10 самых часто задаваемых вопросов о Великом Посте


В чем суть Великого поста

Вся суть поста состоит вовсе не в отказе от некоторых видов пищи, а в очищении души и воздержании от разных развлечений. В период поста следует меньше смотреть телевизор и сидеть в Интернете. Свободное время лучше посвятить чтению молитв или походу в церковь. Это время является благоприятным для того, чтобы подумать о своей жизни и многое переосмыслить.

Необходимо избавиться от всех негативных мыслей и простить старые обиды. Нужно представить, что каждый день появляется возможность начать все с чистого листа. Но чтобы это сделать, нужно отпустить прошлое.

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

«Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».

Утренняя и вечерняя молитва в Великий пост

Верующие люди начинают свое утро с чтения молитвы. Она поможет создать положительный настрой и защитит от разных неприятностей.

«Господи Боже, будь же милостив ко мне, грешному. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний. Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Аминь!».

Во время поста день также нужно завершать чтением молитвы. Ее необходимо произносить каждый вечер перед отходом ко сну.

«Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя. Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеюсь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь».

Ложась в кровать, необходимо обратиться к своему Ангелу-хранителю с такими словами:

«Ангел-хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь».

Утреннюю и вечернюю молитву нужно читать на период действия Великого поста ежедневно.

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

«Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

«Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.

Из Великого Канона святого Андрея Критского

Что можно и нельзя делать в Великий пост

Церковный устав определяет, что можно и нельзя делать во время Великого поста. Но поскольку жизнь современного человека отличается от жизни в монастыре, то не всем под силу соблюдать все правила в период поста. Каждый человек должен сам для себя определить те нагрузки, которые будут ему под силу.

В период Великого поста нужно отказаться от пищи животного происхождения. В первый день поста нужно вовсе отказаться от пищи. Помимо отказа от пищи, человек должен во многом себя ограничивать. Несмотря на то, что есть много запретов на еду, изнурять себя голодом не следует никому. Пост не должен наносить вред здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.

Время поста нужно посвятить духовной жизни, поэтому не нужно тратить его бесцельно. Важно ограничить посещение увеселительных мероприятий и посвятить время молитвам. Нельзя обижаться на людей, важно решать все конфликты мирным путем.

О посте

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 14-18)

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.

Из писем игумена Никона (Воробьева)

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост

В период действия Великого поста разрешается читать любые молитвы, здесь нет каких-либо запретов. Единственное, что нужно сделать, это прочесть особенные молитвы. В первую очередь следует прочесть молитву покаяния Ефрема Сирина. Эту молитву можно читать ежедневно. Важно также обратить должное значение на песнопения, которые можно услышать на богослужениях.

Бытует мнение, что в пост запрещено читать акафисты, кроме нескольких дней. На пятой неделе поста в церквях поют Акафист Пресвятой Богородице, а также звучит похвала Матери Божьей. В это время в храмах также читают Акафист Божественным Страстям Христовым.

В другие дни поста не читают акафисты, потому что многим не понравится радостный настрой молитвы в тот момент, когда люди должны сожалеть о содеянных грехах. Тем не менее в данное время церковная жизнь и так слишком насыщенная.

Что касается запрета на прочтение каких-либо молитв в пост, то в уставе об этом ничего не сказано. Единственное, чему нужно уделять больше внимания, это молитвам покаяния. Каждый христианин сможет прочитать акафисты у себя дома. Это период стремления к Богу, а молитва усиливает это стремление. Каждый, кто захочет внести к своим ежедневным молитвам акафисты, могут смело это делать.

Три молитвы Великого поста

1. Покаянные тропари на утрене

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Перевод (автор – протопресвитер Александр Шмеман):

«Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернён: но Ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостью.

Наставь меня, Богородица, на путь спасения, потому что постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провёл и истратил все дни моей жизни: но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Думая о множестве дурных дел, которые совершил я, несчастный, я трепещу при мысли о дне Страшного суда. Но, надеясь на Твою исполненную любви доброту, как Давид, я взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».

Что это за молитва

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» – это общее название для трёх покаянных тропарей*, которые начинают звучать в храме ещё за три недели до начала Великого поста, в первое из так называемых подготовительных воскресений (по-церковнославянски – недель) – в Неделю о мытаре и фарисее. Начиная с этого момента, покаянные тропари звучат на каждом воскресном богослужении вплоть до пятой недели Великого поста.

*Тропарь – самый краткий жанр церковного песнословия; строфа или несколько строф, как правило, излагающих суть праздника или иного события, подвига святого и т. д. – Прим. ред.

Место этих тропарей – на воскресном всенощном бдении (которое совершается в субботу вечером), после чтения Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше…».

В обычное, непостное, время мы слышим в этом месте службы другие слова:

«Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших.

Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость».

Перевод: «По молитвам апостолов, Милостивый, очисти множество согрешений наших.

По молитвам Богородицы, Милостивый, очисти множество согрешений наших.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё.

Воскрес Иисус от гроба, как Сам и предсказывал, и дал нам жизнь вечную и великую милость».

Но с началом подготовки к Великому посту это песнопение заменяется на покаянные тропари. В некоторых храмах при их пении принято гасить свет и опускаться на колени.

Можно сказать, что покаянные тропари утрени выражают основное настроение, в котором мы пребываем на протяжении всего Великого поста. Наше главное дело Великим постом – приносить покаяние Богу, то есть постараться увидеть свои грехи и сделать всё от нас зависящее, чтобы отстать по крайней мере от части этих грехов, исправиться, измениться к лучшему. В покаянных тропарях мы признаёмся себе и Богу, что отчаянно нуждаемся в помощи свыше для того, чтобы принести такое деятельное покаяние, просим у Него для этого сил и молим о милости.

«Храм телесный весь осквернён…». Эти слова напоминают нам о том, что человек с точки зрения христианства призван стать храмом Божиим, очистить свою душу настолько, чтобы она вместе с телом могла стать вместилищем для Господа Духа Святого. Мы же, наоборот, ежедневно, если не ежечасно, оскверняем этот храм дурными мыслями, словами и поступками.

«Трепещу страшного дне суднаго…» Судным днём христиане называют день Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда, согласно Евангелию, Он придёт на землю в окружении несметных ангельских сил и сядет судить всех людей, когда-либо живших на земле (ср., напр.: Мф 25:31-46). Именно на этом суде – последнем и поэтому страшном – решится окончательная участь всякого человека. Люди, любящие Бога и стремившиеся к Нему ещё при земной жизни, будут жить с Ним вечно в радости и блаженстве, а все противники Бога наследуют вечную разлуку с Господом и нескончаемое страдание.

«Яко Давид вопию Ти…» Давид – царь израильского народа, создавший в X веке до Р. Х. единое государство; один из величайших праведников в истории человечества до пришествия Христа. Известен, в том числе, как автор нескольких десятков псалмов, воспевающих Бога и обращающихся к Нему с мольбами. Один из этих псалмов, пятидесятый («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»), – непревзойдённый образец покаянного духа.

Последний раз мы слышим покаянные тропари во время вечерней службы субботы на пятой неделе Великого поста. В следующую субботу уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим: Великий пост остаётся позади, начинается Страстная седмица. В центре Страстной седмицы – уже не наши грехи и покаяние в них, а Сам Господь Иисус Христос, последние дни Его земной жизни и страдание на Кресте. Именно этим событиям стоит уделить первоочередное внимание в неделю, предшествующую Пасхе, а покаянные тропари в эти дни уже неуместны.

Кто и когда написал эту молитву

Ни автор, ни время появления покаянных тропарей точно не известны. Но Церковь знает их по крайней мере с XIV века: именно к этому времени сложился состав Триоди постной – богослужебной книги, содержащей все основные тексты для чтения и пения в дни Великого поста.

2. Молитва преподобного Ефрема Сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Перевод: «Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к праздности, к унынию, к властолюбию и празднословию. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Да, Господь мой и Царь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо Ты благословен во веки веков. Аминь».

Что это за молитва

Молитва Ефрема Сирина читается на всех будничных богослужениях, начиная с вечера Прощёного воскресенья (но перед этим ещё в среду и в пятницу Сырной, или, по-народному, масленичной седмицы) и до Страстной среды включительно. Она прекрасно показывает суть покаяния: мало раскаяться в грехах, нужно постараться заместить всë недолжное, скверное в своём сердце противоположными по духу добродетелями. Переключиться, так сказать, со знака «минус» на знак «плюс».

Состоит эта молитва из трёх групп прошений: сперва мы просим Бога ослабить в нас действие праздности, уныния, властолюбия, празднословия – тех страстей, которые особенно мешают настроить сердце на покаяние; далее просим самого необходимого для оживления нашей души – целомудрия (то есть духовной цельности и чистоты), смирения, терпения и любви к окружающим. Концовка же молитвы – квинтэссенция православного отношения к себе и окружающим: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Ведь никто из нас не в силах исправить другого, только себя (и то с Божией помощью).

Почему акцент сделан именно на названных страстях и добродетелях?

«Праздность, пишет протопресвитер Александр Шмеман в книге «Великий пост», – наш основной недуг и корень всех грехов. Это – та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда вниз… постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкоренённый в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: зачем? и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.

Уныние – плод праздности: во власти уныния человек лишён возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него всë сводится к отрицанию и пессимизму. Такой человек – постоянный собеседник дьявола, который непрестанно лжёт о Боге и о мире, наполняет жизнь тьмою и отрицанием.

Любоначалие, то есть любовь к власти, входит в нашу жизнь под влиянием лени и уныния. Ведь, как объясняет отец Александр Шмеман, «если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения её желаний и удовольствия». Не всегда любоначалие побуждает нас командовать другими людьми, оно может выражаться и в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Но в обоих случаях люди рассматриваются как пешки, предметы окружающей нас обстановки, а не как самоценные личности.

Наконец, празднословие – это когда дар речи, полученный человеком от Бога, используется не по назначению. Слово, которое может стать мощным творческим инструментом, средством спасения ближнего и утверждения правды Божией, на практике подкрепляет дух праздности, уныния и любоначалия и приобретает огромную разрушительную силу».

«Целомудрие противоположно праздности, – продолжает отец Александр Шмеман, – если праздность означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом, то целомудрие – это прежде всего целостность, правильная иерархия сил и способностей человека. Смирение – плод такого целостного взгляда на мир: одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.

Терпение рождается из смирения: только падший в своей естественной природе человек – нетерпелив, скор на суд и осуждение других и, руководствуясь неполными, изломанными, искажёнными понятиями, хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной. А чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу. Наконец, любовь – высший дар, цель всего нашего духовного пути, именно она и испрашивается в конце молитвы Ефрема Сирина».

Современный устав Русской Православной Церкви предусматривает чтение этой молитвы, как правило, с 16-ю поклонами – четырьмя земными и 12-ю поясными. После первой группы прошений мы кладём один земной поклон; после второй – ещё один; произнеся заключительную часть молитвы, кладём третий земной поклон; затем совершаем 12 поясных поклонов, каждый раз добавляя: «Господи, помилуй мя грешнаго»; наконец, произносим всю молитву целиком ещё раз и кладём заключительный земной поклон.

Кто и когда написал эту молитву

Церковное предание считает автором молитвы преподобного Ефрема Сирина. Родился он в начале IV века на самом востоке Сирии, которая входила тогда в состав Византийской империи. С детства юношу воспитали в вере, он был лично знаком с некоторыми сирийскими исповедниками и мучениками за Христа. Ряд жизненных обстоятельств (в частности, заключение в тюрьму по ложному обвинению) укрепил его в решении посвятить жизнь проповеди покаяния.

Будущий святой удалился в Нисибинские горы, где жили сирийские христиане-отшельники, изучил слово Божие, стал искусным проповедником и богословом. Ближе к концу жизни преподобный Ефрем основал духовную школу по изучению и истолкованию Священного Писания. До конца дней служил диаконом, жил в бедности и завещал похоронить себя как нищего странника.

У исследователей творчества Ефрема Сирина нет твёрдой уверенности, что покаянная молитва принадлежит именно ему. Она входит в сборник греческих переводов, которые хотя и надписаны именем Ефрема Сирина, но датируются самое раннее VII–VIII, а то и X веком. Более ранние варианты этих текстов пока не найдены.

3. «Да исправится молитва моя…»

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою,

воздеяние руку моею – жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:

вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

Перевод: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё,

возношение рук моих – как жертва вечерняя.

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,

внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе.

Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих.

Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам.

Что это за молитва

Это поразительной красоты песнопение исполняют на литургии Преждеосвящённых Даров, которая совершается на протяжении всего Великого поста по средам и пятницам, а также в некоторые другие дни поста (например, в дни памяти 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы Иоанна Предтечи, в четверг пятой седмицы Великого поста после чтения Великого канона). Место этой песни – сразу после чтения паремий, то есть фрагментов из Ветхого Завета (книг Бытие и Притчей царя Соломона).

Чаще всего «Да исправится молитва моя…» поётся церковнослужителями и священнослужителями на три голоса: они выходят на солею, встают перед открытыми Царскими Вратами и медленно поют стих за стихом, причём после каждого стиха хор повторяет первоначальную строфу: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя». Традиционно весь храм в это время встаёт на колени.

Это один из самых запоминающихся моментов литургии Преждеосвящённых Даров, ярко отличающий её от привычной нам литургии Иоанна Златоуста. По сути именно с этого момента и начинается собственно литургия: чтение паремий относится ещё к вечерне, которая переходит в литургию Преждеосвящённых Даров.

«Да исправится…» – это молитва о даровании молитвы, о том, чтобы она оказалась исправна перед Господом, чтобы возносилась прямо к Нему подобно дыму от кадильного фимиама. Характерно, что священник в этот момент стоит в алтаре и кадит престол, а затем (после того, как пропет третий стих) переходит к жертвеннику, на котором стоят заранее освящённые Святые Дары, и совершает каждение перед Ними.

И ещё это молитва о том, чтобы наши уста и сердце не создавали нам помех во время обращения к Богу, чтобы мы не уклонились ни в пустословие, ни в лукавое самооправдание. Можно сказать, что эта песнь – своего рода молитвенная подготовка к сосредоточенному, внимательному, вдумчивому произнесению молитвы Ефрема Сирина, которая звучит следом и содержит прошения к Богу, о которых мы уже говорили выше.

«Упоминание о жертве вечерней отсылает нас к древнему богослужению в скинии Завета – походном храме, предшественнике величественного Иерусалимского храма, возведённого царём Соломоном в X веке до Р. Х. Перед входом в скинию находился медный жертвенник, на котором каждый вечер полагалось сжигать агнца в дополнение к прочим жертвам, которые приносил народ, как правило, желая избежать наказания за совершённые грехи» – напоминает святитель Иоанн Златоуст.

Священникам было повелено и постановлено законом, когда никто не прино­сил (жертвы), собственно от себя приносить и сожигать одного агнца утром и одного вечером; первая жертва называлась утреннею, а последняя вечернею. Так делать было заповедано Богом, Который этим внушал, что дóлжно служить Ему непрестанно, и при начале и при конце дня.

Такая жертва, продолжает Златоуст, была благоприятна Богу всегда, в отличие от жертв за грехи, которые могли быть и неугодны, если приносились без сердечного расположения. «Псал­мопевец просит, чтобы молитва его была такова, как эта жертва, не оскверняемая никакою нечистотою приносящего, как этот фимиам – чистый и святой», – заключает Златоуст.

Если строго следовать уставу, то литургию Преждеосвящённых Даров нужно совершать во второй половине дня, после вечерни. Сейчас, в силу современных условий жизни, это указание редко исполняется, но кое-где так служат и поныне, например, в храмах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Лихов переулок, д. 6). В таком случае наша молитва на литургии Преждеосвящённых Даров в прямом смысле слова оказывается жертвой вечерней.

Кто и когда написал эту молитву

«Да исправится молитва моя…» – это первые строки 140-го псалма, написанного будущим царём Давидом в те времена, когда ему приходилось скрываться от завистливого и раздражительного царя Саула (см. 1 Цар19:24). Саул подозревал своего слугу и зятя Давида, прославленного победителя вражеского силача Голиафа, в том, что тот желает лишить его царской власти.

Но у Давида и в мыслях не было как-либо навредить Саулу. И этот псалом (как и многие у Давида) – сердечное воззвание к Богу, проникнутое осознанием, что только Бог может избавить псалмопевца от несправедливого царского гнева. «Давид понимает, что хоть и не виновен в том, в чём его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание», – подмечает священник Димитрий Выдумкин. Поэтому он просит Господа положить хранение его устам, дабы не озлобляться на противника, просит не позволить его сердцу уклониться к самооправданию.

В христианском богослужении этот псалом стал использоваться давно – строфы из него мы слышим во время пения стихир на «Господи, воззвах» на вечерне (в том числе и на той самой, что предваряет литургию Преждеосвящённых Даров). «Можно полагать… что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения литургии Преждеосвящённых Даров», – пишет протопресвитер Александр Шмеман в книге «Великий пост».

То есть уже к VI–VII векам, когда появляются первые сведения о совершении особой вечерней литургии с причащением заранее заготовленными Дарами. «Возможно, что в те времена, когда эта литургия ещё не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пели во время причащения», – предполагает отец Александр.

А сегодня они призывают нас собрать ум воедино и помолиться Богу по-настоящему, с сердечным вниманием и без лукавства.

Источник: foma.ru

***

Михаил Олегович Орлов, доктор философских наук, декан философского факультета Саратовского государственного университета, преподаватель СПДС:

— Перечитываю постом Священное Писание, особенно книгу Бытия и книгу Иова, причем исключительно на церковнославянском. И, конечно же, еще псалмы и Триодь постную. Книги Ветхого Завета и Евангелие соотносятся с той литературой, которая изучается на предметах «Священный текст и религия» у религиоведов во втором семестре. Практические занятия, семинары по этому предмету выпадают как раз на Великий пост.

Особо помогает в пост «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Читаю этот глубокий текст каждый раз как будто заново. Считаю, что нет более удачной книги, рассказывающей о том, как устроен человек, его душа. Студентам рекомендовал бы прочесть, прежде всего, Евангелие. А начать можно с книги «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом» игумена Нектария (Морозова) и Елены Балаян, которая вышла в издательстве Саратовской митрополии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]