Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться


Значение слова

Богослужебные книги, принятые в Русской церкви, переведены с греческого свв. Кириллом и Мефодием. При переводе свв. Кирилл и Мефодий столкнулись с отсутствием у славян слов и понятий, обозначающих христианские ценности. Не нашлось точного эквивалента для слова «метанойя» (μετάνοια). Его перевели как «покаяние», или признание совершенных проступков. Греческое значение «метанойя» существенно глубже: изменение, прозрение. Тем самым, речь идет не просто о признании своей греховности, но об изменении жизни.

Чем пока­я­ние отли­ча­ется от рас­ка­я­ния?

В повседневной жизни, как правило, идентифицируются совместимые, но не синонимичные термины — покаяние и покаяние. Судя по тому, что случилось с Иудой (см. От Матфея 27: 3-5), покаяние может быть без покаяния, то есть бесполезным или даже пагубным. Несмотря на свою созвучность в русском языке, в тексте Священного Писания эти термины соответствуют разным корням слов μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) означает «изменить свой образ мышления», изменить свое видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, мелом — заботиться) указывает на смену темы заботы, стремления, заботы. Покаяние, в отличие от покаяния, предполагает глубокое переосмысление всего в корне, изменение не только объекта стремлений и забот, но и качественное изменение самого разума.

Покаяние до начала проповеди Евангелия

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Таковы были первые слова проповеди Иоанна Крестителя, Предтечи Христа. Уже тогда покаяние предполагало начало новой жизни. Приходившие на Иордан к св. Иоанну, признавая грехи и раскаиваясь, одновременно спрашивали, как изменить свою жизнь: «Что нам делать?» Такие вопросы задавали воины, мытари (сборщики налогов). Ответы св. Иоанна также касались образа жизни: «Ничего не требуйте более определенного вам… не клевещите, довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:10).

Покаяние в Православии

По мнению Святых Отцов Церкви, покаяние — это «второе Крещение» или же «обновление Крещения». Водой Крещения христианин омывается от содеянных раннее грехов. Так и слезами раскаяния он омывается от прегрешений. Это преодоление случившегося падения, исцеление от душевных ран и продолжение пути к Богу. Поэтому столь важно понимать, каков смысл покаяния, в чём именно нужно каяться, какая существует православная молитва покаяния.


Молитва покаяния

Метанойя древней Церкви

Переменой образа жизни, ценностей было покаяние в раннем христианстве. Один из наиболее ярких примеров – мытарь Закхей. Его метанойя начинается со смирения. Известный богач совершает действия, совершенно ему не приличные: влезает на смоковницу, чтобы увидеть Учителя – Христа. А когда Господь приходит в дом Закхея, преобразование человека завершается: половину имущества он раздает нищим, кратно возмещает ущерб всем, кого обидел. Поэтому Господь говорит: «Ныне спасение дому сему» (Лк. 19:9)

Полезные материалы

Во время Апостольского служения покаяние также предполагало единство слова и дела. «Что нам делать, мужи братия?» — спрашивали уверовавшие Апостолов после сошествия Св. Духа. Они получали ответ: «Покайтесь, да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа» (Деян. 2:37).

Молодая христианская община сама являла покаяние делом. Новообращенные продавали свое имение, «полагали цену его к ногам Апостолов» (Деян. 5:1), начинали совершенно новую жизнь, не связанную с прежней.

Таким же был образ покаяния во времена гонений на христианство. Из жития св. Севастиана известен эпизод с крещением епарха Хроматия. Священник спросил его:

«Отрекаешься ли от прежних грехов своих?»

На это Хроматий заметил:

«О сем нужно было в начале спросить меня: я облекусь снова в мои одежды и не приму святого крещения до тех пор, пока не отрекусь от грехов моих; примирюсь с тем, с кем имел вражду и возлюблю тех, на кого гневался; кто же на меня гневается, у тех испрошу прощения. Должникам моим прощу все долги, если же сам я у кого взял что-либо силой, тому возвращу сугубо… устрою по воле Бога все мои служебные и домашние дела и тогда скажу с дерзновением: «отрекаюсь от всех грехов моих и приму святое крещение».

Воз­можно ли пока­я­ние после смерти?

Пока­я­ние как сред­ство очи­ще­ния чело­века от скверны греха, сред­ство вос­ста­нов­ле­ния лич­ност­ных отно­ше­ний с Богом воз­можно для чело­века только в рамках земной жизни. Земная Цер­ковь предо­став­ляет ему для этого все необ­хо­ди­мые бла­го­дат­ные дары.

В же чело­век попа­дает в том случае, если не уде­ляет спа­се­нию долж­ного вни­ма­ния или даже прямо про­ти­вится Божьему Про­мыслу о спа­се­нии. Соб­ственно, поэтому ад и ста­но­вится его посмерт­ным при­ста­ни­щем до дня Страш­ного Суда, как зако­но­мер­ный итог доб­ро­вольно выбран­ного им жиз­нен­ного пути.

Несмотря на то, что в аду нет места пока­я­нию (изме­не­нию жизни в соот­вет­ствии с Божьими Запо­ве­дями), там есть рас­ка­я­ние (сожа­ле­ние о совер­шён­ном грехе), и причём очень мучи­тель­ное. Однако рас­ка­я­ние греш­ника в аду — в отли­чие от пока­я­ния пра­вед­ника, сожа­ле­ю­щего о совер­шен­ном грехе прежде всего как о пре­граде к обще­нию с Богом, часто обу­слов­ли­ва­ется ужасом поло­же­ния и сожа­ле­нием об утрате земных благ, а его отно­ше­ние к Богу часто сопро­вож­да­ется оже­сто­че­нием.

Это душев­ное состо­я­ние можно оха­рак­те­ри­зо­вать так: рас­ка­я­ние есть — а любви к Богу нет, и жела­ния жить по зако­нам святых — тоже нет. Полу­ча­ется, что даже если бы он, пре­бы­вая в таком состо­я­нии, и был пере­ве­ден в Цар­ство святых, разве он радо­вался бы там той же радо­стью, кото­рую испы­ты­вают святые? Если Бог ему не нужен, а запо­веди чужды или, что хуже, нена­вистны, что ему делать в Раю?

Соб­ственно рас­по­ло­жен­ность души к аду или Раю без­оши­бочно выяв­ля­ется уже и на част­ном суде. Стало быть, невоз­мож­ность пока­я­ния за гробом нельзя сво­дить к гру­бому юри­дизму, мол греш­ник и рад бы при­не­сти пока­я­ние, да Бог не доз­во­ляет: греш­ник сам запи­рает для себя двери к пока­я­нию, двери к Цар­ству Небес­ному, ещё на земле.

Становление чина покаяния

Покаяние Хроматия – обращение язычника. Но с началом гонений появились христиане, из страха отрекавшиеся от веры. Уже с III в. встал вопрос, как поступать с такими верующими, если они желают обратиться к Церкви. Для этого появился особый чин.

Согласно источникам, уже с III в. покаяние было публичным. Оно включало три этапа:

  • принятие согрешившего в число кающихся;
  • епитимия;
  • возвращение в церковное общение.

На всех этапах важнейшую роль играл священник, согласно слову Евангелия:

«…Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

На первом этапе согрешивший приходил к священнику, который выяснял искренность его намерений. Пресвитер возлагал на него руки с молитвой. Но это было только началом примирения с Церковью. В первый день Великого Поста кающийся, введенный в храм епископом, повергался на землю «в прахе и пепле». О нем молилась община. Епископ произносил обличение.

Затем начинался второй, самый длинный этап – епитимия. Несущие этот подвиг делились на 4 группы:

  • плачущие (во время службы стояли вне церкви, прося молитв о себе);
  • слушающие (стояли в притворе);
  • припадающие (были на богослужении до литургии верных, обязаны были выйти с оглашенными по ее окончании);
  • купностоящие (присутствовали на литургии до конца, но не допускались до Причастия).

Многие дни, а иногда месяцы, даже годы, грешник переходил из одного разряда к другому, пока не оказывался «купностоящим».

Третий этап покаяния наступал после епитимии. Обычно кающиеся вводились в церковное общение на Страстной Седмице, незадолго до Пасхи. Над кающимся произносились молитвы, он опять просил прощения у верных, при всех исповедовал свое отречение, дав обещание исправить жизнь. По возложении рук епископа, человеку прощались его грехи. Теперь он мог приступать к Св. Тайнам.

Укор городам, которые не покаялись, даже став свидетелями явления силы Божией

Мф 11:20–24

…Начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

На что здесь обратить внимание

«Вольный отказ от покаяния — самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие. Он усугубляется тем, что этим людям и этим городам были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей» (Протоиерей Александр Шаргунов).

Тайная исповедь

С середины IV в., когда прекращаются гонения, отступников становится значительно меньше, на первый план выходят другие грехи, связанные с разного рода страстями. Исповедь остается публичной. Но раздаются голоса о соблазнительности такой исповеди для других верных.

Есть мнение, что основной причиной появления тайной исповеди стало постепенное охлаждение горячего религиозного чувства. Уже не для всех исповедь становится «метанойей», когда сделанный грех абсолютно отвергается и может быть легко назван вслух, как не существующий.

Все чаще верующий стыдится называть свои грехи при всех.

Интересный факт

Считается, что на Востоке исповедь оставалась публичной до V в., на Западе – до VII в. Уже с IV в. публичной исповеди подлежали только тяжкие грехи (убийство, святотатство, блуд, кровосмешение, оскорбление власти).

Постепенно начинает осознаваться необходимость кропотливой работы с верующим, его духовными проблемами. Появляются священники-духовники, имеющие специальное благословение епископа на это делание. С IX в., после иконоборческой ереси, в Византии установилась практика совершения исповеди только иеромонахами. Считалось, что монахи, проявившие особую твердость веры, более надежные духовные руководители, чем мирские священники.

Покаяние разбойника на кресте

Лк 23:32–33, 39–43

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. <�…> Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

На что здесь обратить внимание

«Вы думаете, для уничтожения зла, причиненного 47-летнею разгульностию, надо столько же потрудиться в добрых порядках жизни… Нет, это совсем не так. Вычищается все запачканное отвращением от него и безжалостным к себе противодействием ему, с верою, упованием и любовию к Господу. Бывают сии расположения в такой силе, что в одно мгновение все вычищают. Так было с разбойником на кресте. Днесь со Мною будеши в раю, — обетовал ему Господь. А в рай не войдет ничто нечистое» (Святитель Феофан Затворник, 1815–1894).

«Многие грешат и надеются на покаяние перед смертью, указывая на пример благоразумного разбойника. Но способен ли кто на подобный ему подвиг? <�…> “Таков его конец! Каков же будет наш — не знаем и какою смертью мы умрем, не ведаем…” (прп. Феодор Студит). Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься подобно “спутнику Христову”, “мал глас испустившему и велию веру обретшему”? Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» (Святитель Иоанн Шанхайский, 1896–1966).

Таинство Исповеди на Руси

Русь, принявшая Крещение от Византии, сделала попытку перенять и эту традицию. Однако слишком небольшим было число монашествующих, немного было даже белого духовенства. Поэтому исповедь на Руси совершалась как монахами, так и мирскими священниками. Но при этом в X-XVII вв. традицией было абсолютное повиновение духовнику, даже мирскому, подобное тому, как монах повинуется своему старцу.

Интересный факт

До середины XVII в. исповедь в России имела многие черты, сближающие ее с покаянием первых веков христианства.

Например, согласно Требнику 1647 г., кающийся, подобно обычаю III в., вводился в храм иереем. Далее священник «поставит его пред царскими дверьми… в церкви же иерей облечется во священную одежду и возмет Святое Евангелие и Честный Крест и положит на аналой пред Святыми дверми прямо царских врат… Хотяй же каятися входит со страхом и смирением и сердцем сокрушенным, согбены руце к персем имый… и положит руце и главу на аналой, плача со слезами грех своих».

Сама исповедь включала вопросы о всех сторонах жизни. Существовали перечни вопрошаний для мирян-мужчин, женщин, для бояр, царя, монашествующих, священников и пр. Требники до XVII в. не выделяют специально разрешительные молитвы. Ведь все таинство в целом становилось для кающегося «метанойей».

Покаяние — неотъемлемая часть духовной жизни

Под покаянием в Церкви понимают две вещи:

  1. сам процесс покаяния: в виде молитвы или просто состояния души
  2. и следующее за этим внутреннее перерождение души — очищение ее от греха.

В обеих своих формах покаяние — это действительно неотъемлемая часть духовной жизни православного человека. Неотъемлемых сторон вообще много: и участие в богослужениях, и Церковные таинства, и молитва, и соблюдение заповедей… Но о покаянии священники и святые говорят особо — потому что это то делание человека, которое не имеет внешне описываемых правил и о нем можно «легко забыть», соблюдая при этом все остальные правила.

Можно читать каждый вечер и утро молитвы, но не иметь в душе покаяния.

Можно ходить на исповедь, и не иметь на самом деле покаяния.

Можно помогать вообще всем ближним, и тоже — не иметь покаяния.

Иногда монахи и святые даже специально в своих молитвах просили у Бога покаяния — настолько в суете жизни это состояние легко упустить.

Полноценная духовная жизнь человека без покаяния невозможна, потому что покаяние очищает душу. Чистая же душа способна полнее воспринять Благодать Духа Святого. А именно стяжание благодати Духа Святого — это главная цель православного христианина на земле…

«Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил один из самых почитаемых русских святых преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Серафим Саровский.

Исповедь и Причастие

В древней Церкви два таинства не были жестко связаны. Так, житие прп. Марии Египетской (IV в.) рассказывает о том, что она приступила к Причастию после своего личного покаяния перед иконой Богородицы. Нет свидетельств о том, что какой-либо духовник совершал над Марией таинство покаяния.

Интересный факт

Можно было приступать к Св. Тайнам без исповеди на Руси до начала XVIII в. Запрет на Причастие без исповеди был введен только в Синодальный период истории Церкви.

В настоящее время вопрос о связи Исповеди и Причастия обсуждается в церковной среде, однако традиция не принимать Причастия без исповеди сохраняется повсеместно.

Проклятие бесплодной смоковницы

Мф 21:18–19

…Возвращаясь в город, [Иисус. — Прим. ред.] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

На что здесь обратить внимание

«Смоковница проклята за неплодие: знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением и казнит нераскаянных. …Этот поступок дополнял урок, заключавшийся в притче [о неплодной смоковнице, Лк 13:6–9. — Прим. ред.], показывая, что время долготерпения Божьего к грешникам имеет свой срок и конец» (Святитель Иннокентий Херсонский, 1800–1857).

Как сейчас совершается исповедь в храме

Современный чин исповеди сложился с середины XVII в. после литургической реформы патриарха Никона. Он намного короче тех чинопоследований, к которым привыкли наши предки X-XVII вв.

Покаяние и исповедь

Согласно Требнику, необходимо совершать таинство перед иконой Господа. Требник указывает, что верующий при совершении таинства – один, «а не два или многия». Но это правило почти всегда нарушается, так как желающих приступить к таинству, как правило, больше одного.

Сейчас чин включает:

  • начальный возглас священника «Благословен Бог наш…»;
  • так называемое «обычное начало», по мнению литургистов, один из самых древних элементов любого богослужения восходящий к Апостолам. Это Трисвятое, молитвы «Пресвятая Троице», «Отче наш»;
  • псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»);
  • две священнические молитвы;
  • краткое обращение священника;
  • Символ Веры. Его необходимо произнести кающемуся, но на практике часто это делает священник;
  • вопросы к исповеднику;
  • разрешительная молитва. Произнося ее, священник возлагает на кающегося епитрахиль.

в конце таинства поется «Достойно есть» и произносится отпуст. Но так как в большинстве случаев исповедь происходит во время богослужения, чаще всего это не делается.

Как каяться: этапы покаяния

Советы архимандрита Сергия Шевича (1903-1987), имевшего большой пастырский опыт, могут помочь православным понять, когда и как каяться. По мнению отца Сергия, истинный христианин приносит раскаяние о содеянном прегрешение три раза.

Первое покаяние — в момент осознания греха. Очень важно не медлить с этим. Действие греха на душу человека подобно болезни. И если приступить к «лечению» сразу, то грех окажет меньшее разрушительное воздействие на человеческую душу.

«Грех – это болезнь души. Чем дольше оттягивать время обращения к духовному врачу и начала лечения, тем сложнее будет потом справиться со своими духовными болезнями» (Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий).

По окончании каждого дня полезно мысленно перебирать произошедшие события. При осознании греха следует найти причины случившегося, осознать его последствия. Это необходимо, чтобы понять, как правильно в дальнейшем вести борьбу с грехом. Такое ежедневное духовное упражнение помогает повторно принести покаяние Господу. Этому как раз способствуют покаянные молитвы из вечернего молитвенного правила.

«Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее покаяние требует от христианина волевых усилий. Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить внимательную христианскую жизнь» (диакон Павел Сержантов).

В третий раз покаяние приносится во время Таинства Исповеди, когда христианин рассказывает принимающему исповедь священнику о своем грехе. В этот момент человек вновь переживает чувство стыда о содеянном и высказывает свое желание больше не грешить.

«Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека» (игумен Нектарий Морозов).

Как покаяться в своих грехах

Покаяние предполагает изменение образа мыслей и образа жизни. Согласно православному пониманию, словесная исповедь – лишь один из этапов покаяния. Сама «метанойя» — процесс, в котором выделяют:

  • раскаяние, то есть осознание своего падения. Этот этап необходим, но «застревание» на нем может привести к отчаянию от зрелища своих грехов. Самый яркий пример раскаяния без покаяния – Иуда, предавший Христа и от отчаяния совершивший самоубийство;
  • обращение к Богу, то есть поиск помощи Господа в преодолении своего падения;
  • собственно словесное исповедание грехов перед священником;
  • разрешение грехов, исходящее через священника от Самого Бога;
  • освобождение от грехов, укрепление в доброделании, то есть собственно изменение жизни. Этот этап требует постоянной помощи Божией, многие опытные духовники говорят, что человеку необходимо не столько своими силами пытаться справиться с грехом, сколько показать желание, произволение измениться.

    Аналой, Евангелие и Крест

Как соотносятся понятия «душа», «совесть» и «покаяние»

«Душа живая», дыхание жизни – дар Бога человеку, сотворенному «из праха земного» (Быт.1:7). Голос души – совесть человека. Как писал апостол Иоанн Богослов, «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог? потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (Ин.3:20).

Подобно телу, требующему пищи и одежды, душе также необходимо удовлетворять ее потребности. Основная из них – потребность в общении со своим Творцом, Богом. Если человек удаляется от этого общения, он чувствует обличения совести – образа Божия в душе. Тогда человеку необходимо покаяние. Св. отцы советуют при подготовке к нему руководствоваться именно обличениями совести, но предостерегают, что совесть может умереть у человека, подавленная множеством мирских попечений.

Каждодневное исповедание грехов в домашней молитве

В молитвословах в числе вечерних молитв есть «Исповедание грехов повседневное». Кроме того, опытные духовники советуют проверять свою совесть по 3 молитве вечернего правила, 4 молитве перед Причащением.

Может ли покаяние исправить прошлое

Покаяние, конечно, не изменяет события прошлой жизни человека – «сделанного не воротишь». Но оно меняет отношение к этим событиям и, при помощи Божией, дарует силы на преодоление последствий сделанных грехов.

Что есть покаяние, а что таковым не является

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

(Лк. 15,17-20)

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

Отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением», «обновлением Крещения». Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению – покаянию – человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.
Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.

Само слово «покаяние»[1] означает кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, перемену жизни, отрицание греха всем сердцем. Другими словами, мы должны осознать всем своим существом, что путь греха, по которому мы шли, ведет к погибели. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то болоте, далеко от родного дома. Нам следует остановиться и сказать себе: «Куда мы идем? Это же безумие! У нашего Отца роскошный дворец, где все радует глаз, а мы сидим в трясине!» Мы должны найти в себе решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев.

Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле. Священномученик Косма Этолийский[2] говорит: «Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не покаешься на деле». То есть если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным. Оно даже не является покаянием в полном смысле слова.

Многие люди с готовностью подходят к духовнику, удрученные тяжестью психологических и других проблем. Они исповедуются со слезами и дают обещания, что больше не вернутся к греху, что изменят свою жизнь и т.д. Но насколько глубоко такого рода покаяние? Оно не должно ограничиваться взрывом эмоций. Требуется время, труд, навык в добродетели и борьба с грехом при содействии благодати Божией. При этом покаяние осуществляется подспудно, тайным образом, в душе человека. Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит…

(Мк. 4,26-28).

Как мы уже сказали, покаяние невозможно без благодати Божией. Человек, пребывая во тьме греха, не понимая, насколько прекрасна жизнь в Боге, не может ощутить разницы между греховной жизнью мира и святой жизнью Церкви. Только когда благодать Божия всеет в его сердце семя Божественной любви, он сможет увидеть свою духовную несостоятельность. Солнечный свет, проникая в темную комнату, освещает все. Так и благодать Божия открывает нам опустошенность наших душ, обнажает наши страсти, наши грехи. Потому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое». Истинное покаяние – безопасный путь, ведущий в Царствие Божие.

Что такое исповедь

Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед духовником, – это само Таинство. Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.

Например, многие считают, что исповедь – это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к Таинству Покаяния? Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед «наказанием» от Бога; третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако все это имеет слишком отдаленное отношение, или вовсе не имеет, к исповеди и покаянию.

Исповедь, говоря иными словами, – это очищение души от яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как очистить желудок. Так же и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены.

Можно привести и другой образ. Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти[3].

Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.

В этой связи стоит отметить, что если в западных христианских вероисповеданиях на исповеди, формальной и законнической, духовник и кающийся разделены друг от друга некоей ширмой, то в Православной Церкви исповедь осуществляется в непосредственном общении с духовенством, она возможна под духовным руководством, при личных контактах между духовным отцом и его чадами. Надо сказать, что многие исповедуются по обстоятельствам, там, где найдут духовника, и всякий раз у разных священников. Однако следует помнить, что здесь происходит то же самое, что и при телесных болезнях. Если каждый раз менять врача, то и лечение не может быть полноценным. Наш духовник – это единственный, кто знает «историю болезни», наши прежние прегрешения, особенности течения заболевания, – он один может нам эффективно помочь.

Другие люди приспособились, как говорят, иметь «две двери». У них есть постоянный духовник, но когда совершается что-то особо тяжкое, от стыда они избегают исповедоваться своему батюшке и идут к кому-то другому. Такое поведение, конечно, является ребячеством и насмешкой над Таинством. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного покаяния.

Итак, необходимо стремиться к тому, чтобы иметь одного духовника, тогда наш путь будет безопаснее. Конечно, бывают ситуации, когда приходится менять священника. Но на это нужно решаться с большой осторожностью, рассудительностью, а главное, после внимательного исследования внутренних причин, побуждающих к подобной перемене.

Евангелие о покаянии

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши» (Евангелие от Иоанна, 8:2-12)

«Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Евангелие от Матфея 9: 9-13).

«…Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:3-7).

«Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»

Лк 6:41–42

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

На что здесь обратить внимание

«Чтобы быть обличителем чужих пороков, надо самому быть беспорочным… Надо предварительно исправиться самому и потом уже, руководствуясь своим опытом, научить и брата, как ему избавиться от его грехов» (Толкователь Евангелия Борис Гладков, 1847–1921).

Проповедь на горе, Хенрик Олрик

Святые отцы о покаянии

«В отношении деятельной жизни, мы без покаяния не можем сделать ничего достойного; но Господь много милует нас за намерение наше. Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и погрешит, спасется за понуждение себя; ибо сие Господь обещал в Евангелии». (Прп. Марк Подвижник)

«…Умершее тело не восстает человеческой силой, а умершая душа восстает через покаяние». (свт. Иоанн Златоуст)

«…Если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех». (прп. Ефрем Сирин)

«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений… Кающийся есть непосрамленный осужденник… Покаяние есть очищение совести» (прп. Иоанн Лествичник)

«Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться» (прп. Паисий Святогорец)

Каждая испо­ведь — сту­пень

В раз­ре­ши­тель­ной молитве, кото­рую свя­щен­ник читает над каждым чело­ве­ком инди­ви­ду­ально, есть такие слова: «При­мири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ пока­я­ния…» То есть время для пока­я­ния вроде уже кон­чи­лось, вроде чело­век испо­ве­дался, а просит Гос­пода, чтобы подал ему образ пока­я­ния. А почему? Потому, как гово­рят святые отцы, что, когда чело­век входит в темную ком­нату, он вна­чале не видит ничего, а потом глаза отды­хают, он начи­нает раз­ли­чать круп­ные пред­меты, потом более мелкие, а если осве­тить ком­нату, то он будет еще более подробно всё видеть – от испо­веди к испо­веди чело­век духовно про­зре­вает.

Каждая испо­ведь – есть сту­пень для сле­ду­ю­щего этапа. Гос­подь потом ещё откры­вает, ещё, по частям. Сна­чала – самое глав­ное, замет­ное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспо­ми­на­ется то, как чело­век согре­шил. Это и есть тот труд пока­ян­ный, кото­рый совер­шает чело­век, ста­ра­ю­щийся изба­виться от грехов.

Борьба с грехом

Свт. Феофан Затворник писал, что необходимо, прежде всего, возненавидеть грех. Но этого мало. Необходима Божия помощь для преодоления прегрешения и его последствий. Для этого нужно таинство покаяния.

Вместе с тем, следует понимать, что борьба с греховными страстями занимает целую жизнь. Известен рассказ об авве Сисое, которому духовный сын пожаловался: «Что мне делать, авва? Я пал!» Прп. Сисой ответил брату: «Если ты пал, то встань!» «Но, отец, я встал и снова пал!» — «И снова вставай!» Спросив, сколько же времени будет продолжаться падение и покаяние, брат получил ответ: «Пока не будешь взят отсюда добрым или худым».

Притча о двух сыновьях

Мф 21:28–32

У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

На что здесь обратить внимание

«Не будем делать поспешных и опрометчивых выводов вроде того, что блудницы и стяжатели вообще лучше людей благочестивых. Речь идет о том, что они, чувствуя, что живут дурно, способны покаяться, каются. А вот “благочестивцы” просто не заглядывают к себе в душу; они раз навсегда уверовали в собственную праведность, коль скоро ими соблюдаются некоторые требования» (Марина Журинская, 1941–2013).

Полностью комментарии Марины Журинской на эту и следующую притчи Христовы можно прочесть здесь.

Уроки покаяния из Священного Предания

Предание рассказывает о множестве случаев искреннего покаяния и совершенного изменения жизни уже в первом веке существования христианства.

Покаяние Апостолов

Один из самых яркий примеров покаяния – ап. Петр. Великий Апостол, почитаемый одним из «столпов Церкви», многие годы переживал свое отречение от Учителя. Покаянный настрой так глубоко проник в жизнь Петра, что он не мог без слез раскаяния слышать пения петуха.

«Извергом» и «наименьшим из Апостолов» называл себя великий Павел – «Апостол языков». Он всегда помнил, что был гонителем христиан, обращенным Самим Господом.

Покаяние святых

Один из самых поразительных – покаянный подвиг блудницы Марии. Раскаяние и доверие Господу сделало ее великой подвижницей, известной как Мария Египетская.

Святая преподобная Мария Египетская

Но путь изменения себя непрост. На нем встречают кающегося многие искушения, а потому так важно приписывать свое изменение не своим усилиям, а Господу. Житие Иакова отшельника (память 4 марта) дает пример как падения, так и восстания силой Божьей.

Св. Иаков, много лет живя в пустыне, стяжал дар прозорливости и исцелений, даже изгонял бесов. Изгнав однажды нечистого из юной отроковицы, старец возмечтал о собственной святости. Тотчас благодать Господа оставила его. Монах, девственник от чрева матери, сначала пал с девицей, затем, испугавшись огласки, убил ее. Впав в отчаяние, монах, погубивший свой подвиг, вернулся бы в мир. Но убеждения братий подействовали на грешника. Не было и воли Божией ему погибнуть. Затворившись, монах долгие годы молил о прощении. А через 10 лет инок получил извещение о помиловании. Он снова стал чудотворцем, но уже никогда не приписывал чудеса своим подвигам.

Притча о злых виноградарях

Мф 21:33–43

Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

На что здесь обратить внимание

«Нам дан от Бога виноградник — этот мир, который нам было велено возделать, освятить, который мы должны были ввести в Божественную святость, исполнить присутствием Святого Духа… А мы этот мир взяли в собственность и действуем в этом мире, как те недостойные работники Божии. Приходящего к нам с вестью о правде мы отвергаем… холодностью, безразличием, тем, что отворачиваемся от вестника Божия и говорим ему: “Уйди! Умри, будто тебя никогда и не бывало!”

И когда к нам обращается Спаситель Христос со спасительной вестью — разве мы каемся? Мы умиляемся тому, что мы видим на Страстной седмице, тому, что читаем в Евангелии, — но разве мы меняемся так, чтобы все стало ново в нас? Разве мы не даем Ему умереть, так, как заставили Его умереть люди около двух тысяч лет тому назад?» (Митрополит Сурожский Антоний, 1914–2003).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]