В словаре Даля
м. вдохновенная песнь Давида, одна из священных песней, составляющих часть Ветхого Завета. Псалмы Давида или Псалтирь, или Псалтырь об. В отдельно печатных псалтырях, псалмы перемешаны с молитвами. И пьяный Тит псалмы твердит. | Псалтирь, род арфы древних иудеев, на которой сопровождалось молитвословие, хвалебные песни богу. Псолтырный, ко псалтырю относящ. Псаломный, церк. псаломский, ко псалмам относящ. Псаломник м. писатель, певец псалмов, Давид; пролагатель их. | Псалтырь. Псаломщик, псалтырник и псалтырщик м. -щица ж. причетник, равный по званию дьячку и пономарю (личн. почетн. гражд.), церковный чтец; читающий псалмы по усопшем. Псалмопение, пение псалмов. Псалмопевец, поющий псалмы. | Писатель псалмов, Давид.
История создания
Легендарный иудейский царь Давид правил в XI–X вв. до н. э. Вдохновленный Святым Духом, он написал много псалмов, которые исполнял во время еврейских богослужений. Известно также, что Давид организовал три хора певцов и музыкантов, поставив в их главе выделяющихся музыкально-певческими способностями людей – Асафа, Емана и Идифума.
Ряд богословов считает царя Давида автором всех псалмов. Несогласные указывают, что некоторые сюжеты случились уже после его смерти. Это возражение может быть опровергнуто наличием у Давида дара пророчества, помогшего ему прозревать будущее.
Авторство Давида явно указано в 73 псалмах. В остальных упоминаются и другие авторы, в частности главный царский псалмопевец Асаф, привратники иерусалимского храма, именуемые «сынами Кореевыми», основоположник иудаизма Моисей. Талмуд добавляет к авторам и других исторических личностей – Адама, Мелхиседека, Авраама, Емана и Идифума. Формирование Псалтыри в ее нынешнем виде заняло несколько столетий.
Перевод Псалтыри с еврейского на древнегреческий язык был произведен во II в. до н. э. Этот перевод принято называть Септуагинта («Перевод 70 толковников (старцев)»).
Первые славянские рукописи Псалтири появились в IX в., а первая печатная книга – в конце XV в. в Черногории. На Руси Псалтырь наряду с букварем и Часословом постепенно стала обязательной книгой при обучении грамоте не только в церкви, но и в миру. Многие темы и цитаты из Псалтыри вошли в литературу и в пословицы.
К XVI–XVII вв. относятся первые попытки переводов церковнославянской Псалтыри на общепонятный русский язык, неодобрительно встреченные РПЦ.
Псалмы
Псалмы в Энциклопедическом словаре: Псалмы — (греч. psalmoi — хвалебная песня) — песнопения, составляющиеПсалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 — нач.4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия)перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвалаБогу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры,брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущицелостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека(или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю ислушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзииизвестны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. текстыпсалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г.Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К.Пендерецкого).
Определение слова «Псалмы» по БСЭ: Псалмы
— Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmуi; древнеевр. название П. тегилим — хваления; псалтирь, греч. psalterion — название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин «П.» (или «Псалтырь») обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых П., которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П. различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация П. зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации. По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. «Песнь песней»). Некоторые П. отличаются философски медитативным характером; таков П. 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. П. как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (П. 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы П., 1 в. до н. э.). П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь — основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения П. были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18-19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков). В иудейском культе П. исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом П., как правило, указывались способ исполнения и «модель», т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. П. исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным — певец пел стихи П., а община — рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон). В 4 в. входило в обиход и пение П. ансамблями — детским, мужским, женским. П. исполнялись А капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия). Помимо целых П., использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения — антифон, градуал, трактус и аллилуйя. В 15 в. появились и многоголосные обработки П. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму Фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения П. Около 20 4-голосных П. оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в П. применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие П. оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип П., в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались в форме Энзема. Позднее П. по стилю музыки сблизились с мессой, Мотетом, кантатой. Сочинения на тексты П. или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием «мотеты») (Германия), в 19-20 вв. — Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др. В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты П. были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России В. П. Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого. Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. — Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la litt йrature hйbraique et juive depuis les origines jusquа la ruine de lйtat juif, P., 1950; EIIis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963. С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).
Псалмопение Псалмы Псалом
Структура
Нумерация
Разделение текста на псалмы и, естественно, их нумерация различаются в иудейском (масоретском) варианте Тегилима и в греческом переводе Ветхого Завета – Септуагинте. Православная церковь основывается на греческой нумерации. Католики используют обе нумерации, а протестанты – масоретскую.
Оба варианта Псалтыри содержат 150 канонических псалмов. 151-й псалом есть только в Септуагинте.
Кафизмы
Псалтырь принято разделять на 20 разделов – кафизм («сидений» в переводе с греческого), во время чтения которых в церкви можно сидеть. Другое название – стихословие. Псалтырь разделена на кафизмы так, чтобы они были одинаковой длины. Поскольку псалмы бывают разной продолжительности, то их количество в кафизмах также бывает разным. В свою очередь, каждая кафизма разбивается на три раздела, называемых славами от возносимых славословий между ними. Цифры в нижеследующей таблице представляют деление Псалтыри на кафизмы.
Кафизма | I Слава | II Слава | III Слава |
I | 1–3 | 4–6 | 7–8 |
II | 9–10 | 11–13 | 14–16 |
III | 17 | 18–20 | 21–23 |
IV | 24–26 | 27–29 | 30–31 |
V | 32–33 | 34–35 | 36 |
VI | 37–39 | 40–42 | 43–45 |
VII | 46–48 | 49–50 | 51–54 |
VIII | 55–57 | 58–60 | 61–63 |
IX | 64–66 | 67 | 68–69 |
X | 70–71 | 72–73 | 74–76 |
XI | 77 | 78–80 | 81–84 |
XII | 85–87 | 88 | 89–90 |
XIII | 91–93 | 94–96 | 97–100 |
XIV | 101–102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107–108 |
XVI | 109–111 | 112–114 | 115–117 |
XVII | 118.1–72 | 118.73–131 | 118.132–176 |
XVIII | 119–123 | 124–128 | 129–133 |
IX | 134–136 | 137–139 | 140–142 |
XX | 143–144 | 145–147 | 148–150 |
Как видно, самый большой, 118-й, псалом занимает всю 17-ю кафизму и, в свою очередь, состоит из 176 стихов. Больше всего псалмов – 15 – содержит 18-я кафизма.
Надписания
Надписаниями принято называть содержащиеся в псалмах пояснения с указаниями на жанр, авторство, технику и аккомпанемент исполнения псалмов.
В качестве жанра в более чем трети псалмов указывается песнь (мизмор в иудейско-арамейском оригинале). Псалмы, помеченные как песни, исполняли без музыкального сопровождения. При указании «псалом» подразумевался аккомпанемент псалтерия. Другие варианты – молитва (тфила), хвала (тхила). Другие указания жанров трактуются предположительно. Так, шигайон может значить как вид мелодии, так и музыкальный инструмент.
Упоминание имен необязательно указывает авторство. Например, надписание «ле-Давид» может говорить о том, что написанный другим автором псалом посвящен Давиду. Прямые указания на авторство Давида есть в 73 псалмах. Другое часто встречающееся надписание – «ла-менацеах» («в конец»). По преобладающему мнению специалистов, оно означает отсылку к руководителю («начальнику» в Синодальном переводе) хора левитов, исполнявших данный псалом.
Надписания о технике и музыкальных инструментах также воспринимаются условно. Дело в том, что древние мелодические формулы утеряны, а соответствие между старыми и нынешними музыкальными инструментами гипотетично. «Би-нгинот» и «аль-негинат» переводятся как «на струнных», «ль ха-нхилот» – «на духовых». В то же время «аль-аламот» («о тайных») вольно трактуется двояко – исполнять псалом высоким голосом или сопровождать музыкальным инструментом в высоком регистре.
Кто автор Псалтыри
Автором большинства псалмов традиционно считают древнееврейского царя и пророка Давида, жившего за 10 веков до Рождества Христа. Однако сочинение некоторых псалмов приписывают Моисею, Соломону и приближённым царя Давида.
Псалмы считаются образцами сердечной, благоговейной, поэтической молитвы. Несмотря на общую тему, псалмы можно поделить на несколько жанровых категорий. В Псалтыри есть псалмы, посвящённые и радостному прославлению Бога, и сердечной мольбе к Нему, и выражению благодарности. Некоторые псалмы даже можно трактовать как исторические обзоры.
Содержание
Псалтырь представляет собой еврейскую поэму, гимны которой содержательно связаны между собой. Наряду с преобладающим прославлением Бога среди них есть мольбы (6 и 50), жалобы (43 и 101), проклятия (57 и 108), исторический обзор (105) и любовная песнь (44).
Псалтири свойственно единство восприятия жизни и общность религиозных тем, устремленность человека и народа к Богу как к наблюдателю и испытателю глубин сердца человека.
Псалмы принято разделять на три самостоятельные группы:
- хвалебно-благодарные;
- молитвенные;
- наставляющие.
Еще одну группу составляют пророчески-мессианские гимны, относящиеся к грядущему явлению Христа. Но она не считается самостоятельной, поскольку мессианские элементы присущи многим псалмам из других тематических групп.
Правила чтения
В Православной церкви
В византийском обряде многие псалмы включены в богослужения суточного круга и, следовательно, читаются ежедневно. К таковым относятся:
- в вечерне последовательно прочитываются псалом 103, затем 140, 141, 129, 116, далее – 33-й;
- в начале утрени читается шестипсалмие из псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142, а в конце – псалмы 148–150;
- канон предваряется 50-м псалмом;
- полиелей – торжественная часть праздничной утрени, включает пение псалмов 134 и 135.
Большую часть часов, междочасий, повечерия и полунощницы составляют псалмы. Они входят в Божественную литургию и другие молебны.
118-й псалом («Непорочны») – непременный атрибут заупокойных богослужений. Этот огромный псалом читается полностью на панихиде и накануне родительских суббот.
Церковные таинства также сопровождаются пением псалмов. При крещении исполняется псалом 31, перед исповедью – 50-й, а при церковном бракосочетании – 127-й.
В монастырях принято прочитывать Псалтырь целиком за неделю. На утрени обычно читаются две, иногда три кафизмы (см. выше), а на вечерне – одна. Схема недельного круга церковного чтения кафизм по номерам такова:
- суббота (утро): 1;
- воскресенье: 2, 3;
- понедельник: 4–6;
- вторник: 7–9;
- среда: 10–12;
- четверг: 13–15;
- пятница: 19, 20, 18;
- суббота (вечером): 16, 17.
В Великий пост кафизмы читаются также и на часах. Правда, эти правила строго выполняются только в ортодоксальных монастырях, а также в старообрядческих общинах. В больших монастырях практикуется Неусыпаемая Псалтырь – непрерывное ее чтение сменяющими друг друга монахами.
Дома
Со времен первых христиан Псалтырь широко использовалась и для домашнего чтения. Христиане нередко знали псалмы наизусть. Повсеместное распространение Псалтыри даже способствовало изучению по ней грамоты.
Препятствием к современному домашнему чтению Псалтыри может быть непонятность церковнославянского языка. Многие богословы тем не менее не советуют пользоваться его русским переводом. Они указывают, что только сделанный св. Кириллом и Мефодием церковнославянский перевод является богодухновенным, а следовательно, содержащим мистические откровения и прогоняющим нечистую силу.
С другой стороны, вряд ли можно считать оправданным полный отказ от понятного русского текста. Самое разумное – сочетать оба варианта Псалтыри. Этому очень помогают издания на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский.
Другое препятствие – элементарная лень, которую рекомендуется преодолевать по тренировочному принципу. Чтение Псалтыри нужно начинать с малых доз, например начиная с одной Славы, постепенно увеличивая продолжительность чтения. Самое главное – делать это регулярно. Особенно рекомендовано чтение Пластыри во время постов.
Читать Псалтырь можно в любое время суток, в том числе и ночью. Ее лучше читать, стоя перед горящей свечой или лампадой. При необходимости не возбраняется делать это и сидя, вставая при чтении начальных и завершающих молитв, и на славах. Можно читать вслух или вполголоса, обязательно соблюдая ударения. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев, без театрального пафоса. Домашнему чтению Псалтыри должны предшествовать и завершать особые молитвы.
Поминание о здравии и упокое
После чтения каждой кафизмы можно молиться за живых и усопших родственников и близких. После первой славы поминаются за здравие живые, а после второй – усопшие.
У гроба новопреставленного христианина до погребения полагается прочитать всю Псалтырь. Приглашенный священник затрачивает на это не менее 3–4 часов, во время которых от души усопшего отгоняются злые духи. Некоторые родственники заказывают полное чтение Псалтыри и на 40-й день.
Как указывалось выше, 17-я кафизма с 118-м псалмом читается только за усопших. В церковном богослужении они поминаются в его середине («Среде»), а в домашнем – во всех трех славах.
Какие псалмы для чего читать
Согласно преподобному Арсению Каппадокийскому (духовнику Паисия Святогорца), за каждым псалмом закреплена нужда, при которой его рекомендуется читать. Полный список всех псалмов и соответствующих им жизненных ситуаций приведен на сайте.
Когда и за кого нельзя читать Псалтырь
Есть период в десять дней, во время которого Псалтырь нельзя читать не только мирянам келейно, но и церковным служителям в храмах. Он начинается с Великого четверга Страстной недели и продолжается всю Светлую седмицу. На протяжении этих десяти дней книгу Псалмов не читают ни в храмах, ни келейно.
Нельзя читать Псалтырь за самоубийц. Что же касается некрещенных усопших и иноверцев, то за них допускается келейное чтение в домашних условиях.
Псалмы, связанные с душой
Если знать псалмы и их значение, то молитвы возымеют больший эффект, поскольку будут работать направленно. Для этого необязательно читать весь Псалтырь. Достаточно знать нужный номер для своей ситуации.
Используя псалмы на разные случаи жизни можно защититься от врагов, исцелить душу от скорби, решить мелкие застарелые бытовые проблемы, избавиться от крупных. Напевные молитвы помогают избежать соблазнов, получить силу Бога.
Следующие псалмы универсально подходят для защиты духовного и тонкого миров от моральных переживаний:
Устоять против беса, бесов – псалмы 5 и 7.
Против посторонней злобы и гордыни людей – псалом 11.
Чтобы не поддаться чужим неправедным мыслям – 13.
Успокоение обиженному – 19.
Укрепиться в вере во Всевышнего и в том, что он помогает пройти путь, помогает молитва Давида, записанная в Псалтире под номером 22.
Уклониться от хитрых сетей и плена врага – 33.
Против злой несправедливости – 35.
Усилиться перед встречей с врагом – 38.
Объяснит, почему нужно терпеть, тем, кто в трудной ситуации – 39.
Чтобы получить помилование от искреннего раскаяния – 50.
Для желающего отправиться в Дом Божий – 83.
Укрепит дух и надежду на Господа – 90.
Когда жить тяжело и ослаб дух – 101.
Также, псалмы бывают благодарственными, ведь нельзя только просить Создателя, нужно его обязательно облагодарить.
Поблагодарить за опеку помогут:
П. 104, 106, 134, от 145 до 150 – обучающие правильно благодарить Бога.
П. 4, 45, 74, 114 – благодарность Господу, услышавшему молящуюся скорбящую душу.
П. 9, 17 – радость и благодарение за счастливое избавление от жестоких людей, тиранов.
Напевные молитвы можно не только читать самому, но и слушать в красивом церковном исполнении.
Количество применений их и повторений ничем не ограничено.