Преображение Господне: праздничные антифоны, тропарь и кондак


Преображение Господне: праздничные антифоны, тропарь и кондак

Антифон первый:

Стих 1 (Псалом 65): Воскли́кните Го́сподеви, вся земля́,/ по́йте же и́мени Его́, дади́те сла́ву хвале́ Его́. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас. Стих 2 (Псалом 76): Глас гро́ма Твоего́ в колеси́, освети́ша мо́лния Твоя́ вселе́нную:/ подви́жеся и тре́петна бысть земля́. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас. Стих 3 (Псалом 103): Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́,/ одея́йся све́том, я́ко ри́зою. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху/ и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

(загрузить)

ҐнтіфHнъ №:

Стjхъ №. Pал0мъ …є: Воскли1кните гDеви всS землS,/ п0йте же и4мени є3гw2, дади1те слaву хвалЁ є3гw2. Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ. Стjхъ в-й. Pал0мъ o7ѕ: Глaсъ гр0ма твоегw2 въ колеси2, њсвэти1ша мHлніz твоS вселeнную,/ подви1жесz и3 трeпетна бhсть землS. Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ. Стjхъ G-й. Pал0мъ Rг: Во и3сповёданіе и3 въ велелёпоту њблeклсz є3си2,/ њдэsйсz свётомъ ћкw ри1зою. Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ. Слaва, и3 нhнэ: Моли1твами бцdы, сп7се, спаси2 нaсъ.

Антифон второй:

Стих 1 (Псалом 47): Го́ры Сио́нския, ре́бра се́верова,/ град Царя́ Вели́каго. Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, преобрази́выйся на горе́, пою́щия Ти: аллилу́иа. Стих 2 (Псалом 77): И введе́ я́ в го́ру святы́ни Своея́,/ го́ру сию́, ю́же стяжа́ десни́ца Его́. Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, преобрази́выйся на горе́, пою́щия Ти: аллилу́иа. Стих 3: Го́ру Сио́ню, ю́же возлюби́, и созда́,/ я́ко единоро́га святи́лище Свое́. Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, преобрази́выйся на горе́, пою́щия Ти: аллилу́иа. Сла́ва, и ны́не: Единоро́дный Сы́не…

(загрузить)

ҐнтіфHнъ в7:

Стjхъ №. Pал0мъ м7з: Г0ры сіHнскіz, рeбра сёверова,/ грaдъ цRS вели1кагw. Спаси1 ны, сн7е б9ій, преwбрази1выйсz на горЁ, пою1щыz ти2: ґллилyіа. Стjхъ в7. Pал0мъ o7з: И# введE | въ г0ру с™hни своеS,/ г0ру сію2, ю4же стzжA десни1ца є3гw2. Спаси1 ны, сн7е б9ій, преwбрази1выйсz на горЁ, пою1щыz ти2: ґллилyіа. Стjхъ G: Г0ру сіHню, ю4же возлюби2, и3 создA,/ ћкw є3динор0га с™и1лище своE. Спаси1 ны, сн7е б9ій, преwбрази1выйсz на горЁ, пою1щыz ти2: ґллилyіа. Слaва, и3 нhнэ: Е#динор0дный сн7е:

Антифон третий:

Стих 1 (Псалом 124): Наде́ющиися на Го́спода, я́ко гора́ Сио́н: не подви́жится во век. Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же… Стих 2: Го́ры о́крест его́, и Госпо́дь о́крест люде́й Свои́х отны́не и до ве́ка. Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же… Стих 3 (Псалом 14): Го́споди, кто обита́ет в жили́щи Твое́м? Или́ кто всели́тся во святу́ю го́ру Твою́? Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же… Стих 4 (Псалом 23): Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? Тропарь: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же…

ҐнтіфHнъ G, глaсъ з7:

Стjхъ №. Pал0мъ рк7д: Надёющіисz на гDа, ћкw горA сіHнъ, не подви1житсz во вёкъ. Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ: Стjхъ в7: Г0ры џкрестъ є3гw2 и3 гDь џкрестъ людeй свои1хъ t нhнэ и3 до вёка. Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ: Стjхъ G. Pал0мъ д7i: ГDи, кто2 њбитaетъ въ жили1щи твоeмъ; и3ли2 кто2 всели1тсz во с™yю г0ру твою2; Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ: Стjхъ д7. Pал0мъ к7г: Кто2 взhдетъ на г0ру гDню; и3ли2 кто2 стaнетъ на мёстэ с™ёмъ є3гw2; Тропaрь: Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ:

Тропарь, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

(загрузить)

Тропaрь, глaсъ з7:

Преwбрази1лсz є3си2 на горЁ, хrтE б9е,/ показaвый ў§никHмъ твои6мъ слaву твою2,/ ћкоже можaху:/ да возсіsетъ и3 нaмъ грBшнымъ/ свётъ тв0й присносyщный,/ моли1твами бцdы, //свэтодaвче, слaва тебЁ.

Кондак, глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

(загрузить)

Кондaкъ, глaсъ з7:

На горЁ преwбрази1лсz є3си2,/ и3 ћкоже вмэщaху ў§ницы2 твои2,/ слaву твою2, хrтE б9е, ви1дэша:/ да є3гдa тz ќзрzтъ распинaема,/ страдaніе ќбw ўразумёютъ в0льное,/ мjрови же проповёдzтъ:// ћкw ты2 є3си2 вои1стинну џ§ее сіsніе.


Автор: Администратор
Дата публикации: 05.08.2019

Отклики (426)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

См. также: Преображение Господне. Событие праздника и его эортологическая динамика. Битбунов Г.С.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644; Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913; Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Праздник Преображения Господня: история и значение

Точную дату оформления Преображения как церковного праздника назвать сложно. Есть мнение, что его установила равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, в IV веке. Она построила храм на горе Фавор в честь Преображения Господня. Среди учёных есть мнение, что праздник был установлен позже, в V — VI веках в Армении и Каппадокии. Но первая версия является традиционной и более распространена.

Из Евангелия понятно, что Преображение Господне произошло за сорок дней до распятия Спасителя. То есть в конце февраля — начале марта. Тогда почему же мы празднуем Преображение 6(19) августа?

Это связано с распространением православия и миссионерским движением. Церковь, распространяясь по языческим землям, старалась на место древних языческих праздников ставить христианские. При этом оставлялись элементы внешнего оформления празднования, но полностью менялась суть. Так случилось и с праздником Преображения.

Когда христианство пришло в Грецию, Преображение Господне поставили на место празднования в честь Диониса, бога вина и виноделия. Из внешней атрибутики осталось только освящение в церкви гроздей винограда. А когда из Византии Православие пришло на Русь, виноград заменили яблоками, которые в основном и произрастали на нашей территории, и другими плодами. Так праздник Преображения Господня получил второе, бытовое название — Яблочный Спас.

Преображение — что это

Праздник Преображения Господня был установлен в память об изменении облика Иисуса Христа на горе Фавор перед тремя его учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Это событие описывается в трёх Евангельских текстах — (Мф. 17: 1–6); (Мк. 9: 1–8); (Лк. 9: 28–36).

Традиция праздновать Преображение Христа на горе Фавор принадлежит равноапостольной царице Елене ( ок. 250-330 гг. н.э.), матери Римского императора Константина Великого (равноапостольного Константина). Это место было выбрано не случайно, гора Фавор — настоящее украшение Святой Земли. Она была свидетельницей многих ключевых событий в истории Израильского народа. Однако некоторые исследователи указывают на другие места, где могло произойти Преображение.


Преображение Господне (русская православная икона, XV век)

Особенности праздничного богослужения

Преображение — двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день торжественное. На вечерней службе служится лития и совершается освящение хлебов. Поётся Великий прокимен, песнопения праздника и Преображенский канон. На Литургии антифоны и тропари тоже праздничные. Вместо “Достойно есть” исполняется задостойник праздника. От дня Преображения до отдания праздника священнослужители носят белое облачение.

Главная особенность праздника — чин освящения плодов. Обычно прихожане приносят с собой корзины с различными фруктами. Священник после заамвонной молитвы освящает их, окропляя святой водой. Чин освящения плодов символизирует снятие с природы печати проклятия, которое пало на всю землю с грехопадением человека.

Что означает Преображение Господне

Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.

Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.

Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.

На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.

Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.

События, легшие в основу праздника

Христос, взяв трёх учеников, поднялся на гору. Очевидно, восхождение было трудным. Устав от пути, ученики заснули. Во время их сна Иисус преобразился:

“И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” (Лк. 9: 29).

Когда ученики проснулись, они увидели, как Господь беседует с двумя пророками — Моисеем и Илиёй. От Христа исходил яркий свет и божественная благодать. От радости, которая разливалась вокруг, Пётр захотел остаться на горе Фавор навсегда. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — Ему и двум пророкам.

«Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Ученики испугались и упали на землю, закрывая лицо руками. И исчезла вся Слава Господня и пророки Его. Когда ученики поднялись, они увидели только Иисуса Христа.

Когда Господь сошёл с учениками с горы Фавор, Он повелел им молчать о видении, открывшемся им. Молчать до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, не хотевших отпускать Его на добровольную жертвенную смерть. Своим Преображением Христос наглядно показал апостолам свою божественную природу. А через явление двух ветхозаветных пророков подтвердил, что его будущая Крестная Смерть является исполнением древних пророчеств о Мессии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]