100 лет назад завершился известный Собор 1917-1918 годов: каковы его итоги? Разбираем максимально коротко


Определения

Определение Священного Собора Православной Российской Церквио единоверии. 22 февраля (7 марта) 1918 года

  1. Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.
  2. Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего Архиерея, особыми единоверческими Епископами, зависимыми от епархиального Архиерея.
  3. Епархиальные Архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных, при обозрении епархии посещают и единоверческие приходы и служат в них по принятому в единоверческих церквах уставу; также и единоверческие Епископы, ведающие по поручению епархиального Архиерея единоверческими приходами, с его благословения посещают единоверческие и православные приходы и служат в последних по принятому в Православной Церкви чину, давая правящему Архиерею отчет по всей своей поездке.
  4. Единоверческие Епископы получают наименование по городу или иному населенному месту с единоверческим приходом, но не по таким, которые входят в титул правящего Архиерея.
  5. Единоверческие Епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора.
  6. Кандидаты в единоверческие Епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего Архиерея, который и представляет акт избрания, со своим отзывом, на утверждение высшей церковной власти. Избранные единоверческие Епископы поставляются православными и единоверческими Архиереями.
  7. При единоверческих Епископах существуют на общих основаниях Благочинные с Благочинническими при них Советами.
  8. В приходах существуют Приходские Собрания и Совет на общих основаниях.
  9. Все священнослужительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном церковном порядке по выбору приходских общин с утверждения единоверческого Епископа.
  10. В целях благоустроения и укрепления единоверия предоставляется единоверцам право для обсуждения вопросов о нуждах единоверия собираться на епархиальные, окружные и Всероссийские съезды. На окружных и Всероссийских съездах председательствует Архиерей, указанный Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а на епархиальных единоверческих съездах председательствует или местный единоверческий Епископ, по поручению правящего Архиерея, или сам епархиальный Архиерей.
  11. Все сношения с высшею церковною властью по делам единоверцев епархии ведутся чрез епархиального Архиерея. Ходатайства об учреждении в той или другой епархии единоверческой епископии, с указанием средств на содержание ее, вчиняются также чрез местного епархиального Архиерея.
  12. В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы; начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.
  13. На общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению православных и единоверческих приходов, песнопения исполняются по чину тех и других приходов попеременно.
  14. Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды тоже православны. Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям. Примечание. В случае просьбы не менее четырех пятых полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные и в них устанавливается Богослужение по чину, благословенному Собором 1667 г., и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого Епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам.
  15. При браках, когда один из брачующихся единоверец, а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви, по взаимному соглашению.
  16. Дети единоверцев, при поступлении в православные школы и училища, и дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают уставы и обычаи своих приходов.
  17. При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, открываются особые начальные и высшего разряда, а также и пастырские училища для воспитания в учащихся любви и привязанности к древнему укладу жизни, без похуления общецерковного обряда, для подготовки учащих в единоверческие училища и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом.
  18. Единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви и епархии, а единоверческие причты на местные духовно-учебные заведения и епархиальные благотворительные учреждения.
  19. Для единоверческих приходов, заявивших желание иметь единоверческих Епископов и указавших достаточные средства на содержание их и Канцелярий при них, с согласия епархиальных Архиереев, учреждаются кафедры единоверческих Епископов в епархиях: Петроградской — Охтенская с местожительством для Епископа в г. Петрограде, в Нижегородской епархии — Павловская с местожительством для Епископа в с. Павлове, в Уфимской епархии — Саткинская с местожительством для Епископа в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре и в Тобольской епархии — Тюменская с местожительством для Епископа в г. Тюмени».

Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск второй. Приложение к «Деяниям» второе. Москва — 1918. Издание Соборного Совета. Определение I. С. 3-5.

Определение Священнаго Собора Православной Россійской Церкви О порядкѣ прославленія святыхъ къ мѣстному почитанію 21 Августа (3 Сентября) 1918 года.

  1. Прославленіе угодника Божія къ мѣстному почитанію въ Русской Православной Церкви совершается Соборомъ митрополичьяго округа съ преподаваемаго чрезъ особую грамату благословенія Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода. Примѣчаніе. Впредь до надлежащей организаціи митрополичьихъ округовъ и окружныхъ Соборовъ прославленіе совершается Святѣйшимъ Патріархомъ со Священнымъ Сѵнодомъ.
  2. Ходатайство о прославленіи угодника Божія къ мѣстному почитанію исходитъ отъ мѣстнаго православнаго населенія, съ благословенія епархіальнаго Архіерея.
  3. Для причтенія угодника Божія къ лику мѣстночтимыхъ святыхъ необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидѣтельствована даромъ чудотворенія по кончинѣ его и народнымъ почитаніемъ его.
  4. Прежде прославленія святаго чудеса его, записанныя чтущими его память и священнослужителями, провѣряются особой комиссіей, назначенной епархіальнымъ Архіереемъ, съ благословенія Митрополита или Высшей Церковной Власти.
  5. При провѣркѣ чудесъ заявители о нихъ и свидѣтели даютъ показанія подъ присягой о дѣйствительности записанныхъ чудесныхъ знаменій.
  6. Свидѣтельствованіе и открытіе мощей для причтенія угодника Божія къ лику мѣстночтимыхъ святыхъ необязательно. Если свидѣтельствованіе мощей угодника Божія производится, то оно совершается съ благословенія Святѣйшаго Патріарха и въ присутствіи его представителя.
  7. Съ благословенія епархіальнаго Архіерея составляется или просматривается ранѣе составленное житіе святаго и опредѣляется соотвѣтствіе житія свидѣтельствамъ и записямъ современниковъ святаго и лѣтописнымъ записямъ и сказаніямъ. Изъ житія святаго составляется прологъ или синаксарь для Богослужебнаго употребленія.
  8. Съ благословенія епархіальнаго Архіерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондакъ, стихиры и канонъ), а до составленія таковой — служба правится по общей Минеѣ. Вновь составленныя Богослужебныя пѣснопѣнія и молитвы допускаются къ Богослужебному употребленію съ благословенія Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода.
  9. День празднованія святому устанавливается съ благословенія окружнаго Собора или Высшей Церковной Власти.
  10. Имя святаго вносится въ общецерковный мѣсяцесловъ съ указаніемъ о мѣстномъ празднованіи святому.
  11. По полученіи благословенія на прославленіе угодника Божія о предстоящемъ торжествѣ возвѣщается ко всеобщему свѣдѣнію чрезъ напечатаніе въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» патріаршей граматы, краткаго житія прославляемаго святаго, тропаря и кондака ему, каковые къ данному времени должны быть составлены.
  12. Чинъ прославленія святаго составляется мѣстною епархіальною властью и утверждается Святѣйшимъ Патріархомъ со Священнымъ Сѵнодомъ.
  13. Причтеніе мѣстночтимаго святаго къ лику обще-церковныхъ святыхъ принадлежитъ Священнону Собору Россiйской Церкви. Но и до такого прославленія служба ему, какъ святому, можетъ быть совершаема, по желанію чтущихъ его лицъ, повсемѣстно.
  14. Имя святаго, прославленнаго къ обще-церковному праздноваванію, печатается въ обще-церковномъ русскомъ мѣсяцесловѣ уже безъ обозначенія мѣстнаго празднованія святому.
  15. О прославленіи святыхъ къ общецерковному почитанію Святѣйшій Патріархъ особымъ посланіемъ доводитъ до свѣдѣнія Вселенскаго Патріарха и предстоятелей другихъ автокефальныхъ Церквей.

Женщины получили право голоса в Церкви

Принятое на Соборе определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» дало женщине право участвовать и голосовать на приходских, благочинных и епархиальных собраниях — случай в истории Русской Церкви беспрецедентный. На самом Соборе членов-женщин не было, но в качестве экспертов на заседания отдела о монастырях и монашествующих были приглашены игуменьи нескольких обителей. Любопытно, что это происходило на фоне предоставления женщинам избирательных прав на государственных выборах после революции.

В дальнейшем тенденция к расширению участия женщин в церковном служении сохранилась. Например, избранные настоятельницы монастырей со второй половины XX века стали полноправными членами Поместных Соборов.

Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Собрание определений и постановлений Деяния — том 1 (часть1 часть2) Деяния — том 2 (часть1 часть2) Деяния — том 3 Деяния — том 4 Деяния — том 5 Деяния — том 6 Деяния — том 7 Деяния — том 8 Деяния — том 9 Деяния — том 10 Деяния — том 11

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]