Детство, учеба и первые шаги к Богу
Родился будущий архипастырь в 1651 году под Киевом в казачьей семье. И отец и мать ребенка вели благочестивую и богобоязненную жизнь, поэтому маленький Даниил (так в миру звали святого) рос в атмосфере любви и веры в Бога. Примечательно, что в своих дневниковых записях сын с большим благоговением описывает тихую и спокойную смерть своей матери. По этой записи понятно, что сын очень любил свою мать и считал ее жизнь примером веры.
Святитель Дмитрий Ростовский
Первое образование Даниил получал в домашних условиях, родители сами учили его читать. Когда он подрос и пришло время учиться дальше, он поступил в училище, где быстро стал одним из лучших учеников. Особенно хорошо ему давалось искусство риторики и публичных выступлений. Приобретенные во время учебы навыки помогли будущему великому проповеднику выработать неповторимый стиль речи, который предавал его словам и проповедям особую убедительность, пламенность и искренность.
Отличительной чертой молодого человека уже в годы его ученичества была глубокая духовная созерцательная жизнь. Он был чужд привычных для молодых людей увеселений, в свободное время молился, читал Библию, святых отцов. Очень любил храм Божий, старался не пропускать богослужений.
К сожалению, политическая ситуация в стране не дала одаренному юноше закончить обучение. Украина в то время постоянно переходила под власть разных государств, и военные конфликты были постоянными. Училище, в котором обучался будущий подвижник, было разрушено, и студентам пришлось прервать обучение. Но даже тех трех лет, проведенных в училище, юному подвижнику хватило, чтобы многое узнать и окончательно утвердиться в своем выборе встать на путь монашества.
Постриг и игуменство
Совсем еще юным человеком Даниил принимает решение уйти в монастырь. Родители не чинили препятствий в таком выборе сына и дали свое благословение, поскольку видели, что именно такой путь уготован Господом для их ребенка. И юноша Даниил уезжает из дома в Кирилловский монастырь. Настоятелем монастыря является бывший ректор училища, где обучался Даниил, поэтому встречают юношу в монастыре тепло.
Святитель Димитрий Ростовский
И вот в 1668 году наступает самое долгожданное событие в жизни Даниила — постриг. Совершил его сам отец игумен, а нового инока нарек Димитрием. Новоиспеченный монах сразу стал ревностно исполнять монашеское правило, выбрав себе в пример святых Антония и Феодосия, а также остальных подвижников Печерских.
Важно! Даже будучи монахом, отец Димитрий не оставлял обучения и научные исследования у себя в келии.
Через 7 лет после первого пострига случилась встреча отца Дмитрия с тогдашним митрополитом Черниговским. Увидев, что перед ним талантливый и ревностный служитель Господа, архиерей пригласил монаха проповедовать в Черниговской епархии. Там он быстро заслужил любовь простых людей и церковных служителей. Множество монастырей и крупных приходов стали приглашать отца Дмитрия, чтобы послушать его назидательные проповеди. Сила его слова была такова, что многие люди уверовали в Господа.
Объездив большое количество обителей и познакомившись со многими церковными иерархами, отец Димитрий получает приглашение от братии Кирилловского монастыря стать их игуменом. Архиепископ без колебаний утверждает богодухновенного монаха, и отец Димитрий становится настоятелем.
Впоследствии Промыслом Божиим он будет возглавлять не один монастырь, и на каждом месте святой Дмитрий будет примером для всей братии. Строгая подвижническая жизнь, аскетика, и при этом живое участие в жизни каждого человека делали его любимым игуменом в каждом монастыре.
О православных монастыряых:
- Богородичный Успенский монастырь в Тихвине
- Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве
- Задонский Тихоновский Преображенский монастырь в Липецкой области
Жития святых. Димитрий Ростовский
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
10 ноября совершается память святителя Димитрия Ростовского. Многим из нас его имя известно благодаря его книгам с житиями святых на каждый день года.
Жития святых
Давайте окажемся в гостях у какого-нибудь помещика 18 века.
Старая служанка приготовит для нас бараний бок с гречневой кашей и киселём. А добрый помещик будет развлекать рассказами из своей жизни до самого вечера. А перед сном он отодвинет занавесочку, закрывающую книжные полки, и покажет своё главное сокровище: четыре большущих тома в кожаных переплетах. В эти осенние дни он непременно вытащит третий том, на котором написано «Сентябрь, октябрь, ноябрь», раскроет его широкие пожелтелые страницы и станет читать старинные величавые повествования о древних преподобных и мучениках. Ведь эти книги – это жития святых на каждый день года, которые написал на рубеже 17 и 18 столетий святитель Димитрий Ростовский. Начал он свой труд в стенах того самого Киево-Печерского монастыря, в котором за шесть веков до того родилось русское письменное слово, а закончил на севере, в Ростове Великом, куда поставлен был епископом. Двадцать лет писал святитель эти четыре тома, и, в конце концов, сам стал святым. Теперь среди житий святых обязательно есть и житие святителя Димитрия Ростовского. О ком человек пишет, на того и может стать похожим. Так что радостно и полезно писать и читать о святых!
Долгие годы жития святых были самым любимым и чуть ли не единственным чтением наших предков.
Но потом стали появляться разные романы и повести. И уже в 19 веке они потеснили жития святых. Чем дальше, тем меньше стали люди читать о преподобных и мучениках, а больше о своих современниках, таких же, как они, людях страстных, грешных и беспокойных.
Святитель Димитрий Ростовский
Даниил, так звали до монашества святителя Димитрия, был родом из Макарьева, что близ Киева, в декабре 1651 года в благочестивой, верующей семье. С малых лет Даниил наставлялся в уважении к Божьему закону, преданности Церкви и Отечеству.
Образование Даниил подучил в Киевском братском училище. Во время учебы отрок не раз вызывал восхищение со стороны преподавателей и администрации благодаря прирожденным способностям, прилежанию и целеустремленности.
Наряду с теоретическими дисциплинами, Даниил стремился впитать практические навыки жизни во Христе. Шумным студенческим компаниям он предпочитал богослужения в храме и чтение духовной литературы.
В 1665 году польские завоеватели подвергли пожару училище, и Даниил был вынужден вернуться в родительский дом. Дома он не забросил занятия, а с ещё большим душевным порывом предался самообразованию.
Часто посещал богослужения, внимал словам духовных пастырей и учителей. Постепенно его ум и сердце склонялись к монашеству.
Монашеская жизнь
В 18 лет Даниил утвердился в своем решении принять монашеский постриг. Испросив благословение родителей, отправился Киевскую Кирилловскую обитель. А в 1668 году, после некоторого времени послушничества, Даниил принял монашеский постриг с именем Димитрий.
В 1675 году Димитрий был возведен в сан иеромонаха. Некоторое время проповедовал при кафедре архиепископа Лазаря (Баранович). По приглашению Белорусского епископа Феодосия около года вел проповедническую деятельность в Братской Преображенской обители. В 1681 году был назначен игуменом Максаковского монастыря. Через год был возглавил Батуринскую Крутицкую обитель. Этой обителью он управлял чуть меньше года, но потом его сердце требовало молитвенного уединения. И он ушел на покой.
Через некоторое настоятель Киево-Печерской обители архимандрит Варлаам пригласил иеромонаха Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых. В 1684 году святитель Димитрий принялся за этот труд.
Святительские труды
Божьим промыслом святитель Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру и с марта 1702 года возглавлял её. Знакомясь с положением дел в епархии, святитель пришел к выводу, что Церкви требуется создавать образовательные учреждения для подготовки будущих иереев. На свои средства он организовал училище. Это училище располагалось при его покоях. Оно включало в себя три образовательных класса. Владыка зорко следил за тем, как осуществляется учебный процесс. Вместе с тем он следил за нравственным воспитанием учеников: требовал от них регулярного посещения храмовых служб, сам совершал торжественные богослужения, сам наставлял их словом и примером.
Большой вклад святителя Димитрия обнаруживается в его деятельности над преодолением расколов, боролся с мракобесием и народными суевериями.
Примерно в 1705 году святитель Димитрий окончил свой труд над Житиями святых. В этот же период времени у него значительно ухудшилось здоровье.
Почил верный служитель Христов в 1709 году, 28 октября. Его обнаружили в келье стоящим на коленях перед иконами, но уже бездыханным.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Четьи-Минеи — главный труд святого Димитрия
Архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам долгое время искал инока, способного выполнить большой и сложный труд — собрать воедино все известные жития святых. Во время польских налетов и военных конфликтов, множество богослужебных и церковных книг было утеряно, в том числе и имеющиеся на тот момент жития. Выбор архипастыря для выполнения этого, без преувеличения, исторического задания, пал на отца Димитрия, который на тот момент снял с себя обязанности игумена и жил простым монахом в одном из монастырей.
Димитрий Ростовский
Интересно! По своему великому смирению подвижник сначала долго отказывался от такого ответственного послушания, но позже согласился, понимая всю необходимость такой работы для Церкви Христовой.
Более двух лет трудился угодник Божий в Лавре, составляя жизнеописания святых. Но к нему снова обратилась братия Батуринского монастыря, уговаривая взять на себя управление. Долго отказывался монах, ссылаясь на свое послушание, но в итоге уступил. Так он снова стал игуменом, но не оставил своего дела. Уже на новой должности Димитрий закончил и передал архимандриту Варлааму свой труд, составленный на месяца с сентября по ноябрь. Архимандрит очень высоко оценил труд игумена, и первая четверть Четьи-Минеи сразу же была пущена в печать.
Первая изданная книга была высоко одобрена церковным руководством, и отец Димитрий удостоился похвальной патриаршей грамоты за свой труд. После этого он решает полностью посвятить свое время написанию второй книги, и снова снимает с себя обязанности игумена.
Однако как бы не стремился монах к затворнической жизни, слишком много сердец нуждалось в его пастырском опыте и христианском слове. И будущий угодник становится игуменом Петропавловского монастыря. Там, умело управляя обителью, он пишет вторую часть собрания житий святых. После этого следует еще несколько новых назначений в другие обители, и везде подвижник не оставляет своих трудов. Третью часть труда подвижник заканчивает с повышением в иерерхии в сане архимандрита Черниговского.
Святитель Димитрий Ростовский и его труды
Святитель Димитрий Ростовский
Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря[1].
Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть»[2]. В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных»[3]. В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.
По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу»[4], оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати»[5].
Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19)
В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.
Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.
Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».
В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали»[6], и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.
Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам»[7].
Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество»[8]. Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.
Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2)
Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны»[9].
Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»)[10].
Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.
Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:
«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит»[11].
Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие»[12]. Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.
Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:
«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь»[13].
Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ)
Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.
Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.
Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:
О вы! что Божество в пределах чтите тесных, Подобие Его мня быть в частях телесных! Вперите в мысль, чему святитель сей учил, Что ныне вам гласит от лика горних сил: На милость Вышняго, на истину склонитесь, И матери своей вы Церкви примиритесь.
Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год
После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.
Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению»[14].
Посвящение в сан митрополита Ростовского
Во время трудов над Четьи-Минеи, сам император Петр Великий обеспокоился поиском предстоятеля для руководства большими территориями Сибири. По указанию киевского митрополита выбор пал именно на Дмитрия. Однако его настолько тяготила перспектива переезда в столь отдаленные веси, где у него не будет доступа к необходимым для него данным по житиям святым, что подвижник заболел. Узнав об этом, император Петр разрешил подождать назначения не в столь далекий край. И через непродолжительное время подвижник рукополагается в митрополита Ростовского.
Посвящение в митрополиты
Взяв на себя труды по руководству новой митрополией, подвижник обнаружил много проблем и нестроений. Будучи ревнивым служителем Господа и его Церкви, он сразу приступил к искоренению всяких злых обычаев, прижившихся в каждом приходе. Особенно печалило предстоятеля отношение местного духовенства к богослужениям и церковным святыням.
Важно! Для того чтобы наставить на путь истинный нерадивых пастырей, новый митрополит издал два послания местному духовенству.
Первое послание было в духе отеческой любви и заботы, в нем святой Димитрий слезно просил пастырей вспомнить о своем статусе и своих святых обязанностях по отношению к пастве. Второе послание было написано исходя из архиерейской власти, которой митрополит повелевал отдавать должное почтение и благоговение всем церковным святыням, особенно Телу и Крови Христовой.
Какой бы властью не был наделен митрополит, он прекрасно понимал, что искоренить духовные пороки местного нерадивого духовенства можно только лишь достойным примером, увещеванием и просвещением. Поэтому при своем доме он организовал приходское училище, где было три класса с отдельными учителями.
В училище разбирался Закон Божий, изучалось Евангелие, регулярно читались молитвы. Митрополит Димитрий лично следил за уровнем подготовки учеников, и по окончанию училища определял их служить при храмах, проявляя искреннее попечение о каждом из них.
Удивительно, но даже при таком насыщенном служении у подвижника хватало времени и сил трудится и далее над сборником житий святых. Так, уже в сане митрополита Ростовского он заканчивает и сдает в печать последнюю четвертую книгу Четьи-Минеи.
Важно! Таким образом, не прерывая своего преданного служения, митрополит Димитрий Ростовский заканчивает историческое для Церкви наиболее полное собрание житий святых — Четьи-Минеи. На этот труд ему понадобилось более 20 лет своей подвижнической жизни.
Ольга Лашкова Святитель Дмитрий Ростовский и Четьи-Минеи
Статья опубликована в газете «История». № 11, 2007 г.
С первых веков христианства события из жизни святых, поражавшие и восхищавшие современников, старательно запоминали и записывали. Позже рассказы о святых стали собирать в сборники, располагая по дням их памяти.
Такой вот работой и занимался человек, о котором идёт речь. Он много лет трудился, собирая жития святых из самых разных источников, в том числе иноземных, переводил их на русский язык, редактировал, собирал для чтения по месяцам в сборники, которые называются Четьи-Минеи (минея – месяц по-гречески). Наш рассказ посвящён святителю Дмитрию, митрополиту Ростовскому, образованнейшему человеку своего времени.
Даниил (таково мирское имя Дмитрия) родился в 1651 г. на Украине, в небольшом местечке Макарове в 40 верстах от Киева. Родители его были люди простые, из казаков. Однако отец Даниила, Савва Григорьевич Туптало, дослужился до звания сотника и впоследствии получил дворянское звание. О матери известно только её имя – Мария.
В те времена за Украину (или Малороссию, как её тогда называли) шла ожесточённая борьба между Польшей, Россией и Турцией. Как известно, в 1654 г. часть Украины, находившаяся на левом берегу Днепра, воссоединилась с Россией. Но война продолжалась, то затихая, то вспыхивая вновь, за правобережную Украину.
Семья Саввы Григорьевича вскоре переселилась в Киев. Сотник оставил военную службу. Он стал ктитором (управляющим) киевского Кирилловского монастыря.
Даниил начал учиться грамоте в родительском доме, и у него обнаружились прекрасные способности. В те годы в Киеве находилось прославленное Братское училище, основанное украинским митрополитом Петром Могилой. В эту духовную школу поступил Даниил. И здесь наставники обратили внимание на отличные способности подростка, их привлекли и его скромность, непоказное благочестие. Даниил сторонился увеселений, главным его увлечением была сама учёба.
На старших курсах юноша изучал поэзию и риторику. Он овладел приёмами и оборотами речи, которые впоследствии применял в своих сочинениях и проповедях.
Даниил, однако, проучился в училище лишь до 18 лет. Киев был захвачен поляками, и духовную школу закрыли. Много лет она оставалась в запустении. (Впоследствии училище, или коллегию, как его называли, преобразовали в Киевскую Духовную академию.) А юноша, следуя влечению сердца, через три года поступил в Кирилловский монастырь, где ктитором служил его отец. Настоятель монастыря хорошо знал Даниила, это был бывший ректор Братского училища Мелетий Дзик, известный своей учёностью.
Здесь в 1668 г. Даниил принял монашеский постриг с именем Дмитрий (в честь святого Дмитрия Солунского) и стал вести подвижнический образ жизни, столь соответствующий его натуре. Вскоре Дмитрия посвятили в иеродиаконы. В этом служении оставался он около 6 лет. О прекрасных способностях отца Дмитрия узнал архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, учёный муж, пользовавшийся на Украине особым уважением. Он позвал к себе в Чернигов молодого диакона и рукоположил в иеромонаха. Так 25-летний отец Дмитрий стал священником и проповедником при кафедральном соборе. Находясь рядом с владыкой Лазарем, он имел счастливую возможность углублять и расширять своё образование.
Яркие, энергичные проповеди отца Дмитрия привлекали людей, и вскоре его имя стало известным не только на Украине, но в Литве и Польше. Различные обители приглашали к себе отца Дмитрия, монахи и миряне хотели слышать его вдохновенное слово.
Отец Дмитрий начал странствовать по монастырям, посетил Литву, год проповедовал в Слуцке. Однако и Киев, и Чернигов звали его обратно. Велика была к нему всеобщая любовь…
Гетман Украины Самойлович, услышав о замечательном проповеднике, пригласил его к себе в Батурин. В конце концов отец Дмитрий переехал в этот город, предпочтя его Киеву, который находился под страхом нашествия турок. Вся заднепровская Украина стонала от их опустошений.
Гетман указал отцу Дмитрию для жительства Николаевский монастырь под Батуриным. Отсюда молодой иеромонах продолжил свои поездки по монастырям.
Вскоре отец Дмитрий стал игуменом монастыря. Прошло некоторое время, и он ощутил, что эта должность отвлекает его от учёных занятий. Он сложил с себя настоятельство, но остался в обители. Однако отец Дмитрий предчувствовал, что ему предстоит ещё не раз переменить место пребывания. «Бог знает, где мне суждено преклонить голову», – записал он как-то в дневнике, который вёл постоянно.
Вскоре его пригласили переселиться в Киево-Печерскую лавру для составления сборников житий святых. Надо сказать, что к этому времени уже существовали Четьи-Минеи, книги для чтения, состоящие из житий святых. Однако всё это требовало большой работы по уточнению, дополнению, новым переводам текстов. К тому же древние патерики (сборники, содержащие как жития, так и нравоучительные изречения святых отцов) надо было изложить языком, доступным для современников. Это был труд, требующий и терпения, и богословских знаний, и литературного дара.
Ценя учёность и способности отца Дмитрия, Киево-Печерский игумен Иннокентий Гизель поручил ему эту работу. Отец Дмитрий в 1684 г. приступил к описанию житий святых.
Это сделалось его постоянным занятием, которое он продолжал и в иноческой келье, и в сане настоятеля, и став епископом – и так до конца жизни.
С большим воодушевлением работал отец Дмитрий в лавре, проводя за рукописями и дни и ночи, иногда он ложился спать за час до утрени. Однако вскоре он был опять назначен настоятелем Николаевского Батуринского монастыря. Это назначение утвердил новый киевский митрополит Гедеон, происходивший из знатного рода князей Святополк-Четвертинских. Поставлен владыка Гедеон был Московским патриархатом, которому тогда подчинялась Киевская кафедра. Всё это имело огромные последствия для отца Дмитрия. Как опытный теолог, он принимал живое участие в решении сложных богословских вопросов, и о нём узнали в Москве.
Началась переписка по поводу Миней с московским патриархом Иоакимом. Отец Дмитрий сообщил, что написал первые книги житий, и они были прочитаны в Киево-Печерской лавре, одобрены и могут быть напечатаны. Однако из Москвы ответа не последовало, и лавра самостоятельно приступила к изданию трудов отца Дмитрия. Патриарх, узнав об этом, посчитал печатание преждевременным и остановил его, но самого Дмитрия одобрил. Рукописи перепроверили, и книги были напечатаны позднее.
Вскоре отцу Дмитрию представился случай поехать в Москву, сопровождая гетмана Мазепу, везшего донесение. Время было тревожное, в столице бунтовали стрельцы, поддерживающие царевну Софью, пытавшуюся захватить власть.
Отец Дмитрий был представлен вначале царю Иоанну, а потом и юному Петру, находившемуся в Троице-Сергиевой лавре, куда он бежал от сестры и преданных ей стрельцов, собиравшихся его убить.
Отец Дмитрий, пробыв некоторое время в Москве и получив благословение от патриарха Иоакима, вернулся в свой монастырь и с жаром взялся за работу. Теперь его труд имел значение не только для Украины, но и для России.
Вскоре после возвращения отца Дмитрия на Украину скончались один за другим патриарх Иоаким и киевский митрополит Гедеон. Новый патриарх всея Руси Адриан утвердил киевским митрополитом настоятеля Киево-Печерской лавры Варлаама Ясинского, который хорошо знал отца Дмитрия. Из Москвы новый митрополит привёз ему грамоту с благословением на продолжение работы по составлению житий святых. В ответ отец Дмитрий, поблагодарив патриарха, попросил прислать ему Великие Четьи-Минеи, составленные митрополитом Макарием в XVI в., трёх осенних месяцев.
Осознав важность порученного ему дела, игумен снова отказался от настоятельства, затворившись в уединённом домике-скиту для углублённой работы. Через некоторое время отец Дмитрий подготовил новую часть житий и отвёз их в лаврскую типографию.
Новый киевский митрополит перевёл отца Дмитрия в Киев, настоятелем в Кирилловский монастырь, где продолжал служить ктитором его столетний отец.
Но и здесь ему не пришлось надолго задержаться. Каждый украинский архиерей хотел привлечь его в свою епархию. Поэтому вскоре отец Дмитрий стал игуменом двух черниговских монастырей, получив сан архимандрита.
Новый сан лишь добавил ему смирения и усердия, и по-прежнему жития святых оставались его главной заботой. Впереди его ждали новые книги Миней (за март, апрель, май), которые лаврская типография напечатала в 1700 г.
Император Пётр желал найти священнослужителя для распространения христианства среди народов Сибири, а также в Китае. Такого пастыря ждала кафедра епископа в Тобольске, тогдашней сибирской столице. Подходящего для этого человека царь решил искать на Украине, где были духовные школы, которые готовили проповедников и миссионеров. Выбор царя пал на архимандрита Дмитрия как «инока доброго и учёного и благого, непорочного жития». Ему было предписано явиться в столицу и взять с собой двух монахов для обучения китайскому и монгольскому языкам.
Приехав в Москву, архимандрит уже не застал в живых патриарха Адриана. (Он оказался последним патриархом всея Руси до 1917 г., поскольку царь Пётр в 1721 г. упразднил патриаршество, а Православную церковь возглавил Святейший Синод.)
Уже через месяц отца Дмитрия рукоположили во епископа Сибирского. Но вскоре он понял, что не сможет выполнять возложенные на него обязанности. Давал знать о себе возраст – 50 лет, а владыка Дмитрий и в молодости не отличался крепким здоровьем, которое теперь было ослаблено напряжённым трудом и новыми заботами. Ему было бы трудно переносить суровый климат Сибири. Кроме того, он не имел бы возможности уделять время для занятий по составлению житий. Всё это так встревожило владыку Дмитрия, что он тяжело заболел.
Однако, к его облегчению, царь Пётр, узнав о состоянии нового епископа, позволил ему остаться в Москве, чтобы ждать назначения в епархию, более близкую к столице.
Около года владыка прожил в келье знаменитого кремлёвского Чудова монастыря, который населяли учёные монахи, и занимался привычной работой. В столице очень полюбили составленные им Четьи-Минеи, которые стали настольными книгами москвичей. Его общества искали люди для духовной беседы. Царица Параскева Фёдоровна, вдова царя Иоанна Алексеевича, особенно ценила общение с владыкой Дмитрием, частенько посылая ему блюда со своей трапезы и одежду, выражая этим, как было принято в то время, знаки глубочайшего уважения.
Когда в Ростове скончался митрополит Иоасаф, владыку Дмитрия перевели на опустевшую кафедру. А для проповеди в Сибири на Украине подобрали другого кандидата, который и крестил во Христа сибирские народы, – владыку Филофея (Лещинского).
Для святителя Дмитрия начался новый период жизни – он стал архиереем, но своих прежних занятий, конечно же, не оставил.
В своём дневнике святитель о. Поселился он на ростовском митрополичьем дворе, в скромных покоях. Сам же двор, называемый в наши дни Ростовским кремлём, был окружён высокими стенами с башнями, в нём находились многочисленные храмы и каменные палаты. Кафедральным храмом Ростова был (и вновь стал им в 1990-х гг.) монументальный Троицкий собор. Здесь митрополит стал проводить богослужения и обращаться к верующим с живым словом проповеди.
Став духовным руководителем епархии, он внёс в отношения с прихожанами атмосферу доверия и любви. В начале своего служения он сказал им: «Да не смущается сердце ваше о моём к вам пришествии… да не послужите мне, да я послужу вам. Я пришёл к вам с любовью, не скажу, как отец к чадам, но как брат к братьям, как друг к любезным друзьям».
6 января 1703 г. епископ Дмитрий записал в дневнике: «…преставился отец мой Савва Григорьевич и погребён в монастыре Кирилловском-Киевском… вечная ему буди память». Словами о кончине 103-летнего отца и заканчиваются записи владыки Дмитрия. Больше он дневника не вёл, отделив и этим свою прежнюю жизнь с привязанностью к родителям от новой, полной служению Богу, практическими делами и заботами о множестве людей. Последние годы жизни митрополита окружала ростовская паства, ставшая его семьёй.
До приезда владыки Дмитрия в Ростове не слышали пастырских проповедей. В городе не было духовного училища. Священники не были достаточно образованы, чтобы обращаться с амвона с живым евангельским словом, не всегда понимая важность возложенного на них сана.
Митрополит принимает решение открыть в Ростове духовное училище на собственные деньги. Это было второе в России училище после московского, и учиться в нём могли 200 человек.
Владыка сам руководил училищем и преподавал в нём. Летом он приглашал семинаристов к себе в загородный епископский дом, и во время каникул сам занимался с молодыми людьми.
Тем, кто оканчивал курс, он давал места при церквах, где вначале они служили алтарниками и чтецами. Так удалось ему воспитать много замечательных пастырей. Время это было трудным. Длительная война со шведами, последствия церковного раскола ослабляли государство, которое решительно, крутыми мерами строил царь Пётр. Была великая нужда и в людях, и в средствах. Архиерейский дом в Ростове оскудел, но то немногое, чем пользовался святитель Дмитрий, он отдавал на помощь училища, на поддержку духовенства и обнищавших людей.
За первые два года жизни в Ростове владыке Димитрию удалось закончить последнюю летнюю часть Четьи-Миней (июнь, июль, август) и отправить в Киев для печати.
Митрополит часто посещал Ярославль, второй по значению город в своей епархии. Однажды он узнал, что людей здесь особенно встревожил указ царя Петра о брадобритии. Лишение бороды они считали искажением образа Божия и не хотели подчиняться указу.
Святитель потом рассказывал, как после литургии его остановили два не старых ещё человека и спросили:
— Как нам поступить? Может, лучше головы на плаху положить, чем брить бороды?
— А что быстрее отрастёт, отсечённая голова или борода?
— Борода.
— Ну так лучше бороду не щадить, которая отрастает после бритья, чем голову, — шутливо разрешил спор святитель.
Это был один из случаев его состязания с раскольниками-староверами.
Для своей паствы он постоянно писал духовные наставления в виде вопросов и ответов о вере.
Как упоминалось выше, в это скудное время средств у ростовского архиерея было мало. Даже лошадей своих для необходимых разъездов он не имел. Впрочем, бедность он принял с ранних лет вместе с иноческим образом.
По окончании своего многолетнего труда по составлению житий святых владыка Дмитрий задумал познакомить читателей с историей Церкви в древние её времена. Для написания этой книги стал он собирать церковные летописи, славянские, греческие, латинские. Святитель погрузился в новую большую работу. Однако дела епархии занимали у него много времени, и владыка предчувствовал, что этот труд не доведёт до конца. Так и получилось.
Удивительно быстро написал он большую и сложную книгу против раскола, собрав изустные сведения о сектах и толках староверов. Эта книга стала последним трудом святителя.
В это время было ему 58 лет, из которых последние семь он служил в Ростове.
Чувствуя приближение своего часа, святитель Дмитрий написал завещание, где отразилась его душа, наполненная любвью: «Не собрал я имения, кроме книг святых, ни злата, ни серебра, ни излишних одежд…» Это завещание передал он своему другу местоблюстителю Патриаршему Стефану Яворскому, и они дали друг другу обет, чтобы тот, кто переживёт другого, совершил погребальную службу над умершим другом.
В день своих именин – Дмитрия Солунского – он служил по обычаю литургию в соборе, но был уже не в силах говорить проповедь. Один из певцов читал приготовленный им текст по тетрадке. Святитель же сидел в царских дверях, изменившийся в лице от тяжкой болезни.
В тот день были у него посетители для духовной беседы, а одна инокиня, жившая недалеко от архиерейского дома, настоятельно просила навестить её. Святитель решился и пошёл к ней, полагая, что движение будет ему на пользу, но обратно с трудом добрался до своей кельи. Его мучил удушливый кашель. Потом он позвал к себе певчих и попросил исполнить духовные гимны, который сам некогда составил. И зазвучали замечательные песнопения: «Иисусе мой прелюбезный! Надежду мою в Бозе полагаю! Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость!»
Святитель Дмитрий внимательно слушал пение, прислонясь к печке. Потом он попросил остаться одного из певчих, которого особенно любил, и начал рассказывать ему самыми простыми словами о своей жизни. Затем проводил певчего до двери и поклонился ему, благодаря за то, что тот много трудился, переписывая его сочинения. Святитель отпустил всех своих служителей, как бы желая отдохнуть, и затворился в келье.
На рассвете вошедшие служители нашли его на коленях, будто молящегося, но обнаружили, что святитель Дмитрий уже скончался.
По обычаю троекратно ударили в большой колокол. Усопшего облекли в епископские одежды, а под голову положили сочинения, написанные его рукой. Весь город пришёл к нему.
Святителя Димитрия перенесли в кафедральный Троицкий собор, где погребались ростовские митрополиты. Около месяца совершались над ним панихиды. В последних числах ноября прибыл в Ростов Патриарший местоблюститель Стефан, чтобы исполнить обет, данный другу. Он напомнил, что святитель Дмитрий завещал похоронить себя в ростовском Яковлевском монастыре. 25 ноября в сопровождении многочисленного духовенства и народа с пением и плачем перенесено было тело святителя на завещанное им место.
После смерти митрополита составленные им Минеи и другие литературные произведения продолжали оставаться любимым чтением для многих людей. В 1763 г. святитель был причислен к лику святых. Были обретены его мощи, которые поместили в красивую серебряную раку. Императрица Екатерина II повелела выстроить в Яковлевском монастыре огромный Дмитриевский собор, посвященный святителю. Стены его украсили фресками с изображением событий жизни прославленного митрополита. Дни его памяти всегда сопровождались большим стечением народа. В обитель приезжали и простые люди, и императоры Российские, и все получали духовную помощь. По-прежнему, велика была к нему всеобщая любовь. 40 лет при мощах святителя Дмитрия пребывал гробовой старец иеромонах Амфилохий. Каждый день он молитвенно предстоял перед гробом любимого святого, оставляя для сна лишь 5 часов.
Сегодня ансамбль Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря поражает красотой и мощью. В летнее время обитель утопает в цветах, которые так любил святитель Дмитрий. В 1991г. в Яковлевский храм вернулись его мощи, которые в атеистические времена находились в музее.
Великий подвижник, собиравший в течение жизни жития святых, после кончины своей и сам был вписан в Четьи-Минеи последующих выпусков – 4 октября н. стиля (день обретения мощей) и 10 ноября н. стиля (день кончины). А его книги, 12 томов Миней (по числу месяцев), проповеди и другие произведения переизданы и в наши дни и снова находят своего читателя.
По житию святителя Дмитрия Ростовского
Ольга Лашкова
Борьба с раскольниками
Окончив один большой и душеспасительный труд для всего христианского народа, Промысел Божий возложил на митрополита новые заботы. Пришлось будущему угоднику спасать вверенную ему паству от беды раскольничества.
Димитрий Ростовский
В прилегающих к его митрополии Брынских лесах скрывались целые раскольничьи кланы и секты, которые засылали своих проповедников повсеместно с целью распространения своего лжеучения. Множество людей, особенно простых и не ученых тонкостям богословия, попались в их сети и стали колебаться в истинной вере.
Описывается один разговор, произошедший между Владыкой и простыми людьми. Как-то после службы к нему подошли два человека, и спросили, можно ли им брить бороды, как повелевал тогдашний указ. В народе бытовало мнение, что вместе с бородой у человека отнимается и образ Божиий. Долго втолковывал им митрополит о том, что не может образ Божиий быть в бороде, что он находится в душе человеческой.
Конечно же, с таким уровнем знаний о Христе народ легко впадал в раскольническую ересь. Тогда митрополит пишет несколько сочинений о вере, в которых твердо и уверенно объясняет, в чем состоит лжеучение раскольников и почему оно уводит от Бога.
Кроме того, Владыка регулярно объезжает вверенную ему епархию и повсеместно лично обличает раскольников и призывает православных христиан всячески избегать этого учения. Будучи ревностным проповедником и истинным христианином, он не может без боли смотреть, как простые люди совращаются с истинного пути хитрыми лжепроповедниками.
Чего стоит остерегаться православному христианину:
- Можно ли гадать на Рождество
- Отношение православной церкви к проклятиям
- Экуменизм
Другие труды святого подвижника и его духовные дарования
Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.
Икона Димитрию
Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.
Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.
Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.
Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.
Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.
Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.