митр. Иларион, митр. Каллист (Уэр), еп. Марк, архим. ЕфремТрёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Пост в православии – это очень ответственное для каждого верующего время, в которое происходит борьба со страстями, воздержание от всего, что может встать между человеком и Богом. Соблюдая его, христиане употребляют более легкую пищу, ограничивают себя в общении и в различных удовольствиях. Согласно Священному Писанию, пост считается одним из средств спасения души. По утверждению многих духовных отцов, он укрепляет дух и тело. Церковь рекомендует поститься накануне некоторых священных обрядов, о которых будет рассказано далее.

Всегда ли нужен пост перед исповедью и причастием

Пост перед исповедью не является строго обязательным, если она проводится без последующего причастия. Поститься надо лишь в том случае, если исповедальный обряд будет соединяться с данным таинством.

В отличие от исповеди поститься перед причастием нужно всегда. Этот ритуал считается одним из важнейших для христиан. Причастие символизирует собой единение с Богом посредством принятия Христовых Тайн – хлеба (Тела Христова) и вина (Его Крови). Причащаясь, мирянин получает надежду на спасение своей души. Делать это можно достаточно часто, однако лучше всего – не менее одного раза в месяц

Каждое воскресенье в православных храмах проходит литургия – утренняя Божественная служба, во время которой обязательно проводится исповедь с причастием. Приходя в церковь в этот день для исповедания и причащения, нужно обязательно правильно подготовиться.

В прошлом верующим людям, которые держали пост перед причастием, требовалось поститься не менее одной недели. Сегодня православная церковь позволяет мирянам ограничивать себя меньше – на протяжении трех дней.

Евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

Причащение Святых Тайн христианами натощак — древняя общецерковная норма[1]. Её устанавливают 16-е правило святителя Тимофея Александрийского, каноны 41 (50)[2], 47 (58) Карфагенского Собора и 29-е правило Пято-Шестого Вселенского (Трулльского) Собора. Кроме того, в указанном 47-м каноне отцы Карфагенского собора, говоря о том, что Божественную Литургию можно служить только натощак, делают отсылку к I Вселенскому Собору: «мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие»[3].

Каноны устанавливают не только общий принцип, но и специально оговаривают случаи, когда Литургия служится не в обычное, утреннее, а в более позднее время — после обеда, вечером: при поздней Евхаристии причащение также должно совершаться натощак. В 41-м каноне Карфагенского собора говорится: «Аще же память будет неких в вечернее время скончавшихся епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими»[4]. В процитированном выше 47-м правиле также говорится о том, что при позднем служении Литургии (после обеда) её совершают «не ядшими».

Как известно, одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ в 2015 году документ «Об участии верных в Евхаристии», ссылаясь на решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, дозволяет шестичасовой евхаристический пост перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время (п. II.2).

Решение Священного Синода в 1968 году было принято в ответ на прошения зарубежных архиереев на основании исторической справки профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского (см. Приложение). Профессор Н. Д. Успенский сообщил, что «прямых правил, которые отменяли бы воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет», но указал, что 29-е правило Трулльского Собора упоминает «неких отцов», разрешавших причащение Святых Даров в Великий Четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви». Таким образом, заключает Н. Д. Успенский, «церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Святых Тайн и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано «полезным для Церкви»«.

Действительно, 41-е правило Карфагенского Собора разрешает в качестве исключения раз в году (в Великий Четверг) причащаться не натощак. Однако канон 29 Трулльского Собора это правило о.

Рассмотрение двух этих правил приводит к следующим выводам:

1) Каноны 41 (50) и 47 (58) Карфагенского собора однозначно говорят, что отцы Карфагенского собора допускали причащение только строго натощак. Единственным исключением был Великий Четверг, никаких других случаев не предполагалось. Поэтому рассматривать этот канон в качестве прецедента для возможности причащаться не натощак в другие дни года некорректно.

Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Это — торжественный день воспоминания о Тайной Вечере, в который совершается полная Литургия. Очевидно, вкушение пищи до Причастия в Карфагенской Церкви дозволялось не потому, что люди не могли воздерживаться без пищи и питья до Причастия, а в подражание евангельским событиям, когда Господь причастил апостолов уже после вкушения ими трапезы (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25)[5].

Знаменитый византийский канонист диакон Алексий Аристин, предупреждая возможные попытки пересмотреть канонический запрет и обратиться непосредственно к евангельским событиям Тайной Вечери, писал: «Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай Церкви, и священники не вкушая пищи и питья должны приносить в алтаре Святые Дары, точно также и причающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и питья»[6].

2) Но даже если допустить, что 41-й карфагенский канон создаёт прецедент для возможности причащаться не натощак, обязательность евхаристического поста остаётся непреложной, так как отцы Трулльского собора — по статусу Пято-Шестого Вселенского — отменили данное постановление поместного Карфагенского собора. Это решение, принятое на общеправославном уровне, с того времени и доныне стало нормативным для всех Поместных Церквей. Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться натощак всегда, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время.

Для полноты освещения этого вопроса к каноническому анализу хотелось бы добавить несколько аскетико-литургических рассуждений.

Установленное богослужебным уставом служение Литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней (здесь не важно, насколько точно в «вечернее» время: в 14:00, 15:00, 18:00) входит в общую систему аскетического подвига Великого Поста, когда вкушение пищи позволяется лишь один раз в день после вечерни. И поэтому воздержание от пищи и питья до Литургии Преждеосвященных Даров в Пост — это одновременно и соблюдение евхаристического поста, и поста Великого.

Стремление соблюсти букву устава о служении этой Литургии в вечернее астрономическое время[7] будет неминуемо приводить к вопросу о возможности нарушения не только Великого Поста, но куда более важной нормы о евхаристическом посте теми, кто не может воздерживаться в течение всего дня. Поэтому церковная икономия реализуется здесь не через сокращение евхаристического поста, а через служение Литургии в более раннее время — что на практике и делается. Поэтому вполне уместно признать: те, кто по состоянию здоровья не могут выдержать длительный евхаристический пост, по смирению да причащаются на полных Литургиях или на тех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся в более раннее время.

В заключение хотелось бы привести отрывок из статьи протоиерея Андрея Ткачёва, который по рассматриваемой теме пишет: «Непривычно длинный евхаристический пост — единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется…»[8].

Таким образом, служение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время и причащение на ней задумано для сильных духом и телом. Те, кто не в состоянии понести подвиг длительного воздержания, могут причащаться в другое время.

Иерей Алексий Кнутов, кандидат богословия

01.04.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ

Журнал N 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года[9]

Слушали:

1. Представление Преосвященного митрополита Сурожского Антония, Патриаршего Экзарха в Западной Европе, от 2 октября с.г.:

«Ваше Святейшество! Обращаюсь к Вашей архипастырской мудрости со следующим делом:

Ввиду предельной разбросанности верующих, живущих даже в самом Лондоне на расстоянии нескольких часов езды от единственной нашей церкви, и невозможности для громадного большинства, работающего с самого утра, посещать утренние богослужения в будние дни, почти все верующие лишены во время Великого поста возможности участвовать в совершении Преждеосвященной литургии.

Обращаюсь поэтому к Вашему Святейшеству с просьбой разрешить применение на территории Западноевропейского Экзархата Церковного устава, предусматривающего совершение литургии Преждеосвященных Даров вечером.

Прежде чем поставить перед Вашим Святейшеством этот вопрос, я совершил в прошлом году несколько Преждеосвященных литургий по вечерам. Это было воспринято верующими очень положительно и дало возможность многим из них участвовать. Служащий священник постился с полуночи, а верующие, желавшие причаститься Св. Тайн, воздерживались от пищи, питья и курения в течение семи предшествующих часов, т.е. от полудня.

Я надеюсь, что Вы благословите это возвращение к уставной практике, которая уже дала на опыте добрые плоды».

2. Представление Преосвященного архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки, от 29 июля с. г.:

«Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата все более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы возможность присутствовать за богослужением.

Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время.

В этой связи дерзаю обратиться к Вашему Святейшеству с еще одной просьбой.

Если литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в вечернее время, естественно, возникнет необходимость причастия верующих за этой литургией. Да и сами священнослужители, совершающие литургию, будут причащаться.

Это, в свою очередь, вызывает вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед совершением литургии, т. е. перед причащением.

Ввиду этого я смиреннейше прошу Ваше Святейшество обсудить одновременно и этот вопрос и найти приемлемое его решение в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии».

3. Историческую справку по вопросу причащения Святых Тайн натощак профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского от 15 октября с. г.:

«Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.

Увеличение числа членов христианских общин и связанная с этим трудность устройства общих вечерних трапез, или агап, вызвала отделение Евхаристии от агапы и перенесение первой на утреннее время. Эта первая в истории Евхаристии реформа проводилась не одновременно во всех Церквах. В некоторых Церквах, как, например, Римской, это нововведение имело место уже в середине II века (св. Иустин Философ, Апология, гл. 65-67), в других, в частности в Египте, еще в V веке Евхаристию совершали вечером (Сократ, Церковная история).

Перенесение Евхаристии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый порядок — причащение Св. Тайн натощак. Эта традиция становилась всеобщей по мере того, как распространялся порядок совершения Евхаристии утром. Свидетельством происходившей перемены порядков причащения Св. Тайн является 41-е правило Карфагенского Собора. Собственно, это правило было принято в Италии на Иппонском Соборе 393 года (прав. 28) и вошло потом в Кодекс правил Карфагенского Собора. Это правило гласило: «Святое Таинство алтаря да совершается людьми не ядшими. Исключается из сего единый в году день, в который вечеря Господня совершается. Аще же память будет некиих в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Из этого правила можно сделать вывод, что еще в конце IV века в отдельных Церквах, как Иппонская, существовала древняя практика причащения Св. Тайн по принятии пищи. Собор, очевидно, следуя новому порядку, как общераспространенному, запрещает причащение после принятия пищи, делая в этом отношении исключение для Великого четверга.

VI Вселенский Собор отменил вышеназванное правило в части причащения в Великий четверг ядших, объяснив, что такое исключение в отношении Великого четверга могло быть сделано «по некоторым местным причинам, полезным для Церкви» (прав. 29).

Что касается причащения Преждеосвящёнными Дарами, то оно ведет свое начало от древнехристианского обычая принятия Св. Тайн или «самопричащения» на дому Св. Тайнами, приносимыми из храма, где совершалась Евхаристия. О таком обычае упоминает Тертуллиан (письмо к жене). День и час причащения устанавливал сам причастник. Этот обычай был поддержан анахоретами и от них вошел в монастырское богослужение. Монахи причащались или по совершении утреннего правила, или, что, очевидно, было связано с различной строгостью соблюдения поста, вечером. Чинопоследование изобразительных — это древнее правило или порядок причащения братии в конце утреннего богослужения, а литургия Преждеосвященных возникла на основе причащения Преждеосвященными Дарами вечером. В IV и V веках, когда стал утверждаться, как всеобщий, порядок причащения натощак, приобщение Преждеосвященных Даров — утром ли, вечером ли — также совершалось натощак. Это в итоге привело к перенесению литургии Преждеосвященных Даров на первую половину дня, хотя она начинается чинопоследованием вечерни.

Если совершать литургию Преждеосвященных Даров вечером, то, очевидно, встанет вопрос с воздержанием в этот день от принятия пищи до вечера. Прямых правил, которые отменяли бы это воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет. Однако на основании того же 29 правила VI Вселенского Собора, которое гласит, что «святые отцы оные» (т. е. Иппонского и Карфагенского Соборов) разрешали причащение Св. Даров в Великий четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви», церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Св. Тайн и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано «полезным для Церкви».

4. Отзыв Преосвященного архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия по этому вопросу от 27 ноября 1968 года:

«Вполне согласен с высказываемыми в представлениях Высокопреосвященнейших Экзархов Антония и Ионафана соображениями о желательности совершения литургии Преждеосвященных Даров вечером, равно как и с правилами о сроках поста для приобщающихся и служащих. Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих. Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых. В Бельгии оно совершается уже в Бельгийской Православной Миссии, а в Голландии -в Гронингене, у о. Иоанна Хавемана».

Постановили:

1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным.

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.

[1] Под причащением натощак в соответствии с устойчивой традицией понимается полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (п. II.2 документа «Об участии верных в Евхаристии», принятого на Архиерейском совещании РПЦ в 2015 году). Сам факт этой традиции свидетельствует о том, что преобладающим в ней является не физиологическое отсутствие в желудке какой-либо пищи и питья, а именно сам подвиг воздержания от вкушения чего-либо до Святого Причастия при наступлении нового астрономического дня. Это означает, что дискуссии, связывающие воздержание перед причащением со временем, необходимым для переваривания пищи, понижают аскетическое понимание евхаристического поста до поста всего лишь «технологического».

[2] В скобках указывается нумерация канонов Карфагенского собора по Книге правил.

[3] Епископ Никодим (Милаш), комментируя этот канон, пишет: «Среди правил Никейского собора (I всел.) нет такого постановления, но возможно, что об этом, так же как о дне празднования Пасхи и о разрешении священникам жениться, рассуждали на Никейском соборе и сделано было соответственное заключение, хранящееся в тех актах, которые принесли с собой бывшие на соборе африканские отцы (Карф. 1)» (Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. II. C. 197).

[4] Объясняя этот канон, епископ Никодим указывает, что «правило приводит ещё тот случай, когда после обеда приходится совершить поминование (παράθεσις, commendatio) по некоторым умершим, причём служилась по обычаю и Литургия. Относительно этого правило постановляет, что Литургию может совершать только не обедавший священнослужитель, если же пообедал, то поминование должно ограничиваться только молитвами без Литургии» (Там же. С. 191).

[5] Владыка Феодор Вальсамон, комментируя 29-й канон Трулльского Собора, пишет: «Святые отцы, собравшиеся в Карфагене, зная, что Господь наш Иисус Христос совершил свою таинственную Пасху и преподал бескровную Жертву уже после того, как совершил с своими учениками законную Пасху и вкусил от нее, повелели, чтобы диаконы и священники, прикасающиеся к Святыне, были не ядшими в остальное время, но в Великий Четверток священнодействовали после вкушения пищи» (Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 374).

[6] Из его объяснения на 41-й (50-й) канон Карфагенского Собора (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 501).

[7] Здесь можно отметить, что совершение этой Литургии в некоторых храмах РПЦ совсем уже вечером (после 17:00) превосходит в этом отношении даже строгую афонскую традицию, по которой Литургию Преждеосвященных Даров служат на несколько часов раньше (около 14:00 в пересчёте с так называемого византийского времени).

[8] Андрей Ткачёв, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров. https://www.pravoslavie.ru/46030.html Дата публикации: 19.04.2011.

[9] Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3-5.

Что можно есть постящимся

В список пищи, разрешенной к употреблению во время поста перед исповедью с причастием, входят:

  • хлеб;
  • крупяные каши;
  • постные супы;
  • макароны (без яиц в составе);
  • овощные, фруктовые салаты;
  • бобовые;
  • сухофрукты;
  • квашеные блюда;
  • неострые домашние заготовки;
  • зелень, грибы;
  • орехи, семечки.

Из напитков допускаются соки, компоты, чай, кофе, какао, кисель, морс, обычная и минеральная вода. Молоко животного происхождения рекомендуется заменять растительными аналогами (соевым, кокосовым или миндальным). В пост можно употреблять многие сладости – козинаки, мармелад, халву, леденцы, рахат-лукум, мед.

Во время поста вместо обычной воды рекомендуется пить святую. Употреблять ее нужно в количестве 2 л в сутки. Если предстоят исповедь и причастие, постящийся христианин должен постоянно читать покаянные молитвы, размышлять о содеянных грехах, в которых собирается покаяться.

Что делать после Причащения

По окончании Причащения не нужно сразу уходить, необходимо достоять до конца литургии, приложиться ко кресту. Затем чаще всего читаются благодарственные молитвы, выслушать которые остаются все, кто сподобился Причащения. Если же по каким-то причинам молитвы во всеуслышание не читаются, поблагодарить Господа можно самостоятельно, в церкви или же дома, смотря по обстоятельствам. Благодарственные молитвы есть в молитвословах, обычно они стоят после Последования ко Причащению.

Запрещенное меню

Постящимся людям потребуется отказаться от определенных продуктов:

  • мясной пищи (сосисок, колбас, любых видов мяса, сала);
  • яиц и блюд с их добавлением;
  • субпродуктов (печени, легких, сердца);
  • молока и кисломолочной продукции;
  • шоколада, кондитерских изделий;
  • майонезов, кетчупов, соусов, горчицы;
  • выпечки, в составе которой имеются молоко и яйца.

Необходимо обязательно убирать из меню пряности, острую пищу, возбуждающую аппетит и желание есть. В дни, на которые приходится строгий пост, под запрет также попадает рыба.

Алкоголь и курение полностью исключаются. Стоит заметить, что эти вредные привычки неприемлемы для верующих не только в период поста, но и в обычные дни.

Как часто надо причащаться

До 1917 г. существовала практика приступать к главному Таинству только 1 раз в году. Некоторые также причащались во все четыре поста церковного года.

Современные пастыри чаще всего советуют делать это по крайней мере каждый месяц. Некоторые стараются причащаться чаще, иные же – приступают к Таинству раз в несколько месяцев, но регулярно.

Частота причащения определяется обычно духовным состоянием человека, его желанием, и, конечно, стоит советоваться с духовником или просто священником храма.

Другие ограничения

Пост не только требует соблюдать диету. Он также подразумевает духовное воздержание. В такой период необходимо:

  • избегать шумных компаний, увеселительных мероприятий;
  • исключить походы в гости и приемы у себя дома;
  • отказаться от интимной близости.

Дни перед причастием следует проводить в постоянной молитве. Согласно церковным правилам, обязательно читаются каноны Господу, Царице Небесной и Ангелу-Хранителю. В день проведения обряда после полуночи нельзя ничего есть. С утра, незадолго до таинства, запрещено вкушать пищу и пить святую воду. Перед обрядом ни в коем случае не стоит курить.

Некоторым категориям мирян исповедоваться и причащаться временно нельзя. Запрещается присутствовать в храме женщинам, у которых проходят критические дни. Исключением может стать особая ситуация, когда речь идет о смертельной опасности или тяжелой болезни.

В воскресный день, когда будет проводиться исповедь с причастием, необходимо вставать в 5–6 часов утра. Именно поэтому в субботу лучше лечь спать пораньше. В воскресенье, перед походом в храм, необходимо читать покаянный канон Господу Иисусу Христу, канон к причастию, а также молитвенные тексты из молитвослова.

Как поститься перед Причастием

В нынешнее время в Русской Православной Церкви обязательным считается литургический пост. С полуночи перед днем причащения запрещается есть и пить до момента совершения Таинства. Если Литургия совершается ночью (Пасха, Рождество), то последний прием пищи должен быть не позднее 6 часов до причастия.

По традиции православные христиане соблюдают пост, ограничивая себя в пище животного происхождения (мясе, молоке, яйцах). Наиболее распространенной является традиция трехдневного поста, и такой пост называется приуготовительным (подготовительным). Согласно концепции РПЦ 2015 г. “Об участии верных в Евхаристии”, для тех верующих, которые соблюдают все многодневные посты в течение года и постятся в среду и пятницу, пост перед причастием сокращается до одного дня. Пост в этом случае может быть вовсе отменен, необходимо посоветоваться со священником). Также продолжительность приуготовительного поста может быть как увеличена, так и уменьшена для каждого христианина индивидуально. Такое решение принимается после беседы или исповеди у приходского священника (духовника).

Святой Паисий Святогорец на вопрос о посте и как поститься перед Причастием отвечал:

“Нельзя всех людей подогнать под одну гребенку в вопросе о том, насколько часто нужно причащаться и сколько дней перед Святым Причащением нужно поститься. Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Все зависит от того, сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей” (из книги “Духовная борьба”).

В дни Светлой Седмицы (неделя после Пасхи) приуготовительный пост отменяется. Все гастрономические ограничения в эту неделю снимаются. Каждый верующий христианин может приступать к Причастию без соблюдения поста.

Кому разрешено ослабление поста

Иногда пост перед исповедью или причастием становится менее строгим. Он может послабляться:

  • для беременных женщин;
  • младенцев;
  • ослабленных или больных детей;
  • взрослых, малышей с острыми, хроническими заболеваниями;
  • верующих, которые недавно перенесли хирургическую операцию;
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом, пребывающих в сложном жизненном положении.

Некоторые из запрещенных продуктов могут кушать кормящие мамы. Однако нужно помнить, что во всех случаях, считающихся исключением, предполагается обязательный пост душевный.

Если взрослому или ребенку предстоит таинство причастия, возможность ослабления или отмены поста должна быть согласована со священником. Батюшка примет правильное решение после изучения всех деталей имеющейся ситуации.

В заключение необходимо напомнить о том, что пост нужен верующему человеку не только для телесных ограничений. Сами по себе они мало что означают, если отсутствует важнейшая духовная составляющая. Отказавшись от употребления определенных видов пищи, необходимо одновременно всячески избавляться от внутренней грязи, от греховных мыслей и намерений. Только комплексное воздержание души и тела позволит христианину правильно подготовиться к великим церковным таинствам, заповеданным самим Спасителем, – исповеди и причастию.

Святое Причастие – что это такое простыми словами

Это соединение верующего с Христом, не только духовное, но также физическое. Хлеб и вино по молитве священника таинственно «прелагаются» в Тело и Кровь Иисуса.

Это значит, что они, по словам богослова Н.Д.Успенского, имеют«одну природу хлеба и вина, которые не перестают быть таковыми, и одну сверхъестественную природу, которую принесённые в святую Евхаристию элементы приобретают действием на них Святого Духа».

Каким образом вещи этого мира, оставаясь собой, получают Божественную природу – тайна, недоступная уму человека.

В чем суть и какой смысл Причащения

Суть самого Таинства:

  • в преложении хлеба и вина в Тело и Кровь;
  • в самом причащении ими верных.

Смысл происходящего – преодоление пропасти, возникшей между Богом и человеком по грехопадении. Отпав от Бога по своей воле, человек таким же образом, по собственному желанию, намерению, может к Нему вернуться.

Эта возможность – великий дар, тысячелетиями недоступный даже праведникам Ветхого Завета, не удостоившимся соединения с Богом – что уж говорить о язычниках? Веками пытались они «штурмовать небо» — то строя величественные храмы богам, то совершая кровавые жертвы. Но отпавшая от источника жизни природа человека не давала ему возможности узреть верный путь к потерянному Раю – до тех пор, пока не нашлась Дева, по Своей чистоте, непорочности достойная стать вместилищем Воплотившегося Бога. И, самое главное, согласившаяся довериться Ему:

«Се, раба Господня, буди Ми по слову твоему…»

Так Вочеловечение Христа от Богородицы открыло людям путь к Богу – через соединение с Ним, которое возможно во всякое время через Таинство Причащения. Но – лишь по добровольному согласию человека, его просьбе, то есть молитве. Именно поэтому не «самопроизвольно» сходит Дух на хлеб и вино, прелагая их в Тело и Кровь, но – молитвой иерея.

Каждый христианин также волен лишить себя Таинства или приступить к Чаше Жизни. Господь же ждет к Себе каждого.

Что значит «принять Причастие»?

Одно из значений этого слова – «причастность», то есть прямое участие. Можно быть причастным событию, быть частью семьи или другого коллектива. Человека могут называть «причастным» к какому-либо делу, проекту. А вот через Евхаристию он становится причастным Богу – буквально физически. Об этом говорит одна из благодарственных молитв, совершаемых христианином после Таинства.

Молящийся просит Иисуса Христа:

«… Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе…»

Зачем нужно Причащение человеку?

Оно необходимо:

  • душе – затем же, зачем телу требуется пища; это духовное «питание», соединение с Богом, без которого непременно наступит духовная «голодная смерть»: мир с его суетой так поработит душу, что ей совсем закроется дорога к Раю;

Вот как пишет об этом прп. Паисий Святогорец:

«Когда человек перестает молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться…»

Чтобы этого не случилось, и необходимо соединяться с Христом.

  • телу – оно бывает подвержено страстям, борьба с которыми невозможна силами человеческими; бывает также, что Господь через главное Таинство даже благоволит исцелять самые страшные болезни, если такое исцеление полезно страждущему, ведет его к вере.

Хорошо известен случай, происшедший в 1991 г. в храме Иоанновского женского монастыря Петербурга. Его описывает журналист Дмитрий Орехов, автор книги «Святые места России».

К мощам прав. Иоанна Кронштадтского сюда однажды пришла больная онкологией раба Божия Валентина – уже выписанная из больницы с приговором «домой, умирать». Рассказывают, что, впервые войдя в храм (хотя всю жизнь жила рядом, четверть часа ходьбы) она даже не знала, как правильно перекреститься. Выслушав больную, священник благословил ее исповедоваться, причащаться ежедневно. Больная стала приходить на Таинство каждый день – который мог стать ее последним. Добиралась до обители не менее часа, настолько ей было плохо. Но хуже тела болела отягченная грехами душа… Потому женщина не сразу заметила, что постепенно доходит до уже любимого храма все быстрее – вот полчаса, а вот 15 минут… Лишь через месяц, во время обследования ошарашенные врачи констатировали: здорова!

Что дает Святое Причастие человеку?

Регулярно приступающие к Таинству говорят, что это:

  • душевный мир, который Христос обещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин.14:27);
  • укрепление при борьбе с грехом, страстями;
  • неизреченная радость.

Особые категории верующих

Евхаристия – это таинство, которое помогает верующим мирянам познать Божью благодать, исцелить душу, очиститься от грехов и стать ближе к Господу. После причастия человек всегда испытывает радость, приподнятое настроение, ощущает крылья за спиной. Возрастных ограничений к обряду нет, однако существуют категории, которым Церковь делает послабления в посте:

  • дети до 7 лет;
  • беременные;
  • кормящие матери;
  • больные;
  • путешественники;
  • заключенные;
  • воспитанники интерната или детского приюта;
  • служащие в армии;
  • лежащие на смертном одре.


Дети до 7 лет


Беременные и кормящие женщины


Тяжелобольные

Послабления в посте

Всем категориям, указанным выше, Церковь разрешает сделать говенье более мягким. Священнослужитель может сам расписать постное меню, исключив из обязательного правила сухоядение. Благодаря развитию кулинарного искусства, сегодня даже из самых простых продуктов можно приготовить здоровую и вкусную еду.

Люди, находящиеся вне дома или в учреждениях со строгим рационом, обычно не могут контролировать свое питание. Церковники дозволяют им не отказываться от казенной пищи, однако больше времени проводить за молитвами, общаясь с Богом и переосмысливая свою жизнь.

Без подготовки к таинству Евхаристии допускаются только тяжелобольные или умирающие.

Также послабления делаются беременным женщинам и кормящим матерям, так как строгое воздержание не должно повлиять на ребенка. Маленьких детей нужно приобщать к причастию с детства, постепенно подготавливая их организм к говенью. А вот люди, сидящие по медицинским показаниям на диете, приравниваются к постящимся, а потому строгих правил для них нет.

Не стоит относиться к посту, как к наказанию или простой диете. Говенье – это прекрасный способ приблизиться к Всевышнему и встать на путь к Царствию Небесному.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]