Пост Петра 2022 (Апостольский пост): когда начинается и заканчивается и что можно кушать по дням

Петров пост (Апостольский пост, Петровка) — это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после Троицы и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2022 году — с 20 июня по 11 июля

Согласно правилам, по которым составляется православный календарь, в июне 2022 Петропост начинается 20 числа и заканчивается он только в следующем месяце: 11 июля.

Дата начала церковного поста нефиксированная. Она зависит от числа празднования Великой Пасхи и Троицы. Верующие начинают воздерживаться от пищи, когда проходит ровно 7 дней после этого Великого праздника. Как правило, поститься начинают в понедельник.

Верующие знают, что продолжительность этого поста тоже бывает разной, потому что он заканчивается всегда 12 июля, а начинается в зависимости от даты Пасхи. Длится воздержание от скоромного летом от 8-42 дней.

В чем основная суть: подготовить христиан к церковному празднику памяти апостолов Петра и Павла. В июле 22 года, впрочем, как всегда, этот день отмечают 12 числа. График, согласно которому следует поститься, можно узнать в церковном календаре.

Неделя перед Петровым постом заканчивается заговеньем. В этот день всем православным верующим можно кушать скоромную пищу (так называют еду, содержащую животный жир). Заговенье 22 года будет 19 июня.

Следующий пост после Петровского – Успенский (люди будут соблюдать его с 14.08-27.08).

С какой целью установлен Апостольский пост

Традиция Петрова поста сложилась в Церкви постепенно. Исторические источники первых веков Церкви говорят лишь о существовавшей первоначально традиции «поста после Пятидесятницы».

«За прошедший пост»

Св. Ипполит Римский в «Апостольском предании» (III в.), содержащем различные правила христианской жизни, пишет, что после дня Святой Троицы должны воздерживаться те, кто по какой-либо причине (дальнее путешествие, болезнь) не соблюдал телесных и духовный ограничений перед Пасхой. Так как пощение во время Пасхальных дней радости неуместно, это делание переносится на время после окончания всех торжеств.

«После послабления»

Древний источник, так называемые «Апостольские постановления» (авторство их традиция приписывает свт. Клименту, папе Римскому, но современные богословы считают текст более поздним, созданным около 380 г.) указывает, что:

  • Пятидесятница празднуется в течение недели;
  • затем следует воздержание, которое длится только 7 дней, . «ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления».

Под «послаблением» имеется ввиду длительное празднование Пасхи, Вознесения, Троицы, время всеобщей радости, которое, однако, несет опасность духовного охлаждения из-за увлечения мирскими удовольствиями. Эту расслабленность должен был снять короткий пост.

В чем суть Петрова поста

Почему нельзя употреблять в пищу скоромное в этот период: люди это делают в память одного важного события. Много лет назад Святые апостолы Петр и Павел начали поститься в июньский день и продолжали до того времени, как они оба стали проповедовать христианскую веру.

Значение воздержания от чрезмерного питания: достижение самосовершенствования личности, очищение тела и души от всего лишнего и ненужного. Достичь единения с Господом Богом также помогают в эти дни искреннее покаяние, чтение молитв и посещение служб в храме. Объединившись общей идеей, люди чувствуют себя единым целым, их связь с церковью становится более крепкой.

Первоверховные апостолы

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел с житиями

Итак, в течение первых веков существования Церкви пост, посвященный именно Петру и Павлу, видимо, был не известен. Но сами святые, «столпы Церкви», глубоко почитались верующими. Особая их роль прослеживается уже в Евангелии, а также «Деяниях Апостолов», написанных св. Лукой.

Самый ревностный

Симон Петр, самый твердый из учеников Господа, не зря наименован Им «камнем» в основании Церкви. Во многих главах Евангелия мы видим его постоянно сопровождающим Христа в самые важным моменты Его земной жизни:

  • одним из первых Симон призван Христом на служение; не поколебавшись, по слову Спасителя он оставил работу рыбака, дом, супругу, ушел странствовать с Христом;
  • он – один из трех учеников, присутствовавших при воскресении Господом дочери Иаира (Мк.5:35-43);
  • Петр, а не кто-либо другой из перепуганных учеников, дерзновенно просил у Господа, идущего по бурному морю, позволения также пойти по водам (Мк 6:47-51);
  • имя Петра называют Евангелисты среди тех, с кем Господь отправился на гору Преображения – Фавор, причем Апостол назван первым (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8);
  • даже на Тайной вечере Симон – лидер, он горячее всех доказывает Христу свою готовность идти «в темницу и на смерть» (Лк.22:33), настойчивее других пытается узнать, кто же предаст Христа.

Велика была ревность Петра по Боге, но страшным было также его падение. Когда Учитель был взят руками беззаконников, еще недавно такой горячий, пламенный Симон трижды отрекся от Него.

Благочестивое предание говорит, что ему, бесконечно скорбящему о содеянном, одному из первых явился Христос Воскресший. А Евангелист Иоанн (Ин.21:15) передает беседу Христа со Своим учеником, трикратное вопрошание:

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?».

Петр понимает все: почему Господь не именует его Петром («petrus» — по-гречески «камень», символ твердости), зачем спрашивает трижды, по числу его отречений. Из глубины его сокрушенного сердца слышится его вопль:

«Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!».

Это – любовь к Богу – определило его жизнь потом до самого конца. Пройдя с благовестием многие земли, не раз побывав в самом Риме, он так и не простил себя за отречение: когда императорская власть осудила Апостола на распятие, Петр просил повесить его вниз головой, чтобы страдание, боль стали больше.

Учитель язычников

Совершенно особой оказалась миссия Павла (до призвания Господня – Савла). Евангелия его имя не упоминают ни разу, что вполне понятно. Выросший среди образованных иудеев, Савл первоначально был бесконечно далек от последователей проповедника из Назарета и учения, ставившего под сомнение многие обычаи, предания иудейства.

Особенно верующего, горящего духом Савла возмущала идея Иисуса как Бога, пришедшего на землю. «Фарисей, сын фарисея», как он себя называл, в чрезмерной ревности преследовал христиан как богохульников, оскорбителей иудейского закона.

Пока однажды, идя в сирийский город Дамаск арестовывать последователей ненавистного учения, он, осиянный великим светом, не узрел Самого Христа – действительно Бога и Человека.

Савл не просто сменил имя на Павла – изменилась его жизнь. Хорошо знавший, что иудею запрещено даже есть вместе с язычниками, Павел теперь идет к ним, кто никогда не знал истинной веры, живет среди этих людей, общается с ними, крестит множество народа.

Св. Лука, друг и спутник Павла, рассказывает, что не раз святому приходилось объяснять свои действия иерусалимским христианам из бывших иудеев, даже иногда спорить с Петром о возможности соблюдения Закона Моисеева для язычников.

Позже, оглядываясь на прожитые годы, Павел как бы с удивлением замечает, сколько общин он основал, как много людей привел к Господу:

«… Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

Путь обоих святых окончился в Риме. Христиане «Вечного города» удержали в памяти дату – 12 июля (н.ст.) 66 или 67 г. как день их казни. До сих пор у историков, богословов нет единого мнения, убили ли их по приказу императора Нерона в 66 г., либо между смертью Петра и кончиной Павла – несколько лет.

Но их не просто помнили, как некогда живших людей: как при земной жизни, верующие продолжали обращаться к своим наставникам, пребывающим в Царстве Небесном. Ведь для христианина смерти нет.

Почитание Апостолов

К тому времени, когда при императоре Константине Великом (306-335 гг.) прекращаются антихристианские гонения, в Церкви давно сложилось особое отношение к Петру, как первоверховному из учеников Христа, и Павлу, «апостолу язычников». Благоговение, которое испытывали христиане к святым апостолам, начинает выражаться не одной молитвой, но также строительством храмов.

В Риме

В 324 или 326 г. Константин Великий повелел возвести небольшую церковь (базилику) на месте садов императора Нерона, где пострадал Апостол Петр. Алтарь храма построили на месте его могилы, которая давно была известна, несколько столетий почиталась христианами.

В те же годы выстроен храм на месте казни Апостола Павла, за городской чертой, которое также знали и почитали христиане.

18

Ноября

324 года

Базилика в честь апостола Павла была освящена свт. Сильвестром, папой Римским.

В настоящее время на месте Петровой базилики – известный Собор Святого Петра, базилика св. Павла – одна из 4 «великих базилик» (храмы с особым статусом) «Вечного города».

В Константинополе

После перенесения столицы империи в новый город, Константинополь, особое почитание апостолов проявилось и там. Около 330 г. император повелел соорудить здесь базилику апостолов. Этот храм – единственный из появившихся в Константинополе при жизни его основателя.

В 337 г. царь был погребен здесь в мраморном саркофаге. Его сын, Констанций, доставил сюда священные реликвии – мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и ученика ап. Павла, Тимофея.

Впоследствии церковь стала фамильной усыпальницей императоров Византии. Здесь же погребали патриархов. В VI в., при императоре Юстиниане базилику сильно перестроили, расширили: царь опасался, что Апостольский храм может потерять свое значение на фоне великолепной Святой Софии.

Форма пятиглавой базилики, второго по значению храма Византии, стала прообразом для многих христианских храмов. Например, именно такая архитектура до сих пор широко распространена в России. А вот сама базилика не сохранилась до наших дней: с 1461 г. на ее месте – мечеть Фатих.

История возникновения

Описание событий, послуживших появлению Петрова поста, связано с первыми веками распространения христианской веры. Поначалу считалось, что его должны придерживаться те верующие, которые не постились во время Великого поста.

Особенно значимым период летнего воздержания от пищи был в Риме и Константинополе. В этих городах в то время были возведены храмы в честь Святых апостолов. Утвердили Петровки лишь к окончанию IV – началу V веков. На Руси его стали соблюдать после принятия христианства. Он сменил купальские обряды, которые соблюдали язычники.

Что говорит нам Священное Писание о духовном и телесном воздержании

Посты знает уже Ветхий Завет. Свт. Василий Великий одним из первых обратил внимание на то, что пост как самоограничение появился уже во время обитания первых людей в Раю. Заповедь, данная Адаму, запрещала вкушение от одного райского древа (Быт. 2:17). Но человек оказался не в состоянии соблюсти даже это единственное требование. После грехопадения для восстановления Богообщения от человека требуются уже куда большие усилия.

Это понимают уже древние иудеи, у которых посты появились по крайней мере со времен пророка Моисея:

  • в очищении себя перед лицом святости Бога;
  • в испрашивании у Господа помощи и милости;
  • в покаянии за содеянные грехи.

Посты иудейской традиции можно разделить на:

  • соблюдавшиеся при особых обстоятельствах; например, на горе Синай пророк, вождь Израильского народа Моисей «у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34:28);
  • покаянный пост держали жители города Ниневии, который прор. Иона предсказал кару Господню за их грехи;
  • установленное воздержание в определенные дни; так, для иудеев такими были 10 день месяца Тисри (для очищения грехов), 13 день Адара – как память о жене персидского царя, иудеянке Есфири, спасшей от истребления свой народ, а также другие;
  • пост, который накладывал на себя отдельный человек, обычно – при тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Божией; пример такого духовного делания – скорбь царя Давида о заболевшем сыне, который за грех отца праведным судом Божиим должен был умереть; свою скорбь царь излил в псалме «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» (Пс.50)

Во всех этих случаях, кроме особого молитвенного делания, пост состоял также в полном воздержании от еды и питья. Это общепринятое правило соблюдали также новозаветные подвижники, пример которым подал Сам Христос, 40 дней соблюдавший полное воздержание среди пустыни перед началом Своей проповеди (Мф. 4: 1-2). Именно из-за этой сложившейся традиции Церковь до IV в. не знала многодневных постов – соблюдать такое воздержание было бы очень непросто.

Пост в Новом Завете

С пришествием в мир Сына Божия начал постепенно меняться подход к воздержанию. Как прежде, остался необходимым пост при чрезвычайных обстоятельствах, требующих Божией помощи. Например, ученикам, которые, как ни старались, не могли излечить бесноватого отрока, Господь строго говорит:

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

«Сыны чертога брачного»

И все же кое-что изменилось, это заметили пристально следившие за Спасителем фарисеи: ученики Христа не соблюдали установленных иудаизмом постов. Ответ Учителя на недоуменный вопрос законников оказался для них обескураживающим:

«Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк. 2:19).

Впрочем, Господь не отрицает самого делания, лишь поясняя:

«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Так в постное делание привносится радость встречи с Господом. Доныне время, когда Он особенно близок – Рождественские, Пасхальные дни, Пятидесятница, христиане проводят в духовной радости, без поста.

Правила Петрова поста

Правила постов от апостола Павла и Петра:

  1. Необходимо отказаться от распития спиртных напитков и курения. По субботам и воскресеньям, а также в дни церковных торжеств можно выпить небольшое количество красного вина.
  2. Нельзя в это время посещать любые развлекательные мероприятия. Семейные торжества отмечать можно. Но делать это нужно без веселых застолий и согласно правилам, внесенным в Церковный Устав.
  3. Следует освободить разум от дурных мыслей. Нельзя ссориться с людьми, испытывать к ним зависть и всячески осуждать.
  4. Желательно ограничить просмотр телепрограмм.
  5. Проводить свадьбу в Петров Пост не рекомендуют. Венчания запрещены.
  6. Нельзя гадать и принимать участие в разных магических ритуалах.
  7. Зачатие ребенка в эти дни не приветствуется. Исполнение супружеского долга возможно лишь по обоюдному согласию обеих сторон.

Каждый может посетить службу в храме 12 июля, исповедоваться и причаститься.

Особенности богослужения праздника Святых апостолов: в честь торжества священники надевают белые и желтые ризы.

В целом, согласно церковным правилам Петров пост считается нестрогим.

Что можно есть в Петров пост

Из ежедневного рациона следует исключить пищу животного происхождения: мясо, молочные продукты, яйца. По средам и пятницам не разрешается питаться рыбой и морепродуктами, а также потреблять теплую еду, приправленную маслом. Но в остальные дни рыба разрешена. Основу рациона должны составлять такие продукты, как крупы, ягоды и зелень. Разрешается потреблять зеленые щи не на мясном бульоне, окрошку и ботвинью.

Монахи соблюдают пост в большей строгости, чем миряне. Каждый прихожанин может утвердить личный календарь питания. Принимаются во внимание особенности организма и состояние здоровья верующего.

Кому допускаются послабления:

  • военным, проходящим службу в разных видах войск;
  • людям, которые выполняют тяжелую физическую нагрузку;
  • спортсменам.

Будущие матери и женщины, кормящие грудью, полностью освобождаются от каких-либо ограничений. Детей не следует привлекать к соблюдению поста. Их можно ограничить в потреблении сладостей.

Что нельзя делать

За долгую историю существования Петровского поста возникло немало суеверий и примет, с ним связанных.

  • Не советуют в этот период стричься. Говорят, если не следовать этому правилу, то волос редким будет.
  • Нельзя давать деньги в долг. Если человек одолжит какую-то сумму, то скоро он сам нуждаться будет.
  • Нельзя заниматься любым видом рукоделия, потому что считается, что можно «зашить» удачу и счастье.

Церковные служители не приветствуют стремление людей наложить на себя строгие ограничения. Петров пост отличается от Великого. Он не должен быть таким строгим. Если запланирована на это время свадьба, то расписаться в ЗАГСе разрешается. От массовых гуляний нужно воздержаться.

Кому не разрешается поститься или дается послабление

Нужно заметить, что некоторые новички пытаются следовать монастырскому уставу, который намного строже, чем правила для мирян, и срывают себе здоровье. Другие впадают в крайность, и, имея кучу хронических заболеваний, стремятся совершить подвиг, следуя монахам.

Это приводит часто не только к подрыву здоровья, но к нервным стрессам для самого постящегося и его окружения. Но – не еда ведь главное в посте! Как говорят святые отцы: лучше съешь рыбку, но не ешь человека!

Не разрешается постится кормящим мамочкам, женщинам, носящим младенца в утробе, деткам, немощным старикам, больным людям. В любом случае – нужно советоваться с врачом, и с духовником.

Календарь питания по дням

Строгий пост нужно соблюдать только в течение двух дней в неделю: по средам и пятницам. В это время разрешено сухоядение (кроме важных церковных дат).

Трапеза для мирян:

ДатыПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
20.06-11.07Горячая пища без добавления маслаРыбный день Горячая промасленная пищаСухоядение, орехи, мед, сухофруктыРыбный день Горячая промасленная пищаСухоядение, орехи, мед, сухофруктыРыбный день Горячая промасленная пищаРыбный день Горячая промасленная пища

По средам и пятницам православные верующие соблюдают сухоядение. Это означает, что потреблять можно сухофрукты, орехи, фрукты, овощи, хлеб, воду, мед.

7 июля в церкви отмечают торжество Рождества Крестителя Иоанна Предтечи. В этот день не запрещено есть рыбные блюда (даже при условии, что он выпадает на среду или пятницу).

О молитве

Молитва — это разговор души с Богом. Молитва это также пища для души, ее ресурс. Имя Иисуса Христа освящает человека, именем Его бесы изженутся. Пост — это самое благоприятное время для начала молитвы, если кто не делал этого раньше, или для усиления молитвенного правила .

Обычное правило для мирянина состоит из утреннего и вечернего молитвословия, чтения одной главы из Евангелия, двух глав из Апостольских деяний и одной кафизмы из Псалтири. По желанию, к этому добавляют акафист или канон празднику или любимому святому, чтение Патерика, Житий Святых или духовных книг наподобие Училища Благочестия или Духовного цветника.

На время Петрова поста это правило можно дополнить земными поклонами с Иисусовой молитвой, ежедневным чтением канона покаянного к Господу Иисусу Христу или канона Пресвятой Богородице. Дополнять правило, увеличивать его можно только по благословению духовника или другого священника.

В пост нужно чаще бывать в церкви, не пропускать, по возможности, богослужений.

Как подготовиться к посту

Летом на столах всегда много фруктов и овощей. Питаться в это время года можно вкусно и разнообразно даже при отсутствии в рационе продуктов животного происхождения. Специальной подготовки к этому периоду не предусмотрено, однако есть несколько полезных правил, помогающих поститься без возникновения сложностей. К ним относят:

  1. Подготовку нужно начать заранее. За 10 дней до начала поста нужно уменьшать потребления мяса и молочных продуктов.
  2. Потребление фруктов и овощей должно увеличиться – так организм начнет привыкать к клетчатке и ценным пищевым волокнам.
  3. Рекомендуется за пару недель до начала воздержания употреблять кисломолочные продукты в большом количестве. При помощи них можно поддержать баланс микрофлоры своего кишечника.
  4. В первые дни следует потреблять большие порции: постная пища содержит меньшее количество калорий, поэтому насытиться будет сложнее.

Часто задаваемые вопросы

У людей, принявших решение поститься, часто возникают вопросы – что можно и что нельзя делать во время Петрова поста. Верующих волнует:

  • Разрешается ли справлять свадьбы?
  • Можно ли шить, вязать или вышивать?
  • Совершаются ли обряды крещения?

Священнослужители не рекомендуют справлять свадьбы во время поста. Венчание в этот период не проводится. Кроме того, запрет на жирные блюда и развлечения не даст сыграть свадьбу как полагается.

Рукоделием заниматься также не рекомендуется, чтобы «не зашить» свое счастье. На проведение обряда крещения запреты отсутствуют, креститься можно в любой день.

Петров, как и прочие посты, укрепляет дух и веру, дает силы для очищения. Период воздержания делает жизнь счастливее, позволив заглянуть внутрь себя, в свою душу.

Молитвы в Петров пост на каждый день

Перед приемом пищи ежедневно нужно читать такую молитву:

«О, Господи Великий наш, да почитается имя Твое, да прибудет вечное Царствие. Во всем пусть присутствует воля Твоя как на небе, так и на земле грешной. Не введи нас в искушение, не дай пасть под тяжким гнетом греха, избавь нас от лукавого. Протяни нам в помощь свою щедрую руку и дай устоять нам и очистить душу от любого инакомыслия. Аминь».

Молитва после еды:

«Христос Боже наш, благодарим Тебя от чистого сердца за насыщение. Не лишай нас Царствия своего, явись к нам, да спаси души грешные наши. Аминь».

Икона Святых мучеников Петра и Павла:

Почему апо­столы Петр и Павел назы­ва­ются пер­во­вер­хов­ными

По сви­де­тель­ству слова Божия, апо­столы зани­мают особое место в Церкви – каждый должен разу­меть нас, как слу­жи­те­лей Хри­сто­вых и домо­стро­и­те­лей тайн Божиих (1Кор.4:1).

Обле­чен­ные равной силой свыше и оди­на­ко­вой вла­стью раз­ре­шать грехи, все апо­столы сядут на две­на­дцати пре­сто­лах возле Сына Чело­ве­че­ского (Мф.19:28).

Хотя неко­то­рые апо­столы и отли­чены в Писа­нии и пре­да­нии, напри­мер Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был глав­ным и даже пре­вос­хо­дя­щим честью осталь­ных.

Но так как в Дея­ниях апо­столь­ских пре­иму­ще­ственно повест­ву­ется о трудах апо­сто­лов Петра и Павла, то Цер­ковь и святые отцы, бла­го­го­вея при имени каж­дого из апо­сто­лов, этих двоих назы­вают пер­во­вер­хов­ными.

Цер­ковь про­слав­ляет апо­стола Петра как пред­на­чав­шего из лика апо­сто­лов испо­ве­дать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потру­див­ше­гося и при­чис­лен­ного к высшим из апо­сто­лов Духом Святым (2Кор.2:5); одного – за твер­дость, дру­гого – за свет­лую муд­рость.

Назы­вая двоих апо­сто­лов вер­хов­ными, по пер­вен­ству порядка и трудов. Цер­ковь вну­шает, что глава ее есть один только Иисус Хри­стос, а все апо­столы – слу­жи­тели Его (Кол.1:18).

Святой апо­стол Петр, до при­зва­ния своего носив­ший имя Симон, стар­ший брат апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выра­же­нию св. Иоанна Зла­то­уста, это был чело­век пла­мен­ный, некниж­ный, про­стой, бедный и бого­бо­яз­нен­ный. Он был при­ве­ден к Гос­поду своим братом Андреем, и при первом же взгляде на про­стого рыбака Гос­подь пред­на­рек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гре­че­ски – Петр, то есть камень. По избра­нии Петра в число апо­сто­лов Гос­подь посе­тил его убогий дом и исце­лил тещу от горячки (Мк.1:29-31).

В числе трех уче­ни­ков Своих Гос­подь удо­стоил Петра быть сви­де­те­лем Своей Боже­ствен­ной славы на Фаворе, Своей Боже­ствен­ной силы при вос­кре­ше­нии дочери Иаира (Мк.5:37) и Своего по чело­ве­че­ству уни­чи­же­ния в саду Геф­си­ман­ском.

Петр горь­кими сле­зами рас­ка­я­ния омыл свое отре­че­ние от Христа, и первым из апо­сто­лов вошел в гроб Спа­си­теля по вос­кре­се­нии Его, и первым из апо­сто­лов удо­сто­ился узреть Вос­крес­шего.

Апо­стол Петр был выда­ю­щимся про­по­вед­ни­ком. Сила его слова была столько велика, что он обра­щал ко Христу по три, по пять тысяч чело­век. По слову апо­стола Петра обли­ча­е­мые в пре­ступ­ле­нии падали мерт­выми (Деян.5:5,10), мерт­вые вос­кре­сали (Деян.9:40), боль­ные исце­ля­лись (Деян.9:3-34) даже от при­кос­но­ве­ния к ним одной тени про­хо­дя­щего апо­стола (Деян.5:15).

Но у него не было пер­вен­ства власти. Все цер­ков­ные дела реша­лись общим голо­сом апо­сто­лов и пре­сви­те­ров со всей Цер­ко­вью.

Апо­стол Павел, говоря об апо­сто­лах, почи­та­е­мых стол­пами, постав­ляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал.2:9), себя же при­чис­ляет к ним (2Кор.11:5)

и срав­ни­вает с Петром. Собор посы­лает Петра на дело слу­же­ния так же, как и других уче­ни­ков Хри­сто­вых.

Апо­стол Петр совер­шил пять путе­ше­ствий, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и многих обра­щая ко Гос­поду. Послед­нее путе­ше­ствие окон­чил в Риме, где с вели­ким усер­дием бла­го­вест­во­вал веру Хри­стову, умно­жая число уче­ни­ков. В Риме апо­стол Петр обли­чил обман Симона волхва, кото­рый выда­вал себя за Христа, обра­тил ко Христу двух жен, люби­мых Неро­ном.

По пове­ле­нию Нерона 29 июня 67 года апо­стол Петр был распят. Он просил мучи­те­лей рас­пять себя голо­вой вниз, желая этим пока­зать раз­ли­чие между своими стра­да­ни­ями и стра­да­ни­ями своего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Чудесна исто­рия обра­ще­ния свя­того апо­стола Павла, до этого носив­шего еврей­ское имя Савл.

Савл, вос­пи­тан­ный в законе иудей­ском, нена­ви­дел и терзал Цер­ковь Хри­стову, и даже выпро­сил у синед­ри­она власть всюду нахо­дить и пре­сле­до­вать хри­стиан. Савл терзал цер­ковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отда­вал в тем­ницу

(Деян.8:3). Одна­жды «Савл же, еще дыша угро­зами и убий­ством на уче­ни­ков Гос­пода, пришел к пер­во­свя­щен­нику и выпро­сил у него письма в Дамаск к сина­го­гам, чтобы, кого найдет после­ду­ю­щих сему учению, и мужчин и женщин, связав, при­во­дить в Иеру­са­лим. Когда же он шел и при­бли­жался к Дамаску, вне­запно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Гос­поди? Гос­подь же сказал: Я Иисус, Кото­рого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в тре­пете и ужасе сказал: Гос­поди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь сказал ему: встань и иди в город; и ска­зано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оце­пе­не­нии, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с откры­тыми гла­зами никого не видел. И повели его за руки, и при­вели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян.9:1-9).

Упор­ный гони­тель хри­сти­ан­ства ста­но­вится неуто­ми­мым про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия. Жизнь, поступки, слова, посла­ния Павла – все сви­де­тель­ствует о нем, как избран­ном сосуде бла­го­дати Божией. Ни скорбь, ни тес­нота, ни гоне­ние, ни голод, ни нагота, ни опас­но­сти, ни меч, ни смерть не могли осла­бить в сердце Павла любви к Богу.

Он совер­шал непре­стан­ные путе­ше­ствия в разные страны для про­по­веди Еван­ге­лия иудеям и осо­бенно языч­ни­кам. Эти путе­ше­ствия сопро­вож­да­лись необы­чай­ным могу­ще­ством про­по­веди, чуде­сами, неусып­ным трудом, неис­то­щи­мым тер­пе­нием и высо­кой свя­то­стью жизни. Труды апо­столь­ского слу­же­ния Павла были бес­при­мерны. Он сам о себе гово­рил: более всех их потру­дился (1Кор.15:10). За свои труды апо­стол пре­тер­пел неис­чис­ли­мые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апо­сто­лом Петром он принял муче­ни­че­скую кон­чину в Риме. Как рим­ский граж­да­нин он был обез­глав­лен мечом.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь почи­тает апо­сто­лов Петра и Павла как про­све­тив­ших запад­ный мрак, про­слав­ляет Пет­рову твер­дость и Павлов разум и созер­цает в них образ обра­ще­ния согре­ша­ю­щих и исправ­ля­ю­щихся в апо­столе Петре – образ отверг­ше­гося от Гос­пода и пока­яв­ше­гося, в апо­столе Павле – образ сопро­тив­ляв­ше­гося про­по­веди Гос­под­ней и потом уве­ро­вав­шего.

Приметы

Каким приметам люди верят в Петров день:

  1. Если ясная погода на дворе – то и весь год будет таким.
  2. Льет дождь в церковный праздник – еще сорок дней будут ненастных.
  3. Появилась роса поутру – будет солнечный день.
  4. Белоснежные облака, плывущие против ветра – дождь с собой они принесут.
  5. Если дождь начался с самого утра – сенокос мокрый будет. Сено будет жестким, а урожай богатым.
  6. Кукушка до Петрова дня перестала куковать, значит, зима рано придет. Если после – осень поздней будет.
  7. В ночь на Великое торжество обычно снится вещий сон. Исполнится он на 7-й день. Если что-то нехорошее приснилось, то нужно быть осторожным.

Приметы и суеверия на Петровский пост

Несмотря на принятие христианской веры и ее широкое распространение, среди людей и до настоящего времени бытует ряд суеверий, указывающих, что можно делать, а что запрещено. Многие люди верят, что их стоит придерживаться.

Так, в Петровку нельзя:

  • шить и заниматься рукоделием – так можно потерять (зашить) собственное счастье, у того, кто ослушается запрета, вскоре заболят руки;
  • стричься – волосы станут тонкими, будут выпадать и ломаться;
  • давать в долг – тот, кто одолжил, сам 3 года будет нуждаться;
  • венчаться – супруги ссориться будут;
  • гадать – в семье случится беда.

Вопросы и ответы

Когда следует ждать Петров пост в 2022 году? Можно ли в Петров пост есть рыбу?
Да, рыбным днем можно сделать любой день недели, кроме среды и пятницы. С 20.06 по 11.07 верующие будут поститься.
От чего зависит начало Петрова поста?
Она рассчитывается от даты празднования Великой Троицы.
Можно ли вино в Петров пост?
По выходным разрешается выпить красное вино. И по церковным праздникам потреблять алкоголь можно, но в небольших количествах (вне зависимости от дня недели).
Свадьба в Петров пост – разрешается или нет?
Оформлять отношения в ЗАГСе мирянам не запрещается. Делать это можно в любой день поста, когда в государственном учреждении регистрируют браки. Венчаться не положено. Шумные гуляния и веселые застолья в честь праздника церковью не одобряются.
Кому можно не соблюдать пост?
Беременным и кормящим матерям, детям, военнослужащим, людям, занимающихся тяжелым трудом.
Как не чувствовать голод во время поста?
Увеличивать порции, пить больше жидкость, включить в рацион орехи и сухофрукты.

Как заповедал поститься Христос: «Не будьте унылы»

Впрочем, и во время покаяния Господь прямо запрещает уныние:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». (Мф. 6:16)

Что же такое правильный пост?

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18).

И дело здесь не только во внешнем виде: показное «веселье» без внутренней радости долго демонстрировать не получится. А по слову, сказанному еще в дохристианские времена царем Соломоном, «веселое сердце делает лице веселым» (Притч. 15:13).

Это «веселое сердце» верующих стало отличать христианские посты уже в первые века жизни юной Церкви: воздержание стало праздником. Многие особо дорожат духовным состоянием во время поста, на опыте зная, сколько радости приносит молитва, соединенная с пусть даже небольшими телесными подвигами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]