Текст молитвы псалом 86
На церковнославянском языке с ударениями
1 Сыном Кореовым, псалом песни
2 Основа́ния его на гора́х святы́х; лю́бит Госпо́дь врата́ Сио́ня па́че всех селе́ний Иа́ковлих.
3 Пресла́вная глаго́лашася о тебе́, гра́де Божий.
4 Помяну́ Раа́в и Вавило́на ве́дущым мя, и се иноплеме́нницы, и Тир, и лю́дие Ефио́пстии, си́и бы́ша та́мо.
5 Ма́ти Сио́н рече́т: челове́к, и челове́к роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вы́шний.
6 Госпо́дь пове́сть в писа́нии люде́й, и князе́й сих бы́вших в нем.
7 Яко веселя́щихся всех жили́ще в тебе́.
На русском языке
1 Сынов Кореевых. Псалом-песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие и играющие, — все источники мои в тебе
Читаем Псалтирь. Псалом 86
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 86-м псалме. Сыном Кореовым, псалом песни, 86 – такое преднаписание у этого псалма. Сей псалом пророчествует о Христе. Сочетание «псалом песни» означает соединение пророчества о Христе через ту песнь, которая воспевается этим псалмом. В псалме говорится о Церкви, созданной Господом, и о том, как она будет проповедовать и призывать вхождение в нее язычников.
«Основания eго на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих». «Основания eго на горах святых» – очень широкое толкование этого стиха у святых отцов. В первую очередь проповедуется, что основание, на которое опирался Господь, это пророчества о Пришествии Христовом на землю, о Его Воплощении, о Его проповеди, о Его крестных страданиях, и те слова, на которые Сам Господь опирался во время Своего земного служения, проповедуя о Самом Себе и благовествуя истину, когда Он толковал Священное Писание. Конечно, основанием могут являться и святые апостолы, проповедовавшие всему миру слово Божественной истины. «Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих». Что это за врата Сиона? Что это за град, куда входят через эти врата? Конечно же, это Иерусалим Небесный. А врата Сиона, по толкованиям святых отцов, – Церкви Христовы, как Поместные, так и каждая церковь – спасительный дом, что вводит человека в горний Иерусалим и приводит к вечному спасению. Это селения Небесные, селения вечные выше всех селений Израилевых: они дают человеку вечное спасение.
Действительно, без Церкви невозможно человеку приступить ко спасению: она есть спасительный корабль для каждого – здесь человек духовно рождается в таинстве Крещения, здесь он духовно начинает расти, понимать первые азы христианства, Святой Церкви, спасительного пути, по которому идет, и, конечно же, здесь он первый раз приступает к спасительным таинствам Исповеди и святого Причастия, здесь получает благодать для борьбы с грехом, очищение от них через таинство Исповеди (Покаяния) и благословение Божие на свою сознательную самостоятельную жизнь, создавая малую Церковь через таинство Венчания. Здесь он продолжает передавать эстафету духовной жизни, эстафету земной жизни будущим поколениям, призывая и приводя детей и открывая им горизонты вечного спасения, и получает последнее напутствие, когда уходит в град Небесный, в Небесный Иерусалим.
Поэтому вне Церкви невозможно спасение. Неслучайно святые отцы, зная эти пророческие слова псалмопевца и нашу церковную жизнь, которая говорит о значении Церкви на земле, всегда говорили так: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Поэтому стремление к вхождению в Церковь должно быть у каждого человека: это врата Сиона, те, что вводят человека в Царствие Небесное, и кто не войдет ими, тот никогда не попадет в обители Отца нашего Небесного. Стремление к Церкви должно быть постоянным: там богатство, которое открывает тебе Сам Господь, ты в Церкви начинаешь общаться с Ним в полноте, начинаешь понимать и осмысливать духовную жизнь.
Мы говорили с вами, обсуждая прошлый псалом, что живущий радостями земными никогда не поднимется к горнему миру: эти радости – временные, и, когда он лишается их, перед ним начинает разбиваться вся жизнь, он не видит смысла в ней, может впадать в отчаяние, уныние. А человек, живущий духовной жизнью, отказывается даже от мыслей о земном, а не то что посвящает всю свою жизнь земному. Именно Церковь учит человека пути духовной жизни, дает азы духовных мыслей, духовного богатства, стремление к вечности. Через нее человек начинает себя ограничивать, чтобы не впасть в жизнь земную и жить только земной радостью, ведь для него открываются горизонты вечной жизни.
Поэтому очень важна передача эстафеты духовной жизни от поколения к поколению, что сейчас часто прерывается различными рассуждениями: мол, дети вырастут – сами выберут, где им черпать духовные силы, в какой храм ходить и какому богу кланяться. Ни в коем случае! Эстафета должна передаваться, и духовная жизнь должна возрастать вместе с человеческим возрастом. Если этим не заниматься с детства, то потом все лучшее будет хуже прививаться. Оно может прививаться чудом Божиим и благодатью Божией, которая посылает человеку не только радости, но и испытания жизни, которые тоже открывают ему духовный путь. Но опять-таки мы говорили, что есть опасность в скорби впасть в озлобление и вообще уйти от Господа. Поэтому очень важна передача духовной жизни и духовного опыта через Церковь Христову, которую псалмопевец очень мудро называет вратами Сиона: они вводят человека в Небесный Иерусалим.
«Преславная глаголашася о тебе, граде Божий». Опять здесь двойное толкование у святых отцов: «Преславная глаголашася о тебе, граде Божий» можно говорить и о земном Иерусалиме, ведь псалмопевец предвидит, что произойдет в этом граде – в нем произойдет спасение всего рода человеческого: здесь явится Господь, здесь Он будет проповедовать, здесь будет нести нелегкий крест, здесь взойдет на Крест и здесь пострадает ради всего человечества. Не случайно называется Иерусалим и храм Воскресения Христова серединой земли: содела Господь спасение посреди земли. Середина – центр, этим центром и является Иерусалим, удивительный град, где ступала нога Божия. Естественно, что Иерусалим сегодня привлекает очень многих людей, которые едут туда, чтобы поклониться Гробу Господню, поклониться месту Голгофы, где Господь пролил Кровь Свою, избавляя всех нас от проклятия и смерти. Этот град не может быть не возвеличенным.
Но в то же время говорится, что преславный град Божий – это Церковь Христова, собирающая в себе верных и приводящая человека к спасению. Вообще о Церкви псалмопевец пророчествует очень много, ведь Церковь – это и спасительный град, и ковчег, и врата Сиона. Вот такие разные имена Церкви. Но это спасительный корабль, это действительно преславный град Божий: там совершается спасение каждого человека. Вне Церкви нет спасения – только в Церкви начинается спасительный путь.
«Помяну Раав и Вавилона ведущым мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие Ефиопстии, сии быша тамо». Здесь псалмопевец пророчествует, кто же войдет в Церковь. Войдут разные народы. Раав – блудница, то есть она из того народа, который показал свое нечестие. Вавилон тоже показал злочестие и злонравие, как говорят святые отцы. И другие народы, иноплеменницы, тоже жили грехами и пороками. И Тир, и люди эфиопские не только были внешне черны, но, говорят, под ними можно понимать и тех, что были и внутренне черны – жили в таком грехе и беззаконии, от которого просто содрогалось сердце человеческое. Но и они имеют надежду на спасение, ведь все вошли в Церковь Божию: все языческие народы, что были исполнены грехом, нечестием, злочестием, зверонравием, уверовали в Господа и стали совершенно другим народом – очистились и просветились в Церкви Христовой, приняв Христа, и вошли в спасительный ковчег, открывающий перспективу вечного спасения, которую можно получить только в ограде церковной.
«Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний». Здесь, конечно, пророчествуется о Христе: Он явился на земле, Христос родился, но вначале Он сделал основание всему этому, сотворил этот мир – и Той основа и Вышний. В то же время опять-таки святые отцы говорят о Церкви, в которой рождается человек. «Мати Сион речет». Сион есть мать, Церковь, где и рождается человек: «человек родися в нем» – в Сионе рождается человек, то есть в Церкви Христовой. Крещение становится духовным рождением человека – он рождается для духовной жизни, его усыновляет Сам Господь. В таинстве Крещения мы слышим глубокие слова: сын Мой и наследник – Господь дает усыновление Своим чадам, и здесь человек рождается не просто для земли, а для вечности. Что Господь дает в наследство человеку? Вечность. Человек становится обладателем вечности, если будет идти путем заповедей Христовых, станет бегать греха и всякого беззакония, а если и впадет в таковые, то принесет достойное покаяние Господу, очищая себя через таинство Покаяния и приобщаясь вновь ко Христу через таинство Евхаристии (Святого Причастия). Такой человек имеет огромную перспективу быть наследником вечных благ, которые Господь дает человеку через усыновление. Так Господь основал, так Господь повелел, такое благословение дано от Господа человеку, и этим путем нужно идти каждому из нас.
«Господь повесть в писании людей и князей, сих бывших в нем». Господь всех вписывает в книгу жизни – и вышних, и нижних, и простых людей, и князей, которые рождаются в Церкви, живут духовной христианской жизнью. Но в то же время явление Христово было дано через Писание, которое было в израильском избранном народе. Писание и для людей, и для князей, то есть для начальников этого народа, в нем пророчествовалось о приходе Христа Спасителя на землю, и о Церкви, что Господь явит на земле, и о том, что будет происходить, и что тот, кто войдет в Церковь, приобщится к вечности.
«Яко веселящихся всех жилище в тебе» – здесь идет пророчество о Сионе. На самом деле подлинную, глубочайшую радость человек может испытывать только в вечности. Мы говорили, что радость человеку дает духовная жизнь, все материальное, к чему мы привязываемся, имеет временное значение, радует на одно мгновение. Ведь как бы ни радовала тебя новая машина, она скоро станет старой, или ты попадешь в аварию и будет много огорчений; как бы ни радовал тебя новый дом, он становится обыденным и требует от тебя каких-то вложений; как бы ни радовала тебя земная жизнь, она все равно придет к концу, и человек будет стареть. Все радости в земной жизни настолько связаны с временностью и непостоянством, что не имеют никакой глубины.
Радость человек получает от духовной жизни. Не случайно в Священном Писании говорится, что «этой радости никто не отнимет от вас» – то, что дает Господь, остается у тебя в сердце, и это никто не может отнять у тебя: можно взять временную жизнь, отнять имущество, богатство, но радости от общения с Господом у тебя никто не отнимет. Почему святые новомученики и исповедники кровью на тюремных стенах писали: «Мы с Богом и в тюрьме счастливы и свободны»? Общение с Богом у них никто не мог отнять – они вместе с апостолом Павлом говорили: желание имею умереть и со Христом быть: жизнь моя – Христос, а смерть – приобретение; можете все у нас забрать, но Христа вы у нас никогда не заберете из сердца. Это радовало, это давало им силы перенести все страдания, испытания и мученичество, выпавшие на их долю.
Это очень глубокая мысль псалмопевца: «яко веселящихся всех жилище в тебе». Радость от земной жизни временна – подлинная, постоянная радость будет только в обителях Отца Небесного, там человек будет пребывать в радости. Ибо радость – это удел человека совершенного здесь, на земле, живущего с Богом, в противостоянии греху и всякому беззаконию, радующегося общению с Господом через постоянную молитву, через чтение Священного Писания, через открытие духовных горизонтов. Такой человек пребывает и в радости, и в светлости. Не случайно, когда мы смотрим на людей верующих и служащих Богу, на людей чистого образа жизни, на монашествующих, мы видим, сколько в них глубины, радости и света. Таких людей часто называем «не от мира сего»: они не такие, как все – они живут с Богом, живут теми духовными ценностями, которые им открывает Святая Церковь. Они вошли в Церковь, увидели это богатство и от него не хотят отказываться. Радость – удел верующего человека.
Не какой-то безумный смех, после которого только внутренняя пустота, а именно радость, легкая благодатная улыбка есть на лице верующего человека, она дарит спокойствие и открывает любовь Божию. Поэтому апостол Павел и говорит, что девизом христианина должно быть: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите Бога – это уже состояние человека совершенного, который познал Бога, работает над собой и ему открыты духовные ценности этой жизни: он действительно пребывает в радости, в постоянной молитве и в благодарности Богу за то, что Господь дал ему познать великие ценности. И не важно, что в земной жизни: есть ли большие дома, квартиры, или просто скромное жилище, – человек уже не живет земной жизнью, он живет только необходимостью поддержать жизнь в самом себе, а все свои силы направляет на общение с Господом.
И все это, еще раз говорю, человек может получить (в контексте сегодняшнего псалма) войдя в Церковь Христову. Не случайно Церковь называется такими удивительными именами сегодня, как град Божий, врата Сиона, которые вводят человека в вечное спасение. Без Церкви это невозможно человеку увидеть, почувствовать, подняться до этого состояния (а до него нужно подняться!). Все достигается через усилия, через большие труды, просто так к человеку ничего не приходит. Да и всего в жизни человек добивается через труды, которые не только облагораживают, но возвышают, поставляя его на определенную ступень.
Труд должен быть и в духовной жизни, и он очень сложен – не случайно наши предки говорили, что нет ничего тяжелее, как Богу молиться, да старых родителей кормить. Тяжело молиться Богу – порой себя надо заставлять, понуждать, а со вниманием, тщанием, любовью, с умилением помолиться Господу очень сложно: просто прочитать молитвы легче, а помолиться, из глубины своего сердца воззвать к Богу – это самое сложное. Но это дает тебе особую благодать, когда ты чувствуешь любовь Божию к себе, чувствуешь радость, вдохновение, удовлетворение, все твое состояние трепещет – у тебя радость, которая захватывает тебя и ты понимаешь, что больше тебе в этой жизни ничего не надо: все остальное – временное, пустое.
Вот такое вхождение в Церковь Божию быть должно, и человек, который говорит: «Я верю в Бога в душе, но не хожу в храм Божий, этого мне достаточно», пусть помнит, что он находится на ложном пути, который не даст ему перспективы вечности – он никогда без Церкви не сможет почувствовать великую и сугубую радость от общения с Богом. А радость человек должен почувствовать, он должен привыкнуть к ней, он должен пребывать в состоянии радости и благодарности Богу, ведь это состояние близко к тому, что мы будем испытывать в раю. Поэтому заканчивается этот псалом такими словами псалмопевца: яко веселящихся всех жилище в тебе – только те, кто может радоваться, могут пребывать в вечных обителях, где другого состояния не будет, где нет места скорби, печали, слезам, ведь там рядом Господь, там ангелы. Там будет особое состояние, о котором сказал апостол Павел: ухо человеческое не слышало, очи человеческие не видели и на сердце человеку не приходило все то, что Господь уготовал любящим Его.
Вот такой глубокий псалом, дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами разбирали. Я думаю, что он тоже нам открывает огромную перспективу и показывает путь, ведущий в Царствие Небесное. Этот путь – через Церковь Христову, через таинства и богослужение, которые Господь дал Церкви.
Храни вас всех Господь!
Записала Нина Кирсанова
История написания
По времени написания псалом 86 сложен после возвращения иудейского народа из плена вавилонского, враги еще нападали на народ. Среди нечестивых народов набирал славу новый Иерусалимский храм. Псалом собрал в себе все Божии пророчества о Сионе. Исайя говорил, что из Сиона исходит закон, и слово Господне – от Иерусалима. То есть взамен старого закона, данного Богом на Синае, от Иерусалима, от горы Сион придет некий новый закон. Об этом говорили и другие пророки: Езекия, Аммос, Михей, и все эти пророчества собраны в маленьком по объему, но емком по содержанию 86 псалме. В тексте упоминаются самые великие и пышные империи древности: Раав (в данном случае он означает Египет), Вавилон, Тир, который вместе с Сидоном Тирским (Эфиопия) были предками Карфагена – заклятого врага римлян. Это упоминание означает, что все великие империи войдут в перепись Господа, в тайную книгу Сиона, и всем им найдется место в будущем, при поклонении Богу. Они придут на Сион с радостью и будут кланяться Господу. Для православных христиан здесь содержится и пророчество о переписи населения при кесаре римском Августе перед Рождеством Спасителя.
Толкование
Псалом 86 короткий, но очень символический. Здесь есть пример смирения и для нас — с самого младенчества Господь принимает на Себя все условности человеческого бытия, вплоть до внесения Себя в реестр подданных римского кесаря.
- Стихи 1-2: Надписание означает, что псалом предписывают сынам Кореевым. Для современных христиан Иерусалим – это образ церкви, а рождение в Иерусалиме – это воцерковление и святое крещение. Более всего Господь прославляет тех, кто приблизился к церкви, нашел свой путь к Царству небесному. Основание Иерусалима, то есть церкви – вера в Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия. Это понятие вмещает церковные догматы как «стены» христианской Церкви. Между градом Божиим и другими «селениями» идет борьба, как между христианами и еретиками.
- Стихи 3-5: Восхваляя Иерусалим как святую Церковь, пророк помнит и об иноплеменниках, которые стали свидетелями исторических событий, для которых Сион (как собирательный образ всех событий основания Церкви, происходивших на этой святой горе) стал матерью.
- Стихи 6-7: Господь устроит домостроительство спасения всех народов в Церкви, укажет имена в небесной книге жизни.
И нам это напоминает о том, что мы все не забыты у Господа, Он знает обо всем, что живет в нашем сердце, Ему важно даже то, когда и где мы родились. Мы все внесены в реестр подданных Господа и только от нас зависит, будем ли мы в списке хороших или плохих рабов и, более того, перейдем ли мы в список сынов и наследников.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Анализ
Этот псалом озаглавлен «молитва Давида»; вероятно, она не была написана по какому-либо конкретному случаю, но была молитвой, которую он часто использовал сам и рекомендовал другим для использования, особенно в день скорби. Многие думают, что Давид написал эту молитву как прообраз Христа, «который в дни его плоти возносили сильные вопли «(Евреям 5: 7).[нужна цитата
]
Давид в этой молитве (в соответствии с характером этой обязанности):[нужна цитата
]
- Воздает славу Богу (ст. 8-10, 12, 13).
- Ищет благодати и благосклонности от Бога, чтобы Бог услышал его молитвы (ст. 1, 6, 7), сохранил и спас его и был милосерден к нему (ст. 2, 3, 16), чтобы он даровал ему радость , и благодать, и силу, и воздать ему честь (ст. 4, 11, 17). Он ссылается на Божью благость (ст. 5, 15) и злобу своих врагов (ст. 14).