Как святой Моисей Угрин преподал урок мужчинам


Преподобный Моисей Угрин

Память 26июля / 8 августа


Святой Моисей подвизался в XI веке. По происхождению он был венгр. Вместе со своим братом Георгием он служил при дворе князя-мученика Бориса, который был сильно к нему привязан. Моисей, единственный из свиты князя, остался в живых после его убийства. Он нашел убежище в Киеве, в доме Предиславы, сестры князя Ярослава. Пребывая там, святой все время посвящал молитве.

После того как Ярослав победил Святополка, тот бежал в Польшу, но вскоре вернулся с новым войском, изгнал Ярослава и занял Киев. Моисей был взят в плен королем Болеславом и уведен в Польшу. Там одна богатая знатная вдова, заметив силу и красоту святого, купила его за 3 тысячи золотых и предложила: «Если покоришься мне, я сделаю тебя великим во всей нашей земле, будешь владеть мной самой и всем моим богатством». Понял блаженный ее нечистое желание и ответил: «Кто же, взявши жену и покорившись ей, сохранил закон? Покорился жене Адам и из рая изгнан был. Самсон всех превзошел силой, а после женой был предан иноплеменникам. Соломон постиг глубину премудрости, а, повинуясь жене, идолам поклонился. Ирод многие победы одержал, а поработился жене и умертвил Иоанна Предтечу. Как же мне, свободному, самому сделать себя рабом жены?!» Женщина отвечала: «Будешь ты моим мужем, только дай мне насладиться твоей красотой». На это блаженный сказал ей: «Не хочу ни власти твоей, ни богатства. Для меня лучше всего этого чистота душевная, а также и телесная. Не погублю я труда пяти лет, которые Господь удостоил меня терпеть в этих оковах. Я не заслужил таких мук, поэтому надеюсь избавиться за них от мук вечных».

Вдова разными ухищрениями пыталась обольстить его, но Моисей, словно новый Иосиф, противостоял всем искушениям, ужесточая пост и умерщвляя плоть. Сочтя его сопротивление за оскорбление, женщина приказала бросить его в темницу и уморить голодом, но Господь внушил одному из слуг тайно приносить ему еду. Друзья святого уговаривали его принять предложение и жениться на вдове, говоря, что негоже гнушаться браком и что ветхозаветные патриархи, даже Иосиф, имели жен, что не женятся только монахи. Святой же отвечал, что их советы хуже, чем уговоры змея в раю, потому что он решил хранить чистоту, чтобы всецело посвятить себя любви к Господу.

Когда женщине донесли об этих словах Моисея, она велела посадить его на лошадь и показать все свои имения, объявив крестьянам, что это их хозяин и ее муж. Святой, испытывая жалость к смехотворным попыткам вдовы, убеждал ее, что ничто не заставит его отречься от нетленных благ, уготованных избранным. Тайно приняв иноческий постриг от афонского монаха, проезжавшего через эту страну, он явился к своей госпоже в иноческом облачении. Придя в ярость, вдова приказала пытать его и рвать металлическими щипцами, так что земля была залита кровью мученика. Палачу, который хотел избавить его от самых жестоких пыток, святой сказал: «Брат, мне нельзя отказываться от иноческих обетов. Ни пытки, ни огонь, ни меч не смогут лишить меня любви к Богу и ангельского иноческого чина».

Дело дошло до короля Болеслава, который попытался убедить Моисея принять предложение вдовы. Встретив отказ со стороны святого, он разрешил женщине сделать с ним все, что она пожелает, опасаясь, что иначе его пример может склонить других слуг не повиноваться господам. Тогда женщина приказала оскопить преподобного и каждый день давать по сто ударов кнутом. И святой много дней мужественно переносил побои и жестокое обращение.

Как и предсказывал святой, в итоге совершилось правосудие Божие. Болеслав, начавший сильное гонение на монахов, был неожиданно поражен болезнью и на следующую ночь умер. По всему королевству начались волнения и беспорядки, восставшие убивали епископов и своих господ, во время этих событий была убита и госпожа Моисея.

Получив свободу после шести лет испытаний, в которых расцвели его добродетели, уподобившие его Иову и святому Иосифу, преподобный Моисей смог вернуться в Киев. Он поступил в Печерскую лавру и под руководством святого Антония провел около десяти лет в безмолвии и молитве. Достигнув высокой степени духовного совершенства и исполнившись благодати, он упокоился 26 июля 1043 года. Честные мощи преподобного Моисея хранятся нетленными в Ближних пещерах. За прошедшие века множество христиан по его молитвам отвратились от роскоши и искушений плоти.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Память 8 августа

Подвизаясь в брани против блуда больше других, много пострадал, как добрый воин Христов, пока не победил до конца силу нечистого врага, блаженный отец Моисей.

Известно об этом блаженном Моисее, что родом он был из Венгрии, был приближен к святому благоверному русскому князю и страстотерпцу Борису и служил ему с братом своим Георгием, которого убили со святым Борисом. Тогда у реки Альты Георгий хотел заслонить собой от убийц своего господина, но воины безбожного Святополка отрубили Георгию голову, чтобы взять золотую гривну, которую надел на него святой Борис. Блаженный Моисей, один уцелев от смерти, пришел в Киев к Предиславе, сестре Ярославовой, где скрывался от Святополка, прилежно молясь Богу, пока не пришел благочестивый князь Ярослав, привлеченный жалостью об убиении брата, и победил безбожного Святополка. Когда же Святополк, бежавший в Ляшскую землю, пришел снова с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам сел в Киеве, тогда Болеслав, возвращаясь в свою землю, увел с собою в плен двух сестер Ярослава и многих бояр его; в их числе вели и блаженного Моисея, окованного по рукам и по ногам тяжелым железом; его строго стерегли, потому что он был крепок телом и красив лицом.


Этого блаженного увидала в Ляшской земле одна знатная женщина, красивая и молодая, обладавшая большим богатством и значением; ее муж, отправившись в поход с Болеславом, не вернулся, но был убит в битве. Она, пораженная красотой Моисея, почувствовала вожделение плотской похоти к преподобному. И начала она убеждать его словами лести и возможностью отпустить его. Поняв ее скверное вожделение, блаженный сказал: «Знай, что я не исполню твоей воли; не хочу ни власти твоей, ни богатства, для меня дороже всего этого душевная и телесная чистота. Не хочу я погубить труда пяти лет, в которые Господь даровал мне терпеть в этих узах, будучи неповинным такие муки, за которые я надеюсь быть избавлен от вечных мук». Тогда женщина, видя что лишается такой красоты, предприняла другое дьявольское решение, рассудив так: «Если я выкуплю его, он покорится мне поневоле». И она послала к тому, кто привел его в плен, чтобы взял с нее сколько хочет, только бы дал ей Моисея. Он же, воспользовавшись случаем приобрести богатство, взял с нее до тысячи золотых и передал ей Моисея. Женщина, получив над ним власть, бесстыдно увлекала его на мерзкое дело. Освободив его от уз, она одела его в дорогие одежды и кормила его сладкими кушаньями и, обнимая его нечистыми объятиями, принуждала его к телесной похоти. Блаженный же Моисей, видя неистовство ее, еще больше прилежал молитве и посту, предпочитая для Бога в чистоте есть сухой хлеб и воду, чем в скверне — дорогие блюда и вино. И снял с себя красивые одежды, как некогда Иосиф, и избежал греха, презрев блага этой жизни. Женщина же, посрамленная, исполнилась такой ярости, что умыслила уморить блаженного голодом, бросив его в темницу. Бог же, подающий пищу всякому созданию, пропитавший некогда в пустыне Илию, также Павла Фивейского и много других Своих рабов, уповавших на Него, не оставил и этого блаженного. Он преклонил к милосердию одного из рабов той женщины, и тот втайне подавал ему пищу.

Он же говорил все увещавшим его: «Спрошу я у вас, для кого подобает работать — для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он «Рабы, послушайте господей своих», — но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви».

Услыхав об этом, женщина приняла в сердце другой лукавый помысл: приказала посадить блаженного на коня и с множеством слуг водить его по своим городам и селам, говоря: «Все это твое, если угодно тебе. Распоряжайся, как хочешь, всем». И дала наказ она: «Это ваш господин, а мой муж. Встречаясь с ним, кланяйтесь ему». Блаженный, посмеявшись над безумием женщины, сказал ей: «Напрасно трудишься, не можешь прельстить меня тленными вещами этого мира, ни украсть мое нетленное богатство; пойми и не трудись напрасно». Женщина с яростью сказала ему: «Или не знаешь, что ты мне продан? И кто вырвет тебя из рук моих; живым я не выпущу тебя, но после многих мук предам тебя смерти». Блаженный же смело ответил ей: «Не боюсь я никакой беды, потому что со мной Господь, Которому отныне, по изволению Его, желаю я работать иноческой жизнью».

В это время, по внушению Божию, пришел к блаженному Моисею от Святой Горы один черноризец, саном иерей, и облек его в святой ангельский иноческий образ; много поучал его о чистоте, чтобы не уступить врагу и не убояться той скверной женщины, и потом ушел. Всюду искали этого черноризца и не нашли. Тогда жена, отчаявшись в своей надежде, нанесла тяжкие раны преподобному иноку Моисею: растянув его, велела бить его жезлом, так что земля пропиталась его кровью. Палачи говорили ему: «Покорись госпоже своей, исполни волю ее; если же ты ослушаешься, то мы раздробим твое тело по частям. Не думай избежать этих мук, после которых с горестью предашь ты свою душу. Помилуй самого себя, брось это монашеское рубище и оденься в многоценные боярские одежды, и ты освободишься от ожидающих тебя мук». Отвечал им мужественный Моисей: «Братие, не медля, творите то, что вам приказано. А я никак не могу отречься от монашества и от любви Божией, и никакое томление — ни огонь, ни меч, ни раны — не может разлучить меня от Бога и от этого великого ангельского образа. Этой же бесстыдной и помраченной женщине, показавшей явно свое бесстыдство, оскорбившей не только страх Божий, но и стыд человеческий, бесстыдно принуждающей меня к осквернению и прелюбодеянию, я никак не покорюсь и не исполню ее окаянной воли».

Женщина же, озабоченная тем, как бы отомстить за свое посрамление, написала, наконец, к князю Болеславу такое письмо: «Ты сам знаешь, что муж мой был убит, воюя с тобой, и ты дал мне волю взять себе мужем, кого я захочу. Я полюбила одного юношу из твоих пленников, который прекрасен, и, выкупив, взяла его в мой дом. Я заплатила за него много золота и даровала ему все находящееся у меня в доме серебро и золото, и всю власть, только бы захотел он стать моим мужем. И все это он счел за ничто; часто томила я его голодом и ранами, но ничего не сделала. Мало ему казалось пробыть пять лет скованным у того, кто взял его в плен, вот шестой год провел он у меня, и много я его мучила за ослушание, что сам он навлек на себя жестокосердием своим. А теперь он и пострижен одним черноризцем. Что прикажешь ты сделать мне с ним?»

Князь Болеслав приказал той женщине приехать к нему и привезти Моисея. Когда же приказание его было исполнено, и он увидал преподобного, много увещевал он преподобного взять ту жену, но не убедил. Наконец сказал ему: «Кто так бесчувственен, как ты, что лишаешь себя многих благ и чести и предаешь себя на горькие муки? Знай отныне, что тебе выбирать жизнь или смерть: или, исполнив волю госпожи твоей, быть в чести у нас и иметь великую власть, или, ослушавшись, после лютых мук принять лютую смерть». Сказал он и женщине: «Пусть купленный тобой пленник не будет свободным, но, как госпожа, сделай со своим рабом, что хочешь, чтоб и прочие не осмеливались ослушаться своих господ». Преподобный же отец наш Моисей отвечал ему: «Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою? Что обещаешь ты мне честь и славу, которой и сам скоро лишишься, и примет тебя, не имеющего ничего, гроб; так же и эта скверная жена будет убита злым образом».

Но прежде того женщина, получив над ним еще большую власть, с бесстыдством еще сильнее склоняла его на грех, так что приказала насильно положить его на одре своем, обнимала и целовала его, но и этим прельщением не могла привлечь его к своему желанию. Преподобный сказал: «Напрасны, женщина, твои усилия; не думай, что я не творю этого греха, потому что безумен или не могу, но из-за страха Божия и гнушаясь тобой, нечистая». Получив такой ответ, женщина приказала ежедневно давать ему сто ударов, потом же велела отрезать ему тайные члены. Преподобный же Моисей лежал как мертвый от кровотечения, едва дыша.

Вмешавшись в это дело и желая еще более угодить женщине, ради величия ее рода и своего расположения к ней, Болеслав воздвиг великое гонение на черноризцев и изгнал всех их из своей области. Бог же вскоре отомстил за рабов Своих. В одну ночь Болеслав внезапно умер, и во всей Ляшской земле произошел сильный мятеж. Народ восстал, избил епископов и бояр, среди них была убита и та бесстыдная женщина.

Об этом гневе Божием, бывшем после изгнания черноризцев за пострижение преподобного Моисея, через много лет напоминала великому князю Киевскому Изяславу его княгиня, дочь Болеслава, прося настоятельно не изгонять из области своей преподобного Антония с его братией за пострижение блаженного Варлаама и Ефрема евнуха. Но обратимся к настоящему.

Преподобный отец наш Моисей, собравшись немного с силами, пришел в пещеру к преподобному Антонию, нося на себе мученические раны, как храбрый воин Христов, и жил богоугодно, подвизаясь в посте, молитве, бдении и всех иноческих добродетелях, которыми он победил до конца все козни нечистого врага.

За многие победы над блудными страстями, искушавшими этого преподобного, даровал ему Господь силу помогать другим побеждать те же страсти. Один брат, боримый страстью блуда, пришел к преподобному и молил помочь ему. «Я обещаюсь соблюдать до смерти, — говорил он, — если ты мне что повелишь!» Преподобный же сказал ему: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова с женщиной». Тот обещал с усердием. Тогда святой, подражая первому Моисею, творившему жезлом чудеса, прикоснулся к лону брата жезлом своим, без которого не мог ходить от боли полученных прежде ран, и вдруг омертвели все нечистые страсти в теле того брата, и с тех пор больше не было для него искушений.

Этот добрый воин Христов среди страданий достиг шестнадцатого года своего богоугодного подвига; пять лет неповинно мучимый взявшими его в плен, он явил терпение Иовово, на шестой год, мужественно пострадал за чистоту больше Иосифа потом десятилетним равноангельным безмолвием в пещере, переданным от святой Афонской Горы, просиял прежде других, как первый Моисей — десяточисленным законом, переданным через Ангелов от святой Синайской горы. И наш преподобный Моисей воистину сподобился быть Боговидцем — он оказался достойным блаженства чистых сердцем. И, чтобы видеть Бога лицом к лицу, переселился месяца июля 26-го дня, еще при жизни преподобного Антония, в пещере которого лежат доныне нетленно чудотворные мощи этого святого, не растлившего чистоты мужа.


Святой Моисей и по смерти побеждает мощами своими нечистые страсти, как испытал это святой Иоанн Многострадальный. Затворясь в пещере и вкопав себя до плеч против мощей преподобного Моисея, для победы блудной страсти, после многих страданий он слышал голос Господень, сказавший помолиться погребенному против него, преподобному Моисею Угрину. Когда Многострадальный исполнил это, он был избавлен от нечистой брани. Также и другого страстного брата тот же святой Иоанн избавил от той же пакости, когда дал страдавшему страстью одну кость от мощей преподобного Моисея, чтобы приложить к своему телу, — как это описано в житии преподобного Иоанна Многострадального.

Мощи преподобного Моисея Угрина и доныне покоятся в Ближних лаврских пещерах, на картах которых они отмечены начиная с «Тератургимы» 1638 года, где подвижник упоминается как «св. Моисей Угрин, любитель чистоты».

Отдельно память преподобному совершается 8 августа (26 июля по ст. ст.).

Православная Жизнь

О победе в войне, проигранной нами – Сергей Комаров.

«Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтоб человек, помраченный этой скверной, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только чистии сердцем Бога узрят». Такими словами начинается житие преподобного Моисея Угрина, память которого Церковь чтит 8 августа. Действительно, Моисей победил ту страсть, которая всегда, а тем более сегодня, стояла и стоит в авангарде дьявольской армии искушений. Блуд, поваливший множество великих столпов, и в самом деле способен закрыть лик Божий от человека и полностью обокрасть личность, лишив ума и воли. Эта страсть выедает душу изнутри, оставляя после себя уныние, безумие, бесчувственность ко всему духовному, и неминуемо порождает последующие звенья разрушительных страстей. Полная победа над блудом, на уровне мыслей и чувств, – редкое явление даже в огромном мире христианских святых. Именно такую победу мы и празднуем в день памяти великого святого, преподобного Моисея Угрина.

***

Будучи по происхождению венгром (Угрин и значит венгр), Моисей служил в дружине князя-страстотерпца Бориса. После убийства Бориса его братом, Святополком Окаянным, Моисей скрывался в Киеве, а в 1018 г. попал в Польшу, став пленником короля Болеслава. Там в него влюбилась богатая полячка-вдова, которая и выкупила его, желая сделать своим сожителем. Встретив отказ, она придумывала разные средства, пытаясь всячески совратить юношу. Одевала его в роскошные одежды, кормила изысканными кушаньями, показывала богатства своих имений, заставляла слуг кланяться перед ним, называла своим мужем. Сам король упрашивал преподобного взять женщину в жены. Рабы полячки тоже уговаривали Моисея. В житии представлены интереснейшие диалоги о браке и безбрачии, вложенные в уста Моисея и дворовых людей развратной вдовы.

Слуги: «Не говорит ли Христос в Евангелии: Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Мф. 19:5). Также и апостол: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:9). Он же говорит и о вдовах: Я хочу, чтоб молодые вдовы вступали в брак (1 Тим. 5:14)… Кто возгнушался женщин из первых праведников, как Авраам, Исаак и Иаков?.. Иосиф сперва бежал от женщины, но потом и он взял жену».

Моисей: «Если многие праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу спастись с женой. Но, если бы Иосиф послушался раньше жены Потифара, то не царствовал бы потом, когда взял себе жену в Египте (Быт. 39 и 41). Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства, и не господствовать над властями… но все это презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо что сказал Христос в Евангелии? Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19: 29). Больше слушать вас или Христа? Апостол же говорит: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7:32–33). Спрошу я у вас, для кого подобает работать – для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: Рабы, послушайте господей своих, – но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви».

Закончилось это противостояние тем, что проезжавший через Польшу афонский иеромонах постриг Моисея в иночество. Женщина, узнав об этом, рассвирепела и велела привязать страдальца к кровати, намереваясь его изнасиловать. Но даже когда она принялась ласкать его, то он своей молитвой и неимоверным напряжением воли заставил свое тело быть полностью мертвым для греха. Тогда шляхтянка распорядилась растянуть преподобного и ежедневно давать ему по сто ударов палками, а затем приказала оскопить его. Вскоре в Польше разгорелся мятеж, злая вдова была убита, а чудом выживший Моисей, страдая от жестоких ран, пришел в Киево-Печерский монастырь. Там он прожил еще десять лет. За его великую победу Господь даровал ему силу помогать другим людям побеждать страсть блуда. Так, один брат, мучимый похотью, пришел к преподобному за помощью. «Я обещаюсь соблюдать до смерти все, что ты мне повелишь», – говорил он. Моисей сказал: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова с женщиной». Брат пообещал. Тогда преподобный, подобно библейскому Моисею, творившему великие чудеса жезлом, прикоснулся своей тростью к груди монаха – и он был тут же исцелен. Дар Божий помогать другим Моисей не утратил и после смерти. В житии Иоанна Многострадального описывается, как святой Иоанн, борясь с блудной страстью, закопал себя по плечи в пещере, напротив мощей преподобного Моисея. Но и тогда похоть не оставила его. Исцеление Иоанн получил лишь после того, как Господь велел ему помолиться мертвецу, лежащему перед ним. Впоследствии сам Иоанн избавил другого монаха от той же страсти, повелев ему приложить кость Моисея Угрина к своему телу.

Мощи прп. Моисея Угрина в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

***

Житие Моисея удивительно не только мужеством преподобного, силой его терпения и веры. Оно поражает самим прецедентом. Молодой, красивый мужчина, еще даже и не будучи монахом, отказывается ради сохранения девства от всего того, чего миллионы людей ищут как величайшего счастья: от богатства, власти, выгодного брака с роскошной женщиной. И не только отказывается, но и терпит ужасные муки. Как мы видим, его выбор искренне не могли понять не только вдова и ее слуги, но и сам король. Отказываться от того, о чем многие только мечтать могут!

Когда-то я пересказывал житие подросткам из воскресной школы. Говорил – и чувствовал, что они не понимают. Конечно, стоит сделать поправку на возраст – дети не способны все уразуметь. Но тем не менее был очевиден огромный смысловой разрыв между тем, что нашим детям внушается в школе и на улице, и тем, что они слышат в Церкви. Там, за храмовыми стенами, – идеология под названием «Возьми от жизни все». Здесь: «Откажись от видимого ради невидимого». Школа и улица – шесть дней в неделю, Церковь – пару часов в неделю. Чей образ победит в их жизни? Моисея Угрина или Селены Гомес? Не знаю. Бог знает.

Да что дети! Мы, верующие взрослые, сами пропитаны гедонистической философией мира и часто поступаем по его волчьим законам. В закрытом от остальных людей мире чувств и мыслей ежедневно, ежечасно может происходить внутренний выбор «не ради Иисуса, но ради хлеба куса». Можно не иметь больших денег, но мечтать о них; быть далеким от власти, но желать ее; быть добропорядочным семьянином, но при этом носить в себе раскаленный вулкан похоти. А война, проигранная внутри, при необходимом стечении обстоятельств легко способна перейти в мир внешний и попасть в очередной репортаж криминальной хроники.

Кто не болен блудом, в мыслях или тайных желаниях? Кого не задела когтистая лапа этого чудовища? Монах или мирянин, священник или простой христианин, мужчина или женщина, подросток или пенсионер – кто не испытывает атаки опасной страсти, паразитирующей на законах естества? А кто до конца равнодушен к денежной купюре? Кто не хотел бы хоть кем-то покомандовать? Всех нас, и монашествующих и мирских, и священников и обычных парафиян, одинаково зараженных всеми болезнями века сего, ждет для покаяния, обещая немедленную помощь, преподобный Моисей Угрин, мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киевской Лавры.

Есть в пещерах уникальное место для всех блудников – пространство между мощами преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального. Часто там можно увидеть плачущую навзрыд женщину или сумрачного вида мужчину, понурившего голову. Да и всякий верующий, проходя мимо угодников Божиих, преклонит колени и помолится об очищении ума и сердца и ограждении от беса блуда. В раке с мощами преподобного Иоанна есть небольшое отверстие, из которого исходит сладкое благоухание святых мощей. Оно заметно, если только встать на колени. Говорят, что впавший в фактический блуд человек не почувствует запаха. Возможно, так устроил Господь, чтобы напомнить грешнику, опустившемуся на самое дно блуда, о покаянии и о несомненном молитвенном заступничестве тех, кто полностью победил блуд при жизни.

***

Писатель жития преподобного Моисея насчитывает шестнадцать лет его подвига и соединяет каждый период с именем библейского святого. За пять лет плена преподобный явил терпение Иова. В шестой год пострадал за чистоту, подобно Иосифу. В десятилетнем безмолвии в пещере просиял, как первый Моисей, принесший Израилю Десять Заповедей, и также удостоился быть боговидцем, ведь сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Если продолжить подобные сравнения, мы придем к отождествлению Киевской Лавры и Киева с русским Иерусалимом и не придумаем ничего нового, ибо об этом сказали многие задолго до нас.

Такие ассоциации явно будут обличением по отношению к тем, кто живет у стен древнейшего монастыря Руси или имеет возможность добраться до него в течение нескольких часов, но пренебрегает этим Божиим подарком. Божественная Лавра зовет к своим святыням издалека – звоном колоколов, сиянием куполов, бесчисленным множеством книг и фильмов, посвященных ей. Как много еще есть тех, кто живет рядом с киевскими холмами, но, слыша, не слышат и, видя, не видят. Лавра молится о них и ждет.

Ждут преподобные Антоний и Феодосий, святой Агапит, непостижимый Марк Гробокопатель, грозный Илья Муромец, страшный для бесов Исаакий Затворник и великое множество других Божьих угодников, готовых выслушать и молитвенно помочь. Ждет нас и подземная келья Ближних пещер, в благодатной тишине которой покоятся мощи удивительного подвижника, показавшего нам великий пример любви к Богу, к девственности, к монашеству. Святость преподобного зовет нас к его гробу, чтобы поплакать, помолиться, попросить. Придем к нему – и горячая молитва Моисея подхватит наши слабые вздохи, и вознесет их высоко-высоко, к престолу Божьему. Придем, чтобы от его огня взять нечто и нам. Придем, чтоб научиться верить, терпеть, надеяться, любить, хранить себя от похотей мира. Придем, чтобы понять значение и величие тех святынь, рядом с которыми мы живем. Придем туда, чтобы сказать: «Преподобный отче Моисее, моли Бога о нас!»

Сергей Комаров

Новое в блогах

Сергей Комаров


Преподобный Моисей Угрин. Фото: akafistnik.ru

Почему преподобный Моисей Угрин так боялся греха, который для современного молодого человека вообще не проблема.

8 августа Церковь празднует память преподобного Моисея Угрина.

Моисей Угрин («угрин» значит «венгр») был дружинником князя-страстотерпца Бориса. После убийства Бориса Святополком Окаянным Моисей прятался в Киеве, а в 1018 г. попал в Польшу, став пленником короля Болеслава. Там его полюбила богатая полячка-вдова. Она выкупила его из плена, желая сделать своим мужем. Однако Моисей отказывался вступать с ней в близкие отношения, потому что хотел стать монахом.

Женщина придумывала разные средства, пытаясь совратить юношу. Одевала его в дорогие одежды, кормила изысканными кушаньями, показывала свои богатства, заставляла слуг кланяться перед ним, называла своим супругом. Сам король уговаривал преподобного вступить в брак.

Проезжавший через Польшу афонский иеромонах тайно постриг Моисея в иночество. Женщина, узнав об этом, велела привязать страдальца к кровати, желая его изнасиловать. Но когда она принялась ласкать его, преподобный своей молитвой и неимоверным напряжением воли заставил свое тело быть омертвевшим и бесчувственным. Тогда шляхтянка распорядилась растянуть Моисея и ежедневно давать ему по сто ударов палками. Затем, потеряв всякую надежду соблазнить подвижника, она приказала оскопить его.

Вскоре в Польше поднялся мятеж. Полячка была убита, а чудом выживший Моисей, изнемогая от ран, пришел в Киево-Печерский монастырь. Там он прожил еще десять лет. За его победу над похотью Господь даровал ему силу помогать другим людям побеждать страсть блуда.

Однажды некий монах, мучимый похотью, пришел к Моисею за помощью. Тот сказал ему: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова с женщиной». Монах пообещал выполнить это повеление. Тогда преподобный, подобно библейскому Моисею, творившему чудеса жезлом, прикоснулся своей тростью к груди монаха – и тот больше никогда не был мучим блудом.

Дар Божий помогать другим Моисей не утратил даже после смерти. В житии святого Иоанна Многострадального описывается, как Иоанн закопал себя по плечи в киевской пещере, напротив мощей преподобного Моисея. Так он боролся с блудом. Удивительно, что и после таких самоистязаний похоть не оставила его. Исцеление Иоанн получил лишь после того, как Господь велел ему помолиться монаху, похороненному рядом с ним. Впоследствии сам Иоанн избавил другого монаха от похоти, повелев ему приложить кость Моисея Угрина к своему телу.

* * *

Почему преподобный Моисей Угрин так боялся греха блуда? Для современного молодого человека случайная интимная связь – вообще не проблема. А если речь идет о связи с красивой и богатой женщиной – такие отношения были бы даже желанными! Почему же Моисей был так радикален в своем решении?

Потому что он был христианин, и хотел жить по закону Божьему. Моисей не хотел даже и законного брака с полячкой, потому что желал всю свою жизнь посвятить Богу. Тем более он отказывался, когда речь шла о блуде.

В послании к Коринфянам апостол Павел писал: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6:15). Согласно богословию Павла, Церковь есть Тело Христово (см.: Еф. 1:23). А мы, верующие, есть члены этого Тела (см.: 1 Кор. 12:27). Отдавая свое тело блуду, мы отрываем члены от Тела Христова и оскверняем их.

Именно таково мистическое значение всякого разврата. Недаром блуд всегда являлся неотъемлемой частью языческих оргий и сатанинских культов. Блуд – это всегда ругательство над святыней и похищение у Бога того, что создано Им и принадлежит Ему.

Особенно явно это происходит, когда человек грешит с блудницей. «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «да будут два одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:16, 17). Интересно, что Павел, говоря о блуде, приводит слова, сказанные Господом о браке. Почему? Потому что как там, так и здесь соединение двух тел образует из двух одно. Только в законном браке телесное единение выполняет заповедь Божию, а в блуде служит диаволу.

Интересно, что апостол отождествляет здесь тело с духом. Фраза «два будут одна плоть» сопоставляется со строчкой: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Отчего так? Оттого, что «и там тело не без души, а здесь дух не без тела», поясняет святитель Феофан Затворник, толкуя это место.

И в самом деле: тело живет духом, а дух живет в теле. Человек есть существо духовно-телесное. И блуд не есть грех только плоти, как многие считают, но и духовное преступление.

«Бегайте блуда» (1 Кор. 6:18) – также писал апостол Павел. Это едва ли не единственный случай, когда Павел призывает не бороться с грехом, а бежать от него.

И действительно, кто-то из святых сказал, что блуд есть страсть, которой нельзя смотреть в глаза. Из всех подвигов, которые поднимали святые, самые страшные по своей мучительности порождались именно борьбой с блудом.

Прп. Иоанн Многострадальный, сражаясь с блудными помыслами, зарыл себя по пояс в землю, так что нижняя часть его тела загноилась и кишела червями. Прп. Мартиниан, искушаясь от блудницы, вошел в горящий костер и стоял там, пока не обгорел до полусмерти. Святая Мария Египетская семнадцать лет терпела невыносимые страдания в безжизненной пустыне, чтобы похоть отступил от нее. Один монах вымазал свою одежду гноем разложившегося трупа и ходил в ней до тех пор, пока Бог не исцелил его от блудной страсти.

Поэтому Павел и советует убежать от блуда. Слишком страшна прямая борьба с этой страстью. Уверен ли ты, что выдержишь? Если нет, то лучше беги. Беги от скверных мыслей и от всякого источника искушения.

* * *

Преподобный Моисей сохранил телесную и духовную чистоту ради Христа. Он предпочел пойти на муки, но сохранить верность заповеди Божией. Таково настоящее христианство – бескомпромиссное и строгое, когда речь идет о исполнении заповедей Господних. И блуд – это не игрушка, не пустяк. Это чудовище, быстро пожирающее свою жертву.

Сегодня никто, кроме Церкви, уже не скажет об этом человеку. Перед блудом преклонил колени весь секулярный мир. И через память преподобного Моисея Церковь в очередной раз напоминает христианам: бегайте блуда. «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5,8).

А поглощает диавол человека через страсти. Особенно же через страсть блуда – самую трендовую страсть нашего времени…

Искушения плоти

Увы, темница оказалась самым мягким из испытаний, посланных Моисею в Польше. Через несколько лет некая молодая, эффектная и весьма состоятельная польская вдова, имени которой история не сохранила, заинтересовалась судьбой симпатичного заключенного и предложила выкупить, освободить его – в обмен на благосклонность. Ответ Моисея стоит того, чтобы привести его целиком:

«Кто из мужей, послушавшись жены, поступил хорошо? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая. Самсон, превосходивший всех силою и победивший целое войско, женщиной был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь женщине, поклонился идолам. Ирод, одержавший много побед, угождая жене, отсек голову Иоанну Предтечи. И каким образом я стану свободным, сделавшись рабом женщины, которой я не знал со дня рождения?»


Икона преподобного Моисея

Вдова все-таки выкупила пленника за очень значительную сумму, поселила его в своем доме, приказала красиво одеть, хорошо кормить – и, конечно, всячески соблазняла. Моисей в этом новом плену вел себя так же стойко, как и в прежнем: питался только хлебом и водой, сбрасывал красивые одежды – в общем, демонстрировал полное равнодушие к похоти своей властительницы.

Не уговорила по-хорошему – будет по-плохому, решила вдова и приказала поместить Моисея в темницу и не кормить его. Однако слуги все же подкармливали святого, хотя и не понимали его упорства. Согласно Димитрию Ростовскому, невольные тюремщики Моисея цитировали ему Святое Писание и вразумляли: «Ибо если ты умрешь, то какая от того польза? Ведь и праведники Авраам, Исаак и Иаков имели жен. Иосиф-раб убежал от жены, но после и он взял себе жену». Моисей, однако, справедливо сравнивал эти увещевания с поведением змия в Эдеме и повторял, что от данного им обета не отступится.

Следующим было искушение властью: вдова приказала посадить Угрина на лошадь, возила его по своим владениям и представляла как нового властителя; «Делай с ними что хочешь» – говорила она возлюбленному. Но тот лишь смеялся над попытками прельстить его такой ерундой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]