Этот день в истории: 25 августа 325 года завершился I Вселенский христианский Собор в Никее

Соборы — давние традиции церкви, нисходящие к временам апостолов. Об этом упоминает Новый Завет, приводя сведения о созыве одного из них в Иерусалиме.

Пережив эпоху гонений на христиан, церковь в IV веке создала институт более высокого порядка на соборной основе. Это Вселенские соборы. Их можно сравнить с «верстовыми столбами» — они отсчитывают временные промежутки эволюции церкви и закрепляют ее догматы.

Общая характеристика

История зарождения христианской церкви омрачена коллизиями. В самые острые ее периоды сзывалось на совет-дискуссию духовенство высшего ранга.

Собрания, на которых высшее духовенство, созванное по иерархическому принципу, формирует канонические нормы вероучения и провозглашает борьбу с ересями, названы Вселенскими.

Чтобы быть признанными таковыми, они должны иметь определенные внешние и внутренние черты.

Внешние признаки

Церковная структура подчиняется иерархическому принципу.

Главная кафедра центральной митрополии опирается на коллегию пресвитеров, управляющих нижестоящими епархиями и приходами. Внутри приходов существует своя иерархия.

Для созыва наивысшего собрания духовенства необходимо соблюдение внешних признаков:

  1. Участие высших представителей приходов — пресвитеров и уполномоченных.
  2. Соблюдение принципа иерархии среди состава делегируемых.
  3. Существование регламента по разрешению проблемы, затрагивающей вероучение.
  4. Признание данного съезда всеми поместными церквями.

Ответ на вопрос, сколько было признано соборов Вселенскими Православной, Католической, Протестантскими и Древневосточными церквями, неоднозначен.

Признание собраний высшего ранга Вселенскими различными христианскими церквами распределяется следующим образом.

Внутренние признаки

Государственная религия находится под покровительством и контролем светской власти. Такая связь ставит перед ней задачи нерушимости богословской мысли и догм.

Совершенно очевидно, что глава государства (тем более — империи) нацелен на его укрепление с помощью церкви. Поэтому важно исключение споров, доводящих до резонанса, среди наиболее авторитетного духовенства.

Но история свидетельствует, что условия среды и текущего момента нередко нарушали церковную гармонию. Поэтому возникала необходимость собраний всех приходов.

Внутренними требованиями для созыва наивысших духовных чинов являются:

  1. Соответствие темы дискуссии преданиям апостолов и Священному Писанию и общепризнанным догматам Вселенской Церкви.
  2. Единодушное принятие регламента собрания поместными церквами.

Причины и предпосылки соборов

Древнейшие очаги эллинской культуры, пораженные имперскими амбициями Рима, перестали внушать доверие. Вызрела актуальность нового вероучения.

Расовая, культурная и религиозная ментальность европейцев определила христианство как новую религию для решения острых моральных вопросов. Ее фундамент был заложен на востоке империи императором Константином.

Христианство фактически спасло вступившую в состояние распада Римскую империю. Но полностью прекратить разделение не удалось.

В процессе синтеза христианства и борьбы за первенство епархий на церковных съездах происходил естественный процесс кристаллизации догм.

Предпосылками соборов являлись прения на теологические темы. А фактическими причинами часто — междоусобная борьба за первенство патриархов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Принцип принятия решений соборами всегда был одинаковым — несогласные изгонялись из приходов, предавались анафеме, а идейные вдохновители ереси ссылались.

Как показала вся история церкви:

  1. Западная часть Римской империи требовала объединения перед «концом света» вокруг Папы Римского.
  2. Восточная пыталась создать независимую от Рима иерархию и в основу своей религиозной концепции заложить вечные догматы, придерживаясь учения Апостолов.

Ход событий в известных истории Соборах

Вселенская Православная церковь проиллюстрировала свободу мысли: естественные эволюционные этапы истории восточного христианства обозначились борьбой за вероучение на ее соборах.

Апостольский (около 49 года)

Иерусалимский собор стал первым, о котором свидетельствует Новый Завет в Евангелии от Луки (Деян. 15:1-1) и посланиях апостола Павла (Гал. 2:1-10).

Исторический контекст спора касался вопроса зависимости пути к спасению язычников, принимающих веру в Христа:

  • от обрезания по исторической традиции иудеев;
  • от благодати по вере.

Руководители церквей Павел и Варнава (бывшие язычники) не согласились с проповедниками-иудеями, настаивающими на обрезании. Они отправились для разрешения спора к Апостолам в Иерусалим.

На совете изначально было дано слово пришедшим. Те мотивировали отказ от обрезания отсутствием национальной традиции у народов, желающих принять крещение. Кроме того, они поделились радостью об успешном проповедовании христианства среди язычников. Затем выступили их противники с речью о соблюдении закона Моисея.

Ответственность за решение лежала на Апостолах.

Оно было непростым и новым для христиан, потому что:

  • первые христианские общины состояли только из иудеев;
  • обрезание не являлось национальной традицией язычников.

Апостол Петр понимал сложность ситуации. Она предполагала, что новым братьям во Христе, не иудеям, ради крещения следует поменять образ жизни. Основной вывод его обращения — «для Бога важно, чтобы было сердце чистое».

Первый собор поломал барьеры для тех, кто не являлся иудеем, но хотел стать христианином — они могли принять крещение без обрезания. Вердикт председательствующего гласил: «Принять законы Моисея, касающиеся только нравственности и поста, но не традиций».

Таким образом, на Апостольском соборе:

  • пожелания иудеев частично удовлетворены;
  • дорога к вере стала открытой для язычников.

Первый — Никейский

Изначально главной осью создания мира и церковного единства стал Константин I Великий (272 — 237). При восхождении к единодержавию он стремился создать кафолическую церковь. Его знаменем был Иисус Христос. В этот период произошел теологический спор между Арием и епископатом Александрии.

Доктрина Ария:

  • низводила Троичность Лиц в Божестве;
  • порождала ересь;
  • предавала христологию, перечеркивая основу христианства и переводя всю его суть в моралистику;
  • вуалировала объективную тайну искупления — «Сам, Господи, воплощься и спасл еси всего мя человека».

Епископ Александрийский Александр отлучил от церкви клириков-ариев и выслал из города его единомышленников.

Узнав от епископа столицы Никомидии Евсевия (защитника Ария) о теологическом споре, Константин принялся «тушить пожар» разногласий. Под влиянием Евсевия он запретил Александру Александрийскому гонения на ариев. Но тот проявил настойчивость и через епископа Осия убедил Константина в ереси Ария.

Было принято решение провести Первый Вселенский собор в Никее в 325 году. Это предприятие стало новизной в истории перерождаемой империи. Оно «вдохнуло» в нее идею нового масштаба.

Став императором, Константин не забыл роль Осия. Он был призван ко двору и окружен почетом.

Второй — Первый Константинопольский 381 года

Развитие христианства требовало установления системы главенства в Единой Вселенской Церкви и закрепления символов веры.

В Римской империи произошли события, разделяющие восток и запад:

  • на западе богословствовали о моральной этике, нацеленной на страх перед концом света;
  • на востоке шла борьба за теологию, «отшлифовку» всех ее граней.

Поэтому был поставлен вопрос о первенстве чести. Решение гласило:

«Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после Римского епископа, так как Константинополь есть Новый Рим».

II Вселенский собор

Несмотря на то, что декрета II Вселенского Собора не сохранилось, известно, что он:

  • был собран по приказу императора Феодосия Великого в Константинополе;
  • как и Никейский собор, установил «тринитарный догмат»;
  • впервые ввел звание «митрополита»;
  • предписал особое «последование чести» (но не власти), создав систему главенства патриархов в Единой Вселенской Церкви (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима).

Третий — Эфесский 433 года

Тонкие нити масштабного конфликта V века пропечатаны именами Кирилла и Нестория. Решение проблемы, затронувшей тайну о Боге и Богочеловеке, в 431 — 433 годах выпало античному городу Эфес.

Несторий уступал противнику из Александрии Кириллу в искусстве собирать единомышленников. Но оба допустили шаги, разрывающие церковь, для которой вселенная — это одна вера, один храм.

Очередной Вселенский Собор временно погасил костер разногласий двух соперников.

Враждующих принудили отказаться от своих утверждений:

  • Кирилл снял анафемы со сторонников Нестория;
  • Несторий признал, что в учении о Богородице он допустил легкомысленное непонимание.

Четвертый — Халкидонский 451 года

По иронии судьбы начало IV Вселенского стало последним годом (шестым по счету) ссылки Нестория. Старец со сломленной судьбой, но сильной волей до последних своих дней не выпускал пера из рук. Его «Коммерция Гераклида» — это трактат-покаяние. Он написан как диалог между Несторием и Софронием (вымышленное имя для Кирилла).

В тот же период разразился пожар ересей между монофизитами и дифизитами, их извращенного понимания учений Кирилла и Нестория.

Зачинщики спора о том, «что остается во Христе после соединения», разделились на три группы:

  • монофизиты (толкующие Кирилла) утверждали — одна природа, одна ипостась, одно лицо;
  • дифизиты (толкующие Кирилла) — две природы, одна ипостась, одно лицо;
  • дифизиты (толкующие Нестория) — две природы, две ипостаси и одно лицо.

Важным для Византии стало 28 правило Халкидонского собора: Константинопольский престол имеет одинаковые преимущества с Римским. Но основным решением Халкидонского стал вердикт:

«Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно.»

Догмат Халкидонского Вселенского

Отрицающие догмат на первое время перекрыли доступ еретическим тенденциям. Но барьер от ересей был слишком тонок, чтобы его не разрушить. Попытка разрушения не заставила себя долго ждать.

При императоре Анастасии усилилась ересь монофизитов:

  1. Источником нагнетания отношений с епископатом стал монах-монофизит из Созополя (Писидия) — Севир, которого поддержал Восток.
  2. Имперская церковь придерживалась учения дифизитов. Она вступила в противостояние с монофизитами, но не была поддержана светской властью.
  3. В 512 году Константинопольская епархия претерпела большие перемены — введено монофизитское «Трисвятое».
  4. Анастасий отказывался проявлять уважение к Римскому Папе.

Последствия отхода:

  1. Монофизитское «Трисвятое» вызвало бунт толпы. Она обезглавила монаха-монофизита и низвергла статуи Анастасия.
  2. Рим и старый епископат Византии воспользовались смутой и поддержали военачальника Виталиана и его боевые действия против императора Анастасия.
  3. После смерти императора Анастасия Рим возвел на трон своего ставленника Юлиана.

Пятый — Второй Константинопольский 553 года

О т Собора к Собору потрясения и конфликты повторялись с упорной периодичностью. Разгорался новый костер монофизитства.

На этапе перехода от античности к средневековью Византией правил ставленник Рима Юлиан. Он услужливо встречал делегатов Папы и выполнял их условия. А Рим требовал своего возвышения над Константинополем и анафем монофизитам.

Юстиниан I (483— 565), преемник Юлиана, обладал гибким умом и высокой образованностью.

Он пытался играть одновременно две партии:

  1. Угодить монофизитам.
  2. Придерживаться авторитета Халкидонского собора.

Юстиниан I заложил фундамент V Вселенского Собора. Его правление стало вторым этапом (после Константина Великого) сложения монолитной христианской империи на Востоке.

На соборе 553 года:

  • подтвердили решение четвертого;
  • осудили последователей Платона, Нестория, Ария, Оригена.

Шестой — Третий Константинопольский (680 — 681, 692)

Монофизиты Востока не могли принять своего поражения и продолжали борьбу. Византийскую власть омрачало безотрадное наследие: пустая казна, плохая армия и не прекращающийся напор врагов: арабов, аваров, персов и восстание Фоки.

Императору Константину IV Погонату необходимо было укрепить власть и примирить два трона (римский и константиновский) .

На Соборе шестом наиболее авторитетные теологи:

  1. Признали верховенство Вселенской церкви.
  2. Осудили лжеучения монофизитов.

Труллы — это своды зала, в котором проходил Вселенский III Константинопольский. Там же проведен был как дополнительный к Третьему, Трулльский.

Идея его проведения принадлежит императору Юстиниану II. Она полемически направлена на осуждение некоторых правил Римской церкви.

В 692 отменили:

  • принуждение к безбрачию священников и диаконов;
  • строгие посты в субботы Великого Поста;
  • изображение Христа в виде агнца (ягненка).

Среди решений, что, на взгляд современного человека, считается сионизмом, был запрет на близкое общение с иудеями.

Седьмой — Второй Никейский 787 года

Термин «иконоборчество» — короткий анонс к Седьмому Вселенскому. Появилось это движение в VII веке. Оно действовало в унисон наступавшему широким фронтом на христианство исламу.

Выгоду в нем искали и сами византийские императоры. По их мнению, церковь мешала накоплению казны для воинственной государственной программы.

Имена императоров-иконоборцев:

  • Лев Исавр (717 — 741);
  • Константин V (741 — 775);
  • Лев IV Хазар (775 — 780).

После Льва IV, заразившегося трупным ядом от короны Маврикия, правление Византией перешло регентше Ирине. Она была матерью малолетнего сына Льва — Константина. Ранее она была изгнана мужем за почитание икон.

Благодаря Ирине город Никея принял на себя миссию спасения православия и отверг на некоторое время наступления иконоборцев.

Апостольские правила с толкованиями

Общественную и сокровенную жизнь церкви раскрывают правила святых Апостолов.

Историческая справка

Публичное упоминание правил Апостолов относится к Трулльскому собору, темой которого была дисциплина в святом лоне христианства.

«…чтобы отныне… тверды и нерушимы пребывали принятые и утвержденные жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданные именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил.»

2-е Правило Трулльского собора, 692 год

Существуют мнения, что правила Апостолов составлены:

  • Апостолами и переданы через 4-го Папу Римского Климента;
  • по нормам, действующим с апостольских времен;
  • епископами в начале IV века;
  • анонимным автором в V веке.

Суть и содержание

Данные правила до настоящего времени полностью признает только Православная церковь. Их авторитет завоевывался частично и постепенно. Некоторые церкви отказывались принимать их в свой кодекс.

Суть правил созвучна с темой Трулльского собора. Это дисциплина, иерархия и моральные качества духовенства.

Значение правил для церкви

Церковные каноны — краеугольные камни веры. К ним относятся важнейшие правила ранних столетий Церкви, названные именем Апостолов.

Апостольские труды являются свидетельством:

  • радости церкви, обретающей «корысть многу»;
  • веры, что «просвещены» единым Духом;
  • согласия церквей предавать анафеме или отлучать и подвергать епитимиям по правилам.

Примечания

  1. Афанасий Великий был тогда ещё архидиаконом и не был полноправным участником собора, но участвовал в спорах, как и еретик Арий.
  2. [www.newadvent.org/fathers/2819.htm Ad Afros Epistola Synodica]
  3. Этому числу было приписано символическое значение: число воинов — рабов Авраама (Быт 14. 14) и, ещё: греческие цифры Т I H (318) изображают Крест и 2 первые буквы имени Иисус Христа.
  4. Смирнов, 1888, с. 18.
  5. Бенешевич В. Н.
    Синайский список отцов Никейского I Вселенского Собора // СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1908. — С. 281—306.
  6. Бриллиантов А. И.
    Лекции по истории древней церкви. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-9900890-3-7.
  7. Руфин насчитал 17, Филосторгий — 22.
  8. [www.sedmitza.ru/lib/text/435459/ Правила Первого Вселенского Собора 325 г. в г. Никее]

Всеправославный собор

В 2016 в греческом поселении Колимвари состоялся Великий Всеправославный собор. В нем приняли участие десять из четырнадцати поместных церквей.

Данная встреча готовилась с начала XX века. Ее породили глубокие кризисы, вызовы для церкви и появление новых автокефалий. В 1961 на Родосе был согласован перечень вопросов. В 1976 их сократили до десяти, так как остальные сочли амбициозными. Наибольшие дискуссии вызвал вопрос об автономиях.

Высказывались противоречивые мнения о том, что новые автономии приведут к:

  • ослаблению привилегий Вселенского Патриархата и единства церкви;
  • нарушению канонического строя автономии.

В результате по вопросу автономий было принято компромиссное постановление о том, что институты автономии канонически приобретают статус относительной независимости от своей автокефалии.

Русская, Антиохийская, Грузинская и Болгарская автокефалии отказались от участия в соборе. Поэтому он не является Вселенским.

Литература

  • [www.pravenc.ru/text/155490.html ВСЕЛЕНСКИЙ I СОБОР] // Православная энциклопедия. Том IX. — М.: Церковно-научный , 2005. — С. 571—580. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
  • Смирнов К.
    Обозрение источников первого вселенского Никейского собора. — Ярославль, 1888. — 358 с. ([static.my-shop.ru/product/pdf/89/882217.pdf Репринт. — М.:Книга по Требованию. — 2011. — 366 с.])
  • Лебедев А. П.
    [dlib.rsl.ru/viewer/01003592132#?page=1 Вселенские соборы IV и V века: Обзор их догматической деятельности…] — М.: тип. Л.Ф. Снегирева, 1879. — 284 с.
  • [dlib.rsl.ru/viewer/01003830780#?page=1 Деяния вселенских соборов. — Казань. — Т. 1. — 1859. — 912 с.] ([www.omolenko.com/istoria/sobory-tom1.htm?p=1#toc10 Изд 3-е. — Казань. — Т. 1. — 1910])

Итоги и последствия событий

Многие предрекали, что решения последнего Всеправославного собора станут толчком к расколу. Называлась Украинская церковь как первый претендент.

Эти опасения начали сбываться в наши дни:

  1. Украинскую церковь отрывают от материнской и вводят под управление Константинопольской.
  2. Происходит раскол православного мира через фальсификацию западными СМИ межконфессиональных отношений.

История знает примеры манипуляций в начале XX века. Русскую Православную Церковь обязали перейти на григорианский календарь. Она выдержала этот напор и выстояла, сохранив свои традиции.

Вторая опасность, которую несет деятельность Константинопольского патриарха Варфоломея (организатора Всеправославного собора), — экуменизм. Он способствует принятию в лоно церкви протестантов, что несомненно даст почву для роста ереси.

Единственный верный выход из создавшегося кризиса — держаться своей Церкви.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Первый Никейский собор
  • Карташёв А. В.
    Восточной церкви Трулльский собор | Четвёртый Константинопольский собор (Софийский) | Пятый Константинопольский собор | Иерусалимский собор | Всеправославный собор
    Западной церкви Четвёртый Константинопольский собор | Первый Латеранский собор | Второй Латеранский собор | Третий Латеранский собор | Четвёртый Латеранский собор | Первый Лионский собор | Второй Лионский собор | Вьеннский собор | Констанцский собор | Ферраро-Флорентийский собор | Пятый Латеранский собор | Тридентский собор | Первый Ватиканский собор | Второй Ватиканский собор
    Разбойничьи соборы Антиохийский собор | Миланский собор | Эфесский «Разбойничий» собор | первый Иконоборческий собор | второй Иконоборческий собор
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]