14 января – Обрезание Господне – что за странный праздник отмечают христиане


Вечер накануне этого дня издавна известен, как Васильев: ведь это также день памяти свт. Василия Великого, любимого многими святого, создателя чина литургии. Кроме того, 14 января – так называемый «старый Новый год», то есть 1 января «старого» стиля, по так называемому юлианскому календарю (в отличие от гражданского, «григорианского») принятому страной до 1918 г., а Церковью – до наших дней. А вот о важном духовном значении праздника Обрезания Господня, также отмечаемого 14 января, знают далеко не все.

Почему праздник Обрезания Господня не имеет статус двунадесятого

Дело здесь не только в общем духовном невежестве многих наших современников, поколениями оторванных от традиции за годы атеизма. Ведь еще в начале XX в., когда было немало верующих, помнивших дореволюционные времена, митрополит Вениамин (Федченков)

писал
:
«Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник – один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев… Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему…»

Иногда говорят, что само празднование так «незаметно» потому, что приходится между двумя великими «двунадесятыми» (то есть из числа установленных Церковью главнейших праздников). Это Рождество (7 января) и Крещение Иисуса Христа (19 января).

Но дело не только в этом. Церковь с IV в. установила, что праздник принадлежит к числу «великих», но не входит в число двенадцати главных. Вероятно, потому, что:

  • событие относится к исполнению Господом нормы Ветхого Завета; на том, что Закон Моисеев (содержащий более 600 различный предписаний, включая обрезание) во всей его полноте не может, не должен более исполняться христианами, настаивал сначала ап. Павел, проповедник Истинного Бога среди язычников, затем – о том же прямо говорит Первый Апостольский Собор (49 г.);
  • кроме того, событие относилось к земной жизни Спасителя, а христиане уже с I в. исходили из слов того же Павла: «отныне мы никого не знаем по плоти;если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:16-17).

Вместе с тем, события земной жизни Господа, включая это, были всегда дороги Его ученикам, потому праздник все-таки «великий».

Что такое Обрезание Господне

Обрезание Господне – великий христианский праздник, установленный в память совершения священного ритуала обрезания над Богомладенцем Иисусом Христом. В Православии принадлежит к числу Господских праздников. То есть тех, которыми Церковь торжественно прославляет Христа, вспоминая значимые эпизоды Его земной жизни.


Икона Праздника Обрезания Господня

Принявшая юлианский календарь Русская Православная Церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Католическая и некоторые другие поместные православные Церкви следуют григорианскому календарю и потому отмечают этот праздник 1 января. Причина расхождения дат заключается в 13-дневной разнице между календарями (новым и старым стилями).

Событие праздника, который отмечают 14 января

Из всех Евангелистов его описывает только св. Лука. Оно очень кратко:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).

При этом для Евангелиста принципиален не сам ритуал, а именно наречение имени: Иисус (по-еврейски – Иехошуа, то есть «Иегова спасает»).

О самом же совершенном обрезании Евангелист практически ничего не говорит. Связано это, конечно, с отношением христиан вообще к Закону, как «детоводителю ко Христу», исполнение которого для христиан не необходимо.

Значение Евангельского свидетельства об обрезании Богомладенца

Уже с конца I в. оно имело значение апологетическое: Церковь смущали еретики, приверженцы учения так называемого докетизма (от греческого «казаться»), считавшие, что Воплощение Христа на земле было «призрачным». Обрезание по Закону, которое Он, Младенец, претерпел, как раз показывало: Иисус – Совершенный Человек. Отголосок этой полемики – не только статус праздника, пусть «ветхозаветного», но все же «великого», но также его греческое наименование:

«Ή κατά σάρκα Περιτομή τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού», буквально переведенное на славянский как «Еже по плоти Обрезание Господа и Бога и Спаси нашего Иисуса Христа». Именно – «по плоти».

Обрезание Иисуса Христа

Богомладенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое принес с Неба Архангел Гавриил во время Благовещения. Имя Иисус (от еврейского «Йехошу́а») состоит из двух корней: имени Бога – Ягве и слова «спасение». Поэтому имя Иисус мы можем понимать как Бог Спаситель. Сам Архангел во сне Иосифу именно так объяснил это имя: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21), ведь спасти от грехов может только Бог.

Обрезание совершил Иосиф Обручник, хранитель девства Богородицы. Иосиф был не только зрителем чудных тех дней, но и являлся для непосвященных в тайну бессеменного зачатия отцом Младенца. Обрезание совершал по закону отец ребенка, этим передавая своему сыну знак принадлежности к избранному народу.

Через обрезание мы явно увидели, что Христос – Человек. Бог принял плоть. Нашу плоть. В древности были еретики-докеты, которые говорили, что Бог воплотился призрачно, только создавал вид телесности. Факт обрезания Иисуса опровергает эту ложь. Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и Младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел – и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу». Церковь указывает на реальность евангельских событий и дорожит ими. Это – путь нашего спасения.

Давид говорил: «…во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). В восьмой день язва на теле младенца указывала на виновность в грехах. Господь безгрешен, принимает обрезание, чтобы показать, что Он становится Жертвой за грехи наши и принимает наши болезни (Ис. 53). «И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: ‟чего Я не отнимал, то должен отдать” (Пс. 68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания, – как пишет святитель Димитрий Ростовский, – …в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на себя образ человека…; в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Он принял обрезание, чтобы восполнить завет с Богом по-новому. Господь указал, что круг плоти завершается. Начинается новая эпоха, где уже слова пророков не будут пустыми и христиане будут обрезывать периферию своего сердца, где находятся все грехи, а Богу отдавать чистое сердце. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает: «Оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего. И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов: ‟…закона Творец законная исполняет”, чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня».

История ветхозаветного ритуала

Она восходит к самому началу религии евреев, когда повеление совершать его было дано праотцу Аврааму непосредственно Богом:

«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:10-14).

Эти слова были сказаны Аврааму, когда старцу было уже 99 лет. Тогда же он, все мужчины его семьи прошли через ритуал.

Исход из Египта. Обрезание Елиезера, сына Моисея. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Ок. 1482 г. Худож. П. Перуджино

Прошел год, его супруга Сарра, несмотря на старость, родила праотцу сына – Исаака, что стало видимым знаком особого Божия благоволения к праведнику. С того времени иудеи строго блюди заповедь, данную на столетия раньше Закона Моисеева.

Что такое обрезание

Это, по сути, хирургическая операция удаления крайней плоти у мальчиков или же мужчин. Последнее чаще всего встречается сейчас при прохождении ими так называемого гиюра – перехода в иудаизм тех, кто по рождению не является евреем. Обрезание сейчас может происходить:

  • · в синагоге, после молитвы утром;
  • · дома; при этом должны присутствовать 10 мужчин (к таковым принадлежат все иудеи старше 13 лет);
  • · в больнице, но с присутствием раввина

Совершать ритуал может любой иудей, или даже (если мужчины нет рядом) женщина иудейской веры. На практике же это делает специально обученный человек, именуемый моэлем, или же обычный врач, если все происходит в больнице. Особый участник ритуала – тот, кто держит на руках младенца во время него. Такой человек именуется «сандак». Это слово, про происхождению греческое, значит «защитник» или даже «одновременно родивший», по сути, второй отец.

Когда делают обрезание в иудаизме?

Это происходит на 8 день после рождения ребенка, но лишь тогда, когда он полностью здоров. Если ребенок болен, обрезание откладывается.

Зачем нужна такая процедура?

Смысл ее – прежде всего, духовный. Библия прямо указывает: «… душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17:14). Кровь, истекающая из органа мужского дела, дающего жизнь, есть посвящение всего человека, его помыслов, действий, Создателю. Завет Бога с человеком – договор двоих. Со стороны человека он скрепляется кровью, тем, в чем жизнь, Господом же дарованная.

Обрезание. Художник Тинторетто 1518—1594. Фрагмент картины

Кроме того, со времен Авраама «необрезанный» означало «неверующий», непосвященный, не член Израильского общества; обрезание отделяло израильтян от прочих, языческих народов;

Обряд обрезания: история и значение

Что такое обрезание Господне? Процедура обрезания заключается в удалении крайней плоти у лиц мужского пола. С практической точки зрения обрезание обосновывают гигиеническими и эстетическими соображениями. Существует мнение, что процедура снижает риск заражения инфекционными заболеваниями.

В религиозных целях обрезание практиковалось многими древними культурами. В ветхозаветном иудаизме (в среде которого родился Христос) ритуал символизировал посвящение младенца Богу. Возникновение священного обряда напрямую связано с родоначальником еврейского народа – пророком Авраамом. Он жил на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры.

Согласно ветхозаветной книге Бытие, Всевышний заключил с бездетным праведником Авраамом завет (договор). Творец пообещал ему Своё благословение и обильное потомство, которое образует великий народ (Быт. 12:2). Пророк и весь его род, в свою очередь, должны были хранить верность истинному Богу. Всевышний также повелел Своему избраннику установить обычай обрезания – символического отсечения греха от человека. Ритуал стал видимым, внешним свидетельством завета, заключённого между человеком и Богом (Быт. 17:10-14).

Обрезание было одной из немногих Божественных заповедей, ниспосланных евреям до Моисеева Закона. Для потомков Авраама оно стало символом верности Творцу, принадлежности к богоизбранному народу и обособленности от остального языческого мира. Кровь у евреев считалась священным носителем жизни. В связи с этим, обряд обрезания приобретает дополнительное символическое значение. Проливая кровь из продолжающего род органа, человек словно приносит в дар Богу всю свою жизнь.

Духовный смысл праздника в христианстве

Кроме того, что оно говорит о Христе как реальном, а не «кажущемся», как учили докеты, Человеке, событие Обрезания:

  • · свидетельствует о глубоком смирении Господа, принимающего на Себя исполнение Закона, Им же установленного;

Митр. Вениамин (Федченков) пишет: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий».

  • · оно же – начало страданий Сына Божия, прообразующее Его Крестный путь, жертву ради спасения людей;
  • · наконец, это – пример христианам; путь к Богу начинается с исполнения церковных установлений: вот ты заставил себя встать пораньше, чтобы прийти на службу, вот ограничил себя в пище во время поста, а вот прошло время – и ты понудил душу подумать о грехах на исповеди;это уже – начало ее преображения.

К сожалению, многие, несколько расслабившиеся после Рождественского Поста, мало задумываются об этом на праздник Обрезания, такой «малозаметный» среди других.

Когда ритуал сделали необязательным для христиан

Начальная история Церкви, описанная св. Лукой в «Деяниях Апостолов», свидетельствует, что первые десятилетия существования христианских общин были временем дискуссии – местами довольно бурной – об обрезании вновь присоединяющихся к Церкви бывших язычников, да вообще – о соблюдении ими Закона. Проблема встала сразу после того, как новое учение вышло за пределы Палестины, народа Израиля, став достоянием жителей Римской империи самых разных национальностей.

Проповедь апостола Павла. Мозаика

Многие проповедовавшие Христа смущали язычников, требуя от них исполнения Закона, и, прежде всего, обрезания. Для решения вопроса пришлось собирать Собор Апостолов. К этому времени:

  • · уже произошла история с Крещением сотника-язычника Корнилия, более того, всего его дома, от руки ап. Петра, имевшего пред тем особое небесное видение, которым, к его смущению, Апостолу предлагалось вкусить ритуально нечистой (по Закону) пищи; затем глас с неба трижды проговорил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!» (Деян.10:15);

Говоря о Крещении язычников, св. Петр восклицает: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?»

  • · крестил множество «необрезанных» другой Апостол, Павел.

Именно их мнение стало главным при принятии следующего решения Собора, обращенного к христианам из язычников:

«Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа…

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

Это постановление полностью отменяет обрезание для христиан из язычников. Впрочем, известно, что Иерусалимская община, состоявшая из евреев, продолжала соблюдать весь Закон Моисея. После разрушения города (70 г. н.э.) значение этой, самой авторитетной, из Церквей, упало, а традиция обрезания не продолжилась.

История возникновения праздника

У Обрезания Господня древняя история. Впервые празднество упоминается в 4 веке, именно тогда христианские общины стали отмечать Рождество как отдельный праздник.

Как все иудейские мальчики, Иисус из Назарета на 8-ой день от рождения подвергся болезненному обряду обрезания. Тогда же получил свое имя, которое архангел Гавриил указал Деве Марии, когда явился с благой вестью.

Иудеи переняли обряд у египтян. Он практикуется до сих пор в ортодоксальных иудейских общинах, все новорожденные мальчики должны его пройти как потомки Авраама, заключившего завет с Богом. Восьмые сутки жизни младенца выбраны не случайно, цифра 8 символизирует наполненность, достижение совершенства. Кровь, выделяющаяся из раны, считается у иудеев священной.

Откладывание мероприятия на поздний срок было недопустимым, указывало на пренебрежительное и несерьезное отношение к Божьим законам. Процедуре подвергались только мальчики. У иудеев муж и жена едины, должны иметь одну кровь и одну веру, то есть принадлежать одному народу, поэтому для благословения семьи достаточно, чтобы был обрезан мужчина.

Праздник Обрезания Христа оказал существенное влияние на направленность развития христианства. В конце 1 века христиане впервые раскололись: появилось еретическое учение – докетизм, названное от греческого слова «докео» – «кажущийся». Его приверженцы полагали, что Иисус не существовал в человеческом теле, а был бесплотным духом, сверхъестественным существом. Однако евангельский текст, прямо описывающий обрезание младенца Христа, стал ключевым аргументом против доводов еретиков. Раз крайняя плоть Иисуса была настоящей, значит, сам Спаситель существовал, был смертным человеком.

Во времена жизни Христа процедура удаления крайней плоти сменилась обрядом Крещения. Апостол Павел назвал новое таинство «Духовным обрезанием».

И Крещение, и Обрезание Господне – обряды избавления плоти от греховного начала. Святитель Феофан Затворник назвал праздник «Обрезанием сердца», имея в виду отсечение пороков, страстей, похотливых желаний, губительных привычек. Человек освобождается от всего, в чем раньше видел усладу, начинает жить только для служения Богу и спасения собственной души.

Решение отказаться от процедуры обрезания было принято на Иерусалимском соборе в 49 году. После этого христиане начали практиковать только «Обрезание сердца», то есть Крещение.

Чем заменили процедуру обрезания

Это Таинство Крещения. С древности оно, как обрезание, также совершалось – по возможности – на 8 день по рождении. К иудейской практике восходит также традиция иметь восприемника (того, кто принимает новокрещенного от купели).

Фото Анны Колесниковой

Смысл Таинства тот же – посвящение себя Богу. Но крови человека здесь уже не нужно: ее пролил за людей Сам Христос. Но доныне широко известно повторяемое многими святыми отцами выражение: «Даждь кровь и прими Дух!». Оно не говорит о собственно кровавой жертве, но означает: отдай Богу свое сердце, вручи Ему жизнь – тогда Господь дарует тебе Благодать.

Богослужебные особенности

Они определяются сочетанием двух праздников сразу – это Обрезание и память свт. Василия Великого. Поэтому:

  • · служится литургия, создание которой приписывается святому;
  • · на ней читаются два зачала (фрагмента) из Евангелия; один из них – праздничный, другой же посвящен святителю;
  • · накануне, ввиду великого праздника, служат всенощное бдение;
  • · отпуст (заключительные слова службы, которыми иерей «отпускает» собравшихся верующих) начинается со слов «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинны Бог наш…»

Почитание праздника Обрезания Господнего

Первые известные упоминания празднования Обрезания Христа относятся к 4 веку. В этот день в православных храмах проводятся праздничные богослужения. На великой Вечерне читаются строки из книги Бытие, в которых говорится об установлении обряда обрезания.

14 января также является датой памяти святителя Василия Великого, поэтому в РПЦ служится его Литургия. Церковь прибегает к ней всего 10 раз в году. Чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Богослужебное чинопоследование Василия Великого отличается, прежде всего, более пространными евхаристическими молитвами, которые являются сердцевиной Литургии.

Памятуя, что с Обрезанием связано дарование Спасителю имени, христиане в этот день особенно прибегают к Иисусовой молитве. Протоиерей Андрей Ткачёв призывает:

«Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день Обрезания Господня. Это ещё и праздник Иисусовой молитвы, поскольку в этот день имя Спасителя открылось миру. Оно Божественное, святое, сильное».

В связи с наложением друг на друга двух церковных праздников, канун Обрезания в народе именуется Васильевым вечером. Также дата совпадает с празднованием Нового года по старому стилю. В вечер перед Обрезанием было принято ходить друг к другу в гости с посеваниями и угощениями. С праздником связано множество народных примет. Например, солнечное утро в этот день считалось предвестником обильного урожая фруктов и ягод.

Коротко о новолетии

Собственно церковный год начинается с 1 сентября. Традиция о, скорее, народная, возникшая после перехода России с юлианского на григорианский календарь 14 февраля 1918 г

. При этом Разница между двумя календарями составляет 13 дней.

Церковь сохранила юлианский календарь. Вместе с тем, последние десятилетия традиционными становятся ночные литургии с 31 декабря на 1 января, а также предновогодние молебны. Они служатся по гражданскому (григорианскому) календарю. На «старый Новый год» особых чинов не совершается.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 1:
На Престо́ле огнезра́чнем / в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом, / благоволи́л еси́ роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, / сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. / Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, / сла́ва смотре́нию Твоему́, / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче

Кондак, глас 3:

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т / и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, / дае́т спасе́ние днесь ми́ру. / Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, / и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ / зако́нное обре́зание.

Икона праздника

Многие образы похожи на иконографию Сретения: Богородица, держащая на руках Младенца, прав. Иосиф, мнимый Отец Господа, встречающий их священник. Однако по центру иконы находится стол со специальным ножом.

Обрезание Господне, Преображенский монастырь, Болгария

Существует также вариант иконы, где Младенец написан уже лежащим на нем, ожидающим обряда. На Нем – белое одеяние, рука жестом покорности протянута к старцу, совершающему ритуал.

Что нельзя делать в этот день

Существуют различные суеверия, правда, связанные с новолетием по «старому стилю». Они запрещают уборку, даже – вынос мусора из дома. Все они, конечно, неразумны, к христианству не имеют отношения. Особых церковных запретов этого дня не существует – за исключением всегдашнего негативного отношения к «народной» практике разного рода гаданий от Рождества до Крещения – этот запрет относится к Обрезанию тоже.

Что делать можно? Если христианин не занят на работе – посвятить день богослужению, возможно, причаститься. И уж точно – подумать о значении события, о том, что ныне – по сути, именины Господа, а еще начало пути его земного служения.

Наталья Сазонова

Приметы православного Праздника

В давние времена народ подмечал различные приметы, связанные с погодой. Существовали и суеверия, связанные с днем Обрезания Господня. С их помощью люди наблюдали различные изменения и делали прогнозы на будущий год:

  • Если в канун торжества было солнечное утро, то будет большой урожай ягод и фруктов.
  • Наличие инея на деревьях говорило о богатом урожае зерновых культур.
  • Если днем шел снег, то весь год будет преследовать удача.
  • Большое количество звезд в канун праздника, означает большой урожай.
  • Гололёд – удастся уродиться овощам.
  • Сильный ветер к урожаю орехов и ягод.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]