Молитва, тропарь, кондак и величание Успению Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 1
В Рождестве девство сохранила еси, / во Успении мiра не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: / и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.
При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем — не оставила мира, Богородица: Ты перешла к жизни, так как Ты — Мать Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное / Упование гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь к животу / престави во утробу Вселивыйся / приснодевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу гроб и смерть не удержали: Тебя, как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в Твою приснодевственную утробу.
Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.
Молитва
О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление. Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение. О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя. Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.
Что такое Успение Богородицы
Успение Богородицы открывает нам одно из чудес, совершённых Господом после Вознесения Его на небеса. Мы знаем о жизни Богоматери после этого события только по апокрифам (не включённые в канон Священного Писания древние религиозные тексты). А также по преданиям, относящимся к I — VIII векам. Успение — это блаженная кончина Пресвятой Богородицы.
Успение Пресвятой Богородицы (православная икона)
События праздника
Когда дни земной жизни Божьей Матери подходили к концу, она вернулась из мест (Афон, Кипр, Эфес), где проповедовала Евангельскую весть, в Иерусалим. У Богородицы было множество врагов и завистников. Они стремились если не убить, то заключить в тюрьму, но Бог хранил Её. Дни и ночи она проводила в молитве. Часто ходила ко Гробу Господню, зажигала там лампады и молилась. Ненавистники Богоматери решили воспрепятствовать Ей в этом. Первосвященник выставил вокруг Гроба стражу. Но Богородица всё равно приходила туда — Господь скрывал Её от взоров солдат.
Однажды во время молитвы Богоматери явился архангел Гавриил и возвестил о скорой Её кончине. Услышав это, Богородицы стала молится Сыну, чтобы Он дал ей попрощаться с апостолами. И Господь перенёс своих учеников, которые разошлись по земле в разные стороны с проповедью, в дом Пресвятой Богородицы. В тот день не было с апостолами только Фомы.
Три часа прощались апостолы с Девой Марией, напоследок Она одарила их своим благословением. По прошествии этого времени свечи в комнате вдруг померкли и вокруг Богоматери разлилось божественное сияние. С небес спустился Господь с ангелами и некоторыми ветхозаветными пророками, взял душу Богородицы и вознёс Её на небеса.
Торжественная похоронная процессия к месту погребения возмутила врагов Иисуса и Его Пречистой Матери. Они хотели убить апостолов и уничтожить тело Богородицы, но Господь отделил процессию невидимой стеной. Озлобленные жители города и их слуги слышали пение. Однако ни учеников Христа, ни одра Богоматери не видели. Так процессия дошла до Гефсимании, где и была похоронена Пречистая Богородица.
Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень сокрушался, что не успел проститься с Богородицей, поэтому решил поклониться Её святому телу. Но, подойдя ко гробу, апостол увидел, что он пуст. Тело Девы Марии исчезло, оставив во гробе лишь благоухающие одежды.
История и значение праздника
Как и другие Богородичные праздники, Успение Пресвятой Богородицы вошло в церковную жизнь лишь в районе VII — IX веков. Любопытно, что даже память мучеников начали отмечать раньше. Вероятно, это происходило из-за того, что они гибли на глазах у других христиан. Тогда как Богоматерь оставалась величиной недоступной. Возникновению и распространению Богородичных праздников послужила Несторианская ересь (возникла в V веке), порочащая память Богородицы. Чтобы защитить доброе имя Богоматери и оказать ей должное почтение, христиане решили особо отмечать связанные с Её жизнью события.
Изначально Рождество Богоматери и праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновались в один день. Но ближе к VIII веку даты празднования разделились. Точная дата праздника часто менялась. В VII веке в Коптской Церкви праздники отмечался 16 января, в Армянской — 15 августа. Римская Церковь 18 января праздновала Успение, а 14 августа — вознесение души Богородицы на небо. В VIII веке праздник закрепили за 15 августа. А византийский император Маврикий сделал его общецерковным в благодарность за свою победу над персами.
Сейчас мы празднуем Успение 28 августа по новому стилю (15 — по старому). Так же, как Иерусалимская, Грузинская, Сербская и некоторые другие православные Церкви. Этой же традиции придерживаются старообрядцы. Католическая церковь празднует 15 августа.
Особенности богослужения и празднования
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, который по строгости уступает только Великому посту. К обычным запретам добавляется запрет на рыбу и растительное масло. Успенский пост — единственный пост, посвящённый Богоматери. Он символизирует скорбь членов семьи перед уходом из жизни матери. Успение Пресвятой Богородицы празднует вся Церковь, как одна семья, поэтому подготовка к событию соответствующая.
На вечерней праздника читаются те же паремии (отрывки из ветхозаветных текстов, связанные с праздником), что и на Рождество Пресвятой Богородицы. Служится лития и проходит освящение хлебов. В ключевых местах службы поются тропарь и кондак праздника, также читаются два праздничных канона. На Литургии поются тропарь и кондак праздника, а также задостойник Успения: «Побеждаются естества уставы».
Особенность как праздника, так и строгого поста состоит в том, что они основаны не на Евангельском предании, а на куда более поздних свидетельствах. И основой для начала их празднования стало то благоговение, которое испытывали христиане перед Девой Марией. Это произошло практически без вмешательства в традиции со стороны церковных иерархов. Богородицу почитали всегда, а праздник Её блаженного Успения до VIII века был распространён и праздновался. Но при этом не был признан всей полнотой Вселенской Церкви.