Прп. Серафим Саровский, икона нач. XX века |
Серафим Саровский
(1754 — 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви Память 2 января — преставление и второе обретение мощей в 1991 году, 19 июля — обретение мощей в 1903 году, в Соборах Курских, Нижегородских, Тамбовских и Дивеевских святых
В миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 19 июля 1754 года [1]. Родители преподобного, Исидор и Агафия, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.
После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.
Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.
Послушник Саровской пустыни
20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.
Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Таин. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.
Монах
18 августа 1786 года, пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить.
Через год, в декабре 1787 года, Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.
Иеромонах
В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.
Отшельничество
После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии I — и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Таин.
Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.
В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.
Стояние на камне
Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.
Избиение грабителями
Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Все сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.
Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.
После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.
Подвиг молчальничества
После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве.
Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
Возвращение в монастырь. Затвор
Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни.
Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве.
Старчество
Серафим Саровский |
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех.
Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку.
Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».
В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре (Мельгуновой), великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена (Мантурова), одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н.А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.
Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.
Незадолго до блаженной кончины Преподобного Серафима один благочестивый монах спросил его: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» — «Потому», — отвечал старец, — «что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши, потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию — Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и вовеки» (Евр. 13, 8).
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 2 января 1833 келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
Детство и юность
Будущий иеромонах Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) появился на свет в июле 1759 (по другим сведениям — 1754) года в городе Курске Белгородской губернии в обеспеченном роду. Отца звали Исидор, а мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже подрастал старший сын по имени Алексей.
Отец Прохора, купец, владел небольшими местными кирпичными заводами и занимался строительством разного рода зданий. В то время глава семейства строил как обычные жилые дома, так и церкви. Исидор Иванович начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но довести дело до конца не успел. Когда сын был маленьким, Исидор Мошнин умер, а незаконченные дела продолжила супруга.
View this post on Instagram
A post shared by Преп. Серафим Сарофский (@serafim_sarovski)
Икона Серафима Саровского
С детства мальчик тяготел к вере, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила на службу. По преданию, в возрасте около 7 лет Прохор взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты, однако остался цел и невредим. Насчет этого факта биографии существуют споры, основанные на мнении, что к тому времени колокольни либо еще не существовало, либо здание было низким, и опасность ребенку не грозила.
Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что во сне увидел Деву Марию, которая дала обещание исцелить его от болезни. Тогда неподалеку от дома Мошниных проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла отпрыска в забытьи на улицу, приложила к лику — и хворь отступила. С той поры Прохор твердо решил, что посвятит жизнь служению Богу.
Новый затвор
Многое изменилось в жизни Серафима с решением отца Нифонта, поддержанного другими отцами: обязать Серафима посещать монастырь по воскресным и праздничным дням, причащаться Святых Христовых Тайн; или же, если здоровье не позволяет ему совершать регулярные переходы, повелеть возвратиться в обитель и жить в монастырской келье.
Выбор был не велик. Исполняя условие послушания, преподобный вернулся. Это случилось 8 мая 1810 года. Однако же, испросив благословение, Серафим продолжал жить затворником, но уже внутри монастырской ограды. Святые Дары ему приносили в келию. В этот период старец изготовил себе гроб и расположил его в сенях. После пяти лет такого затворничества, он начал его ослаблять, чтоб служить людям, нуждавшимся в его наставлениях и молитвах. Утверждают, что в этот период отцу Серафиму вновь явилась Небесная Царица, по некоторым сведениям, с Онуфрием Великим и Петром Афонским, потребовав служить людям.
Полагают, что старец носил под одеждой тяжелые вериги. По другой версии тяжесть вериг заменяла тяжесть большого пятивершкового креста.
Организация Дивеевской обители.
В 1825 году, 25 ноября, в день памяти святых Климента Римского и Петра Александрийского Богородица, в сонном видении, посетила отца Серафима вместе с названными Божьими угодниками, и сообщила, что он может выйти из затвора. Примерно в это время отца Серафима начали посещать сестры из Дивеевской общины.
Имел он беседу и с их начальницей, старицей Ксенией Михайловной. Количество сестер к тому времени увеличилось, и было уместно увеличить владения. Отец Серафим предложил ей изменить устав общины, отличавшийся строгостью. Но она отказалась. Преподобный не вмешивался в дела их общины, посчитав, что заповеданное ему попечение об общине больше не лежит на его совести, или, по крайней мере, на то должно открыться особое Божье произволение.
После получения от отца Нифонта благословения на жизнь в пустыньке, Серафим пошел в лес. Это был всё тот же день, 25 ноября 1825 года. Повествуют, что по дороге, он стал свидетелем очередного явления Божьей Матери. На сей раз при Ней находились два апостола: Петр и Иоанн Богослов. Когда Дева ударила жезлом о землю, из земли хлынул фонтан светлой воды. Пресвятая Владычица напомнила преподобному о его обязательстве, связанном с просьбой Агафьи Мельгуновой, поручением отца Пахомия, и сообщила о необходимости устроения Дивеевской обители на том месте, где указано.
По распоряжению Богородицы преподобный должен был взять из общины Ксении восемь сестер, и на назначенном месте, в задах села Дивеево, основать обитель, в которую смогут вступать лишь девицы. Требовалось оградить это место канавой и валом, поставить мельницу, выстроить кельи, а затем — церковь. Кроме того, Божья Матерь дала для обители новый устав и обещала взять её под Свое покровительство.
На том месте, где располагались Её стопы и забил целительный источник, был сооружен колодец, впоследствии названный Серафимовым. Сам Серафим сделал это место местом своего подвига. По воскресным же и праздничным дням он оставался в монастыре. Количество посетителей отца Серафима весьма возросло. Он старался выслушивать их с должным вниманием.
9 декабря 1826 года заложили основание мельницы, а в июле состоялся первый помол.
Подвижничество
В 17 лет Прохор совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру как паломник. Там путник встретил старицу Досифею, которая благословила парня на постриг и наказала отправляться в Саров. Мать не противилась выбору сына, понимая, что тот действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя 2 года юноша уже готовился к монашеству в Саровской пустыни.
В 1786 году молодого человека наделили именем Серафим и посвятили в иеродиаконы, а спустя 6 лет — в иеромонахи. Попечение над местной сестринской общиной, называвшейся Казанской, священник взял в 1789-м. Позднее по благословлению отца Серафима и при его содействии рядом появилась Мельничная община. Земли объединились в одну территорию уже после смерти преподобного.
Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой инок поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние около 5 км.
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только…
Posted by St. George Russian Orthodox Church — Salt Lake City, UT on Saturday, July 31, 2021
Серафим Саровский с медведем
Из жития известно, что иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые одежды, самостоятельно находил еду в лесу. Серафим Саровский непродолжительно спал, держал строжайший пост, перечитывал святое писание и часто предавался молитвам.
Годами Серафим ел лишь траву сныть. Кроме того, старец избрал особый вид подвига — столпничество, при котором 1000 дней и ночей непрерывно молился на валуне. Так Серафим стал именоваться преподобным, то есть схожим поведением с Иисусом Христом. Однако эта информация подвергается сомнению как светскими авторами, так и представителями Церкви.
В житии Саровского описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что инок успел разбогатеть. Пока иеромонах молился, грабители напали и избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил, но после произошедшего так и остался сгорбленным. Преступников поймали, но отец Серафим подарил виноватым прощение.
Posted by Тамбовская епархия on Wednesday, November 6, 2019
Памятник Серафима Саровского в Орле
С 1807 года Серафим Саровский старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми, начав новый подвиг — молчание. Через 3 года старец вернулся в монастырь, но на 15 лет ушел в затворничество, по окончании которого возобновил приемы. Серафим встречался не только с мирянами, но и с духовенством, обретя, как можно узнать из книг о его жизни, дар пророчества и целительства.
Стоит отметить, что, хотя детство и юность иеромонаха прошли в достатке, Серафим хорошо понимал, что простым людям приходится регулярно сталкиваться с тяжелым трудом. Возможно, поэтому преподобный рекомендовал мирянам придерживаться краткого молитвенного правила, дабы сильно не отвлекаться от земных хлопот.
Серафим Саровский скончался в 1833 году в своей келье. Событие произошло, когда старец совершал обряд коленопреклоненной молитвы. День памяти чудотворца — 2 января.
Начало монашеских подвигов преподобного Серафима Саровского
Игумен обители, старец Пахомий, вверил духовное попечительство над Прохором мудрому и опытному подвижнику, казначею, старцу Иосифу. Первоначально Прохору было назначено послушание келейника. По мере дальнейшего пребывания одно послушание сменялось другим. Прохор безропотно и усердно трудился как в хлебне, так и в просфорне, и в столярке; исполнял обязанности будильщика, затем пономаря, вместе с братиями заготавливал дрова.
Прохор много молился, читал, соблюдал воздержание. Имея в уме примеры из жизни великих пустынножителей и тяготея к уединению, он испросил благословения, чтобы в свободные от послушания и обязанностей часы уединяться в лесу. Там соорудил для себя небольшой шалаш и предавался в нём богомыслию и молитве.
Примерно через 2 года по вступлении в обитель, Прохор заболел и распух. Эта болезнь, предположительно — водянка, продолжалась на протяжении почти что трёх лет. Заболевание Прохора было настолько серьезным, что стали опасаться за его жизнь. Но благодатью Божьей он был исцелен: однажды, по причащении Святых Христовых Тайн, ему, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, явилась Божья Матерь, и после Её чудесного вмешательства болезнь отступила.
Впоследствии, на месте совершения этого чуда стали возводить больничный корпус, а при нем — церковь. Утверждают, что место явления Богородицы пришлось на алтарь возводимого храма. Для строительства был разрешен финансовый сбор. Прохор с охотою принял на себя послушание сборщика. Обходя с этой целью разные места, он добрался до Курска, где встретился с близкими. Его брат, Алексей, внёс в строительство немалую лепту. После этого Прохор вернулся в обитель. Будучи искусным столяром, он собственноручно изготовил для церкви престол.
13 августа 1786 года игумен Пахомий постриг Прохора в сан инока. С этого времени за Прохором утвердилось новое имя — Серафим. А немного спустя, 27 октября 1786 года, епископом Владимирским и Муромским, преосвященным Виктором, Серафим был посвящён в сан иеродиакона. Утверждают, что в период диаконского служения он не раз созерцал на Божественной литургии ангельские силы.
2 сентября 1793 году епископ Феофил рукоположил Серафима во иеромонаха. Примерно через год почил отец Пахомий. Перед этим он поручил отцу Серафиму попечение о Дивеевских сестрах, о чем, в свою очередь, его перед смертью просила их настоятельница, старица Агафья Мельгунова.
С этого времени отец Серафим, подготовленный Промыслом к жизни в уединении, испросил благословения у нового настоятеля, отца Исаии на пустынножительство. Это произошло через 16 лет по прибытии Прохора в обитель. Помимо внутренних причин, данному решению способствовала телесная болезнь преподобного. От непрестанных пастырских трудов и коленопреклоненных келейных молитв ноги отца Серафима покрылись ранами и распухли; ему тяжело было нести монастырское послушание.
Житие
Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя 4 года после смерти преподобного. Впоследствии труд, который, впрочем, неоднократно редактировали, послужил основным источником сведений о Саровском. В качестве приложения к работе Сергия вышли рекомендации старца, дополненные и переизданные в 1838 году как «Духовные наставления инокам и мирянам».
Стоит отметить, что львиную долю поучений святого Серафима Саровского собрал помещик Николай Мотовилов. Однако достоверность записок Мотовилова подвергалась сомнению.
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Музее Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника.
Posted by Татьяна Гавриленко on Saturday, July 31, 2021
Прижизненный портрет Серафима Саровского
В 1841 году житие переписал митрополит Филарет. Сказалось желание клирика привести имеющиеся сведения в соответствие с требованиями цензуры того времени.
Редактором следующего издания выступил настоятель Николо-Борской пустыни Георгий. Монах дополнил книгу чудесными деталями: рассказами о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях Девы Марии.
История издания поучений старца
Наставления о. Серафима сохранились в основном от последнего периода его жизни, когда он уже состоялся как подвижник и духовник.
Вместе с тем, о. Серафим специально не писал никаких сочинений. Его наставления записывались духовными чадами, известны по воспоминаниям лично знавших старца людей.
Впервые поучения старца изданы небольшой книгой в 1839 г. Труд собирания изречений и духовных советов о. Серафима принял на себя иером. Сергий (Васильев), постриженник Саровской обители. Сначала он собирался издать поучения старца вместе с его жизнеописанием, но житие не пропускал цензурный комитет. В результате наставления были изданы как приложение к жизнеописанию другого Саровского подвижника, Марка. Позже наставления прп. Серафима стали печататься в составе его жития.
Канонизация и обретение мощей
Почитать Серафима начали еще при жизни, а канонизирован старец был по настоянию супруги Николая II Александры Федоровны. Это случилось 19 июля 1902 года. По слухам, императорская чета верила, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник. Кроме того, святого любили в народе, а Романовы в вопросах веры стремились не отдаляться от подданных.
Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя соответствующим церковным канонам.
Избиение разбойниками.
Posted by Rusu Silvia on Friday, January 15, 2021
Серафим Саровский с разбойниками
Отчасти Серафима Саровского не спешили причислять к лику святых из-за сведений, указывающих на симпатию преподобного к старообрядцам. О том, как в действительности иеромонах относился к раскольникам, до сих пор ведутся дискуссии.
Осенью 1920-го уездный съезд Советов в Темникове постановил вскрыть раку с мощами старца, что и произошло в конце года. В 1922-м останки Серафима Саровского оказались в Музее религиозного искусства в Донском монастыре, где затем попросту потерялись.
В 1990 году в фондах Музея истории религии при Казанском соборе в Санкт-Петербурге обнаружились неизвестные человеческие кости. Благодаря сохранившемуся акту вскрытия раки удалось установить, что останки принадлежат Серафиму Саровскому. Обретение мощей состоялось 1 августа 1991 года после торжественной встречи гроба иеромонаха в Дивееве.
Наследие
Православные продолжают молиться Серафиму Саровскому. Пресса не раз сообщала об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, предсказаниях и других чудесах, связанных со старцем.
Верующие знают не одну молитву отцу Серафиму. Преподобный помогает в исцелении, почитатели просят чудотворца подарить гармонию и душевную стойкость. Зачастую к иконе приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле. Молодые девушки просят послать спутника.
Сегодня храмы Серафима Саровского есть почти в каждом городе России, среди них Москва, Санкт-Петербург и Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших селах. Акафисты святому звучат даже за океаном.
Где находится икона?
Как уже было выше отмечено, одна из первых икон находится в Америке. В целом на сегодня, пожалуй, нет ни одного православного храма, где бы не было образа Серафима Саровского.
Ну и, конечно, самая древняя икона находится в Саровском монастыре в Нижегородской области.
Чудотворный лик находится в Старом Петергофе на Серафимовском кладбище.
Чудотворное изображение хранится в Эстонии в храме Воскресения Христова.
Одно из самых известных изображений старца с камнем хранятся в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.
Часть мощей старца остались в Даниловом монастыре. Тут же хранятся два чудотворных списка.
Интересные факты
- Известно, что отец Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом с кельей. Возможно, наличие меда у клирика и породило легенду о кормлении медведей с рук.
- По слухам, первый гроб преподобного, выполненный из мрамора и серебра, был даром Николая II. Кроме того, существуют сведения, что покров на раку расшивала сама императрица.
- Источником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, созданный за 5 лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков, ставшим впоследствии иноком.