Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) — ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ


Повечерие — богослужение, совершаемое поздним вечером, перед самым отходом ко сну. Его название происходит от слова «вечеря» — ужин. В монастырях монахи служат повечерие после окончания общей трапезы.

Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие служится только под праздники Рождества Христова и Крещения Господня, а также во время поста. Малое повечерие — ежедневная служба, которая совершается в некоторых монастырях. В других монастырях повечерие не служится, а прочитывается каждым монахом у себя в келье. До XVII века малое повечерие перед сном читали и миряне, а позднее на его основе возникло используемое ныне вечернее молитвенное правило.

Во дни, когда совершается всенощное бдение, малого повечерия не бывает, а великое входит в состав всенощной вместо вечерни (накануне Рождества и Богоявления).

Порядок совершения малого повечерия

После обычного начала читаются 50, 69 и 142-й псалмы, затем вседневное славословие (молитва, восхваляющая благость Божию) и Символ веры. Потом читается канон дня по Октоиху в соединении с каноном святого или праздника. После «Достойно есть» читаются тропари праздника или святого, дня недели, храма, в котором совершается богослужение. Затем читаются молитвы ко Христу и Пресвятой Богородице, священник совершает отпуст и просит прощения у молящихся, потом произносит ектению. По завершении службы все монахи просят прощения у настоятеля, а возвращаясь в келью, каждый читает про себя молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче…» (полностью ее можно найти в разделе «Молитвы вечерние».

Порядок совершения великого повечерия

Великое повечерие состоит из трех частей. В первой части после обычного начала читаются псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90. На 1-й неделе Великого поста вместо них читается псалом 69, а затем Покаянный канон преподобного Андрея Критского. После этого хор поет стихи из книги пророка Исайи «Яко с нами Бог», затем тропари, в которых благодарит Бога за прошедший день и просит у Него ночи без греха и соблазнов. Читается символ веры, тропари дня и молитвы. Во второй части читаются псалмы 50-й и 101-й, читается молитва Манассии (из ветхозаветной Книги Паралипоменон), «Отче наш» и тропари. Третья часть начинается псалмом 69 (на 1-й неделе Великого поста — 142), затем следует вседневное славословие и канон святому или Богородице. Поются хвалебные стихи Богу, во время Великого поста произносится молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Затем читаются молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, священник совершает отпуст (в пятницу или накануне праздников вместо отпуста читает особую молитву) и просит прощения у молящихся, потом произносит ектению. По завершении службы все монахи просят прощения у настоятеля, а возвращаясь в келью, каждый читает про себя молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче…» (полностью ее можно найти в разделе «Молитвы вечерние»).

Дни совершения великого повечерия

1.Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не совершается).

2.Все седмичные дни (понедельник — пятница) Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы, а также за исключением 25 марта вечером, накануне отдания праздника Благовещения).

3.Великий Понедельник и Великий Вторник вечером.

4. На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения.

Последование великого повечерия

Сначала рассмотрим чинопоследование обычного великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы.

Чинопоследование великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав — в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Чинопоследование великого повечерия состоит из обычного начала и трех частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся…».Поэтому жела­тельно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом:

первый чтец — обычное начало и 1-я часть;

второй чтец — 2-я часть;

третий чтец — 3-я часть.

Обычное начало и часть 1-я

Священник облачается в епитрахиль, выходит на солею, становится перед царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник (возглас

):
«Яко Твое есть Царство…».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз

).
«Слава, и ныне»[202]. «Приидите, поклонимся…».Псалом 4: «Внегда призвати ми…».Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею…».Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца…». «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды
).
«Господи, помилуй»(трижды
).
«Слава, и ныне». Пса­лом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…».Псалом 30: «На Тя, Господи, уповах…».Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго…». «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды
),
«Господи, помилуй»(трижды
),
«Слава, и ныне».
Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог».

Хор: «С нами Бог…» (2 раза полностью

).

Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог».

Чтец: «Услышите до последних земли».

Хор: «Яко с нами Бог».

Чтец: «Могущие покаряйтеся».

Хор: «Яко с нами Бог»(далее по тексту великого повечерия

).

<�…>

Чтец: «Отец будущаго века»(последний стих

).

Хор: «Яко с нами Бог».

Чтец: «С нами Бог, разумейте языцы…»(полностью

).

Хор: «С нами Бог…» (полностью

).

Чтец: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «С нами Бог…»(полностью

).

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Хор: «С нами Бог…»(полностью

).

Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи…». «Слава»: «День прешед, славословлю тя, Владыко…». «И ныне»: «День прешед, песнословлю тя, Святый…». «Безплотное естество херувимское…». «Верую во Единаго Бога Отца…».

Священник: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»иделает земной поклон.

Хор повторяет: «Пресвятая Владычице Богородице…»(дважды

).

Священник: «Вся небесныя Силы Святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных»(земной поклон

).

Хор повторяет данный запев один раз.

Аналогично происходит обращение и к другим святым по чину: священник возглашает очередной запев и делает поклон, а хор повторяет запев один раз.

После заключительного запева («Боже, очисти нас грешных и помилуй нас») чтец читает Трисвятое по «Отче наш…». В Церковном Уставе это Трисвятое называется «первым Трисвятым».

Священник (возглас

):
«Яко Твое есть Царство…».
Чтец говорит: «Аминь» и читает тропари из Часослова:

Впонедельник и среду вечером

:
«Просвети очи мои…», «Слава»: «Заступник души моея буди, Боже…», «И ныне»: «Яко не имамы дерзновения…».
Во вторник и четверг вечером

:
«Невидимых враг…», «Призри и услыши мя…»(стих
),
«Яко страшен суд Твой…», «Слава»: «Слезы ми даждь, Боже…», «И ныне»: «Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея…».
После тропарей чтец во всех случаях читает: «Господи, помилуй»(40 раз

),
«Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним благослови, отче».
Священник: «Молитвами святых отец наших, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».

Чтец: «Аминь».И читает молитву святителя Василия Великого: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни…».

Часть 2-я

Чтец:«Приидите, поклонимся…».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет…».Молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…». Трисвятое по «Отче наш…» («второе Трисвятое»).

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Хор поет покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи…». «Слава»: «Господи, помилуй нас…». «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам…».

Чтец: «Господи, помилуй»(40 раз

).
«Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…».
Священник: «Молитвами святых отец наших…».

Чтец: «Аминь».И молитву «Владыко Боже Отче Вседержителю…».

Часть 3-я

Чтец: «Приидите, поклонимся…».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми…».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое…». «Слава в вышних Богу…»(славословие

).

Хор и чтец исполняют канон по Уставу (ирмосы поются один раз, катавасии нет). В рассматриваемый нами пе­риод (с понедельника 2-й седмицы по четверг 6-й седмицы включительно) на повечериях наряду с канонами Богородицы из Октоиха поются каноны тех святых, память которых случится в период от субботы Лазаревой до Недели Антипасхи включительно. При этом сначала поется канон Богородице, а после него — канон Минеи.

По 3-й песни

:
«Господи, помилуй»(трижды
) (вместо малой ектении), кондак Минеи, седален Минеи,
«Слава, и ныне»:Богородичен Минеи.
По 6-й песни

:
«Господи, помилуй»(трижды
),
«Слава, и ныне»: седален Богородице из Октоиха.
По 9-й песни

поется
«Достойно есть…».
Чтец: Трисвятое по «Отче наш…» (сразу после «Достойно есть…», это Трисвятое в Уставе называется «третьим Трисвятым»).

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Хор:«Аминь. Господи Сил…»(со стихами

).
«Слава»: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…». «И ныне»: «Многая множества моих, Богородице, прегрешений…», «Всесвятая Богородице…», «Все упование мое…».
Чтец: «Господи, помилуй»(40раз

). Молитва:
«Иже на всякое время и на всякий час…». «Господи, помилуй»(трижды
),
«Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…».
Священник: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник произносит дважды молитву преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами следующим образом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»(земной поклон

).
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему»(земной поклон
).
«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»(земной поклон
). Затем 12 поясных поклонов с молитвой
«Боже, очисти мя грешнаго»(эта молитва произносится тайно, хотя допустимо ее произнесение священником вслух). В конце священник вновь громко произносит молитву преподобного Ефрема Сирина (на этот раз уже целиком) и делает еще один земной поклон.
После чтец говорит: «Аминь»и читает Трисвятое по «Отче наш…» («конечное Трисвятое»).

Священник (возглас

):
«Яко Твое есть Царство…».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз

) и молитвы:
«Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй(трижды

).
Благослови».
Священник произносит отпуст великий, с молитвою «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш… и спаси души наша, яко благ и человеколюбец».Во время чтения молитвы народ преклоняет колени. После молитвы священ­ник, обращаясь к народу, говорит: «Благословите, отцы святии(в приходской практике добавляется: братия и сестры), простите ми грешному».

Народ: «Бог простит ти, отче святый».

Священник: «Помолимся о великом господине…».Во время чтения этой молитвы хор многократно неспешно поет «Господи, помилуй».По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них»[203].

Хор: «Господи, помилуй»(трижды

).

Священник: «Молитвами святых отец наших…».

Хор: «Аминь».

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) — ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ

В 1 часе из обычных псалмов остается только 5-й. В особом 44 псалме изображается красота и величие Мессии, в 45 псалме – спасительное заступление Богом Его града. Стихиры изображают приготовление Вифлеема к великому событию, которое должно произойти в нем, и смущение праведного Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздной. Прокимен 1 часа говорит о превечном усыновлении и облечении властью Мессии (Пс. 2, 7–8). Апостол повествует о величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами (Евр. 1,1–10), Евангелие – об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших Рождеству Христову, и о самом событии Рождества (Мф. 1, 18–25).

В 3 часе к псалму 50-му присоединяется псалом 66, изображающий грядущее спасение всех познавших Бога, и псалом 86 – о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Первые две стихиры изображают уничижение, которое принял на Себя Сын Божий через Свое рождение на земле; в последней стихире, как продолжении стихир 1 часа, говорится о том, как праведный Иосиф верою преодолел свое недоумение относительно непразднства своей святой Обручницы. Прокимен говорит о самом рождении Мессии (Пс. 9, 6). Паремия возвещает пророчество о явлении Бога на земле (Вар. 3,36–39). Апостол повествует о пришествии веры, о усыновлении верою Богу и о соединении со Христом (Гал. 3,23–29). Евангелие содержит более подробное, чем на первом часе повествование о самом событии Рождества (Лк. 2, 1–9).

В 6 часе оставляется 90 псалом, к которому присоединяются следующие псалмы: 71 – изображающий Мессию как Превечного царя, Его царственное достоинство найдет признание со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов), и псалом 131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки Престола и в избрании Сиона для пребывания Божия. Стихиры призывают всю вселенную к достойному принятию грядущего Господа. Прокимен – о предвечном рождении Мессии и Его седении одесную Бога (Пс. 109,3). Паремия – пророчество Исайи о рождении Мессии от Девы (Ис. 7:10–16, 8:1–5, 8–10); Апостол – о предвечности бытия Сына Божия (Евр. 1,10–2,3). Евангелие продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя, повествуя о поклонении волхвов (Мф. 2, 1–12).

В 9 часе к 85 псалму присоединяются псалмы 109 и 110. В первом из них изображается предвечное рождение Мессии, Его седение одесную Бога и священническое достоинство, в другом – избавление Богом верующих в Него людей Его и заключение Завета с ними.

В первой стихире описывается горе матерей после убиения Иродом младенцев; во второй – содержится ответ Пресвятой Девы Марии на недоумение Иосифа о Ее непраздности. В третьей заключительной стихире освещается событие Рождества в свете явленного в нем истощания Христова. Стихира заканчивается призывом к поклонению Рождеству и молитвой о грядущем Богоявлении. Прокимен указывает на духовное многочадие Сиона (Пс. 86,5). Паремия представляет всестороннюю картину служения Мессии, ибо оно определялось Его Богосыновством (Ис. 9, 6–7). Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия – Его первосвященническом служении (Евр. 2, 11–18). Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти «Младенца Мариина» (Мф. 2, 13–23).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]