«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.» Матф. 25:1-4.
Все десять шли навстречу жениху. Они попрощались с миром для того, чтобы искать горнего, где сидит Иисус. (Кол. 3:1-2) Все они взяли с собой свои светильники. Однако, мудрые девы взяли с собой масло в своих сосудах, в то время как неразумные девы не додумались до этого.
«Прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник.» Левит 24:2.
Светильники являются исповеданием нашей веры. (Матф. 10:27; Матф. 5:15) Для того, чтобы они могли светить, им необходимо масло. Для того, чтобы получить масло, надо сокрушить что-то. Нам очень не хватает светильников, которые могли бы светить – жизни и учения. Если я говорю, что хочу идти стопами Иисуса, Который «будучи злословим, не злословил взаимно» (1 Петра 2:21-23), тогда моя лампа перестаёт светить, если я начинаю отвечать кому-то злословием на злословие. Чтобы не злословить во мне должно что-то сокрушиться. Моё своеволие, моя честь. Тогда лампа будет светить.
В светильниках неразумных дев тоже было немного масла, потому что они говорят: «Лампы наши гаснут!» То есть мы видим, что в них тоже было сокрушено что-то.
Дела плоти.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.» Гал. 5:19-21.
Все вышеописанные дела и им подобные являются явными делами. И все знают, что это грех. Если мы так поступаем, тогда будет нелегко поверить нашему христианству. Все десять дев были девами и все десять сокрушали в себе оливы, чтобы у них было масло. Однако пять мудрых дев позаботились не только о том, чтобы их светильники горели там и тогда, но и о масле, которое взяли с собой.
Эти «дела плоти» будут проявляться в повседневной жизни, в различных испытаниях, когда мы находимся среди людей. Именно тогда наши светильники должны светить. Пять неразумных дев тоже отвергают себя в обстоятельствах жизни, довольствуясь тем, что их светильники светят и люди не могут осудить их. Однако, они вовсе не задумываются над тем, что то скудное количество масла, которое они добывают быстро сгорит. Мудрые девы собирают масло в свои сосуды. Когда испытания приходят к концу они испытывают самих себя. В тишине перед лицом Божьим, они видят себя, свою человеческую природу, которую они сокрушают. Сейчас они не излучают свет для кого-то, но собирают масло в сосуды. Это скрытая жизнь со Христом в Боге.
Неразумные девы довольны тем, что люди не могут осудить их, так как они делают столько доброго во внешнем. Они не знают ни минуты покоя. Мир и покой пред лицом Божьим? Нет. На это нет времени. В этом они подобны Марфе. Она несмотря на своё усердие в служении Иисусу, оставалась обращенной к земле. Она не понимала Марию, которая сидела у ног Иисуса и собирала елей в свой сосуд.
Литургическое использование
в католическая церковь, притча — это чтение Евангелия на 32-е воскресенье Обычное время в цикле A; в необычной форме римского обряда (Треугольная месса) притча является чтением Евангелия для месс девственниц и девы мученики.
в Армянская Православная Церковь притча — главная тема Святой понедельник. Специальная церковная служба, разыгрывающая притчу о десяти девственницах, совершается во вторник вечером 15 декабря. Страстная неделя.[нужна цитата
]
в Сирийская Православная Церковь, притча используется для ознаменования воскресенья вечерня обслуживание Nahire. Нахир символизирует нашу жизнь в соответствии с десятью девственницами, которые только через жизнь, полную посвящения, бдительности, поста и молитвы, могут быть готовы к самому Жениху.
Притча представляет собой чтение Евангелия на 27-е воскресенье после Троица в традиционном Лютеранский лекционный. в Пересмотренный Common Lectionary, притча читается в Правильный 27 (32-е воскресенье обычного времени)
.[19]
Собирать масло в сосуды.
Ты собираешь масло в свой сосуд, когда откладываешь грех, отягощающий твою совесть. Желание искать чести, суета ума, желание показать себя в красноречии, добиться признания людей, жадность – все эти дела, которые явны должны быть сокрушены и отложены, для того, чтобы лампа могла светить. И тогда пять неразумных дев будут довольны. Тот, кто доволен своим духовным состоянием, в котором он или она находится, подобен этим неразумным девам, несмотря на каком бы уровне ты ни находился. Однако Дух проникает ещё глубже. Если ты хочешь собрать масла в свои сосуды, тогда ты должен прийти к внутренней тишине, для того, чтобы услышать голос Духа. Он укажет тебе на твою склонность к тому, чтобы искать чести, признания у людей и т.д. в более глубокой степени, чем ты представлял себе это сам. Тогда ты должен ходить по Духу (Гал. 5:25) признавать то, что видишь в себе и сокрушать. Пяти мудрым девам нравится эта жизнь, они наполняют маслом свои лампы и сосуды.
Люди видят только светильники, сосуды скрыты для них. Поэтому они не видят различия между девами, несмотря на то, что иногда и замечают, что у некоторых не хватает елея в светильнике и он не в состоянии издавать ясный свет.
Победа над грехами, на которые Дух направляет Свой свет в скрытой жизни, означает, что ты совершаешь свои дела не для того, чтобы тебя заметили и увидели другие, а потому что ты любишь Иисуса, и всё что ты делаешь, ты делаешь ради Него. Тогда ты действительно мудр. Тогда ты будешь в числе тех, кого заберёт с собой Иисус, когда Он придёт, как тать ночью, чтобы забрать с собой тех, кто готов. Ты облечёшься в белые одежды и будешь ходить с Иисусом, и Он исповедает имя твоё перед Своим Отцом и Его ангелами.
Окончание бесед. Последние притчи (Мф 25)
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Предыдущая глава заканчивалась притчей, посвященной концу времен, — о тех, кому было поручено заботиться о людях и кто пренебрег этим поручением, решив, что времени впереди достаточно и господин придет еще не скоро. Эта глава начинается с притчи на ту же тему, но гораздо более известной; думается к тому же, что и более жгучей, потому что при всей ее распространенности в литературе (слова про мудрых дев и про горящий светильник встречаются достаточно часто) — в церковном искусстве она отображается невероятно скудно (встречала изваяния на фасаде собора в Западной Европе и буквально две росписи в русских храмах). Трудно и тревожно нам ее воспринимать, потому что речь идет не о «врагах» (с этим у нас просто: враги — это все, кто «не мы», а мы — это те, кто не враги; так что полная свобода в определениях), а о тех, кого уже призвали. То есть о тех, к которым и мы принадлежим. Наверное, поэтому и так неуютно.
Притча о десяти девах (миниатюра из Россанского Евангелия), VI в.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. а мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».
Нужно сказать, что запас масла к светильникам — дело совершенно житейское и обыденное для слушателей. Я видела когда-то домашний ханукальный светильник, и это был вовсе не подсвечник: к серебряной дощечке, укрепленной на подставке, припаяны светильнички, более похожие на подсвечники в церкви (кстати, мне объяснили, что свечи тоже можно вставлять). А пониже — крючок, на котором висит кувшинчик для масла. То есть масляные светильники — это близкий, понятный образ. Торжественный вход жениха — тоже в обычае, как и то, что гости его ожидают. Но вот что обращает на себя внимание: нам сказано «бодрствуйте», а ведь мудрые-то девы спали так же, как и неразумные. Просто у них было масло, и они, встрепенувшись с приходом жениха, тотчас были готовы за ним последовать. Тем самым их бодрствование заключалось в предусмотрительности и готовности. И мне очень нравится мысль владыки Антония: на Суд мы приходим в том состоянии, в котором он нас застал, так что успел проснуться — значит, бодрстуешь. Кстати говоря, распространенная сейчас склонность к восхвалению смерти, приходящей совсем-совсем быстро и незаметно (лучше всего во сне), так называемой «легкой смерти», сильно противоречит христианским воззрениям: для нас «безболезненная, непостыдная, мирная кончина», о которой молимся — это отсутствие невыносимых болей (кстати, бывает прекращение болей и у очень тяжелых больных — хотя бы на несколько минут), в чистоте и опрятности, с духовным напутствием и в окружении любящих или хотя бы внимательных людей.
Не связан ли образ горящего светильника со словами «Духа не угашайте», сказанными апостолом Павлом в очень важной и значимой последовательности: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте» (1 Фес 5:15-20). Не правда ли, можно даже не обсуждать эту последовательность, а просто принять?..
И вот теперь нам время озадачиться: позвали, получается, на брачный пир, вроде как бы своих? И не пустили? Из-за такой малости? Хороши также и мудрые девы, масла пожалели…
Трудно нам мерять Божественную справедливость по своим критериям. До конца нам ее вряд ли удастся понять, пока мы живы и находимся в системе своих пристрастий. Собственно говоря, развитие в себе чуткости к воле Божией — это задача на всю жизнь. Но Благая Весть на то и благая, чтобы служить нам опорой в этом великом деле (великом, потому что от него зависит наше пребывание в вечности). Правда, Евангелие — это не железнодорожный справочник и не сборник рецептов; оно дает направление, а двигаться мы должны сами.
Следующая притча повествует о том же: как будет действовать Сын Человеческий при Своем пришествии?
«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
Талант — это античная мера веса драгоценных металлов, весьма значительная; правда, стоимость его снижалась, но есть кое-какие основания говорить, что и во времена земной жизни Иисуса серебряный талант — это 50 кг серебра, а золотой — в 10 раз тяжелее. Короче говоря, малопредставимые суммы даже и в серебре.
Вот достаточно ли мы обращаем внимание на то, что господин раздавал таланты не по собственному произволу, а по способностям одариваемых? А между тем в Ветхом Завете не один раз упоминается, что Бог подобен горшечнику, работающему с глиной (а глина — символ праха земного, из которого сотворен человек), и квинтэссенция этой сквозной метафоры — утверждение в Рим 9:21: горшечник, который из одной и той же глины делает сосуды и для высокого употребления, и для низкого, властен над глиной. То есть в Писании имеет место профилактика самопревозношения, того самого, которое нынче так популярно под псевдонимом самореализации. А тот, кто зарыл талант, при таком рассмотрении может оказаться бешеным честолюбцем с неудовлетворенной гордыней. А между тем свой талант получил и он. Только ему мало было. И он, если подумать, становится в ряд недовольных: старшего брата из притчи о блудном сыне, работников первого часа, возроптавших на то, что и работники одиннадцатого часа получили свою награду… Можно добавить и иные исторические и современные примеры.
Притча о талантах. Гравюра XVI в.
Неудивительно, что благодаря этой притче значение слова «талант» отпочковалось, так сказать, от исходного обозначения денежной единицы и стало относиться к дарам Божиим, — к одаренности. Мне очень нравится, как это рассматривается в одной современной книге — в «Архии» Вячеслава Бутусова. Там фольклорно-худжественный пересказ притчи начинается со слов «мы просто замыслены быть талантливыми» и разворачивается как история трех царских советников, оставленных управлять в отсутствии царя. Первый получил три таланта: красоту, здоровье, ум. Второй — красоту и здоровье, а третий — только красоту. Первый отдал свои таланты детям, второй — старикам, а третий оставил свою красоту при себе. И дети выросли и приуможили красоту, здоровье и ум. Старики умерли и завещали дарителю в придачу к здоровью и красоте свои знания, мудрость и опыт. А третий советник стал дряхлым стариком, утратив при этом красоту. Можно, конечно, спросить, а что бы он мог с ней поделать? — Да мало ли что; мог бы, например, подарить ее доброй дурнушке, и она бы вышла замуж и родила добрых и красивых детей. Да еще этот бешеный неудачник и нагрубил царю всердцах, признавшись, что всегда его недолюбливал и считал злым и жестоким.
Вот — наглядная иллюстрация преломления смысла Евангелия в христианской культуре. Вернемся же к исходному тексту.
«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Две маленькие, но, как представляется, значимые детали: господин называет раба «добрым», подчеркивая, что тот не только проявил смекалку, но и действовал по сердечной склонности, по любви, и приглашает его «войти в радость», что опять-таки позволяет увидеть душевное единение в добре.
«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Общая атмосфера радости и добра расширяется, тем более что господин не делает никакого различия между «пятиталанным» и «двухталанным»: каждый получил по силе, каждый действовал, как мог, каждый оправдал надежды, — теперь они равны.
«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпАл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпАл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
И с чего же начинает свою речь тот, кто не оправдал даже скромных надежд? С оскорбления. Увы, это так по-человечески: при отсутствии покаяния чувство вины трансформируется в неприязнь к тому, перед кем виноват. Считая господина неоправданно жестоким, малоталантливый тем самым решил, что он вправе пренебречь заданием. Сомнительное решение, что и говорить. И вполне резонно господин возражает, что коль скоро его почитают жестоким, то можно было бы (если умения нет) передать талант тем, кто умеет с ним обращаться (заметим, что здесь равно «проходит» и материальное, и идеальное понимание). Так что человек в полной мере проявил и отсутствие любви, и недальновидность. Именно за это и кара.
Притча завершается акцентированным привлечением внимания: «Сказав сие, провозгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». И затем следует важнейшее: последняя притча в Евангелии от Матфея, притча о Страшном суде, страх перед которым настолько затемняет сознание человеческое, что нелишне обратить самое пристальное внимание на то, за что на самом деле следует награда, а за что — кара.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? когда нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Здесь с последней прямотой говорится о том, что цель Христа (и тем самым цель Суда) — восстановление человечества в Царстве, для которого оно было предназначено от сотворения мира. Так за что же удостаивают Царства? — за помощь людям, и это очень хорошо согласуется со словами о том, что не любящий ближнего не может любить Бога. Две вещи привлекают внимание: во-первых, праведники понятия не имеют, что они творили богоугодные дела, и даже не думали о том, что то, что они делают, Бог соотносит с добром для Себя и что это достойно награды. А во-вторых, здесь и речи нет о повседневной аскетике. И действительно, для Бога ли мы постимся? — нет, для очищения тела, что способствует и просветлению души и ума. А молимся, чтобы приобретать навык устремления к Богу и к Богообщению, то-есть это опять-таки нужно нам. Говоря словами Писания и Традиции, мы просим утвердить в нас чистое сердце и укрепить «дух прав» — опять-таки зачем? Чтобы нам быть способными к жизни духа, то есть к жизни в Боге и с Богом. Да и причащаемся мы для того, чтобы соединиться с Ним; правда, в этом случае можно говорить о том, что Всемилостивый Господь этого хочет, потому что это восстанавливает картину единения человечества в Боге. И ведь предупреждает нас Спаситель, что не всякий, говорящий Ему «Господи, Господи», то есть обильно произносящий слова молитв, будет принят Им в Царство (см. Мф 7:21).
«Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
…Как же насущно для нас чтение Благой Вести, — поистине как хлеб.
В искусстве
Эта притча была популярным предметом для живописи, скульптуры, музыки и драмы.
Фридрих Вильгельм Шадов,
Притча о мудрых и глупых девах
, 1838–1842 (деталь), Штедельский музей, Франкфурт-на-Майне.
Картина
Притча была изображена на нескольких картинах, в том числе на запрестольных образах в Северной Европе. Недавний пример из 1954 г. Туве Янссон. В 19 веке художники Назарянинское движение тоже занялся этой темой.
Скульптура
Появляются три мудрых девы с Христос на Страсбургский собор.
Скульптуры мудрых и глупых девственниц были обычным мотивом в средневековой церковной архитектуре в Европе, особенно для украшения дверных проемов, а резные фигуры, изображающие их, появляются во многих средневековых церквях и соборах Готический стиль, включая:
- Амьенский собор
- Осерский собор
- Лаонский собор
- Собор Парижской Богоматери
- Собор Нотр-Дам, Реймс
- Страсбургский собор
- Эрфуртский собор
- Магдебургский собор
Девы также изображены на соборах Швейцарии и других стран; портал, ведущий в главную церковь Ованаванк (1216–1221) в Армении есть вырезанные сцены из притчи о мудрых и неразумных девах.
Повсеместное распространение таких скульптур вдохновило на создание вымышленного описания: резьба на дверях собора Кингсбридж в Кена Фоллетта Роман Мир без конца
, установленный в Позднее средневековье.
Музыка
Третья строфа Wachet auf, ruft uns die Stimme
, здесь как заключительная часть хоральной кантаты Баха
Эта притча вдохновлена несколькими религиозными музыкальными композициями. Его послание было сформулировано в гимн, «Wachet auf, ruft uns die Stimme», к Филипп Николай, который Иоганн Себастьян Бах используется для его хоральная кантата Wachet auf, ruft uns die Stimme
, BWV 140. Притча стала темой для нескольких гимнов, в том числе гимна 19-го века «Вот идет жених» Джордж Фредерик Рут, который начинается:
Наши лампы зажжены и горят, Наши одежды белые и чистые; Мы за Женихом задержались, О, мы можем войти?
Мудрые девы одноактный балет, написанный в 1941 г. Уильям Уолтон, основанный на музыке Иоганн Себастьян Бах, с хореографией Фредерика Эштона.
«Держите вашу лампу в хорошем состоянии и горит» это госпел-блюз песня по притче. Записан такими артистами, как Слепой Вилли Джонсон, Преподобный Жемчужный Браун, и Преподобный «Слепой» Гэри Дэвис.
Нерелигиозная музыка также использовала притчу в качестве темы, например, балет шведского композитора «Мудрые и неразумные девы». Курт Аттерберг (1887–1974), написанная в 1920 году.
Ссылка делается на притчу в 2002 г. Джонни Кэш песня «Человек приходит вокруг, «который во многом основан на Библии.
В альбоме 1974 г. Бытие — Агнец лежит на Бродвее
, ссылка на притчу сделана в песне
Ковровые ползунки
: «а мудрые и глупые девы хихикают, и тела их ярко светятся».
Американский композитор Эмили Фриман-Браун также составил оратория основанный на притче.[нужна цитата
]
Драма
С ранних христианских времен история о десяти девственницах рассказывалась как мистерия. Святой Мефодий написал Банкет десяти дев
,[20] мистерия на греческом языке.
Спонсус
, пьеса середины 11 века, была исполнена как на латыни, так и на окситанском языке. Немецкая пьеса
Ludus de decem virginibus
впервые был исполнен 4 мая 1321 года. Была также голландская пьеса позднего средневековья.
Рекомендации
Примечания
- В притча о потерянной монете следует за притча о заблудшей овце и эта притча следует за притча о верном слуге.
Цитаты
- Бартон и Маддиман 2001, п. 878.
- ^ абcdеж
Франция 1985, п. 349. - ^ абc
Уизерингтон 1987, п. 43. - Нолланд 2005, п. 1006.
- ^ абcd
Барри 1911. - ^ абc
Эрман 2016, п. 108. - Донахью 2004, п. 134: Мы никогда не знаем, нашли ли они его, но когда они возвращаются, пир уже начался и дверь заперта ».
- Кинер 2009, п. 597.
- Пятидесятница 1998, п. 150.
- Через 2007 г., п. 122.
- Resseguie 2005, п. 206-208.
- Людовик Гранадский, Руководство грешника
, 1555. - Кимбалл 1993, п. 255.
- Генри 2010.
- Анон. 1983 г., п. 24.
- Ламбрехт 1992, п. 204.
- Снодграсс 2008, п. 505.
- Фанк и Гувер 1993, п. 254.
- «Год А — Сезон после Пятидесятницы — Правильный 27 (32)». Пересмотренный Common Lectionary
— через Библиотеку Божественности Вандербильта. - Мефодий 1885 г..