Cвятой мученик Андрей Стратилат и 2593 мучеников, с ним пострадавших


Святой Андрей: христианские подвижники с этим именем

«Андрей» — красивое звучное мужское имя, в переводе с греческого означающее «мужественный, храбрый». От слова «άνδρας», обозначающего мужчину. На Русь оно пришло из Византии и стало быстро распространяться среди жителей после принятия христианства.

Священник Артемий Владимиров, характеризует значение данного имени такими словами:

«Всякий мальчик, получивший имя Андрей, должен, благодаря хорошему воспитанию со стороны родителей, учителей и наставников, особое внимание обращать на такие силы души, как храбрость, мужественность, отвага. Мужская харизма не предполагает трусости и боязливости, всегда считавшихся грехом в русских семьях. Мужество предполагает хладнокровие – навык сохранять ум спокойным, ясным и деятельным тогда, когда окружающие причины, как будто бы хотят выбить человека из колеи. Дай Бог, чтобы каждый мужчина, нареченный именем святого Апостола, имел бы твердое плечо и был подлинным рыцарем Веры и Любви».

Апостол Андрей Первозванный

Апостол был родом из израильского селения Вифсаида, где, вместе со своим братом, будущим апостолом Петром, занимался ловлей рыбы. Первозванным его называют потому, что он первым из учеников Христа отозвался на Его проповедь и последовал за Искупителем.

Святой Апостол Андрей Первозванный. Палехская иконописная мастерская

После сошествия на апостолов Святого Духа проповедовал Евангелие в Малой Азии, Фракии, Македонии, Крыму и Причерноморье. Затем по Днепру поднялся до того места, где расположен сейчас город Киев. Его слово обращало к Истинной Вере целые племена.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, говорит:

«Для России апостол Андрей имеет особое значение. По Преданию, именно он водрузил первый Крест на Киевских горах, где потом появился город, ставший Матерью городов русских. И, с тех пор, считается, что этот апостол покровительствует нашей земле, и Православная Вера была впервые проповедана на этой территории апостолом Андреем».

А профессор Церковной истории Владислав Петрушко, добавляет:

«Русь всегда очень почтительно относилась к памяти этого святого. Сам Петр I высоко его чтил. Он объявил апостола Покровителем России и учредил в его честь высший российский орден – Орден Андрея Первозванного и знаменитый Андреевский флаг».

Стараниями апостола на землях, где он проповедовал, возникали христианские церкви, в которых он ставил епископов и священников. Последним местом, куда пришел святой Андрей с проповедью, был город Патры. Здесь он явил множество чудес, самым запоминающимся из которых стало исцеление жены правителя города, принявшей впоследствии христианство.

Почти все население города отвратилось от язычества, однако, среди оставшихся идолопоклонников был правитель Эгиат. Разгневавшись, он приказал распять праведника. Для казни был выбран крест с диагональными перекладинами, напоминающий по форме букву «Х». С тех пор подобный крест именуется «Андреевским».

Интересный факт

В настоящее время в Кафедральном Соборе г. Патры находится глава апостола Андрея и часть того самого креста, на котором он был распят. В 2013 году частицу этого креста привозили в Россию.

Память святого Андрея Первозванного Православная Церковь чтит 13 декабря.

Андрей стратилат о чем молятся

Святой Андрей жил в начале IV в. Он был военным трибуном в войске императора Максимиана Галерия, которое стояло на восточных границах Римской империи. Хотя Андрей еще не принял святое крещение, он, подобно розе посреди терновника, выделялся и благочестием, и доблестью.

Главнокомандующий Антиох, известный жестокостью по отношению к христианам, оказался перед лицом внезапного вторжения персов. Тогда он вспомнил о доблестном Андрее и послал его во главе отряда навстречу врагам.

Перед тем, как вступить в битву, Андрей призвал своих людей положиться на Христа, Который создал небо и землю и уничтожил могущество ложных богов. Так, единогласно призвав имя Христово, они обратили вспять вражеские войска и изгнали их из пределов империи.

После этой неожиданной победы воины Андрея решили обратиться ко Христу. О них донесли как о христианах, и Антиох вместо того, чтобы справедливо наградить победителей, призвал их к себе на суд. Чуждый всякого чувства признательности и сжигаемый гневом, он прочел императорские эдикты и напомнил имена знатных христиан, которых повелел казнить ранее. Андрей ответил, что на самом деле эти христиане-мученики одержали над ним победу и что истязания, которым он их подверг, стали для них победными трофеями в Царстве Небесном. Тогда Антиох, прибегнув к жестокой насмешке, объявил, что надлежит доставить отдохновение такому человеку, как Андрей, явившему в битве доказательство великого мужества, и приказал растянуть святого на раскаленном бронзовом ложе. Пламя веры и любви, пылавшее в сердце доблестного мученика, позволило ему не чувствовать ожогов, и он нашел на этой постели истинное отдохновение. Затем схватили некоторых воинов, которые прославились в битве вместе со стратилатом, и прибили их руки гвоздями к перекладинам. Они с улыбкой претерпели пытку, радуясь, что участвуют в Страстях Господа нашего Иисуса Христа даже до крещения.

Поскольку они оставались неколебимы в своем решении, Антиох повелел заключить их в тюрьму и написал императору, спрашивая, следует ли предавать казни доблестного военачальника, тем самым рискуя вызвать мятеж в войске и восстание народа, который считал его героем. Максимиан ответил, чтобы он втайне, при помощи хитрости, избавился от него и никоим образом не позволил проникнуть новой религии в армию.

Тогда Антиох освободил Андрея и его воинов, притворившись, что позволяет им идти, куда им кажется правильным. Святой мученик, извещенный Богом об этой хитрости, отправился в Тарс вместе со своими людьми и попросил епископа Петра крестить их. Когда Антиох узнал об их уходе, он написал военачальнику Киликии Селевку, чтобы тот арестовал их как можно быстрее и предал смерти, если они окажут малейшее сопротивление.

Селевк, также фанатичный преследователь христиан, поспешил в Тарс со значительным отрядом. Андрей и воины, только что принявшие крещение, пересекли Таврские горы, чтобы избавиться от преследования, и направились в армянский город Мелитину. Селевк не прекратил поисков и с помощью предателя по имени Мартин догнал их в ущелье в Таврских горах. Когда воины приготовились броситься на них, святой Андрей призвал товарищей поднять руки для молитвы, а не для того, чтобы размахивать мечами. Опустившись на колени, он долго молился о врагах и спасении мира. Как только он закончил молитву, воины бросились на них и начали убивать, как невинных агнцев, не оказывавших никакого сопротивления.

Согласно желанию, высказанному святым Андреем в молитве, на том месте, где он пролил свою кровь, забил целительный источник. Петр, епископ Тарсийский, и Нон, епископ Верийский, которые вместе с другими клириками издали наблюдали за мученичеством, после пришли туда и позаботились о драгоценных останках.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Когда св. Андрей вернулся из похода с победой, то многие стали завидовать его славе и донесли правителю Антиоху, что святой – христианин, обративший ко Христу подчиненных воинов. Святой, вызванный на суд, исповедовал Христа, за что был подвергнут пыткам. Воинов, бывших с ним, распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа.

Тогда император, боясь возмущения войска, отпустил св. Андрея и его дружину, но тайно приказал под каким-либо предлогом казнить порознь каждого. Освободившись, святой вместе со своими воинами пришел в г. Тарс, там они приняли Крещение, а затем были умерщвлены в ущелье Тавра. Перед смертью святой Андрей молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики были усечены мечом. И в тот же миг из земли истек источник.

Епископы Петр и Нон, которые крестили воинов, вместе с клириком погребли тела мучеников. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника и сразу получил исцеление. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и по молитвам св. Андрея и 2593-х мучеников получали благодатную помощь от Бога.

Мученическая кончина святых последовала около 302 г.

См. также: » Страдание святого мученика Андрея Стратилата » в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Святый мучениче Андрее Стратилате, призри с Небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны, и да укрепит во всем мире Свою Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть Честною Своею Кровию. Молися прилежно, святый мучениче, да благословит Христос Бог державу нашу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Приближается осенний призыв — время, когда в православные храмы заходит немало людей, чтобы помолиться о своих близких, поступающих на военную службу. Кому излить свою тревогу, чей образок дать сыну с собой в армию? Конечно же — помимо Спасителя, Божией Матери, Ангела-хранителя — небесным покровителям воинства. В их числе и те, кого называют стратилатами (т.е. военачальниками, т.к. они и были ими в земной жизни),— великомученик Феодор Стратилат и мученик Андрей Стратилат. Память последнего как раз отмечается совсем скоро — 1 сентября (по новому стилю).

На защиту Сирии

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в эпоху императора Максимиана. За храбрость и справедливость святой был весьма любим подчиненными и имел среди них авторитет. Он еще не принял крещения, но имел в своем сердце горячую любовь ко Христу и ревностно стремился к тому, чему Господь благоволит.

Когда в пределы Сирии, бывшей в ту пору одной из важнейших римских провинций, вторглось многочисленное персидское войско, святому Андрею было поручено руководство императорской армией. При этом сирийский правитель Антиох присвоил ему звание стратилата. Благочестивый воин избрал себе небольшой отряд, предпочитая его более значительным силам. Он хорошо помнил изречение царя Давида о том, что Господь не к быстроте ног человеческих благоволит, а являет милость уповающим на Его волю (ср.: Пс. 146, 10). Выбор военачальника пал на тех, кого указала ему благодать Божия таинственным действием в сердце. Собрав таким образом свою дружину, стратилат выступил с нею против врагов.

Деревья-кресты и раскаленная медь

Его слова были столь убедительны, что весь отряд — состоявший, по преданию, из 2593 человек — принял эту горячую проповедь и бросился в бой, призывая на помощь Спасителя. Состоялась трудная битва, в результате которой римские воины обратили в бегство многочисленное персидское войско и вернулись домой со славой победителей и с крепко утвержденной в сердце верой во Христа.

Обстоятельства этой победы не остались тайными для высшей военной знати и побудили завистников донести Антиоху, бывшему жестоким язычником, что стратилат Андрей чтит Распятого Бога. Правитель отправил к военачальнику послов с увещаниями и угрозами, а затем повелел доставить его на суд. Он предложил мученику выбор: подчиниться царскому повелению или претерпеть пытки, оставшись со своим Богом. В ответ святой Андрей лишь подтвердил свою веру во Христа. Он сам лег на принесенное для истязаний раскаленное медное ложе и, претерпевая боль, обратился с мольбой к Спасителю. Чудесным действием Божиим раскаленный металл тут же остыл. Воинов из уверовавшей дружины тем временем распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Господа. Заточив святого в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Максимиан, опасаясь возмущений, отдал приказ освободить мучеников, тайно повелев при этом под каким-нибудь предлогом казнить их незаметно, порознь.

Не сопротивляясь палачам

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной отправился в Киликию (историческая область на юго-востоке Малой Азии.— Ред.). Воины остановились в городе Тарс, где приняли крещение от местного епископа, и затем перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот настиг мятежную дружину и истребил ее. Селевк нагнал мучеников в ущельях Тавра, где им, по Промыслу Божию, и предстояло пострадать.

В этот тяжелый момент Андрей Стратилат обратился к бывшим с ним воинам как к братьям и призвал их не бояться смерти. Он помолился за всех, кто будет чтить их память, и попросил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики, не оказавшие сопротивления догнавшим их воинам Селевка, были усечены мечом. Сразу после этого из земли действительно забил прозрачный ключ. Епископы Петр и Нон, тайно следовавшие за дружиной святого Андрея, погребли тела убиенных воинов. Тем временем один из сопровождавших их служителей Церкви, с давнего времени страдавший от злого духа, испил воды из источника и исцелился. Это было первое посмертное чудо святого Андрея. Молва о происшедшем разнеслась среди окрестных жителей, они стали приходить к источнику и, по молитвам пострадавших там мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Образ мужественного полководца-стратилата, ведущего дружину в бой против иноверных персов, был неизменно близок русским людям, защищавшим веру и Отечество. В день памяти Андрея Стратилата Москва была избавлена от нашествия крымского хана Казы-Гирея; по этому случаю в столице построили деревянный, а затем и каменный храм святого Андрея. Андрею Стратилату, как и другим святым военачальникам, молятся о нуждах православного воинства. А также, как и всем святым, о ходатайстве перед Богом и помощи в духовной жизни.

Молитва мученику Андрею Стратилату

Святый мучениче Андрее Стратилате, призри с Небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны, и да укрепит во всем мире Свою Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть Честною Своею Кровию. Молися прилежно, святый мучениче, да благословит Христос Бог державу нашу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Подготовила Елена Сапаева

Петропавловский листок, №17 август 2016

Мученик Андрей Стратилат

Мученик Андрей Стратилат, Таврийский

Этот святой был римским военачальником (по-гречески стратилатом) в правление императора Максимиана (285-305 гг.) Службу проходил в Сирии, поскольку родом был из этих мест. Являлся тайным христианином, хотя и некрещеным.

Во время войны с Персией император доверил ему передовые легионы, отправляющиеся на борьбу с врагом. Перед сражением Андрей обратился к своим воинам с пламенной речью, сказав, что если они призовут на помощь Истинного Бога – Владыку Христа, то одержат победу. Воины так и поступили, и персидская армия была разбита.

Однако, по возвращении на родину, завистники обвинили святого в тайном исповедании христианства и донесли о нем властителю. Стратилата призвали на суд и предложили публично отречься от Христа. Видя же стойкость смелого воина, царь не посмел сразу казнить его, опасаясь народного гнева за убийство любимца, одержавшего славную победу. Он приказал убить Андрея тайно.

Святой же, получив во сне откровение о царском намерении, покинул город. Вместе с ним ушли 2593 верных его воина. Придя в город Тарс, легионеры крестились, а затем отправились на далекую армянскую гору Тавр. В одном из ущелий этой горы и настигла святых мучеников римская армия, расправившаяся с не пожелавшими защищаться праведниками.

Интересный факт

На месте пролития крови этих Божиих угодников забил чудесный источник, вода которого исцеляла разные недуги.

День памяти мученика Андрея Стратилата Таврийского – 1 сентября.

Cвятой мученик Андрей Стратилат и 2593 мучеников, с ним пострадавших

Память 19 августа / 1 сентября

(MP3 файл. Продолжительность 4:21 мин. Размер 3.2 Mb) Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Андрей жил в начале IV в. Он был военным трибуном в войске императора Максимиана Галерия, которое стояло на восточных границах Римской империи. Хотя Андрей еще не принял святое крещение, он, подобно розе посреди терновника, выделялся и благочестием, и доблестью.

Главнокомандующий Антиох, известный жестокостью по отношению к христианам, оказался перед лицом внезапного вторжения персов. Тогда он вспомнил о доблестном Андрее и послал его во главе отряда навстречу врагам.

Перед тем, как вступить в битву, Андрей призвал своих людей положиться на Христа, Который создал небо и землю и уничтожил могущество ложных богов. Так, единогласно призвав имя Христово, они обратили вспять вражеские войска и изгнали их из пределов империи.

После этой неожиданной победы воины Андрея решили обратиться ко Христу. О них донесли как о христианах, и Антиох вместо того, чтобы справедливо наградить победителей, призвал их к себе на суд. Чуждый всякого чувства признательности и сжигаемый гневом, он прочел императорские эдикты и напомнил имена знатных христиан, которых повелел казнить ранее. Андрей ответил, что на самом деле эти христиане-мученики одержали над ним победу и что истязания, которым он их подверг, стали для них победными трофеями в Царстве Небесном. Тогда Антиох, прибегнув к жестокой насмешке, объявил, что надлежит доставить отдохновение такому человеку, как Андрей, явившему в битве доказательство великого мужества, и приказал растянуть святого на раскаленном бронзовом ложе. Пламя веры и любви, пылавшее в сердце доблестного мученика, позволило ему не чувствовать ожогов, и он нашел на этой постели истинное отдохновение. Затем схватили некоторых воинов, которые прославились в битве вместе со стратилатом, и прибили их руки гвоздями к перекладинам. Они с улыбкой претерпели пытку, радуясь, что участвуют в Страстях Господа нашего Иисуса Христа даже до крещения.

Поскольку они оставались неколебимы в своем решении, Антиох повелел заключить их в тюрьму и написал императору, спрашивая, следует ли предавать казни доблестного военачальника, тем самым рискуя вызвать мятеж в войске и восстание народа, который считал его героем. Максимиан ответил, чтобы он втайне, при помощи хитрости, избавился от него и никоим образом не позволил проникнуть новой религии в армию.

Тогда Антиох освободил Андрея и его воинов, притворившись, что позволяет им идти, куда им кажется правильным. Святой мученик, извещенный Богом об этой хитрости, отправился в Тарс вместе со своими людьми и попросил епископа Петра крестить их. Когда Антиох узнал об их уходе, он написал военачальнику Киликии Селевку, чтобы тот арестовал их как можно быстрее и предал смерти, если они окажут малейшее сопротивление.

Селевк, также фанатичный преследователь христиан, поспешил в Тарс со значительным отрядом. Андрей и воины, только что принявшие крещение, пересекли Таврские горы, чтобы избавиться от преследования, и направились в армянский город Мелитину. Селевк не прекратил поисков и с помощью предателя по имени Мартин догнал их в ущелье в Таврских горах. Когда воины приготовились броситься на них, святой Андрей призвал товарищей поднять руки для молитвы, а не для того, чтобы размахивать мечами. Опустившись на колени, он долго молился о врагах и спасении мира. Как только он закончил молитву, воины бросились на них и начали убивать, как невинных агнцев, не оказывавших никакого сопротивления.

Согласно желанию, высказанному святым Андреем в молитве, на том месте, где он пролил свою кровь, забил целительный источник. Петр, епископ Тарсийский, и Нон, епископ Верийский, которые вместе с другими клириками издали наблюдали за мученичеством, после пришли туда и позаботились о драгоценных останках.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Блгв.кн. Андрей Боголюбский

Этот святой угодник был сыном великого князя Юрия Долгорукого. Движимый идеей создания на Северо-Востоке Руси новой государственной столицы, он в мае 1155 года тайно покинул отчий дом. А вместо родительского благословения увозил из женского монастыря в Вышгороде икону Божией Матери, позже названную Владимирской, писанную самим евангелистом Лукой при жизни Богородицы. В руках его был меч святого князя-мученика Бориса. Глубоко религиозный княжич не мог смириться с постоянными междоусобными распрями, раздираемыми родную землю, и хотел создать новое государство – мощное, православное, подобное Великой Византии.

По Преданию, недалеко от Владимира, на реке Клязьме, повозка с чудотворной иконой внезапно остановилась, и никакая сила не могла заставить коней сдвинуться с этого места. В ту ночь князю явилась Сама Пречистая Дева. Она повелела оставить Свой Образ во Владимире, а не везти его в Ростов, как хотел Андрей. Ослушаться Владычицу князь не посмел.

Утром он отвез икону во Владимирский Собор и объявил, что этот небольшой городок будет теперь столицей его княжества. На месте же дивного видения он воздвиг церковь Рождества Пресвятой Богородицы, куда часто приходил для молитвы. Со временем вокруг прихода появилось село, которое и сегодня носит название Боголюбово.

Мало по малу, опираясь на верных советников, князь превращал Владимир в стольный град, откуда должна была, по его замыслу, по всей Руси распространиться единодержавная власть, прекращающая терзающие русские земли междоусобицы. Главный принцип он почерпнул из византийских книг:

«Един Бог на Небе, един государь на земле!».

Снизив пошлины, он привлек в свои земли самых именитых купцов и ремесленников. Старинные города стали украшаться новыми храмами, первым из которых по великолепию был Успенский Собор, специально возведенный для Владимирской иконы Божией Матери.

Интересный факт

Святой Андрей Боголюбский первый из русских князей облек себя в порфиру – тронную одежду на манер византийских царей. Также по византийскому образцу он устроил и дворцовые ритуалы.

Именно святой Андрей Боголюбский впервые обезопасил торговый путь по Волге и сделал ее великой русской рекой.

Василий Татищев, русский историк, оставил такое описание внешности святого:

«сей князь роста был невеликого, но широк плечами и крепок. Волосы кудрявы. Мужественен был в брани. Любитель правды».

Воевал с волжскими булгарами. Летопись сообщает о нем:

«перебил булгар немало. Взял знамена их. Едва князь булгарский с малою дружиною успел убежать в свой великий город

».

В этом походе погиб любимый сын князя – Изяслав. В память о нем и в благодарность Богу за победу был возведен храм Покрова Божией Матери на Нерли.

Впоследствии князь подчинил Киев и Новгород, но он был убит в результате боярского заговора в 1174 году.

День памяти благоверного князя Андрея Боголюбского 17 июля.

Иконография[ | ]

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространён тип молодого воина-мученика в доспехах с тёмными волосами и небольшой бородкой. В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьём, луком и щитом.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота о внешности святого Андрея сказано «старец кудрявый». Иконописный подлинник XVII века, изданный Сергеем Большаковым в 1903 году[1], указывает, что он «сед, власы курчеваты, брада Иоанна Богослова, во бронях, приволока празелень, доспех клетчат, риза празелень, испод лазорь, нагавицы багор, в правой руке крест, а в левой копие, за левую щит».

Святитель Андрей Критский

Святитель Андрей Критский

Святой родился в Дамаске. До 7 лет мальчик был немым. Родители думали, что он останется таким на всю жизнь, но произошло чудо. В 7 лет его впервые отвели на причастие, и, после вкушения Святых Даров, язык мальчика разрешился от сковывающих уз. Отрок заговорил.

Андрей изучил многие науки. Стал прекрасным оратором. Повзрослевшего сына родители привели ко Гробу Господню, посвятив Богу. Наставником юноши стал сам Патриарх Иерусалимский Феодор. Многое перенял от него будущий великий подвижник.

В 680 г. он удостоился чести быть участником Шестого Вселенского Собора, по окончании которого остался жить в Константинополе, взяв на себя подвиг полного безмолвия. Однако вскоре о его благочестие стало известно императору, и святого, против воли, назначили попечителем сиротских приютов. Выполняя это послушание, святитель так блестяще проявил себя в деле заботы о бедных и сирых, что вскоре был возведен на Высокий Архиерейский Престол Митрополии острова Крит. Именно это служение позволило ему стать великим пастырем и учителем Христовой Церкви.

Божий угодник оставил после себя много письменных трудов. В том числе каноны и тропари, украшающие сегодня праздничные богослужения и вызывающие у верующих чувство умиления. Он же является автором Великого Покаянного канона, читаемого в первую седмицу Великого Поста.

Молитва святителя уберегла остров Крит от нападения варваров. Несмотря на то, что захватчики были хорошо вооружены, они поспешно бежали с острова никем не гонимые. Многие из них так и остались на его побережье, найдя здесь вечный покой.

Молитвы святого помогли избежать эпидемии чумы. А, однажды, пастырь вымолил у Бога обильный проливной дождь после долгой губительной засухи.

Преставился угодник около 740 года, заранее предвидя день своей кончины.

Память его определена Церковью 17 июля.

Преподобный Андрей Рублев

Преподобный Андрей Рублев

Об этом гениальном русском иконописце известно немногое. Родился в 60-х годах XIV столетия, в период, когда Русь уже полтора века изнывала под татарским игом. Неизвестно, как звали его в детстве, поскольку Андрей – второе имя Божьего угодника, монашеское.

Интересный факт

Фамилий у простых людей в те времена не было. Рублев – это прозвище. От слова «рубель» — инструмента для обработки кожи.

Художники в ту пору работали артелями. Одной из самых известных артелей, расписывающих храмы, была артель блестящего иконописца Феофана (Грека). Среди его учеников числился Андрей Рублев. Первое упоминание о нем можно найти в летописи, описывающей строительство Богоявленского Собора в Москве:

«мастерыбыху Феофан иконникГречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев».

Святой ходил расписывать храмы в Троице-Сергиеву лавру, во Владимире расписывал Успенский Собор, в котором венчались на царство владимирские князья. Здесь сохранилось его изображение сцены Страшного Суда. Эта фреска причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО.

Величайшее творение святого – икона Пресвятой Троицы, представляющая собой совершенное художественное воплощение Божественной Любви, как основы Мироздания. Той Любви, которая и есть Бог. Написать подобное произведение мог только человек высокой духовной жизни, хорошо знакомый со Священным Писанием, трудами святых отцов.

Интересный факт

Особенность этого образа, по мнению богословов, заключается в том, что Ангелы, олицетворяющие Пресвятую Троицу, занимают лишь три стороны четырехугольного стола, изображенного на иконе, словно оставляя молящимся возможность занять свободное четвертое место и принять участие в Таинстве Евхаристии.

Преставился иконописец в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, 29 января 1430 года. В 1988 году гениального мастера канонизировали.

День памяти преподобного Андрея Рублева установлен 17 июля.

АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВПЕТРА И ПАВЛА

Приближается осенний призыв — время, когда в православные храмы заходит немало людей, чтобы помолиться о своих близких, поступающих на военную службу. Кому излить свою тревогу, чей образок дать сыну с собой в армию? Конечно же — помимо Спасителя, Божией Матери, Ангела-хранителя — небесным покровителям воинства. В их числе и те, кого называют стратилатами (т.е. военачальниками, т.к. они и были ими в земной жизни),— великомученик Феодор Стратилат и мученик Андрей Стратилат. Память последнего как раз отмечается совсем скоро — 1 сентября (по новому стилю).

На защиту Сирии

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в эпоху императора Максимиана. За храбрость и справедливость святой был весьма любим подчиненными и имел среди них авторитет. Он еще не принял крещения, но имел в своем сердце горячую любовь ко Христу и ревностно стремился к тому, чему Господь благоволит.

Когда в пределы Сирии, бывшей в ту пору одной из важнейших римских провинций, вторглось многочисленное персидское войско, святому Андрею было поручено руководство императорской армией. При этом сирийский правитель Антиох присвоил ему звание стратилата. Благочестивый воин избрал себе небольшой отряд, предпочитая его более значительным силам. Он хорошо помнил изречение царя Давида о том, что Господь не к быстроте ног человеческих благоволит, а являет милость уповающим на Его волю (ср.: Пс. 146, 10). Выбор военачальника пал на тех, кого указала ему благодать Божия таинственным действием в сердце. Собрав таким образом свою дружину, стратилат выступил с нею против врагов.

Деревья-кресты и раскаленная медь

Увидев перед собой огромные по численности, подобные саранче полки противника, воины были близки к тому, чтобы устрашиться и потерять боевой дух. Будучи язычниками, они поклонялись идолам. Святой Андрей предложил своим соратникам познать Всемогущего Единого Бога и обратиться с молитвой к Нему. «Если вы отвергнете ваших суетных богов,— сказал он,— то увидите, как враги ваши исчезнут, словно дым или пыль».

Его слова были столь убедительны, что весь отряд — состоявший, по преданию, из 2593 человек — принял эту горячую проповедь и бросился в бой, призывая на помощь Спасителя. Состоялась трудная битва, в результате которой римские воины обратили в бегство многочисленное персидское войско и вернулись домой со славой победителей и с крепко утвержденной в сердце верой во Христа.

Обстоятельства этой победы не остались тайными для высшей военной знати и побудили завистников донести Антиоху, бывшему жестоким язычником, что стратилат Андрей чтит Распятого Бога. Правитель отправил к военачальнику послов с увещаниями и угрозами, а затем повелел доставить его на суд. Он предложил мученику выбор: подчиниться царскому повелению или претерпеть пытки, оставшись со своим Богом. В ответ святой Андрей лишь подтвердил свою веру во Христа. Он сам лег на принесенное для истязаний раскаленное медное ложе и, претерпевая боль, обратился с мольбой к Спасителю. Чудесным действием Божиим раскаленный металл тут же остыл. Воинов из уверовавшей дружины тем временем распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Господа. Заточив святого в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Максимиан, опасаясь возмущений, отдал приказ освободить мучеников, тайно повелев при этом под каким-нибудь предлогом казнить их незаметно, порознь.

Не сопротивляясь палачам

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной отправился в Киликию (историческая область на юго-востоке Малой Азии.— Ред.). Воины остановились в городе Тарс, где приняли крещение от местного епископа, и затем перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот настиг мятежную дружину и истребил ее. Селевк нагнал мучеников в ущельях Тавра, где им, по Промыслу Божию, и предстояло пострадать.

В этот тяжелый момент Андрей Стратилат обратился к бывшим с ним воинам как к братьям и призвал их не бояться смерти. Он помолился за всех, кто будет чтить их память, и попросил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики, не оказавшие сопротивления догнавшим их воинам Селевка, были усечены мечом. Сразу после этого из земли действительно забил прозрачный ключ. Епископы Петр и Нон, тайно следовавшие за дружиной святого Андрея, погребли тела убиенных воинов. Тем временем один из сопровождавших их служителей Церкви, с давнего времени страдавший от злого духа, испил воды из источника и исцелился. Это было первое посмертное чудо святого Андрея. Молва о происшедшем разнеслась среди окрестных жителей, они стали приходить к источнику и, по молитвам пострадавших там мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

* * *

Образ мужественного полководца-стратилата, ведущего дружину в бой против иноверных персов, был неизменно близок русским людям, защищавшим веру и Отечество. В день памяти Андрея Стратилата Москва была избавлена от нашествия крымского хана Казы-Гирея; по этому случаю в столице построили деревянный, а затем и каменный храм святого Андрея. Андрею Стратилату, как и другим святым военачальникам, молятся о нуждах православного воинства. А также, как и всем святым, о ходатайстве перед Богом и помощи в духовной жизни.

Молитва мученику Андрею Стратилату

Святый мучениче Андрее Стратилате, призри с Небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны, и да укрепит во всем мире Свою Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть Честною Своею Кровию. Молися прилежно, святый мучениче, да благословит Христос Бог державу нашу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Подготовила Елена Сапаева

Петропавловский листок, №17 август 2016

Святой Андрей Юродивый

Святой Андрей, Христа ради Юродивый

Этот святой по происхождению был славянином. В отрочестве попал в плен и был куплен в качестве раба царьградским вельможей Феогностом в правление византийского императора Льва Мудрого (866-912 гг.) Феогност полюбил прекрасного юношу и, видя в нем острый ум и любознательность, отдал в обучение книжным наукам.

Андрей очень любил бывать в храме. Однажды он сподобился видения Ангела, предложившего ему взять на себя подвиг юродства, чтобы иметь возможность открыто обличать погрязших в грехах людей. Вняв видению, Андрей решил посвятить себя этому подвигу.

Юноша притворился сумасшедшим. Опечаленный хозяин отвел его в церковь святой Анастасии Узорешительницы, чтобы над ним прочли молитвы. Когда же эти действия не помогли, скрепя сердце, Феогност отпустил его на волю.

Андрей стал жить, как живут юродивые. Днем он выдавал себя за безумца, а ночами горячо молился. Жил в поле, не имел одежды, питался тем, что посылал ему Бог. При этом многое из того, что давали ему люди, раздавал нищим, и не любил, когда его за это хвалили. За такую подвижническую жизнь сподобился праведник дара прозорливости и власти над демонами. Был удостоен видения Господа и Небесной Владычицы.

Интересный факт

Святой Андрей Юродивый сподобился видеть Пречистую Богородицу во Влахернском храме Константинополя, держащую над жителями Свой Честной Омофор. В память того события в Православной Церкви учрежден праздник Покрова Божией Матери, который отмечают 14 октября.

Преставился праведник в 936 году.

Церковь вспоминает подвиг святого Андрея, Христа ради юродивого, Константинопольского 15 октября.

Отрывок, характеризующий Андрей Стратилат

– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский. – Куда? – К императору. – О! о! о! – Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас. – Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского. – И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский. – Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите. На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию. Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел. – Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно. Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его. – В котором часу началось сражение? – спросил император. – Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел. Но император улыбнулся и перебил его: – Сколько миль? – Откуда и докуда, ваше величество? – От Дюренштейна до Кремса? – Три с половиною мили, ваше величество. – Французы оставили левый берег? – Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние. – Достаточно ли фуража в Кремсе? – Фураж не был доставлен в том количестве… Император перебил его. – В котором часу убит генерал Шмит?… – В семь часов, кажется. – В 7 часов. Очень печально! Очень печально! Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним. Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери. Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке. – Что такое? – спросил Болконский. – Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.] – Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей. Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]