Мир глазами рождественской звезды: история вертепов


Когда елки еще не было

Традиция наряжать рождественскую ель появилась на Апеннинском полуострове в 19 веке. До этого каждая семья объединялась на Рождество вокруг маленького домашнего вертепа.

Его называют итальянским словом «presepe» или «presepio» от латинского «praesaepe» — кормушка для животных, ясли.

Поначалу это было миниатюрное изображение рождественских ясель. Четыре другие фигурки изображали Марию и Иосифа, склонившихся над Младенцем Христом, вола и осла, преклонивших колени.

Очевидцы описывали пустые комнаты бедняков, в которых находились только фигурки рождественского вертепа. Их вырезали из дерева и вытачивали из камня. В разных регионах Апеннинского полуострова использовалась терракота, глина, папье-маше. Фигурки расставляли на праздничном столе или на камине. А за неимением камина и стола – на подоконнике или на полу.


Маленький вертеп из кораллов и слоновой кости, созданный Андреа и Альберто Типа в 1700 году

А в богатых домах были модны миниатюрные рождественские вертепы.То были ювелирные шедевры: их мастерили из золота и серебра, из кораллов и жемчуга, из слоновой кости и драгоценных камней.

Эту технику особенно любили на Сицилии: самые маленькие рождественские вертепы умещались в наперстке; те, что побольше – в спичечном коробке. Их можно было носить с собой в кармане или на цепочке, как ладанку.


Современный вертеп работы Луиджи Трамонтано. Участник конкурса сайта www.presepio.it

К 18 веку осмотр домашних рождественских вертепов считался развлечением высшего уровня для иностранных послов и коронованных особ.

В январе 1734 года неаполитанский хронист писал: «Вице-королева, осмотрев вертепы нашей столицы, в среду отправилась лицезреть вертепную картину королевского инженера Дезидерио де Бониса… которая своим великолепием, искусностью миниатюрной архитектуры и изяществом одежд кукол вызвала восхищение сиятельной синьоры…»

За осмотром рождественского вертепа вице-королева наверняка провела не один час: его фигурки хранились в десятках шкафов и занимали несколько больших залов.

Конкурсная работа Джузеппе Порчелуцци с сайта www.presepio.it . Площадь этого городка еще предстоит заполнить фигурками

Ведь в 18 веке к композиции рождественских ясель (собственно «presepe») в Италии прибавились новые персонажи: пастухи с овцами и собаками, волхвы с верблюдами и чернокожими слугами и царь Ирод с его угрюмыми солдатами. Прочие герои нигде, кроме народной фантазии, не числились: среди них — пастух Бенино (который всегда спит), девушка Стефания, которая мечтает поклониться Христу (и ради этого готова бросить камнем в ангела), пьяница Чиччи Бакко, хозяева и посетители таверны, в которую не пустили Святое Семейство…

Полдень. Святое Семейство отдыхает. Конкурсная работа Сальваторе Маэнцы Источник: сайт www.presepio.it

Во многих регионах Италии появились рождественские персонажи местной традиции: в Болонье — женская фигурка, жестами изображающая изумление, даже оторопь, которую так и называют Меравилья (Удивление).

На Сицилии — Дзу Иннару (дядюшка Январь), в виде старика, который греется у зажженного костра.

В Тоскане – Джойозо, мальчик, выражающий радость при виде родившегося Младенца.

Современный вертеп работы Николы Николаццо. Источник www.presepio.it

Вертеп, созданный современным африканским мастером

Оказавшись рядом с рождественскими яслями (далеко не всегда – по заслугам), эти персонажи стали участниками великой общности под названием «presepe». Отблески славы Святого Семейства легли и на них. А слово «вертеп» стало применяться ко всем событиям мистерии Рождества, которые разыгрывались во времени и пространстве и будут разыгрываться до скончания века.

Из чего сделать пещеру

Основа композиции – пещера. Обычно изображается в виде открытого с одной стороны замкнутого пространства.

Из чего ее можно сделать:

  • пустая коробка из-под обуви;
  • красиво задрапированная ткань;
  • глина;
  • пластик;
  • еловые ветки, установленные в виде шалашика;
  • корзинка, перевернутая вверх ногами.

Можно также склеить основу из бумаги, установить деревянный забор. Вариант – сделать задний фон вертепа из кубиков или конструктора и задрапировать тканью.

Мастер-класс в 6 шагов

Для примера возьмем обувную коробку. Кроме нее нам понадобятся:

  • цветная бумага (коричневая, серая);
  • морская галька;
  • ножницы;
  • клей;
  • чечевица или фасоль;
  • сено.

  1. Вырезаем у коробки одну из длинных стенок.
  2. Сминаем несколько листов коричневой бумаги и обклеиваем коробку изнутри, не разглаживая. Получаются неровные каменные стены.
  3. На задней стенке вверху сначала рисуем, а затем вырезаем звезду. Когда вертеп будет готов и установлен на свое место, ее можно будет подсветить, установив сзади горящую свечу.
  4. На внутренние и внешние стенки коробки приклеиваем гальку, сверху – часто, на боковых стенках внутри – реже.
  5. Пол пещеры покрывает клеем и засыпаем чечевицей или фасолью – получится структура камней.
  6. На пол бросаем пригоршню сена, мелких сухих цветочков и еще несколько камешков.

При желании можно украсить крышу и передние края коробки еловыми веточками, декорировать их гирляндой и мишурой.

Часто верхнюю часть вертепа обклеивают темно-синей бумагой или тканью – получается ночное небо. Звезду можно вырезать из золотой фольги – этот материал красиво смотрится в свете огоньков гирлянды.

Отдельное внимание уделите украшению вертепа. Можно поставить перед ним цветы в горшках. Не забудьте про дары волхвов. Не пытайтесь следовать библейскому тексту, главное, чтобы подношения выглядели богато. Например, можно использовать жемчужные бусы, другую бижутерию.

На дне озера


Соляной вертеп Агостино Финки

Нет вещества, из которого нельзя было бы сделать рождественский вертеп.

Фигурки Рождества делаются из пряников, из сахара, из фруктов, из кристаллов соли (в местах соляных промыслов). Один из таких вертепов работы Агостино Финки даже выставлен в музее.

В декабре-январе океанариумы устраивают выставки подводных вертепов. Подводные скульптуры Рождества создаются из экологически чистого песчаника и крепятся на железных платформах.

Их устанавливают на мелководье, в самой прозрачной морской или озерной воде, чтобы сцену Рождества можно было разглядывать с моста или с высокой скалы.

Мария и Иосиф преклоняют колени перед раскрытой морской раковиной, в которой лежит младенец Христос. К раковине устремили носы два добрых любопытных дельфина.

На севере, на озере Гарда, в декабре-январе с моста Сан Джованни возле крепости Пескьера можно увидеть персонажей рождественской мистерии, сияющих под ночной водой. Не забыты верблюды, овцы, качающиеся пальмы и сияющая рождественская звезда.

По поверью некоторых регионов Италии в день Рождества вода становится целебной. Присутствие сцен Рождества на воде или под водой символически очищает водоемы.

Рождественское утро в городе Римини (Италия) источник: www.patatofriendly.com

В одной из полукруглых арок древнего моста города Римини, источенных от древности, плавает ярко-красный плот с изображением Святого Семейства. В тишине рождественского утра в синей воде отражаются только обнаженные кроны деревьев и белые перья облаков.

«Зима» в вертепе

В российской традиции делать зимние вертепы. Пусть лежащий повсюду снег не соответствует букве Евангелия, но смотрится это красиво и для нас реалистично.

Снег и сугробы можно сделать из:

  • ваты;
  • соли;
  • сахара.

Это просто. Чтобы создать «снег» на еловой ветке, ее следует намазать клеем, обильно посыпать солью, добавить немного блесток и подождать, пока высохнет.

Это случилось в Греччо


Джотто. Легенда о Святом Франциске Чудо в Греччо

А еще в рождественский период на полуострове устраивают живые вертепы. На церковной паперти или на сельской площади возводится маленький грот. На сене уютно устраиваются черные и белые овечки, петухи, куры, пастушеские собаки. Рядом в загоне трубит осел, требуя внимания к своей персоне. В гроте Мария укачивает куклу, изображающую младенца Иисуса, разговаривает с Иосифом и с ангелами.

Целые семьи участвуют в живых вертепах, одеваясь волхвами или пастухами, солдатами Ирода или скорбящими матерями Вифлеема. Там, где поддерживается эта традиция (например, в Национальном парке Гаргано в провинции Фоджа), представления Рождества растягиваются более чем на полкилометра под открытым небом.

Когда в 2013 году участники живого вертепа в Кальтанисетте (Сицилия) решили сфотографироваться на длинной паперти своего собора, им, чтобы попасть в кадр, пришлось встать в четыре ряда.

Традиция живых рождественских вертепов восходит ко временам святого Франциска Ассизского. «Легенда о святом Франциске» рассказывает, что он, прозванный «поверелло» («беднячок»), привел на рождественскую службу вола и ослика и поставил их в храме рядом с настоящими яслями. Когда «беднячок» начал молиться о рождении Царя бедных, сердца прихожан дрогнули. Некоторые увидели, как святой Франциск во время молитвы взял на руки из пустых ясель Младенца Христа и прижал его к сердцу.

Это случилось рождественской ночью 1223 года в Греччо (провинция Риети). Чудо на богослужении в Греччо было запечатлено на знаменитой фреске Джотто Она стала тринадцатой фреской среди двадцати восьми сцен из жизни святого Франциска, написанных в верхней церкви храма в Ассизи (1295-1299). Эта фреска заложила традицию рождественского вертепа, связанную с именем св. Франциска.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.


Театр «Бродячий вертеп»

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Собственными руками


Вертеп из песка и пенопласта от телевизора

В конце года многих итальянцев начинает волновать вопрос: как сделать рождественский вертеп, если в доме нет средств, зато имеются умелые руки? Сайты, которые публикуют советы «сделай сам», собирают в декабре рекордное число посещений.

Например, найдите пенопластовую коробку от телевизора, возьмите фотообои, изображающие пустыню, гирлянду лампочек и коробку с песком. Поставьте все это перед собой, смотрите видео и делайте, как мы.

А если в доме нет места? Возьмите хрустальный бокал, положите в него несколько стеклянных шариков, на них — немного мха, укрепите на мхе миниатюрные фигурки Младенца в яслях и Святого Семейства. Поставьте бокал между двумя свечами. Счастливого Рождества!


Современный вертеп работы Пино Боццарелли, присланный на конкурс сайта www.presepio.it

Вполне допустимо наполнять рождественский вертеп любимыми детскими игрушками. Поэтому у ясель Рождества оказываются игрушечные машины, маленькие Санта Клаусы, и самые разные игрушки, которые тоже приходят поклониться Младенцу Христу. А если у ребенка есть игрушечная машина, почему бы волхвам не поехать через пустыню на белом игрушечном трейлере?

Изготовление своими руками рождественского вертепа – одно из самых уважаемых искусств на Апеннинском полуострове.

Лучшие рождественские вертепы хранятся в собраниях художественных музеев, музеях народного искусства и частных коллекциях. Для них даже созданы особые музеи.


Святое Семейство на отдыхе. Деталь другого вертепа работы Пино Боццарелли

С 1953 года Итальянская ассоциация друзей рождественского вертепа издает журнал «Рождественский вертеп» (Il Presepio). Ее члены выкладывают на сайте свои работы. Авторы, каждый год участвующие в конкурсе на лучший рождественский вертеп, подчеркивают, что сделали все фигурки собственными руками. «Мой вертеп полностью сделан вручную, — рассказывает одна из участниц конкурса. Лилиана Кампо. – Его можно развернуть на 360%. Его размеры — 30 на 40 на 35 см. На его изготовление ушло 90 дней».

Рождественский вертеп. Инфографика

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Чудо Рождества


Конкурсный вертеп работы Джозефа Шорры, в котором объединились американские и итальянские традиции. Источник www.presepio.it

Маленький домашний вертеп обычно устанавливается посреди гостиной. Нередко его водружают на круглую подставку, чтобы дети и взрослые рассматривали его со всех сторон. Иногда он выглядит как каменистая горка, закручивающаяся спиралью. Пастухи с овечками и собаками, волхвы со своими дарами, крестьяне, ремесленники, разбойники, спускаются или поднимаются по спирали. За ними наблюдают сверху золотая звезда и босоногий ангел с огромными белыми крыльями.

Иногда спираль закручивается по лестницам полуразрушенных дворцов. Именно их развалины в 17-18 веках были прибежищем для путникам, которым не нашлось место в гостинице. Один за другим волхвы поднимаются на второй этаж, влача по выщербленным ступеням свои драгоценные одеяния. А через входную дверь за гостями уже спешит бодрый разносчик с лотком, который тоже торопится поднести свои подарки Святому Семейству. Сейчас за ним в дверь просочатся другие. Одни принесут дары, другие будут любопытствовать.

Еще один вертеп Джозефа Шорры, в котором современность входит в сердцевину традиции

Скоро в этой толпе вы не сможете отыскать Святое Семейство. Но в этом и заключается урок: мы не умеем распознавать небесное в земном.

История Рождества предстает перед нами историей общности людей, которые стали свидетелями удивительнейших событий, но продолжают жить в повседневности: стирают белье, готовят еду, принимают гостей. Чудо Рождества вошло в сердцевину их существования, как в раковину. Ее створки закрылись, и жемчужина зреет в тишине.

Спаситель родился ради этих людей. Следовательно, главные здесь – они. Вертеп в его итальянской традиции – это взгляд с высоты Рождественской звезды.

Вариации

В любой вертепной композиции обязательно найдутся такие действующие лица, как младенец Иисус, Иосиф и Дева Мария. Но большое множество деталей остаётся на ваше усмотрение.

Например, следует вспомнить, что иногда изображается не определённый момент, а совокупность событий. Обыкновенно поклонения пастухов и волхвов. Время от времени можно увидеть и другие сюжеты.

В православии принято изображать пещеру, но допускается вариант с хижиной, так как в Евангелиях прямо не уточняется окружение.

Если говорить о персонажах, по желанию вы можете добавить животных, пастухов, волхвов, ангелов и других.

На вертеп можно посмотреть с разных сторон в зависимости от того, для чего его делают. Если он задумывается в полный рост, например, на даче, то его можно попробовать вписать в имеющуюся растительность. Если он делается для дома, где это является устойчивой традицией, то предпочтительными будут более надёжные материалы, чтобы конструкцию можно было сохранить до следующего года и так далее.

Наши соседи по пещере

Первое изображение Рождества в катакомбах Присциллы, Рим

Часто спрашивают: а где здесь рождественская пещера? Для большинства южноитальянских городов пещеры – подобные той, в которой укрылось Святое Семейство – были такой же прозой жизни, как бельевая веревка через улицу из окна в окно или базилик в горшке на подоконнике.

В Неаполе для того, чтобы спуститься в катакомбы, достаточно завернуть за угол, и взять у привратницы ключи от калитки. В итальянской Базиликате пещеры – это обычные деревенские жилища.

Ах, Мария и Джузеппе? Конечно, знаем! Они заняли соседнюю пещеру. Это – наши соседи через стену!

Об этом соседстве рассказывает современный рождественский вертеп, сделанный Пино Боццарелли. В нем — две части, заключенные в деревянную раму с надписью «Per loro non c’era posto…» («Для них не было места в гостинице»).

Слева – гостиница, которая не смогла принять Святое Семейство в ночь Рождества. На первом этаже хозяйка кормит кур, а ее дочка обнимает теленка, который только что отошел от ясель. За кирпичной стеной – хлев, в котором нашло приют Святое Семейство. В хлеву все выглядит так же, только уютнее: на галерее сушится сено, усталый осел счастливо разлегся на соломе, горит подвешенный к балке фонарь… А белые голуби сидят в нишах окон и там, и здесь.

Вертеп на улице: красивые способы оформления экстерьера 2022

Очень атмосферно и мило вертеп смотрится на улице, освещая все вокруг волшебным светом Рождества. На центральных площадях, возле домов и магазинов – эту красоту невозможно не заметить! Но самое почетное место для вертепа находится в храме, возле алтаря.

Огромный восторг и у детей, и у взрослых вызывает надувной вертеп.

Композиция из разноцветных гирлянд украсит ваш двор и будет видна издалека.

День или ночь?

Неаполитанский вертеп

В 1707 году побывавший в Неаполе вице-король Австрии восхищался вертепом с необычной системой освещения: она позволяла чередоваться дню и ночи. Космическая сущность рождественского вертепа такова, что после ночи обязательно должно прийти утро. А после тревожного заката землю обнимает ночь умиротворения,

Вертеп в кафедральном соборе Успения Девы Марии в Кастелламаре

Неаполитанский рождественский вертеп должен быть погружен во мрак. Его освещает только длинный хвост рождественской звезды, рассекающий небо, как изогнутый клинок.

В вертепе болонской школы может царить холодное зимнее утро: бледный тревожный рассвет, улица бедного итальянского городка, овцы, ищущие корм между уличных камней, коленопреклоенные цари-волхвы в золотых коронах и – матери с малышами, пришедшие поклониться новорожденному Богу.

В рождественских вертепах из провинции Марке мистерия Рождества разыгрывается ярким днем, на морском причале. Пастухи спускаются по крутому обрыву к лазурной пристани, где в сарае для лодок укрылось Святое Семейство. Лодка под развернутым парусом готова к спуску на воду. На сиденье – плетеная корзинка с яблоками.

Как устроен вертеп?

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.


Театр «Бродячий вертеп»

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.


Подробнее об устройстве вертепа:

Сладкий вкус деталей


Болонья. Поклонение волхвов

В 1825 году, при короле Неаполя Франциске 1 Бурбоне, был составлен поразительный документ, который назывался «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского вертепа».

Рождественский вертеп – это не только волхвы и пастухи. Это еще подарки и еда!

Мир, в котором обитает Святое Семейство, наполняют разнообразные тележки с фруктами и цветами, груды арбузов и дынь. Потолочные балки домов ломятся от свисающих с них сыров, колбас, луковиц, помидоров в сетках, сушеных овощей и фруктов, снежно-белой бахромы вывешенных для просушки спагетти.


Вертеп 19 века в Риме на площади Испании

Рождественское чудо, воплощенное в вертепе, рождается из любви к каждой пяди окружающего мира. Ящики с цветами на маленьком деревянном балконе, котелок на очаге, посуда на полке, даже лопаты, прислоненные к стене – каждый предмет должен почувствовать, что вы в него влюблены!

Сегодня в интернет-магазинах рождественских фигурок можно приобрести миниатюрные тарелочки с традиционными блюдами и стойки со всевозможной снедью. Для тех, кто создает домашний вертеп собственными руками, объявляются мастер-классы: какие блюда следует «положить» в тарелочки, чтобы соблюсти традицию?

Генуя. Фрагмент вертепа. Продавщицы статуэток для рождественских вертепов

Художники так бережно воспроизводили детали исторических застолий, были так внимательны к деталям костюмов или к обстановке крестьянских домов 18-20 веков, что по рождественским вертепам теперь возможно изучать историю быта в том или ином регионе.

Классический вертеп 19 века, который на рождественские праздники выставляется в Риме (на лестнице, ведущей к церкви Троицы на Холмах), кажется «машиной времени»: приглядевшись, можно увидеть римские наряды времен Джузеппе Джоакино Белли и его друга Николая Гоголя: здесь и щеголь в цилиндре и романтическом плаще, и девушки в платьях, которые могла бы носить красавица Аннунциата из повести Гоголя «Рим».

Варианты изготовления вертепа из подручных материалов 2022

При создании вертепа нет никаких ограничений для фантазии. Сегодня многие отходят от классики, используя при оформлении рождественской поделки макароны, крупы, ракушки, палочки от мороженого и даже яичные лотки. Получается очень красиво, креативно, а главное – экологично. Ведь сейчас, как никогда ранее, возрастает популярность вторичной обработки материалов.

Фигурки для вертепа – это отдельная творческая история, которую хочется переживать снова и снова, создавая малейшие детали из пластилина, гипса, глины или фетра.

Настоящие произведения искусства – большие вертепы, они станут шикарным украшением вашего дома перед Рождеством. Причем сделать эту красоту можно даже из обычных ящиков, еловых веток и гирлянд.

Павлины, гепарды, обезьяны, слоны…

Арнольфо ди Камбио. Вертеп в базилике Санта Мария Маджоре, Рим

Одним из первых рождественских вертепов, в котором скульптор сделал попытку изобразить животных, стал «грот Рождества» работы Арнольфо ди Камбио (1289) в римской базилике Санта Мария Маджоре. Попытка оказалась не самой удачной: от вола и осла остались только головы. В 1478 году придворный аптекарь герцога Калабрийского не разделял недоверия к изображению животных. Может быть, у аптекаря были дети или внуки. Но он заказал для своего домашнего вертепа сорок одну фигурку, среди которых — одиннадцать овец и две собаки!

В том же XV веке в Европе среди свидетелей Рождества впервые появляются павлины и гепарды. Темно-синий павлин, слетевший на плетеную крышу над яслями, изгибает шею, оглядывая свой великолепный хвост, сложенный в знак смирения, — на знаменитой круглой картине «Поклонение волхвов» (1440-1460), выполненной фра Филиппо Липпи и фра Беато Анджелико.

В первые годы 15 века братья Лимбурги изобразили на странице знаменитого «Роскошного часослова» герцога Беррийского пару гепардов в красных ошейниках, доверчиво сидящих у ног Богоматери. Гепарды, которых тогда называли охотничьими леопардами, считались единственными большими кошками, которых можно было приручить. В Европе с гепардами (пардусами) охотились короли и герцоги; на Руси – князья. Гепардов, как символ смирения непокорной природы, приводили с собой к рождественским яслям цари-волхвы.

Одним из последних изображений гепардов как символического животного Рождества остаются миниатюры «Часослова Фарнезе», выполненные в 1546 году хорватским художником Джулио Кловио.

Позднее, в 17 веке, гостями рождественского вертепа стали обезьянки. Затем важной поступью к яслям прошествовали львы и слоны, которых слуги царей-волхвов приводили на поводках из Африки. В Неаполе свою роль в мистериях Рождества сыграли буйволицы, из молока которых уже тогда приготовляли сыр «моццарелла».


Вертеп болонской школы

В 18 веке среди мастеров, изготовлявших скульптуры для неаполитанских рождественских вертепов, славились братья Никола и Саверио Вассалло: Саверио нравилось делать фигурки коз и овец. Никола вырезал из дерева верблюдов, собак, мулов, быков и даже поросят.

Кстати, современные создатели вертепов время от времени запускают в рождественский мир розового поросенка, который доверчиво поводит пятачком, в надежде, что из него не наделают к празднику колбас.

Вертеп: искусство, рожденное верой

В Европе по сей день существует многовековая традиция на Рождество в доме ставить вертеп. Кто-то его покупает в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В России вертепы был популярны до революции. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто и активно заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется широкой популярностью.

Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь… Что такое вертеп? Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором. Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей. Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские. В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.

Вертеп В. Новацкого
История вертепа Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты. Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем -1591 год.
Театр «Бродячий вертеп»

К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали. Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля! Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам, выявляя характерные особенности, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал классическим образцом. Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки.) Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косою? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева. Голова прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Ангел. Вертеп В. Новацкого
Как устроен вертеп? Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод. Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась. Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить. Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.
Театр «Бродячий вертеп»
Как происходит действо? В основе вертепного представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва, рассказывающие о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду» (тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18). Ангел утешает Рахиль. К Ироду приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями. Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Рахиль. Вертеп В. Новацкого
Где посмотреть? В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины. Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои. Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои. Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты. И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях. Впервые пришли маленькими детьми и были так впечатлены, что смотрят вертеп из года в год. Даже повзрослев, не разочаровываются. Конечно, кто-то может возразить: разве поверит взрослый — кукле? Но Наталья уверена, что секрет вертепа в том, что это не обычный кукольный театр. «Нельзя сказать, для кого разыгрывается рождественское действо — для детей или для взрослых, — рассуждает экскурсовод. — Оно универсально. Его завороженно смотрят и те, и другие. И хотя драма идет от силы минут 15-20, но находящемуся в зале кажется, что посмотрел полноценный спектакль, а не короткую рождественскую сценку. Да и привлекает вертепное действо не только воцерковленных детей. Как раз наоборот, в большинстве своем наши зрители — люди от церкви далекие. Часто приглашаем на спектакли детдомовцев, — говорит Наталья. — Однажды к нам пришли мама с ребенком, которые не то что о вертепе, о Рождестве Христовом имели весьма смутные представления. Для них этот спектакль стал настоящим открытием. И вновь семья пришла к нам ровно через год».
Фото Владимира ЕШТОКИНА Редакция благодарит музей «Кукольный дом» за помощь в подготовке материала.

ЛИНДЕ Юлия
https://www.foma.ru/article/index.php?news=5030

Вертеп с фигурками-игрушками

Наверняка в каждом доме найдутся небольшие игрушки в виде животных и изображающие людей куклы подходящего размера.

Их можно использовать в композиции. Этот самый простой вариант поделки доступен и малышам, вместе с родителями они могут выбирать подходящие фигурки и находить им место в пещере.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]