Продолжительность празднования Пасхи у православных

ПАСХА или ХРИ­СТОВО ВОС­КРЕ­СЕ­НИЕ?

Каза­лось бы, смысл Пасхи – как мы обычно назы­ваем наш глав­ный празд­ник – доста­точно про­зра­чен. Увы! Опыт гово­рит о другом. При­веду лишь два наи­бо­лее харак­тер­ных при­мера.

Урок в одной «Пра­во­слав­ной гим­на­зии». Желая выявить уро­вень знаний детей, спра­ши­ваю: «Как празд­но­вали Пасху Хри­стос и апо­столы?» – Сле­дует резон­ный ответ: «Они ели куличи и кра­ше­ные яйца»! Воз­ра­зить на это нечего! А как взрос­лые?

Пас­халь­ное ночное раз­го­ве­нье в одном храме. Дей­стви­тельно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немо­ло­дому пев­чему при­хо­дит в голову важная мысль, и он рас­те­рянно обра­ща­ется к свя­щен­нику (с бого­слов­ским обра­зо­ва­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Хри­стос Вос­кресе!», а празд­ник назы­ваем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празд­нуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»

Это не исклю­че­ние: то, что мы с дет­ства вос­при­ни­маем на быто­вом уровне, как некий кра­си­вый обряд, кажется нам само собой разу­ме­ю­щимся и не тре­бу­ю­щим изу­че­ния.

Давайте же устроим себе «пас­халь­ный урок» и спро­сим: какие ассо­ци­а­ции рож­дает в нашем созна­нии пас­халь­ное при­вет­ствие «Хри­стос вос­кресе!» – «Воис­тину вос­кресе!»

Ночной крест­ный ход со све­чами, – сразу отве­тит каждый, – радост­ное пение и вза­им­ные лобы­за­ния. На домаш­нем столе появ­ля­ются зна­ко­мые с дет­ства куша­нья – крас­ные и рас­пис­ные яйца, румя­ные куличи, пах­ну­щие вани­лью тво­рож­ные пасхи.

Да, но это – лишь внеш­няя атри­бу­тика празд­ника, – воз­ра­зит вдум­чи­вый хри­сти­а­нин. – А мне хочется знать, почему наш празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния име­ну­ется обычно еврей­ским словом «Пасха»? Какова связь между еврей­ской и хри­сти­ан­ской Пасхой? Почему Спа­си­тель мира, от дня Рож­де­ния Кото­рого чело­ве­че­ство отсчи­ты­вает Новую эру, должен был непре­менно уме­реть и вос­крес­нуть? Разве не мог все­бла­гой Бог уста­но­вить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова сим­во­лика нашего пас­халь­ного бого­слу­же­ния и празд­нич­ных обря­дов?

Пасхальные православные традиции

Пасха – один из древнейших праздников, имеющий свои многовековые традиции.

Пасхальное богослужение

У православных принято встречать Пасху в храме. Самое торжественное богослужение – Пасхальное. Начинается оно незадолго до полуночи: служится Полунощница, во время которой выносится Плащаница и вокруг нее совершается каждение, а впоследствии святыня обратно относится на алтарь.

Обязательным этапом праздничной службы является Крестный ход вокруг храма, знаменующий собой шествие навстречу воскресшему Спасителю. Процессия проходит свой путь под непрекращающийся звон церковных колоколов, который затихает только после того, как православные во главе со священниками подойдут к закрытым дверям западного входа в храм. После проговаривания определенных слов, двери отворяются и все входят внутрь храма.

Около полуночи начинается Пасхальная заутреня, которая продолжается Божественной литургией. Богослужение обычно длится до 2-3 часов ночи и завершается христосованием священников друг с другом и с прихожанами.

В больших храмах с огромной паствой священник обычно только произносит речь, завершающуюся троекратной фразой: «Христос Воскресе!» Эта фраза заключает в себе всю сущность православной веры.

Христосование

На Пасху принято приветствовать друг друга особым способом. По завершению заутрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», православные говорят и отвечают друг другу: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», после чего троекратно целуются в щеки.

Именно таким способом следует приветствовать друг друга на протяжении всех последующих 40 дней.

Пасхальная трапеза

Сразу же после праздничного богослужения православные отправляются в трапезную или к себе домой и начинают разговляться, то есть употреблять в пищу блюда, запрещенные во время Великого поста. Центральное место на столе занимает сдобный кулич или паска, как принято его называть в последнее время. Его пекут накануне, а по завершению богослужения освящают в храме. Изначально пасхой называли сырную бабу, для приготовления которой использовали творог и большое количество куриных яиц.

Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, знаменующую собой гору Голгофу, на которой был распят Спаситель. Поедание пасхи в этот день олицетворяет вечную победу жизни над смертью, добра над злом. Обычно православные приносят пасху, куличи и яйца в храм для освящения в плетеных корзинах, украшенных цветными лентами, цветами, пасхальными атрибутами.

Крашеные яйца

Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь. Скорлупа – это камень, которым закрыли вход в скалу, где был погребен Иисус, а традиционный красный цвет, в который было принято окрашивать яйца испокон веков, – олицетворение страданий и пролитой крови Спасителя.

Истоки традиции дарить друг другу яйца берут свое начало в Новом Завете. Христос после Воскресения явился Марии Магдалине, которая сообщила о радостном известии Апостолам. Она явилась также и в Рим, где рассказала о жизни, чудесах и учении Христа самому Тиберию, римскому императору. Чтобы доказать чудо Воскрешения неверующему правителю, Мария Магдалина взяла в руки белое куриное яйцо и со словами «Христос Воскрес!» передала его, окрасившегося в красный цвет за считанные секунды, изумленному Тиберию.


Крашеные яйца – символ Гроба Господня, скрывающего в себе вечную жизнь

Пасхальные гулянья

На Руси было принято сразу же после посещения церкви начинать народные гулянья. Нарядившись во все лучшее, люди не скрывали своей радости и хорошего настроения. Повсюду слышался смех, музыка, на центральных площадях начинали действовать ярмарки, где велась бойкая торговля, а ремесленники демонстрировали все свои умения.

В этот день принято заниматься благотворительностью: кормить неимущих, отдавать вещи сиротам, оставлять на ночевку бездомных.

Вечером, после заката, было принято жечь на центральных площадях и улицах, около церквей и кладбищ или прямо на дорогах пасхальный костер, символизирующий собою победу света над тьмой, а также Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

Соблюдать Пасхальные традиции для всех православных – дело святое. Но без смирения, доброты и милосердия даже неукоснительное выполнение всех канонов будет пустым делом. Упоминание жизни Христа и следование ему – вот главные показателя истинного верующего.

Про­об­разы: «Пасха земная»

«Наблю­дай месяц авив (нисан), и совер­шай Пасху Гос­поду, Богу твоему, потому что в месяце авиве вывел тебя Гос­подь, Бог твой, из Египта ночью» (Вто­ро­за­ко­ние 16:1)

Исто­рико-сим­во­ли­че­ская основа еврей­ской Пасхи – эпи­че­ские собы­тия книги Исход. Она рас­ска­зы­вает о четы­рех­ве­ко­вом пери­оде еги­пет­ского раб­ства, в кото­ром пре­бы­вал угне­та­е­мый фара­о­нами еврей­ский народ, и чудес­ной драме его осво­бож­де­ния. Девять нака­за­ний («казней еги­пет­ских») обру­шил на страну пророк Моисей, но лишь деся­тая заста­вила смяг­читься жесто­кое сердце фара­она, не желав­шего лишаться рабов, воз­во­див­ших ему новые города. Ей стало пора­же­ние еги­пет­ских пер­вен­цев, вслед за кото­рым и после­до­вал «исход» из Дома раб­ства. Ночью, в ожи­да­нии начала исхода, изра­иль­тяне совер­шают первую пас­халь­ную тра­пезу. Глава каждой семьи, заклав одно­лет­него агнца (ягненка или коз­ленка) пома­зы­вает его кровью двер­ные косяки (Исх.12:11), а само запе­чён­ное на огне живот­ное съе­да­ется, но так, чтобы не были сло­маны его кости.

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши пре­по­я­саны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспеш­но­стью: это – Пасха Гос­подня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Еги­пет­ской и поражу вся­кого пер­венца в земле Еги­пет­ской, от чело­века до скота, и над всеми богами еги­пет­скими про­из­веду суд. Я – Гос­подь. И будет у вас кровь зна­ме­нием на домах, где вы нахо­ди­тесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губи­тель­ной, когда буду пора­жать землю Еги­пет­скую» (Исх.12:11–13).

Так в ночь пер­вого весен­него пол­но­лу­ния (с 14⁄15 месяца авива, или нисана) во 2‑й поло­вине XIII века до Рож­де­ства Хри­стова совер­шился исход изра­иль­тян из Египта, став­ший важ­ней­шим собы­тием вет­хо­за­вет­ной исто­рии. А Пасха, сов­пав­шая с избав­ле­нием, стала еже­год­ным празд­ни­ком – вос­по­ми­на­нием об исходе. Само же назва­ние «Пасха» (евр. песах – «про­хож­де­ние», «пощада») ука­зы­вает на тот дра­ма­ти­че­ский момент («деся­тую казнь»), когда пора­жав­ший Египет ангел Гос­по­день, видя кровь пас­халь­ного агнца на двер­ных кося­ках еврей­ских домов, про­хо­дил мимо и щадил пер­вен­цев изра­иль­ских (Исх.12:13).

Впо­след­ствии исто­ри­че­ский харак­тер Пасхи стали выра­жать особые молитвы и рас­сказ о её собы­тиях, а также риту­аль­ная тра­пеза, состо­я­щая из мяса агнца, горь­ких трав и слад­кого салата, что сим­во­ли­зи­рует горечь еги­пет­ского раб­ства и сла­дость обре­тён­ной сво­боды. Прес­ный хлеб напо­ми­нает о спеш­ных сборах. Сопро­вож­дают пас­халь­ную домаш­нюю тра­пезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рож­де­нием изра­иль­ского народа, нача­лом его само­сто­я­тель­ной исто­рии. Окон­ча­тель­ное же спа­се­ние мира и победу над «духов­ным раб­ством еги­пет­ским» совер­шит в буду­щем Божий Пома­зан­ник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гре­че­ски, – Хри­стос. Так сна­чала име­но­ва­лись все биб­лей­ские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет послед­ним, оста­вался откры­тым. Поэтому каждую пас­халь­ную ночь изра­иль­тяне ждали явле­ния Мессии.

Пасха и Радоница в 2022 – родительский день

На 9-й день после Христова Воскресения наступает время поминовения усопших. Название происходит от слова «радость»: в родительский вторник живые несут предкам благую весть о воскрешении Господа. В этом году Радоница приходится на 11 мая. В день поминовения принято молиться об ушедших родственниках.

Всенощная вечерняя служба начинается в понедельник. На нее приходят, чтобы вознести молитву об усопших близких. Также в это время в храмах оставляют записки, чтобы имена умерших включили в утреннюю литургию. Для поминовения готовят кутью, пекут блины и угощают знакомых с просьбой помолиться об упокоении близких. Церковь рекомендует в Радоницу:

  • пригласить священника для проведения панихиды либо провести литию самостоятельно;
  • привести в порядок могилы родных, посадить на них цветы;
  • помолиться о душах умерших.

Однако она не одобряет поминальных трапез на кладбище: корни этого обычая уходят в язычество. Не нужно также пить алкоголь или оставлять наполненную рюмку на могилах родственников.

Души усопших не нуждаются в материальном. Для поминовения достаточно молитвы и доброй памяти о человеке.

Испол­не­ние: «Пасха небес­ная»

«Всем серд­цем желал Я вку­шать эту пасху вместе с вами прежде Моих стра­да­ний! Говорю ведь вам, больше не вку­шать Мне её, пока не свер­шится она в Цар­стве Божием» (Лк.22:15–16)

Мессия-Хри­стос, при­шед­ший ради избав­ле­ния всех людей от духов­ного «раб­ства еги­пет­ского», при­ни­мает уча­стие в иудей­ской «Пасхе ожи­да­ния». Он завер­шает её испол­не­нием зало­жен­ного в ней Боже­ствен­ного замысла, – и тем самым её упразд­няет. Одно­вре­менно кар­ди­нально меня­ется харак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века: выпол­нив­ший своё пред­на­зна­че­ние вре­мен­ный Союз Бога с одним наро­дом ста­но­вится «ветхим» («уста­рев­шим»), и Хри­стос заме­няет его Новым – и вечным! – Союзом-Заве­том со всем чело­ве­че­ством. Во время Своей послед­ней Пасхи на Тайной вечере Иисус Хри­стос про­из­но­сит слова и совер­шает дей­ствия, меня­ю­щие смысл празд­ника. Он Сам зани­мает место пас­халь­ной жертвы, и ветхая Пасха ста­но­вится Пасхой нового Агнца, заклан­ного ради очи­ще­ния людей еди­но­жды и навсе­гда. Хри­стос учре­ждает новую пас­халь­ную тра­пезу – таин­ство Евха­ри­стии – и гово­рит уче­ни­кам о Своей близ­кой смерти как о пас­халь­ном жерт­во­при­но­ше­нии, в кото­ром Он – Новый Агнец, заклан­ный «от созда­ния мира». Вскоре Он спу­стится в мрач­ный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожи­дав­шими Его там людьми совер­шит вели­кий Исход из цар­ства смерти в сия­ю­щее Цар­ство Своего Отца. Неуди­ви­тельно, что в ритуале вет­хо­за­вет­ной Пасхи обна­ру­жи­ва­ются основ­ные про­об­разы Гол­гоф­ской жертвы.

Пас­халь­ный агнец (ягне­нок) евреев был «муже­ского пола, без порока» и при­но­сился в жертву во второй поло­вине дня 14-го нисана. Именно в это время после­до­вала крест­ная смерть Спа­си­теля. Каз­нён­ных сле­до­вало похо­ро­нить до наступ­ле­ния тем­ноты, поэтому рим­ские воины, чтобы уско­рить их смерть, пере­били ноги двум раз­бой­ни­кам, рас­пя­тым вместе с Гос­по­дом. Но, «подойдя к Иисусу, они уви­дели, что Он уже умер, и не пере­били Ему ног <�…>. Ибо про­изо­шло это во испол­не­ние (слов) Писа­ния: “Кость Его да не сокру­шится”» (Ин.19:33, 36). При этом и само при­го­тов­ле­ние пас­халь­ного агнца было про­об­ра­зом крест­ной смерти Спа­си­теля: живот­ное «рас­пи­нали» на двух кре­сто­об­разно соеди­нен­ных кольях, один из кото­рых про­хо­дил вдоль хребта, а к дру­гому при­вя­зы­ва­лись перед­ние ноги.

Эта глу­бо­чай­шая вза­и­мо­связь ветхой и новой Пасхи, их сосре­до­то­чен­ность (упразд­не­ние одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объ­яс­няют, почему празд­ник Его Вос­кре­се­ния сохра­няет и вет­хо­за­вет­ное назва­ние Пасха. «Пасха наша – при­не­сён­ный в жертву Хри­стос», – гово­рит апо­стол Павел (1Кор.5:7). Так в новой Пасхе про­изо­шло окон­ча­тель­ное завер­ше­ние Боже­ствен­ного замысла о вос­ста­нов­ле­нии пад­шего («вет­хого») чело­века в его пер­во­на­чаль­ном, «рай­ском», досто­ин­стве – его спа­се­ние. «Ветхая Пасха празд­ну­ется из-за спа­се­ния крат­ко­вре­мен­ной жизни иудей­ских пер­вен­цев, а новая Пасха – из-за даро­ва­ния вечной жизни всем людям», – так лако­нично опре­де­ляет соот­но­ше­ние этих двух тор­жеств Вет­хого и Нового Завета святой Иоанн Зла­то­уст.

Сырая творожная пасха со сгущёнкой и белым шоколадом

belchonock/Depositphotos.com

Ингредиенты

  • 100 г белого шоколада;
  • 400 г творога;
  • 200 г сгущённого молока;
  • наполнитель (сухофрукты, цукаты, орехи) — опционально.

Приготовление

Растопите шоколад в микроволновке или на водяной бане. Смешайте его с творогом и сгущёнкой и пробейте блендером. По желанию добавьте наполнитель. Выложите творожную массу в форму и поставьте под гнёт.

Попробуйте

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]