Библия о терпении
Оглавление
Библия о терпенииСвятые отцы о терпении
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВАРЯ
Словарь Ожегова: «Терпеть – (1) безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдания, боль, неприятное, нежелательное); (2) мириться с наличием и существованием кого-нибудь/чего-нибудь; (3) испытать что-то неприятное, тяжёлое (поражение, крушение)». Словарь Даля: «Терпеть – (1) выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; (2) крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; (3) ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; (4) снисходить, допускать, послаблять, потакать, давать поблажку; (5) не спешить, не торопить, не гнать». Словарь синонимов: Терпение – терпеливость, терпимость, снисхождение.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИБЛИИ
В Новом Завете используется два слова в значении «терпение»:
А. Терпение по отношению к событиям:
Греческое слово «hupomеnо» (хупомЕно) означает проходить через что-то, подвергаться испытаниям, переносить трудности, страдать, претерпевать. Оно описывает стойкость и способность перенесения бед, трудностей, и разного рода скорбей: Римлянам 12:12 «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны». Выражение «в скорби будьте терпеливы» дословно переводится как «переносите скорби достойно».
Б. Терпение по отношению к людям:
Греческое слово «makrothumia» (макротУмия) дословно переводится как «многострадальность» и в тексте чаще всего означает выдержку, выносливость, долготерпение и многострадальность. Оно описывает великодушие, долготерпение и снисходительность по отношению к человеку и его поведению. Это слово чаще всего используется в Библии для описания Божьего терпения по отношению к человечеству. Слово Божье призывает всех христиан также быть долготерпеливыми: Иакова 5:7-8 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается».
II. БИБЛИЯ О БОЖЬЕМ ТЕРПЕНИИ
1. ГОСПОДЬ БОГ НАЗВАН БОГОМ ТЕРПЕНИЯ:
А. Господь – Бог терпения, то есть Он есть источник терпения. Из Библии мы узнаём, что Бог есть любовь. Из неё же мы узнаём, что Бог есть терпение: Римлянам 15:5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса…» Б. Господь – Бог терпения, что означает, что Он по великой милости терпит нас с нашими слабостями, недостатками и грехами: Исход 34:6 «И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».
2. БОЖЬЕ ТЕРПЕНИЕ НАЗВАНО В БИБЛИИ ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ
Господь Бог проявляет по отношению к Своему творению великое долготерпение: Псалтирь 102:8-9 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует». Псалтирь 144:8 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Долготерпение Бога заключается в том, что Он «медлен на гнев», и к этому же Он призывает и каждого из нас: Иакова 1:19 «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев…» На протяжении всей истории человечества Господь проявлял к людям Своё долготерпение: Римлянам 9:22 «…Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели». Божье долготерпение напрямую связано со свободной волей, данной Богом человеку. Уважая нашу свободную волю, Бог терпит наш выбор и его последствия, не уничтожая нас за наши промахи и ошибки. Иначе бы на сегодняшний день земля была бы безлюдной… Если бы Господь не был долготерпеливым Богом, человек бы не имел свободной воли.
3. ПОЛНОТА ДОЛГОТЕРПЕНИЯ БОЖИЯ
В полной мере долготерпение Божье осмысливается лишь в эпоху Нового Завета, демонстрируя нам Своё желание спасти как можно большее количество людей: 1Тимофею 2:4 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Своей вершины Божье долготерпение достигает в Иисусе Христе: 1 Тимофею 1:16 «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной». Вот почему Божье долготерпение названо богатством в Послании Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»
4. ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ БОЖЬЕМУ ДОЛГОТЕРПЕНИЮ?
Несмотря на Божье долготерпение, Его терпение имеет свой предел. Один раз Господь это уже продемонстрировал: во дни Ноя, когда человечество развратилось до предела, и Господу пришлось уничтожить водами потопа всех, кроме семьи Ноя. Всемирный Потоп должен быть для нас напоминанием того, что терпению Божию есть предел, и что вскоре Его терпению придёт конец. Всемирный Потоп является прообразом конца Света и «дня праведного суда от Бога» (Римлянам 2:5). Это время приближается с неумолимой скоростью, ибо Господь уже назначил день Суда: Деяния 17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев, нельзя назвать временем Божьего «промедления». Оно является временем милости и долготерпения: 2 Петра 3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Поэтому Божье Слово призывает каждого человека: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Петра 3:15). Если человек не воспользуется временем Божьего долготерпения для того, чтобы примириться со своим Создателем через жертву Иисуса Христа на кресте, то он «сам себе соберёт гнев на день гнева»: Римлянам 2:5-6 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его»; 2 Петра 3:10 «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».
III. БИБЛИЯ О ТЕРПЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
1. ПРИТЧИ О ТЕРПЕНИИ КАК О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ
• Терпение – залог мира между людьми: Притчи 15:18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю». • Терпение лучше храбрости: Притчи 16:32 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». • Терпение является признаком благоразумия: Притчи 14:29 «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». Притчи 19:11 «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам».
2. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ТЕРПЕНИЯ
А. Божьи пророки Ветхого Завета: Иаков 5:10 «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним». Б. Иосиф: История жизни Иосифа: как он был продан родными братьями в рабство и уведён в Египет – Бытие 36-45. В. Иов: Иакова 5:11 «Вот, мы ублажаем [называем благословенными] тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Г. Авраам: Евреям 6:15 «И так Авраам, долготерпев, получил обещанное». Д. Царь Давид: Один из примеров долготерпения царя Давида описан во 2-й книге Царств 16:5-14 «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью. И пришел царь и весь народ, бывший с ним, утомленный, и отдыхал там». Е. Апостол Павел: 2 Тимофею 3:10-11 «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь».
3. ГОСПОДЬ ПРИЗЫВАЕТ ХРИСТИАН К ТЕРПЕНИЮ
Библия призывает христиан быть терпеливыми как по отношению к жизненным обстоятельствам, так и по отношению друг к другу: А. Терпение по отношению друг ко другу: Колоссянам 3:12-13 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». Долготерпение по отношению к ближнему обуславливается любовью к ближнему. Неслучайно терпение является атрибутом истинной любви Агапе: 1 Коринфянам 13:4-8 «Любовь долготерпит [греческое слово «hupomеnо» – терпение по отношению к людям], милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит [греческое слово «hupomеnо» – терпение по отношению к обстоятельствам]. Любовь никогда не перестает…»
Б. Терпение по отношению к обстоятельствам: Римлянам 5:3-4 «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда». • Примеры такого долготерпения в скорбных обстоятельствах: 2Коринфянам 4:8-9 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем». 2 Коринфянам 6:8-10…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». « • Находясь в скорбях, необходимо помнить, что Господь Бог не даст вам страдать сверх ваших сил: 1 Коринфянам 10:13 «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». • Награда за долготерпение – спасение: Матфея 10:22 «Претерпевший же до конца спасётся» (также в Матфея 24:13 и Марка 13:13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Долготерпение, как и другие добродетели, не появляется в человеке само собой автоматически с его рождением. Его источник – Господь Бог, и поэтому оно является плодом Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Поэтому долготерпение вырабатывается в человеке путём работы над собой при помощи перерождающего действия и помощи Святого Духа: Иакова 1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Терпение является неотъемлемым компонентом в процессе спасении нашей души, наряду с верой. Посему Господь Иисус и сказал в Луке 21:19 «Терпением вашим спасайте души ваши». Как понять Его слова? Мы спасаемся верой: Ефесянам 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру». Испытанная же вера производит терпение, которое необходимо нам для того, чтобы поддерживать нашу веру и помогать нам выстоять во всех испытаниях на пути в Небесные обители. Библия учит, что Божьи обетования могут быть унаследованы только верой и терпением: Евреям 6:11-12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования». Эту же идею подтверждает отрывок из Послания Евреям 10:36-37 «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит».
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение долготерпению: Долготерпение – это способность проходить через трудности и испытания, сохраняя веру и оставаясь верным Богу.
Слово Божье призывает быть терпеливыми, равняясь в своём терпении на Христа, который явил всему миру образец терпения в страданиях: Евреям 12:1-2 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». cogmtl.net
Святые отцы о терпении
Душа благоразумная в бедствиях и в скорбях не теряет надежды, но владеет тем, чем обладала, и что не было бы ей нанесено, среди тысячи искушений, все претерпевая, говорит: «Если и умру, не оставлю Его». Прп. Макарий Великий
Совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии и с совершенными и лучшими нас. Прп. Иоанн Кассиан
Всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления. Прп. Иоанн Кассиан
Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом и не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами. Долготерпеливый, если обижен, не огорчается, сопротивляющимся не противится, во всяком деле тверд. Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа. Долготерпеливый далек от гнева потому, что все терпит. Терпеливый не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает. Прп. Ефрем Сирин
Нет меры терпению, если оно растворено смиренномудрием. Прп. Ефрем Сирин
Обладающие терпением избавляются от многих скорбей. Прп. Ефрем Сирин
Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева. Прп. Ефрем Сирин
Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего, по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят, и он не уразумеет сего. Прп. Ефрем Сирин
Будь долготерпелив, чтобы стать сильным и благоразумным. Долготерпение — прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние.
Прп. Ефрем Сирин
Мы не терпим и малого злострадания. По неверию нашему удаляется от нас терпение. Прп. Ефрем Сирин
Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших. Прп. Нил Синайский
При терпении, где не ожидали, обретем утешение. Прп. Нил Синайский
Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели. Прп. Нил Синайский
Бог не только избавляет от скорби тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самых скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно забываем их и получаем великое множество благ. Свт. Иоанн Златоуст
Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа — величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа. Свт. Иоанн Златоуст
Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это — великая честь, это — слава, выше которой нет ничего. Свт. Иоанн Златоуст
Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет тебя терпеть Бог! Свт. Иоанн Златоуст
Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение. Свт. Иоанн Златоуст
Глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствии злословящих. Прп. Иоанн Лествичник
Где является страх геенны, там — терпение всяких трудов и скорбей. Прп. Иоанн Лествичник
Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него. Прп. Исаак Сирин
Кто со смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства и ему удивляются святые Ангелы. Прп. Исаак Сирин
Сила терпения крепче сладостных мыслей, овладевающих сердцем. Прп. Исаак Сирин
Переноси терпеливо удары душераздирающих случайностей, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление. Авва Фалассий
Когда кто-либо переносит все постигающее его с радостью, то, что бы ни случилось с ним, все успокаивает его. Прп. Петр Дамаскин
Если кто-либо думает, что он причастен ко всем добродетелям, но не переносит до конца, то не избегнет сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги. Прп. Петр Дамаскин
Терпению свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей. Прп. Петр Дамаскин
В мысленной жизни невозможно найти места, где бы не было брани. Нигде нет места без испытаний, поэтому без терпения и невозможно найти покоя. Прп. Петр Дамаскин
Лучше в терпении того, что нас постигает, прибегать к Богу, нежели по страху опасностей потерпеть отпадение, впасть в руки диавола и в вечное отпадение. Прп. Петр Дамаскин
Если порвется крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума. Прп. Феодор Студит
Если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своей силой вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то потеряет благодать и останется обнаженным от нее, и диавол, находя его обнаженным, помыкает им, куда хочет и как хочет.
Прп. Симеон Новый Богослов
По отношению ко всемогущей и всесвятой воле Божи ей не может быть иных соответствующих чувств в че ловеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств состан ляется терпение. Свт. Игнатий Брянчанинов
Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Свт. Игнатий Брянчанинов
Допуская скорбь и жалость к себе в терпении, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки.
Свт. Феофан Затворник
Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя ник то почти не обращает на это внимания. Свт. Феофан Затворник
Дух истинного терпения — предание себя в волю Божию, всецело, с готовностью все принимать как от руки Господнеи. Свт. Феофан Затворник
Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках.
Свт. Феофан Затворник
Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в виде Ангелов. Искушая его, они сказали ему: «Еще 50 лет тебе жить: как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне?» Он отвечал им: «Огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет: я приготовился к терпению на 200 лет». Услышав это, бесы удалились, испуская вопли. Отечник
Однажды впал Иоанн Мосх в великую тоску и, пришедши к святому Макарию Александрийскому, сказал ему: «Авва, что мне делать? Смущают меня помыслы, говоря, ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе». Святой отец отвечал: «Скажи твоим помыслам: для Христа я стерегу стены». Лавсаик
Если порвется крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума. Прп. Феодор Студит
Если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своей силой вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то потеряет благодать и останется обнаженным от нее, и диавол, находя его обнаженным, помыкает им, куда хочет и как хочет. Прп. Симеон Новый Богослов
По отношению ко всемогущей и всесвятой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств составляется терпение. Свт. Игнатий Брянчанинов
Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Свт. Игнатий Брянчанинов
Допуская скорбь и жалость к себе в терпении, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки. Свт. Феофан Затворник
Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания. Свт. Феофан Затворник
Дух истинного терпения — предание себя в волю Божию, всецело, с готовностью все принимать как от руки Господней. Свт. Феофан Затворник
Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках.
Свт. Феофан Затворник
Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в виде Ангелов. Искушая его, они сказали ему: «Еще 50 лет тебе жить: как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне?» Он отвечал им: «Огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет: я приготовился к терпению на 200 лет». Услышав это, бесы удалились, испуская вопли.
Отечник
Однажды впал Иоанн Мосх в великую тоску и, пришедши к святому Макарию Александрийскому, сказал ему: «Авва, что мне делать? Смущают меня помыслы, говоря, ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе». Святой отец отвечал: «Скажи твоим помыслам: для Христа я стерегу стены». Лавсаик
Некоторый брат жил в общежитии в послушании и был любим пятью братьями и нелюбим одним братом. Он вышел из того монастыря и перешел в другой. Здесь его возлюбили восемь братии, а два возненавидели. Он вышел и из этого монастыря и вступил в третий, в котором семь братии были расположены к нему, а пять не расположены. Брат убежал и оттуда. Подойдя к следующему монастырю, он подумал: «Если я буду повиноваться помыслу своему, то недостанет мест во вселенной для переходов моих. Отныне даю обещание терпеть». Написав на бумаге: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть», он вложил записку в свой пояс. В монастыре, при всяком огорчении и искушении, он вынимал из пояса записку, читал написанное в ней и этим утешался. Братья монастыря, по действию диавола, стали считать подвижника волхвом, носящим в поясе обаяние, и доложили об этом игумену. Игумен был муж духовный, зная смирение брата, он понял, что сказанное ему было сделано по зависти диавола. Призвав к себе всех братии монастыря и оклеветанного брата, игумен, вопреки сопротивлениям того брата, расстегнул пояс егои вынул записку. Когда в собрании братии было громко прочитано: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть», братья изумились и просили прощения у терпеливого.
С точки зрения популярной психологии
Сейчас категории смирения и терпения чаще рассматривают с точки зрения психологии, для которой эти понятия не тождественны. Терпение в этом контексте подразумевает наличие у человека какой-то душевной боли. Оно связано с ропотом, недовольством, осуждением со стороны других людей, ссорами — то есть человек находится в безвыходной ситуации, ждёт избавления от неё и верит, что через какое-то время срок отбывания наказания закончится. У него в душе накапливается агрессия, он превращается в сжатую пружину, и со временем всё, что он чувствует, выстрелит. Причём неизвестно, чем это обернётся для его здоровья, как психического, так и физического — о психосоматических последствиях стрессов сейчас известно достаточно много. То есть в повседневной жизни терпение — это про какие-то тяжёлые обстоятельства, против которых человек может восставать всем нутром, но сделать ничего не может. Однако в этом случае получается, что терпение — это что-то из области мазохизма, или же это синдром выученной беспомощности, когда человек думает, что от него ничего не зависит.
Смирение многими людьми, далёкими от христианского мировоззрения, воспринимается как слабость. Хотя, если поразмышлять, можно прийти к выводу, что это сила. Человек способен без недовольства переносить любые условия жизни, в какие бы ни попал, верит, что в жизни всё к лучшему. Психология говорит, что в основе такого отношения к жизни лежит принятие себя. Это состояние формируется в детстве. Любовь родителей друг к другу и к ребёнку даёт силы, вдохновение, уверенность, ощущение безопасности. Он принимает себя и мир, что даёт силы переносить даже тяжёлые жизненные обстоятельства. Конечно, это только подобие истинного смирения, но и оно ценно. Прекрасно, когда человек понимает: всё плохое пройдёт, впереди ждёт только хорошее.
Психологи говорят, что, когда человек пребывает в горделивом, нарциссическом состоянии, он чувствует неуверенность в себе, отсутствие внутреннего стержня и точки опоры. В этом состоянии человек воспринимает сложные обстоятельства как личный вызов, угрозу его жизни и безопасности, как то, с чем необходимо бороться. Его терпение — это загнанное в угол неприятие себя. Оно происходит не от мира в душе, а от того, что человек не разобрался в самом себе. В результате он болезненно переносит обстоятельства, которые ему неподвластны, его терпение становится разрушительным. В такой ситуации психологи советуют направить сознание в новое русло: от ропота к благодарности.
Особенно хорошо терпение и смирение воспитываются в безвыходных жизненных обстоятельствах. Гордый человек будет пытаться во что бы то ни стало выйти из некомфортной ситуации, убежать, дистанцироваться. Смиренный же будет воспринимать всё это иначе — как этап, который может дать новый опыт. В итоге испытания приведут к развитию у него стрессоустойчивости. У человека, который более оптимистично смотрит на жизнь, сложные обстоятельства не уничтожают благодарность и надежду на лучшее, доверие к жизни и приятие её. Он воспринимает испытания не как что-то враждебное, а как урок, который поможет стать лучше, развить какие-то качества.
Что мне не нравится в этих точках зрения? Прежде всего — то, что терпение воспринимается как состояние, из которого человеку надо выходить. То есть получается, что терпеливый человек пребывает в ропоте, и ему для нормальной жизни надо развернуть себя к благодарности, избавиться от токсичного состояния жертвы.
Опора, которая помогает жить
Терпение и смирение — это основа пути христианина. Ещё раз вспомним наставление апостола Павла: сначала происходят скорби, от которых рождается терпение. Потом от терпения рожается опытность, а от опытности — надежда, которая «не постыжает», потому что человек, надеющийся на Господа, обретает Его любовь. Получается, имея терпение и смирение, мы обретаем точку опоры в жизни, во всех её сферах — церковной, духовной, семейной и так далее.
Обретение этой опоры очень важно, ведь «жизнь прожить — не поле перейти»: есть вещи, за которые надо бороться, к которым нужно стремиться, и на этом пути всё очень непросто, особенно когда человек живёт в семье. У него есть обязательства и зоны ответственности, которые требуют постоянного внимания, развития, труда. Нам приходится учиться строить отношения, воспитывать, многое изучать. Мы сначала накапливаем, потом отдаём, поэтому очень важно, чему мы сами научимся. Наши образ жизни, привычки, образование, коммуникативные способности, отношения в социуме, профессиональные навыки — всё это важно как для нас, так и для тех, кто рядом. Если всё, что мы делаем, будет основываться на умении жить терпеливо и смиренно, это принесёт много пользы не только нам, но и миру.
Протоиерей Константин Лисняк