Николай Посадский — Житие преподобного Василия Нового


ВАСИЛИЙ НОВЫЙ

Прп. Василий подвергается бичеванию. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 196. Л. 192 об)

Прп. Василий подвергается бичеванию. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 196. Л. 192 об) [Греч. Βασίλειος ὁ Νέος] († 944 или 952), прп. (пам. 26 марта). В молодости жил отшельником в пограничной области в М. Азии. Был принят посланниками визант. имп. Льва VI за лазутчика и приведен в К-поль (ок. 896). Император отправил его на допрос к своему приближенному Самоне, В. Н. был подвергнут пыткам, но на все вопросы отвечал молчанием. Выброшенный в море, он был чудесным образом спасен дельфинами. Вначале В. Н. поселился в доме некоего Иоанна, к-рого он исцелил от лихорадки, а затем у царского придворного (примикирия) Константина и братьев Гонгилиев. Слух о его подвижнической жизни и чудесах распространился по городу, и к нему стали стекаться недужные и жаждущие духовного наставления. В. Н. обладал даром прозорливости, и за советом к нему приходили мн. вельможи и даже члены имп. семьи. В. Н. скончался в глубокой старости и был погребен в обители Хартофилакса, около мон-ря святых Флора и Лавра. Рус. паломник Антоний Новгородец сообщает, что мощи преподобного в кон. XII — нач. XIII в. находились в Хрисополе, и поясняет, что «той бо святый Василей о Страшнем Суде написал» (Книга Паломник. С. 38).

Память В. Н. отмечена в нек-рых греч. стишных синаксарях под 18 нояб. (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.; Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.), но не внесена в печатные календари.

Житие Василия Нового написано его учеником Григорием, к-рого мн. исследователи считают мирянином, имевшим поместье близ фракийского г. Редест (Kazhdan. P. 270), хотя из текста жития скорее следует, что этими землями владел господин Григория. В ряде списков жития Григорий прямо назван «мнихом». Существует также мнение, что вопреки рукописной традиции, приписывающей Григорию Житие Василия Нового, он не является автором этого произведения (Новаковић. С. 42).

В житии отражены события общественной и политической жизни Византии 1-й пол. Х в. (восстание Константина Дуки в 913, смерть Христофора Лакапина, вторжение венгров на Балканы, нападение рус. флота на К-поль в 941).

П. И. Жаворонков

Житие Василия Нового

(BHG, N 263) было создано во 2-й пол. Х в. в К-поле; оно известно в различных редакциях, из к-рых наибольшее значение для слав. традиции имеют следующие: 1) редакция, отраженная в списке Ath. Dionys. 187, 1328 г.; 2) пространная редакция, основным представителем к-рой является рукопись ГИМ. Син. греч. 249, XVI в. (эти 2 редакции образуют 1-ю текстологическую семью по классификации Х. Ангелиди); 3) редакция, представленная списком Ath. Iver. 478, XIII в. (3-я семья по Х. Ангелиди).

Ученик прп. Василия пишет его житие. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 196. Л. 89 об.) Ученик прп. Василия пишет его житие. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 196. Л. 89 об.) Кроме полного текста жития в визант. традиции известны сокращенные версии, в частности переработка в составе рукописи Sinait. gr. 532, XV-XVI вв., содержащая только Видение Григория о Страшном Суде, а также ряд версий, содержащих Хождение Феодоры по мытарствам. С одной из таких переработок, видимо, связан араб. перевод жития, выполненный в Дамаске в 1693 г.: «Житие святого Василия Нового и описание видения, которое видела Феодора, его служанка, при разлучении ее души с телом». Этот перевод сохранился в рукописи Damask. Orth. Patr. 227 (по др. нумерации — 1639), 1790 г.

Житие было дважды переведено на церковнослав. язык. Древнейший перевод был выполнен, по всей вероятности в кон. XI в. на Руси. Греч. оригинал этого перевода принадлежал к несохранившейся древнейшей редакции, текст к-рой наиболее близок к тексту 1-й редакции, представленной в рукописи Ath. Dionys. 187. 2-й перевод жития был выполнен не позднее ХIV в. у юж. славян. Греч. оригинал 2-го слав. перевода относится к редакции, отраженной в списке Ath. Iver. 478, где сокращены житийные эпизоды, а основное содержание составляют 2 больших видения: Хождение Феодоры по мытарствам и Видение Страшного Суда.

Несмотря на то что текст древнейшего перевода Жития Василия Нового известен всего в неск. списках (древнейший из них — РГБ. Егор. № 162, кон. XV в.), о его распространении на Руси свидетельствуют извлечения из него и переработки, представленные в древнерус. традиции: напр., рассказ ПВЛ о походе кн. Игоря на К-поль (941). Небольшой отрывок из эсхатологической части древнейшего перевода жития был включен в состав Мерила Праведного (заголовок: « ») и уже присутствует в его старейшем списке 2-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. № 15. Л. 53-55 об).

Особую рукописную традицию имели рассказы из жития, вошедшие в состав Пролога. Краткая версия содержится в древнерус. списках 1-й редакции нестишного Пролога под 26 марта. Источником проложной статьи послужил древнейший перевод Жития Василия Нового. Во 2-й редакции нестишного Пролога это же житие помещено под 22 нояб., причем его перенесение под др. дату не сопровождалось редактированием текста. Под 30 дек. во 2-й редакции появляется краткое Житие прп. Феодоры Цареградской, отсутствующее в 1-й редакции нестишного Пролога (его текст также зависит от древнейшего перевода Жития Василия Нового).

В рус. списках стишного Пролога под 26 марта содержится более пространное повествование о В. Н. В его основе лежит краткое житие нестишного Пролога, дополненное новыми эпизодами из полного текста Жития Василия Нового по древнейшему слав. переводу. В южнослав. редакциях стишного Пролога память В. Н. и текст отсутствуют, за исключением особой серб. редакции, в к-рой под 18 нояб. указывается только память преподобного. Появление этой памяти, вероятно, связано с процессом распространения 2-го (южнослав.) перевода Жития Василия Нового, к-рый известен в большом количестве списков как южнослав., так и рус. происхождения (один из ранних рус. списков — РГАДА. Ф. 201. № 16, 1-й четв. XV в.).

Т. Н. Пентковская

Житие Василия Нового как лит. памятник совмещает в себе традиц. повествование о жизни святого с апокрифическими видениями (в к-рых наиболее полно и ярко представлена тема «малой» и «большой» эсхатологии). Композиционно житие состоит из 2 частей; в 1-й части описаны посмертные мытарства души прп. старицы Феодоры, служившей В. Н. Когда мон. Григорий пожелал узнать о ее загробной участи, то она, по молитве В. Н., явилась Григорию во сне и рассказала ему о своей посмертной судьбе. Видение обрамлено описанием отдельных эпизодов из жизни В. Н.

Во 2-й части жития повествуется о видении Страшного Суда, явленном Григорию. Прельстившись идеей богоизбранности иудейского народа, он поведал свои сомнения духовному отцу и услышал в ответ гневную инвективу против иудеев, не принявших Сына, посланного Отцом, и распявших Его: «Отвержены от Бога и сами они, и Закон их». На просьбу послать ему знамение для утверждения в вере, Григорий получает видение, к-рое можно сравнить с «Откровением Иоанна Богослова» по значимости поднятых в нем эсхатологических тем и экспрессии явленных образов конца света.

Эта часть жития оказала влияние как на нарративные источники (рассказ в ПВЛ о греч. философе и о запоне, на к-рой было изображено «Судище Господне»; многочисленные обращения к теме Страшного Суда в рус. церковно-учительных сборниках; проповеди прп. Авраамия Смоленского), так и на иконографию Страшного Суда.

Используя художественный прием удвоения, зеркального отражения основного мотива — видения загробной жизни, автор жития показывает, что благодаря своей праведности Григорий и др. ученик В. Н.- Иоанн — получают возможность утвердиться в истинности христианского вероучения относительно посмертной судьбы человека.

Первоначально популярность Жития Василия Нового с его описанием загробных мучений, ожидающих некрещеных, была связана с процессом христианизации Руси (ср. рассказ в ПВЛ о впечатлении, произведенном запоной с изображением Страшного Суда на кн. Владимира). Оно оказало влияние на иконографическую программу последующих композиций «Страшного Суда», конкретизировало его живописные детали и сцены, обозначило смысловые акценты.

Распространение возникшей в XIV в. в Болгарии 2-й редакции жития в южнослав. среде, по мнению И. Тарнанидиса, связано с влиянием идей исихазма (Tarnanidis. Р. 155). В кон. XV в. ожидание конца света в связи с истечением 7000 лет от сотворения мира (1492) усилило эсхатологические настроения древнерус. книжников и соответственно интерес к Житию Василия Нового, содержащего описание Страшного Суда.

И. В. Дергачева

Со 2-й пол. XVII в. Житие Василия Нового с его развитой и чрезвычайно выразительной эсхатологией обретает второе рождение у старообрядцев в связи с ожиданием близкого конца света и пришествия Антихриста. От XVII-XIX вв. дошли сотни списков памятника (2-й редакции перевода), в т. ч. много лицевых. Житие переписывалось как целиком, так и отдельно видения Григория и прп. Феодоры. Они входили в состав многочисленных Сборников и Цветников (напр., только в Музейском собрании ГИМ, начавшем формироваться с посл. четв. XIX в., насчитывается значительное число одних только полных списков: № 17, 28, 31, 36, 48, 74, 142, 144, 155, 172, 173, 179, 258, 317, 320, 345, 350, 354, 362, 370, 373 и т. д.). С кон. XVIII в. житие неоднократно издавалось старообрядческими типографиями (см.: Вознесенский. С. 90), выдержав до рубежа 1-го и 2-го десятилетий XIX в. не менее 6 изданий: первое вышло ок. 1795 г. в типографии Ф. Карташева в Клинцах (на титуле — Почаев, 1794).

В кон. XVII в. на основании древнейшего перевода Жития Василия Нового свт. Димитрий Ростовский составил его сокращенную редакцию и издал ее в 3-м т. «Книги житий святых» (Киев, 1700). Сокращения коснулись в основном эсхатологической части памятника, что связано с чрезвычайной популярностью именно этих сюжетов в старообрядческой среде. Редакция Димитрия Ростовского послужила источником для переработки Жития Василия Нового, сделанной Софронием, еп. Врачанским (ок. 1805).

Со 2-й четв. XVII в. широко распространились (преимущественно в старообрядческой среде) лицевые списки полного текста Жития Василия Нового (обычно в виде отдельной книги), так и видений Григория и прп. Феодоры (в составе сборников). Количество миниатюр в них исчисляется десятками и иногда превышает сотню: напр., ГИМ. Музейск. № 48 (40-е гг. XVII в.) содержит 162 миниатюры; № 345 (70-е гг. XVII в.) — 164; № 317 (посл. четв. XVII в.) — 75; РГБ. Ф. 178. М. 4110 (посл. четв. XVII в.) — 134; ГИМ. Музейск. № 188 (сер. XVIII в., видение Григория) — 49; № 37 (то же, 50-60-е гг. XVIII в.) — 154; № 142 (70-е гг. XVIII в.) — 168; № 36 (70-80-е гг. XVIII в.) — 181 и др.). С XVIII в. отдельные сюжеты и композиции, иллюстрирующие житие, получают распространение в старообрядческом лубке (настенные листы), как рукописном, так и печатном. Иконография циклов миниатюр к житию и отдельных сюжетов остается практически неизученной.

Ист.: BHG, N 263-264f; PG. 109. Col. 653-664; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовного стиха // СбОРЯС. 1889. Т. 46. С. 117-145; 1891. Т. 53, № 6. С. 185-213; ЖСв. Март. С. 501-552; Новаковић Б. Ст. Живот св. Василиjа Новог: Апокрифна легенда о животу с оне стране гроба по више српско-словенских рукописа // Споменик. Београд, 1895. Т. 29; Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в рус. литературе. Од., 1913. Ч. 1: Исслед.; 1911. Ч. 2: Тексты; Tarnanidis I. C. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine’s Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988. P. 148-156; Дергачева И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерус. книжности. М., 2004. С. 205-326.

Лит.: Сахаров В. Эсхатологические соч. и сказания в древнерус. письменности и влияние их на нар. духовные стихи. Тула, 1879. С. 166-192; Pesenti G. Un rifacimento greco-volgare della vita di san Basilio scritta da Gregorio asceta // BZ. 1929/1930. Bd. 30. P. 316-323; Grégoire H., Orgels P. L’invasion hongroise dans la «Vie de S. Vasile le Jeune» // Byz. 1954. T. 24. P. 147-156; Costa-Louillet da G. Saints de Constantinople // Ibid. P. 492-511; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain, 1979. P. 211; ᾿Αγγελίδη Χ. ῾Ο Βίος τοῦ ὁσίου Βασιλείου τοῦ Νέου. ᾿Ιωάννινα, 1980; Rydén R. The Life of St. Basil the Younger and the Date of the Life of St. Andreas Salos // Okeanos: Essays Presented to I. Ševčenko on his 60th Birthday. Camb., 1984. P. 568-577; Творогов О. В. Житие Василия Нового // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 142-143; Kazhdan A. Basil the Younger // ODB. Vol. 1. P. 270-271; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 85-86, 137, 186; Goldfrank D. M. Who Put the Snake on the Icon and the Tollbooths on the Snake?: A Problem of Last Judgment Iconography // HUS. 1995. Vol. 19. P. 180-199; Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — нач. XIX в. СПб., 1996; Михайлычева (Пентковская) Т. В. Лексические данные Жития Василия Нового: (К пробл. локализации древнейшего слав. перевода) // Тр. молодых ученых: Лингвистика. М., 1998. С. 129-154; Samir Kh. La version arabe melkite du roman d’Alexandre du Pseudo-Callisthène // ByzF. 1999. Bd. 25. S. 61; Vilinbahova T. L’immagine della morte nell’arte della Russia antica // Humana Fragilitas: I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento / A cura di A. Tenenti. Clusone, 2000. P. 259-260; Буслаев Ф. И. Изображение Страшного Суда // он же. Древнерус. лит-ра и правосл. искусство. СПб., 2001. С. 191-193; Викторов В. В. Серб. список Жития Василия Нового кон. XIV — нач. XV (?) в. из собрания П. И. Севастьянова в РГБ // Румянцевские чтения, 2003. М., 2003. С. 32-35; Пентковская Т. В. Извлечения из жития Василия Нового в составе Пролога // ДРВМ. 2003. № 4 (14). С. 53-54; она же. Древнейший слав. перевод Жития Василия Нового и его греч. оригинал // ВВ. 2004. Т. 63 (88). (в печати).

А. А. Турилов

Иконография

Прп. Василий беседует с Иоанном и Еленой. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 196. Л. 99 об.)

Прп. Василий беседует с Иоанном и Еленой. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 196. Л. 99 об.) В греко-груз. рукописи, в медальоне (РНБ. O. I. 58. Л. 47 об., XV в.), представлено оглавное изображение В. Н. (или прп. Василия Декаполита (?), пам. 28 февр.) в мантии коричневого цвета, простоволос, седые, вьющиеся на концах волосы спадают на плечи, борода средней длины, клиновидная.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике В. Н. сказано: «С проседью в курчавой бороде» (Ч. 3. § 13. № 47).

Житие святого своеобразно отразилось в пространном описании его облика в Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.): «подобием стар, лицем блед и сух от великого пощения, волосы терхавы и сединами цветый, брада аки Власиева, покороче и малость терховата, риза едина, ноги босы, подле его зверь лев пишется… образом странен и страшен, яко в пустыне воспитан, залием точию питаяся, ходя бос и худейшими одеян рубищами». «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленное В. Д. Фартусовым, предлагает изображать в руке святого хартию с его изречениями.

В рус. минейных циклах образ святого практически не встречается, поскольку его память приходится на празднование Собора арх. Гавриила, к-рому отдается предпочтение в изображении.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 172; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 303; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 228; Миjовић. Менолог. С. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 200.

Э. В. Шевченко

Содержание

Житие соединяет повествование о жизни святого с апокрифическими видениями, ярко выражающими тему «малой» и «большой» эсхатологии.

Состоит из в частей:

  • В первой части описаны посмертные мытарства души преподобной старицы Феодоры, прислуживавшей Василию. Ученик Василия Григорий после смерти Феодоры захотел узнать о её загробной жизни и часто просил подвижника открыть ему это. По молитвам Василия Григорий увидел Феодору во сне. Старица рассказала ему о своей смерти, о борьбе за её душу ангелов и демонов, о том, как её душа проходила мытарства (испытания в греховности), об увиденном ею рае и адских муках и о том, как ей помогли молитвы Василия. Описание видения обрамлено описанием отдельных эпизодов из жизни святого Василия.
  • Во второй части жития повествуется о видении Страшного суда, которое также было явлено Григорию. Ученик прельстился идеей богоизбранности иудейского народа, он рассказал о своих сомнениях Василию и услышал в ответ гневную инвективу против иудеев, которые не приняли Бога Сына, посланного Богом Отцом, и распяли Его: «Отвержены от Бога и сами они, и Закон их». Григорий просит послать ему знамение для утверждения в вере и получает видение. По значимости поднятых в нём эсхатологических тем и экспрессии явленных образов конца света это видение сопоставимо с Откровением Иоанна Богослова. Эта эсхатологическая часть даёт основание рассматривать Житие как апокрифический памятник.

С помощью приёма удвоения, зеркального отражения основного мотива, видения загробной жизни, в Житии показано, что благодаря своей праведности Григорий и ещё один ученик Василия Иоанн получают возможность удостовериться в истинности христианского учения о посмертной судьбе и утвердиться в истиной вере.

В Житии нашли отражение события общественной и политической жизни Византии первой половины Х века: восстание Константина Дуки в 913 году, смерть императора Христофора Лакапина, вторжение венгров на Балканы, нападение русского флота на Константинополь в 941 году (часть Русско-византийской войны 941—944 годов).

В старообрядчестве

Житие Василия Нового, обладающее развитой и выразительной эсхатологией, со второй половины XVII века приобретает большую популярность у старообрядцев, ожидавших скорого конца света и пришествия Антихриста.

В XVII—XIX веках были созданы сотни списков второй редакции перевода, в том числе большое количество лицевых. Житие переписывалось как целиком, так и отдельно — видения Григория и Феодоры. Они входили в состав многочисленных Сборников и Цветников.

Со второй четверти XVII века в основном в старообрядческой среде получили широкое распространение лицевые списки полного текста Жития Василия Нового, как правило, в виде отдельной книги, а также видений Григория и Феодоры в составе сборников. Они включают десятки, а иногда и более сотни миниатюр.

С XVIII века отдельные сюжеты и композиции, иллюстрирующие Житие, получают распространение в рукописном и печатном старообрядческом лубке (настенные листы).

С конца XVIII века Житие неоднократно издавалось старообрядческими типографиями. До рубежа первого и второго десятилетий XIX века было выпущено не менее 6 изданий. Первое вышло около 1795 года в типографии Ф. Карташева в Клинцах, на титуле указано: Почаев, 1794.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]