Христианское поучение Владимира Мономаха – реликвия для потомков

В период расцвета Византии, усиления ее соперника — Священной Римской империи, бесчинств кочевых племен, внутриклановых междоусобиц князем на Руси был Владимир Мономах. Подвластная ему земля имела все признаки государственности: православную религию, писаное право, централизованные налоги, единую территорию. Учитывая ее проблемы, правитель пишет «Поучение детям», ставшее памятником литературы XII века.

Общие сведения

Замечание 1
«Поучение Владимира Мономаха» является прекрасным памятником древнерусской литературы XII века, не утратившим своего значения и спустя 900 лет после создания.

Сам автор занимал особое место в истории древнерусской литературы и культуры, так как продвигал идеи мира и согласия для всех русских земель, был выдающимся государственным деятелем и мыслителем. Свой знаменитый труд Владимир Мономах (1053-1125), по мнению историка Карамзина, написал в 1117 году. Это произведение многие историки назвали первой светской проповедью в истории древнерусской литературы.

«Поучение» состоит из трех частей:

  • Поучение,
  • Рассказ Мономаха о своей жизни,
  • Письмо Мономаха к Олегу Святославичу.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Три части «Поучения» связывает дидактический нарратив. В то время как первая часть содержит прямые советы о том, как себя вести, следующие дополняют и подкрепляют этот совет личными биографическими фактами.

В произведении Мономаха содержатся три основных совета, которые он дает не только своим современникам, но и потомкам:

  • «Творите добро»,
  • «Не ленитесь»,
  • «Все познавайте».

Мономах создал образ идеального правителя (главы государства) и идеального гражданина (православного жителя Руси).

Правитель должен быть твердо верующим человеком, раскаявшимся в своих грехах или ошибках, защищать слабых и совершать добрые дела. Ему должны быть присущи ответственность, трудолюбие и честность. Также важным качеством идеального правителя является мужество, которое проявляется на опасной охоте и в бою. Идеал древнерусского гражданина – это самый обыкновенный человек, который молится Богу в храме, и не забывает о молитвах и в других обстоятельствах. Он настоящий христианин признает свои грехи, помогает сиротам и вдовам, кормит и одевает нищих, почитает служителей православий Церкви, равно уважает и простолюдинов, и знать.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Поучение Владимира Мономаха 480 ₽ Реферат Поучение Владимира Мономаха 280 ₽ Контрольная работа Поучение Владимира Мономаха 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Все произведение Мономаха проникнуто искренними чувствами автора, что говорит о том, что его личный религиозный опыт лежит в основе «Поучения

В «Поучениях» Мономахом цитируется 36 и 55 псалом. В своем произведении Мономах упоминает многие русские города: Владимир, Берестье, Курск, Переяславль, Новгород, Ростов, Полоцк, Стародуб, Смоленск, Туров, Сутейск, Голтав, Чернигов, Ромны, Лубны, Вырь Воинь, Корьдно (Кордно).

Родовое дерево Мономаха

Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.

Генеалогия Мономаха представляет его как:

  • внука Ярослава Мудрого;
  • сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
  • потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.

Детство и юношество

Мономах переводится как «единоборец».

Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:

  • с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
  • юношей победил богатыря из Кафы;
  • в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.

Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера. В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.

Великое княжение

В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.

В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:

  • половцы;
  • торки;
  • братья-рюриковичи.

Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве. Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью. Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.

Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:

  • договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
  • съезд в Любиче в 1097;
  • изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.

Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи

В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно. Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха. Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя.

В главе Русской земли соединялось два начала:

  • светское;
  • духовное.

Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов. Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II. Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.

Поучение

Обращаясь напрямую к своим детям и всем тем, кто однажды прочтет его послание, князь Владимир Мономах увещевает их, прежде всего, иметь в сердцах страх Божий и творить добро, помня, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не покаявшись в своих грехах. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта, возникает у князя во время его путешествия по Волге, где он встречается и беседует с послами своих братьев. Братья предлагают князю выступить с ними против Ростиславичей и отобрать их земли. Если князь не хочет присоединяться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь.

Утомленный гражданской войной, не зная, что делать, князь наугад открывает Псалтирь и, утешенный мудрыми словами, решается написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложена правдивая и исчерпывающая история его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить, что милосердие Божие можно обрести не только строгим уединением, монашеством и постом, но и добрым делом. Князь призывает своих детей не забывать о молитвах, что бы они ни делали. Но в то же время он увещевает их не пренебрегать изучением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «сидел дома, знал пять языков, а значит, честь других стран». Князь старается привить своим детям нормы морали, основанные на христианской вере, а также дает им чисто практические советы:

  • всегда уважать старших;
  • на войне не полагаться на авось, а устанавливать строгий порядок и требовать его уважения;
  • во время войн никогда не расставаться с оружием;
  • не позволять своим слугам причинять вред крестьянам;
  • любить свою жену, но не давать ей власти над собой.

Великорусский князь

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).

Рассказ Мономаха о своей жизни

Приступив к рассказу о своей жизни, князь отмечал, что начал самостоятельную жизнь в тринадцатилетнем возрасте, когда отец отправил его в Ростов через Вятичи. Неоднократно Мономах ездил из Чернигова в Киев со своим отцом, нередко заключал мир с половецкими князьями – как с отцом, так и без него, а во время войн он убил в боях около двухсот половецких воинов. К тому же князь был заядлым охотником. Мономах рассказывает, как в Чернигове «своими руками ловил диких лошадей», охотился на кабана, медведя, лося. При этом Мономах не перекладывал все обязанности по ведению охотничьего хозяйства только на слуг, многое делал он сам.

Заканчивая рассказ, князь выражает надежду, что его дети не будут судить его, потому что он меньше всего думал, чтобы похвастаться перед ними своей храбростью и доблестью, так как хотел только прославить Бога и прославить его милость. Князь убеждал детей не бояться смерти, потому что человек умрет только тогда, если будет позволено Богом.

Три важных добрых дела

Человек тремя добрыми делами – слезами, покаянием и милостынею – может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного – Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха продолжается тем, что автор как бы предупреждает, что если кто примет хотя бы половину сказанного к сердцу, того Бог помилует, как того мытаря и разбойника. Нужно каяться слезно в своих грехах и постоянно; где бы ни был человек, чем бы он ни занимался, читать Иисусову молитву: «Господи, помилуй». Она лучше всех.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Третьей частью «Поучений» выступает письмо Олегу Святославичу, которое Мономах написал вскоре после трагических событий 6 сентября 1096 г. в Муроме, где в битве с Олегом погиб сын Мономаха. Выслушав совет старшего сына, которого крестил двоюродный брат Олег Святославич, князь написал ему письмо в надежде на примирение. Князь советует Олегу прислать к нему свою невестку, вдову убитого, потому что именно так поступали их отцы и деды, когда хотели помириться. Поскольку мертвых уже нельзя вернуть, и суд исходит от Бога, а не от того, кто убил, то нужно обратиться к Богу, который может просветить и направить шаги грешного человека. Завершая послание, Мономах говорил своему брату, что стремится к благу всех братьев земли Русской, и умоляет его не пытаться получить насилием то, что можно получить в знак искренней заботы и кровных уз.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Чем знаменит Мономах в истории?

4 мая 1113 года Владимир Мономах стал Великим Киевским князем. За годы правления ему удалось возглавить несколько удачных походов против половцев, разорявших русские земли, и на несколько десятилетий остановить их набеги, а также на 12 лет потушить пожар княжеских междоусобиц.

Интересные материалы:

Чем подкармливать герань чтобы она цвела? Чем подкармливать опарыша для рыбалки? Чем подкормить хризантемы после зимы? Чем подкормить клубнику осенью после обработки? Чем подкормить крыжовник в августе? Чем подкормить лилейники перед цветением? Чем подкормить Ремонтантную клубнику после первого плодоношения? Чем подпереть клубнику? Чем покрасить каблуки на туфлях? Чем покрасить металлическую конструкцию?

Вековая мудрость

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость – страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, – это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого – как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Москва – Третий Рим

Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.

«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]