Торжество Православия. Итог личной жизни во Христе

Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.

История праздника торжества Православия

Началом эпохи иконоборчества принято считать 730 год, когда император Лев III Исавр (717-741 гг.) издал закон, запрещающий поклонение иконам. Его сын и преемник Константин V Копроним (т.е. тезоименитый гною, навозу, калу — так называли его сторонники иконопочитания) в 754 году созвал иконоборческий собор. Мозаики, фрески, иконы в Византии были уничтожены. Многие иконопочитатели были подвергнуты гонениям. Священные изображения сравнивались с идолами, а почитание икон — с идолопоклонством, ссылаясь на вторую Ветхозаветную заповедь:

Не сотвори себе кумира… (Исх. 20: 4-5).

Иконоборчество распространилось по Византии, не затронув западной Церкви. Римские папы, обращаясь к Византийским императорам, осуждали иконоборчество. Будущий христианский святой, богослов Иоанн Дамаскин (ок.675-ок.753 (780) гг.), в своих трудах (в частности, «Три защитительных слова против порицающих святые иконы») критиковал иконоборцев.

После смерти следующего императора Льва IV Хазара (75-780 гг.) его вдова, императрица Ирина (ок. 752-803 гг.), соправительница своего сына Константина VI (771-797/805 гг.), в 786-787 годах созвала новый церковный собор, вошедший в историю Церкви как Седьмой вселенский.


Св. Царица Ирина с сыном Константином на Седьмом Вселенском Соборе. Фреска Дионисия, XV век

Этот собор восстановил почитание иконописных образов. Но ересь иконоборчества в это время прочно укоренилась в умах людей. Изначально собор созывался в Константинополе, но заседание пришлось отложить, потому что ворвались воины столичного гарнизона — убежденные иконоборцы. Позднее Собор все-таки был созван, но в небольшом городе — Никее. Так закончился первый период иконоборчества.


Седьмой Вселенский Собор. Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Как говорилось выше, число сторонников иконоборческой ереси было немалым. Спустя некоторое время на Византийском императорском престоле вновь оказался иконоборец. С этого периода начался второй период иконоборчества (814-842 гг.). Окончательное восстановление почитания икон состоялось в 842 году при императрице Феодоре (815-867 гг.) — вдове императора Феофила (813-842 гг.) и регентши при малолетнем сыне Михаиле (840-867 гг.).


Царица Феодора с сыном Михаилом. Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Еще по теме:

Оригинал Лицевого Свода Ивана Грозного в Библиотеке Русской веры

Царство Михаила и Феодоры, которые утвердили поклонение честным иконам. Читать онлайн

Императрица Феодора и патриарх Мефодий, сменивший иконоборца Иоанна VII, созвали собор, на котором были подтверждены все постановления Седьмого вселенского Собора. Борцы с иконами были отлучены от Церкви. В Константинополь были торжественно принесены мощи святых, которые пострадали в иконоборческие годы, среди них Феодор Студит (759-826 гг.) и патриарх Константинопольский Никифор (ок. 758-828 гг.). Тогда же был составлен и впервые совершен Чин торжества Православия — всем защитникам православия возглашалась «Вечная память», а еретикам — «анафема».

Церковное предание сообщает, что императрица Феодора происходила из семьи почитателей икон. Она даже в императорском дворце продолжала тайно поклоняться святым образам.

Феодора же была верующей и православной, как и муж ее, когда он был жив. Она втайне почитала святые иконы и целовала их. Частью от себя, частью научением Феоктиста, патрикия, каниклия и логофета, царица Феодора повелела изгнать из церкви и из города патриарха Иоанна (Грамматика), иконоборца, бесов и волхвов начальника, а не патриарха, и послала в изгнание в один из монастырей в место, называемое Кночь… Христианского же проповедника Мефодия возводит на патриарший престол. Как свечу в подсвечник ставит, чтобы он отогнал тьму еретическую. И тех, кто был в изгнании и тюрьмах, всех молитвенников созвав, на свободе им жить повелел (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Всемирная история, книга 9).


Император Феофил. Хроника Иоанна Скилицы
Синаксарь, который читается за вечерней службой на праздник торжества Православия, повествует о том, что император Феофил в конце жизни тяжко заболел. Тогда он уразумел, что это ему наказание от Господа за иконоборчество. Император покаялся, приложившись к иконе, которая была у одного из придворных, и вскоре преставился. После его смерти императрица Феодора усердно молилась за упокой души супруга, прося у Господа простить императору грехи. В то время патриарх Мефодий подготовил список имен борцов с иконами, чтобы во время службы возгласить им «анафему», и оставил его в церкви. На следующий день он увидел, что имя императора Феофила чудесным образом исчезло из рукописи. Это означало, что Господь простил покаявшегося перед смертью правителя.

С крестами и со святыми образами пришли в Великую церковь, чтобы возвратить ей красоту иконную, и чтобы стало известно новое чудо, которое произошло с Феофилом царем. И тогда все собрались со свечами, и царица пришла с сыном своим Михаилом, и молитвы там возносили об укреплении истинной веры. Наутро же в первую неделю святого поста патриарх, и все епископы, и священники, и все множество народа дошли со святыми иконами, и с честными крестами, и со святыми евангелиями до места, называемого Поприще, взывая: «Господи помилуй». И вновь вернулись в церковь, и божественную службу совершили, божественным мужам и всем благочестивым людям божественную память провозгласили, нечестивых же иконоборцев и всех еретиков проклятию предали, поклоняться же и почитать божественные образы заповедали и утвердили, и церкви даровали прежнюю красоту. И всем рассказали о новом Божием чуде. И постановили святые отцы такой праздник праздновать в первую неделю святого поста на славу Бога. Этот собор и сейчас прославляем и празднуем, и совершаем для прославления святых и честных икон, для проклятия же безбожных еретиков (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Всемирная история, книга 9).

Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Чин торжества Православия

К XI веку сложился особый чин торжества Православия, называемый Вселенским Синодиком. К XIV веку он был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.


Чин торжества Православия из книги «Чины разные», начало XVII века. Собрание Троице-Сергиевой Лавры

На Руси чин торжества Православия известен в XI веке. Его возникновение связывают с именем преподобного Феодосия Печерского, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типика Алексеевского монастыря (один из уставов Студийской группы) в Константинополе. Сперва в него были добавлены имена почивших князей, святителей, монахов, а позже и имена русских еретиков. Чин не раз подвергался изменениям, его рукописные списки в разных регионах отличались друг от друга. Первое печатное издание было осуществлено на Украине (в составе Речи Посполитой) в 1627 году в составе Триоди Постной при известном церковном и культурном деятеле архимандрите Захарии Копыстенском (вторая половина XVI — 1627 г.).


В Постной Триоди, напечатанной в Москве в 1650 году, нет указания совершения Чина торжества Православия

В 1656 году патриарх Никон включает Вселенский Синодик в Постную Триодь, при этом немного изменив киевский текст.


В Постной Триоди, изданной при патриархе Никоне в 1656 году, перепечатан Чин торжества Православия из Триоди киевского издания 1627 года

В 1801 году чин был сокращен, в нем сохранилось перечисление имен еретиков, а имена государственных преступников, внесенных в Синодик, значительно сократились. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания конкретных имен. В Советский период было принято не провозглашать анафемы. В 1990 годы XX века провозглашение анафем было разрешено только на архиерейском богослужении. Но из соображений политкорректности и во избежание религиозных конфликтов анафемы фактически не произносятся либо значительно сокращены. Старообрядцы пользуются богослужебными книгами и Уставом дораскольных изданий. В них отсутствует Вселенский Синодик, потому и старообрядческая служба в Неделю торжества Православия совершается обычным порядком, как в любой другой воскресный день. Известно, что в настоящее время Чин торжества Православия совершается только в одном старообрядческом согласии, в общине г. Спас-Клепики (ДЦХ БИ).

Торжество Православия. Богослужение

Канон торжеству Православия был написан Феофаном Начертанным. В XIV веке церковный историк, монах Софийского монастыря в Константинополе Никифор Каллист Ксанфопул (ум. ок.1350 г.), написал Синаксарь в Неделю Православия. В Синаксаре кратко рассказано об истории иконоборчества и о покаянии императора Феофила. Синаксарь входит в богослужение всенощного бдения в Неделю торжества Православия и читается после шестой песни канона на утрени.

Тропарь, глас 2:

Пречcтому ти2 џбразу поклонsемсz бlгjи, просsще прощeніz прегрэшeніємъ нaшымъ, хrтE б9е, в0лею бо бlгоизв0лилъ є3си2 взhти нA кrтъ, да и3збaвиши и4хже с0здалъ є3си2 t раб0ты врaжіz. тёмъ бlгодaрьственw вопіє1мъ ти2, рaдости всz и3сп0лнивыи сп7се нaшъ, пришeдыи спасти2 мjръ.

Кондак, глас 8:

Неwпи1санное сл0во џ§еє, и3зъ тебE бцdе написaсz пл0тію, и3 њсквeрньшіисz џбразъ, в8 дрeвнюю красотY б9eственою добр0тою смэси2. но и3сповёдающе спасeніе, дёломъ и3 сл0вомъ сіE воwбражaемъ.

Библиотека Русской веры Канон в неделю торжества Православия →

Читать онлайн

БОГОСЛУЖЕНИЕ: «Тебе, Бога, хвалим»

Отличительная особенность богослужения воскресенья первой недели Великого поста — воспевание Торжества Православия. В субботу вечером богослужение совершается по Октоиху и Постной Триоди. На всенощном бдении поются стихиры, в которых славится Христос и прославляется иконопочитание.

«От нечестия к благочестию перейдя и светом познания просветившись, будем согласно псалму рукоплескать, благодарственно хвалу Богу принося, и на стенах, и досках, и священных сосудах начертанным священным образам Христа, и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся, отвергая нечестивую бесславных веру, — ибо честь, воздаваемая образу, как говорит святой Василий, на первообраз переходит, — и прося по ходатайствам пречистой Твоей Матери, Христе Боже наш, и всех святых, даровать нам великую милость».

Тропарь праздника — тропарь Нерукотворному образу Спаса.

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: „Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!“».

Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

Утром после Божественной литургии святителя Василия Великого служится особый молебен. На аналое полагают иконы Иисуса Христа и Богородицы, перед которыми провозглашается вечная память всем защитникам веры православной и возносятся молитвы о Церкви. В древности на нем ещё и предавали анафеме различные ереси.

Слова молитвы священника звучат так:

«Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающих же ся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых».

Торжество Православия. Иконы

Иконография торжества Православия сложилась к XIV — XV векам. Византийская икона (Лондон, Британский музей) XIV века — самое раннее дошедшее до нашего времени изображение торжества Православия и почитания икон.


Икона торжества Православия. Современная икона

Икона торжества Православия знаменует завершение периода иконоборчества. В центре иконописного изображения — икона Богородицы «Одигитрия», что означает «Указующая Путь». В период борьбы с иконопочитанием, говоря об иконе, имели в виду Образ Спасителя, но к XIV веку, когда складывается иконография торжества Православия, такой главной иконой Византии стала икона Девы Марии. Говоря об особенностях иконописного изображения торжества Православия, стоит отметить, что размещение иконы Богородицы на престоле напоминает о молебне перед этой иконой, который был совершен Константинопольским патриархом Мефодием (788/800 – 847 гг.), императрицей Феодорой, ее сыном Михаилом и всеми верующими христианами 11 марта (в первое воскресенье Великого поста) 843 года в храме Святой Софии. Молебен завершился крестным ходом по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

Икона торжества Православия разделена на два ряда. Вверху, слева от иконы Богородицы, — благочестивая императрица Феодора с сыном Михаилом.


Икона Торжества Православия. Фрагмент: императрица Феодора и император Михаил III. Византия, первая половина XV века

Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборцем Львом Армянином (813-820 гг.) в тюрьму, он продолжал в посланиях выступать в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду иконы, в центре, изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (ок. 760-818 гг.) и Стефан Новый, держащие икону Христа. Феофан Исповедник был участником Седьмого Вселенского собора. Когда иконоборчество возобновилось, императором Львом Армянином он был отправлен в ссылку, где умер в заточении. Стефан Новый был монахом с Авксентиевой горы, наставником всего Константинопольского монашества, он призывал не поддаваться ереси иконоборцев, советуя слабым скрываться там, где нет гонений. Справа от Феофана Сигрианского и Стефана Нового изображен Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия (ок. 730 — 806 гг.), который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора.

Далее изображены два брата, Феодор и Феофан Начертанные (вторая половина VIII века — первая половина IX века). Такое название святые братья получили потому, что на их лицах по приказу императора Феофила раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.


Феофан и Феодор Начертанные

Слева от Престола изображена мученица Феодосия (VIII век) с иконой Христа-Эммануила в руках. Феодосия не позволила солдату сбросить медный образ Исуса Христа с ворот Константинополя. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.

В нижнем ряду изображены святые, имеющие отношение к защите икон и иконопочитания, жившие ранее, в VIII веке. Их подвиги и труды являются как бы фундаментом торжества Православия.

Каким образом икона всё-таки «победила»?

Сам вопрос о правомерности иконопочитания и вообще возможности изображения Бога очень долго не был разъяснён в христианстве. Иконопочитание часто соседствовало с иконоборством, как ни странно. Этот парадокс связан с такими особенностями Ветхого Завета, где говорилось, что любые изображения Господа запрещены как изображения идолов, однако в скинии Завета, а позже — и в храме Соломона присутствовали изображения ангелов. Именно эти моменты и стали началом нового учения о будущем иконопочитании.

В этом противоречии церковь находилась до VIII века. Именно тогда догматом была принята двойственная природа Бога — человеческая и божественная. Догмат иконопочитания был сформирован после начавшихся гонений на иконопочитателей, так как сильны стали влияния мусульман и иудеев, а кроме того, иконопочитание стало носить гипертрофированные формы, когда иконы даже призывались как свидетели в суде. Император Лев Исавр решил положить этому абсурду конец, но слишком рьяно взялся за уничтожение икон, сокрушив для начала медную икону Христа с ворот Константинополя. Пиком иконоборства стал собор, который созвал сын императора в 754 г., где иконоборство получило статус официального учения.

Иконоборцы аргументировали противоестественность поклонения иконам тем, что икона — это всего лишь дерево и всего лишь краски, а не некий образ Бога, это идол, который запрещается самим Ветхим Заветом. На это у почитателей икон находились аргументы: в самой иконе нет Бога и души, так как нет и тела, но есть божественный образ, которому они поклоняются. Современному человеку этот нюанс можно объяснить посредством образа фотографии: само изображение на бумаге не является человеком и не содержит души, однако мы храним фотографии родных людей и улавливаем на них образы близких. Так, женщина, целующая фото возлюбленного, целует не бумагу и краски, а образ самого человека, который она видит на данной фотографии. Так и в отношении иконы: мы почитаем не материалы — дерево и краски, а образ, который видим на иконе.

Основной и важнейшей аргументацией стало объяснение Феодора Студита. Он учил, что именно воплощение образа Господа в иконе — это единственная возможность единения человека с Богом. Догматом поклонения иконам становятся слова Нового Завета, принадлежащие Христу: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Икона в данном случае является не изображением, не рисунком. Она становится способом передачи внутреннего, духовного и тайного.

Христа могли видеть только самые первые христиане, его ученики и современники, но как же тогда увидеть Господа Бога через образ Христа следующим поколениям православных, если не через изображения на иконах? По своей природе человек не может соединиться с Богом, поскольку природа человека греховна и нечиста. Для этого единения необходимо некое воплощения Бога, которым и становится икона. Через это воплощение человечество прикасается к святому и получает возможность нового рождения.

Икона — это некая дверь в духовную реальность, имеющая свой особый язык, где каждое изображение и знак имеют собственный сакральный смысл. Изначально икона создавалась как некий сакральный зашифрованный текст, обращенный к верующему, его необходимо правильно уметь читать, что довольно сложно для современного человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]