Что такое милоть, или Ударим милостью по волнам?..


Милоть пророка Илии — святыня грузинской Мцхеты

Поделиться

Светицховели

У Грузии две столицы. Одна современная — Тбилиси. А рядом с Тбилиси располагается вторая и более древняя — Мцхета. Здесь очень много старинных построек. Особенно выделяется собор Светицховели, в котором короновались когда-то грузинские цари, а в наши дни поставляются Патриархи-Католикосы. Ещё в Светицховели хранятся великие христианские святыни. Одна из наиболее ценных — милоть пророка Илии. Милоть представляет собой накидку из овечьей или козьей шкуры. Такая одежда до сих пор популярна у пастухов Ближнего востока.

Пророк Илия жил за девять веков до Рождества Христова. Он — один из самых почитаемых и при этом таинственных святых. Дело в том, что Илия не умер, а был взят живым на небо — подхвачен огненной колесницей, посланной Богом. Перед вознесением пророк отдал милоть своему ученику и преемнику Елисею. Накидка Илии сначала находилась у y него, а после смерти Елисея сохранялась евреями в Палестине как великая святыня. Ведь через прикосновение к милоти люди исцелялись от болезней.

Как же эта святыня покинула Ближний восток и оказалась в Грузии? Ответ простой — в результате войн. На Израильское царство неоднократно нападали египтяне, вавилОняне, греки, римляне. В результате избранный народ оказался рассеян по лицу земли. Так, большая иудейская диаспора образовалась ещё до Рождества Христова на территории современной Грузии. По воле Божией именно у этих переселенцев и оказалась милоть пророка Илии. Впоследствии она стала одной из наиболее значимых реликвий Грузинской Церкви. По местной традиции её надёжно спрятали — положили в фундамент собора.

Грузия в прошлом часто подвергалась набегам завоевателей. Потому велика была опасность уничтожения святынь. Зайдя в собор Светицховели, вы без затруднений сможете найти место, где милоть Илии была погребена. Справа от главного алтаря расположен маленький престол, огороженный каменным парапетом. На парапете имеются изображения — эпизоды из жизни пророка Илии. Учёные неоднократно хотели вскрыть пол Светицховели и узнать — действительно ли накидка пророка находится в обозначенном месте. Как рассказывают экскурсоводы Мцхеты, Патриарх-Католикос Илия не благословил проводить исследования, заявив следующее. Если у человека есть вера в то, что милоть Илии хранится в Светицховели, то никаких дополнительных доказательств ему не нужно. Если же такой веры у человека нет, то даже научные подтверждения ему не помогут. Завершают свой рассказ экскурсоводы обычно такими словами: «Факт, что в течение веков у грузинского народа не было сомнений в местонахождении милоти Илии, — лучшее доказательство того, что она действительно хранится в Светицховели».

Что такое милоть, или Ударим милостью по волнам?..

Можно ли ударить милостью по волнам?

…Лет …цать назад в районной газете 2 августа — на Ильин день — тиснули заметочку о ветхозаветном пророке Илие (это тот самый пророк Илия, который в колеснице огненной на конях огненных в вихре вознесся на небо) и к месту процитировали Библию: «…И взял Илия милость свою [должно быть — милоть — В.С.], и свернул, и ударил ею по воде [Иордана — В.С.], и расступилась она туда и сюда, и перешли оба [с Елисеем из Галгала — В.С.] посуху» (
Четвертая книга Царств. 2:8
).

«Милоть» — в переводе с церковнославянского (древнерусского) — «кожух; овчина; овечья шкура; одежда из овечьих шкур».

Четыре человека — автор заметки, два корректора (в редакции и в типографии) и выпускающий редактор — филологи по образованию! — такого слова не знали и решили слегка подправить Библию, заменив «милоть» на «милость». «Очепятки» никто не заметил, даже местный батюшка. На несуразицу и нелепицу — ударить милостью по волнам! — тоже никто внимания не обратил, — мало ли чего не понапишут в газете!..

Звоню редактору, объясняю ей суть дела. Она сначала жутко переполошилась: кто меня уполномочил, из какой я организации (!). Успокоил ее, сказал, что я — просто читатель. Она меня спрашивает: что делать? Говорю, напечатайте в ближайшем номере исправление. Согласилась редактор, сердечно поблагодарила меня, — но никакого исправления так и не напечатали. На том всё и закончилось…

…А ведь филологи изучают (или проходят? — в смысле — проходят мимо…) древнерусский язык в институтах-университетах…

Примечания

1. 2 августа (20 июля ст. стиля) — у православных праздник пророка Илии (в народе называемый Илья Пророк или Ильин день). По мифологическим представлениям, Илья Пророк управлял громами (Илья Пророк разъезжает по небу на огненной колеснице; Илья грозы держит).

2. Народные приметы на Ильин день: — на Илью до обеда лето, после обеда осень; — если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель; — перестают купаться в реке (до Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается); — с Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго; — заканчивается сенокос, начинается жатва; — на Ильин день и камень прозябнет; — до Ильина дня тучи по ветру идут, а после Ильина дня против; — до Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня пуд навозу; — на Ильин день стогов не мечут, а то спалит грозой; — на Ильин день в поле не работают; — придет Илья, принесет гнилья (дожди); — до Ильи поп дождя не умолит, после Ильи баба фартуком нагонит; — до Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусту не сохнет; — на Ильин день собак и кошек не пускают в избу.

3. Кстати, Word предлагает такие исправления «неправильного» слова милоть

:
милеть
,
молоть
,
милость
,
молить

Теги: язык, грамотность, ошибки

Семь пророческих особенностей в характере и служении Елисея. Дмитрий Лео

Первая особенность

Елисей был всегда при Илии и был ему слугой. Слуга — евр. мешарет. Люди, которые служили не по принуждению, а как преданные ученики. Так, например, Иисус Навин был слугою Моисея, Иоанн Марк был служителем Павла и Варнавы. Павел называет Тихика своим возлюбленным братом и верным служителем. Елисей жил в доме Илии, видел и слышал все, что он делал, и он учился у него всему. Это было хорошее время позаимствовать какие либо секреты из пророческой жизни, но все же унизительно быть слугой кому-то, это абсолютно вся тяжелая и грязная работа по дому и вне. Это было время настоящего смирения, потому что он мог найти себе жену, завести детей, взять наследство своего отца, купить дом и возделывать землю.

4Цар.3:11 И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.

Вторая особенность

Елисей не просто служил Илии за пропитание и одежду, но он хотел принять его помазание и поэтому не отходил от него (2:6). Более того, он оказался очень хорошим учеником и овладел сверхъестественными способностями.

4Цар.2:9-12 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более.

Илия не обещал ему, что точно даст помазание, но поставил условие « если увидишь, как я буду взят от тебя ». Это было не так просто, поэтому Илия и поставил такое условие. Елисей не терял время зря за годы служения и научился видеть духовный мир. Он не был сыном Илии, чтобы рассчитывать на помазание, но все же он получил его и притом в двойне из-за того, что был хорошим слугой и учеником.

И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли.

Третья особенность

Елисей практически реагировал на нужды и просьбы людей. Он реально употреблял сверхъестественное помазание для помощи и исцеления, притом, что это не входило в служение пророков того времени. Пророки были в основном устами Бога, а не руками. Исцелением в то время занимались только священники, тем более, когда речь шла о проказе, было множество нюансов и требований по этому поводу.

4Цар.2:19-22 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.

4Цар.4:1-2 Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме?

4Цар.5:3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!

Четвертая особенность

Елисей был не лицеприятен, он не смотрел на чины и не старался никому угодить. Его не интересовал авторитет и «крутые» связи. Отвечая так царю, тяжело было рассчитывать потом на хорошие отношения в будущем. Притом царь мог дать указ казнить Елисея на том же месте.

4Цар.3:13-14 И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя;

Пятая особенность

Елисей был очень почитаемым и уважаемым пророком в то время. Многим было бы за честь принять его у себя в доме и кормить и давать подарки. Это уже, стало бы большой честью и наградой для любого. Елисей не просто пользовался благами, но замечал и ценил добродушие и жертвенность человека и желал отблагодарить тем, что у него есть. Она имела материальное, а он духовное и одно другому послужило.

4Цар.4:8-13 В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его [к себе] есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе.

Шестая особенность

Елисей заботится о своих учениках. Логически, они должны были разыскать пищу и накормить учителя во время голода. Елисей же показывает превосходный характер и заботу.

4Цар.4:38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.

4Цар.4:42 Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется».

Также он мог свободно отпустить от себя учеников, когда они решили уйти, более того еще и помог им обустроиться. Он знал, чего ему стоило помазание Илии, и это не было правильным решением, но Елисей смог их отпустить и благословить.

4Цар.6:1 И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья.

Седьмая особенность

Елисей был очень мудр в отношении даров и денег. Он не принял дары за исцеление Неемана, потому что это была работа Бога, и вообще изначально те дары предназначались царю, а не ему. Но дар из рук Азаила, Елисей не отверг и дал пророческое слово, о котором вопрошал царь Израильский и даже больше. Бог дает нам обеспечение, но жадность и ложь Геезия стоила ему проказы и он не получил помазания от Елисея.

4Цар.5:15-16 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.

4Цар.8:8-9 И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни? И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: «выздоровею ли я от сей болезни?

Почему святой пророк Илия оставил ученику Елисею свою милоть?

Что хотелось бы сказать в день памяти святого пророка Илии, особенно с учетом сегодняшних реалий и попыткой обесценить, пожалуй, одно из главных качеств Церкви — апостольскую преемственность и ее прямое следствие — священническую иерархию.




Центральная мысль статьи — в Церкви нельзя служить самому от себя. Никто не может дерзнуть «взять» на себе священнический сан и сказать: «Я — священник». Это невозможно. Нужны руки преемника и наследника апостолов и их Учителя-Христа. Важно смириться, подклониться под эти апостольские руки, унять себя и нагнуть свою шею, став на колени перед Богом, перед Его Престолом, чтобы на тебя возложил руки наследник апостолов — законный епископ канонической Церкви. И тогда происходит это Таинство: через эту «живую» духовную «электросеть» душ и сердец вдруг обильно начинает течь благодать Божия, все восполняющая и дающая, сотворяющая из мужчины иерея Божия. Но не от себя, не сам.

Церковь тебя призывает. Бог тебя призывает, чтобы ты пас овец Его.

И это замечательно видно из жития святого пророка Илии (см. Третью Книгу Царств, глава 19, ст. 11-21 и Четвертую Книгу Царств, глава 2).

В данных главах повествуется о призвании Господом к пророческому служению через святого пророка Илию — Елисея.

Не сам Елисей вышел на пророческое служение. Но Господь указал Илии на него. Илия покрыл своей милотью (верхняя одежда, как правило, из овчины) Елисея и тем самым избрал его на служение. Елисей был достоин этого служения. В этом мы убеждаемся из того, что на радостях он закалывает волов и из плуга делает жертвенный костер, чтобы принести благодарственную жертву Богу и сотворить милость людям (мясо он потом раздает). Т. е. видно, что это богобоязненный и любящий Бога и людей человек. На секундочку представим себе, что такое для еврейского крестьянина того времени плуг и пара волов? Это целое состояние. Но он жертвует его Богу.

Когда святой пророк Илия готовится вознестись на Небо, он говорит, чтобы пророк Елисей просил то, чего он хочет для себя. Елисея же материальные блага совершенно не волнуют, он просит единственно благодать Божью и пророческое служение. И получает ее. Причем вещественно, как иерея епископ по совершении Таинства Священства облекает в священнические одежды, так и по вознесении святого Илии пророку Елисею достается его милоть, которой оба пророка — учитель (Илия) и ученик (Елисей) — творят чудеса.

Таким образом Господом святой пророк Елисей через святого пророка Илию призывается на служение Божие — на дело Божие.

Точно так же, как ранее Господь повелевает святому пророку Моисею отделить из среды народа Аарона и сыновей его для священнического служения. Точно так же, как тысячи лет спустя Господь наш Иисус Христос избирает первых апостолов, а те рукополагают первых священнослужителей. И таким образом ток благодати Святого Духа продолжает течь. Цепь не размыкается.

А Ваалово остается Вааловым, сколько ни три камни и ни чиркай спичкой — огонь не сходит. Потому что идол благодати не имеет. Это всего лишь некая человеческая фантазия в союзе с диаволом и бесами.

Бог уже соделал Себе жилище. Это Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Он соделал Себе жилище и поселился в нем… в святом пророке Илии, в святом пророке Елисее и во всех нас — православных христианах. Чего же нам еще искать? Ревности Илииной. Ревности по Бозе. Имя Илия в переводе с еврейского означает «Господь мой Яхве (Сущий)». Это было смыслом жизни пророка. Это должно стать смыслом жизни каждого из нас: исповедание Живого Бога, жизнь в Нем и ежесекундное приближение к Нему, соединение с Ним.

Колесница Израиля и конница его вознесли пророка Илию. Но мы этот новозаветный Израиль и это наша конница, и Господь каждому из нас, как и пророку Илии, предуготовил место на небе по Вознесении Господнем подле себя. Нужно только начать этот путь веры — путь к живому и любящему Богу, создавшему для нашего спасения Церковь.

Иерей Андрей Чиженко

Православная жизнь

Православная Жизнь

Что хотелось бы сказать в день памяти святого пророка Илии, особенно с учетом сегодняшних реалий и попыткой обесценить, пожалуй, одно из главных качеств Церкви – апостольскую преемственность и ее прямое следствие – священническую иерархию.

Центральная мысль статьи – в Церкви нельзя служить самому от себя. Никто не может дерзнуть «взять» на себе священнический сан и сказать: «Я – священник». Это невозможно. Нужны руки преемника и наследника апостолов и их Учителя-Христа. Важно смириться, подклониться под эти апостольские руки, унять себя и нагнуть свою шею, став на колени перед Богом, перед Его Престолом, чтобы на тебя возложил руки наследник апостолов – законный епископ канонической Церкви. И тогда происходит это Таинство: через эту «живую» духовную «электросеть» душ и сердец вдруг обильно начинает течь благодать Божия, все восполняющая и дающая, сотворяющая из мужчины иерея Божия. Но не от себя, не сам.

Церковь тебя призывает. Бог тебя призывает, чтобы ты пас овец Его.

И это замечательно видно из жития святого пророка Илии (см. Третью Книгу Царств, глава 19, ст. 11–21 и Четвертую Книгу Царств, глава 2).

В данных главах повествуется о призвании Господом к пророческому служению через святого пророка Илию – Елисея.

Не сам Елисей вышел на пророческое служение. Но Господь указал Илии на него. Илия покрыл своей милотью (верхняя одежда, как правило, из овчины) Елисея и тем самым избрал его на служение. Елисей был достоин этого служения. В этом мы убеждаемся из того, что на радостях он закалывает волов и из плуга делает жертвенный костер, чтобы принести благодарственную жертву Богу и сотворить милость людям (мясо он потом раздает). Т. е. видно, что это богобоязненный и любящий Бога и людей человек. На секундочку представим себе, что такое для еврейского крестьянина того времени плуг и пара волов? Это целое состояние. Но он жертвует его Богу.

Когда святой пророк Илия готовится вознестись на Небо, он говорит, чтобы пророк Елисей просил то, чего он хочет для себя. Елисея же материальные блага совершенно не волнуют, он просит единственно благодать Божью и пророческое служение. И получает ее. Причем вещественно, как иерея епископ по совершении Таинства Священства облекает в священнические одежды, так и по вознесении святого Илии пророку Елисею достается его милоть, которой оба пророка – учитель (Илия) и ученик (Елисей) – творят чудеса.

Таким образом Господом святой пророк Елисей через святого пророка Илию призывается на служение Божие – на дело Божие.

Точно так же, как ранее Господь повелевает святому пророку Моисею отделить из среды народа Аарона и сыновей его для священнического служения. Точно так же, как тысячи лет спустя Господь наш Иисус Христос избирает первых апостолов, а те рукополагают первых священнослужителей. И таким образом ток благодати Святого Духа продолжает течь. Цепь не размыкается.

А Ваалово остается Вааловым, сколько ни три камни и ни чиркай спичкой – огонь не сходит. Потому что идол благодати не имеет. Это всего лишь некая человеческая фантазия в союзе с диаволом и бесами.

Бог уже соделал Себе жилище. Это Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Он соделал Себе жилище и поселился в нем… в святом пророке Илии, в святом пророке Елисее и во всех нас – православных христианах. Чего же нам еще искать? Ревности Илииной. Ревности по Бозе. Имя Илия в переводе с еврейского означает «Господь мой Яхве (Сущий)». Это было смыслом жизни пророка. Это должно стать смыслом жизни каждого из нас: исповедание Живого Бога, жизнь в Нем и ежесекундное приближение к Нему, соединение с Ним.

Колесница Израиля и конница его вознесли пророка Илию. Но мы этот новозаветный Израиль и это наша конница, и Господь каждому из нас, как и пророку Илии, предуготовил место на небе по Вознесении Господнем подле себя. Нужно только начать этот путь веры – путь к живому и любящему Богу, создавшему для нашего спасения Церковь.

Иерей Андрей Чиженко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]