Январь очень богат на разнообразные праздники, в том числе и церковные. Самым главным большая часть православных считают Рождество. Однако не менее важным считается и следующий за этим торжеством день. Ведь отмечается 8 января праздник Собор Пресвятой Богородицы, который в старину для женщин был гораздо более значимым чем все рождественские богослужения. Ни для кого не секрет, что на Руси Божья Матерь всегда была очень почитаема. В ее честь возводились многочисленные храмы, монастыри и писали иконы. Многие из образов стали чудотворными и до сих привлекают к себе внимание тысяч паломников со всего мира. Сегодня праздник Собор Пресвятой Богородицы не столь известен, однако это не умаляет его значения. Из нашей статьи вы узнаете об истории возникновения и становления этого торжества. А также о том, что значит праздник Собор Пресвятой Богородицы для всех верующих и особенно женщин.
Описание торжества
Наши предки обязательно посещали храм не только седьмого, но и 8 января. Праздник Собор Пресвятой Богородицы имеет очень древнее происхождение и относится к торжествам главного церковного круга. В православии существует традиция, согласно которой после какого-то великого праздника всегда отмечается сопутствующее ему торжество. Чаще всего без тех лиц, кого церковь чествует в эту дату, великий праздник просто не был бы возможен.
Поэтому в праздник Собора Пресвятой Богородицы все верующие вспоминают Божью Матерь, явившую этому свету младенца Иисуса. Однако не только ее чествуют в эту дату, параллельно христиане прославляют тех, кто имел отношение к рождению Христа и помогал ему сохранить жизнь.
Кого еще чествуют восьмого января?
В православный праздник Собор Пресвятой Богородицы в храмах вспоминают не только Деву Марию. Кроме Нее в этот день молятся и еще о трех личностях, который считают близкими к Спасителю в его земной жизни:
- Иосиф.
- Царь Давид.
- Иаков.
Каждое из этих имен хорошо известно православным. К примеру, Иосифа называют мужем Марии, именно так он представляется нам во время рождественских историй. Однако священнослужители могут рассказать о событиях, предшествующих появлению на свет младенца Иисуса, совсем иначе. Эта информация относится к предыстории Рождества и праздника Собора Пресвятой Богородицы. Об этом мы расскажем читателям в следующем разделе статьи.
Праздник Собор Пресвятой Богородицы: история праздника
В старинных книгах упоминается, что на тот момент, когда Иосиф стал нареченным мужем Девы Марии, ему уже исполнилось восемьдесят лет. Богоматерь была доверена ему для сохранения Ее жизни и чистоты. Ранее Иосиф уже был женат и имел несколько детей. Именно один из его сыновей, Иаков, отправился вместе с рожденным Спасителем в Египет ради сохранения Его жизни, а также спасения отца и самой Марии от власти царя Ирода. Примечательно, что об Иосифе известно не слишком много. Он считался очень благочестивым человеком и именно из-за этого был избран на роль человека, оберегающего Богоматерь. Это стало его самым главным служением Господу, которое Иосиф прошел от начала до конца.
Хочется уточнить, что Иаков, как и его отец, был очень благочестив и уже после мученической смерти Христа и его воскрешения из мертвых стал предстоятелем одной из первых христианских церквей.
Нельзя не упомянуть и о царе Давиде. Его имя вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы потому, что он является предком Христа, и они происходят из одного рода.
Если интересоваться предысторией церковного праздника, то священнослужители рассказывают о чудесном спасении младенца от гнева Ирода. Царь ждал того, что волхвы, пришедшие в его земли с подарками для новорожденного раскроют его местоположение. Однако они так и не подались уговорам Ирода и тайно покинули его царство. Рассвирепев, он приказал своим воинам уничтожить абсолютно всех младенцев в самом городе Вифлееме и его ближайших окрестностях. Однако Иосиф во сне увидел ангела, посланного к нему с предупреждением. Ангел повелел ему немедленно подниматься, брать свою семью и бежать в Египет ради спасения своих жизней. Иосиф последовал услышанным словам и смог избежать печальной участи.
Спустя много лет ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему о смерти Ирода, повелев возвращаться в Вифлеем. Святой старец вновь покорился воле свыше, но он не решился селиться в том же городе, где теперь правил сын жестокого царя. Вместе с семьей Иосиф отправился в Назарет, где и обосновался.
Сохранив жизнь Христу и Богоматери, он выполнил свое главное предназначение. Поэтому и чествуется практически наравне с Девой Марией в праздник Собора Пресвятой Богородицы.
Собор Богоматери
Безначальный начинается
На следующий день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа, восьмого января, Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы.
Название праздника «Собор» означает, что верующие все вместе, соборно, прославляют Небесную Владычицу, родившую Спасителя мира. Совершилась великая тайна, и уже Невидимый видится, и Неосязаемый осязается, и Безначальный начинается
…
Господь родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508-е. «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными».
Богомладенец, повитый пеленами, положен был в обыкновенные ясли, служившие кормушкой для домашнего скота. Но Его Вышняя слава не утаилась в ночном мраке, в вертепе, яслях и пеленах – в этом первом образе смирения и уничижения Богочеловека. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира: и вифлеемские пастухи, и восточные мудрецы-волхвы, простецы и ученые.
Установление праздника Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые отцы Церкви, например, святой Епифаний Кипрский, уже говорили поучения в день этого торжества. Заметим, что в древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Под дарами имелись в виду подарки, что были принесены новорожденному Богомладенцу Иисусу. Собор Богоматери также называли «Бегством в Египет». В древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов соединялось с бегством в Египет.
В иконографии Собора отражено прославление Божией Матери, благодаря Которой произошло неслыханное во вселенной событие, вставшее на пересечении ветхозаветной и новозаветная истории человечества, – пришествие в мир Творца всего мироздания. Композиция этого образа основана на тексте рождественской стихиры – благодарственного песнопения, исполняемого на вечерней службе праздника Рождества Спаса: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву».
В иконографии Собора отражено прославление Божией Матери, благодаря Которой произошло неслыханное во вселенной событие
Икона с максимальной точностью иллюстрирует эту стихиру. Упоминаемые в ней образы объединены здесь для воздаяния благодарности и принесения даров Христу всем видимым и невидимым миром.
В центре иконы на горнем месте торжественно восседает Богоматерь со Своим Божественным Сыном на руках. Вверху ангелы, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение
» – возвещают исполнение Божественного Откровения о явлении в мир Искупителя.
Вокруг Богоматери с Младенцем стоят цари-волхвы, пришедшие за звездой, и малые мира сего – обычные вифлеемские пастыри (пастухи), собравшиеся со своими смиренными овечками у благословенного вертепа.
Евангелист Лука повествует, что земное уничижение Божественного Младенца сопровождалось небесным прославлением: пастухам, сторожившим в поле стадо, в полночь явился ангел и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель
(Лк. 2, 10–11). А в Евангелии от Матфея сказано, что, когда родился Господь, пришли в Иерусалим волхвы, спрашивая, где должен по пророчествам родиться Христос, ибо они
видели звезду Его на востоке
. Им было указано на Вифлеем. Они отправились туда
и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец
(Мф. 2: 9). Войдя в дом, волхвы увидели Христа и Его Мать, поклонились и положили перед Ним принесенные дары. Изображенный на иконе Младенец принимает эти дары – золото, ладан и смирну.
А в нижнем ряду иконы ветхозаветные цари и пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют сошествие на землю Того, Кого они так пламенно желали узреть. Богоотец Давид сквозь сумрак отдаленных веков ясно видит, как чужеземные государи приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью Его благодатного царства: поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему
(Пс. 71: 11).
Вслед за вдохновенными псалмами Давида слышатся голоса древних пророков: Михея, предвозвестившего рождение в Вифлееме великого вождя Израилева, Иеремии, предузревшего Восток свыше, грядущий озарить вселенную новым светом, и особенно дивное пророчество Исаии, за семь веков предвидевшего чудесное рождение Богочеловека.
Часто в нижних углах иконы изображаются женские фигуры, которые, согласно строкам стихиры, олицетворяют землю, приносящую вертеп, и пустыню, держащую в руках ясли.
В верхней части иконы сияет Вифлеемская звезда – дар небес родившемуся Господу. Вот уже более двух тысяч лет светит эта звезда человечеству, и каждый из нас хранит ее отблеск в сердце своем.
В вышине небесной много звезд горит, Но одна всех ярче радостно блестит. То звезда Младенца и Царя царей, В ясли Он положен Матерью Своей. И волхвы с востока за звездой идут, И дары с любовью Господу несут. Братья! Поспешите Господа принять, Поспешим радушно хлеб и соль подать, Он руками бедных этот хлеб возьмет И благословенье нам за то пошлет.
Икона «Сталинградская Мадонна»
Во время Великой Отечественной войны, как раз тогда, когда Православная Церковь празднует Собор Богоматери, появился еще один образ, известный во всем западном христианском мире как «Сталинградская Мадонна». Он был написан капелланом фашистской армии именно перед праздником Рождества Христова и стал символом покаяния немецкого народа перед Творцом за то, что позволил вовлечь себя в одну из самых омерзительных и кровавых войн в истории человечества, развязанную нацистской идеологией.
«Немцы и их союзники – румыны, итальянцы, венгры, хорваты и многие другие – пришли к Сталинграду с убеждением, что они спасают Россию от безбожников-коммунистов. Мало кому из них могло быть известно письмо руководителя партийной канцелярии Мартина Бормана, разосланное всем гауляйтерам Третьего рейха за 13 дней до нападения Германии на СССР, где были такие слова: «Национал-социалистическое и христианское мировоззрения несовместимы… Национал-социализм признает силы природы как «всемогущество» или «Бога» и отвергает персонифицированного Бога». И, уж конечно, они не ведали о словах, сказанных на совещании «по церковному вопросу» 22–23 сентября 1941 года в Главном управлении имперской безопасности шефом гестапо Мюллером. Он разъяснил, что надо выступить против церковных организаций сомкнутым фронтом: «Группенфюрер [Гиммлер] окончательно принял решение, что в будущем должно последовать полное подавление органами государственной полиции самого опасного из всех опасных врагов [Церковь]»».[1]
В праздник Собора Пресвятой Богородицы хочется сказать об образе «Сталинградская Мадонна» как свидетельстве очередного прозрения «двунадесят языков» о том, что русский народ чтит Бога и поэтому непобедим.
Его автор Курт Ройбер (1906–1944) родился в 1906 году в лютеранской семье. Обучался теологии в Марбурге, стал священником в деревенской церкви в Вихмансхаузе. Жизнь свела его с известным мыслителем, музыкантом, врачом и миссионером Альбертом Швейцером. По его совету Ройбер стал изучать медицину, получил степень доктора. Увлекался вопросами этики и истории культуры. Перед самой войной у него открылись способности художника. Как пастор в своих проповедях Ройбер открыто критиковал национал-социализм. Каким образом он избежал участи многих священников – концлагеря, – неизвестно.
Когда 22 ноября 1942 года немецкие протестанты отмечали день поминовения усопших, в 6-й армии Паулюса уже знали об окружении их советскими войсками. Капеллан Ройбер находился в Сталинграде и назвал эту дату днем «сомнений, смятения и ужаса».
Накануне католического Рождества, когда рядом в бункере однополчане умирали от голода и ран, он решил нарисовать им в подарок святочную открытку на оборотной стороне трофейной русской карты. И совершилось чудо, на свет появилось изображение Богоматери, которое через много лет стало известно как «Сталинградская Мадонна».
Богоматерь, склонившись над безмятежно спящим Младенцем, с нежностью держит Его на руках. Несмотря на то, что рисовал человек западной культуры, в этом изображение есть иконографический аскетизм, присущий православной иконе. Омофор, покрывающий Богоматерь и Ее Божественного Сына, напоминает Вифлеемскую пещеру, защищающую их от ужасов жизни и смерти. Вся картина несет на себе отсвет Рождества. Надпись, сделанная вокруг нее, гласит: «Рождество. 1942. Ночь в котле. Крепость Сталинград. Свет, жизнь, любовь».
Омофор, покрывающий Богоматерь и Ее Божественного Сына, напоминает Вифлеемскую пещеру, защищающую их от ужасов жизни и смерти
Возможно, решение нарисовать именно этот образ был навеяно немецкому капеллану чудом явления Богородицы, произошедшем в ноябре высоко в небе над Сталинградом. Русские солдаты свидетельствовали, что и немцы видели Царицу Небесную, Заступницу Руси, явившуюся в небе в полный рост на помощь нашим воинам, державшим оборону на узкой полоске земли вдоль крутого берега Волги. Один из защитников Сталинграда, видевший явление Божией Матери […] рассказывал об этом чуде: «Как увидел в небе Божию Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес через всю войну».[2] Воины, видевшие это явление, сохранили память о нем до конца своих дней.
Для немцев это знамение свыше стало роковым. В сам праздник жилище капеллана выглядело словно рождественский вертеп. Как напишет после войны в своей книге о Сталинграде британский историк Энтони Бивор: «Каждый, кто входил в землянку, восхищенно замирал на пороге. Многие начинали плакать. К величайшему смущению Ройбера, его блиндаж в Рождество превратился в место паломничества, куда солдаты приходили молиться перед нарисованным им образом Мадонны». Но именно 25 декабря кольцо вокруг немецких войск сомкнулось намертво.
В сталинградском музее сохранились неотправленные письма немецких солдат. Это отчаянные размышления о Боге, жизни и смерти: «Иногда я молюсь, иногда думаю о своей судьбе. При этом все представляется мне бессмысленным и бесцельным. Когда и как придет избавление? И что это будет: смерть от бомбы или граната? Или болезнь? К тому же мучительная мысль о доме, тоска по Родине стали уже болезнью. Как все это может вынести человек? Или все эти страдания – наказание Божие?»
Ройбер и на Восточном фронте оставался самим собой и рисовал русских женщин, стариков, детей. «Каждое лицо для него было прозрачным…» – скажет потом его жена, до которой дошли сто пятьдесят изображений «людей Востока». Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. И в своих письмах с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.
А для немцев, по словам Курта Ройбера, были лишь «страх, страх, страх без конца… Атаки и контратаки, грохот танков и орудий, вой «катюш», автоматы, гранаты – и все это лицом к лицу… Около меня лежал солдат с оторванной рукой и без носа, у которого хватило сил сказать, что ему теперь не потребуется носовой платок. Я спросил его, что бы он сделал, если бы мог плакать? В ответ – все мы здесь никогда не будем плакать, нас будут оплакивать другие…»
На одном из последних самолетов, вырвавшихся из Сталинградского котла, раненый офицер по просьбе Ройбера вывез Мадонну в подарок его жене. В письме к ней, полном покаяния и стыда за то, что творили немцы в России, он писал: «Вряд ли у нас есть хоть какая-то надежда».
Курт Ройбер скончался в Елабуге в лагере для немецких военнопленных 20 января 1944 года в возрасте тридцати восьми лет. Копии «Сталинградской Мадонны» разошлись по всему западному миру. А оригинал находится в кирхе кайзера Вильгельма в центре Берлина.
Хотелось бы верить, что немецкий народ помнит об ошибках прошлого.
[1] Прозрение капелланов // Фарберов А. И. Спаси и сохрани. М., 2015. С. 342–343.
[2] Там же. С. 305–306.
Становление церковного праздника
Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается уже очень давно, его становление происходило практически параллельно развитию христианской церкви. Приблизительно в четвертом веке многие священнослужители и святые старцы писали о том, что в Рождество обязательно необходимо вспоминать и почитать Богоматерь. Они поучали в своих текстах христиан и советовали им, как правильно отмечать этот праздничный день.
Долгие столетия верующие именно так и относились к Рождеству, как повелели им святые мужи, однако приблизительно к концу седьмого века Вселенский Собор принял иное решение относительно этой даты. Стоит заметить, что священнослужители, участвующие в Соборе, часто устанавливали правила, которые в будущем становились нормой для всей Церкви. Поэтому принятое решение о разделении Рождества и чествования Богоматери было воспринято за прямое указание для всех христиан. С этого периода поздравления с праздником Собора Пресвятой Богородицы православные приносят друг другу восьмого января. До наших дней эта дата не менялась, к тому же стоит учитывать, что она является постоянной и не зависит от других праздничных дней, как многие другие церковные торжества.
А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: «брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом» . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.
А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, — говорил он, — Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности».
Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, — уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, — легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.
Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:
— Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:
— Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же Будешь со мною в раю» (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».
Что означает праздник Собора Пресвятой Богородицы?
Отчасти о значении этого церковного торжества мы уже рассказали в предыдущих разделах статьи. Но все же кратко повторимся: невозможно праздновать рождение Христа, не вспомнив о тех, кто был рядом с ним и стал помощниками будущего Спасителя. Ведь каждый человек, оказавшийся рядом с младенцем после его появления на свет, не был случайным. Поэтому восьмого января православные приходят в храм и молятся перед иконами Девы Марии, вознося хвалу ей, Иосифу, Иакову и царю Давиду.
Обычно в этот день в церковь приходят в основном женщины. Именно они приносят Богоматери свои проблемы и заботы. Считается, что она как нельзя лучше понимает все женские беды и никогда не оставляет просьбы без внимания. Поэтому для незамужних и семейных представительниц прекрасного пола Дева Мария является заступницей. А праздничный день является еще одним поводом, чтобы поблагодарить ее за помощь и обратиться с очередной просьбой. Многие говорят, что именно восьмого января Богоматерь особенно внимательна к слезам и проблемам земных женщин.
Добродетели Пресвятой Богородицы: о чем необходимо просить в праздник
Сегодня мы обращаемся к высшим силам практически по каждому поводу, даже не задумываясь о ничтожности некоторых просьб. Однако наши предки более ответственно относились к своим отношениям с Богом. Особенно это касалось женщин, ведь они несли ответственность перед Творцом за духовную чистоту своих близких. А помогала им нести эту миссию именно Богородица, поэтому женская половина прихожан всегда приходила восьмого января в храм и просила даровать им добродетели, которыми обладала Дева Мария. Их священнослужители насчитывают три:
- Всецелая преданность Господу. Богородица отличалась большим смирением перед Божьей волей, что является величайшей добродетелью любого верующего человека. Она послушно приняла весть от архангела Гавриила о будущем рождении Христа. Однако вместе с этим Дева Мария добровольно приняла на себе и все горести, которые свалились на ее хрупкие плечи в дальнейшем. Однако даже многочисленные скорби и печали не смогли поколебать ее веры и смирения. Именно так подобает вести себя всем, кто принял христианство как единственно правильную религию.
- Обет чистоты. Все знают историю о непорочном зачатии Спасителя, но мало кто задумывается о том, что Богоматерь на протяжении всей своей дальнейшей земной жизни хранила эту чистоту. Причем, когда мы говорим о невинности и безгрешности, то имеем в виду не только телесную чистоту, но и духовную.
- Мужество. Хрупкая и нежная женщина очень мужественно переживала все тяготы и лишения, которые были предопределены на ее земном пути. Она ярче многих других иллюстрирует эту добродетель и будто призывает верующих следовать ее примеру.
Сегодня об этой особенности праздника известно немного. Однако как никогда наш мир нуждается именно в перечисленных добродетелях, которые сделают нас светлее и помогут достойно нести данный свыше крест.
Собор Парижской Богоматери
Видео: Нотр-Дам де Пари
История строительства собора
Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV
Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.
Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.
Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.
Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.
Восточный фасад собора, 1860-е
Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.
Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики
Западный фасад собора Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.
Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции
Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».
Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.
Вид на собор Парижской Богоматери через арку
Видео: Последствия пожара в соборе
Фасад и горгульи
Собор Парижской Богоматери – место, куда ведут все дороги Франции!
Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.
По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.
Барельеф собора
Дева Мария с младенцем и ангелами
Собор Парижской Богоматери на закате
Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.
Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.
Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.
Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху
Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Северная роза собора Парижской Богоматери
Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.
Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.
Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.
Орган в соборе Парижской Богоматери
Южная колокольня
Южная башня собора Парижской Богоматери
Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.
Музей и сокровищница
В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.
В Сокровищнице Норт-Дама де Пари
Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.
Горгулья Нотр-Дама
Порядок и стоимость посещения
Плавучее кафе с видом на Нотр-Дам
Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.
Около собора можно покормить птиц
Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.
Как добраться
Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.
Собор Парижской Богоматери с подсветкой
Как отмечали праздник наши предки?
Значение праздника Собор Пресвятой Богородицы для христиан на Руси трудно было переоценить. Особенно стремились в этот день в храм недавно родившие женщины и те, которые были на сносях. Для них эта дата была даже важнее Рождества и с ней связывали множество примет.
К примеру, женщины, ждущие малыша, и их супруги ни в коем случае не должны были работать восьмого января. В противном случае наши предки предрекали появление на свет малыша с различными физическими проблемами.
Принято было в этот день вспоминать в храме всех умерших родственников. По давнему поверью они могли спускаться на землю и приходили в церковь, чтобы послушать богослужение, которое устраивали для них почившие священники.
Интересно, что церковный праздник плотно переплелся с языческим обрядом почитания повитух. Назывался он «Бабьи каши». Обычно после посещения храма женщины варили кашу и готовили различные вкусности, а затем шли в гости к повитухам, взяв с собой детей, которым они помогли появиться на свет.
Многие жительницы деревень ходили в этот день колядовать. Считалось, что это принесет им удачу на весь следующий год.
Сегодня восьмого января принято и чествовать иконы Богоматери, а именно восемь из них. В это число входят и чудотворные образа, об одном из которых мы расскажем чуть позже.
Архитектура и материалы для строительства и отделки
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.
Концепция церкви
Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.
Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.
Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.
С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.
Колокольня
Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.
По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.
Иконография
Приблизительно к тринадцатому веку на территории Древней Руси сформировались традиции написания икон к этому празднику. А уже с четырнадцатого века образы распространились практически по всем храмам, церквям и монастырям.
Согласно канонам, Богородица всегда изображается в центре композиции. Она восседает на троне в окружении волхвов, святых и пастухов. На некоторые иконы добавлены и другие символические изображения, призванные усилить значимость служения, которое несет Дева Мария. Практически на каждом образе она держит на руках Иисуса, но самая древняя из имеющихся икон существенно отличается от остальных. На ней Богоматерь придерживает не самого Христа, а его изображение. Данный образ датируется четырнадцатым веком и до сих пор по-разному трактуется священнослужителями.
К истории праздника
После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с но ворожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матфея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матфей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как по возвращении оттуда снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».
Итак, по выходе из храма Господня святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою для услужения и Иакова, старшего сына Иосифова, названного впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября, где поется так: «Еже во плоти Господня желания мудре, брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою: с нимиже моли спастися нам»[1]. Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия. А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, – говорил он, – Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности». Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и Пасха Господня, – уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, – легок, ибо Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.
Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:
– Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца.
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:
– Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при Распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк.23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».
Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю[2]. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошние жители по своему идолопоклонническому обычаю почитали как бога из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в «Лавсаике»[3]: «Мы видели, – говорит он, – там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом «Сирен», упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю[4].
Да и во всем Египте во время пришествия Господня сокрушились идолы, и бесы бежали из них, и исполнилось в этом событии то, что предрек св. пророк Иеремия, находясь в Египте, когда сказал «Все идолы должны будут упасть, и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева Матерь с Младенцем, рожденным в яслях». Со времени сего Иеремиина пророчества у египтян существовал обычай изображать Деву, покоящуюся на постели, а близ Нее Младенца, лежащего в яслях и повитого пеленами, и поклоняться этому изображению. Когда однажды царь Птолемей спросил египетских жрецов, для чего они это делают, те ответили «Это – тайна, возвещенная древнейшим предкам нашим одним святым пророком, и мы ждем исполнения того пророчества и раскрытия сей тайны».
После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя[5]. Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху донизу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем. Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте – нет. Св. Епифаний говорит, что – два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелие говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф.2:15).
После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, ибо (сказал он) «умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они по смерти отца своего отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу – Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти. Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа и многих граждан велел мучить в день праздника среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости он был по прошествии нескольких лет оклеветан, лишен власти и сослан в заточение. Иосиф при своем возвращении услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того Ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава во веки. Аминь.
Примечания
[1] На стиховне стихира 2-я.
[2] Фиваида – область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем назывался по имени главного города и вообще весь Верхний (Южный) Египет. Ермополь – один из значительных городов древнего Египта, служивший видным религиозным центром язычества.
[3] Палладий Еленопольский (с 368 по 430 г.) был уроженец Галатии; в 388 г. прибыл в Александрию, оттуда потом удалился в близлежащую пустыню для подвигов безмолвия, а потом переселился в Вифлеем; в 399 г. избран в епископа Еленопольского, в Вифинии, в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста, в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. возвращен на свою кафедру в Еленополь. По просьбе каппадокийского префекта Лавса в 420 г. он составил собрание жизнеописаний святых подвижников и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком». – Память Палладия Еленопольского в субботу сырную.
[4] Все подробности о путешествии Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом и с прав. Иосифом в Египет и о пребывании их там так же, как и многие подробности о рождестве Христовом, заимствованы из апокрифических Евангелий, в особенности из так называемого «Евангелия детства Спасителя» также и из апокрифического сочинения, известного под заглавием «История рождения Марии и детства Спасителя», – Предание о падении идолов египетских при въезде ее семейства в Египет упоминается и в акафисте Спасителю, где говорится «идоли бо Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6-й).
[5] Илиополь – город в Нижнем (Северном) Египте.
Чудотворная икона «Милостивая»
Многие из тех, кто бывал на Кипре, видели этот необычный образ Богородицы, который сегодня располагается в специально выстроенном для него храме. Однако долгие годы до этого икона странствовала, переходя из рук в руки.
Считается, что впервые она появилась у египетских христиан, которые молились перед ней и считали лик чудотворным. Но в период гонений они отдали свою святыню морякам, обещавшим доставить ее в Константинополь. В пути судно ограбили пираты-сарацины, однако владели они иконой недолго. Буквально через несколько недель сами они стали жертвой греческих пиратов. Уже они доставили образ в подарок императору Константинополя.
Там она находилась долгое время, а в двенадцатом веке ее доставили на Кипр в красивый храм, выстроенный в живописном месте. Здесь она находится и по сей день. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, которые страдают тяжелыми болезнями. За столетия накопилось множество свидетельств чудесных исцелений, которые давались по большой вере и искренней молитве.
Интересно, что самого лика Девы Марии и Христа на ее руках никто не видел уже долгие годы. По неведомой причине икона по диагонали закрыта пеленою. Поэтому паломники, да и сами служители церкви, а также монастыря, возникшего рядом, никогда не видели ее полностью.
Молитвы Богородице
Многие интересуются тем, какие молитвы к празднику Собора Пресвятой Богородицы необходимо читать в храме. На этот счет нет единого мнения, ведь главное, чтобы это обращение было максимально искренним. Поэтому молиться можно даже простыми словами, идущими от самого сердца.
Однако если вы все же предпочитаете определенные молитвы, то одну из возможных мы приводим ниже.
Так как она достаточно длинная, то в праздник вы можете взять с собой в храм ее напечатанный текст. Его будет уместно читать у иконы Девы Марии или в любом другом месте.