говорит о том, что мы тщательно обдумали и вспомнили все свои грехи.

В ответ на наши просьбы и мольбы к нам приходит осознание того, что Господь справедлив, независимо от того, чтобы мы не сотворили. Читая данный псалом, мы просим Господа:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

вразумить нас, научить истинной вере, показать путь к Царству Небесному.

Мы ожидаем, что Господь пошлет на нас свою благодать и простит нам все наши грехи. В тексте псалма заложен также смысл о том, что грех наносит вред не только нашей душе, но и телу. А вот после прощения греха наша совесть успокаивается, а в теле наступает гармония.

Так же читайте: Молитва от венца безбрачия и печати одиночества

Кроме того, в псалме указывается о принятии жертвы. Это рассказывается о тех вещах, которые евреи приносили Господу и о которых идет речь в Ветхом Завете. Сам 50 псалом на арамейском языке, но в наше время его уже можно найти и на современном русском языке. Это намного легче для восприятия обычным человеком. По преданию грех с головы человека перекладывался на голову животного. Так как за грех была смертная казнь, то животное убивали.

Таким образом за виновного человека умирало невинное животное. В данном действии есть некоторая аналогия со смертью Сына Божьего. Он как Агнец невинный примет на себя все грехи человечества и умрет за это. После смерти животное полностью или частично сжигали на жертвеннике. Кроме того часто Господу приносили и бескровные жертвы в виде:

масла, вина, ладана и муки.

Псалом 50: толкование

Покаяние

Мотив исповеди, покаяния, сердечного сокрушения является центральным в 50-ом псалме. В первых строках Давид выражает своё упование на великое милосердие Бога и просит о прощении, очищении от грехов. Царь осознаёт тяжесть своих прегрешений и покоряется праведному и справедливому суду Всевышнего. Давид также говорит, что был зачат во грехе. Но это не самооправдание, а горькое признание несовершенства человеческой природы, и слабости которой он поддался, нарушив Божий Закон.

Стремление к очищению

Далее Давид признаёт, какую честь Бог оказал ему, наделив когда-то пророческим даром, просветив и явив через него Свою мудрость. Чтобы описать столь желанное духовное очищение, царь прибегает к различных символам и сравнениям. Так, Давид сравнивает очищение души с окроплением её иссопом. Иссоп – это растение, которым как кистью окропляли кровью жертвенных животных осквернённую одежду и предметы. Без этого обряда они считались негодными к употреблению. Также Давид говорит, что чистая, наполненная благодатью душа белее снега. Он просит у Бога утешения и обновления его духовного естества.

Надежда на Бога

Во второй половине псалма царь Давид говорит, что, очистившись, он сможет продолжить своё служение Богу и людям в качестве пророка. Главной жертвой Богу он называет смиренное и сокрушенное сердце. Спасение невозможно без осознания своей греховности и искреннего покаяния.

В последних строках псалма обращенная к Богу просьба возродить стены Иерусалима и службу в Храме. Среди учёных-библеистов и богословов есть мнение, что концовка псалма была добавлена во времена Вавилонского пленения еврейского народа, случившегося уже после смерти царя Давида. Эти слова выражают раскаяние народа за свои прегрешения, по которым Бог попустил пленение.

История

Песнь 50 была написана царем Давидом вскоре после прелюбодеяния с Вирсавией.

Другие псалмы царя Давида:

Псалом Давида 22: «Великий Пастырь»Псалом Давида 33: «Благословлю Господа на всякое время»Псалом Давида 34: «Суди, Господи, обидчиков моих»

Израиль в то время воевал с аммонитянами, но царь остался в Иерусалиме и не возглавлял войско. Однажды вечером он видел купающуюся женщину и возжелал ее, несмотря на то, что она была женой одного из воинов. Царь провел ночь с Вирсавией и отпустил ее, а чуть позже она сообщила, что ждет ребенка.

Царь Давид и Вирсавия

Давид вначале пытался подстроить все так, чтобы муж Вирсавии Урия провел ночь с женой и думал, что она носит их ребенка. Но тот отказался пребывать в блаженстве, пока товарищи воюют и отбыл вновь на войну.

Тогда Давид решил руками военачальника отправить Урию в самую гущу сражения, чтобы он погиб. Когда Вирсавия оплакала своего мужа, он взял ее в жены. Но Господь, видя грех, который совершил Давид, несмотря на то, что сильно любил псалмопевца, решил наказать и ребенок, которого чуть позже родила Вирсавия, умер.

Пророк Нафан пришел к царю и от лица Господа объявил, почему так произошло и призвал царя Давида к покаянию. Результатом этого стало написания покаянного 50 псалма.

1. Начальнику хора. Псалом Давида,

2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18. ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Когда читают покаянный псалом 50

Псалом широко употребляется верующими и в домашней молитве, когда душа плачет о своих грехах и нуждается в утешении и прощении. Особенно актуален псалом в период Великого Поста. Каждому православному христианину стоит знать этот псалом наизусть и прибегать к нему после греховных дел, мыслей и в момент сожаления о своих ошибках.

50-ый псалом также входит в ежедневное утреннее молитвенное правило и последование ко Причащению. Чтение псалма помогает верующему найти в покаянии Давида повод для собственного покаяния, а в уповании царя на Бога увидеть надежду и на своё очищение от грехов, спасение души.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: помилуй мя Боже, псалом 50, псалом 50 на русском, псалом покаянный

Определение Господа о Давиде

Так как, пророк пришел, и лично передал слова Божьи, свидетельствует о том, что дар, бывший у Царя, поврежден. Бог не говорит с ним напрямую, как раньше. Связь частично утрачена, поэтому в псалме звучат просьбы: обновить Дух правый. Грех лишает человека Благодати, он остается беззащитен перед злом. Вот, какое определение вынес Господь:

Я все тебе дал: богатство, царство, власть. Если не хватало, стоило только попросить, все получил бы. Ты нарушил Закон. Презрел слово Божие. За это умрет ваш с Вирсавией сын.

Чтобы искупить беззаконие, придется претерпеть «наказание» во очищение, понести болезнь, скорбь или смерть. Нам Христос принес спасительное покаяние. Вот почему всегда, когда что-то не ладится, надо, в первую очередь, исповедаться, искренне, как Давид раскаялся в своих злодеяниях.

Нафан возвестил еще одно определение о царе: Убив Урию мечом…, теперь оружие и война не отойдут от дома царя израильского. Страх такой перспективы еще больше понуждает к полному очищению от беззакония, чтобы последствия падения не отразились на состоянии государства, родных и личности помазанника Божия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]