«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Многие святые оставили после себя не только память о деяниях и чудесах, но и прочие труды, которые и в наше время не теряют своей популярности. Так к таким относят руководство к духовной жизни Варсонофия Великого. В нем он подробно постарался растолковать о том, что стоит совершать и чего не нужно при желании соблюдения богоугодного жития.
Житие святого
Родился он в Египте. Он был самым ревностным подвижником. Есть упоминания о том, что неподалеку от монастыря Аввы Серида он построил себе небольшую келию. Там он провел достаточно длительное время в служении Господу и ревностной молитве. Так и началось житие, посвященное Богу.
Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Серафим Вырицкий: житие, мощи, молитва
За такую свое преданность ему был дарован дар прозорливости. Немного позже перешел в еще более тесное помещение, где провел 50 лет в работе над трудами и подвигами. Постоянные молитвы позволили ему достичь высокой степени духовного совершенства. О его подвигах есть упоминания в некоторых рукописях.
Относительно даты смерти, но она также не однозначна. Большинство склоняется к тому, что он закончил свой жизненный путь в 563 году. День памяти его считается 19 февраля.
Путь к служению
О точной дате рождения и семье святителя практически нет достоверных данных. Историк Евагрий отмечает, что во второй половине VI столетия его уже почитали в качестве великого подвижника и Божьего угодника.
Преподобный Варсонофий Великий
Латинская версия жития повествует, что он еще в юности отправился в качестве паломника на Святую землю, посетил несколько монастырей и принял постриг от аскета по имени Маркелл. Варсонофий жил вместе со своим духовным наставником, а после смерти учителя несколько лет являлся странствующим отшельником.
- В своё время святитель поселился в обители аввы Серида, которая находилась на юге от Палестинского города Гиза. Многие другие монастыри желали видеть в своих стенах преподобного Варсонофия, но он выбрали тот, который никогда не искал его.
- Первоначально святитель расположился в келье, находящейся на территории обители, но вскоре он удалился в затворничество. Сам аскет отмечал, что этот шаг можно сравнить с символическим заключением себя в воображаемом гробу ради славы Господней. В уединенной келье святитель провел более 50 лет, строжайшим образом следя за собственной деятельностью. Он практически никого не принимал, показывая тем самым, что для него все равны.
- Однако один раз в неделю к отшельнику приходил сам авва Серид и приносил три куска хлеба и немного воды. Гость читал Варсонофию вопросы, которые интересовали прихожан монастыря и записывал ответы аскета. Некоторые иноки стали сомневаться в их истинности, так как отшельник был полностью недоступен для всех, кроме Серида. Поэтому многие решили, что именно основатель монастыря составляет эти нравоучительные и духовно полезные ответы. Тогда Варсонофий принял всех сомневающихся и умыл гостям ноги.
- Великий отшельник никогда не оставлял трудов несмотря на постоянные боли и немощь. Он забывал о пище и воде, говоря, что Святой Дух есть все необходимое ему. Спустя много лет практики, Бог одарил святого отшельника способностью видеть истинный мир. Его назначили духовным руководителем многих близлежащих монастырей, учителем клира и мирян, несмотря на тот факт, что аскет был фактически заперт в своей уединенной келье. Великий отшельник прославился в округе своим непоколебимым смирением, способностью здравого рассуждения, прозорливостью, любовью ко всем существам и чудотворениями.
Интересно! В латинской версии жития говорится: преподобный Варсонофий единожды нарушил обет уединения и отправился в Константинополь, чтобы ходатайствовать об иноках своей области, которые проявили несогласие с богословским учением Оригена.
Император Юстиниан колебался в своем решении, то принимая сторону этого положения, то отвергая её, поэтому часто одна из двух противоборствующих сторон страдала от упреков правителя. Варсонофий, видя нерешительность императора в этом сложном богословском вопросе, советовал ему не бояться мирского и положится на волю Всевышнего.
В чем помогает святой
Способности его не раз проявлялись в тех случаях, когда к нему обращались за помощью. В большинстве случаев они связаны с прошениями:
- об исцелении;
- о даровании принятия правильного решения;
- о наставлении на путь истинный;
- прощении всех прегрешений.
Самой распространенной считается чтение молитвы Варсонофия Великого о забытых грехах. Ведь многие согласятся с тем, что мы не всегда запоминаем то, какие мелкие прегрешения были нами совершены. В таком случае поможет ее чтение.
«Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.»
Произносить ее можно перед иконой или без. Важно в данный момент сосредоточится на словах, которые исходят и постараться очистить Ваши помыслы. Сильная вера и открытая душа способны сотворить множество чудес.
Образование святого
Варсонофий был хорошо образован. Образован был и его ученик, авва Дорофей, и Варсонофий не видел в этом никакого препятствия к спасению, но направлял ученика, пользуясь и его образованностью в том числе.
Вообще святые отцы считали, что разум нужно не отбросить, а обожить. Они были открыты к знанию. Иоанн Дамаскин, Блаженный Августин, Василий Великий много пишут в своих книгах о достижениях современной им науки. Сейчас эти фрагменты кажутся нелепыми, но это не вина отцов – они доверяли современному им знанию.
Например, свт. Феофилакт Болгарский рассказывает о происхождении жемчуга в море так: моллюск раскрывает раковину, и туда бьёт молния, молния рождает раковину. Это древнее научное предположение он связывает с Рождением Христа от Девы по наитию Духа.
Подобные примеры есть и у Дамаскина. Однако это естественно, так как научная картина мира менялась много раз. Поэтому здесь нам важно само доверие отцов науке.
Григорий Богослов цитировал языческих авторов не реже Писания.
Василий Великий перенимал знания у язычников, конечно, пользуясь методикой святого апологета философа.
О. Сергий Булгаков пишет: «Христианство из греко-римской культуры избирает и воспринимает своё, то, что принадлежит ему как христианство до Христа».
Например, Сократ говорил, что Бог видим в Своих деяниях, что истинное познание исходит от Него и должно вести к Нему. Он с удивительной для язычника чуткостью заметил, что добродетели и пороки каждого человека сказываются на судьбе всех грядущих поколений, на всём космическом порядке вещей. Нетрудно заметить, что святым подвижникам была открыта вселенская связь всего со всем и влияние личного греха на осквернение мира. Сократ, не имея прозорливого вникновения христианских подвижников, за много столетий до них говорит то же самое. Это возможно, так как Бог даёт подлинный авторам вникновение в мир и его суть.
Христиане, подобно этому, брали из язычества. Всё это присутствовало и в христианстве, но ещё не было выражено такими красивыми словами.
Христиане заимствовали также некоторые методы и аспекты знаний из античной науки. Логические законы, искусство спора. Перенимали и конкретные знания.
Поэтому Василий Великий благословлял христиан изучать античных авторов и сам их штудировал.
Ведь свет античности – свет христианского Бога. Так это понимали такие отцы, как Григорий Богослов. Античность об этом не знает, но мы знаем. А нам дорого всё Господне.
Многие отцы имели лучшее для своей эпохи образование. Таковы и наши современники: Николай Сербский, Иустин Сербский.
И всем им приходилось выслушивать обиды со стороны неучей, которые всех хотели видеть столь же невежественными.
Архимандрит Киприан Керн пишет об этом: «Отцы классической эпохи православного богословия – святитель Афанасий, каппадокийцы, святой Максим Исповедник, патриарх Фотий, святой Иоанн Дамаскин и многие другие – были для своего времени представителями самой широкой интеллектуальной культуры. Они стояли на уровне утонченной элиты той эпохи… Они в совершенстве знали философию, риторику, математику, музыку… Отдавая бесспорное первенство духовной подготовке и благочестию, они нисколько не опасались того, что светская образованность как-то сможет помешать их благочестию и духовности. И на самом деле, ни их смирение, ни их вера, ни их молитвенный подвиг не страдали от того, что они знали Платона, Аристотеля, Гомера, Вергилия и подобных. Кто хотя бы немного углубился в изучение патристики и читал святых отцов хотя бы в издании Миня, тот не может не удивиться образованности и высокому уровню тех, кого хотят представить простачками и обскурантами. Обскурантами и простачками их хотели именно представить враги христианства Лукиан, Цельс, Юлиан, но на самом деле святые отцы поражали даже язычников своей ‟внешней”, то есть интеллектуальной подготовкой».
Киприан Керн из этого факта делает важный вывод о необходимости для христианина интеллектуальной подготовки, хотя бы в миссионерских целях. Всегда хорошо знать историю, литературу, науку лучше своего собеседника, чтобы помочь ему увидеть во всём следы Божии.
Одна студентка, учившаяся на духовном факультете, рассказывала, что до прохождения учёбы не могла спорить со своим учёным мужем на тему Церкви. А после того как выучилась, легко побеждает мужа, когда тот выдвигает против Церкви некие нелепые обвинения.
И ещё одно. Есть древний апостольский принцип: вначале – душевное, потом – духовное. Знания и культура и обеспечивают душевное у человека, так как эта душевность на самом деле коренится в Духе.
Один священник рассказывал о своем посещении оптинского старца игумена Феодора Трутнева такую историю:
«Душа горела любовью к монашеству, желанием непрестанной молитвы, подвига и поста. И вот я подошёл к игумену Феодору (Трутневу): – Батюшка, благословите ‟Добротолюбие” читать. Он посмотрел на меня со своей неизменной мягкой улыбкой и сказал: – Не надо, ты сейчас лучше сказки читай… Вот такой неожиданный был ответ, но как я сейчас понимаю, глубокий и мудрый. Ведь что главное в сказках? Да то же, что и в ‟Добротолюбии”».
К одному старцу на Афон приехал юноша и спросил, книги каких святых отцов ему старец посоветует читать. А старец ему: «Читайте Диккенса». И в ответ на удивление юноши он объяснил, что, прежде чем стать святым, надо стать хорошим человеком.
Святой Варсонофий Оптинский: «Русская литература, в ее лучших представителях, в лице ее политических гигантов, там, где она кипит высшими творческими замыслами, есть литература пророческая по преимуществу. В ней все стремится к Небесам чистейшим пламенем увлечения и восторга. Это литература, вся сила которой в ее патетическом искании высшей правды, высшей справедливости, Живого Бога, живого человека. В ней все мотивы человеческой жизни сведены, как это и должно быть в литературе великой, к своим нравственным религиозным корням».
Блаженный Иероним: «Читать древних, одобрять некоторых, усваивать, что хорошо в них, и не отступать от веры Церкви».
Святой Иоанн Дамаскин: «Если мы сможем получить что-либо полезное для себя из внешних писаний, то и это не запрещено… наилучшие мысли возьмём себе».
Обратимся и к Библии: «Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египтян» (Исх. 3:22).
Святой Григорий Нисский и Блаженный Августин толкуют это место сходным образом. «Заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, и словесные произведения, и всё, что уважается пребывающими вне церкви, наставник добродетели повелевает взять в виде займа у богатых подобным сему в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени, когда нужно будет божественный храм таинства украсить словесным богатством» (Григорий Нисский).
Труды Варсонофия
Упоминания о Варсонофии Великом и Иоанне пророке есть в виде ответов. В них говорится о том, что святые давали наставления по поводу благочестивой жизни верующих. Их расценивают также как и руководство к духовной жизни направлено не только на современников, но и на все последующие поколения. Соблюдая их можно заметить свой рост и развитие в духовной сфере.
Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Афанасий Великий
Основные аспекты, которые он советуют соблюдать, считаются:
- хранение сердца;
- рассуждения и огненная любовь;
- пост;
- непрестанная молитва;
- безмолвие.
Придерживаясь всего этого можно достичь максимума. За такие его деяния он был одарен возможностью врачевания, предвидения и прозорливости.
Храни Вас Господи!
Смотрите еще видео рассказ о святом Варсонофие:
Учителя духовной жизни — Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
иерей Августин Соколовски Прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк 19 февраля Церковь празднует память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Святые были великими подвижниками, учителями духовной жизни. Их появление в истории Церкви ознаменовало собой окончание великой славной первоначальной монашеской эпохи. Празднование их памяти – это приношение Церкви особенной самобытной подвижнической традиции, некогда процветавшей в монастырях Газы.
Появление монашества в Палестине было тесно связано с развитием паломничества к Святым Местам. Монашеская традиция здесь не была однородной, и развивалась в, как минимум, трех основных центрах: собственно Палестине, на Синае и в окрестностях Газы. Олицетворением монашества в Палестине на все времена стали Евфимий Великий (377-473) и Савва Освященный (439-532); на Синае – Иоанн Лествичник (579-649); в Газе – Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Великий древний библейский город Газа, в котором некогда Самсон обрушил храм Дагона, погубив филистимлян (Суд.16;23-30), всегда лежал на пересечении торговых дорог. На пути из Иерусалима Апостол Филипп крестил здесь эфиопского евнуха (Деян.8,26). В первые века христианской эры Газа была центром культуры и образованности. Здесь процветало училище ораторского искусства и была даже собственная самобытная богословская школа.
В окрестностях Газы существовали монастыри. Начало монашеской жизни здесь было положено Иларионом Великим (291-372). Епископом Маюма близ Газы был антихалкидонит Петр Ивер (411-491), которому ряд ученых приписывает авторство произведений, вошедших в историю с именем Дионисия Ареопагита. Там же принял постриг величайший монофизитский богослов, епископ Север Антиохийский (465-538). В Газе учил и писал свои произведения великий оратор и экзегет Прокопий Газский (475-528). Здесь же родился и подвизался Авва Дорофей (510-580), и ученик его Досифей (VI век).
Варсонофий Великий был родом из Египта. Однако, о его происхождении и юности мы ничего не знаем. При изучении его биографии создается впечатление, что, подобно древним библейским пророкам, Бог просто сохранял его жизнь под покровом. О Варсонофии написал совсем немного Евагрий Схоластик (536-590) в своей «Церковной Истории»: «В то время во многих местах жили мужи богоносные и великие чудотворцы. К числу таких мужей, всюду просиявших славой, принадлежит Варсонофий, родом египтянин. В одном монастыре близ города Газы он во плоти проводил жизнь бесплотную и совершил множество чудес, которых и не упомнишь. Все уверены, что он еще живет, заключившись в хижине, хотя уже больше 50 лет, как он скрылся от взора» (IV,33). Сохранилась также латинская версия жития святого. Путем тщательной реконструкции отдельные сведения о жизни Варсонофия удалось почерпнуть из его ответов на вопросы учеников. По особому промыслу Божию, хотя сам Варсонофий ничего не писал, таких ответов сохранилось чрезвычайно много.
Житие Варсонофия, а также свидетельства его переписки, доносят до нас пример удивительного, синергического и, пожалуй, неповторимого в истории взаимодействия святых: самого Варсонофия, Иоанна Пророка, Аввы Дорофея и Аввы Серида, именем которого назван был монастырь. Итак, Варсонофий постоянно пребывал в отшельничестве, Иоанн следовал за ним. Так, он 18 лет прожил в затворе в келье, где до этого подвизался Варсонофий.
Серид приносил Варсонофию причастие и пищу, а Дорофей был учеником Серида. Отцы передавали Варсонофию и Иоанну вопросы из мира, и записывали их. Иоанн также давал ответы, которые, по мнению исследователей, отличались большим практическим смыслом. Ответы Варсонофия более пространны. В русском переводе издано более 850 ответов обоих отцов. После кончины Серида ответы записывал игумен Илиан. Дорофей собрал все ответы вместе. Учеником Дорофея был Досифей.
Варсонофий обладал даром совершать знамения, Иоанн мог предвидеть будущее, а потому именовался Пророком. Помимо этого, об Иоанне неизвестно почти ничего. Он отошел ко Господу весьма рано, около 540 года, вскоре после Серида. Помимо Иоанна, Серида и Дорофея, Варсонофий едва ли кому доверял. Он был прирожденным и убежденным отшельником. Боговидение в одиночестве было его призванием. Характерной чертой мировоззрения Варсонофия было уклонение от богословских споров.
Интересно деление писем Варсонофия и Иоанна в соответствии с адресатами. В первой части помещены письма отшельникам, во второй — монахам в общежитии, и, наконец, в третьей, отдельной рубрике, мирянам и епископам. Древняя Церковь считала монашество и епископство несовместимым, епископ был обречен жить в миру. Время Варсонофия и Иоанна завершило собой эпоху, когда казалось, что вскоре Вселенная станет христианской, а монашествующих становилось все больше по всей земле. Парафразируя великого каппадокийца Григория Нисского, «все люди должны стать монахами, чтобы Господь был вынужден скорее прийти вновь».
Варсонофий отошел ко Господу в 563 году, за семь лет до рождения мусульманского пророка Мухаммеда. В 635 Газа была завоевана арабами. Так рождался новый, не монашеский мир. В Православном Богословском Словаре 1913 года Газа именуется укрепленным городом в Палестине, свидетелем подвигов Самсона, с 16000 жителей. В настоящее время в городе проживает 410000 человек. Следы древнего монашеского присутствия давно стерты.
Память преподобных Варсонофия и Иоанна важна как ключ к пониманию монашества. Монашество как Институт? Монашество как власть? Монашество как обеты? Монашество как таинство?
Монашество как хождение пред Богом. Как здесь и сейчас, как чистое ad hoc. Об этом молились и в это верили древние аскеты. Для них монашество было призывом Апокалипсиса, никогда не оставлять Христа — Первую Любовь (ср.Апок.4,2).
Варсонофий — Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
И я, Серид [9], скажу тебе дивную вещь: когда Старец говорил сие, я подумал про себя: как могу удержать все сие в памяти, чтобы написать (после)? Если бы угодно было Cтарцу, то я мог бы принести сюда чернила и хартию и, слушая его, писать слово за словом. Старец же проникнул мысль мою, и лице его просияло, как огнь, и он сказал мне: «Поди, напиши, и не бойся; ибо если я скажу тебе и бесчисленное множество слов, с тем чтобы ты написал их, то знай, что Дух Божий не попустит тебе написать ни одним словом больше или меньше сказанного, хотя бы ты и сам пожелал того, но наставит руку твою, как написать сказанное в последовательном порядке».
Ответ 2, того же Великого Старца к тому же, предвозвещающий ему различные скорби, которые его ожидают, и телесную болезнь, а чрез них душевное преспеяние.
Скажи брату Иоанну: утверди сердце твое подобно твердому камню (камень же разумею мысленный), дабы ты мог услышать, что я намерен тебе сказать. Внимай же себе, чтобы, услышав сие, ты не вознесся в сердце своем и не отпал от духовного обетования; потому что напыщение погубило многих и из достигших в меру (духовного преспеяния). Но приготовься к благодарению за все, слыша слово святого апостола: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), и будешь ли ты в скорбях, или в нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных, за все постигающее тебя благодари Бога. Надеюсь же, что и ты достигнешь в покой Его (Евр. 4, 3); ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Итак, не сомневайся душою твоею и не расслабевай ни в чем сердцем твоим, но вспоминай апостольское слово: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест. Когда же перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его; и потом будешь безмолвствовать без всяких забот, имея душу, утвержденную во Господе и всегда прилепляющуюся к Нему, верою соблюдаемую, упованием радующуюся (Рим. 12, 12), любовию веселящуюся, хранимую Святою Единосущною Троицею; и тогда исполнится на тебе сказанное: да возвеселятся небеса, и да радуется земля (Пс. 95, 11). Ибо такова беспопечительная жизнь человека Божия. Отец, Сын и Святой Дух радуются о спасении души твоей, возлюбленный брат мой.
Ответ 3, другого Старца [10] тому же [11], на прошение его побеседовать с ним.
Скажи брату: прости меня Господа ради, — и желал бы я увидеть тебя, но, сберегая совесть других от (соблазна), не нахожу к тому удобства. Сорадуюсь же любви твоей о посылаемых тебе от Святого Старца благословениях, и блажен ты, что сподобился их.
Ответ 4. Когда искушение постигло монахов того места, где пребывал авва Иоанн, прежде перехода его в общежитие (аввы Серида), и смущение готово было возникнуть еще во время пребывания его там, Великий Старец, провидя сие духом, пишет ему следующее:
Напиши брату Иоанну: посылаю тебе три свидетельства от силы Божией и от Писаний Святого Духа, которыми возбуждаю твой ум к Божественной бдительности и к уразумению (внушений) Святого Духа для того, чтобы ты мог познать обстоятельства настоящего времени, каковы они. Первое свидетельство есть следующее: Бог сказал чрез пророка Исаию: идите, людие Мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало, елико, елико, дондеже мимоидет гнев Господень (Ис. 26, 20). Второе свидетельство: изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17–18). Третье свидетельство: блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 15–16). Я же говорю тебе: спеши к тому, что предстоит тебе, и скорее доверши дело свое, вспоминая Господа твоего, сказавшего: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62). Ибо вижу безмолвную жизнь, ожидающую тебя о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.
Ответ 5, того же Великого Старца авве (Сериду), который опечалился тем, что авва Иоанн замедлил придти к ним, и заключил из этого, что он уже вовсе не придет.
Не скорби, сын мой, и не печалься о брате нашем; хотя он и отсутствует телом, но духом он здесь и всегда пребывает с нами; потому что он единодушен нам, и никто не разлучит его от любви нашей, от ныне и до века.
6. Послание того же Великого Старца, писанное к авве Иоанну в обитель святого Саввы [12], когда он, по некоторым потребностям общежития, находился в своей стране и был беспокоим телесной бранью.
Напиши брату: вот ты находишься еще вне (обители и безмолвия), трудясь по силе твоей ради Бога и ради душ братий твоих, более же ради нашего и твоего собственного покоя и безмолвия. Потому что, когда братия будут успокоены и покрыты попечением нашим, тогда и мы чрез них найдем совершенное безмолвие. И исполнится на нас слово Писания: брат от брата помогаемь, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 19). Оставь все близкие отношения, которые имеешь к некоторым, и извинения себя тем, что ты находишься вне обители. Удали от себя повод (к брани), прерви близкое сношение с кем бы то ни было, если оно увлекает тебя к прежнему. Если же не поступишь так, то не можешь безмолвствовать совершенным безмолвием. Так и мы поступили. Надеюсь несомненно, что, когда исполнишь это, будешь безмолвствовать: и таким образом, при содействии Божием, жребий твой и часть твоя будет с нами вовек. Никому не открывай того, что теперь пишу тебе. Если при настоящем труде твоем будешь иметь успех, благодари Бога и молись Ему. Сие-то и значит: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18). Итак, не вознерадим воздавать благодарение Богу, чтобы не уподобиться тому человеку, о котором ты некогда рассказывал, что однажды, когда он шел в церковь молиться о ниспослании ему пищи, и встретился с ним некто, и сказал: обедай сегодня у меня, а потом пойдешь, помолишься; то он отвечал: (молиться) не пойду, потому что я уже получил то, чего шел просить у Бога. Но мы, получим ли или не получим (желаемое), будем приносить молитву и благодарение Богу. Старайся же всегда носить мертвость Господа Иисуса в теле своем (2 Кор. 4, 10).
Ответ 7, того же Великого Старца к тому же, который должен был пойти с братиею собирать (запас) для рукоделия и боялся пустынности тех мест; напоминание ему о трезвении над собою, против беспокоящей его телесной брани, и обещание содействия Божия в его стремлении — удалиться к ним на безмолвие.
Скажи призванному свыше Божественным мановением жить с нами не только в нынешнем, но и в будущем веке, искреннему и единодушному брату нашему Иоанну: Владыка наш Христос сказал Своим ученикам: не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц лучши есте вы. Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 29–32). Итак, внимай себе бдительно, чтобы иметь всегда Бога пред собою, да исполнится и на тебе пророческое слово: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8). От всей души своей простри руки свои к тому, что предстоит тебе, и всегда поучайся в оном, чтобы услышать глас Божий: се, послю Ангела Моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою (Мф. 11, 10).
8. Тот же брат, немало потрудясь и не нашедши (запаса) для рукоделия, скорбел и удивлялся, отчего, по слову Старца, не был послан Ангел пред лицом его, не разумея, что это относилось к устранению препятствий, мешавших ему удалиться на безмолвие; по сему случаю Старец пишет ему следующее:
Напиши брату: пока корабль в море, он бывает подвержен опасностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опасностей, скорбей и приражений ветров, но пребывает в безопасности. Так и любовь твоя: пока ты пребываешь с людьми, — ожидай скорбей, опасностей и приражения мысленных ветров. Когда же достигнешь в уготованное тебе (пристанище безмолвия), тогда не будешь иметь страха. Относительно упомянутых мною прежде слов Владыки нашего: се, послю Ангела Моего пред лицем твоим, (знай, что) он был послан. Касательно же того, что вы не нашли (запаса для) рукоделия, (припомни) что Бог сказал в книге Моисеевой: сего ради обыде тя, и озлоби тя, и гладом замори (Втор. 8, 3) тя в пустыни, в жажди зноя в безводне (Втор. 32, 10); и уразумеются, яже в сердцы твоем (Втор. 8, 2). Пойми сказанное тебе мною, возлюбленный брат, и трудись неослабно и без сомнений.