Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии: христианство


Догмат в католической вере

Католики полностью и безоговорочно верят в то, что Христос был зачат без участия мужчины. То есть первородный грех с Богородицы был снят самим Богом. Однако к принятию этого факта католическая церковь пришла не сразу. Как догмат непорочное зачатие Пресвятой Девы было принято 8 декабря 1854 г. папой Пием Девятым. И хотя другой догмат «о безошибочности папы» был принят несколько позднее, считается, что утверждение о непорочности Богородицы попадает под условия Ex_cathedra (официальное учение папы), и поэтому догматическая безошибочность распространяться на него может.

Обосновывает католическая церковь утверждение о безгрешности Девы Марии словами из протоевангелия, обращенными к змею о «положении» вражды между его семенем и семенем святой жены, которое будет «поражать дьявола в голову», а также высказываниями многих Отцов церкви.

Часть седьмая. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа

На следующий день Господь шел в Иерусалим и почувствовал голод. Около дороги росла смоковница, покрытая листьями. Но плодов на ней не было. Тогда Христос проклял ее, сказав:

– Да не будет на тебе плода вовек.

И смоковница тотчас засохла. Так Он показал, что не только благ, но и справедлив и карает злодеев.

Апостолы удивились тому, как мгновенно засохла смоковница. Но Господь сказал:

– Если будете иметь веру и не усомнитесь, то сделаете не только это, но и горе скажете: поднимись и бросься в море – и будет так.

Когда Он пришел в Храм и учил, то подошли первосвященники и спросили Его:

– Какой властью Ты это делаешь? И кто дал Тебе эту власть?

Иисус Христос ответил:

– Спрошу и Я вас, а потом отвечу вам. Крещение Иоанна откуда было – с Небес или от людей?

Они рассуждали: «Если скажем – с Небес, то Он спросит, почему мы не поверили ему (ведь Иоанн говорил, что Иисус – Мессия), а если скажем – от людей, то народ побьет нас камнями». И они отвечали:

– Не знаем!

– Тогда и Я не скажу вам, какой властью Я это делаю! – отвечал Иисус Христос.

Посрамив начальников народа, Господь рассказал им несколько притч о Царстве Божием, из которого исключаются неверующие во Христа:

– Один человек посадил виноградник, вырыл в нем точило (место для выжимания сока – от ред.), построил сторожевую башню, обнес стеной и сдал его работникам, а после этого удалился. Когда же настало время собирать плоды, он посылал слуг за урожаем, но работники убили сначала одних, потом других. Тогда хозяин послал к ним своего сына, сказав: устыдятся сына моего. Но те решили, что, убив наследника, они смогут завладеть наследством. Поэтому, выведя сына из виноградника, убили его. Что же сделает хозяин, когда вернется? Злых он сурово накажет, а виноградник отдаст другим работникам, которые будут вовремя отдавать урожай.

Смысл притчи таков: Хозяин – Бог Отец, Который создал виноградник – израильский народ. Стена – Закон, отделявший его от других народов. Точило – Храм, в котором приносились жертвы Богу. Башня – писания пророков, через которые можно узнать волю Божию. Работники – первосвященники и книжники, старейшины народа. Слуги – пророки, которых Бог посылал, чтобы получить от евреев плоды добрых дел, но их убивали и преследовали. Наконец, приходит Бог Сын, Которого старейшины Израиля убили, выведя за стены Иерусалима. Это последнее преступление переполнило чашу Божия долготерпения, и еврейский народ потерял свое избранничество, которое перешло к Церкви из язычников.

Также Царство Божие подобно брачному пиру, который Царь устроил для своего Сына. Когда все было готово, Он послал слуг созвать званых гостей, но те отказались, а некоторые убили посланных. Тогда Царь в гневе сжег город этих убийц и велел слугам пойти по перекресткам улиц и собрать всех желающих, чтобы пир наполнился возлежащими. Когда же Хозяин вошел посмотреть на гостей, то среди них Он увидел одного, одетого в обычную рабочую одежду. Он сказал ему: «Друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды?» (А на Востоке неимущим праздничная одежда выдавалась напрокат.)

Тот молчал. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22, 13–14).

Царь – Бог. Брачный пир – Церковь Божия. Званые – евреи, а собранные по перекресткам – это обращенные язычники. Все они входят в Церковь, но если человек не заботится об исправлении своей жизни, то он будет выброшен вон.

Тогда фарисеи решили уловить Его в словах, чтобы отдать правителю. Они подослали своих учеников и спросили Господа:

– Учитель, Ты не смотришь на лица! Скажи, можно платить налоги кесарю или нет?

Но Христос отвечал:

– Что вы искушаете Меня, лицемеры? Принесите мне монету, которой платите налог.

Они дали Ему динарий. Тогда Господь Иисус спросил:

– Чье на монете изображение и чья надпись?

– Кесаря, – отвечали они.

– Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Так Господь велел христианам повиноваться государственной власти до тех пор, пока она не претендует на то, что принадлежит лишь Создателю.

Тогда подошли ко Христу саддукеи, не веровавшие в воскресение мертвых и существование Ангелов. Они спросили Его:

– Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, то брат его должен взять за себя жену его и восстановить потомство брату (Втор. 25, 5–6). Было семь братьев. Первый, женившись, умер, не оставив детей, так же и все остальные. Если мертвые воскреснут, то чьей женой она будет?

Но Христос ответил:

– Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 29–32).

Так Господь раскрыл, что после Всеобщего Воскресения люди не будут уже жить по земным законам, а перейдут в то состояние, в котором сейчас пребывают блаженные духи.

После этого фарисеи спросили Господа:

– Какая Заповедь наибольшая в Законе?

Он же ответил:

– Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40).

Затем Сам Иисус Христос спросил фарисеев:

– Как же говорят, что Мессия – это сын (в смысле потомок – прим. авт.) Давида, когда сам Давид в Духе Святом назвал Его Господом, сказав: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную (справа – прим. авт.) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1)? Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

И никто не мог ответить Ему. Объясняется это видимое противоречие тем, что Мессия не только человек (сын Давида), но и вечный Сын Бога, а потому и Господь Давида.

Тогда Христос грозно обличил фарисеев и всех их последователей в будущем, сказав:

– На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Все, что они велят вам соблюдать, делайте. А по делам их не поступайте. Потому что они говорят, а не делают. Взваливают на плечи людей бремена неудобоносимые (свои тяжелые толкования Закона – прим. авт.), а сами не хотят и пальцем шевельнуть. Все свои дела они делают, чтобы видели их люди. Любят председательства на пирах и в собраниях и чтобы люди называли их: «учитель». А вы не называйтесь учителями, потому что один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья. И отцом не называйте себе никого из людей, ибо один у вас Отец – Небесный. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. (Этими словами Господь запрещает не само употребление слов «отец» и «учитель», а попытку людей поставить себя вместо Бога.)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворили Царство Небесное людям, сами не вошли и другим войти не допускаете!

Горе вам, потому что даете десятину с мяты, тмина и аниса, а оставили важнейшее в Законе: суд (правосудие), милость и веру. Это надлежало делать и того не оставлять! Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (То есть следите за мелочами, а важным пренебрегаете).

Горе вам, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты! Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо говорю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «Благословен Грядущий во имя Господне!»

Так Христос последний раз призвал фарисеев к покаянию, но те вместо раскаяния переполнились злобой и ненавистью. Видя их нераскаянность, Он вышел из внутреннего двора Храма и сел у сокровищницы (кружки для сбора пожертвований). Многие богатые подходили и клали большие пожертвования. Подошла к кружке и бедная вдова, которая положила туда две лепты (несколько копеек). Всезнающий Господь посмотрел не на внешнюю ничтожность дара, а на расположение ее сердца и сказал:

– Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила, ибо те от избытка своего клали в дар Богу, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «не деньгами стяжается Царство, но склонностями души, которые обнаруживают себя через деньги. Так что же, скажут нам, деньги не нужны? Нужны не деньги, а намерение. Если имеешь его, то и за две лепты приобретешь Царство Небесное, а если не имеешь, то и за тысячу золотых талантов не купишь того, что дается за две лепты» (Толкование на Послание к Филиппийцам. 15, 3).

Безгрешность Девы Марии в православии

В православии непорочное зачатие Девы Марии как догмат не принимается. Более того, приверженцы этого направления христианства считают свободу Богородицы от греха по большей мере следствием ее соприкосновения с Божественной благодатью. Тем не менее полностью возможность безгрешного зачатия православной церковью не отрицается. На самом деле фактически ее руководство никогда по этому поводу своего мнения не высказывало. Православные христиане вообще не считают нужным придавать слишком большое значение этому вопросу.

Однако существует мнение о том, что безгрешное зачатие в том виде, в котором оно сформулировано Римско-католической церковью, отрывает Деву Марию от остальных потомков Адама, совершившего первородный грех, и ставит ее в особое положение, что недопустимо. Но при этом подчеркивается, что в том случае, если какой-нибудь православный сочтет нужным уверовать в непорочное зачатие, еретиком он считаться не будет.

Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии на Западе и Востоке

SocButtons v1.5

Когда говорят о «непорочном зачатии», и говорят о нем по-русски, то под этим термином могут подразумевать два совершенно разных феномена, путаница между которыми, увы, породила немало недоразумений. Термин «непорочное зачатие» иногда используют в значении «девственное зачатие», то есть зачатие Иисуса Христа Пресвятой Девой Марией, получившей возвещение от Ангела. Доктрина о девственном зачатии Божественного Сына разделяется западными и восточными христианами. Но термин «непорочное зачатие» употребляется и в отношении к самой Деве Марии, и его значение совершенно иное: оно вовсе не означает, что Мария была девственно зачата своими родителями – святыми праведными Иоакимом и Анной. Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии означает то, что она была зачата обычными родителями, но на нее не перешел первородный грех. Этот факт был закреплен в 1854 году как догмат Католической Церкви. Непорочное Зачатие Девы Марии прославляется 8 декабря, в то время как восточные христиане отмечают праздник Зачатия Богородицы 9 декабря (по юлианскому календарю).

Существует также икона, иллюстрирующая это празднество, — «Зачатие праведной Анны», — на ней изображены святой Иоаким и святая Анна. Как и другие истины христианской веры, догмат о Непорочном Зачатии появился не на пустом месте неким авторитерным решением Папы, а лишь закрепило веру, существовавшую задолго до этого среди Народа Божьего как Священное Предание Церкви. 8 декабря 1854 года Папа Пий IX провозгласил этот догмат в апостольской конституции Ineffabilis Deus: «Учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего зачатия особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным». Уже в Книге Бытия есть пророчество о женщине, которая будет пребывать во вражде с сатаной, а это означает, что она свободна от первородного греха. И в Евангелии, обращаясь к Марии как к «благодати полной», Архангел Гавриил подразумевает полноту благодати, то есть полную свободу от какого-либо греховного пятна: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе», гласит Песнь Песней. Признание этой незапятнанности характерно и для христианского Востока: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», — это восхваление Девы Марии отражает непоколебимую веру в особую святость, хотя эта вера и не была закреплена на Востоке догматически, и многие православные авторы отрицают, что она касалась свободы Девы Марии от первородного греха, а слова, ставящие Богородицу выше бесплотных Херувимов, по их мнению, выражают веру в ее особую личную святость. Тем не мнее, мы имеем важные свидетельства, подтверждающие, что и на Востоке Дева Мария почиталась как свободная от прародительского наказания. Например, Патриарх Константинопольский Геннадий Схоларий писал, что Дева Мария была «совершенно свободна от греховности и наказания прародителей — преимущество, которого она сподобилась единственная из людей». Вера в Непорочное Зачатие Девы Марии отразилась и в Житиях Святых Дмитрия Ростовского. Религиовед Юрий Табак в своей книге о догматических расхождениях между Католической и Православной Церквами приводит цитату: «Ангелы дивятся зачатию твоему, чистая, како ты, от семени зачатая, греху быть непричастна». Впоследствии один из Патриархов распорядился устранить эту фразу из агиографического труда Дмитрия Ростовского. Из факта Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии вовсе не следует, что Богородица не нуждалась в искуплении: она была «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына», гласит уже процитированная нами апостольская конституция Пия IX. Как утверждал священник князь Александр Волконский, Догмат о Непорочном Зачатии является логическим следствием двух других истин нашей веры – а именно о падении рода человеческого в лице прародителя Адама и о вочеловечении Сына Божия от Приснодевы Марии. Неслучайно восточные Отцы Церкви и древняя литургия применяют к Пресвятой Богородице множество эпитетов, выражающих высшую степень святости и чистоты: всенепорочная, пречистая… Некоторые из этих эпитетов применяются к Иисусу Христу, но никогда не применяются к иным святым и праведникам. И даже если считать, что эти эпитеты отражают веру в непричастность Марии личному греху, то следует признать также, что она непричастна и греху первородному, считает Волконский. Если Мария изъята только из личного греха, то нет в ней чистоты абсолютной, что противоречило бы смыслу эпитетов. В святоотеческих текстах Богородица сравнивается с лестницей Иакова, с неопалимой купиной, со скинией Завета, духовным Эдемом, святой девственной землей… Волконский замечает, что если бы все это относилось только к девственной чистоте тела и мысли, то подобные слова вполне могли бы применяться и по отношению к другим святым. Однако эти славословия имеют в виду недоступное другим совершенство святости и чистоты. Ориген пишет, что ядовитое дыхание змия никогда не коснулось Святой Девы. Ефрем Сирин утверждает, что она не имеет никакого пятна. А Св. Иоанн Дамаскин пишет: как солнце с момента своего сотворения беспрерывно освещает, так и душа Пресвятой Девы всегда блистала блеском благодати. Волконский приводит цитаты и из богослужебных текстов. В каноне Св. Андрея Критского читаем: «Пречистое твое рождество, Дево непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно, и рождение твое, невесто неневестная»… 9 декабря поется: «Ея же святое почтим зачатие», «Преславное зачатие Богородицы светло празднуем». Богоматерь именуется также «единою непорочною». Князь Волконский пишет о почитании зачатия Девы Марии в древней Руси. Так, в 1196 году во Владимире на Клязьме была воздвигнута церковь «Зачатия Святой Богородицы». На юге Руси вера в Непорочное Зачатие Девы Марии распространилось особенно в 16-18 веках. Существовало даже общество Непорочного Зачатия Богородицы при Киевской духовной академии. Иннокентий Поповский, бывший ее ректором в начале 18 века, писал: «Хотя Западная Церковь и гоняется за всякими новшествами, однако по отношению к этому догмату вполне сходится с Восточной Церковью». И хотя в Киеве подобные заявления казались более логичными в силу сильного западного влияния в тот период, все же и в Константинополе, и в Москве до 17 века придерживались той же мысли, пишет Волконский. А сомнения по поводу Непорочного Зачатия Девы Марии восходят к Патриарху Никону, который опубликовал перевод «Скрижали» грека Иоанна Нафанаила, выпускника протестантского университета. «Скрижаль» некоторые священники называли «хулой на Богородицу». Так, священник Никита Пустосвят, противник Никоновской реформы, в 1666 году отправил царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой читаем: «Пренепорочная владычица наша Пресвятая Богородица прародительной скверны не имела». В гимне «Величит душа моя Господа» Пресвятая Дева Мария восклицает: «Возрадовался дух мой о Боге, спасителе моем». Но если она была спасена, то от чего? Дева Мария исповедует Сына Спасителем потому, что в виду заслуг Христа, в силу исключительной привилегии она была сохранена нетронутой от первородного греха. Вера в Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии никоим образом не умаляет величия личной святости Богородицы. Благодать – это дар Божий, и никто не может его «заслужить». Стяжание благодати возвышает человека, но не отнимает у него свободной воли, и в любой момент жизни человек может использовать эту волю как во благо, чтобы идти по освещенному благодатью пути, так и для того, чтобы направиться по иной дороге, ведущей в темноту. Ежечасно мы должны проявлять и подтверждать верность решению идти по пути света. Непорочное Зачатие Богородицы, не отняв у нее свободной воли, оставило ей бесконечную область для духовного подвига, что мы видим в ее ответе Архангелу Гавриилу, в смиренном подчинении страданиям, в ее полном упования ожидании. Мария видит все, знает все, сострадает Сыну, соучаствует в Его искупительной жертве и «не отверзает уст своих». И когда Он покидает землю, она покорно несет и дальше бремя земной жизни. Неужели это – недостаточная область для подвига? Освобождение Богородицы от первородного греха не является, конечно, ее заслугой. Это – дар Всемогущего Бога. Величие Марии не в ее первоначальной свободе от греха, а в дальнейшем отрицании всякого несовершенства, в непрерывном восхождении от одного уровня совершенства к другому, до высшей степени святости. Исповедуя Непорочное Зачатие Девы Марии, мы признаем ее полную святость, святость той, что была Матерью Божьей. Бог всесилен, Он изливает полноту Своей благодати на кого Ему угодно ее излить, а Пресвятая Дева вместила эту благодать, как вместила она Сына Божьего. Князь Волконский пишет, что отрицание Непорочного Зачатия Богородицы объясняется, скорее, не догматическими факторами, а нежеланием признать то, что признает Рим. Всем нам известно о явлениях Лурдской Богоматери. Вскоре после принятия догмата о Непорочном Зачатии деревенской неграмотной девочке явилась Богородица, которая на вопрос «Кто ты?» ответила совершенно непонятными для девочки словами: «Я – Непорочное Зачатие». С тех пор уже более ста пятидесяти лет Богородица постоянно подтверждает истинность своего явления: В Лурде Господь ее заступничеством изливает чудодейственную милость, исцеляя больных, которые постоянно устремляются паломничеством в Лурд. Помолимся же Пречистой Деве Марии, Славнейшей без сравнения Серафим, дабы ее ходатайством и мы всегда с готовностью принимали и вмещали Божественную благодать и всегда шли по освещенному ею пути, не уклоняясь в темные обочины греха, а если и сойдем с этого пути, то чтобы вновь вернулись к нему посредством Таинства Исповеди, да уготовим пути Господу, который грядет. Аминь.

источник : Радио Ватикан

Комментировать:

Download SocComments v1.3

Мнение старообрядческих церквей

Интересно то, что православные старообрядцы в непорочность Пресвятой Девы верят безоговорочно. Дело в том, что изменение в официальное мнение церкви по этому поводу было внесено именно патриархом Никоном, после реформ которого православие и разделилось на старообрядческую веру и новую.

Старокатолицизм же, в отличие от официальной католической церкви, утверждение о безгрешном зачатии Девой Марией принимает, однако отвергает сам факт его догматичности. Подобное разногласие с современной религией этого направления вызвано тем, что догма о безошибочности папы была принята позже конституции 1854 года.

Немного истории

Свое начало история берет с супружеской пары святой Анны и святого праведного Иоакима. Они проживали в Назарете, близ Галилейского моря, в северной части Палестины, и каждый новый день проводили с надеждой и мечтой о детях. Однако праведная Анна была бесплодна. Таков был Промысел Божий. Все грезы о зачатие ребенка разбивались с заходом солнца.

Иоаким и Анна вели благочестивую жизнь: на протяжении 50 лет каждый год жертвовала две трети заработка бедным и Иерусалимскому храму. В их доме не существовало сор, не было ругани, лишь одно возвышенное чувство наполняло их обитель – любовь.

Так шли годы бесчисленных попыток завести ребенка. Но даже несмотря на неудачи, пара не отчаивалась. Они горячо молились и просили Бога о чуде. Анна винила себя, скорбела, обещала даровать Всевышнему рожденное дитя. И спустя 20 лет брака, 20 лет молитв и поста, чудо случилось, Бог услышал их. Зачатие совершилось 9 декабря, а девять месяцев спустя, 8 сентября, на свет появилась Дева Мария.

Протестантизм и непорочное зачатие

Протестантизм непорочного зачатия не признает совершенно. Объясняют его приверженцы это тем, что ни в одном Евангелии нет прямых указаний на факт безгрешности Богородицы в этом плане. Еще одной причиной неприятия протестантами непорочного зачатия является одна из основных догм этого учения. Протестанты считают, что первородный грех лежит абсолютно на всех людях, и никаких исключений попросту не может быть.

Таким образом, разные религии мира относятся к утверждению о непорочном зачатии Девы Марии по разному. Откуда же возникла эта легенда? Давайте разберемся с этим более подробно.

Откуда могло взяться утверждение о непорочном зачатии

На самом деле в исходном тексте пророчества Исайи есть еврейское слово «альма», которое означает «девушка» или «молодая женщина». При переводе на греческий оно ошибочно было истолковано в значении «девственница» (παρθενος). Это слово и было взято за основу христианской церковью для обоснования непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Однако споры в церкви по этому поводу не утихают до сих пор. Некоторые авторитетные христиане считают, что евреи сознательно исказили текст пророчества. Другие высказывают предположение о том, что в Евангелии от Матфея приведена неверно переведенная с библейского иврита версия стиха Исайи.

А на самом деле?

Этот миф исходит из того, что у ранних христиан были веские мотивы приписать Иисусу безмужнее рождение. Как будто они решили устроить мозговой штурм, чтобы хорошенько обдумать, как бы им получше продвинуть нового Мессию в массы. И тут им пришла в голову такая перспективная маркетинговая идея — объявить, что у Иисуса не было земного отца, и сочинить всю историю про юную еврейскую девушку, которая оказывается беременной до свадьбы, глубоко огорченный, но великодушный жених решает потихоньку расторгнуть помолвку, но тут ему является ангел…

Беда в том, что на самом деле это просто ужасная идея с точки зрения продвижения новой религии. Она очень неудобна с точки зрения взаимоотношений и с иудеями, и с язычниками.

Она воспринималась врагами и насмешниками как подарок, и они в нее с радостью вцеплялись, да и до сих пор вцепляются. Для традиционного общества это просто огромный скандал — невеста беременна до свадьбы, да еще не от жениха. Святой Иосиф показал себя человеком чрезвычайно добрым и терпеливым, отказавшись опозорить Марию и всю ее родню на весь мир.

Конечно, у людей, которым обращались апостолы, часто не было его доброты и мудрости, а главное — веры, и они встречали рассказы о Непорочном (безмужном) Зачатии Иисуса Христа* грубыми насмешками. Неверы всегда лучше знают, что было на самом деле, и христиане, рассказывая всю эту историю, страшно подставлялись.

Благовещение Пресвятой Богородице; Константинополь; XII в.; Трапезундское евангелие, 1140—1160 гг.

Непорочное Зачатие, таким образом, соответствует тому, что ученые называют «критерием неудобства». Этот критерий исходит из того, что людям свойственно говорить или писать так, чтобы представить свое дело в максимально благоприятном свете, и избегать того, что будет воспринято негативно или вызовет насмешки.

У первых христиан была только одна причина придерживаться такого неудобного рассказа, как повествование о Непорочном Зачатии Иисуса Христа, — они знали, что это произошло на самом деле и что это важно.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

«Если рассмотреть внимательно повествование евангелиста Матфея о рождении Господа нашего Иисуса Христа, то делается тотчас очевидным, что Евангелист употребил все тщание на то, чтоб показать с ясностию и точностию рождение Богочеловека от Девы, без мужеского семени. Для этого Евангелист объясняет, что Дева, обрученная мужу, не познав мужа, оказалась имеющею во чреве от Святого Духа; для этого Евангелист приводит свидетельство Ангела, явившегося во сне Иосифу и удостоверившего, что плод во чреве Девы от Святого Духа; для этого Евангелист приводит Пророка, предвозвестившего, что Дева зачнет и Дева родит Сына, Спасителя миру; для этого, говоря уже о самом рождестве Богочеловека, Евангелист показывает, что Мария родила Его, будучи Девою, как и зачала, будучи Девою.

Обстоятельства, касавшиеся собственно лица Богоматери и не составлявшие главного предмета, который был описываем Евангелистом, оставлены им без отчетливого объяснения. — Такой же характер имеет и повествование евангелиста Луки о рождении Христовом. Умалчивая о недоумении Иосифа, о явлении ему Ангела во сне, святой Лука поведает о пришествии Архангела Гавриила к Божией Матери с радостнейшим благовестием от Бога о зачатии и рождении Ею Сына Божия, повествует о том, что Елисавета от действия Святого Духа узнала в Марии Матерь Божию.

Елена Черкасова. Благовещение

Святой Лука так же, как и Матфей, называет Марию Девою, обрученною мужу, а рожденного Ею Богочеловека Ее Сыном — Первенцем. Подобного изложения обстоятельств, касавшихся собственно Девы, святым Лукою не сделано; только косвенным образом явствует из его поведания, как выше было сказано, безболезненность Девы при рождении Богочеловека <�…> Евангелие упоминает о братьях Богочеловека; на это обстоятельство указывают хулители Приснодевы, как на подтверждение своего мнения. Но достоверное предание Православной Церкви объясняет, что название братьев Господа носили сыновья праведного Иосифа, обручника Божией Матери, от первой жены его. Они носили название братьев Господа точно в таком же отношении, в каком Иосиф назывался Его отцом. Сама Богоматерь именовала так Иосифа.

Нашедши двенадцатилетнего Господа в храме иерусалимском, Она сказала Ему: Чадо, что сотвори нама тако; се, отец Твой и Аз боляща искахома Тебе. Современные иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа; а Божия Матерь, ученики и ближние Господа скрывали великое таинство от ожесточенных иудеев, не останавливавшихся хулить очевидные знамения.

Какой богохульный вопль подняли бы они, если б им было открыто зачатие от Духа и рождение от Девы? Это осталось для них неизвестным, и, по народному мнению, считался и назывался Иосиф отцом, следовательно, сыновья его считались и назывались братьями Господа. Они по годам были гораздо старше Богочеловека, Который, следовательно, по отношению к ним не мог быть первенцем».

Храмы и соборы Непорочного Зачатия


В России построено несколько храмов, посвященных знаменательному событию безгрешного зачатия Христа. К примеру, имеется церковь Непорочного Зачатия в Москве. Это самый большой католический храм в России. Возглавляет его митрополит Паоло Пецци. В соборе проводятся мессы на русском, польском, английском, французском и других языках. При храме действует библиотека и церковная лавка. Также здесь часто проводятся концерты органной музыки.
Есть такой храм и в Смоленске. Построен он был еще во второй половине двенадцатого века. В настоящее время количество его прихожан составляет более 400 человек различных национальностей.

«Непорочное Зачатие». Икона

Существуют разные иконы с изображением Пресвятой Богородицы, называемые «Непорочным зачатием». На некоторых из них Дева Мария представлена созерцающей лик бога. Встречается и образ Девы, попирающей ногами змея. На некоторых иконах также можно видеть ангелов. Однако в каноническом догмате сюжет иконы «Непорочное зачатие» обязательно должен включать в себя изображения солнца и луны, а также венца из 12 звезд. Поскольку каноны некоторых направлений христианства предполагают безгрешное зачатие не только Иисуса, но и самой Девы Марии, на иконах с таким названием иногда можно видеть сцену поцелуя ее родителей Иоакима и Анны у Золотых врат. Еще одним распространенным вариантом «Непорочного зачатия» является изображение Анны, держащей на руках саму Богородицу в младенческом возрасте.

Молитва Деве Марии

Существует огромное количество молитвенных текстов, обращенных к Богородице. Она помогает верующим справиться с разными проблемами, так к ней обращаются женщины, которые хотят забеременеть и выйти замуж, просят у нее исцеления и материальные блага, молятся ей за детей и так далее. Есть несколько правил, касающихся произношения молитвенных текстов:

  1. Обращаться к Богородице можно в церкви и в домашних условиях, главное, иметь перед глазами икону. Рядом рекомендуется зажечь свечу, чтобы было проще сконцентрироваться.
  2. Молитва Пресвятой Деве Марии должна произноситься от чистого сердца и с верой в ее силу. Любые сомнения являются блоком для оказания помощи.
  3. Обращаться к Богородице можно в любое время, когда того желает душа.

Молитва к Деве Марии Лурдской

В 1992 году папа римский установил праздник в честь Лурдской Богоматери. К ней за помощью обращаются люди, чтобы получить исцеление от болезней. При жизни Святая Дева исцелила страждущих и стала после этого спасительницей больных. Когда она была ребенком к ней начала являться Дева Мария Пресвятая Богородица и учила ее правилам молитвы, призывала к покаянию за грешных людей и просила построить церковь. Она указала девочке, где находится исцеляющий источник. К лику святых Бернадетту причислили только через 10 лет после ее смерти.

Сильная молитва Деве Марии о помощи

В христианстве молитвенное обращение к Богородице считается самым сильным и действенным. Просят у нее помощи в разных ситуациях, главное, чтобы просьба была серьезной, поскольку по пустякам Высшие силы лучше не беспокоить. Молитва Деве Марии о помощи должна повторяться ежедневно и даже до нескольких раз в сутки. Произносить ее можно вслух и про себя. Священный текст при регулярном прочтении вселяет надежду и дает силы не опускать руки в сложной ситуации.

Молитва Деве Марии о благополучии

Жизнь человека наполнена разными ситуациями, которые не всегда являются положительными. Хранительницей семейного очага являются женщины, поэтому молиться за благополучие своих родных должны представительницы прекрасного пола. Пресвятая Дева Мария поможет примирить людей, а еще одна будет защищать от ссор и разрушений семьи. При помощи представленной молитвы можно уберечь себя и близких от разного негатива со стороны.

Молитва Деве Марии о здравии

Существует огромное количество свидетельств верующих людей, которые подтверждают, что искренние молитвенные обращения к Богородице помогли исцелиться от разных недугов. Молитва святой Деве Марии может быть произнесена в храме, но также рекомендуется дома возле кровати больного поставить образ, зажечь свечу и помолиться. Можно наговорить текст на святую воду, а затем, дать человеку с болезнью выпить и умыться ею.

Молитва Деве Марии о замужестве

Многие девушки, находящиеся в поиске второй половинки обращаются к Пресвятой Богородице, чтобы она донесла прошения к Господу и помогла наладить личную жизнь. Ее считают главной заступницей всех женщин, помогая им в любовных делах. Чтобы обрести счастье и любовь, читать молитву Деве Марии необходимо каждый день, пока желаемое не станет реальным. Молитвенные прошения не только повысят шансы на встречу достойного спутника жизни, но и уберегут отношения от разных проблем и помогут построить счастливую семью.

Молитва Деве Марии о детях

Богородица приходится главной матерью для всех верующих, поскольку она подарила миру Спасителя. Огромное количество людей обращаются к ней за помощью, прося за своих детей. Благодатная Дева Мария поможет наставить ребенка на праведный путь, отвадит его от дурных компании и даст вдохновение на поиски себя в этом мире. Регулярная молитва матери будет крепкой защитой от болезней и разных проблем.

Случаи партеногенеза у животных

Итак, о самом знаменитом случае непорочного зачатия говорит нам религия. Христианство большинства направлений считает подобное вполне возможным. Однако научного подтверждения этому факту нет. Между тем у животных подобное встречается довольно-таки часто. В качестве примера можно привести случаи «непорочного зачатия» у варанов. В 2006 г. в зоопарке Лондона самка этой большой ящерицы принесла потомство. Участие самца в процессе зачатия было исключено, поскольку отсажена она от него была за два года до этого. Сначала ученые предположили, что самка просто сохранила каким-нибудь образом сперму в своем организме. Однако в ходе исследований выяснилось, что это совершенно не так.

Это не единственный случай самооплодотворения у варанов. Похожий был зафиксирован несколько раньше в английском зоопарке Chester. Самка по имени Флора также без участия самца принесла восемь яиц, которые, к сожалению, разбились после того, как были помещены в инкубатор.

Случаи «непорочного зачатия» у змей не так уж и редки. Но не у удавов. Однако недавно появилась информация о том, что одна из змей этой разновидности произвела на свет 22 детеныша самостоятельно путем «непорочного зачатия». Для того чтобы доказать этот факт, учеными был проведен генетический анализ их возможных отцов.

Феномен явления Богородицы

Вряд ли на свете найдется хоть один человек, который не слышал о Деве Марии. С первых дней после своего успения и по сей день Пресвятая Дева Мария помогает христианам. Согласно Священному Писанию, Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду во все дни».

Отмечено, что явления Богородицы чаще всего совпадают с какими-то грядущими катастрофами, войнами и другими масштабными бедствиями.

Дева Мария будто бы предупреждает людей об опасности. Чаще всего Она предстает в виде легкого, как бы сотканного из дымки женского силуэта. Согласно церковным писаниям, распятый на кресте Иисус вручил Мать Свою попечению Иоанна Богослова, своего любимого ученика, а все человечество — Пресвятой Богородице.

Существует мнение, что Богородица является не каждому, а только тем, кто глубоко верует и прислушивается к ее советам. Конечно, это Божественное чудо, как и все остальные чудеса, подвергается критике и неверию скептиков. Но как бы там ни было, известны случаи, когда Божественная помощь способствовала спасению людей.

СЕНЬОРА ГВАДЕЛУПЕ

В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваде-лупской. Ее считают покровительницей обеих Америк и называют: «Наша сеньора Гваделупе». Началось все в декабре 1531 года, когда 17-летний индеец Хуан Диего, идя на утреннюю мессу мимо холма Тепейак, услышал сверху чье-то пение.

Взобравшись на холм, юноша увидел молодую женщину, которая была больше похожа на его соплеменниц, чем на испанку. Женщина находилась как будто внутри сияющего облака. Она представилась Матерью Божией. Четыре дня подряд являлась Богородица Хуану Диего, обращаясь к юноше с просьбой, чтобы на этом холме построили церковь, где все желающие могли бы почитать ее Сына — Иисуса Христа.


Однако священники решили, что юноша просто фантазирует, ведь у индейцев, как тогда считали испанцы, нет души, значит, и Богородица им не может явиться.

Тогда Дева Мария велела индейцу собрать цветы на каменистом холме. Юноша безропотно повиновался, хоть прекрасно знал, что там ничего не растет. И вдруг он увидел розовый куст, растущий прямо на камне. «Вот Мое знамение, — сказала Дева Мария. — Возьми эти розы, заверни в свою накидку и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».

Когда Хуан Диего развернул перед епископом свой плащ, то все присутствующие упали на колени: на ткани плаща оказался запечатлен образ Пресвятой Девы. После этого шесть миллионов индейцев приняли христианство. Так состоялось крещение Латинской Америки.

«Я ЕСМЬ НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»

Небольшой город Лурд, находящийся на юго-западе Франции, получил широкую известность в 1858 году благодаря 14-летней девочке Бернадетте Субиру. Именно она удостоилась быть свидетелем целых 18(!) явлений Девы Марии. В холодном феврале 1858 года Бернадетта и другие дети собирали в роще ветки для растопки.


Чтобы добраться до залежей веток, им пришлось вброд перейти ручей. Когда Бернадетта вышла на другой берег, она услышала шум, похожий на шум ветра, а возле открывшегося ее взгляду грота увидела даму в белом платье, у ног которой были рассыпаны желтые розы. Удивительно, но никто другой ничего не увидел.

В этот раз девочка не посмела разговаривать с незнакомкой, она решила, что это призрак недавно умершей жительницы деревни. Несмотря на страх, ее тянуло к гроту, и она приходила туда снова и снова. Теперь уже девочка понимала, что перед ней является Дева Мария, которая просит ее молиться за грешников. В одно из своих явлений Богородица дала Бернадетте поручение: «Иди к священникам и скажи: Я хочу, чтобы здесь построили часовню».

Но священники принимали рассказы за пустые выдумки, а девочку и вовсе за сумасшедшую. Только ее духовник попросил узнать имя женщины. И Богоматерь ответила: «Я есмь Непорочное Зачатие». Когда девочка передала ему эти слова, священник был поражен до глубины души.

Бернадетта не могла знать, что незадолго до описываемых событий папа Пий IX провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Да и сами служители до этого употребляли выражение «Безгрешное Зачатие». А это означало, что девочка действительно общается с Девой Марией.

Божия Матерь показала Бернадетте и чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей. Только за первый год у этого источника совершилось пять официально удостоверенных исцелений. Позже Бернадетта стала монахиней под именем Мария Бернарда и умерла в возрасте 35 лет. Уже в 1933 году была причислена к лику святых католической церкви.

Перед тем как признать ее святой, представители католической церкви три раза вскрывали могилу. Свидетелями эксгумации были не только священники, но и доктора, а также другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру не тронуто разложением. На месте явления Богородицы был построен храм, а Лурд теперь за год посещают около пяти миллионов паломников.

ФАТИМСКОЕ ЧУДО


Пожалуй, самая значимая и известная серия явлений Божией Матери началась в мае 1917 года в португальском городе Фатима.

Сначала Дева Мария явилась трем детям: Лусие, Жасинте и Франсишку, игравшим в поле неподалеку от дома. Она спросила, готовы ли они стать избранниками Господа, чтобы искупить наносимые Богородице оскорбления и богохульства. Те с восторгом согласились.

Уходя, она наказала детям ежедневно молиться о мире и спасении грешников и велела приходить на место встречи в тринадцатый день каждого месяца. Ребята рассказали обо всем родителям, а те в свою очередь соседям. И уже 13-го числа следующего месяца детей сопровождало около 60 человек.

Надо сказать, что явившуюся Богородицу никто не увидел, кроме этих троих ребят, тем не менее с каждым месяцем людей на поле становилось больше и больше.

В Фатиму со всех концов света стали стекаться паломники. За два дня до 13 октября все дороги, ведущие в город, были забиты повозками и пешими. Ожидая явления Девы Марии, люди, а их было около 70 тысяч, спали на земле, несмотря на октябрьский холодный дождь, ливший уже три дня.

Все вымокли до нитки. В полдень все присутствующие опустились на колени, невзирая на грязь и лужи. Лусия, увидев Богородицу, воскликнула: «Вот Она!», и все увидели, как детей окутало легкое белое облако. Оно трижды поднималось вверх и опять опускалось на детей.


Потом очевидцы рассказывали, что вдруг прекратился дождь, выглянуло солнце, но вид его был странным: диск, окруженный сияющей короной, на который можно было смотреть не щурясь.

На глазах у всех солнце сначала закружилось, как огромное огненное колесо, разбрасывая во все стороны разноцветные яркие вспышки, затем оно как бы отделилось от неба и по спирали стало спускаться вниз, излучая тепло. Этот танец солнца продолжался не менее десяти минут и был виден за многие километры от Фатимы.

Когда все закончилось, люди с удивлением обнаружили, что их одежда внезапно высохла. Это было последнее явление Богородицы детям.

Дева Мария оставила им три предсказания, последнее из которых было раскрыто совсем недавно. Первое и второе были обнародованы по разрешению папы Пия XII в 1942 году. В одном говорилось о грядущей войне, которая унесет миллионы жизней (видимо, имелась в виду Вторая мировая война). Второе пророчество касалось России, которая должна посвятить свое сердце Деве Марии, чтобы на смену хаосу в стране пришли мир и покой.

А вот третье послание долгое время оставалось тайной за семью печатями. Только в 2000 году папа римский Иоанн Павел II приоткрыл завесу: оно касалось покушения на его жизнь. И действительно, в 1981 году в Иоанна Павла II стрелял турецкий террорист.

Но это еще не все: предположительно, третье послание содержит также информацию о дальнейшей трагичной судьбе католической церкви. Похоже, что церковные иерархи предпочитают ее скрывать, чтобы не вызывать волнения среди верующих.

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Сразу после вторжения гитлеровских войск на территорию СССР Патриарх Антиохийский Александр III принял затворничество и уединился в подземелье, в котором хранилась икона Божией Матери. Без еды, воды и сна он молился о помощи для России.

Спустя трое суток ему явилась Дева Мария и сказала: «По всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и выпущены из тюрем. Они должны начать служить. Ленинград сдавать никак нельзя! Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен и в Москве, затем она должна прибыть в Сталинград. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

Удивительно, но Сталин внял этим словам. Он пообещал митрополитам Алексию и Сергию всякое содействие. Икона Казанской Божией Матери была вынесена из Владимирского собора, ее пронесли крестным ходом вокруг Ленинграда, и город выстоял.

По некоторым данным, самолет, управляемый личным пилотом Сталина, облетел и вокруг обороняемой Москвы с чудотворным Казанским образом на борту. Мало кто знает, что и Сталинградская битва началась молебном. Затем икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

ЯВЛЕНИЕ В ЧЕРНОБЫЛЕ

Настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин рассказывает: «Дождливым весенним вечером в небе над Чернобылем многие горожане видели в необыкновенном сиянии женский силуэт, спускающийся с дождевых туч. На определенное время дождь полностью утих и настала необыкновенная тишина. Свидетели явления со страхом поняли, что происходит что-то особенно важное, касающееся самого города.


Из неясного силуэта постепенно стал четко виден образ, похожий на образ Богородицы в виде Оранты.

Горожане видели в руках Богородицы пучок сухой травы, которую она роняла, трава падала и разлеталась по мокрой земле. В мае, когда все повсюду начинает зеленеть, распускаться и цвести, засохшая трава практически не встречается.

А здесь на земле в большом количестве оказались сухие стебли травы, называемой чернобыль. В одно время сияние переместилось к Свято-Ильинской церкви, и Святая Дева двумя руками благословила Божий храм. Видение ушло так же внезапно, как и появилось».

Тогда явление Девы Марии было трактовано по-своему: якобы Божия Мать благословила храм, а сухая трава, скорее всего, означала неурожайный год. Только спустя 20 лет стал понятен смысл чудесного явления Богородицы. Она предупреждала о грозящей опасности, ведь пучок сухой травы, называемой чернобыль, или полынь, был неслучайно обронен ею на одноименный город.

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откровение св. Иоанна Богослова 8:10-11).

В житии святого Андрея описано открывшееся ему видение: ему были показаны красоты рая, но, не увидев нигде Божией Матери, он спросил у своего таинственного спутника: «Где же Она?» В ответ услышал: «Она ходит по земле и собирает слезы плачущих». Вот так и ходит Пресвятая Дева Мария и по сей час и будет ходить по земле всегда, собирая слезы страждущих.

** *

Один из военных, участвовавших в штурме Кенигсберга в 1944 году, рассказывал: «Когда прибыл командующий фронтом, с ним находились священники с иконой Божией Матери. Отслужив молебен, они спокойно пошли в сторону передовой. Вдруг ни с того ни с сего стрельба с немецкой стороны прекратилась, и наши войска начали штурм.

Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Пленные немцы в один голос потом говорили: «Перед началом русского штурма в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии. В это время абсолютно у всех отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела».

***

Всем памятна трагедия в Буденновске в 1995 году, когда банда Басаева захватила персонал и пациентов центральной городской больницы. В те страшные дни местные жители несколько раз видели в небе образ скорбящей женщины, облаченной в темные одежды и стоящей у креста, образованного облаками.

Явления Девы Марии происходили и перед самим терактом, и после того как боевики покинули город. Многие и сейчас убеждены, что часть террористов была деморализована Ее появлением и именно это стало решающим моментом для освобождения заложников.

ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

До сих пор нет единого мнения о явлениях Богородицы. Люди по-разному относятся к подобным слухам. Те, кому посчастливилось стать свидетелями этого чуда, с негодованием отвергают предположение о мистификации. Скептики пожимают плечами.

Надо сказать, что и ученым пока не удалось разгадать эту тайну. Некоторые из них объясняют это более привычными современному миру причинами. Так, например, франко-американский ученый Жак Валле уверен, что на самом деле в Фатимском чуде замешаны инопланетяне.

«Знаменитые видения в Фатиме являются ярким историческим примером религиозной окрашенности встреч с НЛО. Фактическая сторона событий достаточно хорошо известна, но я готов биться об заклад, что истинную суть происходившего в 1917 году возле этого маленького португальского городка знают немногие.

Еще меньше людей, как я полагаю, знают, что серия наблюдений существа, которое приняли за Деву Марию, началась за два года до этого целым рядом классических наблюдений НЛО», — писал Валле в книге «Параллельный мир».

Российский ученый В. Мезенцев объясняет, что танец солнца, который 13 октября 1917 года вместе с детьми наблюдали 70 тысяч паломников, приехавших в Фатиму, был оптическим обманом, игрой света. Как бы там ни было, Римская католическая церковь официально признала Фатимское чудо и многие другие явления Богородицы.

Сегодня, когда мир то и дело содрогается от катастроф, трагедий, противостояний, нетерпимости и войн, наверное, нужно не ломать копья в бессмысленных спорах, а просто внять этим предостережениям и услышать главный призыв Пресвятой Богородицы: «Люди, остановитесь в своем безумии!»

И тогда в мире станет больше добра и меньше горя.

Галина БЕЛЫШЕВА

Партеногенез у рыб

Научно доказанными считаются также два случая партеногенеза у акул. Обе изученные самки несли всего по одному детенышу, хотя при участии самца эти рыбы производят на свет более многочисленное потомство. Тесты ДНК, проведенные с тканями одного из детенышей, показали отсутствие у него генетического материала отца.

К сожалению, исследования проводились уже с останками акуленка. Поскольку его появление на свет не планировалось, работниками океанариума не были приняты никакие меры по обеспечению его безопасности. Мать не была отсажена, и новорожденного просто растерзали другие акулы. Имеются свидетельства и еще одного такого случая. В чреве одной из умерших черноперых атлантических акул по кличке Тибет был найден почти доношенный детеныш.

Необычность набора хромосом у детенышей

Генетические анализы, проводимые в разное время с детенышами, рожденными без участия самцов, показали наличие у них необычного набора половых хромосом. К примеру, у самок удавов B. Constrictor содержатся одна Z-хромосома и одна W-хромосома. У самцов того же вида – две Z-хромосомы. У детенышей же, родившихся в результате партеногенеза, в геноме содержится две W-хромосомы. Такие змеи ранее рождались только в лабораторных условиях.

Возможно, непорочное зачатие Девы Марии – действительно результат божественного вмешательства. А может быть, это не более чем следствие ошибки переводчика. Верить или нет в полную безгрешность Богородицы – личное дело каждого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]