Праздник Благовещения
Песнь «Богородице Дево радуйся» связана с праздником Благовещения Пресвятой Девы Марии (7 апреля по новому стилю). Евангелист Лука описал это событие. Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Она родит Сына Божия (Евангелие от Луки, 1:28-33). «Радуйся, Благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах» — это ангельское приветствие. Такова первая «благая» весть для всего человечества со времен грехопадения.
Молитва Богородице
«Приветствие – величественное, но неопределенное; располагающее к ожиданию чудесного, но неизвестно – чего. Пресвятая Дева, знакомая с Священным Писанием, могла вспомнить, что когда к Гедеону Ангел приступил с приветствием: Господь с тобою (Книга Судей Израилевых, 6:12), то приготовлял его к делам чудесным и к спасению народа Израильского от врагов» (святитель Филарет Дроздов, 1782-1867).
На сомнения Девы Марии (по мнению Григория Неокесарийского, опасения о нарушении Ее девства) Архангел Гавриил рассказал о таинственном бессеменном зачатии. Также он сообщил, что родственница Марии, Елисавета, будучи в преклонном возрасте, ожидает ребенка. Ведь «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Евангелие от Луки, 1:37). Видя в этих словах Божию волю, Пресвятая Дева в покорности произнесла: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Евангелие от Луки, 1:38).
«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа. Но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле» (праведный Николай Кавасила Хамает, 1322-1398).
Войти на сайт
Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. ✿◦.¸¸.◦†◦.¸¸.◦✿◦.¸¸.◦✿◦.¸¸.◦✿◦.¸¸.◦†◦.¸¸.◦✿◦.¸¸.◦✿◦.¸¸.◦✿◦.¸¸.◦†◦.¸¸.◦✿
Молитва эта называется ещё ангельское приветствие, потому что она составлена из слов архангела Гавриила, которыми он приветствовал Пресвятую Деву Марию, говоря Ей о рождении от Неё Спасителя. Богородицей Святая Дева Мария называется потому, что родившийся от Неё Иисус Христос есть вечный Бог. Слово «радуйся» выражает приветствие. «Благодатная» значит — исполненная благодати и милости Божией. «Благословенна Ты в женах» — удостоенная прославления перед всеми женщинами. «Плод чрева» — Иисус Христос. «Яко Спаса родила еси душ наших.» Этими словами мы указываем, за что именно прославляем Пресвятую Деву Марию, — потому что Она родила Спасителя наших душ. Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк.1:28-31; Мф.1:18-25). Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Еще в первые века христианства появилась молитва «Богородице, Дево, радуйся», которую можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave, Maria» — это та же молитва на латыни. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов — высших ангельских чинов
Молитва «Богородице Дево, радуйся»
С.Рахманинов «Богородице,Дево…» -хор СТСЛ (Св.Троицкой Сергиевой Лавры)
Выступление хора Академии хорового искусства им. Попова на гастролях в Германии. Кельн, Кельнская филармония. Дирижер Алексей Петров
Оптина Пустынь,инок солирует
женский хор
О высоком достоинстве музыки и пения, об их благотворном влиянии на людей говорят многие ценители музыки всех времен. Особое отношение к пению имеет Церковь, которая свидетельствует его небесное происхождение.
Еще до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила земные, все ангелы восхваляли Творца гласом велиим (Иов. 38,7). Пророк Исайя видел Серафимов, окружавших престол Господа Саваофа и взывающих друг ко другу: Свят, Свят,Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его (Ис. 6, 3). Церковь Божия устами царя Давида возглашает: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царевы нашему, пойте» (Пс. 46,7).
Вифлеемские пастыри видели множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 13-14). Во время Успения Божией Матери апостолы слышали дивное ангельское пение.
Святой Иоанн Златоуст, размышляя о церковном пении, пишет, что ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает к благочестивому размышлению и все житейское на время оставить, как согласное пение и стройно составленная Божественная песнь. Сам он был учредителем и много сил отдал созданию церковных хоров. Составителями церковных песнопений, были люди, просиявшие Мудростью, благочестием и святостью жизни, а также различными духовными дарованиями.
В Новозаветной Церкви пение составляет необходимый элемент всякого общественного христианского Богослужения. Оно возвышает мысль над всем земным, примиряет с самим собой и ближними, уменьшает наши немощи, облегчает скорби, согревает сердце небесною любовью. Недаром древние христиане спешили в храм Божий, одаряющий столь высокими благами духовными, и не тяготились продолжительностью церковных служб, сообщающих присутствующим в храме столь разнообразные духовные наслаждения.
Церковное пение – это особое направление в музыкальном искусстве. Связанное с богослужебными текстами, оно усвоило себе особый, неповторимый колорит, вобрало всю глубину православного вероучения. Церковное пение существовало уже с первых веков христианства. Конечно, оно не отличалось системностью и не было столь определенно по форме, как сейчас, так как тогда еще не установился богослужебный цикл и Устав. Церковное пение древней Церкви было импровизационным и носило свободный характер. В основном это было пение псалмов и гимнов. Причем в пении усматривалось некое тайное единение Церкви Земной с Церковью Небесной.
Напомню,что в католичестве песнопение «Богородице,Дево,радуйся» известно нам как «Аве Мария».
Ave Maria by the Libera boys
Встреча Девы Марии с праведной Елисаветой
По прошествии нескольких дней Пресвятая Дева Мария отправилась навестить праведную Елисавету. Ей предстояло родить Иоанна, будущего Крестителя Господня. Услышав приветствие Марии, младенец Иоанн во чреве своей матери радостно заиграл. Сама Елисавета пророчески произнесла: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего».
По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского (11-12 век) эти слова означали, что
«голос Девы был голос воплощающегося в Ней Бога. А потому Он и Предтечу удостоил благодати еще во чреве и соделал пророком, ибо пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Ее — Сыну Божию. Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы. Как о пророках говорят, что они прежде приходили в вышеестественное состояние и вдохновлялись, а потом пророчествовали, так, может быть, и Иоанн, как бы вдохновившись, прежде взыграл, потом устами матери пророчествовал».
Песнь Богородице
Радостное приветствие, посвященное Богоматери получило название Песнь Богородице. Оно используется не только в богослужениях, но и в частном молении. Это молитвословие составлено из двух частей. Из слов, обращенных архангелом Гавриилом к Деве Марии в день Благовещения (Евангелие от Луки, 1:28) . И из обращения праведной Елизаветой, когда ее посетила Пресвятая Дева Мария (Евангелие от Луки, 1:42).
По своей форме Песнь Богородице является праздничным тропарем. Известно, что слова приветствия архангела Гавриила входят в состав гимнов Богоматери уже с 5 века. Так, в городе Луксор (Египет) был найден черепок от глиняного сосуда (6-7 век). На нем имелся греческий текст, близкий к песнопению «Богородице Дево, радуйся».
В Католической Церкви также имеется Песнь Богородице на латинском языке. Она называется по первым словам — «Ave Maria».
Богородице Дево радуйся: молитва 150 раз слушать Оптина Пустынь
Молитва Богородице Дево радуйся, 150 раз ежедневно слушать её можно в исполнении монахов Оптина Пустынь, мужского монастыря православной церкви.
Чтение 150 раз в сутки Ангельского (Архангельского) приветствия к Самой Царице Небесной называют Богородичное правило.
Монахи Оптиной Пустыни чтут Богородичное правило, читают и поют песнь Богородице.
Почитание Девы Марии Богородицы, нашей Заступницы, придаёт жизненных сил, укрепляет веру в Бога, наполняет душу благодатью.
Милость Пресвятой Богородицы безгранична, используйте богоугодные слова, к молитве обращайтесь с чистыми помыслами в горе и радости, просите помощи Божией Матери, Бог услышит и обязательно поможет.
Молитва «Богородице Дево, радуйся»: история появления
Предположительно, автором составленного молитвенного приветствия Божьей Матери считается святитель Кирилл Александрийский (376-444). Прототипом песнопения «Богородице Дево, радуйся» послужила поминальная молитва литургии апостола Иакова. Так, древнейший список этой Литургии содержатся такие слова:
«Помяни, Господи, архангельский глас, говорящий: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего».
Со временем к этим словам стали прибавлять: «Яко Спаса родила еси душ наших». На литургии апостола Иакова тропарь произносился священником перед «Изрядно о Пресвятей…». Сейчас на литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста молитва «Богородице, Дево» читается после слов «Изрядно».
Когда и как следует читать
Богородица Дева, радуйся читать лучше перед иконой Пресвятой Богородицы, чтобы Бог услышал молитву. Богородичное правило гласит, если читать слова 150 раз за сутки каждый день, то читающий получит защиту – покров Божией Матери.
Читать можно сорок раз, в любое свободное время. Если времени недостаточно, рекомендуется повторять слова текста три раза.
Главное – молиться в церкви перед иконами с верой в душе, ставить свечи в храме или дома, правильно креститься, иметь человеку, просящему Божьей благодати, мысли чистые, не греховные.
Когда поется Песнь Богородице?
Российский православный богослов Михаил Николаевич Скабалланович (1871-1931) в Толковом Типиконе писал:
«Основная мысль песни, приглашающей Богоматерь к радости («радуйся» на еврейском и греческом языках, впрочем, имело значение вообще приветствия, соответственно латинское и русское «здравствуй», как и передано здесь это слово в латинском переводе), – не без отношения к событию воскресения, почему и усвоена исключительно воскресной и постной – по другим основаниям – вечерне».
Песнопение «Богородице Дево, радуйся» в воскресные дни поется трижды и сопровождается каждением. Напомним, что каждение это сжигание ладана, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы. В день памяти великих святых сначала дважды поется тропарь святого, а «Богородице Дево» один раз. Если чествование святого приходится на воскресный день, то порядок обратный. «Богородице Дево» поют дважды, тропарь святого — один раз.
В настоящее время песнопение «Богородице Дево, радуйся» также используется в частной молитве. Оно по русского молитвослову входит в состав утреннего правила, по греческому — вечернего. Песнь Богородице содержится в правиле преподобного Серафима Саровского. Также в правиле под названием «Пяточисленные молитвы», составленном святителем Димитрием Ростовским. Песнопение является основным содержанием Богородичного правила. Некоторые христиане поют «Богородице Дево, радуйся» вместе с молитвой «Отче наш» перед трапезой.
«Для чего мы непрестанно восхваляем, по гласу и возбуждению Церкви Пренепорочную Владычицу Богородицу тьмами песней и молитв? Чтобы хотя отчасти воздать славу Ее величию, святыне, правде, изумительной чистоте, смирению любви к Богу и к нам, недостойным, Ее непрестанному ходатайству о нас; для того, чтобы знать и помнить те бесконечно великие благодеяния, которые излил чрез Нее Господь на род человеческий. Ибо чрез Нее мы сподобились вечно славословить Святую Живоначальную Троицу, чрез Нее оживотворены и спасены Триипостасным Божеством. Возвеличена Богородица выше Херувимов и Серафимов и всякой твари для Твоего, христианин, спасения и возвеличения, да тебя спасает и покрывает» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).
В чем помогает молитва?
Читают молитву в таких ситуациях:
- для укрепления веры;
- в горе и печали;
- в унынии;
- перед принятием пищи;
- в долгой и трудной дороге;
- изгоняя злых духов.
Главное – помнить, что читать обращение к Богоматери надо искренне и с чистым сердцем. Ни в коем случае нельзя обращаться к молитве, чтобы пожелать кому-либо несчастья или обмануть. Помыслы человека, произносящего эти богоугодные слова, должны быть также не греховны.