ПАСХА или ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ?
Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?
Пасхальное ночное разговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образованием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!», а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?
Пасхальные православные традиции
Пасха – один из древнейших праздников, имеющий свои многовековые традиции.
Пасхальное богослужение
У православных принято встречать Пасху в храме. Самое торжественное богослужение – Пасхальное. Начинается оно незадолго до полуночи: служится Полунощница, во время которой выносится Плащаница и вокруг нее совершается каждение, а впоследствии святыня обратно относится на алтарь.
Обязательным этапом праздничной службы является Крестный ход вокруг храма, знаменующий собой шествие навстречу воскресшему Спасителю. Процессия проходит свой путь под непрекращающийся звон церковных колоколов, который затихает только после того, как православные во главе со священниками подойдут к закрытым дверям западного входа в храм. После проговаривания определенных слов, двери отворяются и все входят внутрь храма.
Около полуночи начинается Пасхальная заутреня, которая продолжается Божественной литургией. Богослужение обычно длится до 2-3 часов ночи и завершается христосованием священников друг с другом и с прихожанами.
В больших храмах с огромной паствой священник обычно только произносит речь, завершающуюся троекратной фразой: «Христос Воскресе!» Эта фраза заключает в себе всю сущность православной веры.
Христосование
На Пасху принято приветствовать друг друга особым способом. По завершению заутрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», православные говорят и отвечают друг другу: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», после чего троекратно целуются в щеки.
Именно таким способом следует приветствовать друг друга на протяжении всех последующих 40 дней.
Пасхальная трапеза
Сразу же после праздничного богослужения православные отправляются в трапезную или к себе домой и начинают разговляться, то есть употреблять в пищу блюда, запрещенные во время Великого поста. Центральное место на столе занимает сдобный кулич или паска, как принято его называть в последнее время. Его пекут накануне, а по завершению богослужения освящают в храме. Изначально пасхой называли сырную бабу, для приготовления которой использовали творог и большое количество куриных яиц.
Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, знаменующую собой гору Голгофу, на которой был распят Спаситель. Поедание пасхи в этот день олицетворяет вечную победу жизни над смертью, добра над злом. Обычно православные приносят пасху, куличи и яйца в храм для освящения в плетеных корзинах, украшенных цветными лентами, цветами, пасхальными атрибутами.
Крашеные яйца
Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь. Скорлупа – это камень, которым закрыли вход в скалу, где был погребен Иисус, а традиционный красный цвет, в который было принято окрашивать яйца испокон веков, – олицетворение страданий и пролитой крови Спасителя.
Истоки традиции дарить друг другу яйца берут свое начало в Новом Завете. Христос после Воскресения явился Марии Магдалине, которая сообщила о радостном известии Апостолам. Она явилась также и в Рим, где рассказала о жизни, чудесах и учении Христа самому Тиберию, римскому императору. Чтобы доказать чудо Воскрешения неверующему правителю, Мария Магдалина взяла в руки белое куриное яйцо и со словами «Христос Воскрес!» передала его, окрасившегося в красный цвет за считанные секунды, изумленному Тиберию.
Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь
Пасхальные гулянья
На Руси было принято сразу же после посещения церкви начинать народные гулянья. Нарядившись во все лучшее, люди не скрывали своей радости и хорошего настроения. Повсюду слышался смех, музыка, на центральных площадях начинали действовать ярмарки, где велась бойкая торговля, а ремесленники демонстрировали все свои умения.
В этот день принято заниматься благотворительностью: кормить неимущих, отдавать вещи сиротам, оставлять на ночевку бездомных.
Вечером, после заката, было принято жечь на центральных площадях и улицах, около церквей и кладбищ или прямо на дорогах пасхальный костер, символизирующий собою победу света над тьмой, а также Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.
Соблюдать Пасхальные традиции для всех православных – дело святое. Но без смирения, доброты и милосердия даже неукоснительное выполнение всех канонов будет пустым делом. Упоминание жизни Христа и следование ему – вот главные показателя истинного верующего.
Прообразы: «Пасха земная»
«Наблюдай месяц авив (нисан), и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Второзаконие 16:1)
Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпические события книги Исход. Она рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11–13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14⁄15 месяца авива, или нисана) во 2‑й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обретённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.
Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.
Пасха и Радоница в 2022 – родительский день
На 9-й день после Христова Воскресения наступает время поминовения усопших. Название происходит от слова «радость»: в родительский вторник живые несут предкам благую весть о воскрешении Господа. В этом году Радоница приходится на 11 мая. В день поминовения принято молиться об ушедших родственниках.
Всенощная вечерняя служба начинается в понедельник. На нее приходят, чтобы вознести молитву об усопших близких. Также в это время в храмах оставляют записки, чтобы имена умерших включили в утреннюю литургию. Для поминовения готовят кутью, пекут блины и угощают знакомых с просьбой помолиться об упокоении близких. Церковь рекомендует в Радоницу:
- пригласить священника для проведения панихиды либо провести литию самостоятельно;
- привести в порядок могилы родных, посадить на них цветы;
- помолиться о душах умерших.
Однако она не одобряет поминальных трапез на кладбище: корни этого обычая уходят в язычество. Не нужно также пить алкоголь или оставлять наполненную рюмку на могилах родственников.
Души усопших не нуждаются в материальном. Для поминовения достаточно молитвы и доброй памяти о человеке.
Исполнение: «Пасха небесная»
«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её, пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15–16)
Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! – Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.
Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <�…>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: “Кость Его да не сокрушится”» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.
Сырая творожная пасха со сгущёнкой и белым шоколадом
belchonock/Depositphotos.com
Ингредиенты
- 100 г белого шоколада;
- 400 г творога;
- 200 г сгущённого молока;
- наполнитель (сухофрукты, цукаты, орехи) — опционально.
Приготовление
Растопите шоколад в микроволновке или на водяной бане. Смешайте его с творогом и сгущёнкой и пробейте блендером. По желанию добавьте наполнитель. Выложите творожную массу в форму и поставьте под гнёт.
Попробуйте