Житие святителя Леонтия Ростовского
Будущий святитель Леонтий Ростовский родился не позднее 1051 года. Святой Симон (?— 22 мая 1226 г.), епископ Владимирский и Суздальский, в послании к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину (ум. после 1231 г.), приложенном к Печерскому патерику, перечисляя пострижеников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их святителя Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Будущий святитель был крещен еще во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира (ок. 960 — 1015 гг.) или Ярослава (ок. 978 — 1054 гг.), взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть») с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») [].
Леонтий хорошо знал книжное писание и с молодых лет чувствовал тягу к иноческой жизни, и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, возможно, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию (983-1073 гг.), что было не ранее 1032 года, откуда был призван на Ростовскую кафедру как образованный монах и рукоположен во епископа «как первый престольник» из иноков печерских прежде 1051 года, когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженик Киево-Печерского монастыря Иларион (ум. ок. 1055 г) [].
В Ростове святитель Леонтий являлся борцом за христианскую веру. Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая», по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы еще во времена князя Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион, изгнаны были из города [].
Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Епископ Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что взял с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» [].
Епископ Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени мери, но открытая его проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени епископ Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей [].
Проповедническая деятельность епископа Леонтия ожесточила сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы епископ вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его повелению в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством епископа и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног Леонтия. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. О преставлении епископа Леонтия сведения разноречивы: по одним данным, он скончался в мире, по другим — был убит толпой язычников; одни относят его кончину к 1070 году, другие полагают, что он был убит в 1073-м. Все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первой и второй редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного, но не как мученика. С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого Бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные» [].
Сочинения
В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия [6] говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.
- «Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец,» Памятники древнерусского канонического права
[Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.). - Изд. также: «Московские Епарх. Ведомости,» 1878, №№ 24, 25; «Ярославские Епарх. Ведомости» 1878, № 12; «Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.», СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.
Почитание святителя Леонтия Ростовского
Тело епископа Леонтия было погребено в соборном Успенском храме города Ростова, а нетленные его мощи были обретены в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским (ок. 1111 — 1174 гг.) каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положены в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его — 5 июня (23 мая ст. ст.) и написал канон, помещенный в служебной (майской) Минее. Но своды соборной церкви вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия были перенесены в церковь Иоанна Богослова и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и поставлены в приделе, посвященном святителю. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и его икону, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробной иконою. В 1800 году рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом придела во имя святителя Леонтия открыт был древний придел в честь него, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения его мощей; рядом со стенным изображением святителя Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под серебряною ракой святителя, была открыта замурованная из белого камня гробница, в которой и покоятся честные мощи святителя Леонтия [].
Святыня в Великом Устюге
Кроме Ростова есть и другие места в нашей стране, где просветитель пользуется особым почитанием. Одно из них — приход храма Святого Леонтия в Великом Устюге. Первая деревянная церковь, посвящённая ростовскому владыке, появилась здесь ещё много веков назад, в камне же её перестроили в середине XVIII века. Прихожане очень любили свой храм и жертвовали ему крупные суммы, а потому эта церковь постоянно обновлялась. К 1830 году она превратилась в просторное двухэтажное здание с несколькими приделами, огромной звонницей, ажурным каменным крыльцом и трапезной. Однако в советские годы храм был закрыт и вскоре пришёл в запустение. Удивительно, но его возрождение началось только в 2013 году и проводится силами местной общины прихожан. В 2015 году специально для церкви в Великом Устюге на средства благотворителей была написана новая алтарная икона просветителя Леонтия Ростовского. Говорят, что в этом храме святой откликается на молитвы верующих, которые приходят к нему со своими бедами и надеждами. Однако считается, что Леонтий Ростовский молится не только за простых людей, обратившихся к владыке с просьбами, но и за всю русскую землю. Не зря же называют его великим молитвенником апостольского служения.
Журнал: Тайны 20-го века №21, май 2022 года Рубрика: Христианские чудеса Автор: Елена Лякина
Метки: легенда, Русь, православие, Тайны 20 века, Леонтий, епископ, Ростов, Суздаль, икона, мощи, меря
- Назад
- Вперед
Тропарь, кондак и канон святителю Леонтию Ростовскому
Тропарь, глас 4
Апостолом сопричастник, и к Богу молебник верен, добродетельми превзыде на Небесная, и любовь возложи к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога, молися святителю Леонтие, да спасет душа наша.
Кондак, глас 4
Жития ради чистоты Всевидец Господь, свет Свой, насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.
Библиотека Русской веры Канон святителю Леонтию Ростовскому →
Читать онлайн
Святитель Леонтий Ростовский. Иконы
Святитель Леонтий Ростовский обычно на иконах изображается в полный рост. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой платом, держит Евангелие в драгоценном окладе. Святитель изображается в полном епископском облачении: на нем подризник с источниками, патрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, полиставрион, белый омофор и белый клобук.
Святитель Леонтий Ростовский. Последняя четверть XV в. Икона из деисусного чина собора ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский. Ок. 1497 г. Икона из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Святитель Леонтий Ростовский. XV в. «Ризница Троице — Сергиевой Лавры» СПГИХМЗ
Святитель Леонтий Ростовский. Первая треть XVI в. Происходит из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский. Первая половина — середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославль, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Святитель Леонтий Ростовский. Середина XVI в. Происходит из церкви Введения во храм в Ростове. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Святитель Леонтий Ростовский. Конец XVI в. Москва, ГИМ
Святитель Леонтий Ростовский. Шитье. Москва, 1514 г.
Также существует немало иконописных изображений святителя Леонтия Ростовского с другими святыми.
Святитель Леонтий Ростовский, митрополиты Петр и Алексий. Вторая четверть XV в. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов». Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
На иконе «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» изображены три святых епископа: слева — Кирилл Александрийский, в центре — Афанасий Александрийский, справа — Леонтий Ростовский. Они представлены в рост, фронтально, в почти одинаковых позах, с Евангелиями, прижатыми к груди левой рукой. Жесты правых рук варьируются: Кирилл и Леонтий благословляют, а Афанасий касается Евангелия, словно обращая на него внимание предстоящих иконе. Этот жест дополнительно подчеркивает важность символического смысла Евангелия и напоминает о том, что одно из главных предназначений святителей — наставлять паству истинной вере.
Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. Новгород, конец XV в. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
На иконе «Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий» святые изображены фронтально, в рост, в епископских облачениях. Они держат в руках Евангелия с ярко-красными обрезами и окладами, украшенными драгоценными камнями. Над фигурами святых представлен сегмент неба с полуфигурой Богородицы с Младенцем.
Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Конец XV в. (?). Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Петр митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — Вход в Иерусалим. Входит в серию таблеток из собора св. Софии в Новгороде. Конец XV — начало XVI вв. Москва, ГТГ
Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы: Авраамий, Игнатий, Исаия, Леонтий. Середина XVI в. Происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Авраамий, Никола, Леонтий, Герасим и Ангел-Хранитель. Ростов, вторая половина XVI в. Москва, частное собрание
Святители Петр, митрополит Московский, и Леонтий, епископ Ростовский, и преподобный Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Вход в Иерусалим». Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Спас Еммануил с Николой Чудотворцем Ростов, конец XVI в. Москва, Музеи Московского Кремля
Литература
- Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник
, М., 1871, 3-22. - Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т.
, СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317. - Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского
, М., 1893. - Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники
, М., 1896, 141. - Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями
, 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142. - Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв)
, СПб., 1906, 210—211. - Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых
[Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167—168. - Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии
, СПб., 1882, 323-329. - Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т.
, М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433. - Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость
, Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139. - Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве
, Киев, 1915, 15. - Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып.
, Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129. - Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен
, 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148—151. - Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого
, 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13. - Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви
, М., 1873, 47-49. - Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк
, М., 1881, 335 (прим.). - Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей
, Киев, 1913, 1417. - Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви
, СПб., 1877, 329. - Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения
, СПб., 1899, 391. - Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь
, СПб., 1891, № 615. - Ярославские епархиальные ведомости
, 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29. - Душеполезное чтение
, М., 1885, май, 44-66. - Православный собеседник
, Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302—303. - Исторический вестник
, СПб., 1886, т. 23, 76. - Известия по Казанской епархии
, 1885, № 7, 144. - Русский паломник
, 1911, № 22, 347. - Леонид (Поляков), архиеп., «Святитель Леонтий, епископ Ростовский,» Журнал Московской Патриархии
, М., 1964, № 6, 66-68. - Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т.
[Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519. - Русский биографический словарь: в 25 т.
, СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223. - Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи
, М., 1888, 22. - Минея май
, М., 1987, ч. 3, с. 20-21: - Творогов, О. В., «Леонтий,» Словарь книжников и книжности Древней Руси
, Л., 1987, вып. 1, 229-230. - Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т.
, М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138. - Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ — сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви
, М., 1995, т. 2, 650. - Мельник А.Г., «Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик?» // Сообщения Ростовского музея / — Ростов, 2003. — Вып. 14. — с. 86-90:
Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость)
, Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
Белый клобук святителя Леонтия
На иконописных изображениях святитель Леонтий Ростовский предстает в белом клобуке. Русские святители носили именно белый клобук. В известном памятнике древнерусской литературы XV-XVI веков «Повесть о белом клобуке» говорится о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима». Первая часть повести — это «Послание Димитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Димитрий Толмач (он же Митька Малый) рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошел в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька ее записал. Во второй части повести пересказывается подложное латинское сочинение «Дар Константина»: слоновая проказа императора, желание Константина зарезать младенцев, отказ от этого желания, явление Константину во сне апостолов Петра и Павла, крещение Константина Сильвестром, благодарность Константина. В третьей части повести рассказывается, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь. Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».
В 1564 году при царе Иване IV эта традиция о праве московского святителя носить белый клобук была возрождена: «И, когда сошлись наши богомольцы, мы с теми своими богомольцами совет держали, с архиепископами и епископами: с Пимином, архиепископом Великого Новгорода и Пскова, с Никандром, архиепископом Ростовским и Ярославским, с Трифоном, архиепископом Полоцким, с Афанасием, епископом Суздальским и Тарусским, с Семионом, епископом Смоленским и Брянским, с Филофееем, епископом Рязанским и Муромским, с Вараламом, епископом Коломенским и Каширским, Матфеем, епископом Сарским и Подонским, с Иасафом, епископом Пермским и Вологодским, и с архимандритами и с игуменами и со всем освященным собором о том, что отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук. А прежние русские первопрестольники митрополиты и чудотворцы Петр и Алексий, и Иван, архиепископ Новгородский, и Леонтий, и Игнатий, и Исайя, ростовские чудотворцы, носили белые клобуки. И отцу нашему и богомольцу митрополиту (следует) эту высокопрестольную древнюю почесть восстановить: носить бы ему белый клобук с рясами, потому что прежние русские первопрестольники и чудотворцы Петр и Алексий, митрополиты, писаны на иконах в белых клобуках, да и Ивана, архиепископа Новгородского, и Леонтия и Исайю и Игнатия, ростовских чудотворцев, пишут в белых клобуках. А которые митрополиты Российской митрополии были на том высочайшем престоле после первопрестольников Петра и Алексия митрополитов и чудотворцев, а также и ростовские архиепископы и епископы, все носили черные клобуки. А того в писании не нашли, почему белые клобуки отставлены. А богомолец наш Пимин, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, носит белый клобук, и прежние архиепископы новгородские носили белые же клобуки, а писания тому тоже нет, по какому случаю архиепископы новгородские носят белые клобуки. А также наши богомольцы архиепископ Великого Новгорода и Пскова и архиепископ Казанский и Свияжский печатают грамоты благословенные и посыльные красным воском, а митрополит печатает благословенные и посыльные грамоты черным воском. А (ведь) митрополит есть высочайший сан Русской митрополии, архиепископам и епископам всем глава. А в той его высокопрестольной степени перед архиепископами и епископами почести нет: митрополит носит черный клобук, и владыки все носят черные же клобуки, а архиепископ новгородской носит белый клобук. И мы, великий государь царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, со всеми своими богомольцами с преосвященными архиепископами и епископами, и с честнейшими архимандритами, и с игуменами, и со всем освященным собором подвигнулись духовно и уложили и утвердили, что от сего времени и впредь, кому благоволят Бог и Пречистая Богородица и русские митрополиты Петр, Алексий и Иона чудотворцы быть на великой степени Русской митрополии, или какие иные митрополиты на том престоле будут и почесть для него установили древнюю: носить ему клобук белый с рясами и с херувимом, так как прежние первопрестольники Петр чудотворец и Алексей чудотворец носили белые клобуки, да и ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий чудотворцы носили белые клобуки. А также митрополиту запечатывать грамоты благословенные, ставленные и посыльные красным воском; а на печати быть Пречистой Богородице с Младенцем, а на другой стороне быть руке благословенной, а вокруг нее быть подписи с митрополичьим именем. А архиепископу Великого Новгорода и Пскова носить белый клобук и печать красным воском по прежнему обычаю; и архиепископу Казанскому печатать также красным воском. И по этому уложению царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своими богомольцами с архиепископами и епископами, архимандритами и игуменами, и со всем освященным собором сию грамоту для укрепления велели написать. И к сей грамоте велел государь печать свою привесить»[].
После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские. В 1667 году «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению Большого Московского Собора как «лживая и неправая».
Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского
В народе день памяти святителя Леонтия Ростовского наши предки называли Леонтий огуречник, он же Леонтий коноплянник, поскольку заканчивались соответствующие полевые работы. В этот день крестьяне заканчивали посадку огурцов и обрабатывали коноплю. Из конопли вырабатывали пеньку — сырье для веревок и канатов, а также масло. Конопляное масло употребляли в пищу, а также использовали при ожогах и ранах. Считалось, что покровительствует данным видам работ святитель Леонтий. Также известны некоторые приметы на этот день:
- если на Леонтия огуречника ворковала горлинка, то это примета, согласно которой следовало приступать к посеву конопли;
- если после ливня роса быстро высыхала, то это говорило об улучшении погоды;
- жужжащие во время полета жуки предсказывали потепление;
- поникшие цветки клевера указывали на выпадение осадков;
- если на боярышнике много цветков, то зима обещала быть морозной и заснеженной;
- если рассада капусты требовала дополнительного полива, то это примета того, что июль будет богат на осадки;
- если Млечный путь не имел искажений, то это примета солнечной погоды.