Спасы по православному календарю: медовый, яблочный, ореховый

В православной традиции восточных славян есть три праздника, называемые Спас. Триада августовских празднеств является особенной по сути своей, ведь объединяются в эти дни важнейшие христианские события с народными обычаями. С середины августа начинается Успенский пост, иначе называемый «Спасовкой». Приходится на этот период важная дата – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник входит в число Двунадесятых, при этом имеет великую ценность для каждого православного человека.

Что такое Спас

Для начала следует разобраться с этимологией термина. Несмотря на то, что Успенский пост проводится Церковью в честь Богородицы и воспоминания ее успения (смерти), традиционно августовские Спасы посвящены Иисусу Христу. Народные славянские праздники аграрного календаря, связанные с окончанием сезона и сборами урожая, после прихода на русскую землю православия совпали датами со следующими событиям:

  • Изнесением честных древ Животворящего Креста;
  • Преображением Спасителя нашего Иисуса Христа;
  • Перенесением «Нерукотворного образа Спасителя» в Константинополь.

В синкретической (соединяющей в себе разнородные элементы чего-либо) традиции народного православия каноничные события оказались неотделимы от славянских обычаев. Наши предки в эти дни чествовали Сына Божьего, но при этом не забывали про полевые и урожайные работы. Кроме церковных традиций, в эти дни необычайно сильна народная обрядность. Сохранились некоторые дохристианские названия праздников. Так, Первый Спас назывался Калинником, а Второй – Осенинами или Гороховым днем.

Спаситель, Его иконы и праздники

На самом деле слово «Спас» имеет несколько значений:

  • В церковнославянском обиходе так кратко принято именовать Господа нашего Иисуса Христа. Спас, то есть Спаситель.
  • Так называется некоторые иконы Иисуса Христа — Спас Нерукотворный, Спас в силах, Спас в терновом венце.
  • Это слово используется в название трех православных праздников, известных в народе как Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы.
  • Так именуют церкви, освященные в честь Спасителя. Например, всем известный храм Спас на крови (Собор Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге.

Когда праздновать 3 Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Даты всех трех Спасов не являются переходящими, поэтому они стабильны из года в год. Начинается все с 14-го августа и длится 2 недели практически до самого начала осени. Этот период в месяцеслове называется Успенским постом.

  • Медовый спас – первый из трех праздников. Традициями РПЦ он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста.

Согласно обычаям, в этот день (по старому стилю он приходился на 1 августа) осуществлялся Крестный ход. По улицам Константинополя (именно оттуда эта традиция пришла к славянам) несли Крест Господень, чтобы освятить их, отвернув болезни и невзгоды. Сегодня празднуют Первый спас 14 августа.

  • Яблочный спас называется Великим, поскольку совпадает по датам с Двунадесятым праздником Преображения Господня. Отмечают его 19-го августа (по старому стилю – 6-го).
  • Ореховый (или Хлебный) спас приходится на 29 августа. Он отмечается на следующий день после Успения Богородицы. Наши предки считали его началом осени, поэтому неслучайно употребление эпитета «Осенний» или «Холодный».

Обряд «Семь орехов» на удачу в Ореховый Спас

Для выполнения задуманного вам потребуются семь лесных орехов и кусок чистой белой ткани. Проводить обряд следует утром, сразу же после пробуждения.

Устройтесь возле приоткрытого окна либо выйдите на улицу. Возьмите в горсть семь орехов, сомкните руки, закройте глаза и как можно подробнее представьте себе вашу конечную цель. Когда все мельчайшие детали желаемого результата будут учтены, разверните у себя на коленях ткань и опускайте на нее по одному ореху, произнося слова заговора:

«Мать Земля вас родила, красно Солнце согревало, ветры буйные стороной обходили, дожди чистые силой наполняли. Как урожай в моих руках лежит, так и удача да сила ко мне приходит! По слову моему, по делу моему, да будет так!»

Когда заговор будет произнесен, крепко завяжите орехи в узелок и носите его с собой до тех пор, пока желаемое не будет достигнуто.

Медовый спас

В этот день воздаются почести «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в память о великом князе Андрее Боголюбском. В 1164 году правитель вместе со своим войском выступил против язычников, населявших Волжскую Булгарию. Был у него обычай впереди солдат нести Животворящее Древо, а с собой он всегда брал икону Богородицы. Описываемый в преданиях случай свершился 1-го августа, когда с Божьей помощью князь сумел одолеть язычников: от иконы с Пресвятой Девой Марией исходили лучи божественного света, которые предали сил русичам для победы в бою. Накануне праздника всегда совершается вечернее богослужение, а на престол выносят Крест Господень, чтобы каждый верующий имел возможность поклониться ему. В день Изнесения Животворящего Креста на утренней службе совершается образ помазания елеем прихожан. Одежды для богослужений в этот день носят фиолетовые или темно-красные. После завершения литургии начинается освящение воды, меда и других даров Божьих.

К началу августа в ульях уже поспевал мед, а пчелы переставали работать и подготавливались к зимовке. Только освятив собранные запасы в церкви, люди могли испробовать, что вышло у пчел в этом году. Мед считался даром Божьим, благодатью, посланной свыше, поэтому люди шли в храмы, чтобы отблагодарить Господа за милость. Помимо Крестного хода, освящались в этот день водоемы и колодцы.

В народе этот день называют Маковеем. Ошибочно считать, что связано это название с маком или с тем, что он как раз поспевает на лугах. Конечно, в просторечной этимологии такое значение уже устоялось, но изначально была совсем другая связь. 1 (14) августа – день памяти Семи святых мучеников Маккавеев, по Ветхому завету принявших свою мученическую гибель еще в 166 году до рождения Христа.

Поговорки и приметы Медового спаса

Медовый спас – своеобразное начало завершающей летней фазы. Природа движется к осени, к долгому сну, поэтому люди готовились к холодам заранее. В открытых водоемах после праздника уже не купались, потому что вода начинала цвести и холодеть. Хорошей приметой считалось, если на Маковей идет дождь, то следующее лето обойдется без пожаров.

Такая поговорка, как «паши под озимь, сей озимь» означала начало посевных работ по посадке озимых сортов пшеницы и ржи. Заготавливали в этот день навоз и компост для зимы, купали лошадей. Но если погода была сырой, то посев ржи откладывали на несколько дней. Еще одна поговорка гласила, что «у спаса всего в запасе». Это значило непредсказуемость погоды. Мог пойти дождь или подняться сильный ветер.

Какого числа Яблочный и Медовый Спасы – 2022: календарь праздников

Август богат на праздники, посвященные дарам природы и сбору урожая. В народе про это время говорят «Три Спаса – три запаса» и отмечают Медовый Спас – 14 августа, Яблочный Спас – 19 августа, а в самом конце месяца, 29-го числа – Ореховый Спас. Православные в эти же дни отмечают другие события, никак не связанные со сбором урожая (славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа).

Медовый Спас

Медовый Спас также называют Первый Спас, Спас на воде, Маковый Спас, Маковей.

Медовым Спас называют в связи с тем, что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник «не заломает сота», то соседские пчелы вытаскают весь мед. По традиции, с этого дня разрешалось есть мед, предварительно освятив его в церкви.

© РИА Томск. Павел Стефанский


Соты На Первый Спас замаливаются «бабьи грехи»: считается, что женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

«Спасом на воде» медовый Спас называют в честь малого водосвятия. Раньше на Руси в этот день освящали и чистили колодцы, а также совершали крестный ход для освящения воды. После крестного хода купались в этой воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.

Наши предки считали этот день последним отрезком лета: оно клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Именно поэтому существовал обычай на Медовый Спас нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины.

По народной традиции, на Медовый Спас хозяйки пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили коржики – знаменитые маковики.

С Медовым Спасом у православных христиан связано начало двухнедельного Успенского поста – Спасовки (14-27 августа). Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии. Считается, что Успенский пост по строгости уступает лишь Великому, однако из-за обилия пищи и созревших плодов он считается легким.

Во время Успенского поста тем, кто его придерживается, установлен особый порядок приема пищи. По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение. По вторникам и четвергам позволено принимать горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям – пищу с маслом и вино.

Послабление разрешается в праздник Преображения Господня, который совпадает со вторым Спасом – Яблочным (19 августа), в этот день можно есть рыбу.

Яблочный Спас

Праздник Преображения Господня православные отмечают в честь того, что в этот день ученики узнали о том, что Иисус Христос – сын Божий.

В народной традиции на Второй, или Яблочный, Спас освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси, а также другие плоды нового урожая, которые как раз начинают поспевать. Считается, что до этой даты яблоки нового урожая есть нельзя.

Кстати, приносить в церковь плоды первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Однако считается, что эти дары имеют второстепенное значение, просто верующие таким образом символически выражают благодарность Творцу. Главное выражение благодарности, с точки зрения церкви, должно заключаться в покаянии и молитве.

Согласно поверьям, после освящения яблоки приобретают некую волшебную силу, и если загадать желание, откусывая первый кусочек, то оно обязательно исполнится.

С наступлением Яблочного Спаса принято начинать готовить всевозможные блюда на основе душистых плодов: с ними пекут пироги и пирожки, начинают варить первое варенье, делать салаты и десерты, украшают ими свой праздничный стол и дарят каждому гостю.

По народным приметам, Яблочный Спас (еще его называют «первыми осенинами») означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее.

Также существует множество «метеорологических» примет, связанных с этим днем: какой второй Спас, такой и январь; сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, дождливый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Ореховый Спас

На Третий Спас церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

По преданию, князь Эдессы Авгарь заболел проказой. Он лечился довольно долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Это полотенце гонец отвез князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания больного, а затем и исцелило его.

Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской.

В народе у этого Спаса существует сразу несколько названий. Прежде всего, Ореховый. Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орехи (лещина) и начинается их массовый сбор. В этот же период подходят к концу работы по уборке хлебов. Отсюда второе название – Хлебный Спас.

В этот день было принято печь пироги из муки нового урожая, а также сеять озимую рожь: «Третий Спас хлеба припас».

Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где продавали полотно и холсты. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи.

Незамысловатое «ореховое» гадание было традиционным 29 августа. Девицы загадывали желание, выбирали орех и разламывали его. Если плод ореха был полным и вкусным, это означало успех и то, что все задуманное сбудется. И наоборот, когда попадался орешек пустой, черный, сухой и невкусный, то желанию не суждено было сбыться.

С Ореховым Спасом связано множество народных примет. Так, считалось, что если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени.

Существует также интересное суеверие, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой.

А простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград. Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Когда будет 2-й Спас в 2022 году – Яблочный

Вторым Спасом является Яблочный, когда православные собираются на утреннюю молитву и службу, освящают только собранные яблоки. Из них потом готовят яблочные пироги, штрудели, пекут с ними пирожки, варят варенье.

Дата Яблочного Спаса – 19 августа. Параллельно с ним православные празднуют Преображение Господне, о котором рассказано в Библии. Согласно церковной истории, Спаситель вместе с учениками пошел на Фавор. На горе они традиционно молились. В какой-то момент им явились два пророка – Илья с Моисеем. Затем все присутствующие услышали глас Божий, назвавший Иисуса Христа Своим Сыном.

День Яблочного Спаса – постный, поэтому необходимо вкушать только скоромную пищу. Также едят фрукты, свежие овощи, насыщенные полезными для организма витаминами и веществами. Из яблок варят компот, готовят джем, варенье.

Ореховый спас

Третий спас традиционно считается праздником больше народным, нежели церковным. Он попадает в период попразднеств Успения. 29 августа в храмах совершается бдение в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя. Таким образом, в церквях совмещают две литургии, а цветом одеяний священников считается голубой, означающий непорочность Девы Марии.

В этот день пекли хлеб из муки нового урожая, собирали в лесах поспевшую лещину, добавляя орехи в блюда и пироги. В городах организовывали ярмарки, на которых торговали льняными холстами (отсюда название – Холщовый). Как и на Медовый, сегодня святят водоемы и колодцы, но всенародных купаний не устраивается, ведь вода к этому времени уже холодная, осенняя. Примечательно, что деревенским жителям в этот день было не до гуляний, ведь все занимались работой: сеяли озимые, убирали остатки урожая.

Кроме утренних богослужений, храмы посещали еще и ради того, чтобы помолиться мученику Диомиду о выздоровлении близких. Перед Федоровской иконой Божьей Матери воздавали молитвы в просьбах об успешных родах, решении женских бытовых проблем.

Поговорки и приметы Орехового спаса

В этот день следили за небом. Если журавли собирались на юг сегодня, то ждали морозной зимы. Грозовое небо, дождливая погода в этот день обещала долгую теплую осень.

Люди благодарили Господа за хлебные припасы, что нашло отражение в народном фольклоре. Если лесной орех хорошо уродил, это означало, что следующее лето будет плодотворным на большой урожай пшеницы и ржи.

Были и плохие приметы. Так, считалось дурным знаком при заготовке собрать порченный орех. Это означало, что в скором времени приключится беда. Чтобы обезопасить себя, люди съедали плохой орех, а следующий за ним отдавали первому встречному.

Спас Нерукотворный: икона

Не сотворенный рукотворно образ Божий считается первой православной иконой, занимающей особое место в истории иконописи.

История возникновения иконы

Иконография: Спас Нерукотворный Датировки: XII в. Вторая половина XII в.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Возможно была написана для церкви Св. Образа на Добрыниной улице на Софийской стороне в Новгороде. Потом находилась в Успенском соборе Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 77 см, ширина 71 см. Изображение лика Христа в крестчатом нимбе, занимает почти всю плоскость доски. Нимб кроме нижнего края касается полей иконы. Взгляд больших глаз обращен влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Волосы волнистые, коричневые, пряди обозначены параллельными черными и золотыми линиями, внизу образуют по два завитка. Борода и усы нанесены тонкими черными линиями. В живописи лика преобладают темные золотистые охры. Оборотная сторона Инв. № 14245 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 8.

Икона обязана своим происхождением Самому Иисусу Христу. Об этом находим упоминание в трудах богослова Евсевия Кесарийского, современника Иисуса Христа, проживавшего в Палестине.

Случилось так, что старый царь Эдессы Авгарь сильно занемог. Тогда он призвал к себе слугу и повелел ему отправиться к Иисусу Христу, слава о чудесах которого распространилась далеко за пределы Палестины. Старый царь надеялся, что получит исцеление, если Господь благословит его. Но письмо, написанное Спасителем, не принесло долгожданного облегчения и не изменило состояния старого правителя Эдессы.

Прослышав же о том, что иудеи ищут Христа, чтобы убить, он послал к Иисусу другого гонца, по роду занятий художника, уповая на то, что получит хотя бы образ Господень. Но придворный живописец не имел силы постичь облик Христа, о чем весьма сильно сожалел. Тогда Христос омыл лице водою из чаши и оттер Его полотенцем, и все узрели чудо: на плате чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.

Так, благодаря божественной силе, а не человеческому творчеству и мастерству, появилась первая нерукотворная икона, сравнимая разве что с Туринской плащаницей. Сей плат был доставлен Авгарю, и тот тотчас же исцелился, едва прикоснувшись к изображению.

Иконография

Классический вариант иконы представляет собой портрет Иисуса, который выполнен на полотне. Согласно канону, иконописцы используют два способа изображения образа: на убрусе (светлый фон) и на чрепии, то есть черепице (темный фон).

Каждая деталь: волосы Христа, фон и т.п. несут свою смысловую нагрузку. Главные особенности изображения иконы Спас Нерукотворный:

  • симметрия черт лица, отождествляющаяся с гармоничностью мира. Глаза смотрят либо прямо на молящегося, либо в сторону,
  • нимб, окружающий голову Спасителя, замкнут в кольцо. Это принято рассматривать как символ завершенности мирового порядка,
  • это единственная икона Христа, выполненная в стиле «портрет». На других иконах Спаситель изображен либо в действии, либо как «царь царей» с соответствующими регалиями власти,
  • есть лишь одна голова, без шеи и плеч. Это подчеркивает связь Христа с его человеческим началом: такой отпечаток на плате мог остаться, как если бы человек действительно вытерся полотенцем.
  • Как правило, лицо Христа спокойно и безмятежно. Взгляд глубок и незамутнен, отражает внутреннюю чистоту Спасителя.

О чем молиться перед иконой Спаса Нерукотворного

Обо всем, что важно для верующего.

Какие молитвы читать?

Молиться можно как своими словами, так и молитвами из Молитвослова. Стоит вспомнить главную молитву христианина, которую дал нам сам Господь и которая записана в Евангелии с Его слов: «Отче наш». А можно обращаться к Спасителю со словами: Господи, спаси и сохрани!

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

День почитания иконы

29 августа по новому стилю

Существуют и другие иконы Иисуса Христа, называемые Спасами:

Спас в Силах

Иконография: Спас в Силах Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера.Размеры иконы: высота 77 см, ширина 62,5 см Икона с ковчегом. Спас изображен сидящим на престоле, на левом колене развернутое Евангелие, правая рука в благословляющем жесте. Фигура и престол вписаны в красный четырехугольник с головками херувимов и зеленоватую мандорлу с белильными облаками. По углам — символы евангелистов. Лик Христа моделирован мягко с притенениями под нижними веками и нижней губой. Фон светлая охра. По полю надпись полууставом: » ГДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ». Инв. № КМЗ НВ 7889. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Спас на престоле

Иконография: Спас на престоле Датировки: XV в. Вторая половина XV в.Иконописная школа или художественный центр:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]