В чем каялся преподобный Ефрем Сирин — автор самой известной покаянной молитвы


Прп. Ефрем Сирин

Ефрем Сирин
(+ 373), диакон, преподобный, один из великих учителей Церкви века Память 28 января

Родился в Низибии, в первых годах в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.

Прп. Ефрем был в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Эдессы, поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.

Скончался в 373 году в сане диакона.

Сам Ефрем называет себя человеком «неученым и малосмысленным»; однако его учености «удивлялся», по выражению Феодорита, Василий Великий.

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Когда и где жил Ефрем Сирин?

Ефрем Сирин жил в IV веке. Он родился в 308 году и умер в 373 в возрасте 65 лет.

Всю свою жизнь преподобный Ефрем Сирин провел на территории Месопатамии — государства средней Азии, территорию которой сейчас занимают Турция, Ирак, Иран и Сирия.

На всех иконах преподобный Ефрем Сирин изображается в сирийском куколе.

Самая известная история из жития Ефрема Сирина

Житие преподобного Ефрема не изобилует фактами. Главная память о нем — его творения и тексты молитв, которые до сих пор хранит Церковь.

Пожалуй, самая известная история о Ефреме Сирине произошла с ним в юности, когда он попал в тюрьму.

Хотя, Ефрем вырос к благочестивой семье, в юношестве он вел не самый праведный образ жизни. Однажды он напился вместе с одним из крестьян, а на утро был обвинен в краже нескольких овец.

Преподобный Ефрем Сирин овец не крал, — их утащили ночью дикие животные, — однако ему не поверили и посадили в тюрьму. Там он оказался с еще двумя заключенными, которых также заточили по ложным обвинениям.

В тюрьме три человека разговорились и выяснилось, что по данным обвинениям все трое невиновны (Ефрем Сирин овец не крал, другой — не прелюбодействовал, третий — не убивал), но каждый, оказывается, совершал в своей жизни поступок, который заслуживал наказания — просто о них никто не узнал. Например, сам Ефрем Сирин за какое-то время до этого из озорства выгнал корову одного бедняка в поле — и там ее загрызли звери.

Вскоре настоящие преступники были найдены и все трое были освобождены. Но сам Ефрем оказался под огромным впечатлением от произошедшего. Оказывается, справедливость — это человеческое понятие, а над ним пролегает Божий промысел, который не всегда сразу виден. И как разнообразно, — и всегда по божественное правде! — устраивается жизнь.

Житие рассказывает, что после этого события Ефрем Сирин сразу же (или вскоре) решился на иноческую жизнь и стал монахом.

Городской аскет


Сарацины (арабы) атакуют византийцев в Эдессе. Миниатюра из Мадридского Скилица Иоанна Скилицы, XII век. Национальная библиотека Испании, Мадрид

Мы почитаем святого Ефрема как преподобного, то есть монаха. Но он не жил в монастыре, как большинство современных монахов, равно как и не был монахом-отшельником: Ефрем был членом общины так называемых сынов Завета.

Эти общины появились как ответ на стремление в полноте исполнять Нагорную проповедь. Но может ли каждый «оставить все» и следовать за Христом, как апостолы? Чтобы разрешить это противоречие, сирийские христиане разделили заповеди на малые и великие.

Малые (нравственные) заповеди, такие как «не лги», «не прелюбодействуй», «не кради», могут исполнить все, включая людей семейных, считали они, а исполнение больших (например, «оставь все и следуй за Мною») брали на себя «сыны Завета». «Сыны Завета» давали обет супружеского воздержания, не употребляли мяса и вина, учили псалмы и прислуживали в церкви, но не давали обета бедности. Они не уходили от общества, как делали египетские пустынники, а жили общинами в городах и деревнях, поэтому свои проповеди и поэтические сочинения святой Ефрем обращал к людям, живущим в городской суете.

Ефрем Сирин и блудницы

Еще одна история, которая часто рассказывается о преподобном Ефреме.

Не раз его пытались соблазнить блудницы, но каждый раз он своим духом и словами убеждал их покаяться. Каждый раз на словах он соглашался на предложение блудниц, но с одним условием — что грех будет совершен на центральной площади города.

Женщины от такого предложения смущались, а преподобный Ефрем Сирин укорял их, говоря, что если мы стыдимся людей, то как можем не стыдится Бога, которому видно все лучше, чем горожанам на центральных улицах.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Ефрем Сирин, житие кратко

Само житие святого не содержит почти никаких фактов о нем.

Известно только, что он родился в городе Низибия и провел в нем и его окрестностях почти до сорока лет. После Низибия была завоевана персами и преподобный Ефрем перебрался в город Эдесса, где позже умер.

Много лет в Низибии преподобный Ефрем был послушником у подвижника Иакова Низибийского — который в свою очередь был учеником святого Антония Великого: того самого египетского старца, что основал монашество в христианской традиции.

Вот, пожалуй, и все факты.

(Еще, пожалуй, можно отметить, что предание сохранило память об абсолютном незлобии преподобного Ефрема. Это настоящий подвиг, учитывая, что в юности он как раз отличался вспыльчивым и гневливым характером, но в монашестве полностью поборол в себе эти страсти.)

Православная Жизнь

Краткий обзор жизни и письменного наследия сирийского подвижника от протоиерея Владимира Долгих.

10 февраля Православная Церковь почитает день памяти прп. Ефрема Сирина. Не будет преувеличением, если мы скажем, что этот подвижник является одним из самых выдающихся сирийских христианских писателей. Его имя у многих из нас на слуху, но что мы реально о нем знаем, что читали из его произведений? Кажется мне, что в большинстве случаев ответ будет достаточно короткий.

Благодаря Интернету сегодня мы можем найти огромное количество информации, святоотеческие труды, как никогда, доступны широкому кругу читателей, однако в их изобилии можно и потеряться. Одно из преимуществ образования в том и заключается, что оно весь поток сведений и фактов помогает систематизировать, выстроить в некоторое целостное знание. К сожалению, духовное образования для большинства мирян сейчас недоступно, поэтому всякий, кто берется за самообучение, попросту «тонет» в доступном количестве книг и пособий. Как бы ни хотелось, но кардинально изменить данную ситуацию не получится. Эти мысли меня и натолкнули на написание нижеследующей статьи.

Вместо того чтобы браться за какое-либо обособленное учение в трудах прп. Ефрема или рассматривать отдельное его сочинение, пользуясь случаем, я хотел бы сделать краткий обзор как его жизни, так и письменного наследия. Возможно, это кому-то поможет заполнить небольшой пробел в знании патрологии или подтолкнет к более глубокому изучению сочинений этого сирийского подвижника.

Итак, прп. Ефрем Сирин – один из отцов Церкви, живший и трудившийся в IV веке. Сирийская литература при нем достигла наибольшего своего расцвета, ведь он постоянно прибегал к поэтической речи, составлял гимны и именно благодаря его влиянию данный жанр получил распространение промеж византийцев, чем принес довольно быструю известность святого среди грекоязычного населения. Об авторитете сочинений прп. Ефрема хорошо говорят слова блаж. Иеронима Стридонского. В своей книге «О знаменитых мужах» он пишет буквально следующее: «После чтения Писания в некоторых церквах публично зачитывались его (т. е. прп. Ефрема. – Прим. авт.) сочинения. Я читал по-гречески его книгу о Святом Духе, и, даже по переводу, различил ум в высшей степени тонкий». А вот уже примерно через столетие византийский историк Ермий Созомен оставит такую заметку: «Я думаю, что Ефрем Сирин всех превзошел славой и весьма украсил Вселенскую Церковь. А стройностью и великолепием речи, и живостью, и мудростью суждений он превосходит всех прославленных греческих писателей».

Житие прп. Ефрема Сирина несложно найти в сети, но если подходить к данному вопросу скрупулезно, нужно признать, что абсолютно достоверных источников сведений о его жизни практически не сохранилось, за исключением некоторых фактов, которые можно извлечь из его собственных сочинений. Возьмем, к примеру, «Завещание» преподобного. В нем есть историческое ядро, однако существует две редакции данного документа (собственно сирийская и греческая), разнящиеся в предоставляемых сведениях. Кто-то, возможно, сошлется на такой древний письменный памятники как «Житие» Ефрема, приписываемый его ученику Симеону Самосатскому, но и этого документа существует аж три редакции, причем во многом искаженные легендами и некоторыми домыслами. Все это сильно затрудняет выделение исторически достоверного ядра повествования. Нельзя не сказать, что определенного доверия заслуживают сведения, предоставленные упомянутым выше блаж. Иеронимом Стридонским, а также «Лавсаик» или «Повествование о жизни святых и блаженных отцов» Палладия Еленопольского.

Что же все-таки мы знаем о прп. Ефреме Сирине? Родился он около 306 года в Низибине – древний город и крепость на границе современной Турции и Сирии, ближе к Ираку. Относительно родителей преподобного сведения разнятся: одни источники утверждают, что его отец был христианином, другие – что языческим жрецом. Крещение Ефрем принимает в довольно зрелом возрасте – между 18 и 28 годами. Точно можно утверждать, что он был диаконом и рукоположение принял от своего друга, свят. Иакова Низибийского. Что же касается священнического сана, то здесь достоверных сведений мы не встречаем.

В то время Низибин сильно беспокоили набеги персов, а сам Ефрем отличился храбростью при их отражении. Однако когда император Иовиан решил сдать город врагам, будущий святой бежит в Эдессу где основывает школу. Ефрем Сирин был аскетом и вел монашеский образ жизни, о чем говорят его собственный слова, оставленные в «Завещании»: «Ефрем ничем не владел, не было у него ни посоха, ни сумы. Похороните меня в моей тунике и моем куколе. Благословен город, в котором живете, Эдесса, мать мудрых, которая была благословлена животворными устами Сына через Своего ученика. Да пребудет это благословение в ней, пока не явится Святой. За все время жизни я не совершил никакого благого дела».

Что же касается его путешествия в Египет, в Кесарию Каппадокийскую и участия в Первом Вселенском соборе, то эти сведения стоит отбросить как недостоверные.

Если мы откроем список творения прп. Ефрема Сирина, то нужно сказать, что, несмотря на его немалый размер, это далеко не все, что написал этот плодовитый муж. Святитель Фотий Константинопольский говорит, что преподобный составил более тысячи речей, большая часть из которых была утрачена. Все труды Ефрема написаны на сирийском языке, греческим же он, скорее всего, не владел. Переводы сочинений святого (греческий, латинский, армянский) стали составляться практически сразу после его смерти.

Мы видим, что прп. Ефрем немало времени уделял толкованию Священного Писания. Его экзегетические труды носят на себе печать антиохийской традиции, т. е. отличаются трезвым объяснением текста в соответствии с буквальным смыслом, однако не чужд он был и аллегорического метода. Лучшему пониманию священных текстов способствовало знание иврита.

Немало внимания прп. Ефрем уделил критике современных ему ересей. Так, свят. Григорий Нисский пишет, что он читал сочинения сирийского подвижника против ариан, аномеев, Новата и Аполлинария Лаодикийского. Как аскет, Ефрем составил немало трудов нравственного содержания, вот, например, одна характерная для него мысль: «Воспоминание о грехах устрашает меня и я начинаю изливаться в слезах, готов даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить меня полумертвого – разбойник, мытарь, грешница, хананеянка или кровоточивая самарянка». Покаянные слезы и сокрушение о грехах сочетаются у него с сердечным умилением, любовью и утешением. Как духовный песнопевец, прп. Ефрем составил множество стихов, и поныне используемых в богослужении.

Если говорить о догматическом учении сирийского подвижника, то его достаточно сложно выделить. Прп. Ефрем Сирин прибегает не к философской терминологии, а к поэзии, за которой и скрываются догматы. Он использует прообразы и символы Ветхого Завета, указывая на их исполнение в Новом Завете. Однако же такой подход ничуть не мешает определить, что в изложении догматов Ефрем Сирин полностью соответствует православному вероучению.

Некоторые исследователи называют преподобного «Мариологическим учителем». И действительно, он немало времени уделяет значению Богородицы в деле спасения человека. Интересно, что у прп. Ефрема Дева Мария противопоставляется Еве: «Ева родила убийцу, поэтому Мария родила Живодавца. Та родила того, кто пролил кровь своего брата, Сия же родила Того, чья кровь была пролита братьями Его. Та видела того, кто дрожал и был изгнанником из-за проклятия земли, Сия же Того, Кто снял проклятие, которое гвоздь прибил к древу Креста».

Отметим еще некоторые мысли прп. Ефрема относительно Таинства Евхаристии. Он пишет о реальном присутствии Христа в Дарах: «Мы касаемся Его Тела и Крови, что является залогом нашей жизни». Далее преподобный указывает, что Тело и Кровь Спасителя мы теперь вкушаем вместо райского плода. А вот сам утраченный Адамом рай (Эдем), еще сокрыт даже от праведников до момента всеобщего воскресения. Только там наступит полное созерцание Бога.

Как видим, прп. Ефрем Сирин был хотя и ортодоксальным, но достаточно оригинальным писателем, да и вообще удивительным и самобытным учителем и подвижником. Не стоит пренебрегать чтением его трудов, и пусть нам не под силу охватить их все, но хоть понемногу, а пробелы стоит все-таки заполнять.

Протоиерей Владимир Долгих

Почему Ефрем Сирин так почитаем?

Преподобный Ефрем Сирин почитается православием, как отец Церкви.

Святыми отцами, — или учителями Церкви, — называют тех святых, которые своими трудами сформулировали, основали или помогли устояться какой-либо из сторон Церковной жизни.

См.также: кто такие святые отцы?

Преподобный Ефрем Сирин оставил после себя огромное количество творений (возможно больше 1000, но многие из них не сохранилось). Это и толкование на священное писание, и тексты молитв, и проповеди.

Преподобный Ефрем имел дар слова и убеждения. Его произведения, может быть, не настолько систематичны в плане богословия, как у некоторых других святых отцов — (Ефрем Сирин больше поэт) — но по духовной силе мало кто мог и может до сих пор с ним сравниться.

Собрание сочинений Ефрема Сирина.

Молитва Ефрема Сирина

Ефрем Сирин написал при жизни большое количество молитв-псалмов.

В свое время святитель Феофан Затворник перевел большую их часть на русский язык (книга вышла под названием «Псалтирь Ефрема Сирина»), но самая известная его молитва — великопостная, которая читается в Церкви Великим Постом — «Господи, владыко живота моего…»

Мы писали о молитве Ефрема Сирина подробно, почитайте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]