Для матери Фамари (Марджановой) все люди были «детки мои любимые»


Разве можно жить прошлым, если Бог дает новое

Княжна Тамара (преподобноисповедница Фамарь) родилась в Грузии, в княжеской семье, в 1868 году. Росла в любви, роскоши и изобилии.
Отец, князь Александр, умер, когда Тамара была ребенком. Многочисленная родня помогала во всем матери Тамары, ставшей для княжны самым дорогим человеком.

В юности княжна Тамара серьезно увлеклась музыкой, готовилась к поступлению в консерваторию Санкт-Петербурга, в чем ее горячо поддерживала мать. Замужество девушка решила оставить на потом, несмотря на множество поклонников, привлеченных ее яркой красотой.

Неожиданная смерть любимой матери, когда княжне едва исполнилось двадцать, полностью меняет беззаботное душевное состояние девушки.

Бессонные ночи в слезах, молитвы об упокоении маминой души приносили вопросы – почему ушла мама? Что же такое человек? Для чего живет, почему умирает?

Тетушки, дяди, братья и сестры старались утешить Тамару и развлечь. Летом Тамара с молодыми родственниками поехала в гости к тетушке, которая жила недалеко от монастыря в городе Бодбе. Молодые люди захотели посмотреть недавно основанный монастырь. Приехали в будний день, зашли в храм. Шло вечернее богослужение. Игумения монастыря читала канон, сестры пели. Все, кроме Тамары, постояли пару минут и вышли.

Тамара же, как потом она расскажет, ощутила здесь что-то очень близкое ее духу, то, что она давно искала, но не могла ясно объяснить. Когда богослужение закончилось, юная княжна подошла к игуменье и сказала, что чувствует в себе призвание остаться в этом монастыре. Игуменья ответила, что это очень хорошее желание, но и большая ответственность.

Разговор услышал двоюродный брат Тамары и рассказал родным, что сестра собралась в монастырь. А дальше началось хрестоматийное: молодежь задразнила (нежно) «монашенкой», дяди и тети просили одуматься, «не губить свою молодость» и предложили многие развлечения, особенно музыкальные, зная, как глубоко Тамара любила музыку.

Княжна видела искреннюю заботу родных и была им благодарна, но, ходя по концертам и гостям, только убеждалась – нет, это уже прошлое, и оно больше не дает, чем жить.

А в монастыре она ощутила, что жизнь может продолжиться, но уже по иному. Это очень тяжело было передать словами, донести до светских людей, которыми были ее родные. Они спрашивали – Тамара отвечала – они не понимали.

А в лице игуменьи Тамара увидела «продолжение матери», той, с которой можно было откровенно делиться всем, что есть на душе, той, которой не нужно «объяснять», что же с ней происходит. И, когда княжну Тамару приглашали на концерт или в театр, ее руки потихоньку перебирали четки.

Наконец – опять хрестоматийно и совершенно правдиво – после многих бесполезных уговоров отпустить ее в монастырь, Тамара решилась бежать из дома.

Игумения приняла Тамару как родную дочь, и теперь счастье девушки омрачало лишь ожидание гнева родных. В скором времени тетушки приехали за племянницей. Они просили игумению убедить девушку возвратиться домой, но получилось наоборот: игумения убедила тетушек оставить Тамару в покое.

Вскоре Тамара приняла постриг с именем Ювеналии, как у игуменьи. Во время пострига над головой Тамары кружил белый голубь.

Подвиг матушки Фамари

Истории

16 Июня 2022 4 минуты Автор: Дмитрий Котов 291

Сегодня мы расскажем вам об одной из самых необычных церквей на территории Подмосковья – о Серафимо-Знаменском скиту в Домодедовском городском округе. Скит расположен в так называемом Самойоловском лесу, на правом берегу небольшой речки Рожайки, в окрестностях села Битягово. Находится он в реликтовом лесу, где располагаются курганы вятичей, а сама это роща имеет местное прозвание Велесовой. Чтобы доехать сюда, потребуется личный транспорт – ведь скит на то и скит, чтобы быть уединенным и находиться в отдалённом месте.

версия для печати все истории


Этот скит начал строиться ровно 110 лет назад по проекту Леонида Стеженского, а впоследствии работу над ним продолжил знаменитый архитектор Алексей Щусев, автор ленинского мавзолея. Как раз в это время творчеству Щусева был свойственен манифестарный уклон в неорусский стиль, русский модерн. Интересна символика данной композиции, выраженная в числах и геометрических пропорциях. Например, ограда скита представляет собой правильный квадрат и имеет длину 33 сажени – по числу земных лет Спасителя. Столько же монахинь согласно уставу может проживать в монастыре. На территории расположено 12 келий, названных по числу апостолов. 24 окна – 24 апокалиптических старца, 32 кокошника и купол здания также отсылают к возрасту Христа.

История этого места началась с истории грузинской княжны Тамары Александровны Марджанишвили (на русский манер – Марджановой). Она родилась в конце XIX века, по линии матери ее род был связан с Ниной Чавчавадзе, супругой известного русского писателя и дипломата А.С. Грибоедова. Девушка была прекрасно образована, занималась вокалом и готовилась к поступлению в консерваторию Санкт-Петербурга. Однако все изменилось, когда в возрасте около 20 лет Тамара потеряла родителей. Тогда она приняла решение стать монахиней.

Родной брат игумении – Константин (Котэ) Карджанов, известный грузинский актер начала XX века, основатель традиции грузинского театра.

В постриге девушка приняла имя Ювеналия. Сначала она служила в московском Рождественском монастыре, затем – в Бодбийском монастыре в Грузии, а в 1910-м году игумения Ювеналия получила благословение на строительство Серафимо-Знаменского скита.


Название скит получил по имени Серафима Саровского, который вдохновил матушку на монашескому служение. А икона Знамения Божией Матери – одна из ключевых святынь храма.

Игумения была в центре духовной жизни своего времени. Она близко общалась с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, которая помогала ей и поддерживала.

В 1915-м году игумения Ювеналий приняла схиму – особо строгую монашескую аскезу. В схиме она получила имя Фамари (Тамары).

Годы ее монашеского подвига пришлись на время революции. Ей пришлось укрывать на территории скита священников, которые вынуждены были поселиться здесь после закрытия Чудова монастыря, найдя заботу и покровительство – епископа Серпуховского Арсения и будущего епископа Дмитровского Серафима Звездинского. До последнего их духовная связь была сильна, объединенные верой люди поддерживали друг друга, как могли.

Скит закрыли в 1924-м году, а в 1931-м схиигумения Фамарь была арестована и сослана в Иркутск. Чтобы её вернули в Москву – хотя бы ради получения нормального лечения от мучившего женщину туберкулёза – хлопотал, рискуя не только карьерой, но и жизнью, её брат Константин.

Через пять лет матушка Фамарь все же скончалась от туберкулёза. В 2016-м году её канонизировали в грузинской православной церкви. День её памяти отмечается 10 (23) июня. Мощи схиигумении удалось вернуть в Серафимо-Знаменский скит, где им можно поклониться и сейчас.


Матушка Фамарь с сестрами Серафимо-Знаменского скита после закрытия, на даче близ станции Перхушково, 1927 год

В советское время на территории скита располагалась Заборьевская больница. В его окрестностях до сих пор можно увидеть руины пионерлагеря. Рядом с монастырём пытались строить спортивную базу, но по стечению обстоятельств строительство не было завершено.

С 1966 года по 1974 год скит использовался как пионерский лагерь Подольского профсоюза медицинских работников «Спутник», а затем – ведомственный лагерь .

Место это удивительно. Необычная воздушная постройка вздымает в небо небольшой купол – кажется что сосновая шишка разворачивает чешуйки, показывая земную возможность вечной жизни. В скиту чтят не только память матушки Фамари, но и традиции грузинского православия – не случайно среди прихожан так много грузин. В нижней части храма, посвященной равноапостольной святой Нине, этнический колорит особенно хорошо ощущается, ведь она сконструирована в лучших традициях катакомбных церквей. Иконы здесь также своеобразного письма. Например, Богородица «Покрывающая» уберегает от невзгод Младенца Иисуса, держащего в руке символ Причастия – виноградную гроздь. Обо всех особенностях иконографии, архитектуры и традиций гостям и паломникам с удовольствием рассказывают.
Жизнь скита полна удивительных историй. Например, чудесным образом была обретена та самая икона Божией Матери Знамение: совершенно случайный человек, чья тёща работала санитаркой в больнице на территории скита и забрала к себе икону, встретился на жизненном пути нынешней настоятельницы матушки Иннокентии.


Реплика с портрета матушки Фамари кисти Павла Корина

Здесь чтят память основательницы обители. Воссоздана мемориальная комната схиигумении Фамари. Монахиня носила двухкилограммовые металлические вериги, которые до сих пор хранятся здесь – как и кусочек шали, которая спасала её от морозов в сибирской ссылке, как и религиозные книги, на которых остались капли её крови – в ту пору она уже сильно была больна туберкулёзом. Здесь же – кресло из карельской берёзы, личные предметы мебели, диван и комод.

Особого внимания заслуживает реплика с портрета матушки Фамари кисти Павла Корина. Портрет изображает ее уже в преклонных годах и является частью монументального полотна «Русь уходящая».

Заслуживает внимания и личность нынешней настоятельницы монастыря, матушки Иннокентии. Она не только она профессионально занимается увековечением памяти схиигумении Фамари. В прошлом игумения была связана с профессиональным конным спортом, и сейчас при обители функционирует конюшня. Дети особенно радуются возможности пообщаться с добрыми умными животными.
Фото: vk.com/serafim_skit, sobory.ru

Поделиться:

Мать Ювеналия и вел. кн. Елизавета Федоровна


Мать Ювеналия. Фото начала ХХ века с сайта wikipedia.org
В 1902 году игумению Ювеналию перевели в Москву, а 34-летнюю монахиню-тезку назначили на ее место Бодбийского монастыря святой Нины с тремя сотнями монахинь.

Мать Ювеналия очень скучала по своей духовной матери, и в этот тяжелый период молодую игумению поддержал отец Иоанн Кронштадтский.

Через три года в Грузии начались гражданские смуты. Горцы-революционеры грабили и убивали крестьян, разоряли их дома. Крестьян приютили в монастыре святой Нины, о чем распорядилась настоятельница, мать Ювеналия (Марджанова).

Горцы-революционеры грозили княжне-игуменье смертью, если она не перестанет помогать крестьянам. Та не перестала.

Заботясь о безопасности игумении, церковное начальство в 1905 году перевело ее в Москву. Мать Ювеналия стала настоятельницей Покровской общины сестер (при Покровском монастыре). Сестры ухаживали за больными и ранеными, вместе молились.

В то время игумения Ювеналия познакомилась с княгиней Елизаветой Федоровной, только что потерявшей мужа. Судьбы обеих в главном оказались похожи: ранние потери в семье, осознание краткости земной жизни, устремленность к вечному, жаление людей.

Обе они создали женские общины милосердия. Известно, что мать Ювеналия и великая княгиня Елизавета Федоровна помногу общались и молились друг за друга.

В 1909 году в. Кн. Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую общину милосердия. А в 1910 году игуменьей Ювеналией (Марджановой) было начато строительство Серафимо-Знаменского скита. Всего за два года удалось завершить строительные работы. Духовным руководителем стал епископ Арсений (Жадановский), в 1915 году постригший мать Ювеналию в великую схиму с именем Фамарь.

Святая схиигумения Фамарь

Во время прошлогодней паломнической поездки в Москву мы посетили Введенское кладбище. Наша гид привела нас к месту упокоения схиигумении Фамари (Марджановой) и вкратце рассказала о ее подвиге служения Христу и о том, что она прославлена Грузинской Православной Церковью в лике святых. Мало, кто из нас ранее слышал о ней, хотя большую часть жизни святая преподобноисповедница Фамарь прожила в России, была настоятельницей Покровской общины сестер милосердия и основательницей Серафимо — Знаменского скита.

По благословению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 2022 года имя преподобномученицы Фамари включено в месяцеслов, и память её почитается 23 июня. А через несколько месяцев после нашей поездки были обретены святые мощи схиигумении Фамари. Теперь они почивают на территории основанной ею обители – Серафимо — Знаменского скита.

Схиигумения Фамарь (в миру княжна Тамара Марджанишвили) родилась в Грузии 1 апреля 1868 года. По материнской линии она принадлежала к древнему княжескому роду Чавчавадзе. Благочестивые родители, окормлявшиеся у афонского священника отца Иессея, воспитывали своих детей в любви к Богу. Тамара, старшая из детей, имела хорошие музыкальные данные, и, окончив Закавказский девичий институт, намеревалась поступить в Петербургскую консерваторию на вокальное отделение. Но после смерти родителей Тамара осталась вместе с младшими братьями и сестрой в родовом имении. Ей было 20 лет.


Тамара Марджанишвили

Летом 1888 года, навещая сестру своей матери, Тамара с сестрой и братьями приехали в г. Сигны, вблизи которого в Бодбе был открыт женский монастырь во имя святой просветительницы Грузии равноапостольной Нины. На этом месте была погребена святая Нина после 35 лет своих апостольских трудов. Над могилой святой был возведен храм во имя святого великомученика Георгия, а затем основан мужской монастырь, в котором с 15 века короновали кахетинских царей. Обитель часто подвергалась нападениям, а в 17 веке была разграблена войсками персидского шаха. После посещения этого места в 1888 году императором Александром III, было решено открыть здесь женский монастырь. Настоятельницей монастыря стала монахиня, в последствии игуменья, Ювеналия (в миру Елена Ловенецкая), духовная дочь отца Иоанна Кронштадтского.

Посещение Бодбийского монастыря произвело большое впечатление на юную Тамару. Как написал её биограф епископ Серпуховский Арсений (Жадановский): « В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней». У Тамары возникло желание уйти в монастырь. При втором посещении обители она ближе познакомилась с инокинями и настоятельницей монастыря и высказала свое пожелание. Полученные в подарок от матушки Ювеналии книги укрепили намерение Тамары посвятить свою жизнь Богу. А книга « Жизнеописание Серафима Саровского» стала её любимой на всю жизнь. На пути осуществления своего желания Тамаре пришлось преодолеть множество препятствий, в том числе и со стороны родственников, желавших ей мирского счастья. Но оставив сестру и братьев на попечении родных, Тамара покинула дом и стала первой грузинкой пришедшей в Бодбийскую обитель. Впоследствии её младший брат Константин стал известным режиссером и основоположником грузинского театра.


Константин (Котэ) Марджанишвили

Настоятельница монастыря матушка Ювеналия с любовью приняла юную послушницу, взяла её под свою опеку, став для неё духовной матерью. Тамара получила послушания письмоводительницы игуменьи и певчей на клиросе. Затем стала регентом монастырского хора. Игуменья познакомила Тамару со своим духовным отцом Иоанном Кронштадтским, который пророчески предрек девушке её будущее игуменство и принятие схимы. Схиигумения Фамарь вспоминала, как впервые благословляя её, отец Иоанн сказал: « Тамара-Тамара, благую часть избрала». А во время другой встречи повесил ей на шею 3 креста, предсказав, что девушка станет настоятельницей трех обителей. После 12 лет жизни в монастыре в декабре 1891 года Тамара была пострижена в рясофор, а в октябре 1899 года пострижена в мантию с именем Ювеналия.


Игумения Ювеналия и монахиня Ювеналия

В августе 1902 года игуменья Ювеналия (Ловенецкая) была переведена в Москву настоятельницей Богородице — Рождественского женского монастыря, а в октябре того же года монахиня Ювеналия (Марджанова) была возведена в сан игуменьи Бодбийской обители. Несмотря на вынужденную разлуку обе игуменьи духовно поддерживали друг друга, а их обеих утешал и укреплял святой праведный Иоанн Кронштадтский. О встречах с духоносным батюшкой схиигумения Фамарь оставила воспоминания, полные теплых подробностей.

Особо почитала схиигумения Фамарь святого преподобного Серафима Саровского. В дни его прославления (в июле 1903 года) одна из сестер монастыря привезла в обитель икону святого. Этот образ явил множество чудес исцеления и спасения от смертельной опасности. Впоследствии схиигумения Фамарь передала эту икону Великой княгине Елизавете Федоровне для болящего цесаревича Алексея, и образ святого преподобного Серафима находился у наследника до конца его земной жизни.

Матушка Ювеналия была игуменией Бодбийского монастыря до декабря 1907 года, а затем была переведена в Москву настоятельницей Покровской общины сестер милосердия.


Игумения Ювеналия (Марджанова)

Покровская община была основана в 1872 году для социального служения по монастырскому образцу. При общине были открыты детский приют, дом для престарелых, аптека, больница, общеобразовательная и фельдшерская школы, школа шелководства. Сестры общины имели профессиональное образования и опыт работы. Многие из них принимали участие в Русско-Турецкой войне 1904-1905 г. и даже были отмечены наградами. Опытом работы общины воспользовалась Великая княгиня Елизавета Федоровна при создании в 1909 году Марфо-Мариинской обители. Матушка Ювеналия была игуменьей Покровской общины с 1908 по 1920 год.

К этому времени матушка Ювеналия возымела желание проживать в уединении вблизи Серафимо — Саровского монастыря. Она посетила Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться там и даже начала присматривать домик для своего проживания в Царском скиту. Однако во время молитвы у иконы Божией Матери « Знамение» ей был глас от Царицы Небесной о том, что она должна сама устроить скит и не только для себя, но и для других. На устроение скита её благословили и старцы Зосимовой и Оптиной пустыней, к которым она обратилась за советом. С Божией помощью появились средства для устройства Серафимо-Знаменского скита, который был построен на землях Покровской общины в селе Битягово в 1912 году. Матушкой было тщательно продумано устроение обители. Ограда вокруг скита имела квадратную форму шириной равной 33 саженям (число лет земной жизни Спасителя). Для проживания сестер было построено 12 домиков-келий (по числу святых Апостолов) и каждый домик имел название по имени учеников Господа Иисуса Христа (Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д.). В обители проживали 33 сестры. Сестры обители жили по строгому уставу, почти не общаясь с внешним миром, для стяжания христианских добродетелей и молитвы. Каждый день недели был особенным. Понедельник — день молчания, вторник — день кротости и смирения, среда — день самоукорения, четверг — день уединенной молитвы, пятница — день покаяния, сокрушения и плача о грехах, суббота — день доброделания, воскресение — день радости. Впоследствии сестры вспоминали время, проведенное в обители, как самое счастливое и светлое. На территории скита был возведен храм во имя иконы Божией Матери « Знамение». Престолы верхнего храма освящены во имя святого преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери « Знамение». Престол нижнего храма был освящен во имя святой равноапостольной Нины. Матушкой Ювеналией была устроена вблизи скита киновия в честь св. Арсения Великого. Здесь по благословению Святейшего Патриарха Тихона в годы гонений проживали епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим (Звездинский).

Каждый раз, узнавая о жизни святых угодников Божиих, удивляешься и радуешься тому, как по Промыслу Божию переплетаются их земные стези и судьбы. Святая схиигумения Фамарь имела счастье встречаться, общаться и молиться вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским, святой преподобномученицей Елизаветой Федоровной, священномучеником Серафимом (Звездинским). Игумения Ювеналия (Ловенецкая), умершая на Соловках, и епископ Арсений (Жадановский) расстрелянный на Бутовском полигоне, не прославлены в лике святых земной Церковью, но возможно получили свои венцы в Царствии Небесном.

21 сентября 1916 года матушка Ювеналия была пострижена в схиму с именем Фамарь.

Серафимо-Знаменский скит закрыли в 1924 году и сестры были вынуждены покинуть его. Какое-то время схиигумения Фамарь проживала на территории Марфо-Мариинской обители в покоях Великой княгини Елизаветы Федоровны. Затем проживала под Серпуховом, устроив маленькую общину (12 человек, включая батюшку — иеромонаха Филарета). Сестры молились и трудились, зарабатывая на пропитание: шили одеяла и игрушки. В 1930 году были арестованы иеромонах Филарет и 7 сестер. В 1931 году была арестована и схиигумения Фамарь. Она была сослана в деревню под Иркутском. Из ссылки матушка вернулась тяжело больной, но до последних дней земной жизни продолжала принимать своих духовных чад, стараясь утешить их и поделиться последним. За несколько дней до её кончины художник Павел Корин закончил её портрет. 23 июня 1936 года схиигумения Фамарь отошла ко Господу. Отпевал её епископ Арсений (Жадановский), который вскоре после этого был арестован и расстрелян.


Павел Корин. Схиигумения Фамарь

После революции территория Серафимо-Знаменского скита использовалась под дом отдыха и пионерский лагерь. В 2001 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви и в скиту возобновилась монашеская жизнь. Сестры обители организовали музей памяти схиигумении Фамари, бережно храня принадлежавшие ей вещи. По Милости Божией в обитель была возвращена храмовая икона Божией Матери « Знамение». А в июне 2022 года первая настоятельница — святая схиигумения Фамарь вернулась в основанную ею обитель.


Серафимо-Знаменский скит в наши дни


Перенесение мощей святой преподобноисповедницы Фамари в Серафимо-Знаменский скит. Июнь 2022 года

В октябре этого года прихожане нашего храма отправятся в паломническую поездку к православным святыням Грузии. Посетят и Бодбийский монастырь во имя святой равноапостольной Нины – обитель, в которой начала свой исповеднический подвиг юная княжна Тамара, ставшая игуменьей трех обителей.

Святая преподобноисповедница Фамарь, моли Бога о нас!

«Вот, пожалел меня Господь»


Кельи Серафимо-Знаменского скита. Фото с сайта drevo-info.ru
Серафимо-Знаменский скит просуществовал 12 лет, но успел собрать близких по духу людей, помочь нуждающимся, терявшим веру и в Бога, и в человека. После революции скит стал убежищем для гонимых епископов и священников. В 1924 году по приказу советской власти он был разрушен.

До закрытия Марфо-Мариинской обители мать Фамарь некоторое время жила там. Но в обитель постоянно приходили с проверками, оставаться было небезопасно.

Мать Фамарь ходила по деревням и просила помощи. Добрые люди в селе Перхушково позволили ей жить в небольшом домике.

Как только бывшая княжна обрела крышу нал головой, сразу пригласила к себе сестер из разрушенного скита и священника. Очень быстро в небольшой общине возобновился монашеский образ жизни.

Не хватало ни еды, ни дров, ни самого необходимого, но было счастье совместной жизни ради Бога.

Чтобы поддерживать себя и не просить помощи, монахини шили одеяла и игрушки.

Схиигумения пользовалась большим авторитетом у местных жителей, к ней даже в те, уже советские времена, приезжали из разных мест России. У матери Фамари всегда находились слова утешения, ободрения, надежды. Рядом с ней в любом положении находился смысл и свет. Благодарные люди оставляли ей пожертвования, а она раздавала их беднякам.

В 1931 году схиигумению Фамарь и нескольких сестер арестовали. В заключении с сестрами в камере были «политические» и уголовники. Часто поднимался шум, ругань, перепалки. Схиигумения тихо просила уголовниц успокоиться, и они замолкали. Свои передачи мать Фамарь делила на всех сокамерниц, и они были ей признательны.

После суда схиигумению Фамарь сослали в поселок Усть-Уду на Ангаре, за двести верст от Иркутска. В ссылке бывшая княжна, мать игуменья вместе с послушницей Нюшей жила в углу небольшой крестьянской избы, в котором жили хозяин и его сын Ваня. Но хозяева были очень добры к пожилой монахине, а она за них молилась, делилась воспоминаниями.

Ваня мог подолгу слушать схиигумению, а после ее освобождения они вели переписку. Ваня писал: «Жаль, что Вы уеха­ли от нас. У ме­ня те­перь ба­ян, я весь день иг­раю, вот Вы бы по­слу­ша­ли».

Чи­тая это пись­мо, мать Фамарь го­во­ри­ла с улыб­кой: «Вот, по­жа­лел ме­ня Гос­подь!»

Три раза в месяц схиигумении приходилось отмечаться в местном отделении милиции. Начальник его был далеким от веры человеком и сначала довольно грубо обращался с монахиней, но ее взгляд, слова, манеры со временем стали вызывать в нем уважение, человеческую теплоту. В 1934 году он огорченно прощался со схиигуменией и жалел, что больше ее не увидит.

Русская Православная Церковь

28 декабря 2022 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, по вопросу включения протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 122).

Члены Синода одобрили решение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении имен протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Данный вопрос включен в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора.

На том же заседании председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), совершенной в Грузинской Православной Церкви, (журнал № 123).

С благодарением Господу восприняв известие о прославлении в лике святых преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), члены Синода постановили включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви.

***

Протоиерей Христофор Варфоломеев родился в 1883 году в священнической семье в селе Корписелькя Салминского уезда Выборгской гyбернии (в 1939 году селение было разделено границей СССР и Финляндии на две части).

После обучения в Александро-Невском духовном училище, в 1903 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Затем получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете и с 1909-го по 1917 год работал в канцелярии Финлядского генерал-губернатора и в Сенате Финляндского княжества.

В марте 1917 года уволился с государственной службы и до середины августа 1917 года по назначению Синода участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. Затем, как делегат от Финляндской Православной Церкви, принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора. В декабре 1917 года уехал на каникулы в Финляндию и не смог вернуться в Москву из-за закрытия границы. В 1918-1919 гг. жил в г.Кексгольме (ныне Приозерск), где нес церковное послушание псаломщика храмов Всех святых (ныне Валаамское подворье) и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1919 году поступил в армию Юденича, но из-за болезни был отправлен в Мурманск, где работал делопроизводителем Мурманской железной дороги.

С 1921 по 1934 гг. служил священником в храмах Ленинграда: с 1921-го по 1930 год в Троицкой Творожковской церкви на Роменской улице, затем до 1932 года в Сергиевском храме на ул. Чайковского, а с 1932-го по 1934 год в Спасо-Преображенском соборе.

17 января 1934 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной монархической организации «Братство свв. Сергия и Германа Валаамских». По делу проходили в основном священнослужители, большинство из которых признали свое участие в этой организации и дали показания друг на друга. Однако, как следует из выписки из следственного дела, несколько человек отказались давать показания, в том числе протоиерей Христофор Варфоломеев. В протоколе допроса отца Христофора от 23 февраля 1934 года зафиксировано следующее его заявление: «О деятельности «Братства свв. Сергия и Германа» на территории СССР и за границей, а также о роли в нем моего брата давать показания органам ОГПУ не буду и от показаний по предложенному мне протоколу категорически отказываюсь, в чем и расписываюсь». Осужден постановлением тройки по ст. 58 пп. 10 и 11 к заключению в лагерь на пять лет. Заключение отбывал в Севвостоклаге. Скончался 8 сентября 1938 года в лагерной больнице. Место захоронения неизвестно.

***

Священник Павел Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне с. Модно Устюженского района Вологодской области) Александра Кушникова.

Окончил Новгородскую духовную семинарию, из которой был выпущен в 1905 году с аттестатом второго разряда. Потом ему довелось служить учителем церковно-приходских школ. В 1913 году его рукоположили и назначили на служение в Бельскую церковь Устюженского уезда, где он был клириком последующие пять лет — вплоть до своей мученической кончины.

В годы Первой мировой войны и революции священнослужитель заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье паствы, но и о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределявшая продукты питания между жителями прихода.

В 1917 году некоторые из прихожан отца Павла написали на него заявление-донос в Устюженский уездный комиссариат. Ему было предъявлено обвинение в пропаганде неповиновения новому правительству. После завершения расследования отец Павел был оправдан.

22 февраля 1918 года он был неожиданно арестован двумя делегатами от Устюжского исполнительного комитета, обвинен в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не было обнаружено. 23 февраля отца Павла вывели за село Бельское к болоту, застрелили и тут же зарыли.

О его подвиге на Поместном Соборе 1917-1918 гг. свидетельствовал митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), председательствуя на заседании 9 апреля 1918 года.

20 сентября 1918 года на последнем заседании Поместного Собора секретарь Собора В.П. Шеин (будущий святой преподобномученик Сергий; †1922, память 31 июля / 13 августа) в своем докладе «о гонениях на Церковь и о новых мучениках» в числе священнослужителей, «пострадавших за веру и Церковь», упомянул священника Павла Кушникова.

***

Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.

В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) о чем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона уведомил председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим своим письмом от 30 августа 2022 года.
Патриархия.ru

Схиигумения Фамарь (Марджанова), в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, родилась 1 апреля 1868 года в Грузии, в селе Кварели, в дворянской семье. Ее отец полковник Александр Марджанишвили и мать Елизавета, урожденная княжна Чавчавадзе, были глубоко верующими людьми и окормлялись у афонского священноинока отца Иессея.

В юности Тамара пережила трагедию — потерю любимых родителей. Это сказалось на душевном настрое девушки, обратили ее взгляд от временного к вечному.

Тамара Александровна с младшими братом и сестрой остались наследниками родового имения. Брат Тамары Константин Александрович Марджанов (Котэ Марджанишвили) стал известным актером, режиссером, одним из основоположников национального грузинского театра. Сама Тамара получила хорошее образование в Закавказском девичьем институте. Имея прекрасные музыкальные способности и чудесный, проникновенный голос, она готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории. Очаровательная девушка из знатной семьи привлекала внимание женихов, и на нее заглядывались юноши из лучших грузинских семей. Но у Господа были иные планы на ее счет, и неожиданно судьба Тамары приняла совершенно другой оборот.

Биограф схиигумении Фамари епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), рассказывал о том, как летом 1888 года Тамара с сестрой посетили Бодбийский монастырь: «На второй день по приезде обе сестры поспешили отправиться в монастырь ко всенощной. Служба шла в маленьком домовом храме; пели три инокини; только что назначенная игумения Ювеналия читала канон. В такой обстановке и в таком обществе Тамаре Александровне никогда не приходилось бывать. Как только вошла она в церковь, моментально явилась у нее мысль: “И я поступлю в монастырь”… В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней. Во время службы Тамара Александровна тихонько подпевала клиросным… Итак, Тамара Александровна вернулась из монастыря с твердым намерением непременно туда попасть».

В монастыре Тамара приняла постриг с именем Ювеналия. Игумения Ювеналия и молодая инокиня Ювеналия были очень дружны. Когда в 1902 году игумения получила назначение в Московский Рождественский монастырь, молодую инокиню Ювеналию назначили игуменией Бодбийского монастыря.

В 1905 году она Указом Синода была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер. В 1910 игумения Ювеналия по благословению начала строить Серафимо-Знаменский скиту. Игуменья Ювеналия была дружна с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве. Обе они рано осознали краткость земной жизни и непредсказуемость большинства событий в ней. Стремились к служению Богу, людям, обе создали женские общины. В 1909 г. начала действовать учрежденная Елизаветой Федоровной в 1907 г. Марфо-Мариинская обитель, в 1910 г. она стала настоятельницей этой обители.

В 1916-м епископ Арсений (Жадановский) стал для сестер духовником, а за год до этого совершил пострижение игумении Фамари в схиму. В 1918—1919 гг. в Серафимо-Знаменском скиту по благословлению святого патриарха Тихона игуменья Фамарь укрывала епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) и архимандрита Серафима (Звездинского) — впоследствии епископа Дмитровского.

В 1924 году скит был закрыт и уничтожен большевиками. Сестры разошлись в разные стороны. По сведениям некоторых из ее духовных чад, первоначально схиигумения Фамарь некоторое время жила в покоях великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. После ее закрытия матушка Фамарь приехала в село Кузьменки под Серпухов. Многие сестры ее скита были сами родом из Серпухова. В те тяжелые 1920-е гг. матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла; при этом в этих кооперативах тайно велись богослужения.

В 1931 матушку Фамарь с двумя сестрами арестовали. В камере, где находилась матушка, политические заключенные содержались вместе с уголовницами. Сестры вспоминали, что им как-то удалось отделить с помощью небольшой занавески угол для матушки в общей камере. Величие духа подвижницы чувствовали все заключенные, даже уголовницы прекращали шуметь и ругаться по ее просьбе. Когда схиигумения Фамарь получала передачи, она делилась ими со всеми сокамерницами, и они принимали от нее угощение как благословение.

Когда следствие было закончено, схиигумению Фамарь выслали на пятилетний срок в глухую сибирскую деревню Усть-Уду на Ангаре, за двести верст от Иркутска.

После перенесенной ссылки матушка была уже очень больна: туберкулез постепенно уносил ее силы.

Несмотря на физическую немощь, духовное величие и красота духа матушки оставались неизменными и, наоборот, с годами набирали силу. Именно эту ее сокровенную красоту духа подвижницы увидел знаменитый художник Павел Корин. За несколько дней до кончины матушки он закончил портрет «Схиигумения Фамарь», послуживший одним из этюдов к монументальному полотну «Русь уходящая».

Схиигумения Фамарь отошла ко Господу 10/23 июня 1936 года. Отпевал ее на дому владыка Арсений (Жадановский). Самого владыку Арсения ждал очередной арест. Через год, в сентябре 1937-го, он был осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушку Фамарь похоронили в Москве, на Введенских горах, «Немецком» кладбище Москвы, недалеко от могилы протоиерея Алексия Мечева, ныне прославленного в лике преподобных.

На месте ее упокоения поставили простой белый деревянный крест с двумя иконами — Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского. На нижней перекладине креста, по благословению владыки Арсения, сделана надпись: «Веруяй в Мя имать живот вечный».

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации схиигумении Фамари.

Илл.: Павел Корин «Русь уходящая». По материалам: Монастырский вестник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]