Чем известны 40 мучеников Севастийских
Воины, обретшие бессмертие за верность Христу, служили в Двенадцатом Молниеносном Легионе в Севастии. Их начальник по имени Агриколай был язычником.
В заключении
Памятное событие произошло в 320-м году. Западной Римской империей правил император Константин, а Восточной — Лициний. После победы над Максенцием Константин занял Рим и издал указ о разрешении свободного исповедования христианства и назначении христиан на государственные должности. Лициний был не согласен с политикой соправителя и взялся искоренять иноверцев среди приближенных и военных.
Все сорок подчиненных Агриколая исповедовали веру в Христа. Он не хотел терять доблестных воинов. Они были родом из Каппадокии, храбро сражались и одержали много побед, прославив и начальника. Но отказывались приносить жертву языческим божествам. Поэтому Агриколаю пришлось арестовать их.
Военачальник придумал уловку, как обратить их в язычество. Агриколай приказал привести арестантов. Когда воины предстали перед ним, язычник стал восхвалять их подвиги и расписывать будущее в высших чинах, которые их, несомненно, ожидают по милости императора. От них лишь требуется жертвоприношение.
Но ему не удалось пробудить в христианах тщеславие. В гневе Агриколай приказал надеть на воинов кандалы. Но один из них по имени Кирион заметил, что император такого распоряжения не давал. Военачальника смутило замечание о своеволии, и отряд отбыл в темницу без кандалов.
Огонь и вода
Судить упрямых христиан приехал чиновник по имени Лисий. Он взывал к их воинской чести и верности императору. Каппадокийцы ответили, что готовы отречься от званий и сложить жизни ради Христа. Лисий назначил наказание — побиение камнями.
Верные императору стражники метали снаряды в отступников, но те стояли невредимые. Камни не задевали каппадокийцев. Лисий сам запустил в них камнем, подозревая диверсию, но попал в лицо язычнику Агриколаю.
Оставив судий в замешательстве, сорок воинов снова отправились в темницу. Они молились всю ночь, а под утро услышали голос. Невидимый покровитель призывал выдержать испытание до конца, ибо верующие оживут и примут венцы бессмертия.
Утром христиан повели к реке. Ударил мороз, и вода покрылась льдом. Воинов раздели до гола и вывели на ледяное поле. Лисий обещал прощение тем, кто добровольно покинет лед, и даже приказал поставить и растопить баню на берегу.
Мученики простояли до ночи. Но после полуночи один из воинов по имени Мелетий не выдержал холода. Он побежал в баню, но на пороге упал и умер. Остальных каппадокийцев ожидало чудо — лед растаял, вода потеплела, и воины согрелись.
Сороковой мученик
За ликованием каппадокийцев наблюдал дозорный на берегу по имени Аглаий. Он увидел, как растаял лед, и над рекой взошло сияние — зажглись венцы над головами христиан. Но одного венца не хватало. Аглаий понял, что сороковой венец — его.
Дозорный с криком ликования, сбрасывая одежды и перебудив остальных охранников, побежал к новообретенным братьям. Стоя в воде, Аглаий молился Господу и просил присоединить его к мученикам, ибо он тоже готов пострадать за Него. Триумф веры увидел Лисий вместо замерзших тел, когда прибыл на реку утром.
Казнь
Мучеников вывели из воды и подвергли наказанию — раздробили ноги до колен. За казнью наблюдала мать одного из воинов. Мелитон был самым юным, и женщина пришла поддержать его дух.
Искалеченные тела сложили в колесницу и повезли на костер, сложенный неподалеку. Мелитон выжил, и его оставили умирать на холодной земле. Мать понесла сына рядом с колесницей, а когда душа его покинула тело — положила тело к остальным мученикам. Обугленные останки выбросили в реку, чтобы другие верующие не растащили их.
Четвертой ночью после гибели мучеников епископ Севастийский Петр увидел сон. Сорок воинов-каппадокийцев явились ему, попросили найти их кости в реке и похоронить. Епископ внял их просьбе. Поиск и сбор останков вели ночью, чтобы не привлекать внимания язычников. Но работа оказалась простой — кости светились под водой. Сорок Севастийских мучеников были преданы земле по христианскому обычаю.
Житие Севастийских мучеников
Страдальцы являют собой святых первых веков православия, а само их бытие оставило по себе значительный отпечаток в летописи Христовой веры. Римский правитель святой Константин Великий в 313 г. дал православным христианам долгожданную свободу. Однако в Римской империи был и другой правитель Ликиний, который олицетворял собой яростного язычника замыслившего восстановить прежние гонения на православных людей, а также вынашивал план предательства Константина, дабы стать единоправным римским правителем.
Предатель решил начать свои смертоубийства с военнослужащих, среди которых можно было найти немалое количество последователей Бога.
Как раз таки одно из войск с целой дружиной православных, восхваляемых за многие одержанные победы, находилось в городе Севастии, под началом язычника Агриколая. Под внушением Ликиния, язычник попытался заставить людей принести языческим богам себя в жертву, на те в свою очередь наотрез отказались, за что и были подвергнуты тюремному заключению. И будучи под стражей они, не переставая, взывали в мольбе к Всевышнему и снизошло на них откровение, что тот, кто претерпит до конца будет спасен.
Агриколай на утро вновь повторил свою попытку склонить дружину к отречению от Господа, однако он и в этот раз его ожидало поражение и дней православных вновь отправили в заточение. Спустя 7 дней состоялся суд язычников, где благородные христианские воины твердо стояли на своем отвечая: «Берите не только наши воинские чины, но и жизни, ведь для нас не существует ничего ценнее Всевышнего».
Лучшая статья для Вас, переходите: Священномученик Климент, папа Римский
Сорок Севастийских мучеников хотели избить булыжниками, но те падали, даже не долетев до них, как будто сам Святой Дух оберегал их от гибели. После православных вновь отправили в темницу, где они во время произнесения молебни услышали: «Тот, кто верит в меня, если и погибнет, то возродится. Решайтесь и ничего не страшитесь, ибо ощутите вы нетленные венцы».
Когда наступил зимний морозный день, воинов привели к здешнему водоему оставив их там под присмотром стражников, обнаженными прямо на льду в том месте где плескалась морозная вода, а рядом с ними растопили парилку, дабы в смертельных муках получить от дружины отречение от Господа меняя его на тепло. Однако только один из всех мучеников не в силах устоять бросился к бане, но и тут же пред ней пал бездыханным.
Когда на утро один из стражей проснулся то обнаружил над головами каждого из 39 православных воинов сияющие нимбы и осознав, почему венцов всего лишь тридцать девять воскликнул «Я тоже христианин!», сбросил с себя одежду и встал рядом с дружиной. На следующее утро всех воителей заодно со стражником вывели из водоема и перебили ноги, после чего тела сгрузили на колесницы и отвезли к кострищу предав их огню.
Лучшая статья для Вас, переходите: Благоверный князь Феодор Черный
А спустя трое суток после наказания, митрополит Петр Севастийский во сне увидел всех святых воителей, которые сказали ему схоронить их останки. Митрополит вместе с помощником собрал по косточкам все священные мощи и предал их земле произнося при этом молебень.
Иконография
В колокольне храма Гроба Господня находится церковь сорока мучеников Севастийских, и находится икона, изображающая сюжет легенды о воинах. Одни мученики стоят в воде, других терзают на берегу.
На переднем плане изображен Мелетий на пути в баню, за дверью которой стоит стражник. Слева в зелени раскинулся белый город, чуть выше расположился отряд воинов в доспехах, со щитами и копьями. Но они стоят спиной к происходящему в воде и на берегу.
В Берлине в музее Боде хранится византийский барельеф 10-го века. Лица и позы сорока мучеников выполнены не по шаблону, поэтому не обезличивают, а передают характер каждого из них.
Выделяют два вида изображений святых Севастийцев:
- эпизод на реке;
- отдельные изображения на медальонах.
На персональных иконах чаще изображают святого Кириона Севастийского, как старшего из сорока воинов — в красном или голубом плаще, с крестом в правой руке.
Значение сорока святых в православии
Севастийские мученики являют собой пример смирения и стремления к чистоте души, к правде. За терпение и мужество они были удостоены снисхождения Божественного Света, который озарил и согрел их души, и природу вокруг.
Подвиг сорока христианских воинов — один из примеров пребывания в любви к Господу и духовного роста. Мученики отказались от мирских почестей ради благодати на Небесах. Они преодолели пороки и низменные страсти, которые символизирует язычество.
В легенде показателен поступок Мелетия. Он поддался искушению, но не получил обещанного тепла. Из-за слабости духа он спасал свою жизнь, но все равно умер в шаге от благодати. Его более крепкие соратники были готовы пожертвовать жизнью, но получили спасение.
Сорок мучеников показали торжество духовного начала над телесным. Крепкий дух спасает тело, а слабая душа губит и тело, и теряет связь с Господом.
Другой показательный пример отражает постулат о том, что каждый получает по вере своей. Тридцать девять воинов укрепляли веру в молитве в темнице и, стоя босиком на льду, обрели благодать в духовном труде. Сороковому Аглаию было достаточно их примера, чтобы так же преисполниться веры, и обрести благодати столько, сколько каждый из них. Труден путь первопроходцев, но и тот, кто идет следом, получает шанс послужить Господу и пострадать за Него, как за Истину и Свет.
Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских
День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.
Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».
О чем просят мучеников
Главный вопрос, который помогает разрешить молитва к сорока Севастийским мученикам, — сомнение в вере. Каждый читающий или вспоминающий о подвиге воинов подобен Аглаию, наблюдающему с берега — тридцать девять святых венцов зажигаются для него в темноте. Остается отречься от пороков и взять сороковой.
К святым мученикам обращаются за помощью в следующих ситуациях:
- в испытании стойкости духа;
- в защите правых принципов;
- при необходимости смиренно пережить трудный период.
Севастийские воины — символ того, что все испытания и беды заканчиваются, а крепких духом ждет благодать. Сорок мучеников приходят на помощь тем, кто в прямом смысле замерзает. О чуде свидетельствовал митрополит РПЦ Иосиф (Чернов).
В молодости священнослужитель не придавал значения подвигу Севастийцев, склоняясь к их мифичности. Но, оказавшись в застенках гестапо, в камере с окнами без стекол, в мороз и в одном подряснике, отец Иосиф понял отчаяние и тяжесть их положения.
В раскаянии он обратился к святым воинам, и вскоре почувствовал, что согрелся. А потом дверь камеры открылась, и друзья передали ему теплую одежду, еду и Святые Дары.
В чем помогает икона 40 святых мучеников?
Эти святые мученики показали столько мужества и стойкости, что молитва перед их иконой способна придать молящемуся хотя бы малую толику их силы. Вот к ним и обращаются за ниспослание силы, мужества и стойкости в вере, которых многим не хватает в жизненных скорбях и испытаниях.
Ниже приведен тропарь, который считается мощным оберегом. Особую силу он приобретает в день поминовения святых, 22 марта. Зажгите свечу, поставьте ее перед иконой и прочтите тропарь 7 раз, крестясь после каждого раза.
Почитание
День памяти сорока мучеников Севастийских в православии — 9 марта/22 марта. В честь святых воинов ослабляются ограничения на Великий Пост. Это один из наиболее почитаемых праздников, поэтому на вечерней службе в церкви проводят Причастие Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии.
Памятную дату установил болгарский правитель Иван II Асень в 1230-м году. Он воевал с фессалоникским императором Феодором Комнином Дукой. Иван молился сорока Севастийским мученикам и одержал победу 9-го марта. Чтобы прославить святых воинов-заступников, болгарин построил церковь в их честь. Храм и сейчас находится в городе Велико-Тырново, бывшей столице Болгарии.
День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. Также памятная дата совпадает с народным славянским праздником сороки, связанным с приходом весны и возвращением жаворонков и куликов. К празднику пекут сдобу в форме птиц. Печеные «жаворонки» символизируют души мучеников, летящие к Богу.
О существовании и почитании праздника сорока мучеников из Севастии известно благодаря проповедям святителей и родных братьев Григория Нисского и Василия Великого. В их семье мученики были почитаемыми святыми. Родители святителей погребены рядом с местом упокоения мощей святых каппадокийских воинов.
В день памяти Севастийских воинов христиане молились Албазинской иконе Божией Матери в благодарность за все дары, которые посылает Господь, и женщины, мечтающие о материнстве.
Значение подвига 40 севастийцев
После того как великомученики проявили безмерное терпение, на них снизошел божественный свет, растопивший лед и согревший их. Однако это не самое важное, необходимо понять: Святой Дух проник в их души, заставил засиять сердца воинов, именно Бог даровал им силы перенести суровые мирские испытания.
Подобная благодать позволят живым существам совершать то, что на первый взгляд, им не под силу. Она помогает верующим преодолевать любые скорби, которые приходят после свершения греховных поступков. Не каждому суждено испытать колоссальные мучения, которых удостоились севастийские воины, но миряне должны быть готовы к преодолению даже мелких соблазнов, ибо они не позволяют испытать Единство с Господом. Потакание страстям приравнивает человека к отступникам веры.
К празднику Сорока мучеников пекут жаворонков из пресного теста
Люди постоянно предают знание о Боге, но часто думают, что особенное испытание, подобное мучениям 40 воинов, позволило бы проявить твердость воли и вытерпеть колоссальные страдания ради Него. Однако именно в мелочах должна проявляться истинная вера, которая постепенно закалит разум и позволит выдержать любое насилие над телом.
Неужели Севастийские страстотерпцы нарушали заповеди Христа, недооценивали мелкие грехи и не пытались победить их? Господь послал им такое суровое испытание, зная, что они, преисполненные высшего смирения, готовы его выдержать. Простые миряне должны брать с них пример, но ориентироваться нужно не на их божественный подвиг стойкости, а на то, как они сумели подготовить свой дух к перенесению великих страданий ради Господа. Верующим совсем необязательно стремится к мученичеству, но следует встать на путь истинной добродетели.
Необходимо позаботиться о приобретении благодати через молитвы, покаяния, причащения, пост и других ритуалы Церкви. Когда человек пренебрегает спасительными средствами, в жизнь приходят демоны скорби, небрежности, лени и т.п. Следует предотвратить вторжение даже мелких страстей, которые вскоре могут перерасти в крупные и отдалить от блаженного единения с Творцом.
Важно! В торжественном тропаре 40 Севастийских святых называют всечестными страстотерпцами, великими воинами Господа и непоколебимыми его оруженосцами. Они прошли мучения огнем и водой и встали в один ряд с небесными ангелами. Церковь восхваляет их мужество, воспевает силу верования, которую воины приобрели в дар от Бога.
Православные тексты
Гимны, посвященные сорока Севастийским мученикам, находили в рукописях преподобного Ефрема Сирина. Для келейного прославления святых воинов используют традиционные тексты.
Кондак
Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.
Стихира
Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.
Тропарь
Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
Акафист
Кондак 1
Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Икос 1
Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:
Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы; радуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.
Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии; радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.
Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение; радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 2
Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу, Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити. Яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небеснем и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.
Икос 2
Разум божественный от явльшагося вам Христа приимше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколая мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради хвалебно вам вопием:
Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии; радуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во что вменившии.
Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиеся; радуйтеся, темничное заключение ради Христа претерпевшии.
Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии; радуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 3
Сила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевыя хвалы:
Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии; радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконная мучителей презревшии.
Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии; радуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.
Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся; радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 4
Бурею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, утешая, ободряя их и нетленныя венцы в Царствии Небеснем обещавая, они же сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние, они же огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но, единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:
Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы; радуйтеся, кумирослужения низложителие.
Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии; радуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченная блага.
Радуйтеся, драгии и крепции четыредесяте камение; радуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 5
Боготечнии звезды Христовы явистеся, святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:
Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии; радуйтеся, всю нощь нази во езере стоявшии.
Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии; радуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.
Радуйтеся, яко свет Божественный осия вас; радуйтеся, венцы пресветлии с Небесе приявшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 6
Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет Небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще Богу пети: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшу во езере свету Небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго; и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев, имже мы ныне вопием таковая:
Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашим веселие диавола в печаль обратившии; радуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.
Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися; радуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии.
Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшии; радуйтеся, верою и страданием ради Христа блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 7
Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во чтоже вменисте, и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и последнее святии прияша мучение, яко голени их сокрушени млатами быша, и тако скончаша подвиг страдания, прияша от Бога нетленныя венцы. Темже возглашаем в похвалу им сице:
Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии; радуйтеся, сосуды благодати Божией за имя Христово сокрушеннии.
Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии; радуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.
Радуйтеся, от пророк и апостол, яко тех последователие, прелюбезно сретенные; радуйтеся, рода христианскаго слава великая.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 8
Странную доблесть показа чудная матерь святаго Мелитона, видяще бо телеса мучеников везома на сожжение, своего же сына еще жива суща, взя на рамена своя, и той испусти дух свой Богу, поя: Аллилуиа.
Икос 8
Все зверонравие проявиша мучители, егда повелеша святыя телеса мученик сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от земли память их, обаче посрамишася; Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки; сего ради зовем им:
Радуйтеся, по словеси псалмопевца чрез огнь и воду прошедшии; радуйтеся, страстем Христовым общницы.
Радуйтеся, врагов Христа низложителие; радуйтеся, ко Господу за христианы предстателие.
Радуйтеся, верныя во правоверии утвердившии; радуйтеся, неусыпныя молитвенницы за род христианский.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 9
Вси христиане зело удивишася, яко кости святых мученик чудесно нощию в реце яко звезды просияша, и, честно собрани, по повелению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития древний пророчески, Божиим Духом озаренный, о кончине верных во псалтири пояше: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, соблюдшии до конца веру Христову; радуйтеся, страдании вашими, яко злато в горниле, очистившиися.
Радуйтеся, предстателие великии к Богу, от бед нас спасающии; радуйтеся, в скорбех нам помогающии.
Радуйтеся, ко спасению душ нас наставляющии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 10
Спасению нашему споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем: помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время нашего жития в покаянии проводити и всегда благодарно Богу взывати: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною молитв ваших оградите нас, святии мученицы, от всяких зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас сице:
Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго Писания наставницы; радуйтеся, Агнине и Аетие славнии, на Небо духом возлетевшии.
Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии; радуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.
Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага получившии; радуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илие поревновавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 11
Пение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте. Темже и память ваша, яко пресветлый светильник в Церкви сияет, верных духом озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом небесным осиянных зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, Престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и о мире молитвы со дерзновением приносите; темже хвалебная вам взываем:
Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия победителие; радуйтеся, Филоктимоне и Феофиле, любве Божественныя совершителие.
Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы премудрии; радуйтеся, Мелитоне, Феодуле и Валенте, раби Бога преславнии.
Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие; радуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христову возвещающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 12
Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя останки ваша, преславнии мученицы и чудотворцы, темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божия молитвами вашими исполняйте, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, прославляем Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными венчавшаго, и яко теплых заступников и ходатаев за род христианский, ублажаем сице:
Радуйтеся, звезды Небесныя от Севастии возсиявшии; радуйтеся, яко луна духовная, на Небо от земли возшедшии.
Радуйтеся, яко солнце мысленное, наша скорби просвещаете; радуйтеся, яко в трудех поста и молитвы нас утешаете.
Радуйтеся, четыредесяте крепции столпы Христовы Церкве; радуйтеся, всех верных хранителие и защитницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 13
О святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы, предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, поюще Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели Божии…» и 1-й кондак «Избраннии страстотерпцы Христовы…»).
Молитва
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Канон
Пе́снь 1
Ирмо́с: Гряди́те лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Боговенча́нный по́лк пою́ му́чеников Христо́вых, богодухнове́нными пе́сньми, четыредесятиле́тнюю па́мять све́тло торжеству́яй, я́ко просла́вися.
На земли́ всего́ отве́ргшеся именова́ния, изво́лиша четы́редесяте христоиме́нное зва́ние, и́мже ны́не в вы́шних живу́т.
Су́щии во Христе́, пло́ть и ми́р возненави́девше, ве́тхаго у́бо челове́ка совлеко́стеся со привре́менною оде́ждею, во оде́жду же нетле́ния облеко́стеся.
Богоро́дичен: Кто́ изрещи́ Твое́ по досто́инству возмо́жет па́че сло́ва зача́тие? Бо́га бо родила́ еси́ пло́тию, Пречи́стая, на́м я́вльшагося, Спа́са все́х на́с.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщве́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.
Во́инство, и жи́знь, и красоту́ теле́с, и бога́тство пренебре́гше, благосла́внии четы́редесять Христа́ вме́сто все́х насле́доваша.
Ка́мением неща́дно четы́редесяте повеле́нием бие́ми мучи́телевым, мета́ния Бо́жиим Ду́хом на повелева́ющия возвраща́хуся.
Глаго́лаше на самаго́, мучи́телевыми устна́ми зми́й созда́вшаго хулу́, но того́ богобо́рная уста́ на му́ченики ка́меньми сокруша́ются.
Богоро́дичен: Без се́мене во утро́бе Бо́га зача́ла еси́ и ро́ждши несказа́нно вопло́щшася, на Него́же зре́ти не сме́ют, Чи́стая, небе́сныя си́лы, Присноде́во.
Седа́лен, гла́с 8
Христу́ вво́инившеся му́ченически, врага́ низложи́вше страда́льчески, де́лы испо́лнисте проро́ка глаго́лы: сквозе́ бо о́гнь и во́ду му́жески проидо́сте, поко́й обре́тше, жи́знь нетле́нную. Те́мже небе́сными укра́шшеся венцы́, с ли́ки веселите́ся безпло́тных, блаже́ннии страстоте́рпцы прехва́льнии, моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: В напа́сти многоплете́нныя впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержи́мь безчи́сленных согреше́ний мои́х, и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости. Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ Воплоще́нному безсе́менно моли́ся приле́жно о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно моля́щихтися, Богоро́дице Пречи́стая, моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния, и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.
Умовре́дуете, — глаго́лаху страда́льцы, — стра́нную тщету́ всу́е простира́юще, пребезбо́жнейшии.
Изощре́ны мечи́, и зве́ри, и о́гнь, и кре́ст святы́м Христо́вы гони́тели простира́ху.
Стра́шен на́м, — глаго́лаху страда́льцы, — о́гнь гее́нский, ны́нешняго же, я́ко клевре́та, не убои́мся.
Да отъя́ты бу́дут ру́ки, сожже́на же бу́ди нога́, — святи́и вопия́ху, — нетле́нны бо сия́ па́ки прии́мем.
Богоро́дичен: Мо́лим Тя́, Пречи́стая, Бо́га безсе́менно заче́ншую, при́сно моли́тися за рабы́ Твоя́.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Све́та Пода́телю, и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.
Неи́стовством пребезу́мным гони́телей, страда́льцы под возду́хом на сту́дени обноществова́ти осуди́вшеся, воспева́ху пе́ние Бо́гу благода́рственное.
Ра́дующеся четы́редесяте Христо́вы му́ченицы, боле́зненный претерпе́вше ле́д, во е́зере стоя́ще, наде́ждею Боже́ственных венце́в укрепля́еми.
Сме́х предлага́ется четы́редесятем Христо́вым му́чеником, уда́влен бы́в пре́жде гнездя́щийся в вода́х зми́й, пагуборо́дныя бо кре́пости лиши́ся.
Богоро́дичен: Тебе́, ро́ждшей Христа́, все́х Зижди́теля, зове́м: ра́дуйся, Чи́стая; ра́дуйся, возсия́вшая Све́т на́м; ра́дуйся, вме́щшая Бо́га Невмести́маго.
Пе́снь 6
Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.
Ра́достне началозло́бный восхити́, я́ко от двоюна́десяти Иу́ду окая́ннаго, и от Еде́ма челове́ка, от четы́редесяти отпа́дшаго.
Безсту́ден сы́й, всу́е шата́яся, я́коже бо разбо́йником и Матфи́ем пе́рвее, та́ко и ны́не мучи́тель стрегу́щаго зва́нием осуди́ся.
Суему́дренный и рыда́ния досто́ин, и́же живото́в обои́х погреши́, огне́м бо раста́яся и ко огню́ оты́де негаси́мому.
Богоро́дичен: Неискусому́жно, Де́во, родила́ еси́ и ве́чнуеши Де́ва, явля́ющи и́стиннаго Божества́, Сы́на и Бо́га Твоего́, о́бразы.
Конда́к, гла́с 6
Все́ во́инство ми́ра оста́вльше, на небесе́х Влады́це прилепи́стеся, страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять, сквозе́ о́гнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии, досто́йно восприя́сте сла́ву с небе́с и венце́в мно́жество.
И́кос:
На престо́ле непристу́пнем седя́щему, просте́ршему не́бо, я́ко ко́жу, и зе́млю утверди́вшему, и собра́вшему во́ду в со́нмы и́х, вся́ от не су́щих сотво́ршему бы́ти и все́м подаю́щу дыха́ние и живо́т, прие́млющему от арха́нгел пе́ние, и от а́нгел покланя́емому, и от все́х сла́вимому, Христу́ Вседержи́телю, Зижди́телю и Бо́гу на́шему, припа́даю, недосто́йный, принося́ мое́ моле́ние, сло́ва благода́ти прошу́: да возмогу́ благоче́стно воспе́ти и а́з святы́я, я́же Са́м показа́в победи́тели, дарова́в и́м сла́ву с небе́с и венце́в мно́жество.
Пе́снь 7
Ирмо́с: О́бразу злато́му, на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Ужасе́ся, зря́ венцы́, стра́ж четы́редесяти, и, отри́нув любожи́зненное, впири́ся раче́нием явле́нныя Твоея́ сла́вы, и с му́ченики поя́ше: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
В ба́ню прите́к душетле́нну, умерщвля́ется жизнолю́бный; христолю́бец же, хи́щник изря́днейший ви́денных бы́в, я́коже в ба́ни нетле́ния с му́ченики поя́ше: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Огню́ мы́сленному, возже́ну во уме́х четы́редесяти, многоко́зненное нече́ствующих попаля́шеся безу́мие, я́коже не́кий во́ск та́емь. Тебе́ же, Христе́, воспева́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Я́ко зело́ светла́, благоле́пна же, Христе́, Креста́ Твоего́ си́ла, проти́вными венцы́ плету́щи четы́редесятим му́чеником. Во́ду бо и о́гнь проше́дше, в нетле́нии зову́т: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Тя́ купину́ Моисе́й в горе́ Сина́йстей огнепали́мую, Чи́стая, предзря́ше, поне́сшую неопа́льно нестерпи́мую зарю́ неизрече́ннаго Существа́, соедини́вшагося дебельству́ пло́ти, еди́ныя в не́й святы́х Ипоста́сей.
Пе́снь 8
Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Неи́стовно страда́льцем поусти́в вра́г вся́ко зда́ние, все́ми постыде́ся, четы́редесять бо непреста́нно пою́т Го́спода и превозно́сят во вся́ ве́ки.
Неми́лостивно за Христа́ теле́с ва́ших у́ды сокру́шшеся, всесожже́ние боже́ственно принесо́стеся Бо́гу, со а́нгелы при́сно лику́ете, му́ченицы, пою́ще Христа́ во ве́ки вся́.
Кре́постию смы́сла, его́же роди́, на ра́мена взе́мши, христолюби́вая ма́ти, благоче́стия пло́д прино́сит, с му́ченики му́ченика, священноде́йству Авраа́мову подо́бящися.
К непреста́нней жи́зни правоте́чно, о сы́не, твори́ ше́ствие, — христолюби́вая ма́ти христолюби́вому де́тищу вопия́ше, — не терплю́ тебе́ второ́е, Подвигополо́жнику Христу́ яви́тися.
Богоро́дичен: И́же в не́дрех О́тчих неразде́льно же Сы́на седя́щаго, в веще́ственнем чре́ве Твое́м все́льшася, Чи́стая, пое́м, Де́во Богоневе́сто, и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмо́с: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.
За Христа́ обнажи́вшеся и ка́мением бие́ни бы́вше, возду́шную претерпе́сте зи́мность, водны́й ле́д и сокруше́ние уде́с и, огне́м опа́льшеся, в ре́чней сия́ете быстрине́ издале́ча, я́коже свети́ла, му́ченицы четы́редесяте.
Же́зл си́лы Боже́ственныя, кре́ст стяжа́вше, вопия́ху Христу́ страда́льцы четы́редесяте: Влады́ко Всеси́льный Победи́телю, руко́ю Твое́ю да венча́емся, да вси́ тя́ пе́сньми непреста́нно велича́ем.
Я́ко боле́знен у́бо ле́д, я́коже зело́ безме́рна лю́тость, ю́же претерпе́сте, мра́за, но сла́док ра́й; Авраа́мова бо не́дра патриа́рха гре́ют ва́с в се́лех ве́чных, му́ченицы четы́редесяте.
Победи́вше страда́ньми и венцы́ прии́мше от боже́ственныя Влады́чни десни́цы, ны́не дарова́ти моли́теся ми́р ми́ру, и на́м спасе́ние, му́ченицы четы́редесяте.
Богоро́дичен: Неве́сто Ма́ти Де́во, а́нгельская мно́жества Твоего́ мо́лят Сы́на, приими́ моле́ние на́ше, еди́на наде́жде ве́рных, и ми́р ми́ру, и на́м спасе́ние, Тебе́ лю́бящим, да́руй.
Свети́лен
Десяти́цу четверочи́сленную, победоно́сный по́лк, во́инство святы́х му́ченик воспои́м досто́йно, огне́м бо, и сту́дению, и водо́ю посрами́ша вражде́бных полки́ и от Христа́ Спа́са венцы́ прия́ша сла́вы.
Сла́ва: Ли́к четверодесяточи́сленный му́чеников четы́редесяти, Пребоже́ственныя Тро́ицы доброде́телей четвери́чных огня́, возду́ха, воды́ и земли́, стихи́й четы́рех, пе́сньми боже́ственными да воспое́тся, я́ко за Христа́ пострада́вший, все́х Влады́це.
И ны́не: Влады́ку всея́ тва́ри ро́ждши, Ма́ти Де́во, и вся́ческих, я́ко су́щи Отрокови́ца, о Влады́чице Богоро́дице, страсте́й мучи́тельствующих мя́ исхити́ и проводи́ к милосе́рдия осия́нию и к прекра́сной Па́сце воскре́сшаго Сы́на Твоего́.