Матушка Сепфора: житие и пророчества Монастырь матушки Сепфоры в Клыково

Наша современница, матушка Сепфора, житие и пророчества которой известны нам не из записей, прожила долгую и благочестивую жизнь. Многие говорят о том, что она была дана ей для того, чтобы не прервалась эта тонкая нить времени между верующими досоветской России и современными, многие из которых только осторожно становятся на этот путь.

Очень много людей приезжали в Клыково, монастырь. Матушка Сепфора, чудеса возле могилки и благодаря молитвам которой продолжаются и по сей день, тепло принимала каждого, а также всегда старалась подсказать решение в проблеме, с которой к ней приехали. Именно о ней и пойдет речь в этой статье.

Жизнь матушки до потрясения 1933 года

Матушка Сепфора родилась девятнадцатого марта 1986 года в Тамбовской губернии, в местечке Глухово. Ее семья была крестьянской, и в ней все были православными. Родители дали ей красивое имя Дарья.

Все в ее семье были очень трудолюбивыми и честными. Мать Дарьи родила тринадцать детей, но выжили только трое. По воспоминаниям матушки, жили они хорошо. В их семье как со стороны отца, так и со стороны матери были монах и монахини, поэтому совсем не удивительно, откуда у нее возникла такая горячая тяга к Господу, общению с ним.

Женским ремеслам (ткачеству, шитью) ее обучали при монастыре. При этом ее научили молитвенному правилу, которое нужно было совершать во время работы. С тех пор так и было всю ее жизнь.

Если бы была ее воля, то замуж Дарья и не вышла бы, а сразу стала монахиней. Но она была послушной дочерью, поэтому по благословению матери вышла замуж за односельчанина. Она вошла в большую и истинно верующую семью. Там пришлось очень много работать, но Дарья не жаловалась. За то время, что она находилась в супружестве, родилось четверо деток, дочерей.

Перед тем как в 1933 году начались раскулачивания, свекор выделил молодой семье участок, на котором построили новую избу. Также им отдали часть отцовского хозяйства. Но долго они не прожили так. Новая власть решила всех крестьян загнать в колхозы, поэтому началось разорение всех более-менее зажиточных хозяйств. Очень много при этом погибло, так как люди сопротивлялись и поднимали восстания.

Свершение пострига. Как это было

После переезда в Киреевск Дарья перестала заботиться о земном. Ее дети стали взрослыми, они и помогали ей, давая то, в чем она нуждалась, заботясь о ней. Но и эти нужды были очень маленькими. Еще не монахиня, она уже имела нескольких духовных чад, которые во всем советовались с ней.

Очень часто матушка жила в Сергиевом Посаде, у своей старшей дочери Александры, которая там нашла себе работу, а спустя некоторое время и купила часть домика. Матушка очень часто приезжала сюда к ней, ходила на богослужения и помногу молилась. Именно тут и произошло ее необычное пострижение в иночество.

Однажды, во время молитвы, к матушке спустились ангелы, которые стали ходить вокруг нее, совершая неведомый обряд. После того как они стали надевать на нее монашеское одеяние, Дарья поняла, что это постриг. Об этом она и рассказала на исповеди в Лавре. После этого ее благословили на постриг в монашество. И двадцатого октября 1967 года ее одели в монашеское одеяние в миру. Нарекли ее Досифеей.

Долго матушка жила в Сергиевом Посаде, но когда умерла от болезни ее старшая дочь Александра, она находилась в Киреево и тоже болела. Хоронить сестру поехали Параскева и Лидия.

Матушка Сепфора, житие и пророчества которой были пронизаны любовью к человеку, к его бедам, принимала множество монахов, что приводило в недоумение соседей. Они не понимали, с чего бы это вдруг они так ездят. Думали, что лечит бабушка Даша.

Долгие трудности и безраздельная вера в Бога

В это время муж Дарьи решил перебраться в Болохово, что близ Тулы. Там он планировал работать в только что открывшейся шахте. Сначала он хотел туда перебраться сам, а после того как обустроится, вызвать семью. Уехать он успел, но буквально сразу Дарью с детьми выгнали из дома и разобрали его. Все имущество было отобрано.

Приютить семью никто не хотел. Свекра и свекровь отправили на Соловки, младшего брата забили до смерти. Однако нашлась одна добрая душа, нелюдимая вдова Агафья, которая жила на окраине. Было трудно. Голод, холод, но перебивались. Просили милостыню, работали не покладая рук, собирали любое топливо для отопления. Старшая дочь почти сразу уехала к отцу, а вся семья переехала к нему только через два или три года. Матушка Сепфора и ее семья жили там до войны. Скудно, но стабильно.

С приходом войны вновь начались мытарства и переезды. Муж Дарьи ушел на фронт, а они уехали на Тамбовщину, а после опять вернулись в Тульскую область. Было голодно и холодно, но всегда спасала молитва. Дарья молилась не только за детей, но и за мужа, который воевал. Благодаря этому они все пережили эти трудные времена.

В 1955 году Дарья потеряла мужа и осталась вдовой. А через год семья переехала в современный город Киреевск. Близ него, в селе Панине, был храм, который они и начали посещать. Так возобновилась и внешняя духовная жизнь матушки.

Свершение пострига. Как это было

После переезда в Киреевск Дарья перестала заботиться о земном. Ее дети стали взрослыми, они и помогали ей, давая то, в чем она нуждалась, заботясь о ней. Но и эти нужды были очень маленькими. Еще не монахиня, она уже имела нескольких духовных чад, которые во всем советовались с ней.

Очень часто матушка жила в Сергиевом Посаде, у своей старшей дочери Александры, которая там нашла себе работу, а спустя некоторое время и купила часть домика. Матушка очень часто приезжала сюда к ней, ходила на богослужения и помногу молилась. Именно тут и произошло ее необычное пострижение в иночество.

Однажды, во время молитвы, к матушке спустились ангелы, которые стали ходить вокруг нее, совершая неведомый обряд. После того как они стали надевать на нее монашеское одеяние, Дарья поняла, что это постриг. Об этом она и рассказала на исповеди в Лавре. После этого ее благословили на постриг в монашество. И двадцатого октября 1967 года ее одели в монашеское одеяние в миру. Нарекли ее Досифеей.

Долго матушка жила в Сергиевом Посаде, но когда умерла от болезни ее старшая дочь Александра, она находилась в Киреево и тоже болела. Хоронить сестру поехали Параскева и Лидия.

Матушка Сепфора, житие и пророчества которой были пронизаны любовью к человеку, к его бедам, принимала множество монахов, что приводило в недоумение соседей. Они не понимали, с чего бы это вдруг они так ездят. Думали, что лечит бабушка Даша.

Житие Сепфоры

Детство

Родилась молитвенница в 1896 году в селе Глухово на Тамбовщине. Предки окрестили дочку Дарьей. Кроме неё, в семье было ещё 12 малышей. Лишь выжило из их всего трое: Даша, также её два брата Павел и Василий, которых ожидала грустная участь. Оба рано ушли из жизни. 1-го уничтожили на войне 1914 года, другого – во время раскулачивания.

Традиции древнего благочестия схимонахиня Сепфора поглотила с молоком мамы. Семьёй прогуливались в храм. Когда девченке исполнилось 7 лет, дед Алексей привёз со святого места чётки.

Девченку кругом окружали монахи по полосы обоих родителей. В Покровской церкви села Глухово монахини обучили её шить, а во время рукоделия возносить Господу молитвенное прошение «Господи Иисусе Христе, Отпрыску Божий, помилуй мя порочную»…

Замужество

В 20 лет Дарья вышла замуж за местного парня Димитрия Шнякина. Через год у молодожёнов возник на свет первенец девченка Александра, пошли погодки: отпрыск Владимир, который погиб в младенчестве, Господь послал супругам ещё дочь Параскеву.

В 1933 для семьи наступили тяжёлые времена. Прямо перед раскулачиванием глава семейства уехал в Болохово, чтоб там подзаработать и основаться. То, что вышло в его отсутствие, он вызнал позже. Русские власти разрушили дом, выгнав мама с детками на улицу.

Приютила бедолаг вдова Агафья, лишь на этом неудачи семьи не закончились. Есть было нечего. Поправлялись травкой, которую срывали прямо у дома. Из картошки и щепотки муки пекли хлеб. Мама трудилась портнихой, за труд получала гроши. Радостью было, когда заказчики сверх оплаты давали продукты. Не гнушались стоять у паперти с протянутой рукою. Труднее было в зимнюю пору, когда избу было нечем топить. Дров и травы не давали, сами собирали хворост в лесу и засохшие подсолнухи в поле.

Семья пережила Величавую Русскую войну, а в 1950 растеряла кормильца. Благо, что дочери выросли и пошли работать, стали выручкой для мамы.

В это время семья жила уже в Киреевске. Благочестивые члены семьи прогуливались в местную церковь, но к самой Дарье по-особому относились местные обитатели. Её звали матушкой и спрашивали у неё в тяжелых ситуациях совета. Дома она с дочками читала акафисты, а любая по отдельности в уединении – молитвенное правило.

Пророческое видение

В один прекрасный момент она увидела над собой образы ангелов. Они кружили и надевали на неё монашеское облачение. Дарья сообразила, что видение пострига неслучайно. Чтоб убедиться в необходимости духовного подвига, поехала в Лавру. На исповеди будущая старица поделилась увиденным.

Начало иноческого пути

Её гипотезы подтвердились, потом в Троице-Сергиевой Лавре её благословили на монашеское служение. Через некое время состоялось пострижение. В 1967 её нарекли Досифеей.

Поселилась монахиня у дочери тогда ещё в Загорске рядом с обителью. И тут у старицы возникли духовные чада. Молва о пророчице дошла и сюда. А она воспринимала всех и давала наставления, берегла от некорректных поступков. И вот что умопомрачительно, иногда цитировала назубок наставления святых отцов. Духовным чадам рекомендовала выписывать ценные советы, чтоб легче уяснить.

Любая молитва для неё был особенный невидимый разговор с Богом. Некие из их она читала назубок.

Поглядите кинофильм о Сепфоре, в каком иноки и духовенство вспоминают старицу:

Схима

В 1989 г. монахиню постригли в схиму. Всё больше сейчас уже Сепфоре хотелось безмолвия, уединения, истинной монашеской жизни, отшельничества. Цель – служение Спасителю. Мирская жизнь тяготела жену Христову. Она молилась Богородице, чтоб окончить земной путь в обители. Во сне ей Пречистая Дева явилась и произнесла: «Ты в миру не умрёшь, ты умрёшь в Клыково».

Через 4 года опосля принятия схимы в весеннюю пору матушка сделала паломничество в Оптину. В обители услышала о восстановлении православной древней жемчужины в Клыково, и познакомилась с послушником Сергеем, будущим настоятелем церкви иеромонахом Мишей.

Предсказания Сепфоры

Позднее он обрисует встречу: «Я вышел из Введенского храма и услышал восклицания: «Старица идёт, старица идёт! Пойдем, возьмём благословение!» Послушник, как и все взял благословение, а она его давай спрашивать, что он здесь делает. А позже улыбнулась, будто бы знала наперёд, какой путь ждёт грядущего инока, добавила: «А пока бегай, бегай!»

Клыково, Козельск и Шамордино размещены на берегу реки Сирены. В 1992 году началось восстановление храма в Клыково, там же началось облагораживание Архиерейского подворья. Иноки Оптины принялись за дело. Тут принял священнический сан послушник Сергей, став Мишей. Сама же Сепфора поселилась тут только в 1996 году.

В один прекрасный момент отец Миша в расстроенных эмоциях посетовал схимнице о отсутствии средств на восстановительные работы в храме. Старица успокоила пастыря: «Не печальтесь. Всё будет и колокола, и домиков настроите, и забор сделаете…»

При жизни схимонахиня Сепфора пророчествовала. Она предвещала людям будущее, но больше всего учила христианскому благочестию и осмыслению собственных деяний. Например, наставляла, как подавать милостыню. Ругала за просьбы о «пожертвовании». Верно гласить «сотворите святую милостыню». Свое наставление подтверждала словами Священного Писания, где Господь произнес: «Милости желаю, а не жертвы» (Мф. 12, 7).

Схимонахиня сдерживала себя в еде. За три денька до причастия питалась просфорами, запивая их водой. Опосля принятия Святых Христовых Загадок продолжала держать монастырский пост три денька, уединялась и возносила свои молитвенные прошения Богу.

Ещё один увлекательный эпизод жития Сепфоры связан с благословением на поездки по святым местам. Она нечасто приветствовала паломничество на далекие расстояния, предупреждала, что вдали от дома можно утратить почти все.

Знала старица и время собственной кончины. Делилась тем, что во время молитвы к ней являлись близкие люди, которые издавна погибли. Они звали с собой, но рано было ей уйти из бренного мира. В один прекрасный момент, явились Ангелы, но она сложила руки на груди, как во время Причастия. Жестом показала, что не даст душу. Ангелы дали обещание возвратиться через 4 месяца.

Переезд матушки в Клыково

Очень часто матушка ездила по святым места, была даже в Киево-Печерской лавре, посетила Оптину пустынь. В декабре 1989 года свершился постриг матушки Досифеи в схиму. Ей было дано новое имя, Сепфора, что в переводе с древнееврейского обозначает «птичка». Дальнейшая ее жизнь продолжалась в келии, где несла она свой подвиг, несмотря на возраст.

Матушку очень беспокоило то, что она жила в миру, ведь ей придется так и умереть, хотя она была схимницей. Однажды ее беспокойства были развеяны от усердной молитвы Богородицы. Она явилась к старице и сказала, что умереть матушке предназначено вовсе не в миру. К ней должны были приехать священники из Клыково. Матушка Сепфора, как добраться до него, даже не спросила и не помышляла. Она знала, что за ней приедут. Только иногда спрашивала у приезжих священников — не оттуда ли они.

А тем временем в Клыково строили архиерейское подворье и восстанавливали церковь. Через некоторое время схиигумен Илий сообщил монахам, которые восстанавливали местность, что духовно окормлять их будет схимонахиня Сепфора. Именно к ней они поехали за советом и молитвами. И строительство пошло на лад. Уже под Рождество для матушки был построен сруб.

Так переехала в Клыково матушка Сепфора. Как добраться до него сейчас? Вам потребуется дорога Калуга-Козельск, ехать нужно на машине. Как увидите указатель на Оптину пустынь, следует ехать в направлении Мещовска. На дороге вы увидите табличку с указателем. Ориентируйтесь на часовню Олега Брянского.

С молитвой против холеры

Помимо истории жизни Святителя Кукши, некогда жившем в этих краях, паломникам во время экскурсии по обители рассказывают истории и о чудесных исцелениях, происходивших как в былые, так и в наши времена.

Первая из них повествует, что в семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар — церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.

История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных.

В 20-х годах XIX века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыкова, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыкова гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Некукотворного Образа Иисуса Христа. Мменно этот храм сейчас является главным собором пустыни в Клыкове.

Случаи исцеления

Очень многие рассказывают о том, как после приезда к старице, они полностью выздоравливали. К примеру, есть одно письмо от женщины, которая рассказывает о своем неутешительном диагнозе — гнойной мастопатии. Посылали на операцию. Перед этим она долго молилась матушке, просила ее заступничества. Был назначен день операции, но перед этим нужно было сходить на УЗИ. Благодаря молитвам старицы, ничего не обнаружили. Вместо операции женщина направилась на могилку матушки Сепфоры.

Еще об одном необъяснимом чуде рассказала другая женщина, которую зовут Елена. Как-то ее муж, который работает шофером, уехал в командировку. Жена чувствовала беду и попросила матушку помолиться за мужа. Вернувшись из командировки, он показал глубокую царапину, только она и осталась от аварии. Так, молитвы старицы помогли спастись.

Опять же Елена рассказывала и о помощи своему сыну, когда он горел в огне детской болезни. Искренняя молитва и плач о помощи сделали свое дело — наутро сынок оправился от высокой температуры.

Еще одна женщина из Киреевска рассказывала о своей дружбе с матушкой. Они вместе ходили в церковь, которая находилась в Панино. Матушка уже тогда была наделена даром прозорливости, но чаще всего молчала. Но тут сказала пару слов о дальнейшей жизни ее детей. Говорила, что дочери станут женами священников, а сын — священником. Также она предрекла, что он причастит ее. Так и случилось.

Чудеса в Клыково

После переезда в село Клыково матушка Сепфора продолжила возносить свои молитвы. Она посещала каждую литургию и ни разу не пропустила. Молитвами матушки для храма нашелся автомобиль, который она подсказала, как выбрать. Она точно описала необходимые приметы, по которым и нашли машину.

Молясь, продолжала совершать матушка Сепфора чудеса. И на стройке, и среди людей. По ее словам размораживались целые блоки, которые ранее никак не получалось вытащить, а взрослые мужики, для которых брань была частью жизни, становились как ягнята.

Своим посохом, смазанным святой водой из Иордана, а также лампадным маслом исцеляла она людей. После смерти случаи исцеления не прекращались. Однажды после длительной молитвы к матушке, помазыванием маслом из лампадки, которая стоит на ее могиле, выздоровел от лейкемии мальчик. После этого он увидел матушку в своем сне. Она с легкостью склонилась над ним, а он поцеловал ее руку. Через некоторое время в этой же семье вновь случилось чудо. Бабушка мальчика, которая заболела неизлечимой болезнью, вдруг выздоровела. Конечно, это случилось от усердных молитв к матушке.

Завершение земного пути матушки

Свою кончину матушка Сепфора предвидела. Накануне она всем дарила подарки, раздавая свое имущество. Перед смертью ей стало плохо, но уезжать она никуда не собиралась. Все и случилось тринадцатого мая 1997 года. Так и упокоилась в своем домике матушка Сепфора. Могила ее находится возле алтаря Никольского придела. Рядом находится братская могила. Все сделали так, как она завещала.

Если вы хотите посетить могилку, где упокоена матушка Сепфора, как доехать к ней, описано выше. И сегодня там происходят чудеса, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, но вполне возможно с Божественной.

Следует отметить, что через некоторое время после смерти старицы обнаружили миро на ее фотографии, которая стояла в келии матушки. Сперва думали, что это запотевание, но миро скоро стало так много, что фотография прилипла к стеклу. Свидетели этого чуда — оптинские монахи.

Происхождение и рождение

Пришла в этот мир Дарья Николаевна Шнякина (будущая матушка Сепфора) 1 апреля 1896 года, а преставилась 13 мая 1997 года. Более ста лет жизни даровал ей Господь, чтобы передать современному поколению православные традиции прошедших времен, протянуть связь между двумя эпохами, отстоящими далеко друг от друга и по времени, и по духу. Из уст в уста передаются верующими житие и пророчества удивительной старицы схимонахини Сепфоры.

Семья

Родилась Дарья в крестьянской семье. Родители, Николай и Матрона, были простыми и неграмотными, но верующими людьми. В роду у обоих были монахи, поэтому в доме всегда стояли иконы, присутствовал дух молитвы. Среди своих односельчан они отличались трудолюбием, благочестием и другими христианскими добродетелями.

Жизнь в то время была нелегкой. Из 13 детей, родившихся в семье, выжила только Дарья и ее младшие братья, Павел и Василий. Оставшихся детей супруги растили в христианском духе, с малых лет прививая им любовь к молитве, труду. Работать приходилось тяжело, с самого раннего детства, — в огороде, на пашне, скотном дворе. По воскресеньям обязательно всей семьей посещали храм. Жизнь протекала среди первозданной русской природы, своей красотой научающей любить и прославлять Бога.

Обучение женским ремеслам

В соседнем селе Глухове при церкви Покрова Божьей Матери жили монахини. Дарья подружилась с ними и много времени проводила в храме, помогая сестрам на послушаниях. Монахини полюбили девочку, которая вместо того, чтобы играть и веселиться, посвящала свое время труду и молитве, часто уединялась ото всех, чтобы читать акафисты, жития святых.

Дарья научилась шитью, ткачеству. Но не только этим мастерством овладела молодая послушница. Монахини приучили девочку во время работы непрестанно повторять Иисусову молитву. А родной дед Дарьи, вернувшись из очередной паломнической поездки, подарил семилетней внучке привезенные со святых мест четки. Так зародилась в Дарье горячее желание посвятить себя Богу и покинуть этот мир, укрывшись от него за стенами монастыря.

Пророчества старицы

Пророчества матушки Сепфоры были многочисленны. Она ясно видела каждого человека, его жизнь и все, что с ним случится. Также предсказания были и более глобальными. К примеру, для России было сделано множество пророчеств. Матушка видела, что если в эту страну придет царь на правящую должность, то ей ничего не грозит, она не примет печать антихриста, в отличие от других государств. Очень важно, чтобы это случилось после второго или третьего президента. И, как видно из нынешней политической ситуации, это возможно.

Также матушка говорила и про грядущий Апокалипсис. По ее словам, все будет так, как описано в нем. Только непоколебимая вера сможет спасти человечество.

Еще одно предсказание матушки — переименование Клыково в город Спасск. При этом монастырь станет гораздо больше, в нем появится большое количество строений, а также приедет множество людей сюда жить.

Наставления матушки

За свою жизнь матушка Сепфора дала множество наставлений своим духовным чадам и просто людям, которые просили ее о помощи. Рассмотрим некоторые из ее учений:

  • Матушка часто повторяла, как нужно молиться: «Господи, утверди сердце мое по тебе горети!» Всем запомнились эти ее слова. Также она говорила о молитве за свое начальство и старших.
  • Также наставляла о том, что постоянно нужно совершать Богородичное правило, а также не забывать обращаться к святым и Господу, уверяя в том, что они все слышат.
  • Очень часто матушка говорила о том, что малых деток ругать нельзя, так как они являются воском сырым, из которого можно лепить все что угодно. При проступках своих чад молиться нужно Господу, чтобы он смог направить их на праведный и добрый путь.
  • Старица всегда запрещала порицание кого-либо. Она говорила, что нельзя о ком-либо говорить плохо. Это дело Господа, который знает, что делать с жизнью человека, а вовсе не наше.
  • Матушка всегда советовала, перед тем как прийти к ней, помолиться Богу. Тогда он откроет просящему все, что ему нужно, через нее.
  • По словам старицы, ко всем тем иконам, которые имеются в доме, необходимо знать молитвы, тропарь, а также житие того, кто на ней изображен. В противном случае это не иконы, а обычная выставка картин.
  • Много говорила о том, что нужно меньше думать про мирское, а больше про жизнь после смерти, в Царстве Божьем.
  • Рассказывала о важности молитвы для спасения души человеческой, что является самой важной задачей в жизни человека.
  • Матушка всегда повторяла, что все свои дела нужно делать для Господа, все время быть с ним. Тогда и он всегда будет с нами.
  • Самой главной молитвой была Иисусова. Она заповедала ее повторять везде. Если человек один, то повторять вслух, если в общественном месте, то про себя.

Каждое наставление старицы было очень значимым и говорилось из большого человеколюбия. Очевидно, именно поэтому так много людей стекалось в Клыково (монастырь). Матушка Сепфора многим помогала, за многих молилась.

МАТУШКА СЕПФОРА Чудеса, пророчества, духовные наставления. Схимонахиня Сепфора (†13.05.1997) преставилась на 102-м году. Ей, великой молитвеннице, прозорливой старице, отошедшей ко Господу в конце ХХ века, в мае 1997 года, было дано прожить долгую жизнь. Верно, для того, чтобы донести до людей нового времени традиции старинного благочестия, подлинной праведности, крепкого стояния в вере. Матушка Сепфора духовно подкрепляла оптинских монахов и послушников. За советом и наставлениями к ней ехали из других обителей, миряне из Москвы, Тулы, Тамбова, Смоленска. Среди ее чад – настоятели, игумены, монахи, послушники, миряне, которым она помогла выправить путь к Богу, а иногда переродиться, начать жизнь сызнова. Воспитание детей, советы женщинам Схимонахиня Анастасия (Мария, монахиня Пантелеимона): — Матушка Сепфора часто говорила, что нельзя ругать детей, кричать на них. Дитя – воск сырой. Из него можно слепить, что хочешь. А когда дети совершают какие-то проступки, когда выходят из повиновения родителей, матери надо молить Бога, чтобы Господь помиловал, направил их на добрый путь. Женщина же часто бывает больше занята собой. И это одна из болезней века. И еще. Теперь зачастую мать и жена упивается самодостаточностью, в своей гордыне желает первенствовать. Матушка сокрушалась: «Ты подумай – не подчиниться мужчине… Вот пришел пьяный, а ты ему: «Миленький мой! Ты немножко выпил, устал. Ну, ляг полежи». Если голодный – накорми его. Обойдись с ним ласково. Вот тогда мирно все будет, ладно». И действительно, со мной, например, так и было. Старалась следовать советам матушки, и в семье все менялось (это еще до того, как овдовела). Мне, да и другим, она не упускала случая напомнить, что в Священном Писании сказано: «Жена да убоится мужа своего». Не трепетать надо, но уважать. Спрашивала у нас: «Как называла мужа Сарра?» И тут же отвечала: «Господин мой!» Милостыня — «Милости хочу, а не жертвы» Из воспоминаний игумена отца Никона (тогдашнего послушника Сергия), в связи с его новым послушанием, сбором пожертвований для Оптиной: — Никогда не проси: «Пожертвуйте». Говори: «Сотворите святую милостыню». Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы»… Молитва. Иисусова молитва. О молитве Святым Из воспоминаний игумена отца Михаила, настоятеля монастыря Спаса Нерукотворного пустынь: «Она молилась так, что для меня было явно: слепая старица видит ангельский мир так же ясно, как вот мы с вами друг друга. И каждый день, общаясь с ней, я старался выведать тайну старицы. Как научилась она такой сильной, дерзновенной молитве?.. Матушка Сепфора была немногословна. Но когда начинались мои настойчивые расспросы, понемногу открывала свои «тайны»: «Вот, бывало, грядку копаешь. Толкнешь лопату-то и разом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…» — а потом тянешь ее обратно и договариваешь: «…помилуй мя, грешную». Так меня глуховские монашки в детстве еще научили». В земле копалась, корову обихаживала, стряпней занималась, в поле работала, а про себя – Иисусову молитву. Так, чтобы под образа встать и часами молиться – в молодости такой роскоши она не знала. Минуты не было, чтоб без дела в руках. Хочется, …чтобы люди узнали, как, живя обыденной мирской жизнью, до краев наполненной тяжкой, иногда непосильной работой, человек может достигнуть подлинно ангельской высоты – праведности». Вспоминает монахиня-иконописец Ксения: «…Матушка не уставала повторять, что надо чаще обращаться к святым. Если висит у тебя дома пять икон, каждой надо знать тропарь, житие святого, чтобы это не было чужим. Иначе это не иконы, а выставка картин. Говорила также, что надо все время обращаться к миру горнему. Сама матушка Сепфора пребывала в непрестанной молитве. Долго не разговаривала, не терпела пустой болтовни. И все с четками сидела… Одни были на руке, какие-то деревянные, — сотка. Потом еще тридцатка. В руках четки, на спинке кровати четки. Это была такая делательница молитвы, что, если человек попадал в сферу ее влияния, он начинал постепенно поворачиваться в сторону молитвы… Из воспоминаний схимонахини Анастасии Чад своих матушка Сепфора учила усердной молитве, благоговейному почитанию святых и часто повторяла: — Иконы не выставка картин. Перед ними молиться надо, надо знать тропари, каждодневно обращаться к святым, что на иконах. Если вначале трудно запомнить тропарь, выучи хотя бы припевы из акафиста. Не раз говорила матушка, что в тропарях раскрывается Священное Писание, раскрываются образы тех угодников, к которым мы обращаемся. — Я старалась безпрекословно исполнять все послушания, …но тут попыталась возразить: «Когда же их учить? У меня же мама больная, трое детей. Работа от восьми до восьми». А матушка советует: — Возьми листочек тетрадный, напиши на нем тропарь, сложи гармошечкой. И пока мы в церковь ехать будем – в Тулу, держи его в руке и читай незаметно. — Так я начала учить тропари… А еще, бывало, спрашивает: «Что ты сегодня читала?» Я отвечаю: «Евангелие». А матушка дотошно выясняет: «Евангелие от кого?» А я и забыла, конечно. Она вздохнет укоризненно: «Нет. Не пойдет так. Ты должна знать, кто написал такие святые евангельские слова…» И представляете? Начинает слово в слово повторять мне то, что я дома читала. Стою и слушаю в оцепенении. Опять матушка знает обо мне больше, чем я сама. Она не любила, чтобы просто читали, надо было вникать в каждое слово, понимать каждый стих Псалтири. Допустим, девятая кафизма Псалтири – о послушании сынов Адамовых. Матушка говорит мне: «Кафизма-то о послушании. Вот и учись у них, запоминай, как они слушались отца своего». Сколько раз было – прочитаю дома, а матушка уже знает, что читала. Проверит, как я поняла, и поправит, если надо. Вспоминает Алла С.: — Я держусь матушкиного благословения. 13-й год в Оптиной. Стараюсь исполнять молитвенное правило, которое дала мне матушка Сепфора. Она часто напоминала: «Молись Богородице 150 раз, читай Евангелие, пятисотницу, Псалтирь»… Если я расслаблялась, позволяла себе ослушаться, искушения просто сыпались на меня. Например, был такой период, когда я перестала читать 150 «Богородиц». Вскоре я совсем остыла к молитве. И напало на меня такое давящее уныние. Стало невыносимо тяжело. Приехала в очередной раз к матушке. И первые слова ее были: «Ты почему не молишься?» Прямо с порога стала приводить меня в чувства. А еще матушка дала мне понять, что знает: есть вещи, которые я скрываю от своего духовного отца. Стыжусь рассказывать. Матушка Сепфора учила, что надо говорить все, с самого донышка доставать, ничего не скрывая. Нечистая сила. О бесовских нападениях – «Надо быть борцы». О крестном знамении Монахиня Ксения рассказывала, да и другие тоже, что у матушки было несколько посохов. Она натирала их водой с Иордана, лампадным маслом от святых икон, пред которыми молилась. И ходила ли, стояла ли в храме – опиралась на одну из своих палочек. А когда к ней приходили (чаще всего это были ее чада), слегка била посохом по рукам – ногам, по спине. Те, кто лучше других знал матушку, утверждают, что так она бесов отбивала, очищала человека. Да, с нечистой силой матушка повоевала, за что бесы люто мстили ей. Однажды послушник Сергий зашел к матушке после очередного бесовского нападения на нее. — Представьте, — вспоминает о.Никон (в прошлом Сергий), — захожу в келью, а там под ногами песок хрустит. И матушка охает: «Ох-ох, засыпали, все глаза мне засыпали». Смотрю: постель, коврик, матушкина одежда – все в песке. А ведь не пустыня Сахара. Неоткуда ему было взяться: окно закрыто, ни одной щели, даже форточки нет. Двери тоже закрыты, да и вокруг домика песка не было. А в другой раз Сергий, собираясь в Москву, зашел к матушке благословение взять на дорогу. — Она благословила, — рассказывает о.Никон, — а потом и говорит: «Ты с о.Илием увидишься, попроси, чтобы он приехал и почитал. На меня такие нападения идут. Так меня сейчас враг люто смущает, бьет даже. Видишь, какие синяки на руках? Да и на всем теле так». Заметив мое удивление, матушка покивала головой: «Что же ты удивляешься? Конечно, бьют, еще как бьют. Я же мешаю им». Он понимал, что матушка молилась за преумножение любви, за покой и мирность в душе человека. Ну а духи зла воевали с ней, мстили за каждую победу. Она же не страшилась и не уступала, всегда оставалась воином Христовым. Иногда говорила чадам своим, что надо быть стойкими, уметь бороться, произнося на свой лад: «Надо быть борцы». У него же иной раз кровь стыла от страха. Вот и тогда, почти не дыша, оглянулся по сторонам: — Матушка, а ты видишь их? — А как же. Вон он, рогатый, стоит. О.Никон признается, что тогда был потрясен и напуган. Понимал, что это не театр, не игры, что матушка тут, как боец на передовой. Но, увы, защитить он ее не мог, вообще мало чем мог помочь ей. — Махнула на незваного «гостя» четками. «А ну, — говорит, — иди отсюда». Потом ко мне повернулась: «Видишь, отошел». А у меня просто волосы на голове зашевелились… Бывало, и бесноватые к матушке Сепфоре приходили. Если матушка принимала таких людей, то после их ухода звала меня или о.Михаила. Он уже священником был. Приносил ладан, кадило, молились вместе с матушкой. Ну а если рядом оказывался я, матушка поторапливала: «Давай быстро кропило, воду. Кропи все святой водой. Ой-ой, сколько их нанесли сюда. Люди думают, что одни приходят, а за ними табун». Кстати, у православных первая защита, — подхватывает о.Михаил, — совершение крестного знамения. Матушка крестилась очень четко. И говорила нам, что бесы смеются, если мы небрежно его накладываем. Это же символ, которым мы себя ограждаем и защищаем от нечистой силы. А если мы делаем это небрежно, пальцы не доводим до лба или живота, просто машем ими перед лицом, то это никакая не защита. Бес такого знамения не боится. Из воспоминаний схимонахини Анастасии (Марии, монахини Пантелеимоны) о нападениях бесовских: …В родном Киреевске в советское время не было ни одного храма. Ездили в село Панино, нередко – в Тулу, где, как правило, оставались на ночь… Именно там, в Туле, случилось событие, приоткрывшее для монахини Пантелеимоны завесу тайны над зловещим присутствием в мире вездесущих «соседей». В окна уже ночь смотрела. Время было позднее, давала знать о себе дневная усталость. Постелили им в отдельной комнате. …В полночь матушка с трудом разбудила ее: «Пантюш, посмотри, что там бегает? Вроде двое копошатся…» Пантелеимона испуганно посмотрела в темный угол (она мало еще знала, как близка матушка к ангельскому миру). А у самой мысли забегали: «Боже мой, матушке плохо». А та продолжает: «Они четки у меня вырвали. Иди ищи». И тут для Пантелеимоны словно занавес приоткрылся. Целых несколько мгновений она ясно видела злокозненную возню, затеянную в комнате, со страхом наблюдала, как зловещие тени метались от стены к стене. Впрочем, нет, она видела их так же ясно, как себя и матушку… Когда встала, перекрестившись, с постели, картинка поблекла, она перестала видеть незваных «гостей», но всей душой, всей кожей чувствовала присутствие нечистой силы. Искала почти на ощупь, с трудом подавляя страх, доверяясь матушкиным молитвам. Четки нашла в самом неожиданном месте: у противоположной стены за новыми шкафами новомодной тогда мебельной стенки. И долго еще не могла забыть о зловещих пришельцах. Спустя годы в присутствии монахини Пантелеимоны случилось еще одно нападение бесовское на матушку Сепфору. Приехали они в Клыково (это было первое появление матушки в новом монастыре) 5 января – как раз под Рождество. Легли спать, и вдруг раздался громкий стук в окна. С каждой минутой он усиливался. Вскоре громыхало и звенело так, что, казалось, вот-вот стекла вылетят. Матушка позвала ее: «Пантюша, вставай. Молись, детка». Немало времени прошло с той памятной ночи, а до сих пор схимонахиня Анастасия с содроганием вспоминает: «Встали на молитву. Я стою, дрожу как осиновый лист. А матушка – само спокойствие. От одного ее крестного знамения (а налагала она его крепко, словно впечатывала) столько силы исходило! Помолилась, покрестилась, и все затихло. Как будто и не было ничего… Трепетали, боялись ее бесы и при жизни, и после преставления… Помню, принесла я однажды в храм (это в Туле было) с могилки матушки Сепфоры освященное масло. В храме как раз всенощная шла. Ну, я и раздала всем маслице матушкино. А там у нас была женщина бесноватая, Валентина, ей не досталось. И я пообещала принести на следующий день. Ну, обещала – сделала. Вышли мы на водосвятный молебен святителю Николаю, стоим у часовенки. Тут подходит ко мне Валентина. Я протягиваю ей масло, но она вдруг меняется в лице и буквально вопит странным, нечеловеческим голосом: «Ты зачем это сюда привезла? Я боюсь ее! Не люблю! Отойди от меня!» Все на нас смотрят, не понимают в чем дело. Я сначала растерялась, а потом молиться стала: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» Осенила ее крестом и маслом помазала. Она сразу сникла, покраснела: «Простите, матушка. Видите, что он делает во мне?» И взяла масло. Осуждение – «Никогда не смей говорить ни о ком плохо» Схимонахиня Анастасия (Мария, монахиня Пантелеимона): «…Матушка очень не любила, когда порицали кого-то. Она запрещала мне: «Никогда не смей говорить ни о ком плохо. Каждый человек стоит перед Богом. Господь знает, как управить его жизнь. И кто мы такие, чтобы осуждать!»» Пост. О воздержании в пище и постничестве – «Обильная пища не приближает к Богу» Схимонахиня Анастасия вспоминает, какой постницей была схимонахиня Сепфора: — В день перед причастием питалась только просфорой. В Страстную седмицу пищи не вкушала. Ничего, кроме чая. Только чай, и то холодный… У матушки Сепфоры была такая маленькая чашечка, и ела она одну-единственную разливную ложку первого. Любила рыбку соленую. Кусочек съест и чаем запьет. Кстати, чай только назывался так. Чаще всего это была простая вода. Сладкое вовсе не ела. Если приносили что, делила на кусочки. А еще конфетки, печеньица собирала. И видно, освящалось все это сильной молитвой. Потому что замечали мы: угостит матушка больного такой конфеткой (конфеты и всякие сладости называла она «пустячками»), тот съест и исцелится. От простуды ли, от головной, от зубной боли или еще от чего… Была она редкой постницей. Но держала это в тайне. Только те, кто совсем рядом был, видели, какой подвиг она несет. Однако других никогда не позволяла себе неволить, хотя и считала, что обильная пища не приближает к Богу. Чад же своих учила поститься тайно. Еще и потому, что время было такое. Однажды я пожаловалась: «Как быть, матушка? По роду своей работы приходится мне встречаться с большими начальниками. И если уж обедаем вместе, пост не пост, ничего, кроме скоромной пищи, не подают». Она мне и говорит: «Ешь, потом поговеешь. Не показывай себя, чтоб никто не знал». Послушание. Как исполнять послушание Игумен отец Никон. С первой встречи схимонахиня потихоньку — полегоньку начала вразумлять. Учила, как молиться надо, как исполнять послушание: — Вот все, что тебе скажут, исполняй как для Господа. А главное – с Господом надо все время быть. Будешь с Ним, и Он с тобой будет. О Божественной литургии и поведении в храме Схимонахиня Анастасия (Мария, монахиня Пантелеимона) вспоминает, что матушка Сепфора все время напоминала, что, входя в храм, надо благоговейно предстоять Богу, обязательно знать Божественную литургию. И если служба уже началась, не бегать от иконы к иконе, а молиться вместе со всеми. Она рассказывала: «Наш Архипка (блаженный сельский) всегда говорил: «Козы полезли. Тропарей не знают, не читают, че прикладываются?»» Сама она, когда заходила в храм, делала поклоны иконе праздника, Божьей Матери, Кресту, святителю Николаю, иконе «Всех святых». Чадам своим не уставала повторять: «Надо знать Священное Писание, уметь думать над ним, размышлять». Читают, к примеру, Часы. А в это время кто по храму ходит, кто свечи ставит. Она, бывало, сокрушается: «Ты понимаешь, что делается? Идет проскомидия, вынимаются частички за усопших, за живых. Молиться надо, а не «дай я поставлю свечку сама». Это же грех великий. А когда тропарь читаю

Молитва и акафист к старице

Матушка давно уже стала для многих людей спасительницей. Там, на небесах, она продолжает вести свое заступничество за тех, кто к ней обращается. Поэтому существует специальный акафист матушке Сепфоре, благодаря которому верующие могут напрямую с ней говорить. В нем много внимания уделяется ее непоколебимой вере, которая спасала матушку в разных жизненных ситуациях.

Молитвы к матушка Сепфора очень помогают, когда нужно укрепиться в вере своей, а также попросить заступничества. Также существует особое обращение к старице.

Житие матушки Сепфоры в фильме

Много верующих после смерти старицы приезжают в Клыково (монастырь). Матушка Сепфора, чудеса которой при жизни были довольно многочисленны, продолжает это делать и после своей кончины. Это все собирается в виде записей в том месте, где она жила.

Сегодня существует фильм, который повествует об этой сподвижнице нашего времени. Снят он был в 2011 году по инициативе игумена Михаила, являющегося наместником мужского монастыря Спаса Нерукотворного. В нем собрано множество фактов из жизни матушки, советы и наставления. Также проделана большая работа по организации встреч с духовными детьми, которых окормляла матушка Сепфора, а также с ее родными. На основании всего этого и появился данный фильм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]