День памяти святителя Василия Великого — 14 января 2022 года

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Библиотека Русской веры Житие и чудеса иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Характеристика именинника Василия:

Из древнегреческого языка – «царский». Ср. со словами «базилика» – царская усыпальница, «василиск» – «царек», мифический дракон. Царь в Древней Греции именовался «базилеус». Возможно, слово изначально происходит от имени Васитта – самый высокий (из шумерского языка) или Васишхта (самый богатый) и Басу (добрый) – имен богов в ведийской мифологии (Индия).

Василии нашего времени — очень компанейские люди. Без друзей-товарищей, ежедневных встреч с ними не представляют своей жизни. Однако встречается и другой тип Василия, который все свободное от работы время отдает семье, детям и спортивным упражнениям (для здоровья). Однолюб. Он хороший специалист. Его ценит руководство, считается с его мнением. Кстати, это относится и к первому типу Василиев — тех, кто любит проводить свободное время в веселых компаниях единомышленников.

В быту Василии уравновешенны, упрямы, трудолюбивы, исполнительны. Лицом (внешностью) похожи на мать, характером — на отца. Добры, но в меру, — цену себе знают! Тщеславны. Зимние Василии более сложны. Они любят рассуждать, философствовать на темы жизни и смерти, о том, что «все пройдет, спасенья нет, губ твоих померкнет цвет, ляжешь в землю ты сырую, и тогда я, мертвый сам, не признаюсь мертвецам, что любил тебя живую… Так люби, пока жива, Дай любви свои права…» и т. д.

Конечно, такая философия очень удобна для того, чтобы погулять на стороне, уйти как тот Одиссей, от жены, от детей. А женщины, считает Василий, должны при этом ждать его постоянно—и днем и ночью. Ведь он, Василий, считает себя необыкновенным, особенным, буквально половым гигантом.

Его постоянно гложет мысль, как достичь высокого положения в обществе. Жажда доминировать постоянно сопровождает его на всем пути его творческой карьеры. В старости Василии большие зануды, которые постоянно брюзжат… Многие из них спиваются.

И в делах, и в отдыхе, и в жизненном строительстве, и в уходе к себе Василий не руководится внешне и формально поставленными нормами. Он может быть жесток, даже нарушая нормы во имя поставленной цели, но может быть и безмерно великодушен, когда это великодушие можно оказать единым актом воли, единым мановением, и при этом он еще менее будет считаться с какими бы то ни было нормами и требованиями права, а то и морали. Этим сказано много, потому что как организатор, администратор, строитель жизни, Василий не может просто, легкомысленно относиться к нормам, сам их насаждая и проводя. Но когда действительно нужно, он способен самодержавно отменять на этот раз норму и осуществить то, что сейчас именно требуется, хотя бы оно стояло и в полном противоречии с формально и буквально понимаемым правилом каждодневной жизни. Он умеет делать это со властью, не пятная своей совести и не будучи внутренне вынужденным вследствие такого отступления к дальнейшим нарушениям того же правила.

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.) — в Соборе трех святителей.

Наследие

Святитель Василий прожил недолгую жизнь – 49 лет, но оставил богатое духовное наследие. Главная его заслуга – совместная с единомышленниками разработка догмата Святой Троицы и утверждение этого учения на собрании всех православных епископов. Святитель много сделал для введения монашества в лоно Церкви, написал много трудов, в которых обличал ересь.

Его знаменитый труд – «Шестоднев». В нем в виде бесед приводится толкование библейского описания Божественного Мироздания. Василий Великий составил знаменитую литургию, которая служится только 10 раз в году по большим праздникам, в том числе 14 января в честь автора.

Тропарь, кондак и канон святителю Василию Великому

Тропарь, глас 1:

Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.

Кондак, глас 4:

Kви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.

Библиотека Русской веры Канон святителю Василию Великому →

Читать онлайн

Хто народився 14 січня

  • 83 до н. е. – Марк Антоній, римський політик і воєначальник.
  • 1875 рік – Альберт Швейцер, німецький теолог і лікар, лауреат Нобелівської премії миру в 1952 році.
  • 1883 рік – Ніна Річчі, французький модельєр, засновниця будинку високої моди Nina Ricci.
  • 1941 рік – Фей Данауей, американська актриса, лауреат премії «Оскар».
  • 1967 рік – Емілі Уотсон, англійська актриса театру і кіно.
  • 1973 рік – Джанкарло Фізікелла, італійський автогонщик, учасник чемпіонату «Формула-1».

Народные традиции в день святителя Василия Великого

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий грех. Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!». Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».


По народному обычаю богатый стол в Васильев день обеспечит хозяину достаток на весь год

Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.


Картина Александра Мицника

После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»

Старий Новий рік

14 січня 2022 року відзначається Старий Новий рік. Цьому святу передує Щедрий вечір (Меланки) 13 січня. Сам же Новий рік відзначають в ніч з 13 на 14 січня, супроводжуючи свято багато накритим столом, танцями, веселощами та щедрівками.

Традиція святкувати Старий Новий рік сталася в результаті розбіжності Юліанського і Григоріанського календарів. За старим стилем новорічні святкування випадають саме на 14 січня, тому і прийнято відзначати цей день. До речі, для багатьох віруючих Старий Новий рік є більш вагомим святом, ніж Новий рік за новим стилем. Адже вони можуть від душі святкувати тільки після закінчення Різдвяного посту.

Традиційно в цей день предки накривали багаті столи, на які ставили не менше 12 ситних страв. Святкування Старого Нового року супроводжується щедрівками, під час яких компанії переодягаються в кращу одежу або вигаданих персонажів, надягають маски. Вони ходять від хати до хати, співають щедрівки (обрядові пісні) і таким чином зичуть благополуччя людям.

Вранці 14 січня прийнято посівати. За традицією посівають хлопчики або чоловіки пшеницею і житом. Але може використовуватися і інше зерно. Обов’язково першим в будинок повинен увійти чоловік або хлопчик, щоб не злякати удачу.

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.


Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 год


Василий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея Рублева


Святитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).


Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).


Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.

Прикмети 14 січня

  • Ясна і зоряне небо – до багатого врожаю ягід.
  • Туман на Старий Новий рік – до врожаю.
  • На Василя потрібно поставити на стіл смажене порося, щоб водилася худоба.
  • Веселий Васильєв день – весь рік хороший.
  • Завірюха на Василя – до врожаю горіхів.
  • Місяць йде на спад – весна буде не мокрою, Місяць на прибуток – навесні буде багато води.
  • Якщо людина народилася на Василя, вона буде багатою. В якості оберега, їй слід носити яшму.

Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах.

Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

В Киеве на ул. Жертв Революции (бывш. Трехсвятительская) вплоть до 30-х гг. XX в. стояла церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ранее эта церковь называлась Васильевской. Она была построена в начале 80-х гг. XII в. князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г.: «Священа бысть церкы святого Василья, яже стоить в Киеве на Велицем дворе». После монгольского нашествия церковь лишь в XVI в. была восстановлена, а в середине XVII в. сгорела. В конце XVII в. церковь, стоявшая без сводов, вновь была восстановлена. В 1935-1936 гг. ее разобрали.


Утраченный храм Василия Великого в Киеве. Рисунок из журнала «Зодчий»

Нумерологический анализ

Имя Василий в нумерологии характеризуется цифрой 4. Она отвечает за стабильность, надежность и добросовестность. Такой человек целеустремлен, исполнителен и внимателен к деталям.

Согласно нумерологической трактовке, Вася склонен к депрессии, предпочитает идти к цели один. Бережливый, верный семьянин, любящий отец. Консервативен, прагматичен, иногда мелочен. Любит компанию, часто собирается с друзьями, ценит тепло человеческого общения.

Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого

Во имя святителя Василия Великого освящен храм РПсЦ в г. Соликамске Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.

В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен храм РПсЦ в честь святителя Василия Великого. В настоящее время церковь заброшена.

В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена церковь РДЦ во имя святителя Василия Великого.

Особенности богослужения

Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.

  • Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
  • Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
  • Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
  • Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.

День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.

Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.

Читайте о святом:

  • Житие святителя Василия Великого
  • Икона святого Василия Великого
  • Молитвы и акафист Василию Великому
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]