Москва, 01.03.2022, 08:02:40, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.
В конце зимы 2022 года начинается Масленичная неделя, которую празднуют даже православные. Церковь не накладывает запрет на это, потому что следом за ней начинается самый строгий период в году — Великий пост.
Важность поста, который предшествует празднику Пасхи, сложно переоценить. Только пройдя духовный путь очищения, отказавшись от излишеств в пище и прочих удовольствий во имя Спасителя и памяти о его земных страданиях, возможно в полной мере ощутить радость, которая объединяет нас в праздник Светлого Христового Воскресения.
Когда начинается Великий пост в 2022 году
Великий пост, или, как его еще принято называть, «Великая Четыредесятница», имеет особое значение для верующих христиан и является актом памяти о пребывании Иисуса в пустыне. Искушаемый дьяволом, он постился 40 дней. Хотя и пост связан с этим событием, но число дней в нем не всегда равно сорока. Сроки проведения зависят от принятого исчисления в конкретной религии.
Дни проведения Великого поста меняются каждый год и напрямую зависят от даты Святой Пасхи.
В 2022 году пост длительностью 48 дней начнется 7 марта, а заканчивается в апреле 23 числа.
Цель Великой Четыредесятницы – это духовно-нравственная подготовка к великому празднику Святой Пасхи. Как правило, она начинается в Великий понедельник и заканчивается в пятницу последней недели.
Накануне Великого поста православные справляют 3 подготовительные недели: неделя о Матыре и Фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном суде. Они необходимы для того, чтобы подготовить верующих к строгим сорокадневным правилам. Последней седмицей является Масленица. Она оканчивается Прощеным воскресеньем, а следом идет чистый понедельник – первый день Четыредесятницы.
Откуда пошла традиция
Многие думают, что до земного служения Иисуса Христа постов не было, ведь чаще всего на ум приходит сорокадневная молитва Спасителя в пустыне, в то время, как его искушал сатана. Но это не так, пост был дан Богом человеку еще в раю, он выражался в запрете есть плоды от дерева познания добра и зла. После изгнания из Эдемского сада, человек постился для покаяния.
Чаще всего это было однодневное воздержание. В Ветхом Завете описаны случаи массового воздержания от пищи и воды при экстренных случаях, например, по поводу резни, устроенной сынами Вениамина в эпоху Судей. Чтобы грех не лег тяжким бременем на весь народ, люди держали общий пост. Когда Спаситель начал свою миссию на земле, он часто говорил об этом, как о способе борьбы с бесами.
Великий пост — это диета?
Четыредесятница не является просто ежедневной диетой, как многие ошибочно интерпретируют эту традицию. Это лишь период временного воздержания. И речь идет не только о еде. Правила существуют не только для физической пищи, но и духовной.
Это время необходимо посвятить сближению с Богом и отречься от земных соблазнов. Но суть поста не только в очищении тела, а еще и в очищении своей души от зла, обид, искушений и дурных мыслей. Только когда человек будет чист как телесно, так и духовно, он будет готов ко встрече с Богом.
Пост — это важная традиция для христиан. Они сознательно воздерживаются от некоторых продуктов не из-за того, что хотят похудеть. Для них это возможность воспитать себя, проверить свою силу воли и уровень самоконтроля. Вместо физической пищи верующие насыщаются духовной.
Нередко происходит так, что человек во время поста может становиться агрессивным и раздражительным. Это означает, что воздержание влияет так, как нужно. Смысл его в том, чтобы обличить человеческие грехи и страсти, показать, с чем постящийся должен бороться.
Когда оканчивается пост, накатывает состояние необыкновенной радости от того, что человек достойно прошел этот тяжелый период и сумел воздержаться от искушений и страстей. Теперь он стал еще на шаг ближе к Богу.
Святые о посте
Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, стоящий на одной ступени с Василием Великим, учил:
«Не только уста должны поститься, воздержите и око, и слух, и руки, и все тело от зла. Пост — это обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы и лжи. Постящемуся хорошо бы накормить голодного, посетить больного, навестить заключенного, утешить плачущего, пожалеть измученного. Пусть соблюдающий пост будет милосердным, кротким, добрым, тихим, долготерпеливым, сострадательным, незлопамятным, благоговейным и степенным. Чтобы даровал Господь плоды покаяния и слезы радости».
Преподобный Ефрем Сирин, молитву которого читают на каждой Литургии Великого поста:
Российские и американские ученые хотят «перекодировать» комаров, отучив кусаться
Мастерица показала, какую красоту делает из лотков для яиц: подарить не стыдно
Планеты со скрытыми океанами могут быть пригодными для жизни: мнение ученых
«Человек, держащий пост, должен стараться более всего удерживать мысли и язык от зла. Когда молишься видимо, а не внутренне, это подобно воде, которую черпают и выливают в разбитую бочку».
Великопостная покаянная молитва Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Феофан Затворник, почти наш современник, он жил в девятнадцатом веке. Вот что он говорил о посте:
Сначала удерживаем свои внешние чувства и пытаемся внимательно всмотреться в свой внутренний мир. Обычно люди боятся это делать, им страшно встретиться самим с собой, а потому больше предпочитают быть во вне – заниматься работой, ходить в гости, читать, смотреть телевизор, путешествовать, заниматься, чем угодно, только бы не остаться один на один с собой. Почему? Да потому, что внутри себя страшновато. Все сбито и бродит в беспорядочном смятении.
Один предмет сменяет другой, его место занимает третий, его теснит четвертый и так далее. Одна мысль быстро сменяется другой и так быстро, что нет возможности дать отчет в том, что прошло через нашу голову. И так происходит даже во время молитвы в храме и дома, во время чтения и даже размышления. Это настоящее расхищение ума, рассеянность, отсутствие внимания, так необходимого для управления собой.
Фото астероида 2001 FO32, который успешно пролетел мимо Земли
Эпидемиолог рассказала, возможна ли повторная вакцинация «Спутником V»
Даем шанс увядающей орхидее: как вырастить из пенька новый цветок
История возникновения
История Великой Четыредесятницы началась еще во времена Нового Завета, когда Иисус рассказывал своим подопечным о таинствах поста и сам постился 40 дней, подавая пример всем верующим людям.
На Руси пост справлялся христианами еще с древних времен. Он проходил в определенные постные дни и длился не более 40 часов. Постящиеся полностью воздерживались от еды. Тогда могли поститься лишь желающие, но с 4 века Церковь объявила Великий пост всеобщим и его продолжительность увеличилась до 6 дней. Не соблюдающий правила христианин отлучался от церкви на определенный срок. Несмотря на это, многие продолжали поститься только по 2 дня.
Изначально 40 дней постились только язычники перед крещением, но уже в 5 веке эта традиция появилась и у православных. Строгие запреты несли в себе идею того, что питание должно быть дешевым и быстрым, чтобы больше времени оставалось для молитвы, а оставшиеся с обедов деньги уходили на пожертвования. Но вскоре правила смягчили, и в рацион питания были включены рыба и горячие блюда из овощей.
В других религиях также держат посты, похожие на православную Святую Четыредесятницу:
- У мусульман самый главный пост называют «Рамадан» и проходит он на девятый месяц календаря. В рамадан верующие могут принимать пищу только после захода солнца.
- Протестанский пост «страсти Христовы также справляется 40 дней. Правил питания нет.
- У католиков пост проходит с Пепельной среды и до Великого четверга. Мясные продукты под запретом.
- В иудаизме периоды поста разделены на два вида: Пост для всех верующих (Пурим) и отдельные посты (рождение сына). В каждый из постов свои особенности питания.
Как поститься детям и подросткам
Этой категории граждан можно постится как угодно. Священнослужители объясняют, для чего пост нужен детям: он прекрасно тренирует терпение. Например, подросток, привыкший ограничивать себя в питании несколько раз в год, сможет без труда выдержать невинность до свадьбы. Такие дети прекрасно знают, что такое «нельзя», они милосерднее и добрее сверстников.
Возвращаем куст розы к жизни после зимы: как правильно реанимировать цветы
Ученые разработали съедобную пищевую пленку на основе морских водорослей
«Это если у мужчины нет жены»: дети отвечают на вопрос, что такое счастье
Конечно, подросток не перестанет быть «ежиком с иголками», только начав поститься, это кропотливый многолетний труд. Приучать к воздержанию нужно с детства. Но учтите, что нельзя заставлять ребенка поститься, когда в семье едят мясной суп. Он воспримет это как изоляцию и еще больше замкнется. Если семья не может держать пост, предложите ребенку отказаться на время поста от чего-то важного для него: шоколада, социальных сетей, мультиков. И обязательно разговаривайте с ним, подбадривайте и объясняйте зачем нужен пост.
Подготовительные недели Великого поста
Перед Великим постом проходят три подготовительные недели:
- Неделя о мытаре и фарисее
В первую неделю можно не поститься только в среду и пятницу. Во все остальные дни правила и запреты соблюдаются. - О Блудном Сыне
Поститься нужно только в среду и пятницу. - О Страшном суде (Мясопустная неделя)
На этой неделе постники могут последний день перед Великой Четыредесятницей поесть мясо в воскресенье. - Сырная Неделя
Неделю перед Великим постом в народе называют «Масленичная неделя». Среда и пятница являются не постными днями. Можно есть все, кроме мяса. Оно уже исключается из рациона.
К Великому посту необходимо начинать подготовку заранее, особенно начинающим. По прошествии трех подготовительных недель организм полностью привыкает к строгим правилам воздержания.
Как легко войти в пост
- Постепенно снижать количество потребления запрещенных продуктов, заменяя их на растительный белок: бобовые и гречку.
- Не все понимают, что овощи и фрукты могут оказать вредные последствия на организм, если резко перейти на употребление клетчатки в больших количествах. Поэтому, во время подготовки их также необходимо постепенно вносить в свой рацион.
- Важно помнить, что постная еда содержит в себе намного меньше калорий. В первое время поста нужно увеличить размер потребляемых порций, чтобы снизить риск возникновения стресса на фоне голода.
- Для энергии организму необходимы жиры и углеводы. На подготовительных неделях не забывайте добавлять в пищу по 1 чайной ложке растительного масла (в пост нельзя), а также съедать по 1-2 ломтика черного шоколада. В нем содержится какао-масло, которое также благоприятно повлияет на пищеварение.
- Между основными приемами пищи организуйте небольшие перекусы.
- Отдавайте предпочтение продуктам из грубого помола круп.
- На фоне пищевых ограничений может ослабиться иммунитет. Поэтому лучшим решением будет во время поста принимать комплекс витаминов.
Страстная седмица 18–23 апреля
Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя
18 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет.
19 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме.
20 апреля: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой.
21 апреля: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.
22 апреля: Великая пятница. Воспоминание крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.
23 апреля: Великая суббота. Воспоминание пребывания тела Христа во гробе, а души — во аде, откуда он вывел ветхозаветных праведников.
Как без вреда для здоровья выйти из поста
Точно так же, как и вход в пост, выход должен происходить плавно. Особенно осторожным нужно быть с алкоголем и мясными блюдами на Пасху.
Нельзя резко возвращаться в привычный ритм питания. В противном случае, организм испытывает тяжелую нагрузку, которая влияет на здоровье.
Вводить продукты, от которых воздерживались 7 недель, нужно понемногу. В первые дни выхода стоит есть молочку, рыбу и яйца малыми порциями. Блюда необходимо употреблять в вареном виде или тушеном. Лучшим решением будет отложить сложные и тяжелые блюда на потом.
Простые и вкусные рецепты постных салатов из овощей
Салаты – один из самых главных пунктов меню в этот период. Свежие или из вареных овощей, они могут быть разнообразными, вкусными и сытными. Предлагаю вам самые оригинальные рецепты.
Салат Селянский с огурцами и горошком
Свежий, хрустящий, освежающий и очень вкусный. Готовится быстро и просто, из простых ингредиентов. Попробуйте!
Ингредиенты:
- Огурцы соленые или маринованные – 200 г.
- Зеленый горошек консервированный – 130 г. (весь нетто)
- Зеленый лук – небольшой пучок
- Молотый перец на вкус
- Свежие огурцы – 150 г.
- Растительное масло – 3 ст.л.
- Соль – по желанию
Приготовление:
Подготовим все продукты.
1. Горошек из банки отбрасываем на сито, чтобы стек весь рассол.
2. Зеленый лук (можно использовать и любую другую зелень) моем и обсушиваем от воды. Нарезаем мелко.
3. Свежий огурец моем, протираем полотенцем. Нарезаем его небольшими кубиками.
Если огурец горчит, лучше удалить хвостики и кожуру. Но постарайтесь выбрать не горький овощ, ведь с кожурой он будет выглядеть аппетитнее в салате.
4. Соленый огурец тоже слегка просушиваем полотенцем от лишней влаги. Нарезаем кубиками так же, как и свежий овощ.
5. Все продукты соединяем в одной посуде, перемешиваем. Перчим на вкус. Солить необязательно, ведь от огурцов и горошка соли должно быть достаточно. Заправляем ароматным маслом и перемешиваем.
Приятного аппетита!
Салат с морковью и сельдереем в оригинальной заправке с растительным маслом
Попробуйте приготовить этот салатик. Я уверена, что вам очень понравится и вы возьмете его на вооружение в дальнейшем, не только в Пост. Ведь он очень необычный, при этом простой и доступный в приготовлении. Даже без майонеза, в оригинальной заправке, он может быть неописуемо вкусным.
Ингредиенты:
- Морковь свежая – 150 г.
- Листья салата
- Сельдерей (корень) – 100 г.
- Орешки для украшения
Заправка:
- Чеснок – 2-3 дольки или небольшой пучок зеленого
- Масло растительное – 3 ст.л.
- Мед жидкий – 1 ч.л.
- Соль – на вкус
- Измельченный грецкие орешки – 20 г.
- Сок лимона – 2-3 ст.л.
- Петрушка – 40 г.
Приготовление:
1. Начнем с приготовления заправки. Чеснок мелко нарезаем – будь то зеленый или зубчики. Отправляем в миску.
2. Петрушку также мелко нарезаем, отправляем следом за чесноком. Все вместе немного перетираем пестиком или толкушкой, чтобы они выразили больше аромата.
3. К ним добавляем сок лимона, жидкий мед, растительное масло. Орехи измельчаем до состояния мелкой крошки (скалкой, ножом или в блендере). Перекладываем сюда же. Все перемешиваем до состояния однородной кашицы. Убираем пока в сторонку, настояться.
4. Тем временем, подготовим главные составляющие салата. Корень сельдерея и морковь очищаем. Натираем их в одну миску на терке для корейской моркови.
5. Отправляем овощи и подготовленную ранее заправку в одну посуду. Все старательно перемешиваем. Оставляем в таком виде минут на 10, чтобы все компоненты салата подружились между собой, овощи выделили сок.
6. Теперь украшаем плоскую тарелку листьями салата, выкладываем горочкой наш салатик. Посыпаем сверху измельченными орешками (любыми, на ваш вкус).
Приятного аппетита!
Рыбный салат с рисом в Пост
Предлагаю вам рецепт простого, сытного салата. В составе присутствует майонез. Не забывайте, что в классическом соусе используются яйца. Поэтому, приготовьте домашний, постный майонез для этого блюда. Прямо под этим рецептом я дам ссылку на приготовления такого соуса. Салат получается очень нарядным, аппетитным и вкусным.
Ингредиенты:
- Рис сухой – 1 стакан
- Малосольная горбуша – 250-300 г.
- Листовой салат – грамм 50
- Зеленый лук – 50 г.
- Вареная морковка – 150 г.
- Немного петрушки и кунжута для оформления
- Маленький пучок укропа
- Майонез постный – 2/3 стакана
Приготовление:
1. Рис перебираем, моем и перекладываем в кастрюлю для варки.
2. Варим его в подсоленной воде до готовности. Затем перекидываем в дуршлаг, слегка промываем и даем всей воде стечь.
Рис в этом блюде не должен быть рассыпчатым. Точнее, наоборот, он должен держать форму и сохранять устойчивость всего салата.
3. Вареную морковь чистим, нарезаем мелким кубиком. Перекладываем в отдельную миску. Все остальные продукты также будут раскладываться по отдельности, ведь салат задуман слоями.
4. Зелень нарезаем мелко.
5. Филе рыбы нарезаем мелким кубиком.
6. Начинаем собирать салат. Делать это мы будет в кольце, диаметром 20 см. Ставим форму на плоское блюдо. Нужно обернуть кольцо изнутри пленкой. Первым слоем закладываем половину риса. Выравниваем, слегка уплотняем и смазываем небольшим количеством майонеза.
7. Посыпаем частью зеленого лука. Выкладываем на него рыбу. Листья салата рвем руками на небольшие кусочки и покрываем ими рыбу. Смазываем майонезом.
8. Покрываем морковью, а затем остатками риса. Смазываем остатками майонеза. Сверху накрываем пленкой, которой ранее мы обтягивали кольцо. Убираем в холодильник на 2-4 часа. Можно даже оставить до утра.
9. Теперь достаем, убираем кольцо и пленку. Украшаем сверху веточками укропа, петрушкой и кусочками рыбы.
Домашние молитвы, которые читаются во время поста
Икона «Святая Четыредесятница»
Молитвы в первую неделю Великого поста
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста
Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.
«Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста
Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.
«Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».
Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. «Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему». Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.
Утренние молитвы
Утреннее молитвенное правило:
«Господи, будь милостив к рабу своему (имя) ! Пошли мне свое благословение да не отведи взора своего. Дай силы сопротивляться злу, меня проверяющему, помоги очистить душу от грехов, совершенных волею и неволею. Аминь.»
«Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Аминь.»
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий. Ради Девы Марии, Матери Пречистой, всех Святых, помилуй меня (имя), грешного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Аминь.»
Покаянные молитвы, читающиеся на утрени:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
Вечерние молитвы
Вечерние молитвенное правило:
«Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя.
Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь.»
«Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь.»
Акафист Пресвятой Богородице
Конда́к 1.
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́: Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
И́кос 1.
А́нгел предста́тель с Небесе́ по́слан бы́сть рещи́ Богоро́дице: ра́дуйся, и со безпло́тным гла́сом воплоща́ема Тя́ зря́, Го́споди, ужаса́шеся и стоя́ше, зовы́й к Не́й такова́я: Ра́дуйся, Е́юже ра́дость возсия́ет; ра́дуйся, Е́юже кля́тва исче́знет. Ра́дуйся, па́дшаго Ада́ма воззва́ние; ра́дуйся, сле́з Е́виных избавле́ние. Ра́дуйся, высото́ неудобовосходи́мая челове́ческими по́мыслы; ра́дуйся, глубино́ неудобозри́мая и а́нгельскима очи́ма. Ра́дуйся, я́ко еси́ Царе́во седа́лище; ра́дуйся, я́ко но́сиши Нося́щаго вся́. Ра́дуйся, Звездо́, явля́ющая Со́лнце; ра́дуйся, утро́бо Боже́ственнаго воплоще́ния. Ра́дуйся, Е́юже обновля́ется тва́рь; ра́дуйся, Е́юже покланя́емся Творцу́. Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Конда́к 2.
Ви́дящи Свята́я Себе́ в чистоте́, глаго́лет Гаврии́лу де́рзостно: пресла́вное твоего́ гла́са неудобоприя́тельно души́ Мое́й явля́ется: безсе́меннаго бо зача́тия рождество́ ка́ко глаго́леши, зовы́й: Аллилу́иа.
И́кос 2.
Ра́зум недоразумева́емый разуме́ти Де́ва и́щущи, возопи́ к служа́щему: из боку́ чи́сту, Сы́ну ка́ко е́сть роди́тися мо́щно, рцы́ Ми́? К Не́йже о́н рече́ со стра́хом, оба́че зовы́й си́це: Ра́дуйся, сове́та неизрече́ннаго Таи́ннице; ра́дуйся, молча́ния прося́щих ве́ро. Ра́дуйся, чуде́с Христо́вых нача́ло; ра́дуйся, веле́ний Его́ глави́зно. Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная, Е́юже сни́де Бо́г; ра́дуйся, мо́сте, преводя́й су́щих от земли́ на не́бо. Ра́дуйся, А́нгелов многослову́щее чу́до; ра́дуйся, бесо́в многоплаче́вное пораже́ние. Ра́дуйся, Све́т неизрече́нно роди́вшая; ра́дуйся, е́же ка́ко, ни еди́наго же научи́вшая. Ра́дуйся, прему́дрых превосходя́щая ра́зум; ра́дуйся, ве́рных озаря́ющая смы́слы. Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Конда́к 3.
Си́ла Вы́шняго осени́ тогда́ к зача́тию Браконеиску́сную, и благопло́дная Тоя́ ложесна́, я́ко село́ показа́ сла́дкое, все́м хотя́щим жа́ти спасе́ние, внегда́ пе́ти си́це: Аллилу́иа.
И́кос 3.
Иму́щи Богоприя́тную Де́ва утро́бу, востече́ ко Елисаве́ти: младе́нец же о́ноя а́бие позна́в Сея́ целова́ние, ра́довашеся, и игра́ньми я́ко пе́сньми вопия́ше к Богоро́дице: Ра́дуйся, о́трасли неувяда́емыя розго́; ра́дуйся, Плода́ безсме́ртнаго стяжа́ние. Ра́дуйся, Де́лателя де́лающая Человеколю́бца; ра́дуйся, Сади́теля жи́зни на́шея ро́ждшая. Ра́дуйся, ни́во, растя́щая гобзова́ние щедро́т; ра́дуйся, трапе́зо, нося́щая оби́лие очище́ния. Ра́дуйся, я́ко ра́й пи́щный процвета́еши; ра́дуйся, я́ко приста́нище душа́м гото́виши. Ра́дуйся, прия́тное моли́твы кади́ло; ра́дуйся, всего́ ми́ра очище́ние. Ра́дуйся, Бо́жие к сме́ртным благоволе́ние; ра́дуйся, сме́ртных к Бо́гу дерзнове́ние. Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Конда́к 4.
Бу́рю вну́трь име́я помышле́ний сумни́тельных, целому́дренный Ио́сиф смяте́ся, к Тебе́ зря́ небра́чней, и бракоокра́дованную помышля́я, Непоро́чная; уве́дев же Твое́ зача́тие от Ду́ха Свя́та, рече́: Аллилу́иа.
И́кос 4.
Слы́шаша па́стырие А́нгелов пою́щих плотско́е Христо́во прише́ствие, и те́кше я́ко к Па́стырю ви́дят Сего́ я́ко а́гнца непоро́чна, во чре́ве Мари́ине упа́сшася, Ю́же пою́ще ре́ша: Ра́дуйся, А́гнца и Па́стыря Ма́ти; ра́дуйся, дво́ре слове́сных ове́ц. Ра́дуйся, неви́димых враго́в муче́ние; ра́дуйся, ра́йских две́рей отверзе́ние. Ра́дуйся, я́ко небе́сная сра́дуются земны́м; ра́дуйся, я́ко земна́я сликовству́ют небе́сным. Ра́дуйся, апо́столов немо́лчная уста́; ра́дуйся, страстоте́рпцев непобеди́мая де́рзосте. Ра́дуйся, тве́рдое ве́ры утвержде́ние; ра́дуйся, све́тлое благода́ти позна́ние. Ра́дуйся, Е́юже обнажи́ся а́д; ра́дуйся, Е́юже облеко́хомся сла́вою. Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Канон
Великий покаянный канон Андрея Критского
Песнь 1
Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Перевод: [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.] (Исх. 15:1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. [С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.] Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. [Прииди, несчастная душа, с плотию своею, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы.] Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих. [Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи.] (Быт. 3:6-7) Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди. [Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве? Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода.] (Быт. 3:6) Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения. [Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная – плотский страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью.] Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса? [Достойно был изгнан из Едема Адам, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель. Что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные повеления?] (Быт. 3:23)
Евангелие
Евангелие 1-ой недели Великого поста
Торжество Православия. Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Евангелие 2-й недели Великого Поста
Неделя о расслабленном. Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1-12
Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Евангелие 3-й недели Великого поста
Неделя крестопоклонная. Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34-38, глава 9, стих 1
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Евангелие 4-й недели Великого поста (Неделя Преподобного Иоанна Лествичника)
Евангелие от Марка, глава 9, стихи 17-31
Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Евангелие 5-й недели Великого поста
Неделя преподобной Марии Египетской. Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32-45
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Евангелие 6-ой недели Великого поста
Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 1-18
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Что можно и что нельзя в Великий пост. Правила и запреты
Все правила и запреты, действующие в период Великой Четыредесятницы, необходимы для духовного становления и подготовки к Пасхе. Помимо соблюдения запретов приема пищи, так же нельзя забывать и о правилах морали:
Что можно делать:
- Провести дни в молитвах;
- Посещать храм;
- Свершать добрые дела;
- Поститься;
- Читать богоугодные книги ;
- Слушать духовную музыку;
- Воздерживаться от искушений и пороков;
- Быть терпимым к окружающим;
- Помогать нуждающимся.
Что нельзя делать:
- Сквернословить;
- Веселиться и развлекаться;
- Злиться;
- Физическая близость с партнером;
- Под запретом любые вредные привычки;
- Жениться;
- Пускать слухи и осуждать кого-либо;
- Ругаться;
- Дурные поступки;
- Давать деньги в долг.
Приметы
- Если в пост на небе видно яркие звезды – лето будет сухое.
- Идет снег – лето будет холодное.
- Если в дни поста вода шумит – к дождливому лету.
- Жениться в Великий пост – быть браку несчастливым.
- В Великий четверг дует сильный ветер – то ветер будет до самого дня Вознесения, а слабый ветерок –
- к урожаю ягод.
- В Чистый четверг не замерзла вода, значит, будет скорое тепло.
- Холодная погода в четверг страстной седмицы означает холодную весну.
- Если в канун Пасхи тихо – к хорошему урожаю бобовых.
- Темная ночь в день Пасхи – жди хорошего урожая.
- Считается, что если человек умер в Великий пост, то ему открыта дорога в Рай.
Падая, вставай!
Эту фразу можно отнести не только к посту, но и к любой сфере жизни. Если при каждой неудачной попытке все бросать, ничего хорошего никогда не получится. Что делать, если не смог сдержаться и нагрубил в очереди, выпил стакан молока или зашел с друзьями в бар? Нужно сказать себе, что ничего страшного не случилось. Жизнь продолжается и надо пробовать снова. А о своем поступке рассказать священнику на исповеди, он даст нужный совет в этой ситуации.
Вопросы и ответы
Сколько длится Великий пост? |
Пост длится 7 недель, 48 дней. |
Можно ли крестить ребенка? |
Креститься можно в любой из дней поста |
Можно ли играть свадьбу? |
Можно расписаться, но играть свадьбу нужно не в дни поста. |
Какие праздники православные выпадают в Великий пост? |
12 марта – День памяти Феодора Тирона; 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы; 16 апреля – Лазарева суббота; 17 апреля – Вербное воскресенье |
Можно ли есть рыбу в Великий пост? |
Можно есть только в Благовещение и Вербное Воскресенье. В остальные дни рыба запрещена. |
Можно ли пить вино в Великий пост 2022? |
Можно есть только в Благовещение и Вербное Воскресенье. В остальные дни рыба запрещена. |
Можно ли пить вино в Великий пост 2022? |
Вино разрешается только по выходным в небольших количествах |
Можно ли зачинать ребенка? |
Существует мнение, что дети, зачатые в Великий пост, родятся больными. Это неправда. Великий пост никак не повлияет на ребенка. Но зачинать его специально в этот период все же не стоит, т.к. действует правило воздержания от близости партнеров. |
Когда можно рыбу в Великий пост? |
Рыбные дни в 2022 в период Великого поста: 7 апреля, 17 апреля |
Как правильно соблюдать Великий пост? |
Отказаться от мясной и молочной пищи, питаться по специальному расписанию, соблюдать все правила и запреты Святой Четыредесятницы, посещать храм и молиться. |
Можно ли кальмаров? |
Можно только в специальные рыбные дни |
Что дает Великий пост? |
По окончанию поста очищаются тело и дух. Пост является прекрасной возможностью для тренировки силы воли и самоконтроля. Он помогает человеку духовно расти. |
Можно ли причащаться перед или во время Великого поста? |
Церковь не исключает возможность причастия перед Великим постом. Каждый желающий в праве приступить к Причастию, но в специальные дни: в среду, пятницу, субботу, воскресенье и дни праздников. |
5-ая седмица 4–10 апреля
5 апреля (вторник) – Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне – 4 апреля, в понедельник вечером
.
7 апреля (четверг): Благовещение Пресвятой Богородицы
9 апреля (cуббота) – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
10 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской – грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти.