Как описывается история Пасхи в Ветхом Завете


Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

А что это за история про евреев и Египет?

Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Численность его быстро росла, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить евреев, он сперва приказал привлечь их к тяжелой стройке, которая постепенно превратила их в рабов: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх 1:13–14), а потом повелел убить всех их новорожденных младенцев. Только будущего пророка Моисея удалось спасти. Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную.

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.

Что означает слово «Пасха»

На самом деле этот праздник существовал еще во времена Ветхого Завета. Слово «Пасха» в переводе с иврита означает – «исход». Это – еврейский праздник, установленный еще пророком Моисеем задолго до пришествия в мир Христа. Это – один из древних ветхозаветных пророков, выполнивший великую миссию спасения евреев.

Моисей пришел тогда, когда еврейский народ находился в бедственном положении в Египте. Они переехали туда во времена голода, Иосиф – сын Авраама помог им в этом. Его братья продали в рабство по причине зависти – отец любил его больше других одиннадцати сыновей. Но это печальное событие послужило на пользу евреям – Иосиф стал в Египте уважаемым человеком. При дворе фараона любили его и уважали благодаря его уникальным способностям и уму. Поэтому его семью приняли в Египте с почестями.

Что такое опресноки?

Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).

Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.

Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.

Новозаветная Пасха

Согласно принципу Библии, содержание Ветхого Завета представляет собой пророчества и прообразы того, о чем говорит Новый Завет. Если мы посмотрим на ветхозаветную Пасху с этой точки зрения, то мы увидим удивительную и подробную картину новозаветной действительности.

По Божьему всевластию Господь Иисус был убит именно в день ветхозаветной Пасхи (Мф. 27:15; Ин. 18:28), чтобы исполнился этот прообраз. Именно Он является действительным Агнцем, который был принесен в жертву за нас. Поэтому, когда Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса, он сказал всему народу: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» (Ин. 1:29).

Отсюда видно, что с точки зрения Нового Завета слово «Пасха» указывает не на какое-то религиозное мероприятие. Пасха — это живая Личность. Поэтому апостол Павел сказал: «…Наша Пасха, Христос, принесен в жертву» (1 Кор. 5:7). Пасхальный ягненок в Исх. 12 — это прообраз, который является описанием, объяснением и определением того, чем является Христос как жертва за нас. А сам праздник Пасхи в Ветхом Завете является предызображением, показывающим, как Христос, наша Пасха, спасает нас от Божьего суда и кормит нас тем, чем Он является.

Всё, что происходило с Божьим народом во время выхода из Египта, является не просто историческими событиями, «а произошли эти события как примеры [букв. «прообразы»] для нас…» (1 Кор. 10:6). Новый Завет говорит, что Бог установил день, в который Он будет судить мир (Деян. 17:31), так же как Он судил Египет, который в Библии является прообразом безбожного мира. Но Бог в Своей милости и любви даёт людям путь спасения. Этим путем является Христос, который умер за нас.

Если вы примете Христа, как жертву, принесенную вместо вас, то Он станет вашей Пасхой, благодаря которой Божий суд над этим миром пройдет мимо вас. Кровь, которую Он пролил на кресте за ваши грехи, станет кровью «на дверях вашего дома», а Он Сам станет вашим питанием, удовлетворяющим ваш голод и позволяющим вам выйти из «египетского рабства».

Чтобы принять Иисуса Христа и получить спасение от суда над этим миром, просто скажите Ему несколько слов из вашего сердца. Скажите: «Господь Иисус, я верю, что Ты умер за меня. Спасибо, что Ты приготовил для меня спасение. Ты — Агнец, который уносит грех мира. Господь, я открываюсь для Тебя и принимаю Тебя как моего Спасителя».

Почему у этого праздника такое название — Пасха?

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

5.1. Пасхальное богослужение

Пасхальная заутреня в Малороссии

. Николай Пимоненко. 1891

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.

5.2. Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым»

(Рим.16:16), также 1Пет.5:14, 1Кор.16:20.

5.3. Пасхальный огонь

Пасхальный костер. Бранденбург

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал— особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны смысл костра как и у пасхальной свечи — огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Освящение куличей на Пасху. Православный храм. Львов

Яйцо Фаберже. Московский Кремль

Пасхальные яйца

5.4. Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ( (болг.) «бедро») или «шиш» ( (болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

5.5. Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

5.6. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.

5.7. Народные обычаи

«Христосование» пасхальными яйцами

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.[18]

Семья пасхальных зайцев. Бремен

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи. Германия

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи — Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

В свете библейской типологии будущее представляется как более совершенное повторение прошлого опыта; новый исход (Ис. 43,16-21), новый завет (Иер. 31,31-34) и т.п. Таким образом, то, что происходило в священной истории Ветхого Завета со всеми ее составными элементами (событиями, лицами, институтами), являлось тенью будущего, было прообразом событий мессианского периода, прообразом Христа и Нового Завета. Ветхозаветные праздники, как важнейшая составляющая религиозной жизни древнего Израиля, имели особенное типологическое значение. Типологическая связь между праздниками Ветхого Завета и периодом Мессии полностью раскрывается в творениях святых отцов и в литургическом Предании Православной Церкви.

Самый главный еврейский праздник, Пасха, своей семантикой и своей обрядовой системой имел уникальное типологическое значение. Ничто не раскрывает христианский смысл праздника Пасхи таким образом, как его связь с древнееврейским прообразом. Из Евангелия мы знаем, что Христос пострадал как раз в дни древнееврейской Пасхи, и это сходство – с евангельской точки зрения – не случайно.

В праздник Пасхи вспоминалось событие Исхода евреев из Египта, а этим избрание и рождение Израиля в народ Божий. Приносился в жертву агнец пасхальный (см. Исх. 12) и в течение 7 дней евреи должны были есть опресноки в воспоминание поспешного исхождения из Египта.

Характер празднования Пасхи в эпоху Христа изменяется и становится отличным от древнего. Уже не избирается агнец за 4 дня до праздника, не употребляются для заклания козы, не вкушается пасхальный агнец стоя и с посохами в руках и косяки домов не окропляются его кровью, но на пасхальной вечери теперь принимается вино[1].

Порядок Тайной Вечери, которому следовала пасхальная вечеря, был издавна выработан, достаточно сложен, но хорошо известен всем правоверным иудеям,[2] которые ежегодно тысячами стекались в Иерусалим на Пасху[3]. Иисус и Его ученики здесь ничего нового не изобретали и не могли изобрести. Для пасхальной вечери был установлен определенный обряд, который веками развивался и во время Иисуса Христа получил конечную форму, которую и сегодня он имеет у евреев[4]; из Мишны мы точно знаем, как современники Христа справляли Пасху[5]. Эта вечеря, именуемая «seder» (סדר – порядок), состояла из целого ряда молитв, священнодействий и яств. Высказывается предположние, что «сценарий» пасхального седера был разработан по образцу греко-римского симпосия[6]. Действительно, нельзя исключить некоторого влияния античного застольного пира на пасхальный седер (между прочим, на трапезе имелось и вареное яйцо[7]), но ряд элементов седера восходит, по-видимому, к глубокой древности, отражая универсальные и архитипические представления. По закону, Пасху следовало вкушать стоя, но позднее был введен был обычай возлежания[8]. Хотя по закону Моисееву повелевалось есть Пасху стоя, правило это не применялось к ужину. По Талмуду, рабы должны были потреблять свою пищу стоя, а свободные люди не должны были соблюдать этот обычай, что указывало на переход Израиля от рабства к независимости[9]. В виду этого даже беднейший должен был ужинать возлежав, в знак безопасности, спокойствия и свободы. Седер предписывалось совершать опираясь на левую руку, как бы возлежа (как это практиковалось свободными людьми в греко-римский период)[10]. Именно так, облокотившись на специальную подушечку, часто вел седер отец семейства или ведущий (ср. Ин. 13, 23). Здесь чередовались питье смешанного с водой вина и вкушенье горьких трав, опресноков и, конечно, пасхального агнца.

Тайная Вечеря, совершенная Христом вместе с учениками, по внешнему ритуалу являлась древнееврейской пасхальной вечерей, на которую в Израиле собирались члены каждой семьи для вкушения пасхального агнца[11]. Скорее всего, ритуал иудейской пасхальной трапезы был совершен Христом вполне последовательно. Но с небывалыми акцентами и добавлениями. Трапеза начиналась с благословения, в середине же трапезы следовалаhaggada– речь о чудесном избавлении евреев от рабства как ответ отца сыну о причине празднования Пасхи[12]. Одна из чаш, третья[13] по счету, от которой все пили, называлась «Чашой благословения» (ср. 1 Кор. 10, 16). В конце трапезы на Тайной Вечери Христос также «благословляет чашу» (см: Мф. 26, 26-27; Мк. 14, 23; Лк. 22, 20). Господь в ходе этой вечери произносит слова: «Пийте от нее все. Эта чаша есть Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается»[14]. Здесь ясен параллелизм между двумя Пасхами: Христос повторяет слова Моисея: «Сия есть кровь завета, который завещал вам Бог»(Исх. 24, 8). Христос говорит те же слова в Свою пасхальную ночь и о Своей крови. Кровь агнца, изливавшаяся при заключении Ветхого Завета, здесь соотносится с Кровью Христа, изливаемой теперь; Завет с Моисеем – с Новым Заветом; избавление от египетского рабства – с оставлением грехов.

Христос говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), – потому что эта Вечеря (Литургия) уже будет твориться в воспоминание Христа, а не Моисея. В том смысле значение этих слов, противно протестантам, говорящим, что хлеб и вино в Литургии не являются истинными Телом и Кровью Христовыми, а лишь напоминают о Нем.

Христианская вера – вера Пасхальная. Последование Таинства Евхаристии возникло не из храмового богослужения и не из синагогального. Последнее оказало влияние на «синаксис», который впоследствии составил первую часть христианской Литургии. Само последование Евхаристии возникло из последования иудейских трапез, точнее из последования Тайной Вечери[15].

Много чернил богословов истрачено на то, чтобы обьяснить, как же так получилось, что Христос совершил пасхальную трапезу с учениками прежде начала иудейской Пасхи[16]. Мнение, что Пасха была совершена с 13-го на 14-е нисана, в настоящее время следует считать общепризнанным и распространенным. Порядок событий последних дней Господа Иисуса Христа был такой, на какой указывают церковные службы Православной Церкви на Страстной седмице. Таким образом, пока без всяких доказательств, наперед предположим, что Христос был распят утром в пятницу; Тайная Вечеря была накануне этого дня, ночью с четверга на пятницу.

Христос пострадал не просто в дни еврейской Пасхи, но в самый день еврейской Пасхи (во время закалания агнцев в Храме), а это, как мы уже заметили, было неслучайно. «Во святый и великий четверток, иже вся добре счинившии божествении отцы, друг другоприимательно от божественных же апостол, и священных и божественных евангелий, предаша нам… понеже бо еврейская фаска по пятце жретися имаше. Бяше же убо прикладно, образованию последствовати и истине, в том яве и еже по нам пасце жретися Христу, предварив Господь наш Иисус Христос, якоже божественнии отцы глаголют, действует тую со ученики в вечер четвертка. Той бо вечер и пяток весь, един день у еврей вменяется: сице бо они числят нощеденство глаголюще»[17].

Подобно другим праздникам и установлениям, ветхозаветная Пасха является тенью, прообразом будущего (Кол. 2, 15-17). В пасхальных постановлениях образы будущего прозревали еще ветхозаветные писатели. Грядущему Мессии они усвоили такие названия, которые, очевидно, заимствованы от пасхального агнца. Так, прр. Исаия и Иеремия уподебляют Его агнцу (Ис. 53, 7; Иер. 11, 19), и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа (Деян. 8, 32-35). Сообразно с этим Его именуют Агнцем и в Новом Завете (Ин. 1, 29; 1 Петр. 1, 19), а св. ев. Иоанн Богослов, расказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19, 33-36; Исх. 12,10). Несокрушение костей пасхального агнца прообразовало неперебитие голеней Христа на кресте (Ин. 19, 33-36).

Смотря на Пасху через призму Нового Завета, через уже выполненное пророчество во Христе, заметим, что пасхальный агнец, как жертва Богу, типологически указывал на Иисуса, который есть Агнец Божий, берущий грехи мира (Ин. 1, 29), от сложения мира закланный (Откр. 13, 8), принесший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (1 Кор. 5, 7). Более подробно раскрывают прообразовательное значение Пасхи отцы и учители Церкви. И прежде всего, как мы уже заметили, время заклания совпало со временем распятия Христа. Св. Ириней Лионский говорит: «Он (Моисей) знал и день страдания Его, и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху»[18]. «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа распятого на кресте», – замечает св. Ефрем Сирин[19]. Кропление кровью пасхального агнца – образ нашего искупления кровью Христа (св. Кирилл Александрийский)[20]. «Вкушение пресных хлебов, – по его словам, – указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенным, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни»[21]. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе, то есть то, что христиане через Пасху Христа будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую Пасху в бесквасии чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8). Горькие травы – образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть[22].

Известно толкование одного из первых апологетов Церкви, св. муч. Иустина Философа, по которому сам образ приготовления пасхального агнца «был символом страдания крестного, которым имел пострадать Христос. Ибо, когда жарят ягненка, то его располагают на подобии фигуры креста: один вертел проходит чрез него прямо от нижних оконечностей к голове, а другой поперек плечных лопаток, на котором держатся передние ноги ягненка»[23].

Еще одно очень интересное совпадение: во время Христа Пасха и Опресноки переживались как одно праздненство, Пасха по своему идейному и историческому значению превышает праздник безквасных хлебов, и поэтому нередко ее название переносится и на следующий за ней праздник[24]. По Закону 14 нисана заколали пасхального агнца и вкушали пасху, 15 нисана праздновался первый день Опресноков, также названный Пасха, а на другой день праздника (по традиции 16 нисана)[25] приносился первый сноп (‘omer) жатвы (Лев. 23, 10-11). Как мы уже указали, по преданию отцов Церкви день заколения пасхального агнца совпадает с днем Страдания и Смерти Мессии Христа (пятница). А Воскресение Христово произошло утром 16 нисана (воскресенье), в день приношения омера, первинок в Храм. И разве это случайно? Разве не это имел в виду ап. Павел, когда говорил, что Христос, когда воскрес из мертвых, стал первенцем (α̉παρχή) из умерших (1 Кор. 15, 20)? Первенцем, начатком всех искупленных является Христос, Который, как и первый сноп, освящает всю жатву (Рим. 8, 29; 1 Кор. 15, 23; Кол. 1, 18)[26]. И эти два дня как празднества были восприняты первыми христианами, но уже в другом измерении, в измерении Христа, первый – отвечая Пасхе крестной (paschastaurosimon, paschacrucifixionis), а другой – Пасхе воскресной (paschaanastasimon, pascharesurrectionis)[27].

Чтобы увидеть мессианско-пророческое значение ветхозаветного праздника Пасхи, обратим внимание на практику позднейшего иудаизма. Мы знаем, что это не библейский иудаизм, но его практика во многом помогает раскрытию типологического значения Пасхи. В этой практике воплощается много древних религиозных и мессианских идей, которые восходят к глубокой древности; в ней отражается значение праздника для библейских евреев.

Несомненно, уже во время Христа среди евреев Пасха приобрела эсхатологический оттенок, получила мессианский характер. Праздники связываются с ожиданием Мессии уже в послепленное время, они исполнены этим мессианским содержанием, особенной интенсивности это достигает во время Маккавеев. Праздники уже не представляют собой только воспоминание, но воспоминание поставляется в функции ожидания. Исход из Египта связывается с будущим событием прихода Мессии и освобождением от духовного рабства греха, от подчиненности законам этого мира. Открывается эсхатологическое измерение Пасхи. Праздник не напоминал только исход из Египта, но стал также предвкушением наступающей мессианской эры. Окончательное спасение (эсхатологическое) является как бы новым творением (Ис. 65, 17), необратимым исходом (65, 22), полной победой над злом, вновь обретенным раем (65, 25). Это преображение мира должно было исполниться в лице Мессии (Ис. 11, 1-9), и в каждую пасхальную ночь иудеи ждали Его пришествия.

Обряды культовой пасхальной трапезы (seder) рассматривались как предвосхищение «мессианского пира»[28].

У евреев существовало такое изречение, приписываемое старцам: «Во всяком роде, человек обязан увидеть себя как бы изшедшим из Египта»[29].M‘itzraim (מצרים ), еврейское слово для Египта имеет значение «границы», «зажимы»;yetziatm‘itzrayim, «исхождение из Египта» – это стремление подняться над всем, что порабощает душу человека, детерминирует ее, стремление освободить ее от всех физических, психологических либо духовных ограничений, причиной которых стали привычки и природа[30]. Поэтому в синагогальной литургии Пасха называется праздником свободы (hagha-herut)[31].

Один из ограничивающих элементов человеческого состояния – это феномен времени. Время глотает прошлое и отделяет нас от будущего, сводя нашу жизнь на привременную частицу настоящего. Но в первый вечер Пасхи разрушаются границы времени, человеку позволяется пережить Исход, как будто бы он сам изшел из Египта. Исход восстанавливается в уме, вербализируется в рассказе хаггады, вкушается в форме опресноков и вина. История становится настоящей и реальной.

Пасха длится восемь дней[32]. По правилу в еврейской диаспоре первые два дня и заключительные два дня – праздничные в полном смысле (yom tov)[33]. В то время как тема избавления является лейтмотивом всего праздника, первые дни Пасхи отсылают к первому избавлению, но заключительные дни прославляют конечное избавление – будущую эру Божественной благости и совершенства, возвещенные Мешиахом. В начале праздника совершается седер, напоминающий избавление из Египта со всеми его ритуалами. В седьмой день Пасхи читается «Песнь моря», содержащая важную аллюзию на мессианскую эру; в восьмой день читается хафтара (чтение из пророков) из Исаии 10:32-12,6 – одно из примерных пророчеств для будущего Избавления. Раввин Israel Baal Shem Tov, основатель хасидского движения[34], в XVIII в. установил обычай причащения, участия в «пире Мешиаха», отблеск седера с опресноками (m‘atza) и 4 чашами вина, совершающийся после полудня восьмого дня Пасхи.[35]

Этим обычаем Baal Shem Tov подчеркнул связь между Избавлением и Восьмым днем Пасхи[36]. Хотя этот обычай явился недавно, в нем воплощается идея, которая, скорее всего, уходит корнями в глубокую древность: связь времени праздника вообще, а особенно Пасхи, со временем Мессии. Таким образом, в последний день Пасхи благочестивый еврей входит в мир ожидаемого Мешиаха, разрушая стену будущего, чтобы вкусить опресноки (мацу) и вино конечного избавления[37]. Еврей к участию в этом «пире Мешиаха» готовится во время всей пасхальной недели: он не вкушает квасное. В современной хасидской терминологии квас (хамец) изображает тупое чувство самодовольности. Устранение хамеца на Пасху представляет устранение высокомерия и эгоизма[38]. Победив свои слабости, теперь человек причащался эсхатологического времени мессианского избавления; вкусив это, он начинал радоваться жизни в служении Богу[39].

Мы видим, как по действию Духа евреи антиципировали то, что реально полностью будет дано христианам. Они мистически предвкушали эру Мессии, время восьмого невечерняго дня Господня, к которому, кстати, была устремлена вся история избранного народа (не случайно то, что Пасха праздновалась восемь дней, и что в восьмой день совершался пир Мешиаха, это икона будущего Царства). Но это все было прообразом, и для евреев все еще остается таковым, так как они не узнали Мессию. Они как бы опоздали с этим: то, что для евреев представляло (и представляет) собой лишь символ, для верующих во Христа становится литургической реальностью.

С приходом Христа, истинного Мессии, мы уже живем в последние, мессианские времена. С Воплощением, Жертвой, Воскресением, Прославлением Христа, со всем делом Его Спасения мир уже искуплен, и надежды Израиля исполнены. Мы, христиане, ожидаем второго пришествия Христа, но Царство уже дано. Хотя мы еще находимся в седьмом дне Творения, в историческом времени, нам Бог позволяет переживать жизнь восьмого дня и реально предвкушать Царство. Каждый раз, когда мы вступаем в священное пространство первого дня недели – воскресенья, через Литургию мы восходим в Царство и причащаемся этой жизни. И, таким образом, воскресенье реально становиться восьмым днем, иконой Вечности. Это исполняется не только в воскресенье, но и каждый раз, когда мы служим Литургию, потому что время Литургии – это время Царства Небесного. «Сие творите в Мое воспоминание: елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете. Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение, еже на небеса возшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное Его второе пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»[40]. «Все это воспоминание есть повторяемое снова и снова возвещение смерти и воскресения Христа (1 Кор. 11, 26) – переживание того, что произошло в прошлом, как действительного и присутствующего теперь»[41]. Не только вспоминать прошлое, но и будущее, а как мы можем вспоминать будущее, когда оно еще не случилось? В Литургии мы уже можем говорить так, потому что оно воистину случилось, так как мы находимся в эсхатоне; там уже находится полнота всего, все уже исполнено, там полнота времени, там прошлое, настоящее и будущее не разделены, они все в одном реальном литургическом «сейчас». В Литургии открывается истинная Пасха, Пасха Христова и новое, реальное измерение праздника, данное Им.

«Литургия, – говорит архим. Софроний, – в своей вечной реальности есть всегда соприсутствующая нам Пасха Господня. До пришествия Христа, Мессии, Еврейская Пасха состоялась в воспоминании исторического события – перехода чрез Чермное море израильского народа, избавленного от египетского рабства, прототипа всех прочих рабств. Христианская же Пасха есть избавление от рабства греху и смерти; переход от частных и ограниченных положений к универсальным, божественным; восхождение от земных форм бывания к небесным, к бессмертию»[42]. И в этом, согласно отцу Софронию, радикальное изменение характера нашего Пасхального торжества (т.е. Литургии). Вся Литургия в ее существенном содержании есть не что иное, как воспоминание о Христе Мессии, а не о каком-либо историческом факте. «Воспоминание», понимаемое как живое вхождение в сферу Духа Христа, в Его Божественном и земном измерениях. Христос – смысл и свет Христианской Пасхи. Вечная актуальность Литургии подчеркнута также содержанием молитвы, которую все верующие произносят пред принятием Святых Таин Тела и Крови Христа: «Вечери Твоея тайныя ДНЕСЬ, Сыне Божий, причастника мя прими». В этом «днесь» – НЫНЕ – нет ни прошлого, ни будущего, но только настоящее – полнота. И этою молитвою снова мы просим быть принятыми в лоно предвечного Божества Святой Троицы[43].

Нам дано реально предвкушать эту радостную жизнь в «пире Мессии», в нашем Пасхальном торжестве, в Литургии, но это только начало. Когда будет второе пришествие в истории, когда Бог будет все во всем, тогда мы будем еще истиннее и совершеннее причащаться этой воскресной жизни, Самого Бога.

[1] Терновский С.А. О жертвах, 63-е чтение // Библейская старина, VIII. СПб., 1900. С.18.

[2] Поэтому в Новом Завете евангелисты ничего не говорят о ходе традиционной трапезы, который был само собой разумеющимся, а лишь сообщают о новшестве: наполнении Христом всей трапезы иным содержанием.

[3] В конце эпохи Второго Храма количество паломников, стекавшихся в праздник Пасхи в Иерусалим, было огромно. Иосиф Флавий говорит о более 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день (Иудейская война, VI, 9, 3, Минск, 2004. С. 612.).

[4] Конечно, совершение пасхальной вечери во времена Христа и теперь в современном иудаизме различается по форме, но содержание, идея и концептуальность все же остаются.

[5] Rebić Adalbert.Biblijskestarine. Zagreb, 1983. С. 204.

[6] Носенко Э. …Вот праздники Бога…. Москва, 2001. С. 176.

[7] В частности, яйцо широко употреблялось во время весенних праздников у многих народов мира как символ плодородия и одновременно как символ возрождения жизни, а также в ритуалах культа умерших, нередко сопутствовавших этим праздникам. По-моему, в этом корень распространенного у христиан обычая дарить на Пасху крашеные яйца – символ жизни, возсиявшей из гроба Воскресшего Христа.

[8] Рабы обыкновенно едят стоя, но теперь вкушают возлежа, чтобы показать, что вышли из рабства на свободу. – цит. по Толковай Библии,Лопухин А.П. Т.3. СПб., С. 410.

[9] Тристрам Г.В. Восточные обычаи в библейских странах. СПб., 1900. С. 41.

[10] Возлежание греками заимствовано от персов. Римляне заимствовали этот обычай от греков. Только критяне вечеряли сидя (Киприан (Керн), архим. Евхаристия.М., 1999. С. 20-21.).

[11] Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры. Клин, 2005. С. 160.

[12] Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. Москва, 1997. С. 184.

[13] по Толковой БиблииЛопухина. Т.11, СПб, 1911-1913. С. 73.

[14] Какая чаша послужила для установления Таинства Крови Христовой? Одни (Лайтфут, Шегг, Шанц, Laurent, Skene, Lilley, Pőlzl) разумеют третью «чашу благословения», другие (Bickell Cornely) – четвертую, а некоторые (ср. Лангена) – даже пятую, употреблявшуюся после вечери и не вполне и не для всех обязательную (Глубоковский Николай. Пасхальной вечери Христовой и об отношениях к Господу современнаго Ему еврейства.СПб., 1893. С. 37.).

[15] Подробнее по этому вопросу у трудов архим. Киприана Керна Евхаристия,М., 1999. С. 28 и прот. Николая Афанасьева. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 69-75.

[16] Появилось немало статей и сочинений о «последней пасхальной вечери Христа» и на русском языке (прот. Горского, прот. Богдашевского, Хвольсона, Глубоковского, Троицкого и др.). Хвольсон (и Глубоковский) считают, что в тот год закалали и ели пасхального агнца и 13 и 14 нисана. Они согласны, что Пасху Христос сотворил 13 нисана, но по Хвольсону, она было незаконной, так как для всех 14 нисана было законным днем, хотя Христос совершил ее по утвержденому ритуалу в духе Моисея. Хвольсон продолжает дальше и находит способ коррекции Мф. 26, 17. Поэтому он говорит, что не употреблялись бесквасные хлебы, но квасные. Глубоковский говорит, что в тот год и 13 и 14 нисана была законная Пасха. В народном говоре (Флавий. Иудейские древности II,15,1) первый день Опресноков и Пасха (когда закалали агнца) отождествляются. Христос, по Глубоковскому, следуя закону, употребил бесквасные хлебы (см. Глубоковский Николай. Пасхальной вечери Христовой и об отношениях к Господу современнаго Ему еврейства.СПб., 1893). Еп. Кассиан (Безобразов) в своей книге Христос и первое христианское поколение(Париж, 1950. С. 89-91), считает, что Тайная Вечеря была Пасхальной трапезой Христа, и предлагает гипотезу согласования сведений синоптиков и Иоанна. Архим. Киприан (Керн) также считает, что Спаситель ее совершал в законный день и час (ср. Лк. 22,14) (Евхаристия.М., 1999. С. 18). Прот. Николай Афанасьев склоняется к тому, что Тайная вечеря не была пасхальной, но, тем не менее, близость Пасхальной трапезы, которую Христос не мог совершить со Своими учениками, придала ей особенно торжественный характер (Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 71). Сербский библеист Глумац считает, что Христос совершил Пасху прежде всех других, как это описывается у ев. Иоанна (Глумац Душан, др. Библијска археологија. Београд-Србиње, 1999. С. 128).

[17] Синаксар на Великий Четверток.

[18] цит. по: Лопухин А.П. Толковая Библия. Т.1. СПб., 1904 – 1907. С. 312.

[19] Ефрем Сирин, св., Творения, Т.6, Москва, 1995, стр. 360

[20] цит. по: Лопухин А.П. Толковая Библия. Т.1. СПб., 1904 – 1907. С. 312.

[21] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 2. М., 2001. С. 270.

[22] Лопухин А.П. Толковая Библия. Т.1. СПб., 1904 – 1907. С. 312.

[23] Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 40, https://aleteia.narod.ru/just/tryph.htm.

[24] Шиваров Николай, проф. прот. Библеиска археология. София, 1992. С. 506.

[25] Глумац Душан, др. Библијска археологија. Београд-Србиње, 1999. С. 128.

[26] Вихлянцев В.П. Библейский словарь.Москва-Коптево, 1984-1994.

https://www.bible-center.ru/dict/vpvdict, С. 173.

[27] Easter //The Catholic Encyclopedia, copyright 1909 by Robert Appleton Company, online edition 1999 by Kevin Knight, https://www.newadvent.org/cathen/.

[28] Мень А. Пасха /Праздники библейские // Словарь по библиологии.

https://www.agape-biblia.org/books/Book04/.

[29] цит. по: Tauber Yanki.RememberingtheFuture. https://www.chabad.org/holidays/passover/pesach_cdo/aid/1985/jewish/Remembering-the-Future.htm.

[30] Там же.

[31] Песах https://www.eleven.co.il/categ/1309.

[32] По Закону, Пасха празднуется 7 дней, но когда евреи были в изгнании, появилась проблема относительно точного времени празднования праздников. Чтобы разрешить проблему уточнения еврейского календаря в диаспоре, евреи добавили дополнительный день каждому празднику, и он был преобразован в святой день.The Eight Day of Pesach — The Feast of Mashiach. https://www.sichosinenglish.org/cgi-bin/calendar?holiday=pesach10456.

[33] Песах https://www.eleven.co.il/categ/1309.

[34] Хасиды (hāsid — благочестивый) – течение в иудействе, возникшее в 1-й трети II-го в. до Р. Х. Наиболее строго соблюдали Закон, особенно правила ритуальной чистоты, предписаний касательно пищи, субботы (Шиваров Николай, проф. прот. Библеиска археология. София, 1992. С. 528.). По всей видимости, как некоторые исследователи утверждают, хасидское движение распалось на несколько ветвей, из которых вышли ессеи и фарисеи. В XVIII в. хасидами стали называть членов одной из мистических сект в иудаизме (Мень А. Словарь по библиологии.https://www.agape-biblia.org/books/Book04/), и как раз о них теперь идет речь.

[35] Tauber Yanki. Remembering the Future. https://www.chabad.org/holidays/passover/pesach_cdo/aid/1985/jewish/Remembering-the-Future.htm.

[36] https://www.sichosinenglish.org/cgi-bin/calendar?holiday=pesach10456.

[37] https://www.chabad.org/holidays/passover/pesach_cdo/aid/1985/jewish/Remembering-the-Future.htm.

[38] https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/673479/jewish/Addicted-to-Chametz.htm.

[39] Там же.

[40] Молитва анамнезы Литургии св. Василия Великого.

[41] Павел, архиепископ Финляндский. Пир веры. Киев, 2005. С. 75.

[42] Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2006. С. 281-282.

[43] Там же. С. 282.

А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?

Сионская горница

Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.

Пасха в церковном году

Пасхалия, написанная рунами

Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий:

  • Лазарева суббота;
  • Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи;
  • Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи;
  • Пасха — Светлое Христово Воскресение;
  • Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;
  • Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
  • Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи;

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

В том, что после того, как совершена вся последовательность пасхальной трапезы, Христос совершенно неожиданно для учеников добавляет к ней нечто новое. Позволю себе процитировать святителя Иннокентия Херсонского: «Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Своей … Он (то есть Христос. – Прим. ред.) берет лежавший перед Ним хлеб, благословляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им. Уже из этого благословения видно было, что это делается не по обычаю вечери пасхальной (так называемый хлеб благословенный уже был потреблен), а по другой причине и для другой цели».

«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

Пасха в Ветхом завете: комментарий священника

Описание Ветхозаветной Пасхи приводит архимандрит Никифор Бажанов, известный священнослужитель Русской православной церкви 19 века (1832-1895 гг.):

Пасха ветхозаветная (от еврейск. глагола passah – переходить) (Втор. XVI, 2–6, Исх. XII, 3–20, Лев. XXIII, 5–8, Чис. XXVIII, 16–25) – самый важный у евреев праздник, соединявшийся с праздником опресноков и положенный в средине первого месяца (авив, или низан, соответствующий второй половине нашего марта и первой половине апреля).

Праздник этот установлен Господом пред исходом израильтян из Египта в то именно время, когда фараон, несмотря на предыдущие ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню, и Господь объявил последнюю и самую тяжелую казнь – смерть первенцев от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота.

И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.

Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не оставляйте от него до утра (и. кости его не сокрушайте); но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки.

Когда войдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. XII, 2–27). Уважение к празднику Пасхи еврейской от язычников было так велико, что вошло в обычай на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию народа (Мф. XXVII, 15).

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: пойдите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху.

По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием (Лк. XXII, 8–16).

Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего (Ин. XIII, 11).

Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться (Мф. XXVI, 24).

Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. XXVI, 26–28, Лк. XXII, 19).

Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов (Мф. XXVI, 30–35, Мк. XIV, 26–31, Лк. XXII, 31–38, Ин. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

ПАСХА — ПЕСАХ

Сегодня мы рассмотрим тему пасхи в более простом изложении одним из братьев во Христе.

Пасха по еврейски «Песах», что значит пройти мимо.

О Пасхе можно говорить много, но лучше о ней прочитать в Библии. Здесь мы изложим вкратце, просто — конкретные факты: что такое Пасха и с чем её едят (в буквальном смысле), ведь, как известно, её действительно едят!

Начнём! Давным-давно, мы начнём не с самого начала.

История пасхи

Когда израильтяне обосновались в стране под названием Египет, коренному народу египетскому, а особенно Фараону, это не понравилось. И египтяне решили сделать израильтян рабами.

Подробный материал уже был опубликован в этой статье: Пасха, так же духовное сравнение изучали тут: Пасхальный агнец, прообраз Христа.

Раб – это тот, кто выполняет приказания своего господина. Израильтянам это тоже не понравилось и они «возопили» к Богу о помощи. Бог их услышал и примерно лет через 30-40 дал им предводителя Моисея, который и вывел израильтян из египетского рабства.

Этот выход и ознаменован праздником «Пасхой».

Когда египтяне начали притеснять народ израильский (евреев) и сделали их рабами и подвластными египтянам, израильтяне заплакали и стали молить Бога о помощи, спасении, от руки Фараона и народа египетского. Бог услышал их молитвы и вопли.

Это потому, что Фараон издал указ о контроле над рождаемостью со стороны израильского народа – всех младенцев мужского пола надобно убивать.

В одной израильской семье родился мальчик, которого пришлось прятать некоторое время, а затем и отпустить тайно на волю судьбе.

Младенца Моисея родители положили в корзину и пустили плыть по Нилу на волю судьбе. В это время дочь Фараона вышла мыться на реку Нил и увидела проплывающую корзину, заглянув в неё, она увидела младенца и решила его усыновить.

Моисей и надсмоторщик


Пасха и всё, что с ней связано
Время шло, Моисей рос, он стал взрослым и решил наладить «общение» со своими братьями, со своим народом.

Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик побивает израильтянина, он разгневался на египтянина и убил его. Фараону стало известно об этом, и он в свою очередь тоже разгневался, только на Моисея, ну и приказал его предать казни.

Моисею испугался наказания и убежал из Египта в землю Мадиамскую.

Там Моисей прожил какое-то время, женился, завёл детей…

Однажды пася стада своего тестя он увидел горящий куст, который горел, но не сгорал. Из этого куста он услышал голос Бога, Сказавший ему, что ему надо делать, дальше в своей жизни.

Бог Сказал ему, чтобы Моисей вернулся в Египет и вывел народ Божий (израильский) из этой земли. После встречи и разговора с Богом, Моисей вернулся в Египет и пришёл к Фараону царю египетскому. Моисей сказал Фараону, чтобы он отпустил народ израильский на насколько дней пути в пустыню, со всем их скарбом, пожитками, скотом…, для того, чтобы они могли поклонится Богу и совершить Ему жертвоприношения. Конечно же Фараон не поверил этому и заупрямился. И вот за это, Бог Совершил над египтянами множество казней, как сейчас принято называть их «казнями египетскими».

Фараон долго сопротивлялся, но в итоге, после последней казни решился отпустить народ израильский для поклонения Богу.

Последняя казнь прообраз Пасхи

Последняя казнь и включает в себя прообраз Пасхи. Что же там произошло?

Вот наступило время последней казни египетской. Фараон долго сопротивлялся до этого, но Бог знал и Сказал Моисею, что на этот раз Фараон царь египетский отпустит народ Мой из этой земли. Так и произошло. Но сначала Моисею было сказано, чтобы сыны израилевы были готовы к исходу из Египта.


Пасха и всё, что с ней связано

Они должны были приготовиться, сварить барашка, приготовить горькие травы, помазать косяки дверей в своих жилищах этой кровью (агнца-барашка), быть одетыми и собранными, съесть агнца ночью, и на рассвете когда всё будет кончено и Фараон отпустит народ израильский, пусть он (народ) выпросит у соседей египтян различные предметы и таким образом обберет их.

А затем поспешно выйдет вон из Египта. Всё так и было сделано, всё так и произошло как мы описали здесь и как описано в Библии.

Тут нужно обратить свой взгляд на важные моменты касательно Пасхи:

  1. это последняя казнь;
  2. агнец (барашек);
  3. исход из Египта

Эти три понятия напрямую связаны с таким понятиям как «Пасха», и даже современная «Пасха».

Подробная история праздника Пасхи из Ветхого Завета описана в книге Исход с 1-й по 12-ю главы.

Смысл Пасхи

Начнём с казни. Смысл казни был в том, что:

  1. во-первых, народ израильский и египетский должны были увидеть могущество Бога (Который основал небо и землю),
  2. во-вторых, должны были умереть во всей египетской земле все первенцы от человека до скота,
  3. в-третьих, чтобы кто либо не умер из первенцев, нужно было помазать перекладину и косяки своих жилищ кровью,
  4. в-четвёртых, нужно было съесть барашка с горькими травами и опресноками (безквасный хлеб) в эту ночь и не выходить до утра из дома,
  5. в-пятых, после всего этого поспешно покинуть Египет.

В этом и заключался смысл Пасхи.

А именно, символ Пасхи является ягнёнок (агнец) и его кровь.


Пасха и всё, что с ней связано

Пасха – это ягнёнок, которого съедают!

Евреи кровью этого ягненка обмазывают косяки своих дверей. Могущество Бога было явлено через Ангела, который, видя кровь на косяке двери — проходил мимо дома. Там, где не была помазана дверь кровью ягненка — умирал первенец.

Описанные события были заповеданы израильтянам — помнить и соблюдать каждый год.

Праздник освобождения от египетского рабства!

Символы, которые были на столе каждой еврейской семьи: пресный хлеб, виноградный сок и жареный ягненок с горькими травами.

Отсюда и образовался праздник Пасхи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]