Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.
Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.
Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.
Гостиницы у Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева Лавра – духовная обитель русской церкви
Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, находится крупнейший на территории России православный монастырь. Его церковное название — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Созданный почти семь веков тому назад сегодня он является просветительско-образовательным центром Русской Православной Церкви. В одном из его соборов хранятся мощи основателя Лавры, духовного подвижника всея Руси – Сергия Радонежского.
Сергиев Посад.
Продолжение моей однодневной вылазки из Москвы начинается на железнодорожном вокзале Сергиева Посада, куда меня довезла электричка из Александрова. Про начало моего путешествия, что меня сподвигло на него, о городе Александров и Александровской слободе можно почитать в статье “На поезде в Александров, Александровская Слобода”. Подъезжая к Сергиеву Посаду, я заметил, что недалеко от станции очень красивый вид на Свято-Троицкую Лавру и решил дойти до этого места. Но сначала, к моему изумлению, на выходе с перрона мне пришлось пройти солидный кордон из полицейских с собаками и военнослужащих. Честно говоря, я и фотоаппарат побоялся вытаскивать, лица у всех были слишком уж серьёзные. На привокзальной площади много кафе, тут и Макдональдс и Бургер Кинг, где можно перекусить. Пополнив свой запас необходимыми калориями, я пошёл искать смотровую площадку. Идти долго не пришлось, она находится в метрах 400 от вокзала. Только предупреждаю, что в дождь и с детьми повторять мой поход не стоит, нужно идти по грунтовой тропинке и вдоль железнодорожного полотна.
Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры
В Лавру можно приехать на электропоезде с Ярославского вокзала, следующего от метро «Комсомольская» до пригородной станции Балакирево, или до станции Александров. Также удобно добираться автобусом от «ВДНХ». Маршрут №388 следует в Сергиев Посад, интервал между автобусами составляет всего 10-15 минут. Все информацию можно уточнить на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры.
Экскурс в историю обители
Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.
Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.
Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.
Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.
Немного истории
В 1337 г. будущий святой преподобный Сергий основал обитель Живоначальной Троицы на холме Маковец неподалеку от Москвы. Постепенно вокруг него собрались такие же искатели спасения души. Авторитет игумена непрерывно рос, именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с темником Мамаем, победа на Куликовом поле стала для молодого государства судьбоносной. Позже, в Смутное время, монастырь выдержал осаду литовцев, но был сожжен ханом Едигеем. И снова возродился, став крупнейшим культурным центром страны. В 1920 г. лавру преобразовали в музей, но в 1946 г. вернули церкви. До 1983 г. здесь находилась резиденция патриарха РПЦ.
Колокольня Лавры
Колокольня Лавры, годы строительства – с 1741 по 1768. Высота Троице-Сергиевой звонницы – 88 метров, строилась она по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Пятиярусная колокольня считается самой красивой на территории России. Здесь находится самый крупнейший, весом больше 70 тонн, Царь-колокол. Реставрация звонницы была осуществлена лишь к 2014 году, в преддверии празднования 700-летия Преподобного Сергия.
Сергий Радонежский.
Посмотрев Свято-Троицкую Лавру со стороны, пора изучить её внутри. По пути в Лавру кроме огромного количества полицейских попадалось много паломников. Волею судьбы, я оказался в Свято-Троицкой Лавре во время большого праздника. Догадаться, что за праздник для меня не составило большого труда. Все улицы Сергиева Посада пестрели информационными стендами и плакатами, а на газонах были выложены праздничные надписи, утверждающие, что в этом году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Празднования были назначены на 16, 17, 18, 19 и 20 июля 2014 года, а сегодня было 17-е июля. На самом деле, точная дата рождения преподобного не известна. Но известно, что либо 3 мая 1314 года, либо в мае 1322 года. Поэтому скорее всего в 2022 году нас ждёт ещё один юбилей, для верности. Число же 18 июля и окружающие его дни выбраны были не случайно. 18 июля (5 июля по старому календарю) 1422 года дата обретения нетленных мощей Сергия.
Успенский собор
Успенский собор. Строительство осуществлено в 1585 году по указу Иоанна Грозного. Пяти купольный собор построен в центре Лавры. Центральный золотой купол возведен в честь Спасителя, остальные купола, оформленные как звездное небо – в честь Св. Богородицы. Внешне это самый фундаментальный из соборов Лавры. Внутри, если в него войти – создается удивительное ощущение простора, высоты и обилия света. Храм почти столетие оставался не расписанным и только в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского были приглашены мастера иконописцы и под руководством Дм. Плеханова Собор был оформлен фресками с изображением святых и благоверных лиц княжеского рода. Главной святыней Собора остается погребальная Сергия Радонежского.
Церковь Соловецких чудотворцев
Церковь Соловецких чудотворцев. Время строительства – 1635-1637 гг. Это единственный в Лавре шатровый храм, в котором хранится святыня – древняя икона «Знамение», с изображением Зосимы и Савватия Соловецких, представших перед обликом Богородицы. Храм входит в комплекс сооружений, созданных в разные исторические периоды, в зданиях которого располагается монастырская библиотека, покои наместника Лавры и Соборная палата.
Церковь Святого Иоанна Предтечи
Церковь Святого Иоанна Предтечи (1693-1699) создана на месте главных ворот в Монастырь и возводился в конце 17-го века на средства мецената Г. Строганова. В момент его возведения харам выглядел несколько иначе, пятиглавие было восстановлено в конце прошлого столетия, уже под руководством В.И. Балдина, этим архитектурным решением была подчеркнута стилевая общность всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Великолепный иконостас в Церкви Святого Иоанна Предтечи хорошо освещен и удивляет своим великолепием.
История Сергиева Посада.
История Сергиева Посада, как и его достопримечательности, тесно связаны с Лаврой. В середине XIV века Сергий Радонежский с товарищем срубили первую келью и деревянную церковь во имя Троицы на месте будущей Лавры, после чего сюда потянулись верующие и последователи Сергия. Сам монастырь потихоньку обрастал постройками, а слава о чудесах преподобного Сергия дошла до Москвы. По легенде, сам Дмитрий Донской в 1380 году приехал в обитель, чтобы получить благословение на Куликовскую битву. До Лавры я шёл вдоль недавно заасфальтированного огромного проспекта Красной армии – главной транспортной улице, проходящей через весь город прямо посередине. Проспект по случаю праздника был закрыт как для машин, так и для людей.
Золотистый купол пятиярусной колокольни середины XVIII века Лавры просматривался практически с любой точки Сергиева Посада. Высота колокольни 88 метров. Это самое высокое здание Свято-Троицкой Лавры, оснащено самым большим колоколом России (72 тонны).
Фото колокольни ниже сделано с территории Свято-Троицкой Лавры.
Соврем рядом со стенами Лавры стоят две подольные церкви: Введенская и Пятницкая.
Здесь же находится памятник родителям преподобного Сергия Радонежского Кириллу и Марии Радонежским от благодарных потомков.
Территория вокруг Лавры в принципе ухоженная, но создалось впечатление, что сделано это было недавно: мало зелени и цветов, местами просто вспаханная земля.
Чтобы понять где, что есть, нужен план.
Трапезная церковь
Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686–1692).
Это далеко не все храмы и соборы Троице-Сергиевой Лавры. Каждое из сооружений имеет свою историю, особенности и духовно-культурную ценность. А все вместе образуют удивительное место, средоточие истории, духовности, художественных раритетов и центра духовной православной культуры на Руси.
Кроме церквей и храмов, на территории Лавры есть источник с родниковой водой, где каждый желающий может утолить жажду.
Важным представляется сказать несколько слов об основателе этого центра, иеромонахе Русской церкви Сергии Радонежском (1314-1392). Его имя олицетворяет начало русской духовности. Несмотря на то, что письменных свидетельств он не оставил, он сохранил о себе память в своем духовном наставничестве, а также в практическом богоугодном деле – создании монастырей. Считается в духовной сфере покровителем учащихся. В XV веке причислен к ордену святых Православной церковью. В 1969 году, по распоряжению папы Павла VI, его имя включено в календарь служб римско-католического духовенства.
Мощи преподобного Сергия Радонежского.
Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану, который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.
на меню страницы
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.
5 (18 нов.ст.) июля 1422 года, через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.
на меню страницы
Канонизация Сергия Радонежского.
Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим — пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы, а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.
В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека, который открыто высказывал сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».
В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).
В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.
За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:
- 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
- 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
- 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.
на меню страницы
Вскрытие мощей Сергия Радонежского.
20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин, настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.
Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.
Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.
Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания). 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.
Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.
Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично». Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)
Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно. 11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.
Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.
Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.
После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.
Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.
Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.
В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского. В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.
Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.
Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.
После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.
на меню страницы
Глава Сергия Радонежского.
История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент: Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому, профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву, члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого. Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.
Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.
Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.
Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:
- Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
- Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
- Юрий Александрович Олсуфьев — расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово
Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.
на меню страницы
Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.
Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.
Посетителям Троице-Сергиевой Лавры будет полезно знать
- Обряды венчания, крещения и отпевания в монастырях запрещены в соответствии с православными канонами, возможен заказ служб за здравие и упокой близких.
- Фотосъемка на территории монастыря имеет ряд ограничений: нельзя использовать фотовспышку внутри помещений, нельзя снимать монахов.
- Необходимо соблюдать нормы посещения действующих монастырей, для женщин – головной убор, закрытая одежда (как и для мужчин), недопустимо на территории монастыря употребление спиртного, курение.
- Для посетителей Троице-Сергиева Лавра открыта с 5 утра до 9 вечера. Круглосуточно можно посетить монастырь в церковные праздники, в Дни памяти преподобного Сергия.
- Экскурсионное обслуживание проводится в летний период с 9 утра до 18 часов, в период с 11 ноября и до 30 апреля время экскурсионного обслуживания сокращается на час – до 17.00.
Свято Троицкая-Сергиева Лавра интересна, прежде всего, как духовно-культурный русский центр. Это больше, чем великолепный образец русской архитектуры, иконописи, форм и способов осуществления русского православия. Это живой источник мудрости, силы и энергии, это опыт веры, нашедший отражение в творчестве и культурном наследии. Лавра сохраняет традиции веры, готовит себе духовных последователей в Православной гимназии, церковно-приходских школах при Вознесенском и Пятницком подворьях, в военно-историческом клубе «Пересвет».
Духовное напутствие Сергия Радонежского: « …всех молю … имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную…» и есть ключ к великой мудрости жизни, которая далеко не ограничена стенами Лавры, может быть напутствием в мир каждому цивилизованному современному человеку.
Отзывы и комментарии туристов, паломников и простых посетителей
Анастасия: “На территории лавры находится впечатляющий своей красотой Троицкий собор, и это — главная ее достопримечательность. Верующей меня назвать трудно, но даже я была поражена. Это еще и историческая реликвия, было интересно ее рассмотреть поближе. Высокие древние стены и купола впечатлили. Не зря лавра сегодня, вчера и даже завтра играла и играет главную роль в духовном просвещении людей”.
Дмитрий: “Впервые посетил Лавру. Сегодня исполнилась моя детская мечта. Ни разу не пожалел, хоть и добирался довольно далеко. Единственное, что волновался по поводу места проживания, но к монастырю, оказывается, относятся и две гостиницы, в которых можно с комфортом остановиться”.
Сергей: “Лавра впечатляет масштабностью. Как представлю, что строилось все это еще, когда Мамай на Русь ходил, берет непередаваемый восторг. Батюшки приветливые, принял исповедь”.
Троице-Сергиева лавра – центр русского православия. Основал ее Сергий Радонежский еще в начале XIV века. С той поры монастырь перестраивался, реставрировался, но сумел сохранить и духовную, и историческую значимость. Ежегодно в Лавру приезжают сотни тысяч паломников со всего мира. Приобщиться к святым мощам Сергия Радонежского стремятся очень многие.