Апостол Фома не настолько знаменит, как Пётр или Павел. Многие знают о нём лишь то, что временно он был «неверующим». Кем же был этот ученик на самом деле? Какой ценный урок могут почерпнуть из его жизни современные христиане?
Апостол Фома. Из собрания Н. П. Лихачева (№ III–315), откуда поступила в Русский музей в 1913 г.
Житие апостола Фомы
Его родина — галилейский город Пансады. Его профессиональной деятельностью была ловля рыбы. Познакомившись с Помазанником Божьим, Фома последовал за ним и отказался от привычного образа жизни, стал одним из 12 апостолов.
Как и остальные ближайшие последователи Христа, он повсюду следовал за своим Учителем. После воскресения Христа Фома выразил сомнение в достоверности сообщений об этом величайшем событии в истории. Однако едва он вновь обрёл веру в Иисуса как в своего Спасителя, Фома стал одним из самых ревностных христианских миссионеров. Он основывал церкви на территории Палестины, Парфии, Месопотамии, Эфиопии. В своём ревностном служении Фома дошёл даже до Индии, где и погиб.
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Иоанн Златоуст
Почему апостола Фому называют близнецом?
С древнееврейского языка имя сподвижника Иисуса переводится как «делиться надвое, пополам». По этой причине его называли Близнецом. По-гречески его имя звучало как Дидим. Гностики пришли к выводу, что Фома внешне был чуть ли не копией самого Христа. Но у такого мнения нет никакого библейского основания.
Библеист Лопухин отмечает, что правильнее было бы переводить прозвище Фомы как «Человек двоящейся природы». Речь идёт о том, кто постоянно переходит от одного душевного состояния к другому, мысли которого при этом двоятся.
Был ли апостол Фома действительно «неверующим»?
Почему же Фома не поверил сообщению апостолов о том, что они видели воскресшего Христа? В этом содержится хороший урок для всех, ожидающих Второго пришествия нашего Господа.
Может показаться удивительным то, что для ближайших сподвижников Христа его воскресение стало своего рода сенсацией. Он ожил, как и обещал. Почему же все они в этом сомневались, а Фома проявил самое «вопиющее» неверие, заявив, что пока не вложит палец в его раны, не поверит в то, что Господь ожил?
Неверие апостола Фомы (итал. Incredulità di San Tommaso) — картина кисти Караваджо на евангельский сюжет.
Дело в том, что иудеи ожидали Мессию, который станет новым Давидом и Соломоном. В его «обязанности» входило:
- Занять царский престол в Иерусалиме.
- Освободить Израиль от власти язычников.
- Сделать евреев властителями мира.
Это то, что иудеи впитали с молоком матери, исследуя пророчества Ветхого Завета. К сожалению, предсказаниям о страданиях и смерти Мессии должного внимания почти никто не уделял.
По этой причине апостолы не верили Иисусу, когда он говорил о своей жертвенной смерти. Они думали, что он шутит или, возможно, проверяет их преданность. Но когда Господь умер на самом деле, их ожидания рухнули и они испытали глубокое разочарование. Это случилось и с Фомой. Привычные ожидания и боязнь новой боли побудили его сомневаться в словах апостолов о воскресении Учителя. Но после явления Учителя всё переменилось:
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
(Иоан.20:26-29)
Этими словами Христос не побуждал нас к слепой вере. Он хотел сказать, что для веры в него доказательств больше чем достаточно и без его видимого присутствия.
«…в ублажении Господом тех, которые уверуют в Него не видя Его — Иисус Христос, конечно, имел здесь в виду христиан будущих времен — лежит мягкий упрек Фоме за то, что он пожелал иметь более осязательные доказательства воскресения Христа, чем какие соблаговолил дать людям Бог».
Библеист Лопухин
икона «Уверение Фомы» участвует в богослужении на Антипасху Миссия апостола Фомы в Индии
О жизнедеятельности Фомы после прощания с Учителем рассказывается в неканоническом труде «Деяния апостола Фомы», датируемом II–III вв. нашей эры. В Индию он отправился в результате разграничения земель между апостолами для проповеднического служения.
В новой стране он продолжил активную проповедь. По преданию, Фома нанялся на службу к индийскому правителю Гундофару в качестве плотника для строительства дворца. Но апостол — вместо того чтобы выполнять поручение — раздал деньги бедным.
«Дворец не построен, он ничего еще не сделал, но он ходил по городам и деревням, подавал бедным и поучал их о Боге новом, а также болезни исцелял, демонов изгонял и многое совершал. И мы думаем, что чародей он; но сострадание его, исцеление его, которые были безвозмездными, и аскетизм его, и благочестие его заставляют нас думать о нем, что он — маг или посланец того Бога нового».
(Деяния Фомы)
Царь был разгневан и приказал арестовать плотника. Он бы и казнил его, если бы ему во сне не явился брат, сказавший, что на небе его ждёт самый замечательный дом, строителем которого является Фома. Казнь была отменена.
Интересный факт
В 1834 году в долине Афганистана вблизи Кабула были найдены монеты, на которых изображён царь Гундофар.
Монеты индо-парфянского царя Гондофара.
Казнь и кончина апостола Фомы
В Мелипуре ревностный миссионер обратил в христианство спутницу жизни и сына правителя по имени Маздей. Когда царь узнал об этом, то в гневе приказал арестовать проповедника новой веры. Но близкие царя навестили ученика Иисуса, чтобы он их крестил. Апостол, как до него Пётр, ушёл из темницы. Но затем вернулся, после чего смог дать свидетельство о Христе царю. На вопрос о своём Господине, верный ученик ответил, что Иисус — Господин всей планеты.
Маздей, несмотря на протесты подданных, приказал казнить носителя новых идей. По дороге к месту казни Фома назначил пресвитером Сифора и диаконом — сына царя. Он был пронзён копьями в 72 или 73 году нашей эры. К этому моменту в Индии Дидим находился около 27 или 28 лет. После его кончины сам царь и его чиновники стали последователями Христа.
День памяти апостола Фомы отмечается православными 19 октября.
Апостол Фома. Конец XIX — начало XX вв. Дерево, темпера.
Мощи апостола Фомы
Мощи апостола хранятся:
- В индийском городе Ченнай в храме, построенном в честь апостола.
- В монастыре, посвящённом Иоанну Богослову, на греческом острове Патмос.
- В итальянском городе Ортон в католической базилике апостола Фомы.
- В Венгрии.
- На Афоне.
- В грузинском Тбилиси.
О чём молятся этому святому?
Православные обращаются к Фоме для укрепления веры в существование Бога и исполнение Его обещаний. Особенно важно обращаться к Фоме за помощью в те дни, когда человека постигает глубокое разочарование на его духовном пути. Христиане молятся также о том, чтобы Фома помог неверующим родным и близким обрести прочную связь с Богом.
Апостол Фома — замечательный пример искренней любви к Господу Иисусу Христу. В то же время его сомнение содержит для нас ценный урок. Время от времени нам следует проверять, насколько наши религиозные ожидания соответствуют истине, изложенной в Священном Писании. Тогда нас не постигнет досадное разочарование.
Автор Виктор Глебов
Биография апостола Фомы
В основном источнике библейской истории — Священном Писании — имя Фомы упоминается несколько раз. Основная часть сведений о его жизни представлена в апокрифическом сочинении «Деяния Фомы».
Святой апостол Фома
Фома родился в городе Пенеады, расположенном на берегу Галилейского моря. В Евангелие говорится, что он был рыбаком, а по другим источникам — плотником и строителем. Впечатлившись проповедью Иисуса молодой мужчина оставил своё занятие и последовал за Учителем, который призвал его ряды своих учеников.
Еще об апостолах:
- Святой первоверховный апостол Петр
- Икона апостола Иоанна Богослова
- Молитва святому апостолу Филиппу
Происхождение фразы «Фома неверующий»
Основным эпизодом с участием апостола Фомы является история его уверения в воскрешении Иисуса Христа.
Дидим был одним из самых преданных учеников Христа. Он твёрдо верил, что Учитель приведёт их в Царство Божие. При этом он не избавился от страха перед физической смертью. Поэтому он тяжело переживал смерть Иисуса на кресте. Возможно, с этим связано его отсутствие во время первого явления Спасителя ученикам после воскрешения.
В ответ на благую весть он ответил, что поверит в радостное событие, только когда увидит раны от гвоздей и вложит в них пальцы. Через 8 дней Иисус явился к нему и предложил прикоснуться к его ранам. После этого Дидим воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Сын Божий укорил его за неверие. Это событие сделало фразу «Фома неверующий» нарицательным выражением.
Икона «Уверование Фомы»
Апостол Фома. Новгородская школа 60-е гг. XIV в.
Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого — «вместо Пасхи»). Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды — Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой». В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб. В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди. Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей). С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается Христос воскресе. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, праздновался особо, составлял как бы замену Пасхи, оттого и назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления. Так как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В связи с этим неделя именуется еще и Фоминою. Церковь придает этому событию особое значение. Родился Фома 2 апреля 7 г. до н.э. в северной Индии, его родители занимались скотоводством и имели огромную семью — 15 человек (Фома был четвёртым ребёнком). Внешне Фома очень сильно отличался от других учеников — тёмные курчавые волосы, чёрные глаза, кожа смуглого цвета. Среди апостолов Фома ощущал себя чужаком, поэтому мало с кем из них общался, стараясь как можно больше находиться в одиночестве. Благодаря евангельским рассказам стало нарицательным выражение «Фома неверующий». Фома действительно критически смотрел на окружающий мир, стараясь не доверять первому впечатлению, всё уточнял, перепроверял. Но убедившись в истинности произошедшего, верил окончательно и бесповоротно. Фома — единственный из учеников, который никогда не был женат. Он покинул родительский дом в 12-летнем возрасте и отправился путешествовать по миру. Иисус прошел по восточному побережью Индии вдоль Бенгальского залива от реки Ганг до реки Кришна. Вблизи современного города Хайдерабада Иисус встретил будущего апостола Фому. Фома, увлечённый проповедями Иисуса, стал его учеником и последователем. Иисус и Фома пересекли Индию с востока на запад и прибыли в город Бомбей. Отсюда они направились в Иудею. Самым первым учеником Иисуса на самом деле оказался индиец Фома. Он примкнул к учителю в Индии и с тех пор с ним не расставался — вместе с Иисусом пришёл в Иудею и сопровождал его во всех странствиях. Только один апостол не видел воскресшего Христа — Фома. Другие ученики сказали ему: — Мы видели Господа. Но он ответил им: — Пока не увижу на руках его ран, и не вложу палец свой, и не вложу руки своей в ребра его, не поверю. Сказав ученикам, чтобы они отправлялись в Галилею, сам Иисус пошел в Вифанию к Лазарю и встретил там свою мать. Тем временем по приказу Каиафы был арестован Иосиф Аримафейский. Иосифа продержали под арестом три дня и отпустили, потому что не знали, в чем конкретно можно его обвинить. Каиафа считал, что слухи о воскрешении Христа ложные. Какое отношение к этим слухам имел Иосиф, непонятно. Иосифа поэтому отпустили, но на всякий случай установили за ним слежку. Но так как подозреваемый ни с кем не встречался и никто к нему в дом не приходил, то вскоре слежку сняли. Иисусу было опасно находиться в Иерусалиме. Он отправился в Галилею, на родину, чтобы там увидеть всех своих.
Уверение святого Фомы (картина Караваджо, 1601—1602 годы). На картине Фома изображён дотрагивающимся до ран Христа.
Второе явление ученикам Фома неверующий
В целях безопасности передвигаться можно было только ночью. В дороге Иисуса должны были сопровождать два молодых человека. Один — сын Иосифа Аримафейского, второй — его племянник, сын старшего брата. Оба мальчика очень любили Иисуса. Иисус шёл один, а двое мальчиков следовали за ним на расстоянии, чтобы большая группа людей не привлекала внимания на ночной дороге. Иисус трое суток добирался до своих друзей в Галилею. Здесь он находился около недели — отдыхал. Затем Учитель снова явился людям, чтобы увидеть мать свою, семью. Во второй раз Иисус явился ученикам спустя восемь дней после первого. Теперь вместе с ними был и Фома — неверующий. Иисус сказал Фоме: — Подай палец свой сюда и посмотри на мои руки, подай руку свою и вложи в рёбра мои и не будь неверующим, но стань верующим. Фома сказал ему в ответ: — Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: — Ты поверил, потому что увидел меня. Счастливы будут те, кто не видел, но поверил.
Своим ученикам он сказал: — Я скоро уйду. Я вознесусь на Небеса, и вы меня больше не увидите. Он опять обвинил их в маловерии. В том, что они никогда не были ему по-настоящему преданными. Но всё равно он благодарен им за урок, который от них получил. Ученики стояли перед ним растерянные и смущённые. Им было неудобно и стыдно. Иисус произнёс: — Если я принял такую мученическую смерть, то и вы каждый примете точно такую же смерть. Потому что когда мы были единым стадом и я был вашим пастухом, мы могли бы победить волка. А теперь, когда мы остались каждый сам по себе, вы примете такую же мученическую смерть, как и я. Оставаться вам далее в Иудее нельзя, потому что на вас будут сильные гонения. Бросьте жребий, кому куда идти, в какую сторону нести Слово Божие. Апостолы сделали так, как советовал им Иисус, — кинули жребий, чтобы определить, кто в какую страну отправится. Богоматерь Мария тоже приняла участие в жеребьёвке, и ей досталась Грузия. Но в последний момент к Богоматери явился Иисус и сказал, что не стоит идти в Грузию. Мария должна будет отправиться в Галлию (Францию). Иосиф Аримафейский и Никодим готовились покинуть Иудею и навсегда уехать в далёкую Галлию.
Рембрандт. Фома неверующий
После распятия и воскрешения Иисуса Христа апостол вернулся на родину, проповедовал в Южной Индии. Построил дворец Гондоферу. Царь провинции, в которой Фома остановился, был очень прогрессивный, любил беседовать с учеником Иисуса, многое ему нравилось в этом человеке, особенно его рассказы, похожие на сказку. Но Фома вёл беседы не только с царем, он проповедовал, и успешно, многим нравились его проповеди, особенно бедным. За проповеди Фому посадили в тюрьму. Но пока он сидел, царю было видение. К нему пришла его умершая мать и сказала: «Отпусти человека, сидящего у тебя в подземелье, и окажи ему почести, прими его веру, иначе ты потеряешь самое дорогое, что у тебя есть». Царь в сказанном даже сомневаться не стал, так как в подземелье находился только один человек — Фома, а самое дорогое, что было у царя, — его единственный сын. Три дочери были не в счёт. Ну а в том, что ему явилась мать, он тем более не сомневался, так как с детства любому, даже ребёнку, было известно о жизни после смерти и просьба умершего для живущих была законом, перечить которому было невозможно. Фому отпустили в этот же вечер. Через две недели царь покрестился. А в честь апостола Фомы через год построил дворец наподобие церкви. Здесь ученик Иисуса Христа написал своё Евангелие, но ему хотелось донести веру Иисуса Христа до тех, кто лишил его жизни, хотел, чтобы все поняли, что мир имел и что потерял. В 34 году он отправляется в Рим, чтобы передать Евангелие римским священникам. В Риме об Иисусе и его учениках уже знали, так как приходили сообщения то из одного, то из другого места об их деяниях, Риму это страшно не нравилось, поэтому они подвергались гонениям. Не понравилось им и содержание того, что передал Фома, его преследовали, и он был вынужден уйти из Рима снова в Индию через Малую Азию, Сирию и Персию. Евангелие осталось в Риме до 325 года. Фома в Индии путешествовал по многим царствам, проповедуя и исцеляя, почти отовсюду гонимый.
Согласно преданию, основоположник христианства в Индии, проповедуя в городе Мелиапор (Малипур), расположенном на восточном берегу полуострова Индостан, был обвинён одним языческим жрецом, убившем своего сына, в смерти юноши. Толпа схватила святого Фому, как убийцу, и требовала наказания. Апостол Фома попросил разрешить ему поговорить с убитым. По молитве апостола юноша ожил и свидетельствовал о том, что убийство совершил его отец. После проповеди Евангелия 6 февраля 52 года
Фома принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура — был проткнут пятью копьями.
Где же находилась первая гробница апостола Фомы?
Во многих документах говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (т.е. апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени (до литургической реформы память апостола Фомы приходилась на 21 декабря) упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Каламин – более позднее название города Мелипур. Город был известен римским торговцам с I века по Р. Х. как центр торговли жемчугом и специями. Когда португальцы в 1517 году появились в этом далеком портовом городе, большая часть древних руин его уже ушла под воду. И все же местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, но только кресты. Вокруг церкви было много погребений и памятников. В 1523 году португальцы предприняли раскопки и обнаружили, что место погребения святого апостола находилось гораздо ниже уровня церковного придела. Это означало, что церковное здание была построена позже самой гробницы. В те времена было невозможно определить возраст построек. Это смогли сделать только в 1945 году: археологи определили время возведения гробницы – вторая половина I века после Рождества Христова. В далеком 1523 году португальцы, обнаружив разрушенную церковь на месте погребения святого апостола Фомы, восстановили ее в несколько уменьшенном размере. В таком виде церковь простояла до конца XIX века, когда в 1893 году мелипурский епископ Энрик Хосе Реад Де Сильва отдал распоряжение разобрать церковь и построить на ее месте собор, стоящий и до сих пор. Собор построен таким образом, что место погребения апостола Фомы находится в самом центре здания, а самая маленькая его башенка – как раз над гробницей святого. Местность, в которой находится гробница святого апостола Фомы, считается «священной землей». 26 декабря 2004 года, когда цунами обрушилось на юго-восточное побережье Азии, эта местность была одной из пострадавших. Хотя собор святого апостола Фомы находится почти на побережье, он не был затронут стихией, так что тысячи людей смогли найти здесь свое спасение. Не было ни одного погибшего и из числа жителей, что проживают в хижинах вокруг собора. Воды океана проникли далеко вглубь территории, но даже не дотронулись до храмового комплекса. То, что зона, прилегающая вплотную к собору, нисколько не пострадала, можно объяснить только заступничеством святого апостола Фомы. На побережье с незапамятных времен между морем и местом погребения апостола стоит шест. По преданию, этот шест установил когда-то сам апостол Господень как знак того, что «море не перейдет эту границу». Из Индии святые мощи апостола Фомы были перенесены в иное место. Сирийский текст «Деяний апостола Фомы» («Acta Thomae») сообщает следующее: «Один из братьев втайне взял мощи и перенес их на Запад»; в греческом же тексте имеется уточнение, что мощи были перенесены в Месопотамию. «Чудеса апостола Фомы» («De miraculis b.Thomae apostoli») определяют местность уже точнее и называют город Эдессу. «Житие апостола Фомы» («Passio S.Thomae») географически и исторически еще более ясно: «Возвращаясь с победой над персами, а именно – над персидским царем Серсом, император Север Александр встречает посланников сирийцев, которые умоляют его послать кого-нибудь к индийским князьям, которые согласны передать мощи святого апостола Фомы жителям Эдессы. И так случилось, что святое тело было перенесено из Индии в город Эдесса в серебряной урне, подвешенной на серебряных же цепях». Не вызывающее сомнений свидетельство святого Ефрема Сирина сохранило для нас имя человека, перенесшего мощи святого апостола – Кабин, о котором известно, что он был эдесским купцом, часто ездил в Индию и в одно из своих путешествий имел возможность поклониться гробнице святого апостола Фомы. Тогда и зародилась у него мысль о перенесении святых мощей. Зная год победы императора Александра Севера над персами (230 год), можно определить дату первого перенесения мощей апостола – 3 июля 230 года. В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. Событие это упоминается в «Эдесских хрониках». С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город завоевывают сначала арабы, персы, потом отвоевывает Византия, вновь завоевывают турки. Во время первого крестового похода граф Балдуин при содействии жителей легко овладел Эдессой и сделал ее главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро. Но в 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Известно, какая судьба его могла ожидать: разграбление и разрушение храмов и домов, убийство христиан и крестоносцев, осквернение святынь. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место. Почему выбор пал на остров Хиос, можно лишь предполагать, дата же перенесения мощей крестоносцами известна – 6 октября 1144 года. Один из рукописных документов, написанных спустя 113 лет, сообщает, что на Хиос «тело святого апостола Фомы было перенесено с почтением». Остров Хиос упоминается еще в Деяниях святых апостолов (см.: Деян 20: 15): там в 58 году побывал апостол Павел. Известно также, что в середине III века на острове претерпел мученическую смерть святой Исидор, и там же в V веке была основана епископская кафедра, так что под «Актами» Халкедонского Собора (451 г.), Собора в Константинополе (680 г.) и Никейского Собора (787 г.) стоят подписи епископа Хиоса. Однако остров не был спокойным местом: за владение им спорили между собой Генуя и Венеция. Венецианцы даже попытались выкрасть святые мощи, правда, неудачно: тревога, поднятая жителями Хиоса, заставила их спасаться бегством, так что им удалось унести только серебряную урну. В 1258 году между генуэзцами и венецианцами произошло сражение за контроль над основными морскими путями, ведущими на Восток. Манфреди, сын императора Федерико II Свевского, отправил на подмогу венецианцам свой флот, в состав которого входили и три ортонских галеры под командованием капитана Леона. Победу в битве одержали венецианцы, получив права на близлежащие острова в Эгейском море, в том числе и на остров Хиос, куда пристали ортонские галеры. По обычаю того времени, после победы над соперником победитель забирал себе не только материальные ценности, но и святыни. Ортонские моряки вместе со святыми мощами апостола Фомы забрали и могильный камень из халкедонского мрамора.
Перенесение свв. мощей апостола Фомы в Ортону с острова Хиос
6 сентября 1258 года, как следует из древнего пергамента, три галеры под командованием капитана Леона пристали к берегу Ортоны со «святым сокровищем» на борту. Год спустя, 22 сентября 1259 года, нотариус Никола Барийский объединил в официальном акте под клятвой все свидетельства о том факте, что в действительности ортонцы перенесли в свой город святые мощи апостола Фомы с острова Хиос. Перенесение мощей в Ортону было знаменательным событием: город приобрел небесного покровителя. С тех самых пор и по сей день мощи святого апостола Фомы хранятся в соборе города Ортоны, в который стекаются многочисленные паломники со всего света для поклонения святыне.
Ортонский собор во имя святого апостола Фомы
Ортонский собор во имя святого апостола Фомы был воздвигнут на месте языческого капища, как это часто случалось в Европе, в знак торжества христианства над язычеством. Во время Второй мировой войны собор сильно пострадал, но после войны был восстановлен в прежнем величии. Внутри храм украшен прекрасными произведениями искусства, среди которых особо выделяются холст Базилио Кашелла, изображающий встречу сомневающегося апостола Фомы с воскресшим Господом, а также подкупольные фрески, исполненные Лучано Бартоли в ходе последней реконструкции. В помещениях храма устроен епархиальный музей, хранящий многочисленные сокровища, связанные с почитанием апостола Фомы. Мощи святого апостола Божия хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую верующие выносят на крестный ход. И по сей день каждый год в первое воскресенье мая праздник Прощения оживляет улицы древнего города. Тогда процессия («Крестный ход с ключами») с участием гражданских властей, торжественно несущих серебряные ключи, направляется в собор, хранящий под своими сводами святые мощи апостола. В соборе процессию уже ожидают представители церковной власти. Приняв серебряные ключи от гражданских властей и соединив их с ключами, хранящимися в соборе, при большом стечении жителей города они открывают придел, где находится рака в виде бюста апостола Фомы, которую проносят по улицам Ортоны. В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье — Фомина неделя (или Антипасха). В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Фоме приписывается гностический апокриф «Евангелие от Фомы». С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Богоматерь Арапетская (Аравийская)
Апостола Фому просят когда неверие беспокоит душу.
Молитва Апостолу Фоме
Тропарь, глас 2-й: Мученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости. Кондак, глас 4-й: Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.
Молитва
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Православные Церковные Праздники.
Святость. Православные Святые и Апостолы. Святые православной церкви, обратившиеся из ислама. К какому святому обращаться.
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Проповедничество Фомы
После Вознесения Христа и сошествия на апостолов Святого Духа, они отправились нести Слово Господне по миру. Фоме выпал жребий отправиться в земли Индии. Об событиях этого времени повествует апокрифическое сочинение о «Деяниях Фомы». Путешествие его проходило по землям Палестины, Месопотамии, Эфиопии и Парфии.
В Индию он прибыл с караваном торговца Хаббана. В это время индийский правитель Гундофар решил построить дворец, который превосходил бы палаты римских правителей. Дидим взялся за исполнение этого задания, деньги, отданные ему царем, он раздал беднякам и нуждающимся людям.
Через некоторое время правитель спросил у апостола о том, как идёт строительство. Проповедник ответил, что строящийся им дворец превосходит красотой и богатством палаты всех земных государей. Довольный Гундофар дал ещё денег, которые проповедник также раздал людям. Но когда правитель увидел, что строительство дворца даже не начиналось, он повелел заточить апостола в тюрьму.
Жизнь храброго проповедника находилась в опасности. Но по милости Господа произошло чудо. Гундофару явился его почивший брат. Он рассказал, что ангелы показали ему прекрасный дворец, который построил для царя Фома. После этого апостол был отпущен из заточения и отправился в дальнейший путь.
Интересно! Существуют сведения, что Дидим побывал во многих индийских городах, обращая их население в христианскую Веру. Некоторое время он жил в Китае, но покинул этот край так как его усилия не принесли ощутимых результатов.
Долгое время представители западного священства опровергали раннее появление Христианской Церкви в Индии, связывая это событие не с апостолом, а с христианским проповедником Фомой Канским. Но многие европейские путешественники подтверждают устные предания, которые передавались из поколения в поколение индийскими христианами.
Икона апостола Фомы
В конце XIII в. Марко Поло посетил место погребения апостола, находящееся близ города Малабар. Через 40 лет здесь побывал монах Одорико, состоящий в ордене Францисканцев. Реальность описанных в апокрифах событий подтверждается историческими данными, указывающие на существование в I в. правителя по имени Гундофар.
Казнь Фомы
Земной путь Фомы окончился в селении Мелипур, расположенный недалеко от современного Мадраса. Правитель Маздей разрешил проповеднику вести разговоры с его подданными, но узнав об обращении в истинную веру своей жены и старшего сына, повелел заточить Дедима в темницу.
Здесь он крестил родственников правителя, и пройдя через закрытую дверь темницы, служил для них Литургию. Чудесным образом вернувшегося в камеру апостола сразу же отвели на допрос к царю Маздею. Он рассказал правителю, что явился в индийские земли, чтобы вести к спасению людей, которые пожелают освободиться от греха. Также он поведал царю, что Иисус Христос является владыкой всех живых существ на земле, независимо от пола, возраста и социального положения.
После разговора со святым мужем, царь укрепился в желании казнить его. Несмотря на ропот горожан, апостола препроводили за городские стены и пронзили копьями. По дороге на казнь ученик Христа успел рукоположить в пресвитеры местного жителя Сифора, а сына юного царевича в диаконы.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
из службы 6 октября:
Учени́к Христо́в быв,/ Боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в/ и Того́ пречи́стую страсть осяза́нием уве́рив,/ Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.
Кондак, глас 4
(Подобен: Явился еси днесь:) из службы 6 октября:
Прему́дрости благода́ти испо́лнен,/ Христо́в апо́стол и служи́тель и́стинный/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:/ Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.
Кондак, глас 8
из Цветной Триоди:
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же:/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Почитание
Последователи и ученики святого мужа похоронили его недалеко от города. Через некоторое время Маздей был наказан за своё деяние. В его младшего сына вселился бес. Местные брахманы не смогли помочь в исцелении царского сына.
Тогда правитель, осознав свой грех, отправился к могиле Фомы, чтобы взять частицу его мощей и приложить к сыну, чтобы исцелить его. Когда царь пришёл к гробнице, то мощей там он не обнаружил. В этот момент ему явился апостол Фома, который укорил правителя в том, что он не верил его словам при жизни. При этом он заверил Маздея, что по милости Господа его сын излечится.
Реликварий с частицей мощей апостола Фомы в городе Ченнаи (Индия)
Царь взял горсть песка у могилы апостола. Он назвал Иисуса Христа своим Богом, отрёкся от прошлой грешной жизни и с молитвой дал сыну приложиться к святой земле. Царевич полностью излечился, а счастливый Маздей приказал построить на месте захоронения апостола каменную гробницу.
Мученик
За проповедь христианства Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (около Мадраса). Там он был погребен, и веками к гробнице апостола постоянно совершаются паломничества.
Из Индии в Италию. Считается, что мощи Фомы были перенесены из Индии в сирийский город Эдесса. В 11 веке крестоносцы, чтобы спасти реликвию от мусульман, доставили ее на остров Хиос. А в 13 веке итальянские моряки привезли их в город Ортона (Абруццо), где они находятся в настоящее время.