Вторая неделя Великого поста 2022: меню, питание второй седмицы. Что можно кушать, правила, запреты?

Первая неделя Святой Четыредесятницы (Великого поста)

Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. Если не считать Вербного воскресенья, на весь пост выпадает 5 воскресений, на каждое из них приходится особый праздник (некое напоминание о событиях из жизни Христа). Что касается богослужения, то на протяжении всего поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам: они считаются наиболее строгими в соблюдении правил поста. Исключения составляют лишь большие праздники церкви. В эти дни проводятся лишь утренние и вечерние службы, основная тематика которых — стяжать волю и не дать демону искусить дух православного. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту. По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, так же её служат в четверг и субботу, на неделе перед Пасхой.

На протяжении первых четырех дней во всех православных церквях читают Великий канон преподобного Андрея Критского.

На пятый день поста служат литургию Преждеосвященных даров. Вначале читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого в зал выносят «коливо» (вареная каша с медом) и служитель благословляет его особой молитвой, чтобы после раздать этот дар всем прихожанам.

В течение первого воскресенья проводят Торжество православия. Этот праздник был установлен еще во времена царицы Феодоры в 842 году. Знаменует он духовную победу христиан на 7-м Вселенском соборе. По окончании литургии священник читает молебен посередине церкви в окружении ликов Марии и Спасителя.

Евангелие на память 40 мучеников Севастийских

День памяти 40 мучеников Севастийских отмечается 22 марта по новому стилю.

Евангелие от Матфея, глава 20, 1 — 16

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. 5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. 6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? 7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. 8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. 13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Притча о виноградарях имеет глубокий смысл. В ней чётко разделяются системы ценностей работников и хозяина виноградника. Работники считают, что оплата их трудов зависит от результата (это земная логика), а хозяин готов заплатить всем одинаковую сумму (логика небесная). Так Христос открывает слушателям, что милосердие Бога не пропорционально нашим усилиям, поясняет протоиерей Павел Великанов (чтение Евангелия на русском и толкование полностью смотрите здесь).

Вторая, третья и четвертая недели Святой Четыредесятницы

Во второе воскресенье сорокадневного поста в Русской Православной Церкви вспоминается святитель Григорий Палама. Он был архиепископом Фессалонитским и жил в XIV веке. Его учения заключались в идее, что за благие деяния в христианской жизни Спаситель озарит благодатным светом всех, кто верует, и ниспошлет им своё благословение.


На третье воскресенье сорокадневного поста проводится Великое славословие и выносят священный крест для поклонения. Но выставляют крест не только для поклонения: в первую очередь, прихожанам напоминают о подвиге Иисуса. А эти напоминания, в свою очередь, воодушевляют и укрепляют прихожан в вере для продолжения поста. Это святое распятие оставляют на поклонение только до пятницы. Именно из-за этого события третье воскресенье Святой Четыредесятницы называют Крестопоклонным воскресеньем.

В четвёртое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника, который написал о правилах добрых деяний, что приводят верующих к Престолу Божию.

Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», ещё его называют «Марииным стоянием». Это утренняя служба, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского. Именно этот канон читают и в начале сорокадневного поста. Также на этом богослужении читают и «жизнь пресвятой Марии Египетской». К слову, Мария Египетская до прихода ко Христу была великой грешницей, но её истинное покаяние должно и поныне быть образцом несказанного милосердия Божьего.

О чтении Библии в Церкви и дома.

Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел (Колос. 3,16). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания (Деян. 17:11), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно.

Есть благочестивая традиция православных христиан ежедневно назидаться словами Священного Писания, читая Евангелие и Апостол по главам. Также многие, имея календари с указаниями церковных чтений, следуют за ними и читают отрывки текстов Писания соответственно дню.

Преподобный Никон Оптинский так говорил о чтении Библии: Постоянное духовное песнопение и чтение Писания — это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания — для души голод и пагуба. Если чего-нибудь не понимаешь, то прими простой верою; ибо это Сам Бог сказал.

Предлагаем Вашему вниманию раздел сайта, в котором изложены тексты чтений Священного Писания по уставу Православной Церкви в период пения Триоди Постной (в него входят предуготовительные Недели, начиная с Недели о Мытаре и фарисее, период Великого поста – святой Четыредесятницы и Страстная седмица). Сюда входят отрывки из Апостола и Евангелия, а так же Паримии – отрвыки ветхозаветных пророчеств о Спасителе и Его Крестном Подвиге.

Шестая неделя Святой Четыредесятницы

Шестую субботу поста еще называют Лазаревой. Службы в этот день отличаются необычной душевностью и ценностью. На литургиях православные прихожане вспоминают, как Иисус Христос воскресил Лазаря. В утренние службы поют тропари по Непорочным.


В воскресенье Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим. Также этот праздник носит название Вербного воскресенья. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово». Читают 50 псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах. Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.

Память святителя Григория Паламы

(по материалам сайта pravsobor.kz)

Каждая неделя Великого Поста несет в себе определенный смысл и значение. Так, значение первой недели

Великого поста — Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем.

Каким же путем?

Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека
Свой образ, Свою икону
. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И цель устремления поста, устремления всех наших подвигов — покаянного, молитвенного, просьб наших — есть устремление к раскрытию в нас образа Божия, который вписан в нашу природу, в наше естество рукою Самого Бога-Творца. Легче стало дышать, лучше стало жить, мы чище становимся, видя, куда мы идем, и зачем мы идем, и о чем просим Бога.

Вторая неделя

, второе воскресенье Великого поста ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя:
«А что же такое «образ Божий», вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?»
А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый «Томос веры». И в нем святой говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим!

И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, — причастности Божеству.

И вот теперь, когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они не только люди, которые были озарены умом, очищены сердцем, но что это люди, которые приняли Бога, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему признана вся тварь.

Масленица в 2022 году


Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены.
Масленица — подготовительная к Великому посту неделя, которую нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Церковь призывает помнить, что не стоит безудержно веселиться, теряя голову и совесть.

  • 8 марта 2022 года (понедельник)

3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сырная — сплошная. Исключается мясная пища.

Встреча Масленицы. По народным традициям, в этот день происходила встреча сватов, которые определяли, когда и где будет проходить свадьба молодых.

  • 9 марта 2022 года (вторник)

Заигрыши. Время для смотрин незамужних девушек. Народ катался с горок, ел блины. Если молодёжь образовывала новые пары, целью было — сыграть свадьбу после Пасхи.

  • 10 марта 2022 года (среда)

Лакомка. Зять ходил к тёще на блины, тёща демонстрировала мужу своей дочери всяческое расположение. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости. По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но ещё можно молочные продукты и рыбу.

В храмах читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

  • 11 марта 2022 года (четверг)

Начало Широкой Масленицы. Начинались народные гуляния. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью.

  • 12 марта 2022 года (пятница)

Тёщины вечёрки. Теперь уже тёща шла в гости к зятю, а блины готовила его жена, дочь тёщи.

В храмах читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

  • 13 марта 2022 года (суббота)

Золовкины посиделки. Молодые женщины звали в этот день в гости золовку и прочих родственников своего мужа.

  • 14 марта 2022 года (воскресенье)

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Заговенье на Великий пост.

Прощёное воскресенье. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий пост — время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

О православном богослужении

Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа. Служба совершается только по Триоди, службы святым из Минеи вычитываются на повечериях в предыдущие дни. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы положено на Часах прочитывать Евангелие (по современной практике, Евангелие читается в течение всего Великого поста) — полностью от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий». Чтением Евангелий раскрывается вся жизнь Спасителя. Также в первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой положено определенное Евангельское чтение. Читается Евангелие и на утрени. На повечериях в эти дни читаются трипеснцы Триоди, также и на утрени вместо полного канона. На утрени в понедельник, вторник и среду поется тропарь «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас»

. Женихом здесь назван Христос. Тропарь этот составлен в подражание Евангельской притче о Десяти девах, вышедших в полночь навстречу Жениху. Воскресение Христово произошло в полночь, и Второе пришествие Господа — Жениха душ наших, по преданию Церкви, будет в полночь. Это песнопение побуждает нас не предаваться сну греховному, бодрствовать душой, подвизаясь на пути спасения. Тропарь этот положено петь неспешно и «со сладкопением». На утрени в понедельник, вторник, среду и четверг поется светилен (эксапостиларий) «
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшéнный, и одежды не úмам, да внúду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя
«. Положено петь этот светилен трижды, неспешно, «со сладкопением». Вначале посредине храма одним певцом и затем повторяется хором. Это песнопение напоминает нам Евангельскую притчу о человеке, вошедшем на брачный пир в неподобающей одежде. Говорит о том, что для того, чтобы войти в Чертог Жениха, в Небесное Царство, необходимы светлые одежды добродетелей. Начиная с Великого четверга, все богослужение посвящено Крестному пути Спасителя. Службы эти совершенно особые, они не могут сравниться ни с какими более богослужениями, прежде всего, по внутреннему содержанию, хотя отличаются они и по форме.
Великий понедельник
Последние ночи перед страданием Господь проводил вне Иерусалима. Возвращаясь в город утром из Вифании и почувствовав голод, Христос увидел смоковницу. Время смокв еще не наступило, но на этом дереве были листья, которые обычно появляются после плодов, поэтому можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды иногда держатся всю зиму. Эта же смоковница была бесплодна. Тогда Господь сказал: «Да не будет от тебя плода вовек», после чего дерево тотчас засохло. По толкованию святых отцов, смоковница эта, во-первых, служит прообразом сонмища иудейского, у которого не нашел Господь плодов истинной веры и любви. Также, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст, Христос непрестанно миловал, исцелял, воскрешал, но Он должен был явить Себя и Судией, Который не будет потворствовать неправде и лукавству. И вот для этого Господь выбирает смоковницу — дерево, которое повсюду растет в Палестине и не представляло цены. А эта смоковница, будучи бесплодной, никому не приносила пользы. Бесплодная смоковница — есть и всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена. Святой Исидор Пелусиот также замечает, что райское Древо преслушания, плодов которого вкусили Адам и Ева, нарушив запрет Божий, было смоковницей. Из листьев этого древа они сшили себе и покров. Вступив в город, Христос пошел прямо в храм, где обличил нарушающих благочиние, обративших притвор храма в торжище и изгнал торгующих. В понедельник Страстной седмицы Святая Церковь вспоминает также ветхозаветного праведника — Иосифа Прекрасного

— послужившего прообразом Страданий Господа. Праведный Иосиф был по зависти брошен братьями в мрачный ров, а затем продан ими в рабство в Египет за тридцать сребренников. Много претерпел Иосиф в Египте, был брошен в темницу, пострадав за целомудрие. Но Бог сделал его из раба господином. А когда на родине Иосифа сделался продолжительный голод, то праведник спас отца и братьев своих, пропитав их и простив братьям их грех против него. Так и Христос по зависти единоплеменных ему иудеев был предан за тридцать сребренников. И приняв Страдания, восстал из гроба, простив Своих врагов. Воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом и до конца его побеждает, и всем миром обладает. И человеколюбно искупляет нас и питает Небесным Хлебом — Своею Живоносною Плотью (так повествует синаксарь Великого понедельника). На Утрени — тропарь «Се Жених грядет в полунощи…», трипеснец Триоди, полного канона нет. Светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Евангельское чтение на Утрени повествует о проклятии Господом неплодной смоковницы и о беседе Спасителя в храме Иерусалимском, когда Господь приводит две притчи, обличающих лицемерие и показное благочестие иудеев, лишенное истинной веры, любви и послушания Отцу Небесному. Вторая притча — о виноградарях — также прикровенно указывала слушателям на Христа как на Мессию. Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров повествует о судьбе богоотступного народа иудейского, разрушении Иерусалима римлянами и о кончине мира. Повечерие служится великое, на нем поется трипеснец. Слово протоиерея Артемия Владимирова о бесплодной смоковнице Проповедь в Великий понедельник 21 апреля 2008 года.

Великий вторник

Проведя опять ночь в Вифании, Христос продолжил беседы с народом в Иерусалимском храме. Об этом рассказывает нам Евангельское чтение Утрени Великого вторника. Фарисеи, надеясь в чем-либо уловить и обличить Иисуса, подослали к нему своих людей, затем приступили и саддукеи. Но мудрые ответы Спасителя посрамили и тех и других. И опять Господь прикровенно указывает на то, что именно Он — Христос, ожидаемый Мессия. После этого, обращаясь к народу, Он произносит обличительную речь лицемерию фарисеев и книжников, завершая ее словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не восхотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне». После этого Христос вышел из храма, и больше уже не был в нем. Во вторник Страстной седмицы песнопения Триоди напоминают нам Евангельские притчи — о десяти девах и о талантах. Синаксарь этого дня разъясняет смысл притчи о десяти девах. Девство — великий подвиг, но он не имеет цены без прочих добродетелей, без милости и любви. Под сном в этой притче разумеется смерть, после которой никто уже не сможет восполнить недостаток елея — дел милости. Эта притча побуждает нас всегда бдеть и быть готовыми к встрече Жениха благими делами, а прежде всего, милостыней. Ибо никто из нас не знает дня и часа своей кончины. На Утрени — тропарь «Се Жених грядет в полунощи…», двоепеснец Триоди (содержит только 8-ю и 9-ю песни), полного канона нет. Светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров состоит из двух притч — о Десяти девах и о талантах. Повечерие служится великое, на нем поется трипеснец. Слово протоиерея Артемия Владимирова на притчу о Десяти девах Проповедь в Великий вторник 22 апреля 2008 года.

Великая среда

В среду Страстной седмицы на Утрени Евангельское чтение повествует нам о том, как еллины (т.е. обращенные в иудейскую веру из языческих народов) захотели видеть Иисуса. А Господь в ответ говорит о Своем служении, о Своем предстоящем страдании и смерти, о тайне спасения человеческого рода. «Настал час, да прославится Сын Человеческий… ныне душа Моя возмутися и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего: но ради сего часа Я пришел. Отче, прославь имя Твое! Прииде же глас с Небесе: и прославих и паки прославлю…»

И далее:
«Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети…», «Аз свет приидох в мир, да всякий верующий в Меня, во тьме не пребудет…», «Я не пришел, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир…»
. В Великую среду в песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии вспоминаются события этого дня: женщина, помазавшая Господа миром, и предательство Иуды. Когда Иисус был в Вифании, где проводил ночи, был Он в доме Симона прокаженного. Тогда подошла к Нему женщина (грешница, блудница) и возлила драгоценное миро на главу Спасителя. Ученики негодовали, что такое дорогое миро лучше было бо продать и раздать деньги нищим. Но Господь сказал им, что этим женщина приготовила Его к погребению и что во всем мире проповедью Евангелия будет рассказано о ее поступке. Напоминая о близости Своей смерти, Господь также хочет отвратить Иуду от предательства. Но сребролюбивый Иуда, которому в общине учеников было поручено носить денежный ящик (а Иуда тайно воровал из него), настолько был огорчен потерей прибытка, что окончательно подпал под действие и обольщение диавола. Тогда Иуда пошел к иудейским начальникам и предложил предать им Иисуса. Они же положили Иуде за это цену в тридцать сребренников. На Утрени — тропарь «Се Жених грядет в полунощи…», трипеснец Триоди, полного канона нет. Светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Повечерие служится малое, на нем поется трипеснец. Проповедь протоиерея Артемия Владимирова Беседа в Великую среду, 21 апреля 2011 года. О молитве Иисусовой и о причащении Святых Христовых Таин. (mp3 24,5 МБ)

Великий четверг

В Великий Четверток свершилась Тайная Вечеря, на которой Господь преподал Таинство Своих Тела и Крови, таинство святого Причащения. Пришло время иудейской Пасхи. Совершив все ветхозаветные обрядовые установления пасхальной вечери, совершив Пасху Ветхого Завета, Господь устанавливает Новый Завет и преподает ученикам святое Причащение. Благословив хлеб, Он подал его подал ученикам со словами: «Приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов»

. Затем благословив чашу с вином:
«Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов»
. На этой вечери Христос также показал ученикам образец смирения, умыв им ноги. Об этом повествует Евангельское чтение утрени. Святитель Иннокентий Херсонский предполагает, что спор между учениками о том, кто из них больше, возник именно из-за умовения ног, которое необходимо было совершить перед пасхальной вечерей. Прислужника в общине не было, и кто-то должен был исполнить этот обычай и умыть другим ноги. Но никто не хотел этого сделать, ученики спорили между собой о первенстве. И тогда Сам Господь стал умывать всем ноги, наставляя их, чтобы они научились смирению. В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями. На Литургии Евангельское чтение более пространное и ведет нас дальше за Господом — в Гефсиманский сад, где Господь молился перед Своими Страданиями и был предан Иудой приведенным им стражникам. Ученики спали, а Господь, страшась по человечеству страданий и мучительной смерти, трижды молил Отца Небесного, да минует Его чаша страданий. Но сила духа и преданность воле Божией заставляет Христа прибавлять: «Обаче не Моя, но Твоя воля да будет!» В Гефсиманском саду Господь испытал всю тяжесть внутреннего страдания, страдания духа. Чаша предстоявшего страдания и смерти была преисполнена грехами человеческими, грехами всего мира, которые Христос взял на Себя, чтобы искупить человечество от проклятия греха, исцелить поврежденную падением человеческую природу. Именно это и сделало внутреннее страдание Господа столь тяжелым и мучительным — его душу мучили, давили грехи всего мира, которые Он брал на Себя. В глубокой душевной скорби Иисус хотел побудить учеников к совместной молитве, но они были отягчены сонным расслаблением. Томление Богочеловека было настолько сильным, что выступивший пот, по словами евангелиста Луки, был подобен каплям крови, падающей на землю. Трижды преклонял Христос колена в молитве, оставаясь без ответа Отца Небесного, поскольку Он Сам должен был изречь Себе ответ, через самоотвержение достигнув того единения с Отцом, при котором исчезает всякое сомнение. Но любовь Отца Небесного не оставила Спасителя без помощи — с Небес явился Ангел, укрепляя Его. Этой ночью Иуда, окончательно предавший Господа, привел от первосвященников стражу, чтобы взять Иисуса. Страже и слугам нужен был какой-то знак, указывающий на Того, против кого они отправлены. Предатель избрал для этого лобзание: «Кого я облобызаю, Тот и есть, возьмите Его». Христос, зная, что произойдет, разбудил всех учеников и вышел навстречу предателю. Все еще желая образумить несчастного Иуду, Господь спросил его: «Друг мой, зачем ты здесь?» Но Иуда не внял любви Спасителя и облобызал Его, тем самым давая условленный знак воинам. «Иудо, лобзанием ли предаеши Сына Человеческого?» — вопросил его Господь. Стража же не решалась схватить Его, пораженная таинственной силой, исходившей от Него. Дважды Он спрашивал их, кого они ищут. «Иисуса Назорея,» — отвечали стражники. «Это Я,» — отвечал Господь, оставаясь на месте и ожидая, пока воины схватят Его. Позаботился Он только об учениках, сказав, чтобы отпустили их. А Себя предал в руки стражников. Петр было выхватил нож и отсек одному из служителей ухо, но Господь остановил Петра и исцелил ухо раненого слуги. После этого все ученики в страхе бежали, остались только Иоанн и Петр, которые последовали за Учителем. Враги Христовы крайне спешили, поэтому Спаситель был приведен сразу в дом первосвященника. Здесь же происходит и предсказанное Господом троекратное отречение Петра, боявшегося, что его тоже схватят. На Утрени — тропарь
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе!»
. Канон Великого четверга. Светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». На 1-м часе читается пророчество ветхозаветного пророка Иеремии о страданиях Спасителя, в котором Христос сравнивается с агнецем, ведомым на заколение. В этот день служится Литургия по чину святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Вместо Херувимской песни, вместо причастна и вместо «Да исполнятся уста наша…» поется песнопение
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем»
. После заамвонной молитвы в кафедральных соборах совершается
Чин омовения ног
, в котором изображается, как Христос умыл ноги учеников, читается Евангелие, повествующее об этом. Архиерей изображает Христа, а архимандриты или священники — 12 учеников. В Иерусалиме Чин омовения ног свершается на площади перед храмом Воскресения Христова, Христа изображает Иерусалимский Патриарх. Повечерие служится малое, на нем поется трипеснец. Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в Великий четверг о причащении Святых Христовых Таин Проповедь протоиерея Артемия Владимирова после Утрени с чтением Двенадцати Евангелий 16 апреля 2009 года (MP3 12,8Mb)

Великая Пятница

Великая Пятница, Великий Пяток — по-славянски. Крестная Пасха. С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей — иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа. Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Страшные следы этих страданий запечатлела на себе Плащаница Спасителя (погребальное полотно, в которое было обернуто тело Господа при погребении), хранящаяся ныне в итальянском городе Турине. На полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила — свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина — один высокого роста, другой более низкого. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами, 21 — с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца — около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах — следы ран от гвоздей. На теле — овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения. Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: «Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его…» (Ис.52,7), «Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний» (Ис.8), «Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом». Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он — ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли. Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23). «В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества» (архимандрит Рафаил (Карелин) [11]). Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указаним имени и преступления. При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли — молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные страдания и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. «Отче, прости им! Не ведят бо, что творят», — так молился Христос за Своих врагов и распинателей. Крест Христов состоял не только из телесных страданий. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте «… вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. …Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. …Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»

(Мк.15,34). …Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе» (архимандрит Рафаил (Карелин) [11]). Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение — завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого. Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Спасителя. На Утрени Великого пятка читается 12 Евангельских чтений, повествующие о событиях этих дней, начиная с Тайной Вечери, затем о предательстве и страданиях Спасителя, Его крестной смерти и погребении. Эти Евангельские чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой. Также на Утрени этого дня поются особые антифоны и Блаженны. Первый час не соединяется с Утреней, но служится отдельно, вместе с другими часами. Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. В этот день положен строгий пост. Утром совершаются Царские Часы — 1-й,3-й,6-й,9-й с пением особых тропарей и чтением ветхозаветных пророчеств, апостола и Евангелия об искупительном подвиге Христа Спасителя. На вечерне, которая совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. На вечерне, при пении тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое…» священнослужители поднимают Плащаницу (плат с изображением Господа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносится на середиеу храма. Плащаница находится на середине храма до вечера Великой субботы. Та величественная скорбь, которой проникнуты песнопения Великого Пятка, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Хотя в ней нет ничего чувственного (как, например в произведениях знаменитых композиторов, посвященных Страстям Господним), эта скорбь трогает до глубины души. Повечерие служится малое. На нем читается удивительный канон «Плач Богоматери при Кресте». Проповедь протоиерея Артемия Владимирова после Утрени с чтением Двенадцати Евангелий Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в Великую пятницу у Плащаницы Проповедь в Великую пятницу 25 апреля 2008 года Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в Великую пятницу 17 апреля 2009 года после Царских часов (MP3 21,1Mb) Проповедь после выноса Плащаницы в Великую пятницу 2 апреля 2010 года.(MP3 9Mb) Проповедь после Царских часов 22 апреля 2011 года.(MP3 9Mb) Проповедь в Великую пятницу, 22 апреля 2011 года после выноса Плащаницы. (mp3 6 МБ) О Туринской Плащанице

Великая Суббота

Великая Преблагословенная суббота — так именует этот день Святая Церковь, воспевая на Литургии вместо Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельские со всяким началом и властию, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Тело Иисуса Христа было снято с Креста и погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом — плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес. А ученики и забыли в тот час все предсказания Господа о Воскресении. Их сердца, любящие Учителя, были полны великой скорбью. Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день — это Великая и Святая Суббота. И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос — Слово Божие — снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали. На Утрени Великой субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения «Похвалами». Кафизма разделяется на три части или «статии», которые соответствуют разделению кафизмы на «славы». После каждой статии положена малая ектенья. После третьей статии прежде ектении поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися». При пении 17-й кафизмы с «Похвалами» священнослужители с возженными свечами стоят перед Плащаницей. Молящиеся также стоят со свечами. После пения Великого славословия при пении «Святый Боже…» Плащаница поднимается и выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма, чем изображается погребение Господа. Настоятель держит в руках Евангелие и идет под Плащаницей, а священники несут Плащаницу, подняв ее. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и двумя лампадами. За Плащаницею следует молящийся народ. По внесении Плащаницы обратно в храм, поется тропарь «Благообразный Иосиф…» и читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о будущем воскресении мертвых. Затем следует чтение Апостола, в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, наш Искупитель, и читается Евангелие, повествующее о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи. Литургия служится по чину святителя Василия Великого и соединяется с вечерней. На вечерне на «Господи воззвах» уже поются воскресные стихиры 1-го гласа. После песнопения «Свете тихий» читаются 15 паремий. После чтения 6-й паремии, повествующей о чудесном переходе евреев через Чермное море, певчие поют слова Библейской песни «Славно бо прославися». Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. Затем поется прокимен «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе…», после чего читается Апостол. После апостольского чтения перед чтением Евангелия вместо «Аллилуия» поется стих из 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», перемежаясь с возглашением остальных стихов 81-го псалма. Во время этого пения в алтаре священнослужители меняют облачения с черных постовых на белые. Также меняются на белое облачения престола и аналоев в храме. Таким образом, к времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Господа, все облачается в светлые одежды. Вместо Херувимской поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча…». Вместо «Достойно» — ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Причастен — «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас». После литургии бывает благословение хлеба и вина, которыми раньше подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и последующей Пасхальной службы, т.к. в древности литургия в этот день служилась вечером. По современной практике, литургия в Великую субботу служится утром. Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью), после чего следует Полунощница, на которое поется канон Великой субботы. По окончании Полунощницы или во время ее, все священнослужители в облачении благоговейно переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении. Проповедь после Утрени Великой субботы 2 апреля 2010 года.(MP3 15Mb) Проповедь после утрени Великой субботы, 22 апреля 2011 года (mp3 4,4 МБ)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]