Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ) |
Василий
(+ 1294), епископ Рязанский, святитель Память 12 апреля, 21 мая — совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 10 июня — отдельная [1] и в Соборе Рязанских святых, 3 июля, в Соборах Владимирских и Липецких святых
Сведения о нем содержатся в «Повести о Рязанском епископе Василии», которая существует в двух редакциях: краткой, самостоятельной, её автором является Ермолай-Еразм [2], и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 года.
По краткой редакции «Повести», спустя некоторое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба была устроена епископия, которую «не в колика же времена» занимал «епископ праведен» Василий [3]. Он неутомимо трудился на ниве Божией: восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников, укрепляя ослабевающих. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях.
Не терпя его доброй жизни, диавол, «воображаяся в девицу», принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали епископа Василия, который, не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложил упование свое на Того, Кто низводит правду «яко полудень». Он «всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошел в первоначальную церковь Благовещения, там отпел молебен пред образом Божией Матери, принесенным из Киева в Муром святым Константином, взял сию икону с собою и с упованием на Матерь Божию пошел к Оке, чтобы оставить навсегда и город и епископию».
Придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери в руках, после чего «духом бурным несен бысть… противу струям» и менее чем за 6 часов доплыл до места, «еже ныне зовомо Старая Рязань». Здесь святителя торжественно встретил рязанский великий князь Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться «и до ныне» бывшая с епископом Василием чудотворная икона Богоматери.
В пространной редакции «Повести» этот рассказ о свт. Василии неудачно соединён с заимствованными из летописи сведениями об «обновлении» Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 году [4], в ходе которого на кафедру якобы и был поставлен святитель Василий.
По летописям и актам известны два рязанских епископа с именем Василий (соответственно второй и четвертый в общем списке Рязанских архиереев). Из них первый умер в 1294 году [5]. Василий II был поставлен митрополитом Алексием в 1356 г. [6], упоминается в грамоте святителя Алексия на Червленый Яр [7] и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 года [8]. Т. о., князь Юрий Ярославич, сведённый в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению епископа Василия. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена свт. Василия и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 1350-х — 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне» [9]. Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя — пронского кн. Владимира Димитриевича [10]. Следовательно, предание, отразившееся в середине XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в первой половине — середине XIV в., хотя исключить возможность соотнесения свт. Василия с еп. Василием конца XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме, — с самого основания в конце XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).
Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Начало ХХ в. Фотография с сайта pravenc.ru |
Житие святого Василия Рязанского
О святом Василии, как о четвертом епископе Рязани, упоминается в Лаврентьевской летописи. К сожалению, о нем немного известно: первое описание жизни было составлено только в XVI веке иноком Ермолаем, известным публицистом.
Известно, что Василий Рязанский принял постриг в Муроме, там же через некоторое время был рукоположен в епископа. Согласно жизнеописанию, участие в этом принял князь Георгий Ярославович.
Через некоторое время жители обвинили епископа в постыдном и недостойном поведении: многие видели, как в его покои заходит босая и полуобнаженная девушка. Это был сам дьявол, решивший подорвать у людей веру в епископа. Ожесточенные люди потребовали казнить Василия, но тот попросил дать ему времени до 3 часов утра.
Василий Рязанский всю ночь провел в молитве, совершил всенощное бдение, отслужил литургию и молебен перед чудотворной иконой Богоматери. Затем в 9 часов утра он вышел к Оке и расстелил на воде мантию епископа. Затем он встал на ткань, держа в руках икону Богоматери, и поплыл как на плоту до Старой Рязани – столицы одноименного княжества. В Рязани он был уже в 3 часа дня, как раз к вечерне, хотя расстояние между городами составляет более 200 км.
Сохранилась легенда, что рязанский священник, служащий богослужение, никак не мог начать его. Он молчал, пока Господь не вразумил его. Священник предсказал, что скоро к ним придет праведный епископ Василий, которого они должны почитать.
Кафедра также была перенесена в город, а когда тот был разрушен, перешла в Переяславль Рязанский (современная Рязань). Совершенное чудо часто изображали на иконах.
Святой был любим мирянами и почитался ими. Его днями памяти являются 23 июня и 16 июля.
Чудесное явление святого в Рязани
Предание гласит, что в тот день рязанцы присутствовали на вечернем богослужении, дьякон, вышедши посреди храма, неожиданно призвал всех на берег Оки встречать владыку. Удивленный народ появился около реки как раз в том момент, когда объявился архипастырь, стоящий на мантии, которая плыла сама по себе против течения. Радостные возгласы были слышны далеко по округе, князь Рязани с крестами вышел навстречу святителю.
Икона святого Василия Рязанского
Окормление паствы длилось недолго, в результате набегов татар Рязань с церквями была сожжена, святитель в 1288 году на своей мантии переплыл в Переяславль, остановившись в Борисоглебовском храме.
Храм святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба стал соборным при новой епископии, где отец Василий правил до 1295 года.
Значение и почитание в православии
Василий Рязанский всю жизнь провел праведно и мирно, старался помогать людям и наставлять их на путь веры. Он часто беседовал с прихожанами и давал им советы в трудных жизненных ситуациях. Благодаря доброте, кротости и смирению, он пользовался любовью людей и при жизни, и после смерти. Не случайно спустя почти 3 века его мощи не захотели оставлять вне стен храма, боясь, что враги надругаются над ними.
Сегодня он является покровителем Рязани, к которому в молитвах нередко обращаются местные жители. Также его считают покровителем путешественников, особенно моряков и тех, кто передвигается по воде.
Но больше всего он известен благодаря испытанию верой. Оболганный, стоящий перед разгневанной толпой, он не стал слепо оправдываться и умолять о пощаде. Веря в справедливость Господа и его заступничество, Василий смело ступил на мантию епископа и поплыл, доказывая совершенным чудом свою невиновность.
Иконография
Самое раннее изображение святителя Василия Рязанского известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о святителе.
В основу самостоятельных образов святителя легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери, которое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя свт. Василия в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название — «Моление св. Василия».
На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) святитель Василий представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны — правой благословляет, в левой Евангелие.
В «Соборе Муромских святых» святитель Василий изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр начала в. к Повести о Василии Рязанском [12], выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до конца 1980-х гг. древней рукописью [13].
В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апреля об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская».
Сходное описание образа святителя под 15 апреля или 28 января помещено в Строгановском [14], Перетцевском [15] подлинниках, в рукописи из собр. РНБ [16] и др.
Местоположение мощей святого Василия Рязанского
После смерти святого его похоронили в рязанском Борисоглебском соборе. Первое время его останки находились внутри храма, но, из-за перестройки, оказались вне его стен. Местные жители не забывали о святом и ухаживали за его иконой. В начале XVII века, в разгар смутного времени, боясь разорения святыни, архиепископ Феодорит приложил немало сил, чтобы защитить ее.
Обретение нетленных мощей произошло 20 июня 1609 года. Их перенесли в Успенский (Христорождественский) собор и положили в левом клиросе под спудом. В это же время были написаны кондак и тропарь. В советское время верующие спасли их от разорения, а в начале 90-х годов вернули в храм.
А вот чудотворная икона, которую принес с собой епископ, пропала. От нее остались только несколько копий, которые до недавнего времени тоже считались утерянными. В 2002 году чудесным образом отыскалась одна, которая летом находится в Успенском соборе, а зимой – в Христорождественском.
Святитель Васи́лий Рязанский, епископ
Святитель Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских владык числится четвертым. О происхождении его, – от кого и где и когда родился, – никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.
Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании святителя Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Приняв на себя высокий сан архиерейства, святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, – примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.
Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго – диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях.
Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.
Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром – литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери – кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновение ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.
После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.
Недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега татар Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения – это нынешняя Рязань. Предание говорит, что святитель Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию, и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы сократили многотрудную жизнь его, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. По другим сведениям, епископ скончался между 1356 и 1360 годом. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.
Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского – одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим – дало пример веры и терпения. Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале ХVII века были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником».
Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине Смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии».
В 30-е годы XVII века над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем рязанского первосвятителя считается архиепископ Мисаил. По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова. В 1722-1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом святителя Василия, а в 80-е годы XVIII века рака над мощами была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым).
В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе Палладии (Раеве) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – в день блаженной кончины и 10 июня – в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, – настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.
Память святого празднуется Церковью 10 июня и 3 июля (день кончины – 1295 г.).
О чем просят у святителя
К рязанскому святому обращаются в разных сложных ситуациях. Он известен, как покровитель обиженных и угнетенных, мудрый советчик и защитник обездоленных.
В молитвах к нему обращаются со следующими проблемами:
- О наставлении на путь истинный тех, кто заблудился и не может найти путь веры.
- Об успокоении и умиротворении, об укреплении веры и душевном покое.
- О стойкости в преодолении жизненных невзгод.
- Об избавлении от дурных мыслей и стресса.
- О получении поддержки в непростой ситуации, о помощи в принятии сложного решения.
- О мудрости и терпении, которые пригодятся в борьбе со злом и несправедливостью.
Также к святому часто обращаются за защитой путники, особенно те, кто путешествует по воде.
Молитвословия
Тропарь
, глас 4:
Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н бы́л еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́мже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь/ богоспаса́емого гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в не́м, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упа́сл еси́,/ святи́телю о́тче на́ш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак
, глас 8:
Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упа́сл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя́,/ наста́вниче на́ш до́брый,/ и за ны́ Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти́:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.
Молитва:
Святи́телю о́тче Васи́лие! Ди́вным ше́ствием твои́м по вода́м и нетле́нием честны́х моще́й твои́х уве́рившеся, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га, с ве́рою и наде́ждою к тебе́ прибега́ем и умиле́нно мо́лим тя́: моли́ о на́с Христа́ Бо́га на́шего, сохрани́вшаго тя́, я́коже Петра́, от потопле́ния в волна́х ре́чных и от истле́ния в се́рдце земли́, да благода́ть Его́ спаси́тельная сопу́тствует на́м на все́х путе́х жи́зни сея́, сохраня́ющи ны́ невреди́мы от вся́каго зла́го обстоя́ния, вся́кий проти́вный ве́тр напа́стей и бу́рю страсте́й утоля́ющи, ти́хое же и безмяте́жное пла́вание в жите́йстем се́м мо́ри на́м да́рующи. Да прости́т на́м Милосе́рдый Госпо́дь вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, не́мощь естества́ на́шего бла́гостию Свое́ю покрыва́я, да утверди́т на́с во святе́й Свое́й Правосла́вноей ве́ре и благоче́стии, исполня́я сердца́ на́ша любве́ и ре́вности о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию ду́ш на́ших. Це́ркви Правосла́вно-Росси́йстей да да́рует ми́р и благоде́нствие, да возглаго́лет в се́рдце прави́телей на́ших блага́я о не́й и о все́х лю́дех, да низпо́слет земли́ на́шей времена́ ми́рна, благорастворе́ны возду́хи, земли́ плодоно́сие и вся́ на по́льзу настоя́щаго жития́ потре́бная и да изба́вит вся́ гра́ды и ве́си оте́чества на́шего и всю́ зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельнаго огня́, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла́, да та́ко в ми́ре, благоде́нствии и преспе́янии в доброде́телех пу́ть жи́зни сея́ преше́дше, вни́дем в ве́чное ца́рство, угото́ванное святы́м Его́. О всехва́льный святи́телю на́ш и уго́дниче Христо́в Васи́лие! Ве́руем и упова́ем, я́ко мо́жеши моли́твами твои́ми устро́ити вся́ блага́я душа́м и телесе́м на́шим, име́я Помо́щницу Преблагослове́нную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, Ея́же честно́ю и чудотво́рною ико́ною сохраня́емь, ше́ствие по вода́м, я́ко по су́ху, соверши́в, богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́. Сего́ ра́ди приле́жно мо́лим тя́: не отве́ржи на́с от заступле́ния твоего́, потщи́ся на по́мощь на́шу и умоли́ за ны́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, изба́вльшаго тя́ от злоко́зненных се́тей лука́ваго и клеветы́ челове́ческия, да, призре́в на ны́ ми́лостивно, изба́вит на́с от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни душе́вныя и теле́сныя и да сподо́бит на́с, гре́шных и недо́стойных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́ моли́твами Пресвяты́я Ма́тере Своея́ и твои́м те́плым за ны́ предста́тельством, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.