В христианской иконографии образу «Вход Господень в Иерусалим» отводится особенное место. Эта впечатляющая религиозная картина посвящена периоду пребывания Спасителя в нашем мире. Икона изображает великое евангельское событие, положившее начало новой эпохе на земле.
Праздник святыни относится к двунадесятым и имеет переходящую дату. Его проводят накануне Страстной седмицы, в последнее воскресенье, предшествующее Светлой Пасхе. По давней традиции православные христиане называют его Вербным Воскресеньем.
История иконы
Сюжет, изображенный на картине, вдохновлял многих иконописцев. Во все времена существования христианской религии мастера стремились передать его как можно точнее, со всеми неотъемлемыми деталями.
Изображения торжественного въезда Иисуса в Иерусалим встречались еще в раннехристианском искусстве. Они присутствовали в книжных миниатюрах, священных текстах, на саркофагах. Эта знаменитая евангельская сцена имеется в составе диптиха, созданного в конце X века и находящегося в Государственном Эрмитаже. Вхождение Спасителя в Иерусалим детально отображается в мозаике Палатинской капеллы итальянского города Палермо, датируемой серединой XII века. Также этот эпизод можно увидеть на фресках церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках (XIV ст.).
В разные периоды авторами иконы, изображающей легендарный вход Господа в Иерусалим, становились талантливые художники. Среди российских мастеров наиболее известен Андрей Рублев, создавший такое полотно в начале XV столетия.
На сегодняшний день образ, считающийся подлинным, хранится в Ставроникитском монастыре на святой горе Афон. Авторство этой картины принадлежит иконописцу Феофану Критскому.
LiveInternetLiveInternet
Вход Господень в Иерусалим: евангельский сюжет в живописи .
В воскресенье перед началом Страстной седмицы христиане празднуют одно из самых важных библейских событий — Вход Господень в Иерусалим.
Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.
За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.
Икона. Конец XVII века, Псков. Частное собрание.
Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).
Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повел толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушел прочь из города.
Вход Господень в Иерусалим. 1698. Фома Потапов и Василий Самсонов Потапов. Осташков. Дерево, темпера. 183 × 153. КП 4459. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
( Иконография праздника с восседающим в центре на белом осле Христом, повернувшимся к идущим за ним апостолам, типична для второй половины XVII века. Пейзажный фон трактован в натуралистическом духе с передачей глубины пространства за счет заметного уменьшения пропорций фигур на заднем плане. Интересная деталь – приставленная к пальме лестница, по которой отроки забираются на дерево для приветствия Христа. Изображение Иерусалима отличается вниманием к подробной передаче архитектуры городских построек и восходит к гравюрам печатных Проскинитариев – путеводителей по Святой Земле.)
Икона «Вход в Иерусалим». Главный иконостас Архангельского собора Московского Кремля. Школа царских изографов. Россия, Москва, 1680 (1681) гг. Музеи Московского Кремля
Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нем. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, все менее довольны Им.
В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н. э. город и Храм будут стерты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.
Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Н.В. Покровский указывает ранние примеры иконографии Входа Господня в Иерусалим – на саркофагах и в книжной миниатюре, такие как в сирийском Евангелии Рабулы (586 г.) и Евангелии VI века из кафедрального музея в Россано.
Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях, то сообщающих большую иллюстративность, то по-особому акцентирующих внимание зрителя.Тема иконографии настолько обширна,что здесь я её не буду касаться,больше уделяю внимание картинам разных эпох.
На протяжении веков иконография этого сюжета менялась мало, и даже в постренессансном искусстве иконографическая схема в большинстве работ осталась прежней.
У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.
Михаил Нестеров как православный художник не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.
Михаил Нестеров. «Вход Господень в Иерусалим».
Ты грядешь посреди обманувшейся черни, Преклоняя свой горестный взор, Ты вступаешь на кротком осляти В роковые врата — на позор… Иван Бунин Царство любви и примирения, которое Бог открывает и предлагает всем, не смогли принять даже избранные и последовавшие за Ним ученики. В последние дни перед распятием даже они думали о земном: апостол Петр предлагал не ходить в Иерусалим, где суждено пострадать, Саломия просила выгодных мест у царского престола для своих сыновей, Иуда, видя, что Господь не заботится о деньгах, потихоньку брал их и тратил на свои земные привязанности. Что же говорить о жителях столичного города?
Здесь все были верующие, все знали десять заповедей, все приносили Богу жертвы, соблюдали посты, давали десятину и молились не по принуждению, а по вере в значимость всего происходящего. Прогрессивные фарисеи искренно видели себя лучше многих обыкновенных людей, книжники считали, что знаний о Боге достаточно для того, чтобы учить других жить. Учителя стали «любить председания в собраниях, возлежание на пиршествах». Они превратились в «слепых вождей слепых», потому что посчитали, что Бог — такой же, какого они себе придумали: «Может, Он и живой, но нам все ясно: Бог не там, где мытарь, блудница, прокаженный, не там, где бедный и больной. Значит, искать Его там уже не надо…».
Поэтому с виду умилительный вход Господень в Иерусалим открывает последнюю страшную страницу, теперь уже ничем не прикрытой войны абсолютной Любви с духом мира сего, который, как смертельный вирус, незаметно поражает наше понимание мира и ведет нас к духовной немоте.
Эту войну объявляет Сам Иисус: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34). Приближаются главные дни в судьбах всего мира, когда безвинно прольется кровь Праведника. Господь Наш Иисус Христос будет распят на кресте, принеся себя в жертву за «жизнь мира».
Все подписи даны под иллюстрациями
Джотто ди Бондоне (1266-1337). Вход Господень в Иерусалим (1304-1306).
Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348). Вход Господень в Иерусалим (1320)
.
Педро Орренте (ок. 1580-1645). Въезд Христа в Иерусалим (1640).
Жан Ипполит Фландрен (1809-1864). Вход Господень в Иерусалим (1842).
Котарбинский Вильгельм (1849-1922), Сведомский Павел (1849-1904). Вход Христа в Иерусалим (1890-е). (Владимирский собор, Киев)
Николай Кошелев (1840-1918). Вход Христа в Иерусалим (1890–1910-е).
Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).
Клавдий Лебедев (1852-1916). Вход Господень в Иерусалим.
Жан-Лео́н Жеро́м Въезд Господень в Иерусалим
Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)
Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:
«Осанна! Осанна! Гряди Во имя Господне!» И с яростным хрипом в груди, С огнём преисподней В сверкающих гнойных глазах, Вздувая все жилы на шее, Вопя всё грознее, Калека кидается в прах На колени, Пробившись сквозь шумный народ, Ощеривши рот, Щербатый и в пене, И руки раскинув с мольбой — О мщенье, о мщенье, О пире кровавом для всех обойдённых судьбой — И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний, Ты грядёшь посреди обманувшейся черни, Преклоняя свой горестный взор, Ты вступаешь на кротком осляти В роковые врата — на позор, На пропятье!
Витраж в саборе Нотр-Дам-де-Лан, около 1215. с въездом в Иерусалим.
Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Въезд в Иерусалим. Середина ХII в.
Бенджамин Роберт Хейдон ВЪЕЗД ХРИСТА в ИЕРУСАЛИМ 1814-1820 гг.
Вход Господень в Иерусалим . Китай, 683–770
современная роспись
Стенная роспись
Монастырь Дечаны, Сербия, ок. 1350 г.
Мозаика собора Сан Марко в Венеции, кон. 12-13 в.
Резьба по слоновой кости, 10 в.
Феофан Критский (ок. 1500-1559). Фреска в ц. Св. Николая в Метеоре
Икона из монастыря Ватопед (Афон)
Синайская икона 14 в.
Византийская икона, ок. 1400 г.
Сирийская миниатюра, ок. 1220
Сория, Испания, ок. 1125
Николай Вердунский, эмаль, ок. 1181
Братья Лимбург. Миниатюра «Роскошного часослова герцога Беррийского», ок. 1411-1416
Мастер Тюизонского алтаря, Франция, 15 в.
Неизвестный художник, ок. 1497-1500 г.
Мелоццо да Форли, ок. 1477-1482
Питер Кук ван Альст, ок. 1530
Питер Пауль Рубенс, 1632
Венцель Холлар (1607-1677)
Миронов Андрей Николаевич Вход Господень в Иерусалим. 2016г. Холст, масло 90 х 170 см.
https://obiskusstve.com/2199987573436450924/vhod-g…angelskij-syuzhet-v-zhivopisi/
«««««««««««««««««««««««««««««««««««««`
Описание реликвии
На иконе «Вход Господень в Иерусалим» передаются события, происходившие после воскрешения Лазаря, за несколько дней до еврейской Пасхи. В этот период Христос совершил вхождение в Иерусалим, за которым вскоре последовали трагические события.
На религиозной картине изображены:
- Иисус, сидящий верхом на белой ослице. Его фигура занимает центральную часть полотна. Спаситель сидит боком и слегка наклоняет голову. Его правая рука благословляет детей, которые застилают путь перед Ним одеждами в знак огромного почтения. Несмотря на то, что Иисус – Царь Царей, его облик выражает скромность и кротость. Об отсутствии гордости также свидетельствует способ, который Мессия выбрал для въезда в Иерусалим. Вместо того, чтобы появиться на красивом коне, Он выбрал обычного осла.
- Апостолы, следующие за Божьим Сыном. Они располагаются в левой части картины. Ученики Христа о чем-то беседуют друг с другом. На их лицах заметно беспокойное выражение, в котором читается волнение за судьбу своего Учителя. В некоторых случаях рисуют двух апостолов, иногда их присутствует больше.
- Жители Иерусалима, облеченные в праздничные одежды. Иудеи радостно приветствуют Иисуса пальмовыми ветвями, поскольку видят в нем своего будущего освободителя.
На картине также видна гора, находящаяся на заднем плане. Это Елеон, с которого просматривается весь Иерусалим. На возвышенности часто изображается одиноко растущая пальма, которая также выглядит очень символично. Иногда на полотне присутствует еще одна деталь – пещера, символизирующая собой будущий гроб Господень.
Картины, фрески и иконы Входа Господня в Иерусалим
Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи.
Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений.
Вход Господень в Иерусалим
У людей пред праздником уборка. В стороне от этой толчеи Омываю миром из ведерка Я стопы пречистые Твои.
Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь? Есть ли столько душ и жизней в мире? Столько поселений, рек и рощ? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до воскресенья дорасту.
Пастернак Б.Л.
Вход Господень в Иерусалим. Джотто. 1304-06
В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Вход Господень в Иерусалим
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Педро Орренте. Въезд Христа в Иерусалим. 1640
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
икона
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.
И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
икона
Все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й): «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних!
Фреска храма
Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.
В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.
От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною».
У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.
Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
икона
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
Вход Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей имеет глубочайшее нравственное и символическое значение. Прообразом этого великого события считается вход Давида в Иерусалим после его победы над Голиафом. Давида радостно и благодарно встречал и приветствовал весь народ. И возревновал царь Саул и затаил злобу против Давида. Давид же, спустя некоторое время, стал великим царем Иудеи и Израиля.
стенная роспись
Иконография «Входа в Иерусалим» почти неизменна. На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.
Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.
Вход Господень в Иерусалим.. Василий Нестеренко
Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни.
Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего.
Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века
Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.
В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.
Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрин. 1842
Не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34). Приближаются главные дни в судьбах всего мира, когда безвинно прольется кровь Праведника. Господь Наш Иисус Христос будет распят на кресте, принеся себя в жертву за «жизнь мира».
Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.
За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.
Вход Господень в Иерусалим. Коптская икона
Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика, 12 век
Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повел толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушел прочь из города.
Вход Господень в Иерусалим. Фрески комплекса Сан-Франческо, Ассизи
Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нем. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, все менее довольны Им.
В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н. э. город и Храм будут стерты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.
Ты грядешь посреди обманувшейся черни, Преклоняя свой горестный взор, Ты вступаешь на кротком осляти В роковые врата — на позор…
Иван Бунин
Вход Господень в Иерусалим. Тверская икона
Царство любви и примирения, которое Бог открывает и предлагает всем, не смогли принять даже избранные и последовавшие за Ним ученики.
В последние дни перед распятием даже они думали о земном: апостол Петр предлагал не ходить в Иерусалим, где суждено пострадать, Саломия просила выгодных мест у царского престола для своих сыновей, Иуда, видя, что Господь не заботится о деньгах, потихоньку брал их и тратил на свои земные привязанности. Что же говорить о жителях столичного города?
Здесь все были верующие, все знали десять заповедей, все приносили Богу жертвы, соблюдали посты, давали десятину и молились не по принуждению, а по вере в значимость всего происходящего. Прогрессивные фарисеи искренно видели себя лучше многих обыкновенных людей, книжники считали, что знаний о Боге достаточно для того, чтобы учить других жить.
Бенджамин Роберт Хейдон. Вступление Христа в Иерусалим
Учителя стали «любить председания в собраниях, возлежание на пиршествах». Они превратились в «слепых вождей слепых», потому что посчитали, что Бог — такой же, какого они себе придумали: «Может, Он и живой, но нам все ясно: Бог не там, где мытарь, блудница, прокаженный, не там, где бедный и больной. Значит, искать Его там уже не надо…».
Поэтому с виду умилительный вход Господень в Иерусалим открывает последнюю страшную страницу, теперь уже ничем не прикрытой войны абсолютной Любви с духом мира сего, который, как смертельный вирус, незаметно поражает наше понимание мира и ведет нас к духовной немоте.
Иллюстрация к детской Библии
Эту войну объявляет Сам Иисус: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34). Приближаются главные дни в судьбах всего мира, когда безвинно прольется кровь Праведника.
Господь Наш Иисус Христос будет распят на кресте, принеся себя в жертву за «жизнь мира». https://foma.ru/ierusalim-gorod-slavyi-hrista.html
Когда неправда обвиняет, Мы поминаем Божий суд: Напрасно молнии сверкают, Людские громы не убьют… А нет, выходит, не напрасно. Страстну́ю знаем наперёд. И к смерти рабской и ужасной Жребя́ Царя царей несёт. Вон исцелённые стоят, С детьми осанною гремят.
О люди! По любому счёту Мы не имеем права жить! Речь не о тех, кто в нечистотах, О мёртвых что и говорить! Да как же так могло случиться, Что Жизнь никто не защитил? Мир потому самоубийца, Что выбор свой не отменил. Глаза от Правды отвернул И в развлеченьях утонул.
Листвой, одеждой застилают Дорогу в Иерусалим! Шумят, бегут, провозглашают… День ликованья! А за ним – Демократичный суд Пилата, Архиерейская молва, Правозащитные солдаты, И терноносная Глава! Ведь знают, что Его распнут, И до́смерти пред смертью бьют!
Зачем прибиты ноги, руки? Пилаты, старцы там и тут. Иного Рима недоумки Порядок новый стерегут. А мы, идущие за Светом? Не жалим ли Его Главу? Давно устал быть в мире этом Да вот наказан, всё живу! Видать, моей нечистоте Там места не нашлось нигде.
иеромонах Роман (Матюшин) 20 апреля 2008 г., скит Ветрово. Вход Господень в Иерусалим.
книжная иллюстрация
Вход Господень в Иерусалим (1617), сэр Энтони Ван Дейк
Джотто ди Бондоне.
взято всё из свободных источников в интернете
Значение в христианстве
Войдя в Иерусалим, Божий Сын показал, что Он – истинный Спаситель и готов безропотно принять судьбу, предназначенную Ему Отцом Небесным. Как повествует Евангелие, спустя неделю после этого Мессию распяли на кресте. Именно поэтому вход в Иерусалим считается одним из последних светлых моментов земной жизни Иисуса и изображается как праздничное событие.
Пророчества о пришествии Христа в Иерусалим повсеместно встречаются в Ветхом Завете. Особенно точно предвидел его пророк Захария, который называл Божьего Сына «кротким, сидящим на ослице» (Зах. 9, 9).
Жители Иерусалима знали о предстоящем прибытии Иисуса Христа и трепетно готовились к нему. Однако они ожидали от Сына Божьего не того, что Он принес. Иудеи надеялись, что Иисус освободит их от ненавистной власти.
Народ Иерусалима предал Спасителя и возжелал Его смерти, так как хотел получить не духовные наставления, а независимость от своих угнетателей. Христос же не стремился к господству и победам над другими земными правителями. Он выполнял иное предназначение – распространял истину Божью, проповедовал о приходе Небесного Царствия, о необходимости очищения души. Сын Господень желал спасти людей от вечной смерти и адских мук, готовился принести свою жизнь в жертву для искупления грехов всего человечества.
Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения. Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Толпа людей приветствует Спасителя у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями и восклицали: Осанна Сыну Давидову. Благословен грядый (тот, кто идет) во имя Господне, Царь Израилев. Осанна в вышних. Это приветствие означало: Осанна (т.е. спаси, помоги, даруй счастие) Господи, Сыну Давидову; Он царь Израилев. Его вход благословен для всего мира, потому что Он совершается во имя Господне. Осанна в вышних, т.е. помоги, Всевышний.ИЛЛ.1 Общий восторг достиг высшей степени, когда шествие приблизилось к спуску с горы Елеон. К радостным воплям народа и ученики Господа присовокупили свои громкие восклицания: «Благословен царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних». В шествовании Господа верхом на осляти исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Уже в самых древних изображениях этого евангельского события отражены его основные черты: шествие на осляти и народное ликование. Самые ранние примеры иконографии Входа в Иерусалим можно встретить на саркофагах и в книжной миниатюре, как, например, на детали диптиха из Миланского собора V в. ИЛЛ.2, рельефе кафедры архиепископа Максимина в Равенне (VI в.) ИЛЛ.3
На рельефе кафедры епископа Максимина в Равенне композиция Входа в Иерусалим объединена с «Обращением Закхея». Поскольку первое событие происходило в Иерусалиме, а второе – в Иерихоне, художник располагает детей с пальмовыми ветвями над Христом слева, а Закхей стоит на смоковнице справа, в полном соответствии с описанием – малый ростом и с бородой. В том, что представлен именно Закхей, не может быть сомнений. Еще ни в одной композиции «Вход Господень в Иерусалим» на дереве не изображалось бородатых персонажей. К тому же Закхей облачен в одежды взрослого человека – плащ и хитон, а его поза с распростертыми руками передает восторг от слов Христа, обращенных к нему. Однако наиболее интересной деталью следует считать большой крест-посох, который Христос, сидящий на осле, держит на левом плече, правой благословляя народ. Обычно изображение креста указывает на будущую судьбу Спасителя и не связано с событиями Его земной жизни до Распятия. В этом рельефе все персонажи являются историческими лицами, но одновременно несут определенное символическое значение. Поэтому крест-посох – это и символическая деталь, и знак, объединяющий всю композицию идеей искупительной Жертвы и всеобщего Воскресения. Еще одна необычная для этой композиции фигура – женщина, устилающая путь Христа тканью. Обычно изображаются дети, постилающие на дорогу свои одежды. Можно предположить, что в данном контексте она олицетворяет собой образ Церкви или Иерусалима. Детали и персонажи Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. К таким моментам можно отнести образ нарядного Иерусалима – белые или красные строения, яркие одежды на встречающих Христа. . Главное значение архитектурных кулис – то же, что и горного «пейзажа»: активно участвовать в создании целостного, динамичного изображения. Архитектурные кулисы и горный «пейзаж» – это одни из тех изобразительных пространств византийского искусства, где средневековый художник давал в полной мере волю своей фантазии. Непременным атрибутом ландшафта является изображение горы Елеон с одиноко растущей пальмой. Обычно горный пейзаж в иконе служит фоном для выделения центрального образа. В XIV–XV вв. усиливается внимание к проработке горок – они становятся вогнутыми, дробными, с расщепленными вершинами, уступами, расщелинами и т.п. Эти изобразительные элементы на Руси приобрели даже специальное иконописное название – лещадки (от древнерус. слова «лещадь», или «лещедь»: колотый на слои камень, скол горной породы, обтесанные каменные плитки). Это своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы и является символом духовного восхождения к Богу. Центральным изображением на иконе является фигура Господа, Который въезжает в город на осле. Спаситель сидит боком, слегка повернув голову в сторону идущих за Ним апостолов, (в других вариантах – в сторону Иерусалима). Спаситель держит в руке свиток – Новый завет, а правой благословляет встречающих Его людей. На иконе как бы противопоставляется левая часть композиции – плавный изгиб дерева, силуэты гор, фигуры апостолов и Иисуса Христа – строгости и застылости толпы, изображенной на иконе справа. Ученики в молитвенных жестах Петра и Иоанна устремлены к Христу, а иерусалимские старцы, наоборот, настороженны и неприветливы. С их стороны нет никаких жестов, иконописец даже не изображает их рук, и это еще резче подчеркивает благословляющий жест Христа, направленный в их сторону. Справа на иконе изображается группа людей с пальмовыми ветвями, — они встречают Спасителя. В древнем Израиле пальмовая ветвь была символом веселья, торжества и радости, с ней евреи встречали знатных людей и полководцев. Здесь люди приветствуют Христа как Победителя смерти. Перед ослом еще пишется фигура ребенка, который постилает под ноги животного свои одежды. Дети также являются частью процессии, встречающей Мессию. Упоминаний о встрече Христа детьми не содержится у святых евангелистов, однако о детях с пальмовыми листьями в руках, восклицавших: «Осанна!» – говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима. ИЛЛ.4 Так же иногда для придания действию на иконе динамики иконописец мог вставить несколько жизненных сценок . Например на псковской иконе в нижнем ряду один ребенок помогает вынуть занозу другу.ИЛЛ.5 Обычай постилать под ноги царя одежды также известен из книг Ветхого Завета: когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, слуги поспешили, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар. 9:13) На пальме можно увидеть человека с топором или серпом, он обрубает ветки , чтобы приветствовать Христа. Между тем при всей своей торжественности праздник Входа Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице, и эта непосредственная близость праздника к дням Страстей и крестной смерти Спасителя налагает на празднование Входа в Иерусалим как бы страстную печать
Когда во время общенародного прославления и радостных приветствий Христос приблизился к Иерусалиму, то при виде города Его Божественное лицо выразило глубокую скорбь и Он заплакал. Взорам Его ясно представлялось приближающееся запустение Иерусалима и отвержение богоубийственного народа. Господь знал, что настоящий день посещения мог бы составить славу и счастье Израиля, но этот день сделается для него началом ужасных бедствий. Он знал, что торжественное осанна чрез несколько дней будет заменено яростными воплями: смерть! смерть Ему! распни Его! (Ин. 19:15). Он предвидел уже исполнение грозного суда Божия над отверженным городом и народом. Предвидя все это и обратив взор к городу, Он с плачем сказал: «Иерусалим, Иерусалим! О если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но сие сокрыто ныне от глаз твоих: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». В этих словах Господь предрек будущую судьбу Иерусалима. Это пророчество исполнилось с поразительной точностью. Еще не успело одно поколение смениться другим, как город был взят римлянами (в 70 г. по Р. Х.) Несмотря на упорную защиту, Иерусалим был взят и предан совершенному разорению, так что подлинно исполнились слова Спасителя: не оставят в тебе камня на камне.
ИЛЛ.1 Современная греческая икона.
ИЛЛ. 2. Вход Господень в Иерусалим и обращение Закхея. Костяной рельеф кафедры архиеп. Максимина
ИЛЛ. 3 Деталь диптиха, собор в Милане, V в.
ИЛЛ.4 Вход Господень в Иерусалим. «Музей Македонии» в Скопье
ИЛЛ.5 Вход Господень в Иерусалим. Великий Новгород, XV в.
Елена Ермакова
О чем молятся у иконы
Образ «Вход Господень в Иерусалим» – это величайшая святыня, перед которой молятся о помощи и поддержке в любых жизненных ситуациях. Просьбы, обращенные к Богу у этой иконы, помогают:
- укрепить веру в Господа;
- обрести силу духа;
- противостоять дьявольским искушениям;
- исцелиться от телесных и душевных болезней;
- найти выход из трудного положения;
- получить защиту от злых людей;
- научиться кротости, смирению, милосердию;
- очиститься от совершенных грехов.
Молитвы у иконы должны содержать не только просьбы о помощи и поддержке, но и благодарность Всевышнему за все, что он дал прежде. Это могут быть не только различные блага, но и ниспосланные испытания. Каждый истинный христианин должен принимать их смиренно и помнить: Иисус Христос пожертвовал собой во имя спасения каждого из нас, вынес огромные муки и доказал, что вечный дух всегда преобладает над бренной плотью.
Описание иконы
Божественная икона заключает в себе образ Христа, который держит путь в Иерусалим. Его окружают множество людей, которые признали в нем истинного Спасителя и Царя Израиля. Они выстилают Ему путь из своей одежды, символизируя почтение и уважение к Христу.
В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.
С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.
Пальмовые ветви (вайи) занимают важное место в символике Входа Господня в Иерусалим. Отсюда и название праздника – Неделя Ваий. У древних евреев пальма служила символом веселья и торжества. С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям.
Встреча Христа с ваиями послужила источником для христианского употребления ваий в празднике Входа в Иерусалим. Празднование этого события как воскресного «дня пальм» было установлено в IV–VII вв. К этому времени восходит обычай приносить в храм пальмовые ветви, освящать их перед богослужением, а после совершать с ними торжественное шествие.
Во многих христианских странах, ввиду климатических условий, вместо пальм использовали первые зацветающие растения: в Италии – оливы, во Франции – самшит, розмарин и лавр, в России – верба (ива). В связи с этим изменилось и название праздника: «день олив», «цветущая пасха», «Вербное воскресенье» и т.д. Однако художники разных стран, изображая торжественный Вход в Иерусалим, неизменно рисуют дерево, похожее на пальму
У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».
Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.
Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.
Значение события, которое изображает икона
Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.
К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.
Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.
Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей.
На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.
Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.
Где находятся списки святыни
На территории России имеется немало копий иконы «Вход Господень в Иерусалим». Увидеть их можно во многих православных церквях. Наиболее почитаемый образ, поклониться которому постоянно прибывают верующие люди со всех уголков страны, располагается в московском храме Василия Блаженного. Списки великой святыни также находятся в других государствах мира – в Беларуси, на Украине, в Грузии, Польше, Болгарии.
День празднования
Празднование иконы приходится на день праздника в честь этого великого события, за счет чего дата празднования иконы всегда меняется.
Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо (Италия)
Каждый год в честь праздника Входа Господня в Иерусалим проводятся специальные служения в храмах, люди усердно молятся перед образом Господа, раскаиваясь в грехах, моля о прощении и поддержке.