Определения
Определение Священного Собора Православной Российской Церквио единоверии. 22 февраля (7 марта) 1918 года
- Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.
- Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего Архиерея, особыми единоверческими Епископами, зависимыми от епархиального Архиерея.
- Епархиальные Архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных, при обозрении епархии посещают и единоверческие приходы и служат в них по принятому в единоверческих церквах уставу; также и единоверческие Епископы, ведающие по поручению епархиального Архиерея единоверческими приходами, с его благословения посещают единоверческие и православные приходы и служат в последних по принятому в Православной Церкви чину, давая правящему Архиерею отчет по всей своей поездке.
- Единоверческие Епископы получают наименование по городу или иному населенному месту с единоверческим приходом, но не по таким, которые входят в титул правящего Архиерея.
- Единоверческие Епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора.
- Кандидаты в единоверческие Епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего Архиерея, который и представляет акт избрания, со своим отзывом, на утверждение высшей церковной власти. Избранные единоверческие Епископы поставляются православными и единоверческими Архиереями.
- При единоверческих Епископах существуют на общих основаниях Благочинные с Благочинническими при них Советами.
- В приходах существуют Приходские Собрания и Совет на общих основаниях.
- Все священнослужительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном церковном порядке по выбору приходских общин с утверждения единоверческого Епископа.
- В целях благоустроения и укрепления единоверия предоставляется единоверцам право для обсуждения вопросов о нуждах единоверия собираться на епархиальные, окружные и Всероссийские съезды. На окружных и Всероссийских съездах председательствует Архиерей, указанный Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а на епархиальных единоверческих съездах председательствует или местный единоверческий Епископ, по поручению правящего Архиерея, или сам епархиальный Архиерей.
- Все сношения с высшею церковною властью по делам единоверцев епархии ведутся чрез епархиального Архиерея. Ходатайства об учреждении в той или другой епархии единоверческой епископии, с указанием средств на содержание ее, вчиняются также чрез местного епархиального Архиерея.
- В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы; начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.
- На общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению православных и единоверческих приходов, песнопения исполняются по чину тех и других приходов попеременно.
- Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды тоже православны. Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям. Примечание. В случае просьбы не менее четырех пятых полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные и в них устанавливается Богослужение по чину, благословенному Собором 1667 г., и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого Епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам.
- При браках, когда один из брачующихся единоверец, а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви, по взаимному соглашению.
- Дети единоверцев, при поступлении в православные школы и училища, и дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают уставы и обычаи своих приходов.
- При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, открываются особые начальные и высшего разряда, а также и пастырские училища для воспитания в учащихся любви и привязанности к древнему укладу жизни, без похуления общецерковного обряда, для подготовки учащих в единоверческие училища и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом.
- Единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви и епархии, а единоверческие причты на местные духовно-учебные заведения и епархиальные благотворительные учреждения.
- Для единоверческих приходов, заявивших желание иметь единоверческих Епископов и указавших достаточные средства на содержание их и Канцелярий при них, с согласия епархиальных Архиереев, учреждаются кафедры единоверческих Епископов в епархиях: Петроградской — Охтенская с местожительством для Епископа в г. Петрограде, в Нижегородской епархии — Павловская с местожительством для Епископа в с. Павлове, в Уфимской епархии — Саткинская с местожительством для Епископа в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре и в Тобольской епархии — Тюменская с местожительством для Епископа в г. Тюмени».
Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск второй. Приложение к «Деяниям» второе. Москва — 1918. Издание Соборного Совета. Определение I. С. 3-5.
Определение Священнаго Собора Православной Россійской Церкви О порядкѣ прославленія святыхъ къ мѣстному почитанію 21 Августа (3 Сентября) 1918 года.
- Прославленіе угодника Божія къ мѣстному почитанію въ Русской Православной Церкви совершается Соборомъ митрополичьяго округа съ преподаваемаго чрезъ особую грамату благословенія Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода. Примѣчаніе. Впредь до надлежащей организаціи митрополичьихъ округовъ и окружныхъ Соборовъ прославленіе совершается Святѣйшимъ Патріархомъ со Священнымъ Сѵнодомъ.
- Ходатайство о прославленіи угодника Божія къ мѣстному почитанію исходитъ отъ мѣстнаго православнаго населенія, съ благословенія епархіальнаго Архіерея.
- Для причтенія угодника Божія къ лику мѣстночтимыхъ святыхъ необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидѣтельствована даромъ чудотворенія по кончинѣ его и народнымъ почитаніемъ его.
- Прежде прославленія святаго чудеса его, записанныя чтущими его память и священнослужителями, провѣряются особой комиссіей, назначенной епархіальнымъ Архіереемъ, съ благословенія Митрополита или Высшей Церковной Власти.
- При провѣркѣ чудесъ заявители о нихъ и свидѣтели даютъ показанія подъ присягой о дѣйствительности записанныхъ чудесныхъ знаменій.
- Свидѣтельствованіе и открытіе мощей для причтенія угодника Божія къ лику мѣстночтимыхъ святыхъ необязательно. Если свидѣтельствованіе мощей угодника Божія производится, то оно совершается съ благословенія Святѣйшаго Патріарха и въ присутствіи его представителя.
- Съ благословенія епархіальнаго Архіерея составляется или просматривается ранѣе составленное житіе святаго и опредѣляется соотвѣтствіе житія свидѣтельствамъ и записямъ современниковъ святаго и лѣтописнымъ записямъ и сказаніямъ. Изъ житія святаго составляется прологъ или синаксарь для Богослужебнаго употребленія.
- Съ благословенія епархіальнаго Архіерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондакъ, стихиры и канонъ), а до составленія таковой — служба правится по общей Минеѣ. Вновь составленныя Богослужебныя пѣснопѣнія и молитвы допускаются къ Богослужебному употребленію съ благословенія Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода.
- День празднованія святому устанавливается съ благословенія окружнаго Собора или Высшей Церковной Власти.
- Имя святаго вносится въ общецерковный мѣсяцесловъ съ указаніемъ о мѣстномъ празднованіи святому.
- По полученіи благословенія на прославленіе угодника Божія о предстоящемъ торжествѣ возвѣщается ко всеобщему свѣдѣнію чрезъ напечатаніе въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» патріаршей граматы, краткаго житія прославляемаго святаго, тропаря и кондака ему, каковые къ данному времени должны быть составлены.
- Чинъ прославленія святаго составляется мѣстною епархіальною властью и утверждается Святѣйшимъ Патріархомъ со Священнымъ Сѵнодомъ.
- Причтеніе мѣстночтимаго святаго къ лику обще-церковныхъ святыхъ принадлежитъ Священнону Собору Россiйской Церкви. Но и до такого прославленія служба ему, какъ святому, можетъ быть совершаема, по желанію чтущихъ его лицъ, повсемѣстно.
- Имя святаго, прославленнаго къ обще-церковному праздноваванію, печатается въ обще-церковномъ русскомъ мѣсяцесловѣ уже безъ обозначенія мѣстнаго празднованія святому.
- О прославленіи святыхъ къ общецерковному почитанію Святѣйшій Патріархъ особымъ посланіемъ доводитъ до свѣдѣнія Вселенскаго Патріарха и предстоятелей другихъ автокефальныхъ Церквей.
Женщины получили право голоса в Церкви
Принятое на Соборе определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» дало женщине право участвовать и голосовать на приходских, благочинных и епархиальных собраниях — случай в истории Русской Церкви беспрецедентный. На самом Соборе членов-женщин не было, но в качестве экспертов на заседания отдела о монастырях и монашествующих были приглашены игуменьи нескольких обителей. Любопытно, что это происходило на фоне предоставления женщинам избирательных прав на государственных выборах после революции.
В дальнейшем тенденция к расширению участия женщин в церковном служении сохранилась. Например, избранные настоятельницы монастырей со второй половины XX века стали полноправными членами Поместных Соборов.
Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Собрание определений и постановлений Деяния — том 1 (часть1 часть2) Деяния — том 2 (часть1 часть2) Деяния — том 3 Деяния — том 4 Деяния — том 5 Деяния — том 6 Деяния — том 7 Деяния — том 8 Деяния — том 9 Деяния — том 10 Деяния — том 11