Правомерно ли такое выражение, которое сейчас бытует в языке: Фома неверующий? Каково было устроение апостола Фомы на самом деле? Был ли он неверующим? Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, ведущая


Главная страница » Фразеологизмы » Значение фразеологизма «Фома неверующий»

Автор: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:24.09.2021

Трудно объяснить иностранцу, кто такой Фома. Есть в этом русском имени какая-то глубокая тайна, внутренняя предыстория, наложившая на него отпечаток то ли простоты, то ли некой неполноценности. Ключ к разгадке скрыт в слове «неверующий». О нём и поговорим.

Значение выражения

Фома неверующий – это человек, стойкий в отрицании очевидного. Даже если все подтверждают истинность произошедшего, он упорствует в своём несогласии. Такому Фоме трудно, а иногда и невозможно что-либо доказать.

Это прозвище могут дать одинокому мужчине, привыкшему к ударам судьбы, в час, когда он откажется принимать назад обманувшую его когда-то, а теперь раскаявшуюся жену.

«Не верю! Не верю!» – будет твердить он, думая, что у таких возвращений не может быть бескорыстной цели. Какими бы искренними ни были чувства вернувшейся супруги, сердце, ослеплённое болью, больше не сможет поверить в чудо.

Фомой неверующим называют сотрудника, который сильно сомневается в прибавке жалованья. Коллеги давно решили, на что потратят обещанные деньги, а скептик всё ещё советует им закатать губу.

Как правило, к такому крепкому неверию, подобному своеобразной вере, приходят не от хорошей жизни. А что же тот – первый – Фома?

Почему каждого человека можно сравнить с неверующим Фомой?

Фото: Azbyka.ru

Таким образом, мы смогли обнаружить, что выражение «недоверчивый Тома» происходит именно от евангельского отрывка о явлении Господа после воскресения, когда одного из учеников не было. Хотя Фоме было сказано об этом событии, у него не было достаточно веры, но сам Господь укрепил ее, продемонстрировав ему свое воскресение. Так часто бывает в жизни современного человека, потому что мы не верим в Господа, но верим в то, что говорит нам мир. Человек склонен верить только в то, что он видел собственными глазами, прикоснулся и почувствовал, но он не всегда верит в существование Господа и в Его благодать.

Не воспринимая веры в Бога, человек часто ищет счастья в земных делах, пытается что-то сотворить и изобрести, но удовольствия это не приносит. Если мы сравним радость земных вещей и радость Пасхи, незабываемую атмосферу, которая наполняет все церкви, то, без сомнения, стоит сказать, что истинная радость может быть достигнута через упование на Господа, через веру в Него получается, а без него нет смысла в этой жизни. Мы, как и Фома, когда полностью верим в Бога, сможем получить истинную радость, найти и исполнить свое предназначение на земле, прожив свою жизнь достойно.

Пример Фомы показывает всем, что вера в Бога и союз с Ним приносят человеку настоящую радость, а материальные вещи, которые можно увидеть и потрогать, являются лишь вспомогательными веществами, которые помогают телу выжить, но никоим образом не удовлетворяют потребности человека душа. Каждый человек должен задуматься о том, что, оставшись неверующим Фомой, невозможно понять истинное счастье и радость, но, веря в Господа и уповая на Него, можно найти для своей души вечные сокровища. Вспоминая неверующего Фому, каждый христианин должен еще раз глубоко задуматься, полностью ли он доверяет Господу и если ответ на вопрос отрицательный, то стоит как можно скорее исправить ситуацию, чтобы стать по-настоящему счастливым.

Происхождение фразеологизма

Фомой неверующим (неверным) церковная традиция называет одного из апостолов, который, услышав весть других учеников о Воскресении Учителя, не поверил этому. Евангелие так передаёт его слова:

Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю (Ин. 20:25).

Узнав о неверии Фомы и догадавшись, какая это для него мука, Иисус даёт ученику прикоснуться к Себе, дабы тот обрёл счастье веры. Этот образ аллегорически рассказывает о судьбе всего человечества, слишком доверившегося миру зримого и осязаемого. Нам трудно принять что-либо на веру.

Мы привыкли доверять научному знанию, а оно, в свою очередь, – апеллировать к фактам, цифрам, предметам. Навсегда разучившись верить как дети, «просто так», без доказательств, мы мучаемся сомнениями, подобному апостолу Фоме, о котором вспоминают в первое воскресение после Пасхи, как бы стремясь напомнить миру о том, что радость праздника касается каждого: и тех, кто верит, и тех, кто сомневается.

Фразеологизм прочно вошёл в наш обиход оттого, что сомневающихся больше, чем верящих. В мире стало слишком много боли, а значит – больше раненых сердец. Но иногда в подобном отрицании больше правды, больше духовной жажды, что в ложном смирении и внешней благости.

Неидеальные апостолы

Евангельское повествование отнюдь не похоже на выглаженный текст с идеальными героями. Идеальным перед нами предстает разве что Христос, но его ученики в начале служения еще так далеки от совершенства… В некотором смысле фарисеи и книжники не зря упрекали Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11).

Евангелие не скрывает от нас того, что Иуда Искариот предал Спасителя. Не оправдывает Петра, трижды отрекшегося от Учителя. Но, согласно Преданию, Петр до конца своей жизни оплакивал свой грех. На его лице даже появились борозды от потока слез.

Непросвещенные Духом Святым апостолы даже спорили, кто из них в Царстве Небесном будет сидеть по правую и левую руку от Спасителя.

Но первым в народном «рейтинге» апостольских оплошностей, кроме Иуды Искариота (он вообще «вне конкуренции»), обычно ставят так называемого Фому неверующего. Имя этого апостола даже стало нарицательным. Да и употребляется оно далеко не в богословском и тем более не в позитивном контексте.

Но таким ли был апостол Фома, как его рисуют? Почему Христос с такой любовью реагирует на его неверие? Как закончил свою жизнь этот ученик Христов и за что его канонизировала Церковь?

Синонимы

У выражения «Фома неверующий» имеется несколько весьма обыденных синонимов, которыми в быту характеризуют гордецов и бестолковых упрямцев. Вот некоторые из них:

  • хоть гол на голове теши;
  • чего не видишь, про то и не веришь;
  • доверяй, но проверяй;
  • пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Что ж, каждый имеет право на собственный религиозный опыт. Пословицы, родившиеся у того или иного народа, – следствие жизненных уроков. Иногда житейское выходит в них на первый план, но язык дан нам на то, чтобы правдиво отразить оба полюса народной веры.

Кто стал 12 апостолом после Иуды?

После отпадения Иуды в число двенадцати апостолов был избран Матфий (Деян. 11:23–26). По христианскому учению, за время своей жизни Иисус Христос призвал двенадцать учеников, чтобы они были с ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14) и говорили от его имени (Мк.

Интересные материалы:

Как перекинуть файлы на карту памяти самсунг? Как перекинуть файлы на карту памяти? Как перекинуть файлы по блютузу? Как перемещать файлы на sd карту? Как переместить файлы из папки в папку? Как переместить файлы на флешку? Как переместить файлы на карту памяти Android? Как переместить файлы на карту памяти? Как переместить файлы на карту? Как переместить файлы на SD карту Xiaomi?

Другие фразеологизмы

Делать из мухи слона

Сильно преувеличивать, сгущать краски, излишне переживать по незначительным причинам.

Медвежья услуга

Помощь, которая в итоге нанесла вред, а не принесла пользу.

Медведь на ухо наступил

Человек не имеющий способностей к музыке или лишен слуха.

Пиши пропало

Означает крайнюю степень отчаянья, убеждённость в том, что дело нельзя поправить.
Все фразеологизмы

Книга от авторов этой статьи!

Сборник: «100 популярных фразеологизмов русского языка»

Подробнее

Кем был Фома и какова его история?

Фото: Pravoslavnaya-biblioteka.ru

Внимательно прочитав Евангелие, можно понять, что Фома — один из ближайших учеников Иисуса Христа. До того, как Спаситель призвал Фому, он был обычным рыбаком, но оставил это дело и последовал за Христом. Сначала этого ученика звали Иуда, но затем он стал Фомой, что означает «близнец». Фому прозвали так из-за внешнего сходства со Спасителем, но это только гипотеза, а не подтвержденный факт. Фомы не было среди учеников, когда Христос явился им после воскресения, и он не верил словам других, поэтому они назвали его неверующим.

Евангелическая реформатская церковь

Фома неверующий

Неверие Фомы и страх учеников, оставшихся без Учителя. Только Святой Дух может наполнить сердце познанием истины, радостью и смелостью. Блаженны те, которым Господь дает веру.
Тема наших сегодняшних рассуждений – «Фома неверующий». История про апостола Фому записана в Евангелии от Иоанна, в 20-й главе. В ней рассказывается, как в первый день недели Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, и вечером этого воскресного дня явился Своим ученикам, и мы говорим, что наш Господь, наш Спаситель – первенец из мертвых. И это для нас великая надежда, ибо мы веруем, что воскреснем тоже.

Иногда спрашивают, если Он – первенец, то что же сказать о Лазаре, дочери Иаира и о других? Они действительно были воскрешены Господом, но их воскресение кардинально отличалось от воскресения Господа тем, что они воскресли в своих телах. Господь же воскрес в усовершенствованном, в прославленном теле, такие тела будут и у нас.

Итак, сидят ученики за запертыми от страха перед иудеями дверями, и вдруг посреди их встает Господь Иисус Христос, встает в новом теле, которое может перемещаться в пространстве. Ученики, увидев Иисуса, испугались еще больше, и подумали, что это дух Иисуса. Он же сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».(Ев. От Луки 24:39). Другое чудо, когда Он явился ученикам на дороге в Эммаус. Но они не узнали Его сразу, и только потом, когда сердце их колотилось, они поняли, что с ними разговаривал Господь.

На самом деле страх – не плохое чувство. Испытывая страх, мы начинаем искать опору, чтобы уменьшить страх. Кто-то находит истинную опору в Господе Иисусе Христе, кто-то ложную, когда надеется на свои силы или на что-то иное. «Мир вам», — говорит Господь ученикам, и это можно рассматривать как еврейское приветствие, эти слова записаны в Новом Завете на греческом, но это то же, что «шалом алейхэм». Иисус повторяет это дважды. И это не просто приветствие, это желание успокоить. На русском языке слово «мир» многозначно, оно означает и космос, и общество вне церкви, и противоположность войне, и также «мир» — душевное спокойствие. Он предлагает нам не волноваться, иметь мир, потому что все находится под Его контролем, Святой Дух контролирует все. «Не бойтесь, Я с вами до скончания века». Ученики обрадовались, сразу предложили Христу печеной рыбы и меда, и Он ел с ними. Фомы с ними не было, он пришел позже, и они рассказали ему об Иисусе. Но Фома не верит.

Так что же, выражение «Фома неверующий» — это обвинение или констатация факта? Мы и не можем и можем обвинять Фому. Почему же не можем? Потому что человек сам по себе уверовать не может, хоть десять, хоть двадцать человек скажут, что Господь Иисус есть Бог и Спаситель, что для спасения просто надо принять Его в сердце с верою, все бесполезно, потому что человек не способен сам уверовать по причине первородного греха. Но в любом случае ответственность за неверие лежит на человеке, ибо призыв к покаянию звучит, но он отказывается, он не хочет. Бог не виноват.

И Фома – прекрасный пример тому, как зарождается вера, не плоть и кровь открыли истину ему, но Святой Дух. И в этой главе есть прекрасная фраза апостола Иоанна, «Сказав это, дунул и говорит: «Примите Духа Святого». Многих вводит в замешательство эта фраза, ибо к чему тогда отнести праздник Троицы, который будет через 49 дней после воскресения Господа Иисуса Христа? Здесь Иоанн пишет, что они получили Духа Святого, а Лука говорит, что это произошло только на Троицу или Пятидесятницу?

На самом деле Святой Дух сошел в день Пятидесятницы и начал мощно работать. Здесь же у Иоанна – это только образ. Образ того, что Дух дышит, где хочет. Когда Фома на восьмой день встретился с Иисусом, мы помним, что ученики снова сидели за запертыми дверями.

Но что же произошло с ними, когда они приняли Святого Духа в день Пятидесятницы? Они открыто начали проповедовать Евангелие, и Петр громко и открыто, не боясь, проповедует иудеям и говорит, что «вы руками беззаконных убили Его, пригвоздив ко кресту». В результате люди начинают каяться, ибо понимают, что это действительно был Сын Божий, и они Его распяли.

Дух, дыхание, в евангелии от Иоанна эти слова взаимозаменяемые, и мы сами должны догадаться, о чем идет речь, и раз мы читаем слово Святой, то понимаем, что речь идет о Духе.

Что же происходит с Фомой? Иисус предлагает вложить пальцы в раны Иисуса. Фома восклицает в ответ: «Господь мой и Бог мой». То есть – Господин, властелин мой. Все в нем перевернулось, и он понял, что отныне будет служить Господу. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» Обвинение ли это Фоме? Я думаю, что нет. Миллионы верующих не видели, но они блаженны.

Часто слово «блаженны» у людей ассоциируется со словом «сумашедший», но слова эти разные, имеющие разную этимологию. Надо отметить, что в силу своей лености, человечество стремится к состоянию Эллочке Людоедки, которой было достаточно тридцати слов, чтобы выразить любую свою мысль. У Пушкина же, например, насчитали словарный запас 21 330 слов, не считая имен собственных, географических названий и иностранных слов, которые он использовал. Сегодня люди обходятся иногда 10-12 словами для выражения своих мыслей, самое приличное из которых «жесть».

В словаре русского языка слово «Блаженны» означает «счастливы в высшей степени». Но писать это выражение долго и говорить неудобно. Поэтому, когда при переводе слово «блаженны» заменяют словом «счастливы», происходит обкрадывание смысла. Как же могут уверовать не видевшие? Слово Божье живо и действенно, под Действием Святого Духа оно проникает в нашу душу как дыхание. Слово Иисуса дышит в нас, и те слова, которые казались нам глупостью, юродством проповеди спасают людей. Это происходит самым удивительным образом, потому что Дух Святой действует на земле и продолжает Свою работу до сего времени.

Можно много раз говорить о Христе человеку, но если не произойдет вмешательство Духа Святого, ничего не изменится. Поэтому мы безмерно благодарны Господу за воскресение Иисуса Христа и за то, что эту историческую истину Святой Дух приложил к нашему сердцу и уму, иначе все ограничилось бы просто традициями, которые часто мешают увидеть истину. И я благодарю Господа, что Он через Свое Слово открывает истину нам, и мы можем внимать Ему. Мы благодарны Господу за работу Святого Духа. Слава нашему великому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь!

Дата: 15 апреля 2022 Темы:

Библия: От Иоанна

Как называется место где распяли Христа?

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня в христианском квартале старого города Иерусалима.

Интересные материалы:

Как пересадить фикус из черенка? Как пересадить флоксы весной? Как пересадить каштан конский? Как пересчитать пенсию работающему? Как пересчитывается пенсия после увольнения? Как пересдать 2 НДФЛ? Как переслать большой объем информации? Как переслать открытку в ватсап? Как перестать стесняться разговаривать с людьми? Как переустановить панель управления Nvidia?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]